рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Диктатура Цезаря в Древнем Риме

Автор интересного исследования «Монархия Цезаря и принципат Помпея», немецкий историк Э.Мейер развил своеобразную точку зрения на особенности переломного периода в становлении нового римского государственного строя. По мнению Мейера, Помпей и Цезарь являлись создателями двух различных систем государственного устройства7. Помпей своим беспрецедентным положением, когда он, занимая сразу несколько абсолютно несовместимых должностей, а в 52г. был даже консулом «без коллеги», являлся, по Мейеру, неким прообразом принцепса при такой системе, когда существует сенатская республика, а принцепс выступает в роли первоприсутствующего в сенате, в функции охранителя - республиканских устоев1. Как считал Мейер, именно Помпей, а не Цезарь, был непосредственным предшественником Октавиана Августа2, который, как известно, и создал систему принципата, просуществовавшую до конца III в. Цезарь же, по мнению немецкого исследователя, стремился создать монархию эллинистического типа и предвосхитил развитие римского государства на несколько веков вперед3. Характеристике Цезаря Мейер посвятил две главы своего исследования: «Личность и цели Цезаря.» и «Цель Цезаря. Абсолютная монархия»4.

Английский историк Р.Сайм в своей «Римской революции» постарался дать осторожную и взвешенную оценку деятельности Юлия Цезаря. Сайм считал, что практические цели Цезаря определялись стремлением ликвидировать последствия гражданской войны5. Поэтому автократизм диктатора, по мнению Сайма, был вынужденным, он обусловливался обстоятельствами. Исходя из этого, Р.Сайм отрицал стремление Цезаря к абсолютной власти6.

Стоит коснуться и российской историографии. В круг интересов Р.Ю.Виппера, историка широкого профиля, оставившего заметный след в развитии русской историографии7, входило и изучение позднеереспуб-ликанского периода римской истории. Кризис и падение римской республики Виппер связывал с упадком демократии. Виппер считал, что Цезаря нельзя назвать вождем римской демократии и продолжателем дела Гракхов8. Рассматривая историю Цезаря в социальном плане, Виппер выступал противником телеологизма. По Випперу, Цезарь, первоначально действительно сторонник демократической оппозиции и позднее – вождь партии популяров, впоследствии отошел от нее и стал политическим деятелем, опирающимся на военную силу, солдатским вождем9.

М.И.Ростовцев, автор исследования «Рождение Римской империи», считал, что нельзя с достаточной степенью точности определить, допускал ли Цезарь в 50-е года мысль о том, что военное столкновение с Помпеем и сенатской партией неизбежно, но, во всяком случае, он не исключал возможности двоевластия1. Ростовцев, по сути дела, поддерживал теорию Мейера, когда утверждал, что исключительные полномочия Гнея Помпея, которые он сосредоточил в своих руках в 52 г., явились прецедентом для будущего принципата2. Ростовцев полагал, что Цезарь, в результате прихода к власти, не изменил внешнего облика римской конституции, так как остались в наличии те же сенат, народное собрание и магистраты, но внутреннее содержание государственного строя подверглось значительной переделке, ибо над республиканскими структурами выросла неограниченная власть одного, в наибольшей степени напоминающая тиранию греческого образца3.

Советский исследователь Н.А.Машкин в своем капитальном труде «Принципат Августа» уделил значительное место оценке деятельности Цезаря на различных этапах его политической карьеры. Машкин дал развернутую характеристику такому историческому феномену, как «цезаризм». По мнению историка, сущность «цезаризма» заключается в умелом и ловком лавировании между различными слоями римского общества4. Машкин выступил резким противником телеологического подхода.

Много внимания разработке различных аспектов кризиса и падения римской республики и перехода к империи уделил С.Л.Утченко, автор таких исследований, как «Юлий Цезарь», «Цицерон и его время», «Идейно-политическая борьба в Риме накануне падения республики и др.

В «Юлии Цезаре», Утченко подробно осветил историю диктатуры Цезаря, высказал свой взгляд на понятие «цезаризм». Утченко отказался от трактовки «цезаризма» как общеисторической категории, укладывая этот феномен только в рамки истории Древнего Рима1.

Таким образом, в самом сжатом виде были представлены основные взгляды виднейших представителей российской и западноевропейской историографии XIX-XX вв. о деятельности Юлия Цезаря как важнейшего этапа переходного периода от республики к империи в Древнем Риме, о личности Цезаря и о характере его власти. Нельзя не признать, что взгляды эти отличаются удивительным разнообразием. Во многом это можно объяснить тем, что все ученые опирались в своих исследованиях на данные, главным образом, почерпнутые из сочинений античных авторов. Можно ли допустить, что было бы такое разнообразие концепций и подходов в новой историографии, если бы они основывались на полностью идентичных друг другу источниках? Едва ли. С другой стороны, такое разнообразие мнений и оценок свидетельствует о необычной сложности и трудноразрешимости проблемы диктатуры Цезаря.

Глава III. Должность диктатора в Риме до Цезаря

Диктатура Цезаря тоже, разумеется, не могла возникнуть на пустом месте, без каких-либо причин. Предпосылки эти нельзя не признавать глубинными, имеющими свои истоки за много десятилетий до 40-х гг. I в. до н.э. Основная причина заключается в том, что система магистратур сложилась еще в то время, когда Рим был совсем не тем, чем он стал впоследствии, не мировой державой, раскинувшей свои владения на трех континентах, а сравнительно скромным городом-государством в Средней Италии1. Система магистратур, включающая в себя такие должности, как два ежегодно сменяемых консула, обладающих высшей властью, а также преторов, ведавших судебными делами, эдилов, занимавшихся благоустройством города и квесторов, ведавших финансами, предназначалась для города-государства, но и как не для мировой державы. Когда Рим начал постепенно, вследствие многочисленных войн, расширять свою территорию и терять черты, присущие полису, тогда стали возникать компромиссные варианты, задача которых заключалась в приспособлении системы магистратур к изменяющимся условиям. Например, консулы и преторы после сложения своих полномочий становились проконсулами и пропреторами с властью наместников в присоединенных территориях. Эти должности тоже были годичными.

Необходимо отметить еще такую должность, как диктатор. Появление такого должностного лица в системе римских магистратур объясняется превратностями того времени, когда могла возникнуть такая чрезвычайная обстановка, что необходима была концентрация высшей власти в одних руках. К примеру, во время тяжелейшего для Рима периода II Пунической войны, когда угроза самому существованию римского государства в лице Ганнибала, действовавшего со своей армией в Италии, была очень реальной, был назначен диктатор, которым стал знаменитый

Квинт Фабий Максим Кунктатор. Характер староримской диктатуры, заключался в ее совершенной автономности. Сущность этой должности ясна – это как бы возвращение к царской власти.1 Но надо отметить, что староримская диктатура была весьма кратковременной должностью, срок её не мог превышать полугодичный отрезок времени. Собственно, диктатура являлась очень древней латинской должностью, но чем именно она была вызвана в Риме, до сего времени остается невыясненным.2

Как видим, уже на ранней стадии своего существования, римское государство со своей должностной системой было вынуждено приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам, как более частного (например, какая-нибудь чрезвычайная ситуация), так и более общего (превращение города-государства в крупную державу) характера. Из этого следует, что система римских магистратур, формально оставаясь статичной (те же консулы, преторы и т.д.), фактически была подвержена внутренним изменениям при сохранении внешней формы. То есть, она отнюдь не являлась на протяжении веков чем-то нерушимым и незыблемым.

Но к рубежу II и I вв. до н.э., когда Рим уже в течение нескольких десятилетий существовал в качестве средиземноморской державы, возникла качественно новая явление в системе магистратур – появились так называемые экстраординарные магистратуры.3 Развитие этого явления было выражением политического кризиса, приведшего в конечном счете, к гражданским войнам и установлению монархии.4 Система экстраординарных магистратур свидетельствовала о кризисе республиканского строя.5 Собственно говоря. Следует различать 2 понятия – кризис полиса и кризис республики. Их нельзя считать полностью идентичными, они не равновелики и не совпадают по времени. Кризис полиса начался с укрупнения территории города Рима, а завершился союзнической войной, протекавшей в 91–88 гг., когда римское гражданство перестало быть достоянием только одних римлян, а распространилось и на жителей Италии, местом проживания которых не был сам город Рим.7 Кризис же республики можно рассматривать как следствие кризиса полиса.1

Таким образом возникновение и развитие экстраординарных магистратур явилось важным поворотом в течении римской истории, в конечном счете, можно смело утверждать, что нити этого феномена тянутся к диктатуре Цезаря, а саму эту диктатуру вполне возможно рассматривать как следствие этого процесса, а также как высшее его проявление.

Причиной установления системы экстраординарных магистратур послужило частое возникновение таких ситуаций, когда существующие политические органы не могли справиться с возникшими затруднениями.2 Можно привести несколько наиболее ярких и показательных примеров.

Впервые об экстраординарной магистратуре, как таковой можно говорить в связи с событиями 121 г., когда консулы были наделены чрезвычайными полномочиями в борьбе против Гая Гракха на основании так называемого «пусть консулы усмотрят».3

Следующим примером может быть диктатура Луция Корнелия Суллы, явление совершенно беспрецедентное во всей истории Древнего Рима до того времени, бывшая непосредственным следствием гражданской войны 80-х годов и грозным предзнаменованием грядущей окончательно гибели республики. Сама память Суллы очень резко осуждалась по вполне понятной причине. Прежде всего помнили о его кровавых проскрипциях. В XVIII веке на Суллу смотрели исключительно как на кровожадного тирана.4 Оценка же деятельности Суллы в последующей историографии была противоречивой. Так, Моммзен называл Суллу консерватором, сторонником и защитником сенатской олигархии, Каркопино, напротив, считал Суллу чуть ли не революционером.1

Можно, в целом, согласиться с тем утверждением, что Суллу нельзя считать тираном, в полном смысле этого слова, так как главная черта тирана – насильственный захват власти и удержании её любой ценой, Сулла же вполне добровольно сложил свои полномочия.2 Личное стремление к власти, вряд ли играло в планах Суллы ведущую роль.3 Всю полноту власти дала победа Суллы в гражданской войне над Гаям Марием и его сторонниками.4 Получив власть, Сулла предпринял ряд мероприятий, направленных, по его мнению, на установление порядка в государстве и укреплении положения в сенатской олигархии, как высшего и правящего сословия. Сулла понимал, что необходимы, с одной стороны уступки настолько обширные, насколько это было совместимо в сохранением аристократического правления, а с другой – репрессивные меры, чтобы ввести в русло и сдержать расходившиеся страсти и разнузданную волю.5 Сулла не был по природе ни жесток, ни злопамятен, но теперь он был вынужден идти на репрессивные меры, чтобы с корнем вырвать мятежный дух.6 Репрессии были проведены, главным образом, посредством проскрипций, в результате чего было уничтожено около 50 сенаторов и 1600 всадников, а их имущество подлежало конфискации.7 Из своих ветеранов, а также вольноотпущенников (так называемые Корнелии), Сулла пытался сделать опору своему режиму. Так, в интересах ветеранов он осуществил насильственную экспроприацию земельных владений своих политических противников, и 120 тыс. человек оказались облагодетельствованными за чужой счет.8 Сенат Сулла постарался поставить так же высоко, как тот стоял прежде – пополнил число сенаторов, упразднил цензуру и отменил назначение в сенат.1 С другой стороны, Сулла свел на нет почти всякое значение народного собрания. А народных трибунов настолько лишил влияния, что теперь они, занимая эту должность, уже не могли претендовать ни на какую другую, а для своей интерцессии они должны были терять теперь, по иронии, испрашивать разрешения у того же сената, против которого как правило, они эту интерцессию и проводили.2

Таким образом, полученная на основании чрезвычайного закона Валерия, прецедентом которого были те решение об экстраординарных полномочиях, что к этому времени насчитывали уже полувековую давность,3 власть Суллы была направлена на установление такого порядка в государстве, что для диктатора казался наилучшим, и который можно назвать консервативно-охранительным.4 Но если реформы Суллы соответствовали интересам аристократии, то единоличное его правление, исключительный вес, который при нем приобрели наемная армия и клиентела, противоречили целям и задачам аристократов.5

Как видим, диктатура Суллы не имела ничего общего со староримской диктатурой (кроме одного и того же названия), но была качественно новым явлением.6

Позже экстраординарные магистратуры получили свои дальнейшие прецеденты. Так, в силу особых полномочий вели войну в Испании против Квинта Сертория, Цецилий Метелл и Гней Помпей. В 74 г. пропретор М. Антоний был наделен чрезвычайными полномочиями в борьбе против пиратов, так как действия его должны были осуществляться в разных областях.7 Исключительные полномочия, Гней Помпей в очень короткий промежуток времени дважды – по закону Габиния от 67 г. для борьбы с пиратами и по закону Манилия от 66 г. для завершения затянувшейся войны с понтийским царем Митридатом IV,1 так же не умещались ни в какие рамки. Далее, разве можно признать полностью соответствующему ложному представлению о незыблемости и нерушимости в течении веков римского государственного строя возникновение в 60 г. так называемого первого триумвирата (названного так по аналогии со вторым)? Первый триумвират явился следствием дальнейшего углубления кризиса республиканского строя, когда благодаря негибкой политике правящих верхов была создана оппозиция сенату в лице Помпея, Цезаря и Лициния Красса, которая однако, имела целью не демократизацию римского государства, а удовлетворение своих личных амбиций.2 Сущность этой коалиции хорошо понимали современники. Так, М. Теренций Варрон Реатинский называл этот союз трехглавым чудовищем, а Цицерон утверждал, что власть в государстве перешла к трем неумеренным людям и что подчинение им – это рабство.3 Кроме того, следует отметить тот немаловажный факт, что многие исследователи признавали за Цезарем ведущую роль в этой тройке и полагали, что созданием им триумвирата являлось убедительнейшим доказательством его монархических устремлений.4 Во всяком случае, ими почти единогласно признается, что первый триумвират был одной из ступеней, ведущих к самодержавию.5

И наконец, нельзя не отметить то исключительное, совершенно недопустимое, с точки зрения староримских государственных традиций, положение несчастливого соперника Цезаря, которое он на протяжении целого ряда лет занимал в римском государстве. Помпей, еще в 25-летнем возрасте, вопреки всяким прецедентам, удостоившийся триумфа, в 36 лет, т.е. – в 70 г., не занимая перед этим никакой магистратуры (квестор, эдил, претор) ставший консулом, в 67 – 66 гг. сосредоточивший в своих руках почти неограниченную власть в связи с чрезвычайной обстановкой и бывший наиболее весомой фигурой в первом триумвирате, в середине и во второй половине 50 гг. сосредоточил в своих руках абсолютно несовместимые, и при этом очень важные функции.1 Еще в 57 г. он получил чрезвычайные полномочия, связанные с обеспечением города Рима продовольствием.2 Сохраняя эту функцию на протяжении ряда лет, в 55 г. он получил проконсульскую власть в обеих Испаниях на 5-летие, но сам при этом оставался в окрестностях Рима, наблюдая за развитием событий в городе, а Испаниями управлял посредством своих легатов (что, конечно, было по идее, совершенно недопустимо).3 А позже, когда обстановка в Риме, в следствии обострения политической борьбы накалилась до предела и, с одной стороны, наметилось резкое охлаждение взаимоотношений между Цезарем и Помпеем из-за их соперничества, а с другой – началось сближение Помпея с тем самым нобилитетом, против которого он не однократно выступал прежде, в то время, когда улицы Рима стали ареной столкновений между вооруженными отрядами крайнего демагога и проходимца Клодия и сторонника нобилитета Милона и когда возрастала нервозность в связь с завершением Галльской войны и грядущим возвращением Цезаря во главе огромной закаленной в боях и преданной ему армией, в котором видели опасность для существующего государственного строя, на повестку дня встал вопрос о назначении диктатора (в лице Помпея, конечно), который сумел бы стабилизировать обстановку, и когда это назначение показалось уж слишком неблагозвучным, то, в конце-концов, на исходе февраля 52 г. по предложению М. Бибула, Помпей был избран консулом без коллеги, чего конечно же не случалось со времен легендарного Брута.4

Сделавшись консулом без коллеги, Помпей занял положение, которое противоречило всяким прецедентам – он, как проконсул, обязан был находиться в Испаниях, но никак не в Риме, однако он, не слагая проконсула, стал вместе с тем консулом, при это сохраняя свои обязанности по снабжению Рима продовольствием.1 Связав свою судьбу, в конце своей жизни и политической карьеры, с сенатской аристократией, Помпей в разразившейся вскоре гражданской войне выступил в качестве главы нобилитета, подняв свой меч на защиту республики, хотя сам в мечтах лелеял желания обрести неограниченную и бессрочную власть в государстве (на что указывают буквально все наши источники).2

Помпей имел возможность сосредоточивать в своих руках такие полномочия, прежде всего вследствие того, что он опирался в своих действиях на армию, т.к. он выступал на римской политической и общественной арене в качестве победоносного полководца. И прежде чем перейти к анализу сведений античных авторов о той мере законности, который каждый из них придавал факту занятия Цезарем высшего и исключительного положения в римском государстве, необходимо отметить роль армии в политической жизни первого века до н.э.

Эту роль вполне можно назвать еще одним показателем кризиса республиканского строя. Это было связано с процессом профессионализации римской армии и ее все большей эмансипированности от государства, начало которому положила военная реформа Гая Мария.3 Суть этой реформы заключалась в том, что традиционное староримское крестьянское ополчение было заменено профессиональной наемной армией, для солдат которой военное ремесло стало делом всей жизни, а не от случая к случаю, а по выходе в отставку солдаты получали земельные участки, так называемые ветеранские наделы.

Соответственно, возрастали и авторитет военного вождя, преданность которому заменяла легионерам преданность государству, и самостоятельность самих солдат.1 Армия становилась новой и самостоятельной социально-политической силой.2 Именно как военный вождь, вследствие победы в вооруженной борьбе, смог получить власть Сулла.3 Но армия не являлась исключительно только послушным орудием в руках вождя. Отношения между полководцем и армией представляли взаимный интерес.4 Итак, реформа Мария имела такие следствия, которые, конечно, не смог предугадать ни сам инициатор этого преобразования, ни все те, кто его одобрил.


Заключение

Подводя итог, я считаю уместным привести следующие высказывания Р.Ю. Виппера, который в своем труде «Очерки истории Римской империи» отметил «Допустим, что сенат не имел права отказать Цезарю в продолжении его полномочий, и в то же время оставлять аналогичный авторитет за Помпеем. Но сколько бы ни был Цезарь обижен сенатом сравнительно со своим прежним коллегой, объявление с его стороны войны в 49 г. все-таки остается государственным переворотом, совершенно таким же актом произвола генерала и его армии, как и поход Суллы на Рим весной 88 г., возмущением против старинной римской конституции. Ссылка на естественную самозащиту и на исключительное право великой личности будет уже отказом от юридической точки зрения».

Таким образом, в данной работе была подвергнута, по возможности, подробному анализу проблема установления каждым соответствующим античным автором той или иной степени легитимности занятого Цезарем исключительного положения среди римских граждан. В работе было отмечено, что прецеденты подобных противоречий римской государственной системы были неоднократными и до Цезаря, сам его противник Помпей имеет к ним самое прямое отношение. Подвергнув анализу позицию каждого из них в этом вопросе, нельзя не признать, что между ними не наблюдается никакого единства, а скорее, наоборот, острые противоречия. И это, по мнению автора, является еще одним доказательством того, что тема данной работы сложна, противоречива и многоаспективна.


Список использованной литературы

Античные авторы

Лукан, Фарсалия. –М.: Наука, 1993.–349 с.

Саллюстий, Письма к Цезарю и государственных делах.–345с.

Светоний, Жизнь двенадцати цезарей. –М. Наука, 1993.

Цезарь. Записки о Галльской войне. Гай Саллюстий Крисп. Сочинения. Изд.: АСТ, Ладомир, 2007г.–752 с.

Цезарь, Записки о Галльской войне, о Гражданской войне, об Алексан-дрийской войне, об Африканской войне.–М.:Ладомир. 2001.–752с.

Цицерон, Письма Марка Туллия Цицерона.–М.:Наука, 2008. Том 1.–341с.

Современные авторы

Беккер К.Ф. Древняя история.–СПб:– 1843.–417с.

Блох А. Сословная и социальная история Римской републики. –СПб: Изд. Битнера В.В., 1904.–111с.

Буассье Г. Цицерон и его друзья. Очерк римского общества во времена Цезаря.–М.:Изд.К.Т. Солдатикова, 1880,–368с.

Виппер Р.Ю. Очерки истории римской империи.–Берлин:Государственное изд.,1923.–434с.

Герье В.И. История Римского народа.–М.: Просвещение,2002.–349с.

Горштейн В.О. Цицерон в годы гражданской войны.-М., Наука, 1993.-191с.

Грабарь-Пассек М.Е. Марк Туллий Цицерон.//Цицерон. Речи. В 2-х т.,

Егоров А.Б. Политические взгляды Саллюстия.//Античный полис.-Л.:Изд.ЛГУ,1979,–101-124с.

Ковалев С.И. Марк Туллий Цицерон.//Цицерон. Письма. В 3-х томах, том 1.–М.–Л.; Изд. АН СССР, 1949,– 387-402

Машкин Н.А.–М.: Высшая школа, 2006

Моммзен Т. История Рима.–СПб.:Ювента, 1995.–560с.

Мотус А.А. Цицерон и Саллюстий в их отношениях к гражданским войнам Древнего Рима.//Античный мир и археология.-Саратов:Изд. СГУ,1983,-33–46с.

Покровский И.А. История Римского Права. 1917. www.allpraro.ru.-2004

Покровский М.М. Юлий Цезарь//Цезарь. Записки о Галльской и гражданской войнах. 1976. www.allpravo.ru. –2004

Ростовцев М.И. Общество и хозяйство в Римской империи:–СПб.: Наука, 2000. – 400 с.

Сергеев В.С. Очерки по истории Древнего Рима. –М.: Госизд., 1922. – 240с.

Тронский. Очерки из истории латинского языка. М.; Л., 1953. С. 151

Утченко С.Л. Кризис и падение римской республики.–М.: Наука, 1966. – 88 с.

Утченко С.Л. Римская армия в I в. до н.э.//ВДИ.–1962,–№4.–с.29 – 45.

Утченко С.Л. Цицерон и его время.–М.: Мысль, 1986.–352 с.

Утченко С.Л. Юлий Цезарь.–М.: Мысль, 1976.–365 с.

Штаерман Е.М. Цицерон и Цезарь в послевоенной буржуазной литературе//ВДИ-1950,-№3. -152 – 160с.


Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.