рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Роль государства в развитии малого предпринимательства

В ст. 3 Закона № 209-ФЗ, содержащей понятийный аппарат Закона, субъекты малого и среднего предпринимательства определены как хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные законом к малым и средним предприятиям. При этом следует обратить внимание на то, что ГК РФ не содержит определения понятия «хозяйствующий субъект», такое определение представлено, в частности, в Федеральном законе от 26.07.06 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (т.е. может использоваться в рамках этого Закона) и применяется к индивидуальному предпринимателю, коммерческой организации, а также некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход. Кроме того, в соответствии со ст. 132 ГК РФ предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности и признаваемый недвижимостью.

В названном Законе также представлено новое определение понятия «субъект малого предпринимательства». Согласно ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

- для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

- выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства (в части установления предельных значений выручки положения Закона № 209-ФЗ вступают в силу с 1 января 2010 г.).

При определении численности работающих законодатель «ушел» от деления предприятий по отраслевому принципу и установил, что средняя численность работников (определяемая за календарный год с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений предприятия) за предшествующий календарный год не должна превышать:

- от 100 до 250 человек включительно для средних предприятий;

- до 100 человек включительно для малых предприятий;

- до 15 человек для микропредприятий.

 Получение статуса «субъект малого предпринимательства» для участника хозяйственных отношений нельзя считать бесполезным, поскольку при его отсутствии предприниматели лишаются права воспользоваться провозглашенными Законом № 209-ФЗ гарантиями и мерами государственной поддержки, и защищать свои законные права и интересы.

Многопрофильные субъекты малого предпринимательства (осуществляющие несколько видов деятельности) относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. В течение года эти показатели определяются нарастающим итогом с начала года.

Предприятие самостоятельно определяет, какой из показателей должен применяться: объем выручки от реализации или объем прибыли, полученной от всех видов деятельности в целом. Выбранный предприятием показатель должен быть неизменным в течение отчетного года.

Мировой опыт показывает, что мерки средних и крупных организаций не применимы к субъектам малого предпринимательства.

Мелкие и средние предприятия не являются уменьшенной моделью или промежуточным этапом в развитии крупной фирмы, а представляют собой особую модель со специфическими чертами и законами развития. Для них характерны особенности в управлении и используемых экономических методах. Их можно свести к следующим:

1) высокая степень централизации и персонализации управления.

2) отсутствие системы стратегического управления.

3) высокая зависимость от внешней среды: банков, крупных предприятий, государственной администрации, научных лабораторий, консультационных фирм;

4) дефицит финансовых ресурсов – как собственных, так и заемных;

5) скромные финансовые возможности по привлечению высококвалифицированных специалистов по бухгалтерскому учету и другим областям, в частности, юриспруденции, маркетингу, менеджменту.

6) потребность во всесторонних знаниях законодательства для осуществления своей деятельности.

7) небольшая численность работающих.

8) слабая защищенность перед произволом налоговых и иных контролирующих государственных органов.

9) представление руководства организации о бухгалтерском учете как средстве для исчисления налоговых обязательств.

Таким образом, можно сделать вывод, что, принимая решение о выборе организационно-правовой формы, предприниматель определяет требуемый уровень и объем возможных прав и обязательств в зависимости от профиля и содержания будущей предпринимательской деятельности, возможного круга партнеров, существующего законодательства. Существуют две формы правового статуса предпринимателя — индивидуальный предприниматель и юридическое лицо. Среди предприятий различных форм собственности особое место уделяют малому предпринимательству. Малое предпринимательство — это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка.

1.2 Правовая основа предпринимательства

В настоящее время, в условиях нынешнего финансового кризиса, когда банки прекратили все кредитные программы, повысили процентные ставки (в том числе и по ранее выданным кредитам) и увеличилось давление на налогоплательщиков, развитие малого бизнеса представляется маловероятным. Россияне прочувствовали все это в полной мере – банкам в условиях кризиса ликвидности попросту нечего выдавать. Итог – общее снижение спроса на товары и услуги, спад производства, массовые увольнения. Однако правительство не прекращает принимать меры по развитию малого предпринимательства. 14 апреля 2009 года в Роструде состоялось заседание по вопросам развития малого и среднего предпринимательства. Обсуждались вопросы содействия занятости безработных граждан и опыта работы субъектов РФ по развитию предпринимательской инициативы незанятого населения.

Программа стабилизации рынка труда в России в 2009 году, на которую предусмотрено направить 43,7 млрд. рублей, состоит из четырех основных направлений:

·           повышение квалификации и переобучение работающих,

·           участие во временных общественных работах;

·           возможность переезда работников в другой регион,

·           возможность развития малого бизнеса за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, одним из направлений антикризисных мероприятий является содействие развитию малого предпринимательства. На реализацию этой меры предусмотрено направить 2,6 млрд. рублей, из них - 0,3 млрд. рублей из бюджетов субъектов РФ.

Полным ходом идет подготовительная работа: утверждаются положения о финансировании программ, проводятся совещания с представителями комитетов и комиссий по предпринимательству и малому бизнесу, готовятся поправки в законодательство. В частности, в настоящее время оставшиеся без работы россияне имеют право получить из федерального бюджета материальную поддержку для открытия собственного дела на сумму, равную получаемому ими годовому пособию по безработице. После внесения изменений, поддержка будет оказываться в сумме максимального годового пособия по безработице.

В целом по России уже заключено 327 договоров на участие в этом направлении 447 безработных.

Сегодня нормативно-правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. К ним относятся:

 1. Указ Президента РФ от 4 апреля 1996 г. № 491 «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации».

 2. Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1996 № 523 «Об участии субъектов малого предпринимательства производстве и поставке продукции и товаров (услуг) для федеральных государственных нужд».

 4. Постановление Правительства РФ от 21 августа 2001г. № 615 «Об утверждении соглашения о поддержке и развитии малого предпринимательства в государствах - участниках СНГ».

 5. Приказ Министерства финансов РФ от 21 декабря 1998 г. № 64н «О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства». В приказе утверждены: рекомендованный рабочий план счетов для субъектов малого предпринимательства, формы бухгалтерского учета, возможность применения кассового метода и ряд других моментов, имеющих важное значение для организации и ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях.

6. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Кроме вышеперечисленных нормативных актов, необходимо отметить документы, закрепляющие обязательность ведения бухгалтерского учета субъектами малого бизнеса, его основные принципы и правила. К ним относятся:

Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от. 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ», Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и др.

В целом для реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться следующие меры:

1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

2) упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;

3) упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;

4) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;

5) особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

6) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);

7) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

8) меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

9) иные направленные на обеспечение реализации целей и принципов настоящего Федерального закона меры.

1.3 Организационные формы предпринимательской деятельности

При создании собственной фирмы каждый предприниматель должен выбрать ее организационно-правовую форму в соответствии с ГК РФ. При выборе юридической формы предприниматель исходит из направления и объемов бизнеса, количества участников (соучредителей) и миссии своего предприятия в рыночной экономике.

В соответствии с ГК РФ существуют хозяйственные товарищества и хозяйственные общества и т.д. Рассмотрим подробнее их особенности.

Потребительский кооператив — это добровольное объединение граждан, основанное на совместном членстве для производственной или иной хозяйственной деятельности посредством их личного трудового или иного участия и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Количество членов кооператива не должно быть менее пяти. Верхний предел численности членов кооператива законом не ограничивается. Члены кооператива несут субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива в порядке, предусмотренном уставом кооператива. До предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.

Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность. Независимо от величины принадлежащего ему пая член кооператива имеет один голос при принятии решений общим собранием членов кооператива. Кооператив самостоятельно определяет формы и системы оплаты труда членов кооператива и его наемных работников. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с юс личным трудовым или иным участием, размером паевого взноса, а между членами кооператива, не принимающими личного трудового участия в его деятельности,- соответственно их паевому взносу. Лицу, прекратившему членство в кооперативе, выплачивается стоимость пая или выдается имущество, соответствующее его паю.

Для переходного периода российской экономики весьма удобными являются хозяйственные общества, которые могут создаваться в форме обществ с ограниченной ответственностью, обществ с дополнительной ответственностью и акционерных обществ. Большинство обществ представляют собой объединение капиталов.

Хозяйственными обществами признаются коммерческие организации с разделённым на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счёт вкладов учредителей (участников), а также произведённое и приобретённое хозяйственным обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.

Хозяйственное общество может быть создано одним лицом, которое становится его единственным участником.

Участниками хозяйственных обществ могут быть граждане и юридические лица.

Вкладом в имущество хозяйственного общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.

Денежная оценка вклада участника хозяйственного общества производится по соглашению между учредителями (участниками) общества и в отдельных случаях, предусмотренных законом, подлежит независимой экспертной проверке. [7, 107с.]

Каждое создаваемое хозяйственное общество (в любой форме) представляет собой юридическое лицо, действует в соответствии с принятыми его участниками уставом и учредительным договором, имеет собственное наименование с обязательным указанием его организационно-правовой формы. Имеющиеся в составе общества в качестве участников юридические лица сохраняют свою самостоятельность и статус юридических лиц.

В российской экономике значительный удельный вес по численности персонала и по объёму выпускаемой продукции занимают акционерные общества, особенно созданные в результате приватизации предприятий государственной и муниципальной собственности. С 1 января 1995г. создаются открытые и закрытые акционерные общества. [3, 97с.]

Акционерным обществом признаётся коммерческая организация, уставный капитал которой разделён на определённое число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам, но несут риск убытков, связанный с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. [3, 99с.]

Общество несёт ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Правовая форма акционерного общества предпочтительна для крупных предприятий, где существует большая потребность в финансовых ресурсах.

В соответствии со статьёй 97 ГК РФ акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признаётся открытым акционерным обществом (распространяют свои акции посредством открытой продажи). Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законами и иными правовыми актами.

Число акционеров открытого общества не ограничено.

Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчёт, бухгалтерский баланс, счёт прибылей и убытков.

Акционерное общество, акции которого распределяются только среди учредителей или иного заранее определённого круга лиц, признаётся закрытым акционерным обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. [1, 169с.]

Как следует из экономической литературы, многие предприятия тяготели к созданию закрытых акционерных обществ, чтобы избежать прихода нежелательных участников со стороны. Однако наиболее крупные предприятия были преобразованы именно в открытые акционерные общества (РАО Газпром, Мосэнерго, Ростелеком идр.).

Рассмотрим особенности акционерных обществ как одной из организационных и финансово-экономических форм хозяйствования.

Эти особенности состоят в следующем:

ü   Общества используют эффективный способ мобилизации финансовых ресурсов через выпуск акций для того, чтобы начать дело;

ü   Ограниченная ответственность. Акционер в случае банкротства акционерного общества рискует потерять деньги, которые он потратил на приобретение акций;

ü   Участие акционеров в управлении обществом (выше дана характеристика их возможностей в управлении акционерным общество);

ü   Право акционеров на получение ежегодного дохода в виде дивиденда;

Использование возможностей стимулирования персонала (предоставление преимущественного права управляющим и работникам на приобретение акций, их продажу в рассрочку, со скидкой и т.д.).

Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) признается учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества не отвечают по его обязательствам и не несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Учредительными документами общества являются учредительный договор, подписанный его участниками, и утвержденный ими устав. Если общество учреждается одним лицом, его учредительным документом является устав. Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Число участников общества не должно быть более 50. Каждый участник общества имеет на общем собрании участников общества число голосов, пропорциональное его доле в уставном капитале общества. Уставом общества при его учреждении или путем внесения в устав общества изменений по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно, может быть установлен иной порядок определения числа голосов, участников общества. Изменение и исключение положений устава общества, устанавливающих такой порядок, осуществляются по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно. Часть прибыли общества, предназначенная для распределения между его участниками, распределяется пропорционально их долям в уставном капитале общества. Помимо прав, предоставленных всем участникам общества Законом, устав общества может предусматривать иные права (дополнительные права) участника (участников) общества. Указанные дополнительные права могут быть предусмотрены уставом общества при его учреждении или предоставлены участнику (участникам) общества по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно. Участник общества вправе в любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников или общества. В случае выхода участника общества из общества его доля переходит к обществу с момента подачи заявления о выходе из общества. При этом общество обязано выплатить участнику, подавшему заявление о выходе из общества, действительную стоимость его доли. Участник общества может быть исключен из общества в судебном порядке, если он грубо нарушает свои обязанности либо своими действиями (бездействием) делает невозможной деятельность общества или существенно ее затрудняет.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.