рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Общественно-политические взгляды Л.А. Тихомирова (конец 1880-х – 1910-е годы)

Рабочий вопрос занимал заметное место в публицистике Л.А. Тихомирова. Занимаясь разработкой данной проблемы, он неизбежно сравнивал в соответствующем ракурсе Россию и Европейские государства. Тихомиров констатировал, что западники так верят в своих учителей, что «презирают духовное содержание русского народа и ненавидят его»[18]. А между тем, подчёркивал Тихомиров, к концу XIX века «европейский идеал истощился, а русский становится всё актуальнее»[19]. Тихомиров считал, что социальная политика европейских правительств всегда была направлена на погружение рабочих в бесправие, чем и толкали их в революцию. А теперь они столкнулись с тем, что рабочие, защищая свои права, организовывают профессиональные союзы. Тихомиров говорил в своих работах о том, что нынешние европейские рабочие стали так же эгоистичны как буржуа. Раньше они мечтали о социалистическом перевороте, представляли идею будущего, чем заслуживали уважение. Теперь же – заботятся о благе сегодняшнем.

Рабочий вопрос в рамках концепции Льва Александровича Тихомирова, по сравнению с другими консерваторами начала XX века получил полную разработку. Его идейно-теоретическое наследие стало основой для правительства П.А. Столыпина по рабочему вопросу. На одну из брошюр Тихомирова он обращает внимание и приглашает его для работы в С-Петербург. Тихомиров занимается рабочим вопросом, возможностью создания обществ, близких к профессиональным, для выражения действительных интересов рабочих. Основная идея та, что рабочий и пролетарий — понятия глубоко различные, и цель любого рабочего — выбиться из состояния пролетария, стать полноценным гражданином, обрести Родину. Однако было очень много трений с администрацией и расхождений с зубатовским движением. Осенью 1908 года он записывает в дневнике: «За год не провел ни одной своей идеи, а уж сколько бумаг исписал»[20].

Программа Тихомирова сводилась к нескольким положениям. Во-первых, Л.А. Тихомирова выступал за проведение активной социальной политики, что было новым веянием, среди уже существовавших концепций по рабочему вопросу. Одним из ее элементов стала тихомировская идея «полицейского социализма», воплотил которую глава Московского охранного отделения С.В. Зубатов. Во-вторых, предложенный Тихомировым вариант решения рабочего вопроса предполагал выполнение государством роли арбитра в диалоге между рабочими и предпринимателями. Опираясь на опыт других стран (прежде всего, Англии и Германии), Л.А. Тихомиров предложил учредить систему «согласительных камер», в которых представители рабочих и капиталистов при посредничестве и арбитраже государственных чиновников находили бы компромиссные методы разрешения социальных споров. Тихомиров считал, что, эта мера не только позволила бы перехватить инициативу у революционных агитаторов, но и на деле доказала бы пролетариату, что правительство отнюдь не рассматривает интересы предпринимателей как интересы всего государства. В-третьих, логическим завершением предлагаемого варианта социальной политики должно было стать монархическое народное представительство, которое Лев Александрович Тихомиров видел организованным по корпоративному принципу.

Предложенная Л.А. Тихомировым система мер была осуществлена на практике лишь частично. Даже эксперимент по созданию «зубатовских» организаций был свернут из-за трагических событий «кровавого воскресенья» 1905 г. Нужно отметить, что сам Тихомиров никогда не отрицал возможности неудач при воплощении в жизнь его программы, так как считал, что от них не застраховано не одно политическое начинание. Поэтому свертывание этой программы он воспринял как трагическую ошибку, допущенную правительством. Результатом чего стала радикализация рабочего движения, - уже под революционными, а не царистскими лозунгами.

Итак, можно сказать, что рабочий вопрос был для Тихомирова достаточно важной темой. Об этом говорят его работы в газетах «Русское обозрение» и «Московские ведомости», а так же труд «Церковный собор, единоличная власть и рабочий вопрос». Можно заметить, что рабочий вопрос Тихомиров ставит на одну параллель с такими важными для него и актуальными в то время проблемами как – проблема государственного устройства и религиозно-духовного воспитания. Необходимо так же заметить, что в реализации программы по рабочему вопросу Лев Александрович добился наибольших успехов.

На страницах своих научно-публицистических работ Тихомиров часто затрагивал социальную тематику. Он высоко оценивал значение русских общины и артели, видя в них главную возможность самобытного развития русских рабочих и крестьян. В отличие от предлагаемых либералами и левыми радикалами планов объединения рабочих в тред-юнионы по западноевропейскому образцу Тихомиров выдвигает идею сплочения и развития, рабочих путем создания рабочих общин. «Рабочие союзы, — писал он, — должны были бы явиться у нас не узкопрофессионально экономическим учреждением, но некоторой общиной, объединяющей фабрично-заводских рабочих во всех главных отраслях их нужд»[21]. Крестьянин, являясь в город из своей деревни, попадал как бы в ту же привычную ему общину, но только более развитую, считал Тихомиров. Эта цель не заключает в себе ничего революционного, она не требует какого-либо переворота в России, только, наоборот, требует доработки. Лев Александрович Тихомиров создал собственную оригинальную концепцию социального устройства в основе, которой лежало объединение каждого социального страта в отдельную группу-корпорацию. Будущее рабочее сословие Тихомиров видел в составе особых общин. А цель рабочих союзов состояла в том, чтобы послужить постепенным переходом в рабочие общины. По мнению Тихомирова, рабочие общины должны находиться в постоянной связи с сельскими крестьянскими общинами для совместного устройства в деревне хороших приютов для «нуждающихся в воздухе, отдыхе и поправке»[22]. В сельские общины можно устраивать вдов и сирот городских рабочих и, наконец, направлять их самих на заслуженный отдых. «Такая связь городских рабочих с деревенскими собратьями усилит независимость городских рабочих...»[23]

Народ же в тихомировской концепции представлялся в виде сложного конгломерата социальных групп, - сословий, корпораций и других - каждое из которых защищает свои определенные интересы, часто противоположные интересам других сословий или корпораций. Единственной силой, которая способна привести все эти до известной степени противоречивые устремления к общему знаменателю, является государство. При этом оно должно иметь дело не с разрозненной массой, а с организованной в профессиональные организации, то есть, корпорации. Таким образом, роль государства как объединяющего и примиряющего все эти интересы субстанта для достижения общей благой цели – процветания нации становится необходимой. В связи с этим особая роль отводилась монархической Верховной власти, не зависящей от отдельных классов или сословий, а потому способной проводить независимую от них внутреннюю политику.

В своей публицистике Лев Александрович Лев Александрович рассматривал многие актуальные проблемы современности. В работе «Критика демократии» Тихомиров высказывает своё мнение по поводу такого актуального явления в начале XX века, как терроризм. Он развенчивает революционную теорию оправдания террора как средства. Тихомиров уверен, что как идея политической борьбы терроризм либо бессилен( если средств низвергнуть правительство нет), либо- излишен (если есть средства). Он подчеркивал, что подобное действие дезорганизует не правительство, а самих террористов. Их Тихомиров называет «ничтожным меньшинством», даже не пытающимся вступить в открытое противостояние, «отщепенцами всех сословий». Также Л.А. Тихомиров не признаёт их аппеляцию к «естественному праву», которое не позволяет убийство; и к «воле народа», который в действительности никакой власти никогда не просил. Терроризм по мнению Тихомирова- разбой, а не реформаторство, «где реформатор должен стоять нравственно и умственно выше среды, в которую приносит свет»

Ещё одним практически важным для Тихомирова вопросом были студенческие волнения. Молодёжь для него слой из которого вырастет государственная и умственная основа страны. Молодых людей он призывает думать, наблюдать и учиться, а не верить «великим могилам» (авторитету бывших лидеров мирового революционного движения) и деньгам.

Итак, можно говорить о том, что Лев Александрович Тихомиров разработал собственную теорию социального устройства общества, основанную на объединении классов в корпорации, которая представила собой новое слово среди отечественных консервативных проектов на эту же тематику. Пусть она не была воплощена в жизнь, но является важной для исследования консерватизма, как теории. Так же нужно сказать, что Лев Александрович придерживался мнения о том, что русское общество в будущем более прогрессивно, чем западное и имеет больше перспектив для развития.

3. Л.А. Тихомиров – ведущий теоретик русского консерватизма начала XX века

В русле традиционного русского мышления, Тихомиров писал, что «непосредственную теократию, боговодительство можно уподобить высочайшему состоянию человека – девству, монашеству, царскую власть браку, разделение и распад ее блуду»[24].

Веру в Бога Тихомиров неизбежно связывал с крепкой властью. «Христианство и политика»- яркий тому пример. Тихомиров считал, что для духовно-нравственного подъёма, который был так необходим России в начале XX века, одним из главнейших условий было бы усиление христианского влияния на политику. Это вовсе не означало бы подавление Церкви властью, а лишь предопределило объединение народа - «Внутренне сплочённое общество спасает народ даже при расстроенном государстве»[25]. А, обществу, сплоченному в крепкие организации, легко будет воссоздать государство заново. Понятие о достоинстве личности, ее свободе, совершенствовании, о равенстве и братстве – все это было взято из христианства, но, при отрицании реальности духовного мира, искажено. Одним словом, смешение Царства Божия и царства кесаря. Современное общество, раздираемое этим противоречием, умом не сознает его и даже отрицает. Материалистическое понимание жизни укоренилось так прочно, что люди большей частью просто не способны серьезно принять во внимание действие духовного элемента. Выход Тихомиров видит в следующем: « К возвращению личности религиозного понимания целей жизни мы и должны особенно стремиться ныне. С потрясения этой основы нравственной жизни начались наши социальные приключения. С восстановления значения религии для человечества начнется и выздоровление. Все остальное – внешнее укрепление порядка, власти, прочного действия исторических основ – само по себе необходимо, но все остается без души, без силы, если оживившееся религиозное сознание не даст личности должного руководства для понимания целей жизни. С умиротворения души начнется оздоровление социального мир».[26]

Религия стала одной из востребованных Тихомировым тем со времён эволюции его взглядов в консервативные. Во-первых, вера помогла ему снова вернуться в ряды общественных деятелей, пусть уже другого толка; во-вторых, увлечение религией вообще свойственно для российского консерватизма.

Еще в 1907 г. в журнале Московской духовной академии «Христианин» была опубликована статья Тихомирова «О семи апокалипсических Церквах», в которой он давал толкование Апокалипсиса в связи с историей человечества. Он также участвовал в работе кружка М.А.Новоселова - религиозного писателя, редактора и издателя «Религиозно-философской библиотеки». Среди участников кружка были такие мыслители, как Ф. Д. Самарин, В. А. Кожевников, ректор Московской духовной академии епископ Феодор и др.

Занимаясь разработкой темы христианского мистицизма, Тихомиров обращался с письмами к религиозному писателю, автору Мистической трилогии М.В.Лодыженскому. Постепенно политические проблемы стали отходить для Тихомирова на второй план перед поисками ответов на вечные вопросы.

Необходимо отметить и активную церковно-публицистическую деятельность Л.А Тихомирова. В Москве он подружился с М.А. Новоселовым, бывшим толстовцем, вернувшимся в Православие, участвует в работе его «Кружка, ищущих христианского просвещения». Первым выступает с идеей восстановления патриаршества. Для чего вместе с «младшими славянофилами» — Д.А. Хомяковым и Ф.Д. Самариным занимается подготовкой поместного собора. Другой кружок, собственно Тихомировский — это генерал А.А. Киреев, художник В.М. Васнецов, церковный писатель Евгений Погожев, архиепископ Никон (Рождественский), предшественник Тихомирова на посту редактора «Московских ведомостей» В.А.Грингмут. Здесь Лев Александрович, среди прочего, читает не пропущенные цензурой статьи. В «Религиозно-философской библиотеке» Михаила Александровича Новоселов были опубликованы две работы Л. А. Тихомирова: «Личность, общество и Церковь» (1904) и «Христианская любовь и альтруизм» (1905). В 1916-1918 годах философ прочел несколько докладов в аудитории «Религиозно-философской библиотеки. Темы докладов Тихомирова – «О гностицизме», «О Логосе и Филоне Александрийском», «О философии Каббалы», «О философии Веданты», «О магометанском мистицизме» - соответствуют многим главам книги «Религиозно-философские основы истории». Вполне возможно, что публикование «Религиозно-философских основ истории» предполагалось осуществить в новоселовской серии «Религиозно-философской библиотеки». К середине 1910-х годов Тихомиров уже целиком погрузился в проблемы религиозного характера, работая над исследованием «Религиозно-философские основы истории» («Борьба за царство Божие») и повестью «В последние дни», которую посвятил своей супруге. По своей направленности она перекликается с работой Тихомирова «Религиозно-философские основы истории», однако, не является чисто философским произведением, поскольку в ней действуют выдуманные Тихомировым герои. Социализм и связанный с ним материализм были, по мнению Тихомирова, только «пассивным» отступлением от Бога, но еще не означали воцарение Антихриста, как это казалось многим современникам событий. Тихомиров считал, что «для перехода к активному отступлению нужно, чтобы материализм сменился какой-либо формой нового мистицизма, при котором только и возможно появление «нового бога», «иного бога». А поскольку этого еще не произошло, то, следовательно «последние времена» еще впереди.

Основой теории Тихомирова явилась мысль о борьбе в человеческом мире двух мировоззрений: дуалистического и монистического. Дуалистическое мировоззрение признает существующим два бытия - Бытие Божие и сотворенное Богом бытие тварное. Монистическое мировоззрение утверждает, в противоположность, единство всего существующего, проповедуя идею самосущной природы. На протяжении всей человеческой истории эти идеи ведут между собой непримиримую духовную борьбу, сами никогда не умирая, никогда не смешиваясь между собой, несмотря на многочисленные попытки сделать это.

Книга «Религиозно-философские основы истории» Л. Тихомирова говорит не только о прошлом и настоящем периоде этой борьбы, но и дает анализ человеческой истории в ее последние эсхатологические времена. Уникальна книга Тихомирова еще и тем, что в ней впервые па русском языке человеческая история в полном объеме проанализирована с религиозной точки зрения. В философской работе Тихомирова показано логическое развитие в человеческих обществах религиозных движений, взаимная связь и преемственность религиозных идей разных времен, которые то исчезают с исторической сцены, то, надевая новые личины, появляются вновь. «Царство мира соделывается Царством Господа. Все созданное приходит к той гармонии, в которой было создано»[27]

В отличие от многих монархистов и церковных деятелей, Тихомиров не считал, что социалистическое общество представляет из себя абсолютное воплощение зла, а октябрьская революция знаменует воцарение Антихриста. Социализм и связанный с ним материализм были, по мнению Тихомирова, «пассивным» отступлением от Бога, а «для перехода к активному отступлению нужно, чтобы материализм сменился какой-либо формой нового мистицизма, при котором возможно появление «нового бога».

Прежде чем обратиться непосредственно к трактовке Тихомировым «последних дней» человечества, нужно отметить, что еще в своих публицистических статьях он неоднократно подчеркивал, что воплощение в жизнь социалистической идеи не принесет людям желаемой свободы, поскольку «после долгой резни все могут лишь прийти к заключению, что невозможно жить иначе, как создав какой-нибудь страшный центральный деспотизм, который грозным принуждением, карой и вечным надзором за всем и каждым заменил бы действие погибшей в людях нравственности, гуманности и сознания своего общественного долга»[28]. В отличие от многих монархистов и церковных деятелей, Тихомиров не считал, что социалистическое общество представляет из себя абсолютное воплощение зла, а октябрьская революция знаменует воцарение Антихриста.

Нужно отметить, что повесть «В последние дни» представляет не только чисто религиозное, но и художественное произведение, написанное с большим мастерством. В повести встречаются неожиданные моменты, напоминающие о революционном прошлом самого Тихомирова. Работы Л.А.Тихомирова «Религиозно-философские основы истории» и «В последние дни» значительно расширяют наши знания о6 этом человеке, показывая его не только в привычном качестве публициста, но и в образе глубоко самобытного религиозного мыслителя, знатока философии и богословия. Они свидетельствуют, что в последние годы жизни Тихомиров пытался осмыслить историю человечества не в контексте тех или иных политических симпатий и антипатий, а в контексте вневременных религиозных положений. Эти работы представляют собой попытку показать устройство мира с точки зрения религиозного человека, мнимость в мире тьмы и истинность света, в конечную победу которого Тихомиров верил до самых последних дней своей жизни.

Рассуждая о значении религии для развития современных государств Тихомиров писал что, потеряв Христа, Европа все свои религиозные стремления и представления о христианском идеале перенесло на общество. «XVIII веку принадлежит первая попытка гармонически слить эти стремления с чисто материальным содержанием жизни. Отсюда кажущаяся оригинальность его. На самом деле основные понятия, на которых XVIII век начал строить новое общество, все составляет отголосок христианства.»

По поручению Столыпина Тихомиров написал несколько записок по истории рабочего движения и отношений государства с рабочими. Л. А. Тихомиров писал также и записки по вероисповедной политике государства, по созыву Церковного Собора. Церковно-публицистическая деятельность Тихомирова была, в частности, одной из побуждающих причин подготовки церковной реформы Императором Николаем II. Государь, прочитав его работу «Запросы жизни и наше церковное управление» (1903), повелел Священному Синоду обсудить вопрос о созыве Церковного Собора. В 1906 году заседало Предсоборное Присутствие, в котором по Высочайшему повелению участвовал и Л. А. Тихомиров.

Таким образом, можно сказать, что Тихомиров большое значение предавал религии как духовному стержню государства и общества. Монархия и христианство были для него единым целым. Так же нужно сказать, что Тихомиров, особенно на последнем этапе творчества, увлекался вопросами эсхатологии, анализируя Ветхий Завет, давал прогнозы о будущем страны.

Государственное устройство

Ещё период пребывания в «Народной воле» Тихомиров писал в передовой статье: «История создала у нас на Руси две главные самостоятельные силы: народ и государственную организацию»[29]. Подобными категориями русскую историю мыслил

Структура власти это всегда пирамида. Все дело лишь в том, как ее вершина должна отражать свое основание, руководящий принцип. Каков этот принцип. И как властные структуры должны преломлять требования масс, чтобы не повиснуть в воздухе. Именно ради единства, власть должна быть противопоставлена народу. А значит, исходить надо именно из этого. Тем более, что это, в основном, факт всякого государства. Однако по той же причине, что государство – это дело общее, оно должно следовать общему благу. В этом правда демократии. Поэтому одной из главных задач политики является организация связи Главы государства и его народа. Тихомиров настаивал на том, что к этой священной связи надо стремиться, а не считать ее присущей изначально, как это подразумевается в мысли демократической. В качестве идеала этой связи он видел брак Царя и Народа, что имеет свое историческое воплощение в православном венчании Царя на Царство.

Глубокое разочарование в демократии подвигает Л.А. Тихомирова заняться исследованием вопроса о власти. В 1896 году появляется «Единоличная власть как принцип государственного строения» своеобразный «катехизис сознательного монархиста». С книги «Единоличная власть как принцип государственного строения» начинается новый период его творчества – период построения государственно-правового учения о монархии, получившем наиболее полное завершение в капитальном труде «Монархическая государственность». Тихомиров был первым, кто серьезно занялся исследованием такого государственного феномена, каким было русское самодержавие. «Монархическая государственность» - дело жизни для Тихомирова, по выражению В.И. Карпеца, «в духе и силе» Платона и Аристотеля. Появляется теория «прогрессивной эволюции монархии» - от абсолютизма к русскому, допетровскому типу монархии. Фундаментальной работой написанной Тихомировым стал этот труд. В этой работе он смог дать целостную картину истории монархической власти не только в общероссийском, но и в мировом масштабе. Первая часть исследования была посвящена теоретическому обоснованию монархической власти. Исходное положение о стремлении к организации в обществе и живой природе («принцип кооперации или корпоративизма») имеет много общего с органической теорией, излагаемой К.Н. Леонтьевым. Власть и принуждение для Тихомирова были неотделимы от сущности человеческого общества. По его мнению, в государстве с разной степенью власти сосуществуют три формы государственности: монархия, олигархия и демократия. Ни одна из них не может возобладать и создается идеальное равновесие, когда государство стабильно и прочно. Идеально, когда монарх опирается на олигархию, а в низовом звене, на уровне низшего самоуправления, действуют демократические принципы. С возникновением общества в нем возникает власть как естественный регулятор социальных отношений. Для общественности всегда характерно наличие власти и подчинения. Когда же нет ни власти, ни подчинения, то наступает свобода в чистом ее виде, но здесь уже нет общественности, так как любая социальная система полна борьбы, которая проходит либо в более грубых, либо в более мягких формах. Власть становится силою, осуществляющей в обществе, в государстве высшие начала правды. Итак, «первенствующее значение монархического принципа» основывается на том, что «свойства, требуемые от верховной власти, совершенно совпадают с природными свойствами монархии: прочная власть, единство власти, нахождение вне партий и частных интересов, высокая степень нравственной ответственности, уверенность в своей силе, дающая мужество на противодействие всем случайным веяниям, способность к обширным преобразованиям и т.д.»[30]

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.