рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Контрольная работа: Земельные правоотношения

По указу от 29 мая 1911 г. землеустроительные комиссии получили право принудительно - в целях ликвидации чересполосицы - выделять крестьянам землю в одном участке и таким образом толкать их к переселению на хутора. К 1915 г. в Могилевской губернии вышли из общины 56,8%, а в Витебской 28,9% хозяев. Всего в этих двух губерниях закрепили землю в личную собственность 48% общинных дворов (против 22% в целом по России).

На реализацию реформы в Белоруссии и Литве определенный отпечаток наложил открыто великодержавный, по сути колониальный курс политики царизма, который при Столыпине проявился в дополнительных мерах по насаждению здесь русского землевладения. За счет казенных земель здесь был создан специальный, фонд для русских переселенцев. Соответствующую политику должен был проводить и Крестьянский банк. В результате в 1907 - 1912 гг. только в Гродненской губернии русские поселенцы при помощи банка купили у помещиков "польского происхождения" почти 28 тыс. десятин земли, а сам банк в этих же целях приобрел более 13 тыс. десятин.

Хуторское хозяйство широко пропагандировалось в печати. Создавались показательные хутора, которые обеспечивались” сортовыми семенами, саженцами плодовых деревьев, породистым скотом, минеральными удобрениями, усовершенствованным инвентарем, машинами и др. В Виленской губернии до конца 1914 г. было организовано 387 показательных хозяйств на площади около 5,6 тыс. десятин. Такие же хозяйства создавались и в других белорусских губерниях. Для перенимания их опыта организовывались экскурсии крестьян как в пределах Белоруссии, так и в других краях, например в Финляндии. На все это отпускались немалые средства.

С целью интенсификации сельского хозяйства, повышения культуры земледелия и животноводства, их технической оснащенности в период реформы землеустроительными комиссиями и земствами принимались меры по укреплению агрономической, зоотехнической, ветеринарной службы, организации точек продажи и проката усовершенствованных сельскохозяйственных машин и оборудования, складов минеральных удобрений, семян, "заводов" племенного скота и т.д. Количество агрономов в Витебской губернии в 1909-1913 гг. увеличилось с 3 до 169 человек.

За 10 лет осуществления реформы на надельной, казенной и купленной банком земле в 5 западных губерниях было создано более 12,8 тыс. хуторов, которые заняли площадь около 1,4 млн. десятин. Процент созданных в Белоруссии хуторов (12) был выше, чем в 1 России в целом (10). Хуторизация постепенно набирала - темпы: из всех хуторов, что возникли здесь до 1915 г., около 2/3 появились в 1911-1914 гг.

Однако эффективность всей отмеченной деятельности в целом была невысокой по причине бедности и неграмотности преобладающего большинства крестьян. Единственное, что реально дала бедняцкой массе столыпинская реформа, это возможность продать свой надел и избавиться таким образом от опеки сельской общины, а значит, и от кабалы местного помещика, ростовщика, кулака. Реформа открыла для полупролетарского населения деревни свободу выбора занятий, поиска более выгодного места и условий продажи своей рабочей силы, а для зажиточных крестьян - более широкие возможности для интенсификации хозяйства. В выигрыше оставались и помещики, которые сохранили своя имения. В тяжелом положении оказались только те из них, кто вел хозяйство путем кабальных отработок.

Особенно крепкий удар по последним нанесла отмена запрета на переселение крестьян в азиатскую часть России. Более того, чтобы притупить острие аграрного вопроса в европейской России, правительство принимало определенные меры для поощрения переселенцев. С этой, целью выделялись средства на проезд, краткосрочные займы и безвозвратная денежная помощь, обеспечивались специальные, поезда, готовились пункты приема и распределения переселенцев, нарезались участки и т.д.

За 1904-1914 гг. из пяти западных губерний переселились 368,4 тыс. человек, из них около 70% -в 1907 - 1909 гг. Пик переселения (102,5 тыс) падает на 1909 г., когда крестьяне лишились последней надежды получить бесплатно помещичью землю на родине с помощью Государственной думы. Абсолютное большинство переселенцев (до 77%) составляли безземельные и малоземельные крестьяне. Соблазнившись широко разрекламированными сибирскими просторами и выгодами, льготами и правительственной помощью переселенцам, они нередко за бесценок распродавали свое имущество и выезжали в Сибирь.

Однако помощь со стороны правительства была мизерной. Чиновническо-бюрократическая система не смогла надлежащим образом организовать переселения. Нередко участки земли отводились в местах, далеких от дорог и водоемов. Во многих местах отсутствовала медицинская помощь, что приводило к массовым заболеваниям в суровом крае. В связи с этим некоторые переселенцы были вынуждены возвращаться назад. Всего за 1907 - 19Г4 гг. в Белоруссию вернулись 36,5 тыс. (около II%) переселенцев - совсем обедневших людей, которые потеряли последние средства и надежды обзавестись своим хозяйством.

Именно горький опыт многих тысяч переселенцев, который не скрывался в тогдашней печати, привел к резкому сокращению количества переселенцев в 1910 - 1914 гг. Начало первой мировой войны прервало реализацию столыпинской реформы. Однако и те мероприятия, которые были проведены, в значительной степени содействовали развитию капиталистических отношений, в сельском хозяйстве Белоруссии.

Существенно ускорился процесс распада феодальной и роста буржуазной земельной собственности. В 1911 - 1914 гг. дворяне, чиновники, офицеры продали в пяти западных губерниях 1514 тыс. десятин земли. Из них крестьяне купили 714,1 тыс., а купцы и мещане - 241,6 тыс. десятин. Преобладающая часть купленных земель переходила в собственность крестьян-предпринимателей. Крестьянская беднота, получив в ходе реализации столыпинской аграрной реформы право собственности на землю, как правило, выступала на земельном рынке в качестве продавца. В 1907-1914 гг.40,8 тыс. крестьянских дворов из числа тех, что вышли на хутора и отруба, продали 177,8 тыс. десятин земли.

При этом на одного продавца приходилось в среднем около 4,6 десятин. К концу первого десятилетия существенно возросла техническая оснащенность помещичьих и определенной части зажиточных крестьянских хозяйств. В 1910 г. на помещичье имение уже приходилось в среднем по 5 железных плугов и по 5,5 разных сельскохозяйственных машин \ (молотилок, веялок, сеялок, жаток, сенокосилок).

Количество молотилок и веялок увеличилось и в хозяйствах зажиточных крестьян до 32,4 тыс. В результате крестьяне имели на 2,8 тыс. больше этой техники, чем помещики, зато сеялок, жаток и сенокосилок у них почти не встречалось.

В большинстве помещичьих, а также во многих кулацких хозяйствах возросло использование наемного труда (годовых, сезонных и поденных рабочих. Накануне первой мировой войны насчитывалось свыше 200 тыс. постоянных сельскохозяйственных рабочих (батраков, слуг). Кроме того, в летний период помещики и кулаки нанимали большое количество поденных и сезонных рабочих.

Все это содействовало развитию капиталистических отношений в сельском хозяйстве Белоруссии [13, с.48-70].

2. История становления и развития земельных отношений и земельного законодательства Беларуси в 1917-1937 гг.

История становления и развития земельного законодательства и права в Республике Беларусь - это история развития государства и права вообще, в том числе и история становления и развития союзного государства - бывшего СССР.

Коренное переустройство земельных отношений и земельного строя было осуществлено на базе социалистической национализации земли, провозглашенной Декретом "О земле". Этот Декрет заложил основы нового земельного строя.

В статье 1 этого земельного закона указывалось, что помещичья собственность отменяется немедленно и без всякого отказа. В статье 2 говорилось: "Помещичьи имения, равно как все земли: удельные, монастырские, церковные со всем их живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями, переходят в распоряжение волостных земельных комитетов уездных Советов крестьянских депутатов впредь до Учредительного собрания". Одновременно подчеркивалось, что не подлежали конфискации земли рядовых крестьян и рядовых казаков (ст.5 Декрета). Таким образом, в Декрете "О земле" было законодательно оформлено осуществление основного требования крестьян. С изданием этого Декрета, крестьянство получило твердую уверенность в том, что помещиков больше не будет. А это, как говорил В.И. Ленин, было самое главное.

В Декрете нашел закрепление действовавший вплоть до 80-х годов принцип бесплатного предоставления и бесплатного пользования землей.

При проведении земельных преобразований в силу ст.4 Декрета следовало руководствоваться Крестьянским наказом, составленным на основании 242 местных крестьянских наказов редакцией "Известий Всероссийского Совета крестьянских депутатов". Он был приложен к Декрету "О земле" и стал его неотъемлемой частью. Право землепользования, согласно ст.6 Крестьянского наказа, предоставлялось независимо от пола всем гражданам, желающим обрабатывать землю своим трудом, при помощи членов семьи или в товариществе. Одновременно вводилось уравнительное землепользование (земля распределялась по трудовой или потребительской норме). Сразу же государство приступило к формированию государственного земельного реестра. Достаточно сказать, что в соответствии со ст.3 Крестьянского наказа, земельные участки с высококультурными хозяйствами не подлежали разделу, были объявлены как показательные. Они подлежали передаче в зависимости от размера в исключительную собственность государства.

Декрет "О земле" решал две важнейшие задачи: национализацию земли и начало перехода к социалистическим принципам в земледелии. Его продолжением и развитием явился и Декрет "О социализации земли". Он подтверждал отмену частной собственности на землю, недра, воды, леса и живые силы природы в пределах РСФРС. Земля, как было указано в ст.2 Декрета, без всякого выкупа переходит в пользование народа. Право пользования ею получили: государство в лице его органов; общественные организации; сельскохозяйственные коммуны, сельскохозяйственные организации, сельские общества, отдельные семьи и граждане. Для застройки такое право было закреплено за торгово-промышленными и транспортными предприятиями.

Право землепользования предоставлялось гражданам независимо от пола, вероисповедания, национальности и подданства. Основным требованием при этом было требование ее обработки исключительно собственным трудом. Применение наемного труда прекращало право пользования землей.

Декрет "О социализации земли" предусмотрел и некоторые формы коллективных хозяйств. Это - кооперативные хозяйства, создаваемые самими крестьянами, и хозяйства, создаваемые государством [12, с.39].

Одновременно становление самостоятельного земельного законодательства и права на Беларуси самым тесным образом связано со становлением и развитием белорусской государственности. Как известно, в 1917-1918 гг. территория РБ находилась частично под оккупационным режимом Польши. Часть ее была захвачена немцами. Большая часть Беларуси в период становления власти Советов оказалась в рамках западной области. Она объединяла Минскую, Могилевскую, Витебскую губернии и не оккупированные немецкими войсками части Виленской и Гродненской губерний [9, с.12-13].

Для руководства отраслями государства, наряду с другими, были созданы продовольственные и земельные комиссариаты (отделы).

Первый Всебелорусский съезд Советов, который состоялся 2-3 февраля 1919 года, принял Конституцию Белорусской республики, в соответствии с нею земельный фонд был объявлен общегосударственной собственностью. В центре внимания съезда стоял аграрный вопрос. Республика Беларусь провозгласила переход от частных форм землепользования к общественно-коллективной. Планировалось создать различные организационные формы использования земли: совхозы, колхозы, товарищества.

На освобожденной территории Беларуси получили силу законы РСФСР. В области правового урегулирования земельных отношений великое значение имели Тезисы ЦК КП Литвы и Беларуси по аграрному вопросу от 24 мая 1920 г., принятые накануне освобождения от немецкой оккупации. Этот документ, имевший силу закона, предусматривал немедленную бесплатную передачу бывших помещичьих земель, за исключением некоторых хозяйств с развитым хозяйством и высоким техническим обслуживанием, в коллективное пользование коммунам, безземельным и малоземельным крестьянам.

13-17 декабря 1920 г. состоялся второй Всебелорусский съезд Советов, который рассмотрел и вопросы о земельных отношениях, развитии промышленности и сельского хозяйства, принял ряд дополнений к Конституции 1919 г., которые существенно ее обновили. Одновременно по предложению Комиссариата землеустройства были приняты и утверждены "Тезисы по аграрному вопросу". В соответствии со ст.7 Тезисов отменялась всякая частная собственность на землю. В области продовольственного вопроса сохранялись старые принципы продразверстки.

Немаловажное значение для развития как сельского хозяйства в целом, так и для развития земельного права имел Закон Президиума ЦИК БССР от 7 сентября 1922 г. "О трудовом землепользовании". В соответствии с ним жителям сельской местности разрешалось самостоятельно выбирать формы землепользования. Одновременно им было предоставлено право получить хуторские наделы, а также дополнительные земельные участки (для малоземельных и безземельных крестьян).

На территории БССР в первые годы после установления новой власти продолжали пользоваться нормативными актами РСФСР, поскольку БССР рассматривалась как часть РСФСР. С целью координации основных мероприятий по развитию сельского хозяйства между БССР и РСФСР 19 января 1922 г. было заключено соглашение о вхождении БССР в Федеральный Комитет по земельным вопросам. В сентябре 1922 г. ЦИК БССР издал Закон "О трудовом землепользовании", который разрешал крестьянам вести свое, индивидуальное хозяйство, проводить аренду земли, использовать наемный труд. Первый Земельный кодекс БССР был утвержден 29 марта 1923 г. Он состоял из трех частей. Первая часть регулировала трудовое крестьянское землепользование, вторая - использование государственной земельной собственности, третья - землеустройство и переселение. После возвращения в состав БССР восточных районов возникла необходимость введения единого земельного законодательства для всей республики. С этой целью в 1925 г. был издан второй Земельный кодекс БССР, которым закреплялись все установленные ранее принципиальные положения о трудовом крестьянском землепользовании. В 1929-1930 гг. в СССР был взят курс на ликвидацию единоличных крестьянских хозяйств и создание колхозов. В этой связи и в БССР крестьян лишали земли, и велся курс на ликвидацию единоличных крестьянских хозяйств и создание колхозов. Примерный устав сельскохозяйственной артели от 1 марта 1930 г. ликвидировал границы между крестьянскими наделами, их полевые наделы сливались в единый массив колхоза [12, с.41].

На основании решений XV съезда Коммунистической партии о всемерном развертывании коллективизации сельского хозяйства и путях ее осуществления 15 декабря 1928 г. были приняты Общие начала землепользования и землеустройства. Они разграничили компетенцию СССР и союзных республик по распоряжению и управлению земельным фондом. В Общих началах получили закрепление принципы организации землеустройства, закреплялись коллективные формы землепользования, в первую очередь, колхозов и совхозов.

В этот период закрепляется правовой статус земель населенных пунктов, земель лесного и водного фонда, промышленности, транспорта. Причем, урегулирование важнейших земельных отношений осуществлялось на основе общесоюзных нормативных актов. Так, принимаются такие общесоюзные нормативные акты, как Положение о землях, предоставленных транспорту, которое утверждено 28 августа 1925 г. Горное положение, утвержденное 9 ноября 1927 г. Следует отметить, что данные нормативные акты действовали более пяти десятилетий.

Индивидуальное землепользование граждан, населявших города и городские поселки, носило подсобный характер. Постепенно было установлено нормированное землепользование граждан. Так, законодательно закреплялось предоставление земельных участков для коллективного и индивидуального огородничества. СНК СССР в постановлении от 25 декабря 1934 г. "О развертывании индивидуального рабочего огородничества" предусмотрел предоставление рабочим и служащим земельных участков под огороды в размере от 1/8 до 1/4 га на семью.

В сельской местности рабочие и служащие, учителя и другие категории работников, не состоявшие членами колхозов, могли получить в пользование приусадебный участок, размером до 0,15 га, включая застроенную землю, и только при наличии свободных земель приусадебного фонда.

Законодательство урегулирует правовой режим городских земель, земель лесного фонда, земель специального назначения. В целом же оно было направлено на упрочение института права государственной собственности на землю.

3. Земельные отношения и земельное законодательство Беларуси В 1937-1968 гг.

Земельное законодательство в 1937-1968 гг. основывалось на Конституции БССР 1937 г. Она законодательно закрепила социалистическую собственность на орудия и средства производства и социалистическую систему хозяйства в качестве экономической основы БССР. Одновременно нормы Конституции установили государственную собственность на землю, недра, леса и воды.

Получил дальнейшее развитие и институт колхозного землепользования. В силу ст.8 Конституции БССР земля, занимаемая колхозами, закреплялась за ними в бесплатное и бессрочное пользование, т.е. навечно. Таким образом, в Конституции был закреплен как принцип бессрочного земельного пользования, так и принцип бесплатного землепользования. Позднее принцип бесплатного землепользования был распространен на все земли сельскохозяйственного назначения как вне черты городов, так и в ее границах. Одновременно был запрещен всякий оборот земли, особенно аренда земель сельскохозяйственного назначения, способных приносить существенный доход [12, с.43].

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 4 июня 1937 г. "О воспрещении сдачи в аренду земель сельскохозяйственного значения" была запрещена аренда, а также другие формы отчуждения сельскохозяйственных земель. Их предоставление осуществлялось в бесплатное пользование учреждениям, организациям и отдельным гражданам. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 декабря 1937 г. принцип бесплатного землепользования был распространен на побочные виды пользования землей в лесах: сенокошение, пастьбу скота, т.е. пахотными угодьями и т.д.

Институт пахотного землепользования был укреплен установлением границ данных земель в натуре, отграничением их от земель иных землепользователей, а также рядом иных мер. Они были направлены на предотвращение необоснованных изъятий земель колхозов для государственных нужд. Одновременно была пресечена практика увеличения приусадебных участков колхозников сверх нормативов, установленных в уставах, превращения приусадебного участка фактически в часть колхозного двора.

На основании Постановления СНК СССР от 2 июня 1938 г. ограничивались случаи изъятия земель колхозов для государственных нужд, признавалось необходимым их согласие на такое изъятие, устанавливались минимальные (до 10 га) площади колхозных земель, которые могут быть изъяты по ходатайству совнаркома республики с разрешения Наркомзема СССР, причем с обязательным сообщением об этом СНК СССР. Санкцию на изъятие свыше 10 га колхозных земель мог дать только СНК СССР.

Пленумом ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 27 мая 1939 г. "О мерах охраны общественных земель колхозов от разбазаривания" общественные земли колхозов объявлялись неприкосновенными, не допускалось их уменьшение, был предусмотрен обмер приусадебных участков колхозов с тем, чтобы выявленные излишки передавать в общественный земельный фонд колхозов. Данным нормативным актом предусматривалось деление земельного фонда колхоза на земли общественного и приусадебного пользования.

Практически это деление просуществовало до принятия в декабре 1980 г. Кодекса о земле.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.