рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Приднестровье в геополитической картине мира

Известный американский политолог Збигнев Бжезинский в книге «Великая шахматная доска» отмечает, что «в результате краха соперника Соединённые Штаты оказались в уникальном положении: они стали первой и единственной мировой державой». [6. – С. 20] И это действительно так. Нынешние формирующиеся центры силы, могут оказывать конкуренцию США только по какому-то одному критерию национальной мощи (экономическому, военно-стратегическому, научно-технологическому), но в комплексное противостояние вступить с Соединёнными Штатами они ещё долго будут не в силах.

Известный российский публицист и геополитик А.И. Уткин объективно подходит к анализу современного миропорядка Он считает, что современный мир по одним критериям мультиполярный по другим же монополярный. Хорошо прослеживается то, что автор большее предпочтение отдаёт последнему: «…почти ничего на горизонте не предполагает немедленного и внезапного ослабления Америки, и немалое число наблюдателей склонны согласиться с предсказаниями английского футуролога Х. Макрэя: «американская военная мощь, единство нации, её размеры и показатели, по-видимому ещё не одно поколение обеспечат США политическое лидерство в мире…» [68 – С. 143]

В поддержку монополярности современной системы международных отношений выступает известный российский геополитик А.Г. Дугин. Разговоры о «многополярном мире – отмечает он – на практике представляют собой либо ничего не значащие и наивные благопожелания, либо завуалированный призыв к восстановлению двухполярного мира в новой конфигурации.

В заключении можно с уверенность сказать, что современный мир монополярный. Ни одна страна в мировой истории не обладала такой военной мощью, как Соединённые Штаты, ни одна империя не ставила перед собой задачу присутствовать практически в любом уголке земного шара. [42 – С. 4] Ни одна страна в мире не обладала когда-либо такой гипергигантской экономической мощью (20% мирового ВВП) и не одна страна в мире некогда не достигала таких высоких олимпов в технологической сфере. Всё это в очередной раз подтверждает тот факт, что в основе современного миропорядка лежит исключительная монополярность во главе с первой мировой супердержавой США.


2. Факторы, определяющие современное геополитическое качество ПМР

2.1 Пространственные уровни в геополитическом положении Приднестровья

Приднестровская Молдавская Республика расположена на юго-востоке Европы. Она занимает левобережье Днестра в пределах бывшей Молдавской ССР и ряд населённых пунктов на правом берегу – г. Бендеры с прилегающими сёлами Гиска, Варница, и Протягайловка, а также сёла Копанка, Кицканы, Меренешты, Кременчуг Слободзейского района.

Общую модель геополитического положения ПМР можно представить в виде схемы пространственных уровней. Главной особенностью геополитического положения ПМР на микроуровне является наличие двух государств – соседей первого порядка – Республики Молдова на западе и Украины на востоке, севере и юге. К ярким чертам этого уровня относится враждебная ориентация по отношению к Приднестровью вышеупомянутых двух стран, что обусловлено активной внешней политикой ведомой в данном регионе западноевропейскими структурами.

Динамичным и многоплановым является мезоуровень геополитического положения республики. Многочисленные соседи второго порядка, с которыми ПМР взаимодействует через территорию пограничных государств, представлены странами СНГ, (Россия, Белоруссия, страны Закавказья), Южной и Юго-Восточной Европы, (Болгария, Румыния, Венгрия, Словакия, Польша и Турция). [10 – С. 8] Специфика этого уровня заключается в расположении Приднестровья на границе двух культурно-политических миров: Западно-европейского, представленного государствами дальнего зарубежья, и Славянского, представленного прежде всего восточно-европейскими государствами. [66 – С. 96–97]


Рисунок 1. Микро и мезоуровни в геополитическом положении ПМР

Упомянутая особенность данного уровня подтверждается не только высоким геополитическим значением Днестра как границы, но и особым вниманием к этому региону многих известных геополитиков.

Известные ученые специалисты по мировой политике в своих моделях мироустройства, будто сговорившись, именно в районе Восточной Европы проводят границу между составляющими элементами геополитических структур предлагаемых ими мировых порядков. Хорошо и наглядно сможет раскрыть геополитическую природу этого региона метод наложения карт. Используя различные геополитические и геокультурные картосхемы можно выявить, что именно в этой области наблюдается наибольшее сплетение разделительных линей. (см. Приложение) Обратите внимание, что как в панрегионалистской модели К. Хаустхофера [35 – С. 68] так и в модели А. Дугина граница между Евразийской зоной и Евро-Африканской проходит примерно в районе среднего и нижнего течения реки Днестр. [22] Американский географ Николас Джон Спикмен, возглавлявший институт международных отношений при Йельском университете, проводит в районе реки границу между Хартлендом и Римлендом. Другой американский географ Саул Коэн в своём пятиуровневом иерархическом геополитическом районировании мира относит Восточную Европу к так называемым «воротам» – фокусам связей между Западом и Континентальной (Евразийской) геостратегической сферой.

Всем известный лорд Хэлфорд Джордж Маккиндер, являвшийся автором геоисторического подхода в геополитике и сформировавший фундаментальную идею географической оси истории Хартленда следующим образом отозвался о восточной Европе: «Кто контролирует восточную Европу тот контролирует Хартленд, кто контролирует Хратленд тот контролирует Мировой остров, (под мировым островом понимается Евразия – П.Ф.) кто контролирует мировой остров, тот является властелином мира».

Рисунок 2. Модели геополитических панрегионов К. Хаустхофера. [35 – С. 68]

Даже наш современник Збигнев Бжезинский в картосхеме Шахматной доски (Евразии), указывает на стыковку в рассматриваемой зоне геополитических рубежей.


Рисунок 3. Фрагмент «Великой шахматной доски» З. Бжезинского. [6 – С. 47]

Кроме всего сказанного важно ещё сделать акцент на расположении в пределах орбиты мезоуровня Балкан – «Пороховой бочки» Европы, которые неоднократно выступали очагом конфликтов не только регионального, но и мирового значения.

Из приведённых примеров и сравнений отчётливо видно, что мезоуровень в геополитическом положении ПМР обладает немаловажными геополитическими характеристиками Соседями третьего порядка, образующими макроуровень геополитического положения ПМР, являются государства Северной, Западной Европы, Юго-Западной Азии, Ближнего Востока, а также странами Северной Америки, где ключевую роль играет мировой полюс силы в лице США.

Рисунок 4. Панрегионалистская модель А. Дугина. [22]

Природа этого уровня кроется в активной внешней политики ведомой Соединёнными Штатами и НАТО в восточной Европе, с целью дальнейшего дисбаланса сил в свою пользу. Это хорошо прослеживается в гигантских финансовых средствах, выделяемых на функционирование разного рода пятых колон, в странах, входящих в орбиту национальных интересов США или в странах, отступивших от «демократических» начал – Ось Зла (Белоруссия в т.ч.). Индикатором активной внешней политики США в районе Восточной Европы является и расширение на восток Североатлантического альянса.

Большинство Американских соединений и частей, расквартированных в настоящее время в Германии, Южной Корее и Японии предполагается передислоцировать на территорию других государств. Их новым местом службы станут американские базы в Польше, Румынии и Болгарии. [75. – С. 9] В частности крупные авиабазы США планируется развернуть в Бала – Подляска, Минск – Мазовецки и Повидже, базу для сухопутных частей и соединений – в район Свентошув. В районе Констанцы (Румыния) будут созданы две военные базы, куда будут переброшены из Ирака части 1-й бронетанковой дивизии и авиационные подразделения. В Прибалтике разворачивается инфраструктура ПВО НАТО. В Эстонии близ Раквере в 70 км от границы с Россией начала работу стационарная РЛС с дальностью действия до 450 км3. [42 – С. 92]

В целом на основе проведённого анализа геополитических оболочек Приднестровья можно сделать ряд выводов:

1.     регион в котором расположена республика имеет бурную военно-политическую историю.

2.     в своих исследованиях ему предавали важное геополитическое значение многие геополитики.

3.     здесь пересекается множество геополитических, геокультурных и цивилизационных границ.

4.     на сегодняшний день это арена динамично протекающих политических процессов, узел геополитических интересов ведущих мировых и региональных держав.

2.2 Внешняя политика Республики Молдова – ключевой элемент в геополитическом положении ПМР

Любое государство как пространственный феномен с чисто географической точки зрения занимает свою ячейку в мировой системе политико-территориальной организации общества. В процессе своего становления и развития оно сталкивается с жизненной необходимостью ведения хозяйственного (экономического), социокультурного и политического сотрудничества с соседями первого второго и третьего порядков. Характер отношений с близлежащими странами формирует геополитическую среду, определяющую геополитическое положение данного государства и всецело влияющую на общие особенности его социально-экономического развития.

В случае с Приднестровской Молдавской Республикой это две страны: Украина на востоке и Молдова на западе. Характер отношения с ними, и их внешняя политика, являются ключевыми элементами в характеристике геополитического положения Приднестровья. Но в силу того, что создание государственности на Днестре стало результатом этнополитического конфликта с Республикой Молдова, который собственно продолжается и по ныне, и того, что Приднестровье официально является частью Молдовы, полагаю, что именно это государство, а точнее его внешняя политика становится первостепенным объектом исследования, в определении места Приднестровья в мировой системе международных отношений.

Молдова – государство, признанное мировым сообществом, является членом ООН и ее специализированных органов, входит в Совет Европы, ОБСЕ, Совет по Североатлантическому сотрудничеству, активно участвует в процессе региональной и подрегиональной кооперации ICE, СНГ, SECI, CEMN, Дунайской комиссии. Доступ к Дунаю благоприятно скажется на развитии речного и морского транспорта Республики Молдова и обеспечит сообщение, как со странами Центральной Европы, причерноморского бассейна, так и с ближневосточными государствами.

Для того чтобы детально познакомиться с основными положениями внешней политики Республики Молдова мы обратились к официальным документам Министерства иностранных дел этого государства. Аналитике была подвергнута концепция внешней политики Республики Молдова. Посредством проведённого анализа нами было выявлено, что к основным целям и приоритетам внешней политики Молдавского Государства относится ряд следующих направлений:

1.     укрепление независимости и суверенитета РМ, восстановление ее территориальной целостности. Это предполагает продолжение процесса мирного урегулирования приднестровского вопроса и вывод иностранных войск с территории РМ;

2.     защита интересов национальной безопасности РМ. В связи с тем, что РМ не обладает признанным силовым статусом, данная цель может быть достигнута лишь благодаря проведению искусной и корректной внешней политики, направленной на укрепление доверия и кооперации в регионе, продвижение демократических ценностей, благоприятствование отношениям между Западом и Востоком. Безопасность Республики Молдова станет более надежной, если отношения между Россией, Украиной – с одной стороны, и евро-атлантическими организациями – с другой, упростятся, утратят оттенок былого биполярного противостояния. Чем активнее и плотнее включится Республика Молдова во внутрирегиональную кооперацию, тем прочнее будет и государство. Следовательно, членство или участие во внутрирегиональных европейских организациях и инициативах, а также присоединение к ЕС, отвечает и целям безопасности РМ.

Стратегия РМ в отношении дипломатического обеспечения ее интересов безопасности, будет разработана в рамках отдельного концептуального документа, который войдет в программу правления;

3.     укрепление демократии и правового государства.

В то же время, наряду с перечисленными основными целями, постоянными для внешней политики, нынешний контекст политического и экономического положения Республики Молдова, а также изменения в международном, в частности европейском плане, выдвигают следующие приоритетные задачи:

Европейская интеграция РМ, в том числе вступление в ЕС;

·           продвижение благоприятного политического и экономического образа Республики Молдова на внешнем пространстве, с целью привлечения инвестиций капиталов, создание конкурентоспособной экономики;

·           политико-дипломатическое обеспечение продвижения экспортного потенциала РМ.

В рамках указанных основных и приоритетных целей дипломатические усилия будут ориентированы на достижение следующих задач:

1.     обеспечение роста авторитета и укрепления позиций РМ на внешнем пространстве, необходимых для увеличения ее политического, экономического и интеллектуального потенциала;

2.     утверждение РМ в качестве фактора стабильности в регионе;

3.     сохранение согласованности и единства действий Республики Молдова на внешнем пространстве;

4.     продвижение ценностей рыночной экономики.

Приоритетной стратегической целью для республики Молдова, согласно рассматриваемого документа, остаётся европейская интеграция. В условиях, когда новый мировой порядок очерчивается вокруг крупных силовых полюсов, очевидно, что и Республика Молдова не может оставаться вне формирующихся сообществ, при этом жизненную необходимость приобретает ориентирование и интеграция с одним из полюсов для обеспечения собственных перспектив развития и национальной безопасности. Для Республики Молдова таким полюсом является Европейский Союз, с его неоспоримой политической и экономической весомостью. [91]

Выбор в пользу европейской интеграции для Республики Молдова обоснован следующими политическими и экономическими аргументами:

·           история ЕС – это хороший пример региональной кооперации, надежного средства защиты национальных интересов. Нынешняя фаза процессов политической и экономической интеграции в Европе ориентирована на создание панъевропейской политической системы и делает необходимым вовлечение всех стран континента, независимо от их статуса в ЕС: члены, кандидаты, участники или кандидаты в более отдаленной перспективе. Эта необходимость продиктована и современным контекстом международной системы, в том числе глобализацией экономики и межгосударственных отношений, с последствиями которых РМ рано или поздно придется столкнуться. Лишь пребывая в сильном политическом и экономическом сообществе, каковым является ЕС, РМ сможет противостоять этой проблеме;

·           с учетом географических и исторических критериев, РМ является страной европейской культуры и традиций. Следовательно, интеграция в европейское пространство – вполне естественная цель. Кроме того, провозгласив себя независимым государством, РМ в качестве стратегической задачи определила создание правового государства, основанного на мировых демократических ценностях. ЕС служит достойным примером демократии, политической стабильности и экономического благосостояния. Поэтому стремление РМ к присоединению именно к этому сообществу вполне оправдано;

·           диалектическое развитие цивилизаций доказывает, что со временем все без исключения расположенные на европейском континенте страны будут вовлечены в интеграционный процесс. РМ не может оставаться в изоляции и противостоять данному процессу;

·           присоединение РМ к ЕС укрепит ее государственность (независимость и суверенитет, территориальную целостность и национальную безопасность, традиции, языки и культурную идентичность);

·           четкая европейская ориентация РМ привлечет иностранные инвестиции, которые остаются решающей составляющей в развитии экономики страны. Вследствие этого возрастет и конкурентоспособность молдавских товаров на внешнем рынке;

Резюмируя представленную в работе официальную концепцию внешней политики Республики Молдова, следует сделать ряд выводов. Молдова – государство, чётко определившееся в своём геополитическом выборе – ЕС и НАТО. Для реализации своих целей это государство действует в фарватере глобальных интересов Западноевропейских структур и основывается на принципе создания дисбаланса военно-политических сил в Восточной Европе и сужении влияния здесь Российской Федерации. Это в свою очередь находит отражение в яркой палитре политических мероприятий ориентированных на ликвидацию Приднестровской государственности.


2.3 Украина в геополитических планах США и Запада

Украина – государство, расположенное в восточной части Европы. Территория – 603,7 тыс. кв. км. Граничит: на севере – с Белоруссией, на северо-востоке и востоке – с Российской Федерацией, на северо-западе – с Польшей, на западе – со Словакией, на юго-западе – с Молдавией, Венгрией и Румынией, на море – с Россией, Болгарией, Турцией и Грузией. На юге Украину омывают Черное и Азовское моря. Протяженность границ – 8215 км. Украина обладает богатыми природными ресурсами, мощным промышленным потенциалом, солидной научно-технической базой. Структура национального дохода: промышленность – 50%, сельское хозяйство ‑ 26%, строительство ‑ 10%, транспорт и связь ‑ 6%.

Существует мнение, что полномасштабным суверенитетом обладает незначительное число стран (США, Китай, Россия) Украина, по мнению ряда специалистов, не принадлежала и не принадлежит к их числу в силу реальной внешней сырьевой и экономической зависимости, в силу исторической инерции. [44 – С. 45]

Интересную позицию в отношении Украины занимает известный российский геополитик Александр Дугин. Рассматривая геополитическую декомпозицию этой страны в одном из разделов своей известной книги «Основы геополитики» он критически относится к её геополитическим свойствам. Если быть более точным, он вообще не видит каких-либо предпосылок для того, чтобы называть Украину состоявшимся геополитическим субъектом политической карты мира:

«Украина как государство не имеет никакого геополитического смысла. У неё нет ни особенной культурной вести универсального значения, ни географической уникальности, ни этнической исключительности». [21 – C. 377]

Самостоятельное существование Украины может иметь смысл только в качестве «санитарного кордона», так как противоположные по геополитической ориентации элементы (см. рис. 5.) не позволят этой стране целиком присоединиться, ни к восточному, ни к западному блоку. Всё это обрекает Украину на марионеточное существование и геополитическую службу талласократической стратегии в Европе. [Там же – С. 379]

В то же время Дугин предаёт Украине важнейшее значение в геополитике России. Он отмечает, что суверенитет Украины представляет собой настолько негативное для русской геополитики явление, что, в принципе, легко может спровоцировать вооружённый конфликт. Здесь же Дугин акцентирует внимание на необходимости иметь устойчивые выходы к Чёрному морю, что в свою очередь немыслимо без диалога с Украиной. [Там же – С. 348] Так же Дугин отдаёт должное геополитическому масштабу Украины, который представляет собой гигантское территориальное образование, превышающее по объёму многие крупные европейские державы. [Там же – С. 377]

И всё же, в какой-то степени не соглашаясь с позициями авторитетных учёных, полагаю, что Украина обладает целым рядом важных геополитических критериев. Перечислим их:

·          большая площадь занимаемой территории;

·          значительный демографический потенциал;

·          выгодное стратегическое положение, обеспечивающее выход в Чёрное моря и контроль над жизненно важными коммуникациями, связывающими Россию, Среднюю Азию и Прикаспийский регион со странами Южной и Западной Европы;

·          огромный экономический, ресурсный и научно-технический потенциалы;

·          вхождение в четвёрку стран (наряду с Россией, Казахстаном и Белоруссией), которые поделили между собой основную часть богатейшего в мире ВПК СССР.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.