| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЕНЮ
| Дипломная работа: Государственная Дума Российской империи. Историко-правовой аспектОднако последовавшее вскоре вступление Николая II в верховное командование означало прекращение колебаний власти, отказ от соглашений с парламентским большинством на платформе «министерства доверия», отставку Горемыкина и удаление поддержавших Прогрессивный блок министров, наконец, роспуск Государственной думы после рассмотрения ею военных законопроектов. 3 сентября председатель Думы Родзянко получил указ о роспуске Думы примерно до ноября 1915 г. Первая мировая война легла тяжелым бременем на плечи России. В 1915 г. остановилось 573 промышленных предприятия, в 1916г. — 74 металлургических завода. Экономика страны уже не могла содержать многомиллионную армию, в которую было мобилизовано 11% сельского населения и свыше 0,5 млн. кадровых рабочих. Положение усугубляли огромные потери русской армии, превысившие в 1917 г. 9 млн. человек, в том числе до 1,7 млн. — убитыми. К февралю 1917 г. резко обострилась обстановка в Петрограде, где сложилось критическое положение с продовольствием (снежные заносы не позволили своевременно подвезти в столицу вагоны с мукой). 23 февраля, в Международный женский день недовольство переросло в стихийные митинги, демонстрации и забастовки, охватившие 128 тыс. рабочих. Большевики, межрайонцы, меньшевики-интернационалисты и другие социальные партии и группы развернули революционную пропаганду, связывая продовольственные трудности с разложением режима и призывая к свержению монархии. 25 февраля выступления переросли во всеобщую политическую стачку, охватившую 305 тыс. человек и парализовавшую Петроград.[55] В ночь на 26 февраля власти провели массовые аресты, а днем на Знаменской площади была расстреляна крупная демонстрация. Столкновения с войсками и полицией, сопровождавшиеся жертвами, происходили по всему городу. Председатель IV Государственной Думы М. В. Родзянко 26 февраля телеграфировал Николаю II о необходимости «немедленно поручить лицу, пользующемуся доверием страны, составить новое правительство», а на следующий день возглавил Временный комитет Государственной Думы, от имени которого обратился с воззванием к населению. В воззвании говорилось, что этот новый орган власти берет в свои руки восстановление государственного и общественного порядка и призывает население и армию помочь «в трудной задаче создания нового правительства». В этот же день, 26 февраля 1917 г. император издал указ о перерыве в занятиях Государственной думы и назначении «срока их возобновления не позднее апреля 1917 г., в зависимости от чрезвычайных обстоятельств». После этого в полном составе Дума уже не собиралась.[56] 27 февраля состоялось заседание Временного комитета Государственной Думы, который «нашел ... вынужденным взять в свои руки восстановление государственности и общественного порядка» в России. Однако уже 2 марта Временный комитет объявил о создании нового правительства в его составе и фактически прекратил свое существование. Юридически IV Государственная Дума была распущена постановлением Временного правительства от 6 октября 1917 г. в связи с началом избирательной кампании по выборам в состав Учредительного собрания.[57] ЗАКЛЮЧЕНИЕ Созывом первой Государственной Думы открылась первая страница истории российского парламентаризма, которая пришлась на период революционного возбуждения масс. Думой «надежд» называли современники первое в стране подобие парламента. Естественно, каждая политическая сила связывала с ней свои прогнозы, которые, как показал опыт, были весьма различны: одни партии смотрели на Думу как на трибуну для заявления о своих политических лозунгах, другие — как на орудие реализации своих программных задач; беспартийные депутаты — большинство из которых представляло интересы крестьянства — пытались через Думу решить аграрный вопрос. Следует иметь в виду и то обстоятельство, что в сознании большинства населения присутствовала вера в возможность «мира царя с думой». Изменения, произошедшие в государственном строе России, позволили укрепить свои позиции буржуазии, но ни в коей мере не решали проблем, выдвигаемых трудящимися классами страны. Первая русская революция со всей очевидностью продемонстрировала, что прежняя форма самодержавия изжила себя и переход к представительным учреждениям во всероссийском масштабе стал необходимостью. Русская революция породила Государственную Думу и она же вынесла ей смертный вердикт. Трагедия Думы неразрывно связана с трагедией страны, — обе они попали под «локомотив истории». Между тем историческая роль Думы состояла именно в том, чтобы спасти Россию от этого исхода. Но такая задача оказалась выше ее сил — она была не столько средством спасения страны, сколько барометром ее настроений, что обусловливалось и общероссийскими и специфическими «думскими» причинами. История создания и деятельности Государственной Думы показала бесполезность попыток конституционного ограничения российского самодержавия. Очевидно, что создание конституционной монархии есть факт реализации воли двух соперничающих сил: монархии и народа в лице самых активных его политических сил. В России же социально-политическая ситуация сложилась таким образом, что, с одной стороны, не было той силы, которая могла бы заставить царизм идти на конституционный компромисс, с другой стороны, царизм не стремился к поискам такого компромисса, чем обрек себя на гибель. Нетерпеливость, страстность ожиданий в стране перемен, «земли и воли» с одной стороны, а с другой — столь же нетерпеливое ожидание правительства, что Дума положит предел революции, главным образом самим фактом своего существования, а не «далеко идущими» реформами, сделали Думу перекрестьем этих упований. I Дума возникла как Дума надежд, по сути полярных и поэтому иллюзорных. Время деятельности I и особенно II Думы, — эпоха прощания с этими иллюзиями. Но как показала история, законодательная деятельность III и IV Думы, реформы, экономический рост страны не смогли обеспечить эволюционный путь ее развития — в экстремальных условиях военного времени более реальной оказалась революционная альтернатива, которая правила бал в России все XX столетие. Ни одного политически важного вопроса Дума за время своей работы решить не смогла. I и II Государственные Думы из-за оппозиционного характера своей деятельности просуществовали не долго III и IV Государственные Думы обсуждали законопроекты предложенные правительством, рассматривала и обсуждала государственные росписи расхода и доходов, обсуждала запросы депутатов о незаконности действий правительства, т.е. выполняла функции которые на нее возложены. Практически у Государственной Думы был блестящий шанс взять в свои руки государственную власть и стать реальным законодательным органом, но реакционное большинство Думы, поддержавшее самодержавие, им не воспользовалось. БИБЛИОГРАФИЯ 1. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. Серия « Мир культуры, истории и философии». СПб.- Лань.-1999. 2. Политические партии: в контексте ее истории. Учеб. пособие/ Коллектив авторов. Рук. авт. Коллект. Смагина С.М. Ростов- на Дону.- Феникс.-1998. 3. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т.14. 4. Пахоленко Н.Б. Из истории конституционных проектов в России М.2000 5. Истории государственного управления в России. Учебник для вузов/ под ред. Марковой А.Н.- М. Закон и право, Юнити. 1997. 6. История отечественного государства и права. Учебник под ред. Чистякова О.И. М. Юрист - 1999. 7. Исаев И.А. История государства и права России. Учебник./ Изд. 2-е доп. и пер. – М. Юрист. 8. Вернадский Г.В. Русская история. Учебник. - М. Аграф. 2001. 9. Русский конституционализм: от самодержавия к конституционно- парламентской монархии: Сб. документов / Авт. Сост.А.В. Гоголевский, Б.Н. Ковалев.-М.-Гардарики.-2001.-Т.1. 10. Русский конституционализм: от самодержавия к конституционно- парламентской монархии: Сб. документов / Авт. Сост.А.В. Гоголевский, Б.Н. Ковалев.-М.-Гардарики.-2001.-Т.2. 11. Демин В.А. Государственная Дума России ( 1906-1917 год). Механизм функционирования. М., 1996. 12. Российское законодательство X-XX веков.-М.1994. Т.9. 13. Скрипилев Е. Деятельность и внутренний распорядок Государственной Думы.1990. №8. 14. Дневник Николая Второго// М. 1991. 15. Сироткин В.Г. Великие реформаторы России.М.,1991. 16. Политическая история России: Учебное пособие / Отв. Ред. Проф. В.В. Журавлев.- М.: Юрист.-1998. 17. История России. XX век /А.Н. Боханов. М.М. Горинов, В.П. Дмитриенко и др.-М.: Издательство АСТ.- 2000. 18. Струве П.Б. Политика, культура, религия.-М.1997. 19. История отечественного Государства и права. Учебник/ под ред. Чистякова О.И. М.БЕК.1999.- С.297. 20. Шацилло К.Ф. Конституционное движение накануне первой русской революции. М.,1988. 21. Кудинов О.А. государственные думу 3-го и 4-го созывов и последние попытки конституционной реформы монархического строя в России (август 1915, ноябрь 1916гг.)// История государства и права. 2002.-№ 6. 22. Смирнов А.Ф. Государственная дума Российской империи. 1906-1917. историко-правовой очерк. М. 1998. 23. Из истории Российского парламентаризма: К 90-летию первых выборов в Государственную Думу России// Государство и право.- 1996. - № 7. 24. Мальцева И.В. Реформа Государственного совета в России в 1906 г.// Правоведение 1995.- № 5. 25. Е.А. Юртаева Государственный совет в России (1906-1917гг.) // Государство и право. -1996.- № 4. 26. Еленин Н.В. Развитие конституционализма в России в 1905-1917 годах.//Юрист.-1998.-№ 3. 27. Р.М. Дзидзоев. Первый конституционный документ России//Государство и право.- 1997.- № 6. 28. Бородин А.П. Реформа Государственного Совета 1906 г.// Вопросы истории.1999.№ 5. 29. Правовой статус депутатов Государственной Думы и выборных членов государственного совета в свете теории народного представительства// Журнал российского права.2000.№8. 30. Смирнова В.В. Критика Думского избирательного права//Вестник Московского Государственного университета Сер.12.Право.1971. Приложения к закону от 3 июня 1907 года Расписание числа губернских и областных выборщиков кавказского края
Расписание числа выборщиков от русского населения по губерниям и областям Закавказья (кроме Черноморской губернии)
[1] Понятие «земский конституционализм» вошло в политический обиход в начале XX в. Под ним подразумевалось такое направление земской общественно-политической и теоретической деятельности, которая ставила целью постепенную замену самодержавия конституционно-правовым государством посредством реформ существующего государственного строя, совместными усилиями правительства и либерального общества. К 1905 г. «земскими конституционалистами» называли себя сторонники решительных политических перемен, ставившие перед собой задачу добиться от власти созыва избранного всеобщим голосованием народного представительства и формирования ответственного перед ним правительства. Они принципиально разошлись с земскими деятелями, считавшими себя умеренными и выступавшими за плавное изменение самодержавного строя через развитие местного самоуправления, укрепления гражданских и политических свобод. В настоящее время понятие «земский конституционализм» используется в трудах, посвященных истории русского либерализма, равно как и понятие «правительственный конституционализм», введенное в научный оборот американским историком Терри Эммонсом, под которым он рассматривает череду правительственных реформ конца XIX - начала XX в., частично изменивших самодержавный режим в России. [2] История России. XX век /А.Н. Боханов. М.М. Горинов, В.П. Дмитриенко и др.-М.: Издательство АСТ.- 2000.- С.28 [3] А.Н. Боханов. М.М. Горинов, В.П. Дмитриенко и др. Указан. соч.- С.29. [4] Русский конституционализм: от самодержавия к конституционно- парламентской монархии: Сб. документов / Авт. Сост.А.В. Гоголевский, Б.Н. Ковалев.-М.-Гардарики.-2001.-Т.1. С.9. [5] Политическая история России: Учебное пособие / Отв. Ред. Проф. В.В. Журавлев.- М.: Юрист.-1998.- С. 274. [6] История России. XX век /А.Н. Боханов. М.М. Горинов, В.П. Дмитриенко и др.-М.: Издательство АСТ.- 2000.- С.28. [7] Там же.- С.33. [8] Члены Государственной думы от каждой губернии избираются собранием выборщиков. Выборщики избираются на уездных избирательных собраниях по трем куриям: 1) землевладельцев, 2) крестьян уполномоченных от волостей, 3)городских жителей обладающих достаточным цензом. Крупные города выделяются в особые избирательные округа. У крестьян первую степень образует волостной сход, вторую- съезд уполномоченных от волостей, третью- губернской избирательное собрание. Из числа членов Думы от каждой губернии один непременно должен быть от крестьянской курии. [9] Исаев И.А. История государства и права России. Учебник./ Изд. 2-е доп. и пер. – М. Юрист. С.496 [10]. Гоголевский, Б.Н. Ковалев.- Указ. Соч.- Т.1. С.11. [11] Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. Серия « Мир культуры, истории и философии».- СПб. Лань.-1999 С.397 [12] История отечественного государства и права. Учебник под ред. Чистякова О.И. М. Юрист - 1999. - С.297 [13] Дневник Николая Второго// М. 1991. С. 291. [15] К трем прежним куриям была добавлена четвертая, именно съезд уполномоченных от фабрично-заводских рабочих (число избираемых ими выборщиков было относительно незначительным). [16] Истории государственного управления в России. Учебник для вузов/ под ред. Марковой А.Н.- М. Закон и право, Юнити.- 1997. - С.182 [17] Там же.- С.183. [18] Гоголевский, Б.Н. Ковалев. Указ. соч.- Т1. С.163 [19] Гоголевский, Б.Н. Ковалев. Указ. соч.- Т.1. С.164 [20] Гоголевский, Б.Н. Ковалев. Указ. соч.- Т.1. С.164. [21] Из истории Российского парламентаризма: К 90-летию первых выборов в Государственную Думу России// Государство и право.- 1996. - № 7. – С.145. [22] Из истории Российского парламентаризма: К 90-летию первых выборов в Государственную Думу России// Государство и право.- 1996. - № 7. – С.146. [23] Р.М. Дзидзоев. Первый конституционный документ России//Государство и право.- 1997.- № 6.- С.110. [24] Конечно, думский избирательный закон был далек от принцыпов демократизма, не не следовало бы забывать, что всюду участие в парламентских выборах долгое время было обусловлено имущественным цензом; в Англии, классической стране парламентаризма, всеобщее избирательное право было введено только в XX в., через 600 лет после учреждения парламента, а русский парламент существовал всего только 11 лет. [25] Гоголевский, Б.Н. Ковалев. Указ. соч.- Т.1. С.451. [26] Гоголевский, Б.Н. Ковалев. Указ. соч.- Т.1. С.452. [27] Гоголевский, Б.Н. Ковалев. Указ. соч.- Т.1. С.474. [28] Еленин Н.В. Развитие конституционализма в России в 1905-1917 годах.//Юрист.-1998.-№ 3- С.22. [29]История отечественного Государства и права. Учебник/ под ред. Чистякова О.И. М.БЕК.1999.- С.297. [30] Гоголевский, Б.Н. Ковалев. Указ. соч.- Т.2.С.66. [31] Политические партии в контексте ее истории. Учебное пособие / Коллектив авторов. Рук. Авт. Коллек. Смагина С.М. Ростов- на- Дону. Феникс.-1998.-С.95 [32] Члены Совета по выборам состояли из следующих групп: от православного духовенства — 6; от Академии наук и от университетов — 6; от земских собраний — 34, от дворянских обществ — 18; от торговли и промышленности —12, от съездов землевладельцев неземских губерний — 22 (из них 6 — от царства Польского), всего 98 человек; такое же количество членов ежегодно назначалось государем «к присутствию» в Государственном Совете. [33] Истории государственного управления в России. Учебник для вузов/ под ред. Марковой А.Н.- М. Закон и право, Юнити.- 1997. - С.184 [34] Е.А. Юртаева. Государственный Совет в России (1906-1917)//Государство и право.-1996.- №4.- С.146. [35] Политические партии России в контексте ее истории: учебное пособие/ Коллектив авторов. Рук. авт. коллект. Симагина С.М. Ростов-на-Дону.: Феникс. С. 95. [36] Мальцева И.В. Реформа Государственного совета в России в 1906 г.// Правоведение 1995.- № 5.-С.65. [37] Е.А. Юртаева Государственный совет в России (1906-1917гг.) // Государство и право. -1996.- № 4 – с.149 [38] Пахоленко Н.Б. Из истории конституционных проектов в России М.2000.-С.36. [39] Вспомним также определение данное П.Н. Милюковым – лидером партии кадетов Государственного совета как одного из «трех замков». Милюков 5 декабря 1912 года произнес речь от рех замках, который запирают правительство и Государственную Думу от страны, отнеся к ним: 1) избирательный закон от 3 июня 1907г., 2) Государственный Совет, 3) не считающихся с народным представительством министров. [40] ПСЗ-3 Т. XXV, с.645 [41] Из истории Российского парламентаризма: К 90-летию первых выборов в Государственную Думу России// Государство и право.- 1996. - № 7. – С.152. [42] Согласно программе партии,» министры отвественны перед собранием представителей». «Народные представители избираются всеобщею, прямою и тайною подачей голосов». Партия требовала широкого развития местного самоуправления и автономии окраинных областей ( особенно царства Польского). В своей аграрной программе партия требовала « увеличения площади землепользования населения, обрабатывающего землю личным трудом, … государственными, удельными, кабинетскими и монастырскими землями, а также путем отчуждения для этой цели за счет государства в потребных размерах частновладельческих земель с вознаграждением нынешних владельцев по справедливой (нерыночной) оценке».Партия требовала широкого развития рабочего законодательства, в частности введения 8- часового рабочего дня. [43] Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т.14.С.381. [44] Поздравления с началом работы парламента пришли от членов британского парламента. [45] Политические партии России в контексте ее истории. Учебное пособие/Коллектив авторов. Рук. Авт. Коллектива Смагина С.М. Ростов-на-Дону. Феникс.-1998. С.47 [46] Гоголевский, Б.Н. Ковалев. Указ. соч.- Т. С.446. [47] Гоголевский, Б.Н. Ковалев. Указ. соч.- Т.1.С.446. [48] Программные положения « Союза 17 октября: « Развитие и укрепление начал конституционной монархии с народным представительством, основанным на общем избирательном праве»; осуществление гражданских свобод. В крестьянском вопросе – широкое развитие переселения и операций банка, а также « признание государственных и удельных земель фондом для удовлетворения земельной нужды», « и наконец, при недостаточности этих мер допустимое в случаях государственной важности отчуждение части частновладельческих земель на справедливых условиях вознаграждения». [49] Выборы в I Думу партия бойкотировала. [50] Политические партии России: в контексте ее истории. Учебное пособие/Коллектив авторов. Рук. авт. коллект. Симагина С.М. Ростов-на-Дону.-Феникс.-1998.-С.102 [51] Смирнов А.Ф. Государственная дума Российской империи. 1906-1917. историко-правовой очерк. М. 1998.- С.24 [52] Кудинов О.А. государственные думу 3-го и 4-го созывов и последние попытки конституционной реформы монархического строя в России (август 1915, ноябрь 1916гг.)// История государства и права. 2002.-№ 6.- С.11. [53] Политические партии : в контексте ее истории. Учеб. пособие/ Коллектив авторов. Ру. Авт. Коллект. Смагина С.М. Ростов- на Дону.- Феникс.-1998.-С. 115. [54] Кудинов О.А. государственные думу 3-го и 4-го созывов и последние попытки конституционной реформы монархического строя в России (август 1915, ноябрь 1916гг.)// История государства и права. 2002.-№ 6.- С.12-13. [55] Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. Серия « Мир культуры, истории и философии». СПб.- Лань.-1999- С.419. [56] Пушкарев С.Г. Указ. соч.-С.419. [57] Там же.-С.419. |
© 2009 Все права защищены. |