рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Культурная жизнь общества: поздний "сталинизм", "оттепель", "застой"

Регулярно стали собираться съезды художественной интеллигенции. Крупными событиями в культурной жизни страны явились Второй (1954) и Третий (1959) Всесоюзные съезды писателей РФ. Состоялись Всесоюзные совещания строителей и архитекторов (1954), историков (1962), регулярно стали проводиться совещания заведующих кафедрами общественных наук. В 1957, 1962 и 1963 гг. были организованы встречи творческой интеллигенции с руководителями партии и правительства. Съезды, совещания и встречи явились демократической формой обсуждения животрепещущих общественных и профессиональных проблем.

В 1956 г. были восстановлены Ленинские премии за наиболее выдающиеся работы в области науки, техники, литературы и искусства.

«Демократизация системы руководства культурой способствовала постепенному преодолению административных методов жесткой регламентации культурной жизни. Была осуждена практика некомпетентного вмешательства в процессы творчества. Но при поддержке сверху в биологической науке сохранялось монопольное положение Т.Д. Лысенко и его сторонников.

Непривычные по форме и содержанию произведения литературы и искусства с трудом пробивали дорогу к читателям и зрителям. Случались рецидивы публичных проработок, как это было с Б.Л. Пастернаком в связи с публикацией на Западе его романа «Доктор Живаго». В 1957 г. он был несправедливо исключен из Союза советских писателей (восстановлен в 1987 г. посмертно»).18

С резкой критикой некоторых молодых тогда поэтов и художников выступал Н.С. Хрущев.

Большое значение для духовной жизни советского общества имели осуждение культа личности Сталина, разоблачение преступников, орудовавших в органах госбезопасности, реабилитация тех, что безвинно пострадал в довоенные и послевоенные годы. Все эти благотворные перемены связаны с именем Н.С. Хрущева, роль которого нельзя оценивать однозначно.

Постепенно преодолевались настроения всеобщей подозрительности, страха, шло оздоровление нравственного климата.

Было восстановлено доброе имя многих деятелей науки, литературы и искусства, ставших жертвой беззакония. Исправлялись несправедливые оценки творчества ряда литераторов и художников. Важное значение в этом отношении имело постановление ЦК КПСС от 28 мая 1958 г. «Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий» и «От всего сердца». Оно послужило толчком для пересмотра негативных оценок не только в музыке, но и в литературе, и в других областях искусства, хотя по ним не было специальных решений.

В 1958 г. на экраны вышел фильм Л.Д. Лукова «Большая жизнь» (2-я серия). После долгого перерыва были изданы сборники А.А. Ахматовой, М.М. Зощенко. Широкая аудитория наконец получила доступ к произведениям, незаслуженно забытым или ранее неизвестным. Публиковались стихи С.Есенина, была поставлена на сцене «Золотая карета» Л.М. Леонова. Стали исполняться почти забытые произведения западноевропейских и русских композиторов XIX в. – первой половины XX в. На выставке живописи в 1962 г. были широко представлены работы 20-30-х годов, долгие годы валявшиеся в запасниках. Оживлению культурной жизни способствовали публикации новых и возобновление издания некоторых старых литературно-художественных журналов: «Нева», «Юность», «Иностранная литература», «Наш современник», «Молодая гвардия», «Москва», «Дон», «Советский экран», «Музыкальная жизнь».

Со 2-й половины 50-х годов активизировались международные связи советской культуры. Был возобновлен Московский кинофестиваль, стал проводиться в Москве Международный конкурс исполнителей им. П.И. Чайковского. Советские люди получили возможность познакомиться с зарубежным изобразительным искусством. Была восстановлена экспозиция Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, которая перед войной была переведена в запасники. Стали проводиться выставки зарубежных собраний: Дрезденской галереи, музеев Индии, Ливана. Широкий общественный резонанс получила выставка П.Пикассо в 1956 г.

«Укреплению культурных контактов способствовал Московский международный фестиваль молодежи и студентов в 1957 г.». Для многих советских людей фестиваль дал возможность впервые познакомиться с художественным творчеством в зарубежных странах».18

«Значительно расширилось участие советских ученых в работе международных научных организаций и печатных органов, в международных научных конгрессах и совещаниях. В 1956 г. с согласия Советского правительства были рассекречены принципиальные направления работ в области ядерного синтеза, а делегация советских физиков во главе с И.В. Курчатовым посетила английский атомный центр в Харуэлле. С 193 г. в СССР стали издаваться реферативные журналы с обзорами мировых научных изданий. Преодоление пренебрежительного отношения к западным научно-техническим достижениям благоприятно сказывалось на развитии советской науки».19

В 50-е годы партия взяла курс на ускорение научно-технического прогресса и соединение науки с производством. Основы этой политики были закреплены в постановлениях Совета Министров и Пленума ЦК партии (28 мая 1955 г. «Об улучшении дела изучения и внедрения в народное хозяйство опыта и достижений передовой отечественной и зарубежной науки и техники», 1955 г. – Пленум ЦК КПСС). В 1961 г. был создан Государственный комитет по координации научно-исследовательских работ. Отчетливо проявились и стали возрастать тенденции, свидетельствующие о вступлении страны в эпоху научно-технической революции (НТР).

Но это было только начало долговременных процессов, формирующих новые условия труда и быта людей. Почти в 12 раз за 20 лет выросли расходы государства на науку: с 1 млрд. руб. в 1950 г. до 11,7 млрд. руб. в 1970 г.

Формирование новых научных коллективов отразило две тенденции в развитии науки – углубление специализации и взаимопроникновение отраслей науки. В конце 50-х годов сформировался крупный научный центр на востоке страны – Сибирское отделение Академии наук СССР.

С 1963 г. на Академию наук СССР была возложены функции государственного органа управления развитием теоретической науки, были созданы научные советы. Повысилась роль высших учебных заведений в развитии науки. Всемирную известность получила школа химиков Казанского университета (А.Е. Арбузов и Б.А. Арбузов).

Оживлению научной жизни способствовало издание новых научных журналов. Появились новые журналы по различным отраслям обществоведения.

Наибольшее влияние на научно-технический прогресс и на все естественные науки оказывала физика. Фундаментальные теоретические исследования физиков получили широкое признание во всем мире. В 1962г. Л.Д. Ландау была присуждена Нобелевская премия за разработку теории жидкого гелия. Оживлению научной жизни способствовало издание новых научных журналов. Количество естественнонаучных и специальных технических журналов увеличилось более чем на 100.

Успехи советских ученых в области физики ядра привели к возникновению новых отраслей народного хозяйства – атомной энергетики и атомной промышленности. Началось строительство более мощных Сибирской, Воронежской и Белоярской атомных станций. В 1957 г. был спущен на воду первый в мире атомный ледокол «Ленин».

Достижения ядерной физики нашли свое применение в промышленности, сельском хозяйстве, медицине.

Развитие физики полупроводников повлекло за собой подлинную революцию в технике.

Фундаментальные исследования в области квантовой электроники Н.Г. Басова и А.М. Прохорова, отмеченные в 1964 г. Нобелевской премией, ознаменовали новый этап в развитии радиоэлектроники.

Теоретические исследования математиков В.С. Кулебакина, Н.Н. Боголюбова, Н.М. Крылова способствовали созданию систем автоматического регулирования непрерывных производственных процессов.

В 60-е годы математические методы проникают в различные области науки и народного хозяйства: биологию, языкознание, археологию, истории.

Мировое значение приобрели работы Н.Н. Семенова по исследованию химических цепных реакций.

В 1956 г. впервые в воздух поднялся турбоядерный самолет ТУ-104. Советский Союз открыл человечеству дорогу в Космос. «Общественные науки получили мощный импульс. Для своего развития, однако полностью реализовать его не удалось. Административная система руководства наукой осталась… неизменной. Многие темы и имена находились под негласным запретом, ограничивался доступ по многим архивным фондам… для общественных наук этого времени характерно создание многотомных коллективных трудов:… «Всемирная история», «История Великой Отечественной войны», «История русского искусства»… и др.»19

В связи с подготовкой и проведением экономической реформы 1965г. выросло значение экономической науки. Широко стали использоваться математические методы в планировании и решении экономических задач. Началось возрождение социологических исследований, прерванных после 20-х годов. В 1968 г. был создан и начал действовать с 1972 г. Институт социологических исследований.

Складывалось новое отношение к науке в целом, появилась новая отрасль знания – «наука о науке» (или науковедение), включающая в себя такие дисциплины, как логика и методология науки, социология, история, экономика науки и др.

Задача перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи была поставлена еще до войны. Однако выполнение ее растянулось на долгие годы. К концу 40-х годов все еще имелись недостатки в содержании обучения. Учебные программы были оторваны от достижений науки и техники. Школьное образование не было политехническим.

ХХ съезд партии подтвердил курс на политехнизацию среднего образования. Новый курс в развитии школы нашел свое воплощение в законе «Об укреплении связи школы с жизнью», принятом 24 декабря 1958г. сессией Верховного Совета СССР. Согласно Закону 1958 г. было перестроено и профессионально-техническое образование: - создавалась единая сеть строительных училищ, училищ механизации и др. Профессионально-технических училищ со сроком обучения от одного до трех лет.

Школьная реформа 1958 г. в значительной степени себя не оправдала, так как школы не располагали необходимой магистральной базой.

В 1964 и 1966 гг. в Закон о школе были внесены некоторые изменения.

«Изменилось соотношение между различными формами обучения. Большое внимание уделялось высшему заочному и вечернему образованию для людей, занятых на производстве. Если в 1945/46 учебном году на вечерних и заочных отделениях ВУЗов учились 28% всех студентов, то в 1960/61 учебном году – 51,7%»19

в 1957 были введены новые правила приема в ВУЗы: преимущество предоставлялось имеющим стажи работы не менее двух лет, или демобилизованным из Советской Армии. В ВУЗах увеличилась доля рабочей и сельской молодежи.

«В середине 60-х годов правила приема в ВУЗы были изменены: конкурс для школьников и производственников проводился отдельно… Курс в развитии высшей школы не изменился… Но продолжался поиск методов решения задач высшего образования».20

Что представляла собой идейная и культурная жизнь общества в годы «оттепели»?

происходившие перемены были связаны с попыткой восстановления ленинских норм партийной и государственной жизни, преодоления последствий культа личности Сталина.

В центре идейной жизни советского общества оказались вопросы о перспективах развития.

Необходимо было определить достигнутый уровень развития социализма и сформулировать задачи социалистического и коммунистического строительства на будущее. Остро стояли вопросы управления народным хозяйством. Глубокого мировоззренческого осмысления требовали достижения науки и техники, их влияние на общественные отношения, человеческую психологию, культуру, быт.

Был сделан вывод о полной и окончательной победе социализма в СССР и невозможности реставрации капитализма, разработана и принята третья Программа КПСС, определившая основные задачи на пути строительства коммунизма. Однако «не все оценки и выводы нашли свое подтверждение. Оказался преждевременным перевод задач развернутого строительства коммунизма в плоскость непосредственных практических действий».21 Были допущены просчеты в сроках решения ряда конкретных задач. Вместе с тем успехи в развитии народного хозяйства, выдающиеся научно-технические достижения, рост активности масс вселяли в людей в то время убежденность в реальности грандиозных планов коммунистического строительства. Их вера поддерживалась и укреплялась проводимой партией пропагандистской и агитационной работой.

Основным направлением совершенствования идеологической работы партии в эти годы было укрепление ее связи с жизнью. Осуждался догматический начетнический подход к изучению марксизма-ленинизма.

Широкий размах получила экономическая учеба. Центр тяжести агитационной работы перемещался непосредственно на рабочее место – в цех, в бригаду, на ферму, в звено.

Освоение целины, запуск первого искусственного спутника Земли, полет человека в Космос – это рождало горячий отклик в сердцах людей, поддерживало их энтузиазм и уверенность в новых победах.

Устремленность в будущее пронизывала возникшее в 1957 г. движение за коммунистический труд. Девизом рабочих, включившихся в соревнование за звание бригад коммунистического труда, стал лозунг «Учиться работать и жить по-коммунистически!».22

В эти годы по инициативе передовых рабочих были созданы народные университеты культуры. Большую помощь в этом оказала научная и художественная интеллигенция, работавшая, как правило, на общественных началах.

«Курс ХХ съезда партии на демократизацию общественной жизни и на преодоление последствий культа личности вызвал противодействие со стороны некоторых членов Президиума ЦК: В.М. Молотова, Л.М.Кагановичча, Г.М. Маленкова и других. Явные и тайные защитники системы культа личности оставались в различных социальных слоях общества, в научных учреждениях, в институтах и на предприятиях, среди руководящих работников и рядовых. Этим объясняется противоречивость и непоследовательность процесса реализации решений ХХ съезда и постановления ЦК партии от 30 июня 1956 г. Пережитки культа личности выразились, в частности, в непомерном возвеличивании заслуг Н.С. Хрущева органами массовой информации и пропаганды. Пережитки недавнего прошлого в идеологической работе вели к возрождению догматизма, начетничества, к отрыву от практики».23

Процессы, происходившие в духовной жизни общества, нашли свое отражение в литературе и искусстве тех лет. Развернулась борьба против лакировки, парадного, облегченного показа действительности. Начало ей было положено публикацией редакционной статьи в «Правде» 7 апреля 1952 г., направленной против бесконфликтности в современной драматургии.

В том же году в журнале «Новый мир» были опубликованы очерки В.Очечкина «Районные будни», «В одном колхозе», «В том же районе», посвященные вопросам руководства сельским хозяйством. Очерки носили новаторский характер – через живые реальные характеры писателю удалось показать два разных метода руководства сельским хозяйством, раскрыть реальные проблемы жизни села. Очерки Овечкина стали злободневным фактом не только литературной жизни, но и общественной. Их обсуждали на колхозных собраниях, районных и партийных конференциях, так как для того времени они значили многое. Они положили начало преодолению жестких канонов и штампов, утвердившихся в литературе, прозвучали для современников как долгожданные слова правды о жизни послевоенной деревни.

Основным направлением поисков писателей и художников стали попытки показать жизнь такой, какая она есть, без парадности и шумихи, без надуманного героизма, т.е. жизнь обыкновенных людей с их повседневными заботами, огорчениями и радостями.

В кинематографии появился новый тип героя – рядового человека, далекого от идеала, но привлекательного своими нравственными качествами, близкого и понятного зрителям.

Подобный образ был воплощен на экране Н.Рыбниковым в фильмах «Весна на Заречной улице» (режиссер М.Хуциев, 1956 г.), «Высота» (А.Зархи, 1957 г.) и А.Баталовым в фильмах «Большая семья» (1954) «Дело Румянцева» (1956), «Дорогой мой человек» (1958) – режиссера И.Хейфица.

В произведениях на историко-революционные темы на первый план выходили рядовые участники событий.

К образам повседневной жизни обратилось изобразительное искусство. С начала 60-х годов в советской живописи утвердилось новое направление, позже названное «суровым стилем», для которого характерен подчеркнутый драматизм в подходе к жизненным явлениям (Никонов П.Ф. – «Наши будни», 1960, «Геологи», 1962; Н.И. Андронов – «Плотогоны», 1959-1964).

В жизнь вступало новое поколение интеллигенции, объединенное общностью взглядов («Шестидесятники»), которое восприняло идеи демократизации и десталинизации общества и пронесло их через последующие десятилетия.

Но стремление к жизненной правде вызывало сильное противодействие со стороны некоторых представителей критики, воспитанных на героико-монументальном искусстве, которое официально насаждалось в предшествующие десятилетия. В передовой статье журнала ЦК КПСС «Коммунист» (1957 №3) официально подтверждалась незыблемость принципов, провозглашенных в постановлении партии 1946-1948 гг. по вопросам литературы и искусства. Хотя «элементы администрирования» и «определенная, иногда неоправданная резкость тона в тех местах, где речь идет об отдельных деятелях литературы и искусства», были осуждены в статье, прежние методы руководства художественной культурой считались правильными.

Особое звучание приобрели в период «оттепели» приобрела проблема молодежи, ее идеалов и места в обществе. Как бы от имени всего поколения, вступающего в жизнь, прозвучали слова одного из героев популярной в свое время повести В.П. Аксенова «Коллеги» (1960):

«Мы поколение людей, идущих с открытыми глазами. Мы смотрим вперед и назад, и себе под ноги… Мы смотрим ясно на вещи и никому не позволим спекулировать тем, что для нас свято».24

ключевым произведением на эту тему в кино стал фильм «Застава Ильича» (режиссер М.Хуциев, 1959-1964). Хуциев утверждал в своем фильме, что молодежь верна идеалам отцов и эти убеждения не требуют высоких слов, потому что они глубоко осознаны и искренни. Отсутствие прямолинейности и назидательности в выражении этой идеи привело к неправильному толкованию фильма, который еще до выхода на экран был, подвергнут критике, переделан автором и выпущен под названием «Мне двадцать лет» (первоначальный вариант фильма восстановлен в 1987 г.).

после ХХ съезда партии появились возможности по-новому осмыслить события Великой Отечественной войны, которые жили в памяти людей как недавнее прошлое. На смену героически возвышенным образам в произведениях на военную тему приходили обыкновенные, рядовые люди, вынесшие на своих плечах всю тяжесть и будни войны. Утверждалась правда, которую некоторые критики презрительно и несправедливо называли «окопной». Военная тема по-новому прозвучала в первом программном спектакле «Современника» «Вечно живые» (1956) по пьесе В.Розова. Лучшие советские военные фильмы, получившие признание не только в нашей стране, но и за рубежом – это «Летят журавли» (режиссер М. Калатозов), 1957), «Баллада о солдате» (Г.Чухрай, 1959), «Судьба человека» (Бондарчук С., 1959). Одной из лучших книг о тяжелом, повседневном солдатском труде на войне стал роман-трилогия К.Симонова «Живые и мертвые» (1955-1970).

Идеологические стереотипы, сложившиеся в предшествующие годы, были серьезным препятствием на пути к зрителю и читателю. Наиболее талантливая и творчески активная часть художественной интеллигенции вынуждена была тратить много усилий за обнародование своих произведений.

Например, только вмешательство Н.С. Хрущева решило судьбу публикации повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», которая открыла запретную для советской литературы тему сталинских репрессий.

Многие произведения тех лет так и не дошли до читателя. Трагической оказалась судьба романа «Доктор Живаго» и его автора Б.Л. Пастернака.

Отмеченный Нобелевской премией роман был напечатан в СССР лишь в 1988 г. Одно из наиболее сильных произведений о войне – роман В.Гроссмана «Жизнь и судьба», завершенный автором в 1960 г., был изъят у него органами госбезопасности и увидел свет только в 1988 г. Безвозвратно утрачены подготовленные и неразрешенные к выпуску спектакли.

Характерной приметой времени стал массовый интерес к поэзии. Читатели заново открывали для себя творчество С.А. Есенина, М.И. Цветаевой, А.А. Ахматовой и других поэтов, которые не печатались в 30-40-е годы. На волне ХХ съезда партии в литературу пришло новое поколение поэтов, наиболее яркие фигуры среди них Е.Евтушенко, А.Вознесенский, Б.Ахмадулина, Р.Рождественский. это было время расцвета «эстрадной поэзии». Поэтические вечера в Политехническом музее, Лужниках, НИИ и учебных институтах, домах культуры, школах и техникумах собрали большую аудиторию любителей поэзии. О том, что значили такие вечера для поэтов, писал А.А. Вознесенский в стихотворении «Прощание с Политехническим» (1962):

Поэты падают,

Дают финты

Меж сплетен, патоки

И суеты,

Но где б я ни был – в земле, на Ганге, -

Ко мне прислушивается

Магически

Гудящей

Раковиною

Гиганта25

Ухо

Политехнического!

Новую жизнь обрел жанр авторской песни. Ее возросшую популярность можно объяснить доступностью, широкими возможностями распространения через магнитофонные записи, отзывчивостью на все происходящее в жизни.

В авторской песне практически смыкалось профессиональное и самодеятельное творчество. В песнях Б.Окуджавы, А.Галича, В.Высоцкого бился пульс времени, сложного и противоречивого, когда шел мучительный процесс превращения человека из «винтика государственного механизма» в мыслящего, свободного члена общества.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.