рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Общественно-политические взгляды Л.А. Тихомирова (конец 1880-х – 1910-е годы)

Таким путем Тихомиров понял, какое драгоценное сокровище для народа, какое незаменимое орудие его благосостояния и совершенствования составляет верховная власть с веками укрепленным авторитетом. Он был прощен, и, вернувшись в Россию, развернул активную публицистическую деятельность, установив прочное сотрудничество с газетой «Московские ведомости». С годами Тихомиров становится одним из ведущих публицистов монархического лагеря, а с 1909 по 1913 гг. возглавляет «Московские ведомости». Помимо этого, Тихомиров был участником Предсоборного присутствия (1906 г.), занимавшегося подготовкой Поместного Собора Русской Православной Церкви; а с 1907 по 1911 год являлся консультантом П.А.Столыпина.

У многих публицистов консервативного лагеря карьера Тихомирова вызывала зависть - вчерашний изгой, гонимый революционер, вдруг становится известным правым публицистом, а потом и занимает пост редактора крупнейшей монархической газеты. Те, кто завидовал Тихомирову, не знали о его сомнениях, скрытых от посторонних глаз. Хотя Тихомиров и сумел завоевать доверие правительства, он не был доволен жизнью. Две проблемы, занимавшие его долгие годы, в полной мере нашли свое отражение в дневнике. С одной стороны, он должен был обеспечивать семью, с другой - мучился от невозможности занять то положение в обществе, которое, как он считал, принадлежало ему по заслугам.

В июне 1896 года он записал: «В какой-нибудь поганой республике, в Париже, если дают орден почетного легиона лавочникам, то дают и писателям. У нас же... будь ты хоть великим публицистом - хоть заслужи царю, как никто, - все останешься вне государства, вне его внимания. Это очень обидно, и не за себя, а за государство». [5]

Тихомиров чувствовал необходимость иметь влиятельного покровителя. Отсутствие деловой хватки - характерная черта многих русских консерваторов. Их патерналистские чаяния часто переносились и на личную жизнь. В отличие от своих предшественников - славянофилов и охранителей, они не имели никаких доходов с поместий, и, в отличие от своих либеральных современников, не могли вписаться в менявшиеся экономические отношения. Заботой Тихомирова становятся поиски постоянного и стабильного заработка. Он давно мечтал о службе.

Тихомиров не верил в свои силы, и сомневался в силе самодержавной России. Еще 18 сентября 1889 г. он писал о том, что сделать ему в общественном смысле ничего не удастся и констатировал, что Теперь задачу свою видит не в том, чтобы что-нибудь сделать крупное, а в том, чтобы «остаться маленьким, ничего крупного не делающим, а только исполняющим маленький ежедневный долг»[6]. «Ужасно трудно это. Воспитался на стремлении к грандиозному»[7].

Привыкнув за годы революционной деятельности и эмиграции к беспокойной жизни и неустроенности, Тихомиров, даже обретя службу и постоянное место жительства, так и не смог сделать уютной огромную квартиру на Петровке, выделенную ему как редактору правительственной газеты. Но тихая семейная жизнь была плохо несовместима с деятельностью Тихомирова. Как отмечал Сергей Фудель: «Лев Александрович боролся непреклонно и страстно в книгах, статьях и выступлениях за тепло в мире, за сохранение этого уходящего из мира тепла, но не знал, что надо начинать с борьбы за тепло в собственном доме... Он воевал за то, что он понимал как христианскую государственность, и свою жизнь воспринимал как жизнь в окопах этой войны»[8]

Постепенно во взглядах Тихомирова стал намечаться серьезный перелом, связанный не только с изменением политического мировоззрения, но и с обращением к религии. Уникальность духовного опыта Тихомирова заключалась в том, что он пришел к вере через революционную деятельность. Присутствие «высшей воли» в человеческой жизни давно ощущалось Тихомировым: «Еще в России, в 1879, 1880, 1881 годах, я, переживая жизнь заговорщика, почувствовал, что мы.. воображая делать все по-своему, действуем, однако, словно пешки, двигаемые чьей-то рукой, в виду достижения цели не нашей, а какой-то нам неизвестной....Эта неизвестная рука действовала так властно, что я испытывал суеверный страх...»[9]

Определенным катализатором происходивших в душе Тихомирова изменений стал случай, когда он, в поисках ответа на мучившие его вопросы, открыл Новый Завет и наткнулся на слова: «И избавил его от всех скорбей его, и даровал мудрость ему и благоволение царя Египетского фараона...»[10]. Пытаясь расшифровать эту фразу, он пришел к выводу, что Бог указывает ему на Россию и на необходимость покаяния за прошлое. Полиция русская, в лице Рачковского, работала во Франции с крайней изобретательностью. На Тихомирова же, который в департаменте полиции считался «главным организатором всех злодеяний революционеров», естественно обращалось особенно чуткое внимание. Ко всему этому можно добавить полное безденежье, болезни жены и, наконец, ребенка. Но не стоит вслед за соратниками-революционерами говорить о слабости личности Тихомирова. Здесь дело глубже. Да, любой революционер, как и всякий человек цельного мировоззрения, проходил через подобные испытания и вопросы, которые ему задавала жизнь. Но это и есть та духовная или идейная борьба, которая идет в самой жизни. Ее исход и есть сама история, а ее временные итоги — победа тех или иных идей. В церковном народе это называется «посещением Божиим». Именно так это понимал и сам Тихомиров. Впоследствии Лев Александрович напишет, что революция была борьбой с «основным русским фондом души»...

В 1888 г. в Париже вышла брошюра Тихомирова «Почему я перестал быть революционером». Смысл брошюры был очень прост. Чем менее страна желает революции, тем больше революционеры вынуждены становится на путь терроризма. На её страницах Лев Александрович поясняет причины выхода из «Народной воли», обвиняя нынешних революционеров в кружковщине и не способности к великим делам. Тихомиров констатирует, что французская жизнь показала действительно драгоценные стороны культуры и ничтожную цену революционных идеалов. Его брошюра «Почему я перестал быть революционером» стала крупнейшим обличительным документом террористической эпохи в России. Тогда же он направил на Высочайшее имя прошение, в котором выразил раскаяние в своей прежней революционной деятельности и попросил разрешения вернуться на родину. Александр III простил человека, некогда дерзнувшего ставить ему ультиматум, прибавив, что будет очень рад сделать все возможное для Тихомирова.

После возвращения в Россию Тихомирову пришлось преодолевать неизбежное недоверие по отношению к его поступку. Он тяжело переживал обвинения в неискренности, хотя, еще находясь за границей, предвидел возможность подобного настороженного отношения. Друг юности, соратник Тихомирова народоволец С. Синегуб посвятил ему небезынтересные здесь строки:

«Теперь главу склонивши долу

Вошел в языческий ты храм

И воскуряешь произволу

Благоговейно фимиам»[11].

Уникальность духовного опыта Тихомирова заключалась в том, что он пришел к вере через революционную деятельность. Неудивительно поэтому преуменьшение исторической роли такого события в советской историографии. Ведь в какой-то степени это был венец победы реакции Александра III над революцией, которая еще долго не могла оправиться. Его примеру возвращения в Россию последовало 10 человек. Нравственный переворот Льва Тихомирова был глубоко личным обретением новой реальности Бога и Родины. Здесь истоки того, что в своей последующем творчестве на первое место он ставил интересы личности и всегда считал, что целью жизни общества и целью человеческой историй может быть только то, что способно стать целью жизни отдельной личности. Значение же тихомировской эволюции было оценено только после 1917-го, когда сбылось слишком многое из того, о чем он с таким отчаяньем предупреждал. Вспоминаются слова Энгельса. В отличии от русских революционеров он и не думал сомневаться в искренности раскаяния Тихомирова. Напротив, заговорил о шовинизме.

Причин обращения Тихомирова в новую идеологии было много. Еще точнее сказать, что они сошлись все вместе. Это и упадок «Народной воли» и кружковый, если не сектантский дух русской революционной эмиграции, не всегда обаятельно смотревшейся на фоне нереволюционных кругов, которые на удивление оказались во Франции. Это и наблюдения за французским парламентаризмом, подтачившие сам принцип «Народной воли». «Все, что мой ум вырабатывал самостоятельно, давно боролось с принятыми на веру идеями революции».[12]

Существует несколько точек зрения по поводу ренегатства Тихомирова:

1)Тихомиров не был борцом, в его измене народовольчество ни при чем.

По мнению В. Фигнер подобный отход от идеологии связан психическими отклонениями личности, не способной пережить идейную драму, после распада организации: «Рассмотрение всей жизни Тихомирова доказывает, что это был человек безвольный и бесхарактерный: поддавался влияниям, которые одинаково могли поднимать его на высоты и опускать в низины» [13]

2) Ренегатство – отражение упадка «Народной Воли» и торжества реакции в России 1880-х гг., а сам Тихомиров всего лишь «герой политического безвременья». Такой точки зрения придерживался Г.В. Плеханов а так же личные враги, например, Н.А.Морозов – «конкурент» в редакции печатного органа «Народной Воли» «слишком террористические» статьи которого Тихомиров обыкновенно не пропускал в печать и находящиеся на тот момент «в силе» вожди эмиграции, которые сделали все от них зависящее, чтобы не допустить молодежь последовать за Тихомировым..

Все сошлось вместе, чтобы поставить перед революционером один единственный вопрос - важна ли ещё для него та идея ради которой он пережил столько лишений, в которую так верил и за которую боролся?!

Поступок Тихомирова типичен еще и в ином смысле. Начался процесс мучительного возвращения интеллигенции, переболевшей западными идеями, на Родину. И это в то время, когда народ, в свою очередь, только входит в курс западных идей, во вкус западного просвещения. Чего стоило в то время вернуться в Россию, «перестать быть революционером»? «Меня несомненно предадут анафеме, обзовут изменником, ренегатом, проделают много пошлого, банального, чего не делают, например, с Достоевским, громадная гениальность которого затыкает рты»[14] писал Л.А. Тихомиров. В 1889 году Тихомиров возвращается в Россию в самом счастливом подъеме творческих сил, окрыленный самыми светлыми стремлениями. В целом нужно сказать, что правые круги отнюдь не приняли его с распростертыми объятьями. В чем его только не подозревали. Чего стоило в то время «вернуться в Россию», «перестать быть революционером»?

Итак, можно говорить о том, что изменение идейных ориентиров Тихомирова не было внезапностью. Процесс переосмысления реальности происходящего шёл постепенно, в течении нескольких лет. Со стороны Тихомирова это был логичный шаг, не только с точки зрения разума, но и по воле души и сознания.

Вернувшись на Родину, Тихомиров заводит множество знакомых в правых кругах. Влиятельные лица в правящих кругах пророчили Тихомирову стать помощником князя В.П. Мещерского в «Гражданине». Но Лев Александрович сомневался на этот счёт, да и К. П. Победоносцев, оценив его способности по заслугам, рекомендовал Тихомирова редакции «Московских ведомостей» - «вполне русской, единственно патриотической и самого надёжного направления газете». В сентябре 1890 года Тихомиров становится штатным сотрудником этого издания, на страницах которого печатал статьи по социально-экономическим, политическим вопросам, а также «обличал» либеральную прессу, выискивая в ней крамолу в духе М.Н. Каткова. Но «Московские ведомости» не стали для Тихомирова «подлинно своим изданием», так как редактор бесцеремонно обращался с его статьями, добавляя «банально-благонамеренные» и бранные выражения. Потому Тихомиров и ушёл в «Русское обозрение»- орган, способный стать центром сплочения всех истинно национальных сил. За девять лет существования этой газеты (с 1890 по1898гг.) Тихомиров опубликовал на её страницах большое число рецензий и статей, многие из которых имели даже программный характер.

Взаимоотношения Тихомирова с могущественным обер-прокурором Синода были весьма противоречивыми. К.П. Победоносцев сначала предлагал после прощения отправить Тихомирова в монастырь, однако после прочтения брошюры заинтересовался, а затем поверил и в искренность раскаяния и впоследствии всегда поддерживал и направлял его. Победоносцев искренне поверил в идейное перерождение Льва Александровича, оценил его способности как публициста и рекомендовал в «Московские ведомости». Но общение их развивалось не только на профессиональном уровне, соратники вели оживлённую переписку, Победоносцев помогал советами и материалами для работы. Со своей стороны Тихомиров высоко ценил общение с обер-прокурором Синода, поддерживал его в печати, выступая против либеральных критиков «Московского сборника», изданного Победоносцевым. Но не смотря на тесное общение и приверженность одной идеологии, Победоносцева и Тихомирова разделяли существенные разногласия по многим политико-социальным вопросам. Тихомиров не мог согласиться с неприятием Константином Петровичем всякого вмешательства в общественную жизнь. А Победоносцев скептически относился к теоретическим изысканиям Тихомирова, стремившегося найти новое обоснование монархической форме правления. Кроме того, коллеги не сходились во мнениях по церковному вопросу - Константин Петрович оставался противником освобождения церкви от опеки Синода, за что ратовал Тихомиров. Своё отношение к Победоносцеву Лев Александрович определил следующей фразой в личном дневнике: «Я неистребимо люблю этого человека, не смотря на то, что чаще и чаще недоволен его политикой. Практик, и всё-таки – архичиновник, может быть, потому и чиновник, что практик»[15]. Подобные расхождения во мнениях типичны для представителей двух направлений традиционализма- творческого и консервативного.

Л.А. Тихомиров и К.Н. Леонтьев

Эти два видных представителя русского традиционализма удивительно быстро нашли общие точки соприкосновения, но к сожалению общение их было недолгим. Леонтьев и Тихомиров вели оживлённую переписку, делясь подробностями личной жизни и планами творческими. Константин Николаевич стал для Тихомирова человеком, определившим его духовное развитие. Советы такого знатока православия, как Леонтьева помогли вернуться покаявшемуся нигилисту в лоно Церкви. Константин Николаевич видел в Тихомирове соратника и последователя, возлагал большие надежды на его публицистическую деятельность. Они также сошлись во мнениях в отношении практической работы, главным образом – антиреволюционной. И всерьёз обсуждали создание тайного общества для эффективной борьбы с революционным движением. Дальнейшему сближению двух видных традиционалистов помешала кончина Константина Николаевича, после которой Тихомиров написал ряд работ, в которых разъяснял леонтьевские идеи и защищал их от нападок либеральной публицистики. В своей статье «Русские идеалы и К.Н. Леонтьев» Лев Александрович раскрывает творческий характер автора «Византизма и славянства», утверждая, что Леонтьев звал к «прогрессу того типа, который мы получили от рождения, то есть, никакого ретроградства в данной теории нет. Леонтьев оказал на Тихомирова не только нравственное воздействие, но и влияние как на мыслителя. Например, Лев Александрович также был равнодушен к славянскому вопросу и развивал идею корпоративного устройства общества, как и Леонтьев. Но всё же идейные расхождения имели место быть – Леонтьев отвергал любые формы народного представительства, а Тихомиров, напротив, - составил целую систему монархического народного представительства. Тихомиров относился к социализму как к «рабскому антихристианскому строю»[16], а Леонтьев в социализме видел позитивную реакцию на ненавистный ему либерализм. Отношения Тихомирова с русскими почвенниками.

Пропаганда идей славянофилов и почвенников занимала определённое место в публицистике Тихомирова. Лев Александрович предавал им консервативную направленность и мало связывал со старым славянофильством 40-60х гг. XIX века. Но славянский вопрос занимал в его публицистике не такое место, чтобы можно было отнести его к данному течению. Среди идеологов данного течения самые близкие отношения у Тихомирова сложились с О.А. Новиковой и её братом А.А. Киреевым. Идейного единства между традиционалистами не было, что не мешало их сотрудничеству в личной жизни. Тихомиров считал, что славянофилы касаются далеко не всех важных вопросов. Он не поддерживал критической киреевской оценки идей Леонтьева и идею о сближении православных и старокатоликов. А Киреев не воспринимал корпоративные проекты Тихомирова.

Идеологи панславизма вели с Тихомировым резкую полемику. С.Ф. Шарапов называл Льва Александровича «революционером, втёршимся в ряды консерваторов, чтобы подрывать государственную власть»!1. Во многом идейно расходясь с панславистами, Тихомиров отрицал за ними право называться единственными последователями наследия Хомяковых и Аксаковых. А в своей публицистике он развивал и конкретизировал социальное учение классиков славянофильства: идею о необходимости сочетания самодержавия с местным самоуправлением он дополнил предложением построения общества как союза профессиональных корпораций.

В 1892-1894гг. между бывшими товарищами – Тихомировым и В.Соловьёвым разгорелась полемика по поводу статьи Тихомирова «Духовенство и общество в современном религиозном движении», где он обвинял Соловьева и Толстого в попытках «рассудком искать религиозную веру» и призывал к бесхитростному подчинению авторитету церкви. Охранители были недовольны тем, что их поучает бывший революционер.

«Высокое доверие» было скорее исключением. В своем письме известной в правых кругах писательнице О.А. Новиковой Тихомиров с горечью писал, что недоверие к нему монархистов очень скверный признак: «Как! Неужели люди русской истории, русского Царя не могут себе представить, что их дело, их идеи могут кого-нибудь искренно привлечь?»[17] В другом письме тому же адресату он уже жалуется на то, что в России невозможно найти убежденного монархиста.

Таким образом, можно говорить о том, что по возвращении на Родину Тихомирову было необходимо укреплять свой статус в качестве консервативного публициста, заводя полезные для его творчества знакомства. Не многие посчитали нужным поверить в его искренность, что неудивительно в данной ситуации. Однако, как представитель интеллигенции, Тихомиров грамотно и душой предстал как уже «переродившаяся» личность.

1890-е годы были самыми плодотворными в деятельности Тихомирова. Время крупных замыслов и надежд, хотя и время начала разочарований. Однако тогда же начинается период подъема либерального движения, которое Тихомиров считал началом и идейным вдохновителем революции Выходят в свет его брошюры «Борьба века», «Демократия либеральная и социальная», где исследуется основной, единый смысл всего общественного движения: Европа теряет Христа, и все богатство своих представлений о религиозном идеале жизни переносит на общество, которое не может ему соответствовать принципиальнее. От этого начинается ломка, общества. Причем в пику К. Марксу, Тихомиров утверждает, что не общественная жизнь развивается и поднимается на новую ступень, а наоборот, центр жизни с высшего уровня переносится в плоскость общественную, и этим объясняется всплеск социальной активности и общественных потрясений. Красной нитью проходит борьба с либеральными течениями русской общественной мысли. В частности, полемика с В. Соловьевым, Л. Толстым. Нельзя отрывать религиозные идеи от их контекста и переносить их в политику. С июля 1890 года Л. А. Тихомиров живет в Москве. Он - штатный сотрудник «Московских ведомостей». Публицистические выступления Л. А. Тихомирова этого времени носят характер критический: критикуются революция и демократический принцип власти. Тогда же он пишет своеобразную трилогию – «Начала и концы. Либералы и террористы», «Социальные миражи современности» и «Борьба века». Первой же работой, действительно давшей ему славу и известность в русском обществе, была статья «Носитель идеала», посвященная личности и деятельности Императора Александра III (написана сразу после смерти Государя, в 1894 году). Поэт Аполлон Майков говорил, что «никогда, никто не выражал так точно, ясно и истинно идею русского царя», как автор статьи «Носитель идеала».В 1895 году Л. А. Тихомирова избирают в члены Общества любителей духовного просвещения, а в следующем -действительным членом Общества ревнителей русского исторического просвещения в память Императора Александра III.

Итак, Лев Александрович Тихомиров в начале 1890-х годов делал первые шаги в качестве консервативного публициста. Его действия ещё ограничивались правительством, а деятельность интересами редакторов. В этот период шло лишь заложение тех основ, на которых были созданы такие значительные работы как «Монархическая государственность» и «Религиозно-философские основы истории».

2. Первый этап консервативного творчества Л.А. Тихомирова

Рабочий вопрос в доктрине Л.А. Тихомирова

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.