рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Контрольная работа: Земельные правоотношения

В 1937-1940 гг. осуществлялись первые мероприятия по социалистическому преобразованию западных областей Белоруссии, в том числе национализации земли, конфискации помещичьих земель, земель монастырей, уничтожения крупного землевладения чиновников и ликвидация на этой основе безземелья и малоземелья значительной части крестьянства. В основу земельных преобразований был положен Декрет о земле от 26 октября (8 ноября) 1917 г., а также Общие начала землепользования и землеустройства.

В Декларации Народного собрания Западной Белоруссии "О конфискации помещичьих земель", которая была принята 30 октября 1939 г., было установлено, что "Белорусское народное собрание, руководствуясь интересами трудящихся масс, провозглашает на территории Белоруссии конфискацию без всякого выкупа помещичьих земель, земель монастырей, земель крупных государственных чиновников со всем их живым и мертвым инвентарем и усадебными постройками. Отныне вся земля Западной Белоруссии с ее Недрами, а также леса и воды объявляются общенародным достоянием, т.е. государственной собственностью".

В Декларации закреплялся принцип, в соответствии с которым землей должен пользоваться тот, кто трудится на ней, кто сам обрабатывает землю. В первые годы существования нового строя в западных областях Белоруссии начали возникать колхозы, созданы совхозы и другие новые организационно-правовые формы ведения сельского хозяйства. Законодательно были определены предельные нормы землепользования граждан и крестьянских дворов в зависимости от областных и районных условий. Следует отметить, что земельные преобразования в западных областях нe были завершены - началась Великая Отечественная война [12, с.45].

Земельное законодательство довоенного периода урегулировало и отношения, связанные с мелиорированием земель и организацией их рационального использования. Постановлениями СНК БССР и ЦК КП (б) Б от 8 апреля 1940 г. "О мероприятиях по улучшению мелиоративного строительства в БССР" был намечен ряд мер, которые были направлены на осушение земель и дальнейшее освоение заболоченных земель. СНК БССР и ЦК КП (б) Б утвердили план мелиоративных работ, наметили объемы земельных работ в мелиоративном строительстве. Накануне Великой Отечественной войны, 15 января 1941 г., СНК БССР впервые утвердил правила эксплуатации и охраны водно-мелиоративных систем и сооружений и использования осушенных земель колхозами для расширения посевных площадей и сенокосов.

Земельное законодательство в период Великой Отечественной войны было направлено на вовлечение в оборот дополнительных площадей сельскохозяйственных земель, повышения эффективности новых земель, получение продовольствия для нужд населения и армии. В сферу хозяйствования были вовлечены залежные земли, земли государственного запаса. На время войны совнаркомам союзных республик было предоставлено право разрешать предприятиям, учреждениям и воинским частям, при отсутствии свободных городских земель и земель запаса, использовать неиспользуемые земли колхозов для производства посевов.

Земельное законодательство в послевоенный период, как и другие отрасли законодательства, способствовало восстановлению земельных правоотношений, колхозного строя. В сентябре 1945 г. СНК БССР наметил неотложные меры по восстановлению осушительных систем и освоению ранее осушенных земель. Особое внимание было уделено охране земель сельскохозяйственного назначения [8, с.41-43].

Как известно, в годы Великой Отечественной войны ряд земель колхозов и совхозов оставались необработанными. Поэтому тем сельскохозяйственным предприятиям, которые имели достаточные трудовые и материальные ресурсы, было разрешено использовать неиспользуемые сельскохозяйственные угодья сельскохозяйственных предприятий.

Среди первоочередных мероприятий в послевоенные годы стояло осуществление землеустроительных работ, а также восстановление границ землепользовании колхозов и совхозов, восстановление мелиоративных систем, вовлечение в оборот ранее мелиорированных земель.

В восточных областях, освобожденных районах Витебской, Могилевской, Гомельской и Полесской областей БССР, восстанавливалось колхозное и совхозное землепользование. В западных областях осуществлялась коллективизация сельского хозяйства, устанавливаюсь приусадебное землепользование для членов колхозов и крестьян-единоличников, не вступивших в колхозы. Одновременно производилось укрупнение колхозов, что влекло изменение их земельных территорий.

Начиная с 1955 г. в правовую систему возвращены обязательный государственный учет земель, их распределение по угодьям и землепользователям, а также государственная регистрация всех землепользовании на основе единой системы. Устанавливается порядок возбуждения и рассмотрения ходатайств об отводе земельных участков для государственных, общественных и других надобностей [12, с.47].

4. История развития земельных отношений и земельного законодательства Беларуси В 1968-1990 гг.

В 1968-90 гг. происходит обновление всей системы законодательства, в том числе и земельного. В декабре 1968 г. приняты Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик.

Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик приняты 13 декабря 1968 г. и введены в действие с 1 июля 1969 г. Они сделали земельное право кодифицированным. На базе Основ во всех союзных республиках были разработаны и приняты земельные кодексы союзных республик. В развитие Основ создавались общесоюзные и республиканские акты. Основы земельного законодательства 1968 г. включали в себя 50 статей, объединенных 11 разделами.

Они положили начало обновлению и совершенствованию земельного законодательства и права как в целом в СССР, так и в Белорусской ССР.

Важнейшими новеллами правового урегулирования земельных отношений являлись;

установление целей и задач правового урегулирования - научно-обоснованного, рационального использования всех земель и их охраны, повышение плодородия почв;

определение предмета правового регулирования земельных отношений;

классификация единого государственного земельного фонда на шесть категорий: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, транспорта, курортов, заповедников и иного несельскохозяйственного назначения; земли государственного лесного фонда; земли государственного водного фонда; земли государственного запаса;

выделение в составе государственного земельного фонда новых категорий земель (например, горного, водного фонда);

закрепление права исключительной государственной собственности на землю;

расширение круга субъектов права землепользования;

более четкая регламентация полномочий союзных республик в области регулирования земельных отношений;

отнесение к ведению союзных республик значительного числа земельных вопросов.

Основы явились актом, объединяющим земельное законодательство.

С принятием Основ началось и обновление законодательства в Белоруссии.24 декабря 1970 г. Верховный Совет БССР утвердил Земельный кодекс БССР. До этого времени действовал устаревший, но формально не отмененный Кодекс Белорусской ССР 1925 г. Кодификация земельного законодательства Белорусской ССР была осуществлена на базе Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик. Земельный кодекс БССР 1970 г. состоял из 12 разделов, 143 статей. Данный кодекс повторил структуру Основ, предусмотрел только общие правила регламентации земельных отношений. Вместе с тем в ЗК 1970 г. содержались специальные нормы (ст.6 и ст.7), разграничивавшие компетенцию Союза ССР и Белорусской ССР в области регулирования земельных отношений. Общим принципом такого разграничения является положение о том, что вне пределов, указанных в Конституции, союзная республика самостоятельно осуществляет государственную власть на своей территории. Ведению Белорусской ССР в области регулирования земельных отношений подлежали:

распоряжение в пределах республики единым государственным земельным фондом;

установление перспективных планов его использования;

установление порядка пользования землей и организации землеустройства;

принятие планов по мелиорации земель, борьбе с эрозией почв;

осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель;

регулирование земельных отношений по другим вопросам, не отнесенным к компетенции Союза ССР.

Право на получение земли в пользование закреплялось за колхозами, совхозами, другими сельскохозяйственными государственными, кооперативными, общественными предприятиями, организациями и учреждениями, промышленными, транспортными и другими несельскохозяйственными государственными предприятиями и организациями, а также гражданами.

Земельное законодательство этого периода основывалось на принципе бесплатного землепользования, причем безвозмездность была основой отношений не только между землепользователями и государством, но и между самими землепользователями, когда один предоставлял часть своих земель другому в случаях и порядке, разрешенных законодательством.

В пользовании граждан в соответствии со ст.13 Конституции БССР могли находиться земельные участки, предоставляемые в установленном законом порядке для ведения подсобного хозяйства (включая содержание скота и птицы), садоводства и огородничества, а также для индивидуального жилищного строительства. Объем земельных прав граждан, как и размеры предоставляемых им земельных участков, были тесно связаны с их трудом в общественном производстве, местом проживания, условиями землепользования и составом отводимых гражданам земель. Причем любое использование земли осуществлялось на основе исключительной государственной собственности на нее.

Земля, как говорилось в ч.2 ст.3 ЗК БССР 1970 г., состоит в исключительной собственности государства и предоставляется только в пользование.

Постепенно осуществлялась кодификация водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, нормы которых урегулировали и отношения, связанные с использованием соответствующих земель: лесного фонда, водного фонда и др. В них содержались законоположения, регулирующие права землепользователей, осуществляющих использование вод, недр, лесов, устанавливающие природоохранные требования. В БССР были приняты соответствующие кодексы [12, с.51].


5. Земельная реформа в республике Беларусь (1991-2002 гг.)

Земельная реформа - это изменение земельного правопорядка, существовавшего до 1991 г. Она явилась составной частью экономических реформ. Предпосылками ее стали преобразования отношений собственности, в том числе и земельной собственности. Предпосылкой проведения земельной реформы в Республике Беларусь явилось провозглашение 27 июля 1990 г. государственного суверенитета, а также принятие новой Конституции. Важнейшим направлением земельных преобразований в Республики Беларусь явилось изменение земельного устройства на основе ликвидации исключительной собственности государства на землю и постепенного перехода от национализации к денационализации земли.

Постепенно процесс земельных преобразований затронул и другие сферы земельного правопорядка, в том числе путем проведения таких преобразований, как:

приватизация земель;

закрепление права собственности на землю за Республикой Беларусь, юридическими лицами и гражданами;

расширение круга прав на землю и форм ее использования;

вовлечение земельной недвижимости в гражданский оборот;

введение платности землепользования и ряд других.

В основе земельной реформы - изменение законодательства и правового регулирования земельных отношений. Особенностями проведения земельных преобразований в Республики Беларусь явились следующие. Во-первых, реформирование земельного строя и земельных отношений было постепенным. В его основе - развитие как общего законодательства о приватизации, собственности, рынке недвижимости, налогах, так и специального законодательства о земельных ресурсах, земельной собственности, формах использования земель, их охране. Во-вторых, земельная реформа, будучи связанной с осуществлением аграрных преобразований, несколько опережала последние. Радикальные изменения производственных отношений в аграрном секторе экономики начались позже начала проведения преобразования земельных отношений.

Первые нормативные правовые акты земельных преобразований были приняты тогда, когда Республика Беларусь была одной из союзных республик бывшего Союза ССР. В 1990 г. приняты Закон о собственности в СССР, а также Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о земле, которые положили начало земельных реформ в бывшем Союзе ССР и БССР.

Начало новому реформированию земельного законодательства в Республике Беларусь было положено Основами земельного законодательства Союза ССР и республик 1990 г. Новый закон в отличие от прежних Основ земельного законодательства:

предусмотрел наряду с правовым титулом хозяйственного использования земли - правом землепользования, титул землевладения;

закрепил землю в качестве народного достояния;

уточнил состав единого государственного земельного фонда;

установил возможность аренды земель;

урегулировал ряд иных земельных отношений.

Основы законодательства о земле хотя и не предусмотрели частную собственность на землю, но закрепили такую новеллу для земельного правопорядка, как институт землевладения, возможность передачи земли по наследству, разрешили аренду земли и предусмотрели плату за землю.

Постановлением Верховного Совета Белорусской ССР от 11 декабря 1990 г. с 1 января 1991 г. введен в действие первый пореформенный Кодекс о земле.

Преамбулой данного Закона перед законодательством поставлены новые цели: создание условий для рационального использования и охраны земель, воспроизводства плодородия почв, сохранение и улучшение природной среды, равноправное развитие всех форм хозяйствования [12, с.53].

Земельная реформа в рассматриваемый период проводилась на основании законов Республики Беларусь:

Об аренде (1990 г);

О платежах за землю (1991 г);

О крестьянском (фермерском) хозяйстве (1991 г);

Об охране окружающей среды (1992 г);

О праве собственности на землю (1993 г);

Об особо охраняемых природных территориях и объектах (1994 г);

Об объектах, находящихся только в собственности государства (1998 г);

О личных подсобных хозяйствах граждан (2002 г) и ряда других.

Процесс приватизации земель потребовал создания адекватного организационного, экономического и правового механизма его осуществления. Принимаются законодательные акты, регламентирующие вопросы:

порядка передачи земельных участков, находящихся в государственной собственности, в собственность граждан;

выкупа земельных участков, находящихся в частной собственности граждан, местными Советами депутатов;

порядка передачи земельных участков, находящихся в частной собственности, в залог для получения банковского кредита;

аренды земель.

Указами Президента Республики Беларусь от 2 сентября 1998 г. и 22 декабря 2000 г. утверждаются Положения о порядке передачи земельных участков в собственность юридических лиц (их собственников).

Земельное законодательство постепенно расширяет круг целей и форм использования земель гражданами и юридическими лицами, объем правомочий землепользователей, землевладельцев и собственников земли, предусматривает судебную форму защиты их прав. Приоритетное значение придается землям сельскохозяйственного назначения. Они закрепляются в собственность государства.

Устанавливается новый порядок изъятия и предоставления земель. Принимается новое законодательство в области использования и охраны лесов и земель лесного фонда, вод и земель водного фонда, недр и использования земель для добычи полезных ископаемых,

В рассматриваемый период разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты, направленные на рациональное использование земли и ее охрану как важнейшего компонента окружающей среды.

Современное земельное законодательство решает широкие социальные задачи. Оно утвердило себя в качестве ведущего в системе законодательства о природных ресурсах и базируется на Конституции Республики Беларусь, которая принята на Республиканском референдуме 24.11.1996 г. Основой развития земельного права как отрасли права и законодательства является Кодекс о земле 1999 года, сконцентрировавший наиболее важные земельно-правовые нормы [12, с.55].

Задача.

Кудрин, получив разрешение на отвод ему земельного участка в размере 0,03га для строительства гаража, самовольно захватил из земель сельхозкооператива "Колос" 0,5га и засадил его картофелем.

Имеется ли в действиях Кудрина состав земельного правонарушения?

Решите вопрос о привлечении Кудрина к ответственности за нарушение земельного законодательства.

Решение задачи.

В действиях Кудрина безусловно имеется состав земельного правонарушения.

Земельное правонарушение - виновное, противоправное действие или бездействие, посягающее на земельный правопорядок и наносящее вред государственным или частным интересам собственников, владельцев или пользователей, в том числе арендаторов земли.

Рассмотрим состав совершенного Кудриным земельного правонарушения:

А) Объект - права и охраняемые законом интересы сельхозкооператива "Колос", земля, находящаяся в его собственности;

Б) Субъект - Кудрин (физическое лицо, гражданин Республики Беларусь);

В) Субъективная сторона - прямой умысел Кудрина;

Г) Объективная сторона - действия, совершаемые в активной форме, а именно самовольный захват земли сельхозкооператива "Колос".

Кудрин должен быть привлечен к административной ответственности за совершенное земельное правонарушение (самовольный захват земельного участка) в соответствии со ст.47 КоАП Республики Беларусь, что влечет наложение штрафа в размере от 1 до 3-х минимальных заработных плат. Также в соответствии со ст.159 Кодекса Республики Беларусь о земле он должен вернуть самовольно захваченный участок земли с приведением его за свой счет в пригодное для использования состояние сельхозкооперативом.

В соответствии со ст.160 Кодекса Республики Беларусь о земле Кудрин также обязан возместить вред, причинённый им сельхозкооперативу "Колос" в результате самовольного захвата земель, принадлежащих сельхозкооперативу "Колос". Согласно ч.1 ст.933 Гражданского кодекса Республики Беларусь Кудрин должен возместить имущественный вред сельхозкооперативу "Колос" в полном объеме (стоимость недополученной продукции, иных доходов, которые сельхозкооператив получил бы при отсутствии нарушения земельного законодательства Кудриным).


Список использованных источников

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями), принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года // Консультант Плюс Беларусь/ООО "ЮрСпектр", Национальный центр правовой информации Республики Беларусь - Минск, 2005.

2. Гражданский кодекс Республики Беларусь // Консультант Плюс Беларусь/ООО "ЮрСпектр", Национальный центр правовой информации Республики Беларусь - Минск, 2005.

3. Кодекс Республики Беларусь о земле // Консультант Плюс Беларусь/ООО "ЮрСпектр", Национальный центр правовой информации Республики Беларусь - Минск, 2005.

4. Кодекс Республики Беларусь о недрах // Консультант Плюс Беларусь/ООО "ЮрСпектр", Национальный центр правовой информации Республики Беларусь - Минск, 2005.

5. Водный кодекс Республики Беларусь // Консультант Плюс Беларусь/ООО "ЮрСпектр", Национальный центр правовой информации Республики Беларусь - Минск, 2005.

6. Лесной кодекс Республики Беларусь // Консультант Плюс Беларусь/ООО "ЮрСпектр", Национальный центр правовой информации Республики Беларусь - Минск, 2005.

7. Вишневский А.Ф. Очерки истории государства и права Республики Беларусь (1917-1973 гг.). - Минск, 1995.

8. История государства и права Белорусской ССР (в двух томах). Том 2 (1937-1975 гг.). - Минск: Наука и техника, 1976.

9. Круталевiч В.А., Юхо I. A. Гiсторыя дзяржавы i права Беларуci (1917-1945 гг.). - Минск: Беларуская навука, 1998.

10. Очерки по истории государства и права БССР. - Минск, 1958.

11. Очерки по истории государства и права БССР. Вып.2. - Минск, 1963.

12. Станкевич Н.Г. Земельное право: Учебное пособие. - Минск: Книжный Дом, 2003.

13. Юхо И.А., Сокол Л.К. Учебное пособие по истории государства и права Республики Беларусь. - М., 1994.


Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.