рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Кабинет Столыпина: результаты деятельности

Есть также и косвенное подтверждение возможности пропажи важных государственных документов – среди документов Столыпина исчез секретный ключ военного министерства, использовавшийся для кодирования переписки. Могли также пропасть и другие бумаги, в том числе и последняя работа Столыпина.

В книге Александра Васильевича Зеньковского "Правда о Столыпине" подробно представлена эта программа. Правда, ее подлинность до сих пор вызывает сомнения.

Зеньковский был служащим Киевского губернского земства. Со Столыпиным его познакомил начальник Киевского земства граф Павел Николаевич Игнатьев. В мае 1906 года Александр Васильевич встретился с Петром Аркадьевичем. На этой встрече они обсуждали финансы земств. "Видимо, он произвел хорошее впечатление, и П. Столыпин попросил писать ему напрямую доклады по поводу посещения земств в разных регионах и в министерство заходить по приезде в Санкт-Петербург".[23]

У Зеньковского, скорее всего, было несколько встреч со Столыпиным. В мае 1911 года Петр Аркадьевич в Колноберже четыре дня диктовал ему свои проекты государственных преобразований, с которыми  в сентябре должен был познакомиться император.

В Киеве во время торжеств Зеньковский доложил Столыпину, что доклад готов. Петр Аркадьевич просил его привезти в Санкт-Петербург во второй половине сентября. Доклад, по словам Александра Васильевича, должен был состоять из двух частей: конкретные проблемы по отдельным министерствам в сопоставлении с другими странами и предлагаемые конкретные реформы.

Зеньковский дал Столыпину слово никому о проекте не рассказывать, и до 1950-х годов это слово держал. Только в 1951 году Александр Васильевич решил написать воспоминания. Подлинные записи он долго хранил, но, опасаясь обысков после вступления в январе 1918 года в Киев большевиков, сжег их. Ему пришлось все восстанавливать по памяти.

Согласно записям Зеньковского (под диктовку Столыпина), предполагалось сделать следующее:

1.  Новое положение о Совете министров: состав министров определяется по предложению премьера, который за всех отвечает; оклады министров должны быть таковы, чтобы на государственную службу шли выдающиеся люди; доклады министров императору могли делаться только после согласования с председателем Совета министров.

Таким образом, Столыпин пытался решить проблему наличия в правительстве министров, которые были некомпетентны или независимы от председателя Совета министров.

2.  Резкое увеличение бюджета примерно с 3 млрд.  до 10 млрд. рублей в год, а потом и значительно больше. Достичь этого возможно было, прежде всего, за счет переоценки недвижимого имущества (была занижена в 10 раз) и повышения акцизов с вина и водки.

3.  Реформа системы образования: увеличение числа средних (до 5000) и высших (до 1500) учебных заведений, уменьшение платы за обучение, повышение зарплаты учителям.

4.   Создание Высшей академии для подготовки государственных руководителей.

5.  Укрепление армии и флота.

6.  Повсеместное введение волостного, уездного и губернского земства с понижением имущественного ценза (децентрализация управления).

7.  Снятие всех ограничений с евреев и других национальностей.

8.  Решение рабочего вопроса, трансформация пролетариата в мелкобуржуазный класс и опору государства путем повышения уровня жизни и создания системы социального страхования.

9.  Более дружественные отношения с США как потенциально единственным долгосрочным союзником.

10.           Создание международной организации для разрешения конфликтов между странами: создание Международного парламента с круглогодичными сессиями и штаб-квартирой в небольшом европейском государстве; при нем должно было быть создано специальное статистическое бюро для анализа экономического и социального положения государств, Международный банк для финансовой помощи странам-членам, а при банке – Международный экономический совет для консультирования и предотвращения кризисов.

11.           Удовлетворение земельных нужд крестьянства.

12.           Программа интенсивного использования ископаемых природных ресурсов.

13.           Программа строительства автомобильных дорог.

14.            Увеличение заимствований в форме выпуска облигаций для финансирования предлагаемых реформ (дороги, добывающая промышленность).

15.            Создание новых министерств: министерство труда, министерство местного самоуправления, министерство национальностей, министерство социального обеспечения, министерство вероисповеданий, министерство по использованию и эксплуатации природных богатств России, министерство здравоохранения.

В целом можно заключить, что за период своего пребывания во главе правительства, Столыпин преследовал главную цель – укрепление государственной власти. Поэтому осуществляемые реформы интересовали его как возможность ускорить развитие страны, поднять и усилить влияние власти.

Поэтому одним из главных направлений можно назвать борьбу с терроризмом.

В начале XX века в стране нарастала напряженность, связанная с обладающим огромным влиянием революционным движением. Возросла роль терроризма, с которым надо было бороться.

 12 августа 1906 года было совершено покушение на Петра Аркадьевича Столыпина. Накануне он получил два предупреждения, но не придал им серьезного значения. Три террориста Э. Забельшанский, И.М. Типунков и Н.И. Иванов взорвали дачу на Аптекарском острове, когда там находилось много народа. Было убито 27 человек и 33 тяжело ранены (А.П. Бородин; по другим сведениям – Б.Г. Федоров: 29 убитых и 32 раненых), в том числе и террористы. Сам Столыпин не пострадал, но были ранены его дети: трехлетний Аркадий и пятнадцатилетняя Наташа. После этого события Петр Аркадьевич сильно изменился, он подавил в себе чувство гуманности.

Второе важнейшее направление, определенное П. А. Столыпиным – аграрная реформа. Уже на самом первом собрании Столыпин поставил перед министрами две задачи: подготовить ряд законопроектов для обеспечения работой будущую Думу и разработать и провести по 87 статье основных законов ряд мероприятий, регулирующих крестьянский вопрос.

Кроме того, перед кабинетом стояли задачи реформирования местного самоуправления, образрования, урегулирование вероисповедальных и национальных вопросов, укрепление обороноспособности страны, финансово-экономические задачи.

Насколько эти замыслы удалось воплотить в жизнь – проанализируем в следующей главе.


Глава 2. Результаты работы Совета министров под руководством П. А. Столыпина

§1. Роль состава кабинета и внешних фаторов в эффективности выполнения задач

При Столыпине законотворчество приняло небывалый размах.  Если до  него в первую Думу было внесено 16 законопроектов, то во время его премьерства во вторую Думу уже – 287, в третью – 2567, а после него – в  четвертую – 2625. Правда, не все эти законопроекты превратились в законы по тем или иным причинам.

П. А. Столыпина во многом зависела, во-первых, от состава кабинета, готовности министов следовать политике Петра Аркадьевича, а также от позиции монархии, в частности, Николая II им его окружения, и Государственного совета. Правительственная программа встретила серьезную оппозицию справа. Главным объектом критики были, если не считать аграрной реформы, проекты преобразования органов местного самоуправления. Исходя из сугубо эгоистических, узкоклассовых интересов и, кроме того, опасаясь, что преобразования либерального толка вызовут анархию и революцию, наиболее консервативные круги в правительственном лагере выступали против проведения в жизнь практически всех начинаний П.А.Столыпина, за исключением аграрной реформы. Последнюю, впрочем, они тоже нередко резко критиковали.

Важнейшим оплотом оппозиции правительственному курсу справа стала общероссийская дворянская организация – Совет объединенного дворянства. Возникшая в 1906 г. и ревностно защищавшая интересы помещиков, эта организация обладала огромным политическим весом и оказывала сильное влияние на ход государственного управления, поскольку располагала обширными связями в придворно-бюрократическом мире и имела возможность ипформировать о своих пожеланиях самого императора. Противодействие планам правительства оказывал и Государственный совет, где тон задавали представители крайней реакции. Проектами вероисповедных реформ было недовольно высшее духовенство.

В 1907 – 1911 гг. шла острая борьба в верхах вокруг вопроса об ориентации правительственного курса, о судьбе столыпинской программы реформ, борьба, которая велась как открыто (в Думе, Государственном совете и пр.), так и закулисно (в придворных сферах). Своей кульминации эти конфликты достигали в 1909 и 1911 гг., во время так называемых первого и второго "министерских" кризисов, когда П.А.Столыпин дважды оказывался на грани отставки. Под давлением своих могущественных оппонентов П.А.Столыпин, который не мог опереться на достаточно влиятельные политические силы, вынужден был маневрировать, отказываясь от существенных частей собственной программы.

Большое влияние имело и личное мнение императора, как правило, сходное с мнением крайне правых элементов. Например, свой отказ на предложения уравнять евреев в правах с другими народами империи, Николай II мотивировал в письме к Столыпину следующим образом: "Несмотря на вполне убедительные доводы в пользу принятия положительного решения по этому делу, - внутренний голос все настойчивее твердит мне, чтобы я не брал этого решения на себя. До сих пор совесть моя никогда меня не обманывала. Поэтому и в данном случае я намерен следовать ее велениям".[24]

Причиной такого решения помимо прочего была реакция правых дворянских кругов. 14-18 ноября 1906 года заседал Второй съезд уполномоченных дворянских обществ. В это время просочились слухи о рассмотрении Советом министров проекта о расширении прав евреев. 15 ноября делегат съезда В.М. Пуришкевич заявил с трибуны съезда, что Главный совет Союза обратился к своим отделам с предложением просить императора воздержаться от утверждения законопроекта. В течение суток император получил 205 телеграмм с указанной просьбой (в Союзе было 205 отделов). Резолюция съезда выступала против уступок евреям, каждая уступка расценивалась как проявление слабости государства. Также в ней высказывалось требование производить любые изменения законов о евреях только в общем законодательном порядке, а не по 87-й статье. Василий Алексеевич Маклаков, по поводу упомянутого законопроекта писал, ссылаясь на письмо Николая II Столыпину: "Вот источник того внутреннего голоса, который Государя будто бы никогда не обманывал"71.

Аналогично было и с проектом земской реформы, провал которой во многом заключался именно в противодействии «правых». В.Н. Коковцов, Д.А. Философов и П.Х. Шванебах  подвергли критике те стороны законопроекта, которыми частично ущемлялись права и интересы дворян. К тому же министр финансов был обеспокоен порядком выборов в волостное собрание. Большинство членов Совета министров поддержали трех министров. Было предложено ввести определенный ценз при выборах в волостное собрание. Также члены правительства высказались против включения в число уездных земских гласных крупных собственников без выборов. "Этим путем, - говорилось в замечаниях министров, - вводится в земскую организацию принцип преобладания капитализма, едва ли могущий встретить в массе населения сочувственное отношение".[25]

Вообще с императором П. А. Столыпин, как говорится, «не сработался». Грандиозная личность реформатора была слишком велика для Николая II. В какой-то мере император, наверное, завидовал авторитету и влиянию своего премьера. Этот вывод можно сделать на основании свидетельства С.И. Шидловского, который отмечает, что, назначая В.Н. Коковцова на пост председателя Совета министров, Николай II заметил ему: "У меня к Вам еще одна просьба; пожалуйста, не следуйте примеру Петра Аркадьевича, который как-то старался все меня заслонять, все он и он, а меня из-за него не видно было".

Характерны поэтому перестановки в кабинете, вызванные неумением министов правильно понять и реализовать задачи, поставленные П. А. Столыпиным, или же интригами и противодействием Петру Аркадьевичу.

Правительство П.А. Столыпина было неоднородно: в конце июля 1906 г. из 13 министров 1 был крайне правый (государствен­ный контролер П.Х. Шванебах), 5 умеренно правые (двора — ба­рон В.Б. Фредерике, морской — А.А. Бирилев, военный — А.Ф. Редигер, путей сообщения— Н.К. Шаффгаузен-Шенберг-Эк-Шауфус, юстиции— И.Г. Щегловитов) и 7— умеренные либералы (внутренних дел — П.А. Столыпин, финансов — В.Н. Коковцов, просвещения — П.М. фон Кауфман, иностранных дел — А.П. Извольский, торговли и промышленности — Д.А. Философов, глав­ноуправляющий землеустройством и земледелием князь Б.А. Васильчиков и обер-прокурор Синода П. П. Извольский).

Впоследствии состав кабинета постоянно менялся, что связано было с тем, что министры не оправдывали ожимданий П. А. Столыпина. Бролее подробно эта проблема будет рассмотрена во второй главе, где будет сделана попытка проанализировать, насколько результаты деятельности кабинета зависели от действий (или бездействия) конкретных министров, а также насколько от состава кабинета зависело выполнение поставленных П. А. Столыпиным задач.

Это тем более важно рассмотреть в рамках данного исследования, поскольку в составе кабинета были как грамотные и знающие свое дело министры, так и люди, которые не всегда понимали суть проблем, касающихся ведомства, во главе которого их поставили. Часто случалось, что министры единодушно подписывали журналы заседаний, но в кулуарах и на "всеподданейших докладах" высказывали иную точку зрения 

Положение министров в кабинете и отношения с ними пре­мьера были различными. Если касаться этого вопроса, то тут расходятся мнения историков.

А.П. Бородин, основываясь на свидетельствах Тимашева, отмечает, что правительство Столыпина было объединенными, а А.Ф. Смирнов, наоборот, утверждает, что оно "не было единой командой единомышленников, да император и не стремился к этому, предпочитая иметь дело со своими докладчиками, в случае разногласия сохраняя за собой роль верховного арбитра и право единолично завершать любое важное дело". [26]

Несогласные с премьером министры «уходили в отставку, — писал С. И. Тимашев, бывший министром торговли и промышленности с 5 ноября 1909 г. до 17 февраля 1915г.,— а если они задерживались и начинали подпольную интригу, то в один прекрасный день находили у себя на столе указ об увольнении (...). Для проведения в Совете мини­стров задуманной меры нужно было вперед заручиться поддерж­кой Петра Аркадьевича, и тогда успех был обеспечен».

Сам П.А. Столыпин, однако, не был удовлетворен. По свиде­тельству А. И. Гучкова, он как-то признался? «Ошибочно думать, что русский кабинет даже в его современной форме есть власть. Он — только отражение власти. Нужно знать ту совокупность дав­лений и влияний, под гнетом которых ему приходится работать».[27]

Перемены в составе правительства за время премьерства П.А. Столыпина не затронули лишь четыре министерства: внутрен­них дел, двора, финансов и юстиции. Все они, кроме последней (замена в мае 1911 г. С. М. Лукьянова В. К. Саблером на посту обер-прокурора Синода), производились по инициативе П.А. Столыпина или с его согласия.

27 июля 1906 г. были замещены вакансии, возникшие в резуль­тате увольнения А. С. Стишинского и князя А. А. Ширинского-Шихматова. Главноуправляющим землеустройством и земледели­ем был назначен князь Б.А. Васильчиков, крупный землевладелец и более общественный деятель, нежели бюрократ. Обер-прокуро­ром стал П. П. Извольский, брат министра иностранных дел. Оба имели репутацию «умеренных либералов и симпатизировали ок­тябристам».[28]

13 июня 1907 г. был уволен П. Х. Шванебах, а 12 сентября госу­дарственным контролером был назначен умеренный либерал П.А. Харитонов. Причиной увольнения Шванебаха были не взгля­ды его, а попытки определять общую политику и интриги.

В январе 1908г. П.М. Кауфман был заменен А.И. Шварцем. Сделано это было по инициативе П.А. Столыпина: надо было навести порядок в образовании. В сентябре 1910г., в связи с бо­лезнью, он был заменен Л.А. Кассо, также по рекомендации П.А. Столыпина. Вот как он характеризовал Л.А. Кассо в телеграмме Николаю II: «С высочайшего разрешения В.И.В. я, проездом че­рез Москву, дважды беседовал с профессором Кассо. Впечатле­ние: человек умный, хорошего правого направления, твердый, решительный, воспитанный. Недостатки: иностранная фамилия и заграничное воспитание. Мое мнение: по настоящему времени — Кассо кандидат наиболее подходящий, несмотря на отсутствие  административного опыта».  22 сентября Николай II дал согласие на кандидатуру Л.А. Кассо. В правых кругах этим выбором были недовольны, пытались скомпрометировать, распуская слухи о «вле­чении» к Кассо «девицы Веселкиной, у которой мать — Столы­пина». Между тем В.Ф. Джунковский свидетельствует: «Я хорошо знал Кассо (...). Это был умный и очень образованный человек, чрезвычайно скромный (.,.). Это был честный и благороднейший человек, прямой, весьма консервативных взглядов и твердого ха­рактера, но не упрямый, каким был Шварц, кроме того, это был человек и доброжелательный (...). В Думе (...) левые его не под­держивали, так как он был не их лагеря, а правые — так как дер­жался он от них в стороне, не подыгрывался к ним».

В мае 1908 г. оставил свой пост Б.А. Васильчиков. Л.М. Клячко в «Речи» объяснил это расхождением его с П.А. Столыпиным на почве указа 9 ноября, а также домогательствами правых. П.А. Сто­лыпин считал это «сплошным вымыслом»: «С кн. Васильчиковым у меня никаких разногласий не было(...). Кн. Васильчиков сам на­стойчиво домогался ухода по своим домашним обстоятельствам, и после того, что смета его прошла в Думе и Совете, ходатайство его было уважено». Версия П.А. Столыпина подтверждается пись­мом Николая II императрице-матери от 27 марта 1908 г.: «Давно уже кн. Васильчиков говорил мне, что он желает уйти из мини­стерства земледелия. Я его все удерживал. Теперь он настойчиво просит об этом, и мне пришлось согласиться. Он объясняет свое желание уйти тем, что его недостаточно поддерживает Столыпин и его товарищи. Но это не так. По-моему, ему просто надоело слу­жить и хочется заняться своими собственными делами и сделаться свободным. Это жаль, потому что он хороший человек, с настоя­щим именем». Таким образом, даже если действительно Б.А. Ва­сильчиков был недоволен П.А. Столыпиным, его никто не сме­щал — он сам ушел. Не было здесь и домогательств правых. «Не знаю причину ухода Васильчикова, — писал А.Г. Булыгин С.Д. Ше­реметеву. — На мой вопрос мне ответили: «по барству, надоело и ушел»». Не был ставленником правых и назначенный вместо Б.А. Васильчикова А. В. Кривошеий. Как и А.Н. Шварц, он был на­значен исключительно по представлению П.А. Столыпина. Он знал А.В. Кривошеина по Гродно: там тогда проживали его мать и сес­тра. Затем высоко оценил его как управляющего Крестьянским банком. А.В. Кривошеий «не чувствовал себя вождем, — свиде­тельствует И. И. Тхоржевский. — Ему не хватало ораторского да­рования, огня, внешней властности — всего, что было в таком избытке у Столыпина, уступавшего Кривошеину в уме, широте, гибкости». Они, продолжает И.И. Тхоржевский, «отлично допол­няли друг друга. Один — вождь, рыцарь, весь — сила и смелость. Другой — такт, расчет, осторожность. И оба — энтузиасты. Энту­зиасты не самодержавия, как называют их слева, а великой Рос­сии, нуждавшейся в исторической скрепе власти».

Правда, у правых от этой замены доля удовлетворения была. «Не думаю, чтобы земледелие улучшилось при работе Кривошеина, — продолжал А. Г. Булыгин в цитированном выше письме  к С.Д. Шереметеву, — но уже большой плюс, что он, несомненно, правый, хоть и дружен с каменноостровским просп(ектом)».

В марте 1909 г. был уволен А.Ф. Редигер «за то, что он два раза в Думе не только не ответил против речи Гучкова, но согласился с ним и этим не защитил честь армии». «Вина» военного мини­стра была существеннее: рассчитывая получить поддержку Думы, «он охотно раскрыл перед комиссией (государственной обороны) все дефекты военной организации». Назначенный вместо него В.А. Сухомлинов был кандидатом царя. П.А. Столыпин скоро его разглядел и, смертельно раненый, просил В.Н. Коковцова «до­ложить государю о необходимости замены Сухомлинова «ввиду сумбура в его голове». — Наша оборона, — сказал Столыпин, — в руках человека неподходящего, ненадежного, не умеющего вну­шить к себе уважения».

Назначение в мае 1909 г. С.Д. Сазонова, свояка П.А. Столыпи­на, товарищем министра иностранных дел и замена им в сентяб­ре 1910 г. А.П. Извольского на посту министра иностранных дел объясняется стремлением П.А. Столыпина взять под свой контроль внешнюю политику, на которую он не мог влиять «благодаря осо­бенности Основных законов».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.