рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Роль государства в развитии малого предпринимательства

Обществом с дополнительной ответственностью (ОДО) признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества. Общество с дополнительной ответственностью отличается от общества с ограниченной ответственностью тем, что участники первого солидарно отвечают по обязательствам общества в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами. Добровольно возлагая на себя такие обязательства, участники общества с дополнительной ответственностью тем самым повышают надежность общества в глазах его кредиторов.

Одной из распространённых форм предприятий выступают хозяйственные товарищества, которые могут создаваться в виде полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества). Товарищества, как правило, представляют собой объединения лиц.

Важным новым признаком после принятия ГК РФ является то, что полное товарищество наделяется правами юридического лица и, следовательно, имеет право открывать счета в банках, иметь печать, нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещённых законом. [7, 103с.]

Права и обязанности участников хозяйственного товарищества регламентируются ст. 67 ГК РФ.

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме:

♦ полного товарищества;

♦ товарищества на вере (коммандитного товарищества).
 Полное товарищество имеет следующие существенные признаки:

♦    в основе деятельности полного товарищества лежит договор между его участниками;

♦    создается для предпринимательской деятельности, является коммерческой организацией, юридическим лицом, обладает общей правоспособностью в соответствии со ст. 49 ГК РФ; в деятельности полного товарищества предусмотрено участие всех товарищей;

♦    предпринимательская деятельность осуществляется от
имени товарищества — юридического лица;                                 

♦    участники товарищества несут по его обязательствам ответственность принадлежащим им имуществом (ст. 75 ГК РФ).

Вкладчик товарищества на вере имеет право:

♦    получить часть прибыли товарищества, причитающуюся
на его долю в складочном капитале, в порядке, предусмотренном учредительным договором;

♦    знакомиться с годовыми отчетами и балансом товарищества;

♦    по окончании финансового года выйти из товарищества
и получить свой вклад в порядке, предусмотренном учредительным договором;

♦    передать свою долю в складочном капитале или ее чисть
другому вкладчику или третьему лицу.

Вкладчики пользуются преимущественным перед третьими лицами правом покупки доли (ее части) применительно к условиям и порядку, предусмотренным п. 2 ст. 93 ГК РФ. Передача вкладчиком всей доли иному лицу прекращает его участие в товариществе.

Таким образом, предприятие по выбору своих учредителей может быть создано в виде акционерного общества (открытого или закрытого), общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, потребительского кооператива, товарищества (полного или на вере). Образование малого предприятия происходит на учредительном собрании его участников. Инициативная группа, решившая его создать, или организационный комитет, образованный его будущими участниками, проводит подготовительную работу.


2 РОЛЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ И ЧЕРНИГОВСКОГО РАЙОНА

2.1 Малое предпринимательство в Приморском крае на современном этапе

Сегодня малое предпринимательство стало заметным сектором экономики Приморского края. Его значение, наряду с созданием и производством новых товаров, работ и услуг и пополнением бюджетов всех уровней, заключается в повышении занятости и работоспособности населения, создании новых рабочих мест.

Активизация действий администрации Приморского края в части поддержки малого предпринимательства является в настоящее время весьма актуальной, а нерешенность назревших проблем в этой области может оказать негативное влияние на дальнейшее развитие малого бизнеса.

На сегодняшний день во многих муниципальных образованиях Приморского края сформированы базовые основы поддержки малого предпринимательства. Созданы и функционируют объекты инфраструктуры поддержки малого предпринимательства: финансовые, информационно-консультационные, научно-производственные и так далее. Так, например, во Владивостоке осуществляют свою деятельность более 50 таких организаций: ассоциации, фонды, агентства, центры поддержки предпринимательства и так далее. Но насколько эта система эффективно работает и оказывает влияние на развитие предпринимательства в крае можно определить по состоянию малого бизнеса.

Ситуацию, характеризующую развитие малого предпринимательства в Приморском крае за 2003-2007 годы, можно оценить по показателям, представленным в таблице 2.1 (по данным Примстата). При этом необходимо отметить, что отсутствие полной статистической информации о деятельности всех субъектов малого предпринимательства, недостаточное качество статистических показателей, получаемых на основе выборочных обследований с использованием постоянно меняющейся методики расчета, отсутствие статистического наблюдения за индивидуальными предпринимателями не позволяют составить представление о реальной сфере малого предпринимательства и осложняют принятие эффективных решений:

Таблица 2.1

 Динамика основных показателей субъектов малого предпринимательства по Приморскому краю в 2003-2007 гг.

Показатели 2003 2004 2005 2006 2007 2007 к 2006 г., %
Численность работающих в малом предпринимательстве (на малых предприятиях и у индивидуальных предпринимателей), тыс. чел. 133,1 140, 2 150,5 155 159 102,7
Доля численности работаю-щих в малом предпринима-тельстве от общей числен-ности занятых в экономике края, в % 19,2 20, 0 21,4 21,5 21,6 х
Объем произведенной продукции, работ (услуг) в малом предпринимательстве (оценка), в действующих ценах, млн. руб. 13960 18895 21577 28830 36150 110
Доля произведенной продук-ции, работ и услуг малым предпринимательством, в валовом выпуске продукции, работ и услуг всех отраслей экономики края, в % 10 11,2 11,5 11,7 13 х

В 2007 году малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями произведено продукции, работ и оказано услуг на сумму 36,2 млрд. рублей, с ростом к предыдущему году на 10 процентов в сопоставимых условиях (в 2006 г. – 8,5 %), в том числе малыми предприятиями – 22,5 млрд. рублей. До 13 процентов увеличилась доля малого бизнеса в общем объеме валового выпуска продукции, работ и услуг всех отраслей экономики края.

В структуре объема выпуска продукции и услуг малого бизнеса наметилась тенденция к росту доли производственного сектора, в том числе 21 процент приходится на отрасли промышленности, свыше 18 процентов – на строительство. В сфере торговли и общественного питания снизилась доля выпуска с 43 до 37 процентов, и 11 процентов составляет объем транспортных услуг.

Увеличивается вклад малого предпринимательства в производство важнейших видов продукции, при чем наибольшая доля – в производстве продуктов питания, в добыче и переработке сырьевых ресурсов. Малый бизнес производит свыше 40 процентов мясных полуфабрикатов, около 30 процентов - колбасных изделий, безалкогольных напитков – свыше 60 процентов, хлеба и хлебобулочных изделий - до 40 процентов.

Почти треть краевых объемов приходится на долю малого бизнеса по вывозке древесины и производству деловой древесины, свыше 20 процентов - по вылову рыбы, морепродуктов и производству товарной пищевой рыбной продукции.

С каждым годом увеличивается численность работающих в малом бизнесе, и в настоящее время она составляет 159 тыс. человек, т.е. 21,6 процента от численности занятых в экономике края (в 2003 г.-155 тыс. человек). За прошедший год дополнительно создано 4 тысячи рабочих мест.

На доходы от малого бизнеса живет около трети населения края. Это обеспечивает не только занятость населения, но и смягчает социальную нагрузку на бюджет.

Отраслевая структура за последние годы существенно не изменилась, по-прежнему в сфере торговли и общественного питания занято 50 процентов малых предприятий и 75 процентов индивидуальных предпринимателей. В свою очередь, изучая в целом число хозяйствующих субъектов края занятых в торговле можно сделать вывод, что из всего числа субъектов более 90 % приходится именно на малые предприятия и индивидуальных предпринимателей (см. таблицу 2.2).

Таблица 2.2

Число хозяйствующих субъектов торговли (на 1 января)

Единиц

Показатели 2007 2008
всего из них малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в % к итогу всего из них малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в % к итогу
Организации, осуществляющие торговлю автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт 1279 1223 95,62 1792 1745 97,38
Организации оптовой торговли, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 7970 7614 95,53 8714 8331 95,60
Организации розничной торговли и по ремонту бытовых изделий и предметов личного пользования 4287 3951 92,16 5182 4838 93,36
Организации общественного питания 563 515 91,47 711 667 93,81

Положительная динамика основных показателей деятельности малого предпринимательства свидетельствует об эффективности мер государственной поддержки.

Рисунок 1 – Структура малых предприятий по отраслям экономики Приморского края за 2007 год

Основные проблемы, препятствующие развитию малого предпринимательства в Приморском крае, по оценкам самих предпринимателей, характеризуются следующим образом: отсутствием стабильной нормативной правовой базы, нехваткой собственных оборотных средств и ограниченным доступом к кредитным ресурсам, административными барьерами и усиливающейся конкуренцией со стороны крупных компаний, сложностью в подборе необходимых кадров.

Для стабилизации положения и дальнейшего развития малого предпринимательства на территории Приморского края, прежде всего, необходимо продолжить совершенствование и развитие системы правового обеспечения малого предпринимательства. Так, в инспекциях Федеральной налоговой службы отсутствуют четкие критерии отнесения субъектов хозяйственной деятельности к субъектам малого предпринимательства. В связи с этим сохраняется проблема ухода от налогообложения как малых предприятий, так и индивидуальных предпринимателей.

В связи с этим одной из проблем является отсутствие достоверной информации о состоянии малого бизнеса Приморского края: значительные расхождения в отчетностях налоговой и статистической служб о динамике развития малого бизнеса не позволяют оценить реальный потенциал малого бизнеса на территории Приморского края. Сбор статистической отчетности, связанной с деятельностью малых предприятий, осуществляется в режиме выборочных квартальных обследований, а по индивидуальным предпринимателям - практически не ведется. Отсутствие достоверных статистических показателей субъектов малого предпринимательства как в части результатов хозяйственной деятельности, так и по состоянию расчетов с бюджетом негативно отражается на проведении аналитической работы и планировании, выстраивании эффективной экономической политики.

Не решена проблема ведения единого реестра субъектов малого предпринимательства. Согласно федеральному закону на территории Приморского края регистрация и получение статуса субъекта малого предпринимательства осуществляется администрацией Приморского края. Однако реестр субъектов малого предпринимательства ведется бессистемно.

Особенностью положения субъектов малого предпринимательства в Приморском крае является чрезмерно высокий уровень административных барьеров и ограничений и, в частности, распространенная практика навязывания государственными и контролирующими органами малым предприятиям услуг коммерческих фирм, связанных с исполнением функций данных органов.

Помимо административных барьеров развитие малого предпринимательства сдерживается рыночными барьерами. Ограниченный доступ малых предприятий к финансовым ресурсам - один из таких барьеров. По статистической отчетности в г. Владивостоке в январе-марте 2007 года в экономику г.Владивостока поступило 1,3 млрд. рублей инвестиций в основной капитал. При этом финансовые инвестиции (в ценные бумаги) организаций по крупным и средним предприятиям превысили инвестиции в основной капитал в 2,8 раза и составили 3,7 млрд. рублей. Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования сложилась следующим образом: основная доля инвестиций приходится на собственные средства предприятий - 70%, на привлеченные средства - 30%. Доля кредитов банка в привлеченных средствах в целом по городу составляет всего 11%.

Основные причины, препятствующие увеличению объема кредитования малого предпринимательства: высокие риски, отсутствие надежного заемщика, недостаток у малых предприятий ликвидного обеспечения, относительно высокая стоимость кредитов для малых предприятий.

В условиях рыночной экономики значительно обострились проблемы, связанные с подготовкой кадров для предпринимательства. Задача администраций муниципальных округов состоит не в том, чтобы создать максимальное количество налогоплательщиков, а в преодолении негативных тенденций. Дело в том, что малый бизнес сузил свою образовательную деятельность, зациклился на поддержке уже существующих малых предприятий, будучи мотивирован получением разного рода преференций. Важным элементом развития потенциала деловой активности бизнеса является молодежь с ее идеями и инициативой. Однако незначительный социальный опыт, слабые практические навыки применения экономических законов и механизмов создают трудности молодежи для правильного выбора и включения их в цивилизованный мир рыночных отношений. Возникает противоречие: бизнесу нужны специалисты-практики, а из ВУЗов выходят специалисты-теоретики с небольшим практическим опытом. Обучение бизнесу должно вестись со старших классов средней школы. Сегодня в школах обучают основам экономики, но не дают основ предпринимательства.

Таким образом, одной из задач администрации Приморского края на сегодняшний день является содействие развитию молодежного предпринимательства. Одновременно поддерживая молодежное предпринимательство, администрация города может решить серьезную проблему для Дальневосточного региона - отток особенно молодежи в западные регионы России. Учитывая важность этой проблемы, отдельно определены основные мероприятия по развитию и поддержке молодежного предпринимательства, с выделением на их реализацию бюджетных средств.

2.2 Анализ малого бизнеса в Черниговском районе

Черниговский район находится в юго-западной части Приморского края на расстоянии 198 км по железной дороге и 202 км по шоссейной до краевого центра города Владивосток.

Границы района с севера и северо-востока проходят со Спасским районом, с востока - с Анучинским районом, с юго-запада - с Михайловским районом, с запада и северо-запада - с Хорольским районом.

Территория Черниговского района составляет 1798,76 кв. км.

В административном отношении район делится на 5 поселений, объединяющих 24 населенных пункта.

Черниговский район является составной частью Приморского края и находится в его юго-западной части. По территории района проходит участок Транссибирской железнодорожной магистрали с узловой станцией Сибирцево. Положение Черниговского района в узле важнейших транспортных магистралей является исключительным для установки торгово-экономических связей как с соседними районами края, так и страны.

Таблица 2.3

 Общие сведения о муниципальном образовании района на 1.09.2008 г.

Показатели

Единицы
измерения

2008
Дата образования год 1926
Общая площадь муниципального образования - всего: га 184042
 в т.ч. находящиеся в ведения муниципального образования га
 - переданная собственность
 физическим лицам 27,8
 юридическим лицам
 - переданная в пользование и владение 11236
 - сданная в аренду
 физическим лицам 1020
 юридическим лицам 198,9
 - нераспределенный фонд
 - прочие
Показатели

Единицы
измерения

2008

Из общей площади муниципального образования
площадь застроеных земель - всего:

га
 в т.ч.:
 - площадь "нежилая" (промышленная зона) га
 - жилые застройки га

Численность населения на территории
муниципального образования города (района) - всего

тыс. чел. 37,5
в том числе:
 городское "-" 11,5
 сельское "-" 26
Из общей численности населения - трудовые ресурсы "-" 23630

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.