рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Насильственное переселение народов на территории Казахстана

3. Калмыков – 2541 человек (760 семей) - расселены только в двух областях: Кзыл-Ординская - 2492 человек (743 семей) и Южно-Казахстанская 49 человек (17семей).

4. Карачаевцев - 40767 человек (10505семей) - расселены только в трех областях: Джамбульская - 17448 человек (537 семей); Талды-Курганская - 36 человек (19 семей) и Южно-Казахстанская - 23283 человек (5949 семей).

5. Крымчан - 4224 человек (1223 семьи), которые были расселены только в Джамбульской области.

6. Немцев - 243722 человек (79017семей) - расселены по всем областям, за исключением Западно-Казахстанской области, таком порядке: Алма-Атинская - 3041 человек (231 семей); Карагандинская - 20538 человек (7567 семей); Семипалатинская - 24030 человек (7975 семей); Актюбинская - 4942 человек (1751 семей); Акмолинская - 35644 человек (1005 семей); Восточно-Казахстанская - 13526 человек (4841 семей); Гурьевская - 1199 человек (1197 семей); Джамбульская - 5561 человек (1790 семей); Кустанайская - 32260 человек (10132 семей); Кокчетавская - 41900 человек (12222 семей); Кзыл-ординская 82241 человек (825 семей); Павлодарская - 24939 человек (8082 семей); Северо-Казахстанская - 20103 человек (6124 семей); Талды-Курганская - 5762 человек (l715 семей); Южно-Казахстанская - 8036 человек (2800 семей).

7. Спецпоселенцев из Молдавии и Прибалтики - 8064 человека (3010 семей) расселено только в семи областях в следующем порядке: Карагандинская - 70 человек (60 семей); Акмолинская - 1213 человек (353 семей); Актюбинская - 3059 человек (1052 семей); Гурьевская – 130 человек (117 семей); Джамбульская - 108 человек (45 семей), Кзыл-ординская- 461 человек (161 семей) и Южно-Казахстанская - 3017 человек (1214 семей).

8. Чечено-ингушей - 360405 человек (88513 семей) - также расселены по всем областям, за исключением Западно-Казахстанской области, в таком порядке: Алматинская - 13696 человек (373 семей); Карагандинская - 33215 человек (7939 семей); Семипалатинская – 26599 человек (6772 семей); Актюбинская - 14699 человек (3698 семей); Акмолинская - 43964 человек (10003 семей); Восточно-Казахстанская - 4946 человек (6303 семей); Гурьевская - 969 человек (220 семей); Джамбульская - 16013 человек (4497 семей); Кустанайская - 41223 человек (9706 семей); Кокчетавская - 28414 человек (6519 семей); Кзылская - 22169 человек (5888 семей); Павлодарская - 33720 человек (8055 семей); Северо-Казахстанская - 20563 человек (4772 семей); Талды-Курганская - 19826 человек (593 семей); Южно-Казахстанская 20394 человек (5217 семей) [12].

Таким образом, ареалом наибольшего сосредоточения спецпереселенцев явились северные и южные области Казахстана. Численность спецпереселенцев на территории Казахстана изменялась, так как в связи с разъединенными семьями происходил миграционный процесс как внутри республики, так и между республиками. Наиболее интенсивно шел обмен с Узбекистаном и Киргизией.

Исследуя половозрастной состав спецпереселенцев, можно сделать вывод, что основная их часть была представлена детьми, из 815319 человек 394048 - дети до 16 лет; 259050 женщин и всего 162221 мужчина.

Прибывшие спецпереселенцы были размещены в колхозах, совхозах и на промышленных предприятиях. Жилищно-бытовые условия спецпереселенцев были тяжелыми. Если установленная норма жилплощади предусматривала 3 кв.м. на человека и размещение семей спецпереселенцев в отдельных комнатах, большинству были предоставлены земли под индивидуальное строительство, а некоторые из них имели дома, построенные при помощи хозорганизации, то в отдельных пунктах расселения спецпереселенцы жили по 2-3 семьи в одной квартире и на одного человека приходилось не больше 2,2 кв.м. (трудпоселки - 29, 30 Карагандинской области), в г. Степняк Акмолинской области работающие в тресте «Каззолото» спецпереселенцы жили в землянках, требующих капитального ремонта, а жилплощадь на одного человека составляла 1,5 квадратных метра, на Карсакпайском медзаводе 130 семей жили в одном общежитии; в ОСМЦ № 6 Акчетаустроя 170 человек жили в домах без крыши и овощехранилищах; в Осакаровском районе люди были размещены в сараях, скотных дворах и вспомогательных постройках, неприспособленных для жилья.

О нечеловеческом и недобросовестном отношении руководителей районов и предприятий свидетельствует тот факт, что в конце сентября 1944 года на строительный участок № 5 Сталинско-Магнитогорской магистрали было переброшено из Кокчетауской области 1618 человек спецпереселенцев, в то время как жилплощади для их размещения не было, несмотря на то, что они были предупреждены вышестоящими органами. Случались факты разбазаривания стройматериалов, предусмотренных для строительства домов дли переселенцев. Что касается обеспечения продовольствием и промтоварами, то оно было намного хуже, чем для других категорий населения. Хотя спецпереселенцы должны были «снабжаться по месту работы на общих основаниях вместе с «нетрудпоселенцами» имеющейся сетью торговых точек», имели место факты «урезывания выдачи хлеба по карточкам спецпереселенцам, не выполняющим норму выработки», хлеб выдавался также и за наличный расчет. Были случаи, когда пайка хлеба достигла 100 грамм на человека. С января по июль месяц 1945 года выдавалось по 50-100 грамм муки и крупы и по норме 5 грамм сахара в день на человека. Особенно тяжелым было положение у спецпереселенцев в колхозах Тельманского, Ворошиловского, Шетского и Жана-Аркинского районов, где совсем не получили хлеба по трудодням 7103 человека, такая же участь постигла семьи, не имеющие трудоспособных членов.

Аналогичное положение сложилось со снабжением промтоваров. Не только спецпереселенцы, но и все население республики испытывало тогда острую нужду в продовольствии и товарах. Переселение людей потребовало огромных расходов со стороны государства, изнуренного тяжелой войной. Поэтому одновременное размещение такого большого количества людей затруднило снабжение республики, и без того испытывавшей кризис промтоварных и продовольственных ресурсов. В плачевном состоянии находилось и санитарно-медицинское обслуживание спецпереселенцев. В отдельных пунктах расселения больницы и медпункты были не укомплектованы медперсоналом, например, в спецпоселке № 20 Май-Кудук Карагандинской области в среднем являлись на прием 75-80 человек, а в течение положенного времени обслуживались только 30-40 человек. На три поселка Осакаровской комендатуры имелся только один медпункт, расположенный в 9 - 18 километров от поселков 36. Очень высокой была смертность, особенно среди детей. Анализ причин смертности по данным НКВД, сделанный автором, позволяет заключить, что наиболее распространенными причинами были эпидемические заболевания, в частности брюшной тиф, сыпной тиф, корь и дистрофии, которые приняли массовый характер в северных областях с весны 1944 года, а также цинга и дизентерия; недостаточное внимание со стороны райздравотделов, слабое медико-санитарное обслуживание спецпереселенцев; тяжелое материальное и бытовое положение и элементарное недоедание, нехватка продовольствия. Все трудности, которые испытывали взрослые, ощущали на себе и дети спецпереселенцев. Из-за недоедания, отсутствия одежды, обуви многие дети не могли посещать школы. Об этом говорится в отчетном докладе НКВД КазССР в отдел труда и спецпоселений ГУЛАГа НКВД СССР: «Дети школьного возраста охватываются учебой, школьной сетью Наркомпроса наравне со всем населением, но из 4350 детей охвачены были учебой только 1595, а остальные не посещали школы из-за отсутствия одежды и обуви».

Институт депортации народов в том виде, в каком он сложился в бывшем СССР, с самого начала был сопряжен с массовым нарушением прав людей. Во-первых, человек независимо от того, совершил он или не совершил вменяемое ему деяние, подвергался наказанию. Тем самым государство изначально ставило всех представителей депортированных народов в юридически ущербное положение. Во-вторых, правовая ущербность, незащищенность, уязвимость всех выселенных сопровождались новыми нарушениями их прав и свобод.

Таким образом, представители депортированных народов с самого начала их выселения были морально и социально ущемлены, лишены элементарных прав. Не обеспечивалось право сохранности личного имущества и собственности спецпереселенцев, хотя это и предусматривалось государственными документами: сдача специальным комиссиям принадлежавших спецпереселенцам сельскохозяйственного инвентаря, скота, зернофуража с последующим возмещением их на месте расселения. Положение спецпереселенцев характеризовалось унизительными процедурами регистрации, перерегистрации и отметок в местных комендатурах, органах НКВД. Контролировался каждый шаг спецпереселенца, любое незначительное нарушение немедленно пресекалось. На каждого спецпереселенца, достигшего 16-летнего возраста, заводилась персональная карточка. Велся посемейный учет, а также учет спецпереселенцев и по алфавитным карточкам. На каждого спецпереселенца заводилось личное дело.

2.3 Правовой статус переселенцев

8 января 1945 года вышло Постановление СНК СССР «О правовом положении спецпереселенцев», где спецпереселенцы формально определялись как полноправные граждане. Как разъясняет начальник ГУЛАГа МВД СССР генерал-лейтенант Наседкин, «лица, переведенные на положение спец-переселенцев, пользуются всеми нравами вольнонаемных, как в отношении размера оплаты труда, обеспечения жилищно-коммунального питания, торговли и культурно-бытовых учреждений, исключая право выезда за пределы района поселения, в том числе при использовании очередного отпуска» [14]. Однако это обнадеживающее разъяснение сводится на нет, как только начинается перечисление всех ограничений, в гражданских правах спецпереселенцев начиная с передвижения.

Отправленные в кулацкую ссылку назывались до 1934 года спецпереселенцами, а в 1934 – 1944 годах – трудпоселенцами, с 1944 года – спецпоселенцами. Согласно постановлению СНК СССР от 22 апреля 1937 года они расселялись в трудовых поселках.

Спецпереселенцы не имели права без разрешения коменданта спецкомендатуры НКВД отлучаться за пределы района расселения, обслуживаемого данной спецкомендатурой. Начальником предоставляется право в отдельных уважительных случаях разрешать спецпереселенцам временный выезд с места поселения для свидания с семьей. Выезд главы семьи, оставленного на поселении при лагере для постоянного жительства, к месту проживания семьи, находящейся на спецпоселении в другом районе, может быть разрешен по особому ходатайству начальника ИТЛ перед министром,. внутренних дел республики, начальником УМВД края и области; в противном случае самовольная отлучка рассматривалась как побег и влекла за собой ответственность в уголовном порядке. Спецпереселенцы были обязаны строго соблюдать установленный для них режим и общественный порядок в местах поселения и подчиняться всем указаниям и распоряжениям спецкомендатуры НКВД. За нарушение режима и общественного порядка в местах поселения спецпереселенцы подвергались административному взысканию в виде штрафа или ареста. Все уголовные деяния спецпереселенцев были подсудны лагерным судам, в том числе и побеги. В архиве города Кокшетау есть отдельные дела под грифом «совершенно секретно», где хранятся «Алфавитные списки выселенцев, бежавших с мест поселения, подлежащих розыску, задержанию и привлечению к уголовной ответственности» [15].

Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1948 года «Об уголовной ответственности за побеги из мест обязательного и постоянного поселения лиц, выселенных в отдаленные районы Советского Союза в период Отечественной войны», за самовольный выезд (побег) из мест обязательного поселения этих выселенцев виновные подлежали уголовной ответственности в виде 20 лет каторжных работ. Дела о побегах рассматривались на Особом совещании при МВД СССР - не конституционным административно-управленческим органом, слепо выполнявшим волю правящей верхушки тоталитарного режима. Суровая кара (лишение свободы на срок до 5 лет) ожидала лиц, виновных в укрывательствё выселенцев, бежавших из мест обязательного поселения, или способствовавших их побегу, лиц, виновных в выдаче разрешения выселенцам на возврат их в места прежнего жительства, и лиц, оказывавших помощь в устройстве их в местах прежнего жительства. Также привлекались к ответственности работники, допустившие побеги.

Нужно отметить, что в процессе приема и размещения прибывшего спецконтингента от оперативных работников, сопровождающих эшелоны принимался список агентуры, осведомителей, для агентурной разработки и освещения составлялся план на вербовку осведомителей.

В промышленных районах создавались резидентуры для улучшения агентурного обслуживания спецпереселенцев. Также для повышения агентурно-оперативных знаний комендантского состава организовывалось проведение семинаров специально по агентурно-оперативной работе. А со старшими десятидворок отдельно проводились собрания, на которых разъяснялась их ответственность за побеги спецпереселенцев, входящих в десятидворки. Проводились совещания и с членами групп содействия.

Крайне противоречивым был правовой статус переселенцев-корейцев. Это был народ, насильственно высланный в целях пресечения проникновения «японского шпионажа», подопечный отдела лагерей, трудпоселений и мест заключения НКВД, но не относящийся к спецпереселенцам. Официально не лишенный гражданских прав, он, тем не менее, не имел права перемены места жительства без разрешения органов НКВД.

Нужно отметить и то, что спецпереселенцы избирательными нравами пользовались на общих со всем населением основаниях. Но ввиду того, что спецпереселенцы согласно положению не могли иметь на руках документов, удостоверяющих их личность, существовало указание и подтверждение НКВД СССР о том, что документом при явке спецпереселенца на голосование могут служить трудовые книжки, которые выдавались на один день. Спецпереселенцам, не занятым на работе (неработающие члены семьи иждивенцы), комендатуры трудпоселков должны были выдавать специальные бланки.

Таким образом, анализ хода снятия ограничений в правовом положении депортированных народов в послевоенный период показывает, что сам процесс реабилитации шел постепенно, спецпереселенцы оставались ущемленной категорией населения и до середины 50 – годов XX века, составляя основную рабочую силу.

2.4    Трудоиспользование депортированных народов

Нормы оперативного и административного обслуживания спец переселенцев, а также контроль за их хозяйственно-трудовым устройством предусматривались «Положением о спецкомендатурах НКВД», утвержденным Постановлением от 8 января 1945 года и объявленным приказом НКВД СССР № 04 1945 года.

Вся оперативная работа среди спецпереселенцев возлагалась на оперуполномоченных (при спецкомендатурах), которые подчинялись начальникам оперативно-чекистских отделов. На комендантов спецкомендатур возлагались административно-хозяйственные функции и общее руководство комендатурами. Для повседневного руководства деятельностью спецкомендатур при ОУРЗе УИТЛ УИТЛК за счет имеющегося некомплекта временно создавались группы из 2-3 человек старших инспекторов. Общее руководство работой комендатур по спецпереселенцам возлагалось на заместителя начальника управления по лагерю.

Первичный учет спецпереселенцев в соответствии с директивой МВД СССР № 68 от 24 марта 1946 года и директивами ГУЛАГа возлагались на спецкомендатуры, которые в свою очередь отчитывались о наличии: и движении спецпереселенцев перед ОУРЗом лагеря. Ведение персонального учета спецпереселенцев, хранение личных дел возлагалось на комендатуры, а количественный учет и отчетность перед ГУЛАГом - на ОУРЗ лагеря [16].

Несмотря на унижение, депортированные народы были полны патриотизма в тяжелое для страны время. Испытывая на себе недоверие властей, ограничения в гражданских правах, они полностью разделили горе и трудности всего советского народа. Но особым уделом в годы войны стала трудовая армия. Проявляя стойкость и героизм на трудовом фронте, они внесли большой вклад в общенародную Победу, что в истории Великой Отечественной воины значило не меньше, чем героизм на фронте военном. В годы Великой Отечественной войны на территории Казахстана имелись 31 Наркомат и одна советская организация и учреждение, куда входили райсоветы, сельсоветы, нарсуды и редакции газет. В Наркоматах было всего 58 трудпоселков, где проживало 145329 спецпереселенцев, из них 27820 мужчин, женщин - 28398 и подростков - 4075. Использовался труд 60293 спецпереселенцев, в том числе - подростков от 14 до 16 лет. Помимо этих Наркоматов в конце 1943 года сюда прибыли и предприятия оборонного строительства, куда входили Тагиллаг, Алтайлаг, Каруголь, Кузбассуголь, Богословлаг, Главнефть станции Бокань и промышленные оборонные организации, где было задействовано еще 1567 человек. В общей сложности трудились по Наркоматам всего 76060 человек спецпереселенцев, которые наравне со всеми рабочими предприятий также принимали равное участие в трудовом подъеме народных масс, о чем свидетельствуют их производственные нормы выработки.

В годы Великой Отечественной войны немаловажное значение имела подготовка квалифицированных рабочих для промышленности и транспорта. Государственные трудовые резервы с первых дней войны были одной из форм пополнения рабочего класса - в этой системе осуществлялась широкая подготовка квалифицированных кадров для ведущих отраслей промышленности, транспорта и строительства. Мобилизация молодежи в школы ФЗО, ремесленные и железнодорожные училища проводилась так же, как и мобилизация в трудовую армию, на основе правительственных документов. В школы ФЗО призывалась молодежь (мужского пола в возрасте 15-17 лет и женского пола в возрасте 16-18 лет), а в ремесленные и железнодорожные училища (мужского пола 14-15 лет и женского пола 15-16 лет).

Народы Казахстана, как и страны в целом, понесли большие потери в результате политических репрессий. Деформация национальной политики, переплетение с негативными политико-экономическими и национально-этническими факторами способствовали созданию социальной напряженности в республике. Причинами роста социальной напряженности были наличие законодательных актов, вызывавших острое недовольство со стороны депортированных народов, ухудшение снабжения населения продовольственными товарами и др.

Таким образом, анализ трудиспользования спецпереселенцев говорит о том, что подготовка советскими органами к приему и размещению спецпереселенцев на территорию Казахстана была начата заблаговременно с целью восполнить нехватку трудовых ресурсов в процессе создания лагерной экономики.

2.5 Последствия депортации

Были сняты с учета в органах МВД дети спецпереселенцев до 16-летнего возраста, они были освобождены из-под административного надзора и к ним в дальнейшем не применялись ограничения, установленные для спецпереселенцев. Снятие с учета в органах МВД детей спецпереселенцев проходило в несколько этапов, по специально установленному порядку МВД КазССР, и было принято более 4 нормативных документов правительства. После XX съезда партии вышло несколько правовых документов. Процесс снятия ограничений в правах с представителей депортированных народов осуществлялся не сразу и полностью, а постепенно, с оглядкой, непоследовательно. Только в середине 50-х годов политика государства по отношению к депортированных народам стала меняться. Первоначально наметились ее смягчение и либерализация, а затем и отказ от отдельных наиболее компрометирующих, антиправовых ее проявлений. Первым в ряду снимающих ограничения в правовом положении спецпереселенцев законодательных актов было постановление Совета Министров СССР от 5 июля 1954 года № 1439-649 «О снятии некоторых ограничений в правовом положении спецпереселенцев», в котором отмечалось, что в связи с изменениями, происшедшими в стране и в жизни спецпереселенцев, применение к ним существовавших тогда ограничений в правовом положении не вызывается необходимостью. Лицам, состоящим на учете спецпоселений, занимающихся общественно-полезным трудом, предоставлялось право проживания в пределах данной области, края, республики, а по служебным командировкам - право свободного передвижения в любой пункт страны на общих основаниях. Для спецпереселенцев была установлена личная явка на регистрацию в органы МВД один раз в год.

По указанию отдела «П» МВД СССР № 44/4-19636 от 14 мая 1954 года снимали с учета спецпоселения бывших кулаков, высланных в 1929-1933 годы из районов сплошной коллективизации. 20 ноября того же года вышло следующее Указание 4-го спецотдела МВД СССР № 44/4-38108, по которому снимали с учета спецпоселения бывших кулаков, высланных в 1935-1937 годы.

24 ноября 1955 года вышло постановление Совета Министров СССР «О снятии с учета некоторых категорий спецпереселенцев», затем последовал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 декабря 1955 года «О снятии ограничений в правовом положении с азербайджан и членов их семей, находящихся на спецпоселении». Категория спецпереселенцев, подлежащих снятию с учета спецпоселения, на основании соответствующих документов была снята с учета спецпоселения (Приложение 3). Им было объявлено под расписку, что они после освобождения из спецпоселения могут проживать «в любом пункте страны, кроме той области, где они проживали до выселения». Им также было объявлено, что жилые дома и другие помещения, принадлежавшие им до выселения, возвращению не подлежат. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 июля 1956 года и Приказом МВД СССР № 262 от 22 сентября 1955 года «О снятии с учета спецпоселения и освобождении из-под административного надзора спецпоселенцев – бывших греческих и турецких граждан, учитывая их «специфические особенности и их настроения», снимали с учета спецпоселения чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей [19].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.