| |||||
МЕНЮ
| Дипломная работа: Россия и мировые войны: уроки и итогиДля народов Советского Союза поражение в войне с фашистской Германией означало бы национально-государственную и социальную катастрофу. Поражение привело бы к отторжению многих территорий и раздроблению СССР, превращению ряда его регионов в колонизационное поле с насильственной германизацией одной части населения и переводом в разряд неполноценных граждан, порабощением и истреблением другой его частя. В 1992 г. в ФРГ была издана книга под названием «Война Германии против Советского Союза 1941—1945 гг. Документальная экспозиция», в которой в частности отмечается: «При подготовке "войны мировоззрений" против Советского Союза имелось в виду нечто большее, чем военно-техническое планирование. На совещании командного состава 30.03.1941 г. Гитлер не оставил никаких сомнений в том, что речь идет о борьбе на уничтожение». В соответствии с этим в военных директивах говорилось, что война против России должна вестись «с неслыханной жестокостью»... В планах по хозяйственной деятельности и продовольственному снабжению в захваченных областях для многих миллионов людей была предусмотрена «голодная смерть». И далее: «Несколько десятков миллионов людей на этой территории станут лишними и умрут или вынуждены будут переселиться в Сибирь»[15]. Совершенно очевидно, что для советских людей речь шла о самой судьбе их страны, о том, быть нашему Отечеству или не быть. От исхода этой войны зависела не только судьба нашего Отечества, но и будущее мировой цивилизации. Поэтому 1941— 1945 годы занимают особое место в мировой истории. Во многом этим объясняется огромный интерес наших людей к изучению истории минувшей войны. Научный и политический интерес к событиям тех лет не ослабляется, а все более возрастает. Объясняется это тем, что уроки войны важны и для правильного понимания многих политических, экономических, идеологических и других проблем современности. Кроме того, изучение истории минувшей войны необходимо и для того, чтобы постоянно извлекать уроки, которые должны оградить от многих ошибок, допущенных в те годы. Более того, знание этого опыта дает возможность разобраться и в том, что из этого опыта следует принять на вооружение, а от чего отказаться. Необходимо учитывать еще одно очень важное обстоятельство. В исключительно тяжелые годы Великой Отечественной войны, как никогда до этого, ярко проявился патриотизм и интернационализм советского народа, связанного общностью исторических судеб, выступившего как единое целое в борьбе с фашизмом. Эта черта светских людей проявилась и в ходе осуществления эвакуации и особенно в спасении населения. Прежде чем приступить к конкретным вопросам, связанным с началом эвакуации, следует начать с краткой характеристики общих вопросов, вставших перед Советским государством в этой области с началом Великой Отечественной войны. В годы Отечественной войны эвакуация затрудняла все стороны жизни советского государства. С первых дней войны под ударом врага оказалась огромная территория Советского Союза, потеря которой могла значительно ослабить возможности страны к сопротивлению. На это и делали главную ставку правители Германии. Планируя войну против СССР, они никак не могли предположить, что Советскому государству удастся столь быстро осуществить перебазирование своих производительных сил на Восток и вывести из оказавшихся под угрозой районов миллионы людей. Фашистская Германия рассчитывала на то, что с первых же дней вторжения ей удастся в максимальной степени использовать экономические ресурсы СССР. С целью грабежа в условиях оккупации было заблаговременно изучено состояние народного хозяйства СССР. Эта цель была сформулирована в секретном документе ИС-472/СССР «Директивы по руководству экономикой» (Зеленая папка)[16]. В этом документе прямо записано: «Согласно приказу Фюрера необходимо принять все меры к немедленному и полному использованию оккупированных областей в интересах Германии, все мероприятия, которые могли бы воспрепятствовать этой цели, должны быть отложены или вовсе отменены. Использование подлежащих оккупации районов должно проводиться в первую очередь в области продовольственного и нефтяного хозяйства». В условиях неблагоприятного развития военных событий и вынужденного оставления врагу большой территории, быстрейшее перемещение с прифронтовых районов промышленных предприятий, людей, сельскохозяйственной продукции, государственных ценностей в глубь страны являлось важнейшей военно-экономической и политической проблемой. Перед советским народом встала труднейшая задача в предельно короткий срок переместить в глубокий тыл большое количество промышленных предприятий, сырья, других материальных и культурных ценностей, эвакуировать из прифронтовых районов на восток страны многомиллионное население. Нужно было совершить почти невозможное: поднять с места огромную массу населения, уцелевшие заводы и перевести их подальше от фронта—на Урал, в Сибирь, в Среднюю Азию и в другие тыловые районы. Иначе говоря, производительные силы страны, равные по объему производительным силам крупного экономически развитого государства, предстояло перебросить за тысячу километров, разместить на новых местах и быстро ввести в строй. О масштабах этого стратегического маневра можно судить на основании того, что общая стоимость только эвакуированного в течение первого года войны (июнь 1941 г.—июль 1942 г.) промышленного оборудования превысила сумму всех капитальных затрат Советского государства за три года первой пятилетки[17]. Подобного история еще не знала. В первые же дни войны был определен порядок и организация эвакуации. В июне 1941 г. был создан Совет по эвакуации, на который возложили задачу по координации усилий в масштабах всей страны по перебазированию крупных людских и материальных ресурсов из прифронтовых районов в тыл страны. Решения Совета по эвакуации являлись обязательными для выполнения всеми инстанциями, которых они касались. 27 июня 1941 года ЦК ВКП (б) и СНК СССР приняли постановление «О порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества», в котором указывалось, что в первую очередь следует эвакуировать промышленное оборудование, сырьевые ресурсы, продовольствие. Квалифицированных рабочих, инженеров, служащих предписывалось эвакуировать вместе с предприятиями. Директивой ГКО СССР от 4 июля 1941 г. была определена основная линия хозяйственной политики в условиях эвакуации промышленности, которая предусматривала разработку военно-хозяйственного плана обеспечения обороны страны, имея в виду использование ресурсов и предприятий, существующих на Востоке, в Западной Сибири и на Урале, а также ресурсов и предприятий, вывозимых в указанные места, районы в порядке эвакуации. В начале войны было принято два постановления о Совете по эвакуации. 24 июня 1941 года в его состав вошли Л.М. Каганович, А.Н. Косыгин, И.М. Шверник, Б.М. Шапошников и др. Несколькими днями позже в состав Совета были введены А.И. Микоян, М. Первухин. 16 июля 1941 года состав Совета был реорганизован. 26 сентября 1941 года при Совете было создано Управление по эвакуации населения. Контроль за перебазированием населения, оборудования и материальных ценностей осуществляла группа инспекторов во главе с А.Н. Косыгиным. 25 октября был организован еще один орган Совета—Комитет по эвакуации в глубь страны из районов прифронтовой полосы запасов продовольствия, сырья, промышленных товаров, оборудования, холодильников, табачных фабрик, мыловаренных заводов и т.д. Он действовал до 19 декабря 1941 года. 25 декабря 1941 года был образован Комитет по разгрузке транзитных грузов, в который вошли А.И. Микоян, А.Н. Косыгин, НА. Вознесенский и др. Этому Комитету был передан аппарат одновременно расформированного Совета по эвакуации, был создан Совет в составе И.М. Шверника, А.И. Микояна, А.Н. Косыгина, М.Э. Сабурова и др. В его составе постоянно работало около 80 человек. Они были разделены на три группы: одна занималась эвакуацией промышленных предприятий, институтов, организаций и учреждений, рабочих и служащих этих организаций, а также размещением их на новых местах; вторая группа занималась непосредственно эвакуацией промышленности и, наконец, третья группа Совета — транспортными средствами. Уполномоченными Совета по эвакуации на местах являлись в большинстве случаев секретари ЦК Компартий, обкомов, райкомов и горкомов партии. Одновременно на местах были созданы органы Совета по эвакуации. Совет по эвакуации принимал постановления по каждому предприятию, подлежащему эвакуации. В них устанавливались сроки начала и окончания эвакуации того или иного объекта; число вагонов, необходимых для эвакуации; пункты, в которые предприятия должны эвакуироваться, и т.д.[18] Учитывая важность транспортных средств и оперативность перевозок и в самом Наркомате путей сообщения была создана оперативная группа в составе 25 человек по обеспечению эвакуационных перевозок[19]. Сложность осуществления эвакуации объяснялась еще и тем, что конкретными заблаговременно разработанными эвакуационными планами на случай неблагоприятного хода военных действий страна не располагала. Поэтому опыт приходилось приобретать в процессе боевых действий. Организуя работу по перемещению производительных сил на Восток страны, правительством был разработан целый комплекс мероприятий, включающих правила эвакуации населения, грузов, их охрану в пути, расходы по перемещению, вопросы питания, строительство жилых помещений для эвакуированных и др. Для более оперативного решения задач по эвакуации при крупных наркоматах создавались и Институты уполномоченных Совета по эвакуации. В помощь им были организованы комиссии по эвакуации, которые занимались подбором территории для размещения вывозимых предприятий и подготовкой к приему грузов и людей. Осуществленная в 1941—1942 годах эвакуация населения, промышленных предприятий, продовольственных ресурсов и других ценностей народного хозяйства имела свои особенности и трудности. По экономическим районам она проходила в разные сроки в зависимости от положения на фронтах. Конкретные условия военной обстановки 1941—1942 гг. потребовали провести перебазирование дважды: первый раз летом и осенью 1941 года, второй— летом и осенью 1942 года. Эвакуация 1941 г. Оба этапа эвакуации (лето и осень 1941 г., лето и осень 1942 г.) приходятся на наиболее тяжелые периоды войны. В зависимости от конкретной обстановки на фронтах оба этапа эвакуации имели и свою географию. Районы размещения определялись с учетом их возможностей, чтобы в них имелись родственные отрасли промышленности. Что касается населения, то его эвакуация носила несколько иной характер, и не была столь последовательно связана с определенными районами. Для размещения промышленных предприятий, эвакуируемых из прифронтовых районов, намечались крупные экономические районы на Востоке страны, такие как Уральский, Поволжский, Западный и Восточно-Сибирский, республики Средней Азии и Казахстан. Уральский экономический район был одним из важнейших индустриальных центров страны. Крупным экономическим центром являлся и Поволжский район, расположенный в центре Российской Федерации и связанный водными путями с Балтийским, Белым, Баренцевым, Каспийским и Черным морями. С начала войны этот экономический район приобретает исключительное значение как важнейшая нефтяная база СССР. Экономические районы Сибири, являясь крупнейшими по территории, находились в близости от промышленного Урала, Казахстана, имели благоприятные условия для размещения там большого количества предприятий. Казахстан—также крупный экономический район, огромная по размерам территория, располагавшая разнообразными природными ресурсами, был способен быстро включиться в этот сложнейший процесс. Переброска и быстрое размещение в этих районах более четырех тысяч промышленных предприятий — величайший подвиг советского народа, осуществленный в трудные годы войны. 70 процентов эвакуированных предприятий были размещены на Урале, в Западной Сибири, в Средней Азии и Казахстане. Наибольшее количество промышленных предприятий было переброшено на Урал, в районы Свердловской, Челябинской и Пермской области[20]. Кроме того, значительное количество предприятий в первый период войны было эвакуировано и в республики Северного Кавказа и Закавказья. В условиях начавшейся эвакуации эти республики приобретали важное стратегическое значение: это был удобный железнодорожный узел, соединявший сами республики Кавказа между собой, а также связанный морским сообщением с Астраханью и Средней Азией. В реализацию задач по эвакуации активно включились все партийно-советские организации республик. Значительная часть промышленных предприятий в ходе эвакуации размещалась в Поволжье, на Урале, в Восточной и Западной Сибири, Средней Азии, в Казахстане. Партийно-советским организациям этих регионов приходилось заниматься не только приемом, но и организацией быстрейшего пуска этих предприятий. География эвакуации оказалась довольно значительной. Она охватила многие районы и области Советского Союза, в том числе — Горьковскую, Ивановскую, Ярославскую, Кировскую, Чкаловскую области, Мордовскую, Удмуртскую, Чувашскую АССР, а также другие районы страны. С середины июля 1941 г. начинается размещение эвакуированных предприятий на Урале, в Западной и Восточной Сибири, несколько позже в Средней Азии и Казахстане. К середине 1942 г. на новых местах удалось восстановить большинство предприятий, эвакуированных сюда в 1941 году. Проведение эвакуации по отдельным экономическим районам зависело от обстановки на фронте. К примеру, перемещение производительных сил из Белоруссии происходило в июле - августе 1941 г., а к середине сентября практически вся территория республики была оккупирована. На Украине эвакуация длилась около четырех месяцев — с июля до середины октября. А уже к ноябрю 1941 г. немецко-фашистские войска захватили значительную часть территории Украины. Примерно в это же время проводилась эвакуация из Советских прибалтийских республик. По отдельным областям РСФСР эвакуация происходила в июле—ноябре 1941 г. Из Ленинграда и Ленинградской области вывоз населения и материальных ценностей начался в июле—сентябре 1941 г. Однако в связи с начавшейся блокадой эвакуация значительно сократилась. Она возобновилась лишь в 1942 г. и продолжалась до конца 1943 г. Из других районов РСФСР частичная эвакуация была осуществлена в июле— августе 1941 г., массовая же—в сентябре—ноябре того же года. На первом этапе осуществлялась эвакуация и из Москвы. Но во второй половине декабря демонтаж сократился, а вскоре после наступления советских войск прекратился совсем. Как видим, эвакуацию пришлось осуществлять не только из Белоруссии, Украины, прибалтийских республик и Молдавии, но и со значительной территории Российской Федерации. Если эвакуация 1941 года была проведена в больших масштабах, то вторая волна эвакуации, начавшаяся с мая 1942 г., затронула менее значительную территорию. В этот период эвакуация осуществлялась из Ворошиловградской, Ростовской, Сталинградской, Воронежской, Ленинградской областей, Керченского полуострова, Краснодарского и Ставропольского краев, Чечено-Ингушской, а также из некоторых районов Северо-Осетинской, Кабардино-Балкарской и Дагестанской областей. В те же годы, в промежутке между эвакуацией 1941 г. и 1942 г., был и небольшой период реэвакуации, то есть частичное возвращение предприятий на старые места. Реэвакуация осуществлялась главным образом в Московскую, Калининскую, Тульскую и другие области Российской Федерации. Она началась в декабре 1941 года и продолжалась до лета 1942 года. Однако в период битвы под Сталинградом реэвакуацию пришлось временно приостановить. Завершая кратко общую характеристику процесса эвакуации, необходимо подчеркнуть, что выполнение столь сложной народнохозяйственной задачи потребовало огромных усилий всего советского народа. Исключительно сложные задачи встали перед государством по эвакуации населения и его спасению в годы Великой Отечественной войны. Эвакуация населения из прифронтовых районов в первый период Великой Отечественной войны была одним из важнейших звеньев в системе мероприятий Советского государства по перестройке жизни страны на военный лад. Перемещение на Восток значительной части советских людей означало в первую очередь их спасение от фашистской неволи. Выполнение столь сложной задачи потребовало огромных усилий от Советского государства. В постановлении ЦК ВКП (б) и СНК СССР 27 июня 1941 г. «О порядке вызова и размещения людских контингентов и ценного имущества» были определены конкретные задачи и очередность эвакуации. В дополнение к этому Совнарком СССР 5 июля 1941 г. вынес решение по вопросу о порядке эвакуации населения в военное время и о вызове рабочих и служащих эвакуированных предприятий[21]. В целом к весне 1942 г. в восточных районах страны было размещено около 7500 тыс. эвакуированных, из которых в автономных республиках, краях и областях РСФСР - около 6 млн. человек. Около 600 тыс. человек эвакуировали в Казахскую ССР, более 700 тыс. - в Узбекскую ССР, 100 тыс. — в Киргизскую ССР, около 90 тыс. — в остальные среднеазиатские республики и в Закавказье[22]. Общая численность населения, эвакуированного и реэвакуированного в годы войны, в целом составила около 25 млн. человек. Эти данные свидетельствуют об огромных масштабах работы, проведенной в этом направлении Советским государством. Решить такую задачу в масштабах громадной страны мог только народ, объединенный дружбой и единством интересов. История не знала ничего подобного. Эвакуация населения из прифронтовой зоны производилась по указанию военного командования, а из других мест с разрешения директивных органов. Решением правительства в этих же целях было утверждено «Положение об эвакуационном пункте по эвакуации гражданского населения из прифронтовой полосы». Созданные на местах эвакопункты заботились об эвакуированном населении, производили учет прибывших и т.д. Уже к концу августа 1941 г. при крупных железнодорожных узлах и пристанях имелось около 130 эвакопунктов и 100 пунктов питания. Только во втором полугодии 1941 г. выплаты государства населению, связанные с эвакуацией, составили около 3 млрд. рублей, что равнялось сумме капиталовложений в военную промышленность 1942 г.[23] В короткий срок, к январю 1942 г. в глубь страны было вывезено только по железной дороге почти 10 млн. человек[24]. В первые дни войны большие трудности с эвакуацией населения возникли в районах, оказавшихся в зоне военных действий. К ним относились республики, расположенные в Прибалтике, а также западные области Украинской и Белорусской ССР и Карелия. К примеру, эвакуация населения из Литвы проходила в чрезвычайно тяжелой военной и политической обстановке. Эвакуацию затрудняли недостаток времени и особенно транспортных средств, а также выход из строя железных дорог, соединяющих Литву с внутренними районами СССР. Несмотря на сложную обстановку, уже в первый день войны удалось отправить из Вильнюса в Каунас несколько железнодорожных составов с населением. В целом из Литовской ССР удалось эвакуировать около 43 тыс. человек в Ивановскую, Ярославскую, Пензенскую, Молотовскую области, Мордовскую, Чувашскую, Удмуртскую, Татарскую АССР, в города среднеазиатских республик. Только летом 1941 г. эвакуированному из Литвы населению было выделено товаров на сумму 1680 тыс. рублей. А всего за период эвакуации в виде пособий и других выплат было отпущено около 3 млн. рублей[25]. Не многим отличались условия эвакуации населения и из Латвийской ССР. К исходу первой недели июля враг полностью оккупировал ее территорию. Эвакуировавшееся из Латвии население направлялось двумя потоками: один шел через Псков и разветвлялся затем на Вологду, Ярославль, Иваново, Киров; другой — через Великие Луки, огибая Москву, двигался в Среднее Поволжье, на Южный Урал, в южные районы Западной Сибири и заканчивался в Средней Азии и Казахстане. Более 40 тыс. людей было эвакуировано из Латвийской ССР в годы Отечественной войны. В советском тылу было организовано для эвакуированных 6 латвийских детдомов. В 1943 г. были созданы специальные латвийские отделения в шести крупных ремесленных училищах в Челябинске, Иванове, Казани, Уржуме, Новосибирске и Ташкенте. Выпуск их воспитанников дал в начале 1945 г. освобожденной Риге первые кадры молодых квалифицированных рабочих.[26] Уже в начале июля враг вторгся в пределы Эстонской ССР и занял в течение нескольких дней значительную территорию республики. Эвакуация населения из республики, начатая с первых дней войны, продолжалась до захвата всей ее территории фашистами. В течение июля и августа 1941 г. в тыл было эвакуировано около 25 тыс. эстонцев. Всего же за пределы республики было вывезено около 60 тыс. человек, которые размещались главных образом в приуральских и приволжских областях, в автономных республиках РСФСР. Нуждающимся беженцам оказывалась материальная помощь. За три года эвакуированные из Эстонии получили от государства помощь в размере более 5 млн. рублей. Особое внимание уделялось детям. Летом 1942 г. только в Челябинской области детские сады посещали 600 эвакуированных из Эстонии детей; было открыто пять детских домов для эстонских детей, лишенных родителей. К 1944 г. в них воспитывалось около 600 детей. Были открыты эстонские школы и отдельные классы при местных школах. В начале 1942—43 учебного года в восьми областях и автономных республиках РСФСР работало 44 эстонских классных комплекта, в которых обучалось 550 детей, или 2/3 эвакуированных детей школьного возраста[27]. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|