рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Турция во второй половине ХІХ в. – первой половине ХХ в. Национальная революция под руководством Кемаля Ататюрка

1 ноября 1922 года Великое национальное собрание приняло закон о ликвидации султаната. 29 октября 1923 г. Турция была провозглашена республикой. 3 марта 1924 г. навсегда был упразднен халифат (духовная власть оттоманских султанов над всеми мусульманами).

Пришедшая к власти анатолийская буржуазия стремилась укрепить, созданное ею буржуазно-национальное государство. Однако пока победа кемалистов больше касалась внешних врагов в лице иностранных держав. Однако сама по себе эта победа совершенно не означала безусловной победы внутри своей страны. Огромную роль в Турции начала ХХ в. играл и с л а м. Он имел многовековую традицию; по-настоящему верующими были практически все слои турецкого населения; по сложившейся традиции мусульманских стран ислам контролировал не только сферу идеологии, но также вопросы семьи, быта, просвещение и законодательную область. На протяжении длительного времени церковь в целом и высшие улемы обладали значительными материальными богатствами в виде земельных владений с крестьянами, шахты, рудники, жилой и общественный фонд в крупных городах и т.д. Так получилось, что на влияние церкви опирались довольно сильные в стране реакционные элементы, которые всячески противились любым нововведениям новой власти. По вполне понятным причинам центром этих элементов являлась сама столица - Стамбул.

Поэтому вполне естественно, что новые силы, которые вместе с Кемалем пришли к власти поставили своей целью создать светское государство и тем самым лишить реакцию ее главного оружия. Они разработали целую серию очень радикальных реформ, направленных на ликвидацию средневековых пережитков в государственном устройстве, быту, просвещении и общественном сознании.

В марте 1924 г. Великое национальное собрание ликвидировало министерство по делам религии и вакуфов. Одновременно были закрыты мусульманские духовные училища - медресе. Спустя месяц были упразднены религиозные судебные установления, действовавшие на основе шариата. В стране стало расти движение за отказ от средневековых обычаев, за раскрепощение женщины и европеизацию общественного устройства. В Стамбуле, в Анкаре и других городах, турчанки, не дожидаясь правительственных распоряжения, стали снимать чадру и носить европейские платья. Начались подготовительные работы по введению нового гражданского и уголовного кодексов построенных по европейским образцам /Миллер, 1948, с. 191/.

Однако реакционные элементы не уступали свои позиции без боя. Их влияние в Турции было еще очень велико. Под давлением этих реакционеров в республиканскую конституцию Великим национальным собранием первоначально было включено положение о том, что «ислам является государственной религией Турции». В 1924 г. была создана «прогрессивно-республиканская партия», которая являлась блоком феодально-клерикальных элементов и стамбульских компрадоров. Тайной целью организации являлось свержение Кемаля и восстановление власти султана и младотурок. Они широко развернули агитацию в Стамбуле и глубинных сельских районах.

В феврале 1925 г. в юго-восточных районах вспыхнуло восстание курдских племен во главе с шейхом Саидом. Слабость новой власти позволила реакционерам придать стихийному движению курдских крестьян и кочевников антиреспубликанский характер. Кроме всего восстание велось под лозунгами борьбы с «безбожниками, которые попирают власть Аллаха». Английские агенты снабжали Саида оружием и деньгами, отправляемыми из Ирака.

Опасаясь, что к восстанию может примкнуть и обездоленное турецкое крестьянство, ВНСТ решило удовлетворить какие-то крестьянские требования. 17 февраля 1925 г. была отменена натуральная феодальная десятина - ашар. Взамен ашара был введен денежный налог, правда, тоже высокий. Одновременно была ликвидирована откупная система, которая особенно тяжела для крестьян. Оба мероприятия укрепили авторитет кемалистов и крестьянский взрыв удалось предотвратить.

В апреле 1925 г. правительственные войска подавили восстание курдов. Шейх Саид и его сообщники были казнены. Одновременно были вскрыты связи восставших с «прогрессистами». Был закрыт ряд газет, поддерживающих их. Опасаясь других выступлений, правительство ввело в стране чрезвычайное положение. Воспользовавшись ситуацией начались преследования лидеров рабочего и профсоюзного движения. Начались преследования и коммунистических лидеров, хотя до этого в Стамбуле почти легально действовали коммунистические организации. После этого коммунистическая партия вынуждена была уйти в глубокое подполье.

В 1926 г. кемалистам пришлось еще раз обратиться к репрессиям, когда был раскрыт заговор против самого Кемаля. Он был организован лидерами бывшего комитета «Единение и прогресс» и «прогрессистами».

Вторая половина 20-х гг. ХХ в. ознаменовалась новой серией реформ, несколько мене радикальных.

В 1925 г. в Турции были официально введены европейская одежда и европейские головные уборы. Были ликвидированы дервишеские ордена и монастыри.

В 1926 г. был принят гражданский кодекс, построенный по европейскому образцу. Он упразднил существовавшие ранее нормы мусульманского права, в частности было запрещено многоженство.

В 1928 г. ВНСТ исключило из конституции фразу о том, что «ислам является государственной религией». Тем самым церковь была окончательно отделена от государства.

В том же 1928 г. ВНСТ приняло закон о замене арабского алфавита латинским.

Все эти реформы и преобразования несомненно имели положительное значение для Турции и в целом повышали культурный уровень турецкого населения. Однако реформы все-таки были половинчатыми и не могли решить многие проблемы экономического и общественного развития. Одной из причин этого было то, что основанная часть населения страны оставалась по-прежнему неграмотной. Так, по официальной статистике в 1935 г. в таком крупном городе как Стамбул неграмотными было 63.5% мужчин и 46.3 % женщин. Даже в 1943 г. грамотными среди мужчин было только 20 %, среди женщин - 8.2 % /Новичев, 1978, с. 298/.

Надвигавшийся мировой экономический кризис чрезвычайно тяжело отразился на Турции. Было подорвано сельское хозяйство. Турецкая лира катастрофически падала. Создалась реальная угроза финансового краха, а с ним и новой кабальной зависимости от западного капитала. Все это чрезвычайно пугало патриотическую часть кемалистов. Сам Мустафа Кемаль выдвинул лозунг «опоры на собственные силы».

Программа Ататюрка.

В 1931 г. оставшаяся единственной народно-республиканская партия на своем съезде приняла развернутую программу и устав. Партийной эмблемой стали «шесть стрел» - развернутая программа построения нового турецкого общества. Уже значительно позднее осуществление этих преобразований получило название «кемализм». В настоящее время «кемализм» понимается расширительно - как путь развития Турции в период ее преобразования из полуколониальной страны с феодально-клерикальным строем в независимое буржуазно-национальное государство.

Республиканство. Данный принцип трактовался Кемалем как установление формы правления наиболее отвечающей потребностям обеспечения суверенитета турецкой нации. Он считал, что эти формы наиболее присуще внутренней природе турецкой нации. Однако ненужно забывать, что республиканские идеи имели распространение в очень узком кругу турецкой буржуазной интеллигенции. Сами эти слои появились очень недавно в ходе танзиматских реформ, были сосредоточены только в городе. Более того, даже не все ближайшие соратники Кемаля поддерживали эти идеи.

Национализм. Ататюрк впервые в истории турецкой общественной мысли четко противопоставил здоровый турецкий национализм («тюркизм») «панисламизму» «новых османов» и «пантюркизму» младотурок. В многонациональной Османской державе вплоть до начала ХХ в. идеологией господствующих верхов был «панисламизм». Султан Абдул-Хамид П (1876 – 1909) пытался использовать свою духовную власть «халифа правоверных» во внешнеполитических целях. Панисламизм отрицал национальные и этнические особенностями других мусульманских народов и стремился создать якобы единую «мусульманскую нацию», естественно, под эгидой Турции.

Расцвет «пантюркизма» приходился на начало ХХ в. и был связан с деятельностью младотурецкой организации «Единение и прогресс». Пантюркисты призывали к созданию империи тюрок, включающей кроме Малой Азии _- Балканы, Крым, Кавказ, Поволжье, Сибирь, Туркестан, Азербайджан, Хорасан. В основе всех этих утопических представлений лежали идея, что все тюркские языки родственны и являются лишь диалектами единого тюркского языка.

Народничество. В Турции начала ХХ в. классовые противоречия не были так развитыми и острыми как в развитых капиталистических странах. Это позволило Ататюрку говорить о возможности построения в Турции общества «национальной гармонии». Причем, под словом «народ» Ататюрк понимал всю совокупность турецкого населения, но без аристократии и султанских сановников. Между остальными слоями турецкого общества: рабочими, ремесленниками, торговцами, интеллигенцией, крестьянами – не может быть никаких серьезных противоречий. Все они заинтересованы в расцвете Турции.

На основании этого утверждения демократические права и свободы были основательно урезаны. Все партии, кроме Народно-республиканской были запрещены. Кемалисты рассматривали либерализм в экономике и политике как анархию и утверждали, что он не подходит для стран, где происходит развитие и подъем.

Этатизм. Этатизм (от французского слова «эта» - государство) по сути, предполагает регулирование национальной экономики, в которой государственный сектор играет главенствующую роль. По-существу это была оборонительная система, возникшая в борьбе с экономической агрессией европейского капитала. Добиться прогресса в развитии промышленности в начале ХХ в. в рамках частного сектора было невозможно – национальный капитал был слишком слаб и не мог противостоять иностранной конкуренции.

Исходя из этих представлений, кемалисты создавали национальные банки, увеличивали государственные капиталовложения, вводили покровительственные таможенные тарифы. Этатическая политика не исключала наличия смешанной экономики. Однако частная инициатива находилась под контролем государства.

Проведение в жизнь политики «этатизма» требовало значительных экономических технических средств, которыми Турция в то время не обладала. Поэтому, в условиях бойкота со стороны крупнейших империалистических держав, было решено использовать экономическую помощь со стоны средних и мелких стран. Однако эта помощь часто оказывалась малоэффективной.

В этих условиях, единственной страной, которая оказала турецкой экономике помощь, была Советская Россия. Советское правительство первым в мире признало правительство ВНСТ и установило с Турцией дружественные отношения (весна 1921 г.). Кроме того, Советская республика безвозмездно передала Турции 10 миллионов рублей золотом, а также большое количество боеприпасов, оружия и т.д. Вторично крупная финансовая помощь со стороны СССР была оказана в 1932 г. СССР предоставил Турции кредит в 8 миллионов золотых долларов. Кредит не только не сопровождался никакими политическими условиями, но и не требовал возмещения в иностранной валюте.

Лаицизм. (от греческого лаикос - светский, мирской). По мысли Ататюрка должен был обеспечить национальный суверенитет, лишить монархистов и иностранных империалистов опоры в лице реакционных богословов. Халифат служил серьезной опорой всех противников республики и поэтому действия новой республиканской власти были в этом отношении необыкновенно многочисленны и последовательны. В итоге всех этих мероприятий церковь была отделена от государства. Правда, необходимо осознавать, что все эти мероприятия не были направлены на борьбу с религией. Речь шла о том, чтобы поставить ее на службу новых господствующих слоев и лишить Запад главного союзника.

Революционность. Означала верность идеям кемалистской революции.

Реформы Кемаля Ататюрка могут сегодня выглядеть ограниченными, не доведенными до конца, не совсем демократическими. Но если вспомнить, чем была старая Турция, и как мало измелилось ее лицо в годы правления младотурок, то преобразования, осуществленные под руководством Мустафы Кемаля, можно смело назвать революционными /Гасратян. Очерки истории Турции. М., 1983, с. 187 /.

Несомненно, главным направлением внутренней политики Турции стала программа «Этатизма». Этатизм был следствием отсталости Турции. Ее промышленность начала развиваться очень поздно. Частный турецкий капитал, несмотря на все льготы, не шел в нее. Подавляющая часть существующих капиталов вращалась в сферах торговли, финансовой деятельности и ростовщичества.

Большую помощь в создании собственной промышленной базы оказал Советский Союз. В 1932 г. СССР предоставил Турции кредит в 8 миллионов американских долларов на очень льготных условиях. Наряду с этим советское правительство предоставило Турции значительные объемы промышленного оборудования, а также квалифицированный инженерный персонал для его установки. Были также предоставлены соответствующие чертежи и проектная документация. В СССР было организовано обучение турецких технических кадров.

Этатизм способствовал созданию новых сравнительно крупных предприятий и даже новых отраслей промышленности. В частности, на основе советского кредита и при помощи советских инженеров было сооружено два крупных текстильных комбината. Турецкое производство стало снабжать рынок многими товарами, которые до этого времени ввозились только из-за границы - сахар, хлопчатобумажные ткани, строительные материалы, бумага и др. На средства государства были построены новые железные дороги. У иностранных держателей концессий в эти годы были выкуплены старые железные дороги, угольные копи, порты.

«Ко времени окончания борьбы за независимость Турция принадлежала к экономически слаборазвитым странам. Ее экономика носила аграрный, полуколониальный характер. Кемалисты предприняли ряд мер, направленных на обеспечение экономической независимости страны, чему благоприятствовали меры отмена режима капитуляций. Правительство выкупило у иностранцев почти все промышленные предприятия и железные дороги, национализировало табачную монополию «Режи», создало центральный банк.

Главным содержанием экономической политики стал этатизм - один из шести основных принципов НРП, сформулированных позже. Выраженная в этом принципе экономическая политика предполагала вложение государственных средств в промышленность, железнодорожный транспорт и в другие стратегические отрасли хозяйства. Наряду с этим всемерно поощрялась и частная инициатива.

Этатизм - форма государственного капитализма – способствовал ограничению деятельности иностранного капитала, вел к укреплению позиций турецкой национальной буржуазии. Несмотря на протекционистскую политику правительства, частный капитал в эти годы не шел на крупные вложения в промышленный сектор экономики. Не принесли ожидаемых результатов и меры по привлечению в страну иностранных инвестиций. В итоге важный пункт экономической стратегии «об осуществлении быстрого перехода от ручной промышленности к крупной фабричной, оснащенной машинами», не был выполнен. Несмотря на отмену «ашара» (десятины) в 1925 г. не удалось добиться и подъема сельского хозяйства, где по-прежнему сохранялись докапиталистические формы помещичьего землевладения и эксплуатации крестьян.

Развернувшийся в конце 20-х гг. мировой экономический кризис, тяжело отразился на экономике Турции, В этих условиях правительство, окончательно решило взять инициативу в свои руки. Если в 20-х гг. оно уделяло основное внимание организации банковского кредита и выкупу предприятий и железных дорог, то с начала 30-х гг. оно перешло к промышленному и инфраструктурному строительству за счет бюджетного финансирования или под контролем государства. Именно тогда в окончательном виде была сформулирована кемалистская концепция «этатизма» или государственного регулирования экономической жизни страны» /Новейшая история стран Азии и Африки, М., 2001, с. 207-208/.

Наметившийся экономический подъем укрепил положение национальной буржуазии и связанных с нею слоев. Стремясь подавить клерикально-феодальные элементы и компрадорскую буржуазию, кемалисты приступили к коренной реформации общественной жизни. В октябре 1923 г. столица была переведена из Стамбула – оплота оппозиции – в Анкару.

Ряд преобразований был направлен на отделение государственных дел от религиозных. В марте 1924 г. был ликвидирован халифат и все члены Османской династии, правящей в Турции шесть веков, были высланы из страны. Было упразднено министерство по делам религий и вакуфов, духовенство было лишено принадлежавших им богатств. Были закрыты все медресе, а контроль над учебными заведениями теперь стал сосредоточен в министерстве просвещения. Из введения духовенства изымалось судопроизводство. Вслед за этими реформами было введено новое административное деление на вилайеты (губернии), непосредственно подчиненные центру.

Реформы 1923 – 1924 гг. легли в основу первой республиканской конституции. Она была принята 20 апреля 1924 г. и оформила господство национальной буржуазии и связанных с нею групп помещиков. Ликвидация феодально-теократической монархии, султаната и халифата несомненно являлись прогрессивным шагом. Но конституция, вместе с тем, не носила демократического т характера. Трудящихся она наделила лишь формальными правами, а провозглашенные в ней права не были обеспечены для большей части населения реальными условиями их существования. Конституция объявляла всех граждан турками. Тем самым законодательно отрицалось существование в стране национальных меньшинств и санкционировалась их ассимиляция.

Начиная с 1925 г. в стране устанавливается однопартийная система НРП. Очень быстро происходит сращивание партийного руководства с государственным, что дало правящей верхушке механизмы авторитарной системы управления. В сознании кемалистов идеи европейской демократии прочно соединялись с традиционным, опирающимся на многовековой османский опыт, понимания преобладающей роли государственной машины. В 1925 - 1928 гг. были приняты новые, по европейскому образцу, уголовный и гражданский кодексы. Последний запрещал многоженство. Женщина получила равные права с мужчиной в вопросах брака и развода. Вводился европейский календарь и европейское летоисчисление, европейская одежда. Новый латинский алфавит сменил арабский.

Реформы под руководством Кемаля Ататюрка, наряду с политикой «этатизма», несомненно оживили экономическую и общественную жизнь страны. В ходе реформ окончательно оформилась идеология кемализма – одного из течений турецкого буржуазного национализма. Эта доктрина нашла отражение в программах НРП, принятых в 1927 г. и 1931 г. Основными принципами кемализма стали - «республиканизм», национализм», «этатизм», лаицизм», «единство турецкого народа», «революционность» /там же, с. 208-209/.

В этот период кемалисты продолжали еще проведение некоторых прогрессивных реформ. Расширялось светское образование. Был реорганизован Стамбульский университет. В Анкаре открывались новые высшие учебные. Кемаль начал и возглавил борьбу за очищение турецкого языка от арабских и персидских слов и за упрощение грамматики. В апреле 1928 г. президент Мустафа Кемаль Ататюрк создал Комиссию по алфавиту. Обновленная Турция стала светским государством, и президент старался избавиться от следов арабского влияния, в числе которых был арабский шрифт. По оценкам комиссии перевод всей страны на латиницу должен был занять не менее пяти лет, однако Ататюрк принял решение провести реформу за три месяца. После изготовления первого варианта адаптированной латиницы развернулась масштабная кампания по ее внедрению. Ататюрк принял в ней непосредственное участие, лично продемонстрировав новый алфавит в Стамбульском парке Сарайбурун. За три месяца все школы были переведены на новый алфавит, более миллиона служащих сдали экзамен по латинице. 3 ноября 1928 г. новый алфавит был утвержден государственным законом.

В эти годы руководством республики вообще было много сделано в области культуры, просвещения и национального самосознания. До кемалистской революции у турок вообще не было общепринятого самоназвания, не было единого языка и фамилий /Еремеев, 1980, с. 139/.

В странах Западной Европы их называли «оттоманами». Понятия «турк» сами турки практически никогда до этого не использовали. В турецком языке нет различия между этнонимами «тюрк» и «турок». Этим древним самоназванием называли себя только представители сельских слоев населения. В устах османского правящего класса слово « «тюрк» (турок) было синонимом «мужика», «плебея» и означало что-то грубое и неотесанное. Сами правящие верхи Османской империи - городские жители, бюрократия, военные - употребляли по отношению к себе либо термин «османцы», либо термин «мусульмане», подменяя свое этническое название религиозным /там же, с. 140/.

Некоторое время среди кемалистов дебатировался вопрос о введении для турок нового этнонима - «анатолиец». Это предложение обосновывалось необходимостью устранить путаницу между словами «турок» и «тюрк», которая приводила к обезличиванию турок среди остальной массы тюркских народов. Лишь после кемалистской революции завершилось становление турецкой нации, и общим самоназванием турецкого народа стал этноним «турки». Слова «османцы» и «мусульмане» постепенно вышли из употребления.

Очень много проблем оказалось связано с проблемами языка. Турецкий язык тоже не сразу получил права гражданства в новой Турции. В Османской империи в хождении у турок было три языка. Наверное самым ведущим, особенно у господствующих верхов, был арабский язык. На языке Корана велась служба в мечетях, читались проповеди. Он широко употреблялся в мусульманском судопроизводстве, основанном на нормах шариата. Арабский язык почти полностью доминировал в многочисленных канцеляриях, армии, в школах, которые находились в введении духовенства. И, наконец, арабский язык оставался единственным языком исламской науки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.