рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Насильственное переселение народов на территории Казахстана

В годы господства режима личной власти Сталина и в период застоя процесс деформации национальной политики сопровождался соответствующим «теоретико-юридическим обоснованием». В частности, большой вред теории и практике национальных отношений нанес тезис о решении национального вопроса, который активно пропагандировался без реальных попыток разобраться в подлинной сути дела. Вместо конкретного анализа фактов, к которому стремились прибегать объективные исследователи, стимулировались схоластика, догматизм в изображении расцвета и сближения наций. Национальная политика, как в центре, так и в республиках оказалась вне зоны критики. Десятилетиями накапливались такие негативные процессы, как ущемление прав союзных республик и автономий, ограничение их экономической и политической самостоятельности. Многие проблемы развития языков, культуры, сохранения исторических памятников, охраны природы игнорировались, загонялись вглубь, не получали должной оценки [26].

Сталин выдвинул учение о социалистических и несоциалистических нациях. Все репрессированные народы были исключены, из списка наций, о них было запрещено даже упоминать ни в одном учебнике истории, средства массовой информации старательно обходили стороной сам факт их существования. Тотально депортированным народам приписывалось исчезнуть с карты Советского Союза, им создавались такие условия физического и морального существования, которые неизбежно - и запланировано должны были привести к исчезновению этих народов, Им запрещалось говорить на родном языке, а тем более писать - письменность изымалась из обращения. Получающим паспорта детям настоятельно, до угрозы и применения, репрессивных мер рекомендовалось сменить национальность. Была поставлена задача растворить эти народы в массе других. Очередная перепись давала желаемые результаты: число ненужных народов уменьшалось на глазах. Так что численность репрессированных народов в официальной статистике не совпадает с реальной: она значительно занижена по различным «государственным и политическим соображениям». Народы, подвергнутые репрессиям, до 1957 года находились на спецрежиме, назывались спецконтингентом и спецпереселенцами. Они использовались на самой физически тяжелой, неквалифицированной работе, из них составлялись трудармии, содержавшиеся хуже и страшнее, бесчеловечнее, чем лагеря заключенных, несравнимые порой даже с известными своими жестокостями концлагерями. Это - взрослые, трудоспособные мужчины и женщины. Оставшиеся без кормильцев дети и старики обрекались на голодную смерть. Об образовании детей спецконтингента не осень заботились, несмотря на объявленное всеобщее среднее образование. Те дети, которые учились, постоянно подвергались в своих школах дискриминации со стороны учителей и учащихся. Прорваться к образованию спецпереселенческой молодежи можно

было только личным упорством и благодаря встрече с доброжелательными людьми [27].

В послевоенное время спецпереселенцы - трудармейцы были обречены на забвение, бесправие, обиду несправедливость. Их упорно не замечали. В дни победы и разных торжеств заслуженно чествовали ветеранов Войны. Увешанные орденами и медалями, они гордо восседали в президиумах, а униженный, оскорбленный трудармеец без единой медальки за свой адский труд жался где-нибудь в углу, молча оплакивая своих погибших солагерников и свою поруганную жизнь. Его огромный вклад в общую победу не учитывали, не упоминали. И ему было безмерно тяжко и стыдно перед обществом, перед близкими, перед детьми и внуками. Вооруженный сытый охранник-конвоир, ведший беззащитных и изнуренных 16-17-летних девчушек - трудармеек на лесоповал в лютый мороз, под лай свирепых собак, потом, в мирное время, приравнивался по статусу к участникам Великой Отечественной войны, добивался дополнительных льгот и прав, юбилейных медалей, выступал перед Школьниками, взахлеб рассказывая, как он храбро защищал Отечество от ненавистного врага. Видеть, как процветали ложь несправедливость, - страшнее унижения не было для трудармейцев. Сын спецпереселенца, известный немецкий писатель и общественный деятель Герольд Бельгер в своем публицистическом очерке «Манкуртизация: Истоки и последствия» пишет: «Долгие годы в нас усиленно культивировался страх, комплекс некой вины и неполноценности, нас упорно превращали в население без родины, без языка, без культуры, в разновидность бомжей. И много на том пути достигали. Сталин и вовсе хотел пас истребить на корню, превратить в лагерную пыль истолочь в прах, и делал он это с маниакальной последовательностью, с изощренным иезуитством и - надо отдать, ему должное - во многом преуспел, очень во многом. Но не во всем, нет, не во всем. Назло ему и его приспешникам мы выжили и даже пытаемся возродиться»[28].

Депортация на деле явилась настоящей репрессией и притом жестокой. Двенадцать этносов - подвергнутых тотальной депортации только за национальную принадлежность: ты преступник, потому что ты немец, чеченец, ингуш, балкарец, карачаевец, курд, месхетинский турок - это народы репрессированные. И в отношении их был учинен подлинный геноцид.

На испытанный десятилетиями лагерный режим переводились наказанные «вождем, учителем всех народов и времен» народы: 1 124 93 немец, 316 717 чеченцев, 165 259 крымских татар, 83 118 ингушей, 81 475 калмыков, 63 327 карачаевцев, 47 284 турка - месхетинца, 42 112 греков, 40 162 балкарина, 12 465 болгар, 8 843 курда.

Вездесущие органы МВД-МГБ использовали свои механизмы для полной социальной изоляции спецпоселенцев, оставив последним только одну, рабскую роль - занятие тяжелым физическим трудом.

По состоянию на 1 января 1950 годы в ГУЛАГе содержался 2 561 351 человек (1 416 300 - в лагерях и 1 145 051 - в колониях), из них 578 912 - за контрреволюционные преступления (статья 58). В тюрьмах СССР, по данным на декабрь 1948 года содержался 230 641 подследственный и осужденный.

По состоянию на 1 января 1950г. на спецпоселении, в ссылке и высылке находилось 2 660 040 человек, из них 988 373 в Казахской ССР.

Всего наказанных было около 5,5 миллион человек. После смерти Сталина акции по депортации народов были осуждены как незаконные. На 1 января 1990года было реабилитировано 807 288 человек, репрессированных по решениям «троек» и особых совещаний, а также 31 342 человек, привлеченных к ответственности решениями судебных и прокурорских органов. В Казахстане на 1 мая 1997 года из ста тысяч осужденных судебными и подсудебными органами республики в те годы реабилитировано 91 868 человек. Сняты обвинения с более чем 60 тысяч так называемых спецпоселенцев, которых система огульно занесла в списки неблагонадежных [29].

Во второй половине 50-х годов были приняты специальные постановления о возвращении на прежние места проживания корейцев. В декабре 1955 года были сняты ограничения в правовом положении советских немцев и их семей, находившихся на спецпоселении. 9 января 1957 года крымским татарам было разрешено возвращение в Крым. В это же время была восстановлена государственность калмыцкого народа, Проводилось национально-государственное устройство других народов. Например, была образована Кабардино-Балкарская АССР. С 9 января 1957 года стала функционировать и объединенная Карачаево-Черкесская автономная область. Была восстановлена государственность чечено-ингушского народов. Развал СССР крайне обострил проблему реабилитации ряда народов, не только разорвав единое правовое пространство, но и вызвав массу новых социальных и экономических проблем. Более того, вне поля зрения реабилитационной политики бывшего СССР остались отдельные депортированные группы и социальные прослойки греческого, болгарского, гагаузского, латышского, литовского, польского, эстонского а других народов. К сожалению, до других репрессированных народов крымских татар, немцев, корейцев, - у руководителей бывшего СССР по разным причинам «руки так и не дошли». События, связанные с депортацией, долгое время замалчивались нашей исторической наукой. Их изучение было невозможным из-за недоступности архивов. Теперь, когда доступ к ранее засекреченным архивным документам значительно облегчился, появилась возможность открыть еще одну трагическую страницу нашей истории.

Интерес к документам, которые освещают в истинном свете трагические события прошлого, сегодня повсеместен и огромен. В последнее время на тему тотальной депортации народов написано немало художественных и историко-публицистических произведений. Все воспоминания очевидцев тех событий, все произведения, написанные на эту тему, окрашены главным образом одной тональностью: горе, боль, кошмар, трагедия. Однако полная история депортации народов - одного из самых чудовищных изобретений сталинского режима - еще не написана, она ждет своих исследователей, способных проникнуть в суть этого преступления против человечества. Надо раскрыть не только механизм этого варварства, но его предтечу, истоки, причины и формы выражения. Желательно попытаться объяснить, почему это злодеяние вообще могло возникнуть в таких масштабах в «отдельно взятой стране», объяснить его с точки зрения психологии, социологии, общественного уклада, особенностей идеологии. Поистине гигантская задача, стоящая перед будущим поколением исследователей.

Сегодня, отдавая дань памяти тем, кто погиб или был репрессирован, мы не должны забывать о том, что необходимо восстановить имена всех, кто реабилитации жертв, издать Книгу памяти, установить, памятники на местах захоронений, прежде всего на территории бывших лагерей. Остались еще живы те, кто был насильственно сослан в Казахстан, а это значит, необходимо собрать и издать их воспоминания. В этом ведущую роль могли и сыграть национально-культурные центры, историки, публицисты, общественные организации. Сколько еще непрочитанных страниц в нашей истории, сколько еще людей ждут к себе внимания восстановления попранной справедливости ... Сохраняя историческую память, мы поддерживаем и укрепляем общественное здоровье. А это благо для каждого казахстанца. Сегодняшняя общественная мысль характеризуется обостренным интересом к политическим проблемам 30-40-х годов. Это объясняется не только тем, что правда об этом времени замалчивалась или извращалась. Причина еще и в том, что в нем - корни многих отрицательных явлений, которые «доросли» до наших дней и тормозят успешное решение задач коренных политических и экономических реформ общества. Рассматриваемый период в истории страны - это период, наполненный многообразными, диалектически противоречивыми явлениями, чрезвычайно сложными для анализа [30].

Главная трудность, в изучении процессов и событий 30-40-х годов в том, что мы должны исследовать их с позиции исторического опыта и в то же время понял как представлялись эти процессы и события современникам, то есть тем, кто жил и трудился в те годы, искренно полагая, что они строят социализм и достигли на этом пути больших успехов, ибо еще в 30-е годы их убедили, что страна вступила в эпоху социализма. Нам, однако, следует осторожно, критические подходить к терминологии тех лет.

Уже с 20-х годов началось время потрясающих исторических парадоксов: огромная, искренняя тяга простых людей к новой жизни все больше сопрягалась с жесткой социальной регламентацией всего бытия, провозглашаемые высокие цели с беспощадностью средств их достижения, все больший отход от идеи социализма происходил под флагом его развития и защиты. Эти и некоторые другие парадоксы выражали появление в общественном, политическом и государственном развитии ряда новых, антисоциалистических тенденций. Но вместе с тем было много такого, что отражало новое в жизни общества: революционный энтузиазм, вера в идеалы. Но было бы наивностью не замечать, что самое тяжелое поражение социализму нанес именно сталинизм. Чем больше мы узнаем о Сталине, тем больше убеждаемся, что ему суждено стать в истории одним из страшных олицетворений Зла. Он совершил преступление перед народом.

С именем этого человека связана одна из самых чудовищных форм отчуждения личности от власти, свободы и мысли. Эта форма бюрократического, силового, догматического отчуждения и есть не что иное, как сталинизм. Закономерным результатом становления тоталитарной власти стало раскручивание репрессивной машины. Было создано большое количество лагерей – Сазлаг, Карлаг, Алжир и многие другие. Репрессивная машина набирала обороты. Только в Казахстане службой НКВД было «разоблачено» 183 организаций, с общим числом «агентов» - 3720 человек. С 1920-1953 годов было подвергнуто политическим репрессиям около 110 тыс. человек. В 1935-1938 годы около 17% всей казахстанской партийной организации было объявлено врагами народа[33]. Сталинская репрессивная машина оборвала жизни таких видных деятелей как: Абдурауф Фитрат, Абайдулла Ходжаев, Ашурали Захири и многих других. Была уничтожена и национально-либеральная интеллигенция, среди них – Х. Досмухамедов, М. Тынышпаев, Ж. Акпаев, М. Жумабаев, т.е. почти все деятели партии Алаш-Орда – было репрессировано 4297 человек.

Излюбленным объектом сталинских репрессий выступали носители того или иного уклона. Ещё на Х съезде Ленин говорил, что эти уклоны не серьёзны, что их ещё можно поправить, и по сталинской системе «поправка» эта заключалась в моральном и физическом уничтожении политических оппонентов. Также репрессиям подверглись и местные партийные деятели – так называемые национал-уклонисты. Одни из них мечтали о «переходе отсталых народов» к более передовым социалистическим нациям. Среди них Т. Рыскулов, У. Исаев, С. Сейфуллин, У. Джандосов, Т. Жургенев, А. Токжанов, А. Икрамов, Г. Артыков, А. Каримов и др. другие находились в поисках более умеренных альтернатив. Они были больше ориентированы на этническую идею с учётом реалий своих республик [31].

Их отличало трагическое ощущение последствий силового вторжения государства. Поэтому они выражали неприятие большевистской модели трансформации традиционного общества. В отдельные моменты они даже полностью отходили от политики, но все, же были уничтожены системой.

Таким образом, насильственному выселению, бесчеловечной депортации подверглись более 40 народов бывшего СССР. Многие из них были депортированы полностью. В 1930-50-е годы покинули места своего исконного проживания около 3,5 миллион человек. По разным весям разбросала их судьба, Значительная часть, переселенных погибла. Многие через долгие годы вернулась в места своего прежнего обитания - на историческую Родину. Следующие одна за другой депортации отдельных групп населения, а то и целых народов, носили ярко выраженный антигуманный, бесчеловечный характер. Страдали главным образом не кто сражался в «бандах», участвовал в работе «национальных комитетов», религиозных сект и т.д., а безвинные старики, женщины и дети».


3.2 Особенности функционирования лагерей на территории Казахстана

Карагандинский лагерь организован в 1930 году на территории Тельманского, Жанааркинского и Нуринского районов одноименной области. На отведенной под лагерь территории существовало несколько казахских аулов и семь поселков с европейским населением в 21979 человек. С организацией лагеря все население было переселено в другие районы области. Вся территория лагеря была разграничена на 19 отделений, запасной фонд и сельскохозяйственную, опытную станцию. Помимо этого как административное отделение существовали Балхашское отделение, Карабасское отделение. Лагерь обслуживался двумя железнодорожными линиями: Караганда-Балхаш и Жарык-Жезказган. Контингент заключенных вначале был равен 37000 человек [32].

Удивительно то, что лагерное сельское хозяйство оказалось более эффективным, чем вольное, колхозное. Это объясняется тем, что в Карлаг привезли самых трудолюбивых крестьян - кулаков, хороших специалистов сельского хозяйства, ученых. Здесь, в заключении, был известный специалист-селекционер, в последующем - академик и дважды Герой Социалистического Труда В. Пустовайт. За успехи в животноводстве по выведению новой породы крупного рогатого скота заключенная А. Лапина стала, по представлении Берии, лауреатом Сталинской премии, хотя и после этого ее из лагеря не освободили. После войны в лагере было уже 45 тысяч заключенных. С ними рядом работали десятки тысяч спецпереселенцев и местных колхозников. Чем же отличались колхозы от лагерей? Лишь отсутствием колючей проволоки. Жизнь в них порой была хуже, чем в лагерях. Все они почти ничего не получали за свой труд. Поэтому в Караганде, Балхаше и Жезказгане в магазинах было все, и цены снижались. Заключенные же называли всю страну «Большой зоной».

Хозяйственная деятельность Карлага распространялась на площадь, равную территории Франции. В Карлаге оставили свои следы ученики и соратники великого русского ученого В. И. Вернадского - А. М. Симорин и А. А. Корнилов.

На Спасском заводе, там же, где отсиживал срок Александр Леонидович Чижевский, отбыл свое, и величайший генетик нашего времени, основатель нового научного направления - радиационной генетики, знаменитый «Зубр» Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский. С большими трудностями удалось самому Сергею Павловичу Королеву вырвать из лап Карлага Владимира Леонидовича Пржецлавского - профессора специалиста-теплотехника, работавшего впоследствии в тесном контакте с С. Королевым.

В числе десяти ленинградских профессоров в один день взяли под стражу Константина Ивановича Страховичa. В 1953 году его, как единственного из десяти оставшихся в живых свидетеля, на самолете доставили в Ленинград, где проходило следствие по делу Л. Берии. После расстрела «черного кардинала» К. Страхович был полностью реабилитирован.

Карлагу отдал девять лет жизни крупнейший микробиолог Давид Моисеевич Новогрудский. После отсидки, несмотря на то, что по ходатайству АН КазССР он был взят в Казахский университет, тем не менее, через год очутился в лагере на территории Коми АССР. В разные годы в Карлаге томились поэт Николай Заболоцкий, жена члена ВЦИК А. Б. Серебровского, расстрелянного в 1938 году, Евгения Серебровская, жена и дочь А. С. Енукидзе, крупнейшего партийного и советского деятеля, расстрелянного в 1937 году, жена члена ВЦИК К. П. Мехонишина, сестра Маршала Советского Союза М. Н. Тухачевского, расстрелянного в 1937 году, Елизавета Арватова - Тухачевская, жена начальника НКСХ РСФСР Г. И. Колдомасова, расстрелянного в 1937 году, Галина Колдомасова, сестры начальника ГлавПУРа Я. Гамарника, покончившего жизнь самоубийством, Фаина и Зоя Гамарник, жена и сын члена Коминтерна И. Пятницкоого, расстрелянного в 1937 года [33].

 В 1940 году на берегу реки Кенгир, на месте бывшего пионерского лагеря, был создан крупный лагерь НКВД СССР Жезказганлаг. Все действующие и строящиеся объекты были переданы в ведение НКВД, и все это стало называться «Жезказганским исправительно-трудовым лагерем-комбинатом НКВД».

На 1 января 1942 года в лагере содержалось 12040 заключенных, в том числе за контрреволюционные преступления - 1830, за бандитизм и убийство 548, За нелегальный переход границы - 108, за дезертирство и военные преступления - 477, за прочие преступления - 9050. За «прочие преступления» в основном, сидели ни в чем не повинные рабочие, колхозники, инженеры, врачи, попавшие сюда по разнарядке НКВД в качестве рабсилы. Они были в лагере не потому, что были в чем – то виновны, а потому, что нужны были на стройках и шахтах. И здесь их воспитывали на будущее, перековывали сознание с помощью устрашения, голода и социалистического соревнования. Сразу после войны к двенадцати тысячам советских заключенных в Жезказганлаг добавили около 8 тысяч военнопленных немцев и японцев.

Степлаг - лагерь номер 4, создан в 1948 году исключительно для «врагов народа». Сюда свезли заключенных со всего Союза, а военнопленных и уголовных вывезли. По плану в лагере должны были содержаться 25 тысяч человек. Они были размещены в шести лагерных отделениях: Строящийся Жезказган, вместе с комбинатом, рудничная площадка, Жездинский рудник, город Балхаш, совхозы по всей области. В лагере было много бывших советских военнопленных. Это были смелые и решительные люди. Потому здесь стали возникать так называемые «волынки», то есть неповиновение начальству, переходящие в бунт (В мае 1954 года в Кенгирском лаготделении началось самое крупное в ГУЛАГе восстание заключенных, которое продолжалось сорок дней. И возглавил его бывший офицер Советской Армии Капитон Кузнецов. Восстание заключенных было подавлено с помощью танков и солдат регулярной армии.

Спасский ЛАГ создан под Карагандой. По утверждению бывшего работника Карлага Н. Сраубаева, там отбывали наказание жена командарма Блюхера, сестра маршала Якира, брат «любимца партии» Бухарина, второй секретарь ЦК КП Украины Гуценко, который проходил по «ленинградскому делу», и многие другие.

АЛЖИР. («Акмолинский лагерь жен изменников Родины»). Официально он определен 26 точкой ГУЛАГа. Здесь отбывали сроки женщины со всех регионов СССР, привлеченные к ответственности согласно статье 58 пункт 17 УК РСФСР [34].

Нет возможности перечислить всех жен и матерей, переживших адские муки АЛЖИРа. Здесь отбывали сроки Куландам Кожанова-жена Султан бека Кожанова, второго секретаря Казрайкома, инструктора ЦК ВКП (б) по национальным республикам. Дамеш Жургенова - супруга наркома культуры КазССР Темирбека Жургенова, жена партийного советского деятеля, известного поэта Сакена Сеййфуллина - Гулбахрам. Жена наркома Кабылбека Сармолдаева Майнур Сармолдаева, жена заведующего печатным отделом Кюраййкома Зарапа Темирбекова - Сакыпжамал Назарова. Жена известного писателя Беймбета Майлина - Кунжамал Майлина, жена партиййно-советского деятеля, революционера Турара Рыскулова Азиза Рыскулова. В АЛЖИРе сплошь и рядом имели место факты, когда вместе отбывали срок мать с дочкой, свекровь со снохой, родные сестры. Так, дочь героя гражданской войны Мухаметкали Татимова Kлapa при посещении матери Шакитай осталась в лагере и вместе с ней пережила все ужасы каторжной жизни.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.