рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Смертная казнь в истории Российского законодательства

Смертная казнь могла быть назначена также за организационную деятельность, направленную к совершению особо опасных государственных преступлений, а равно участие в антисоветской организации (ст.72) и за особо опасные государственные преступления, совершенные против другого государства трудящихся (ст. 73), так как при определении наказания следовало руководствоваться статьями 64 - 72 УК.

Статья 23 УК не допускала применение исключительной меры наказания в отношении лиц, не достигших до совершения преступления восемнадцатилетнего возраста, и в отношении женщин, находившихся в состоянии беременности в момент совершения преступления или к моменту вынесения или исполнения приговора.[87]

В последующие годы перечень преступлений, допускающих применение исключительной меры наказания, был расширен. Законом РСФСР от 15 февраля 1962 года туда были включены, например, такие преступления, как изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг, изнасилование, совершенное особо опасным рецидивистом или повлекшее особо тяжкие последствия, а равно изнасилование малолетней.[88]

Л.И. Брежнев не стремился расширить рамки применения смертной казни. Единственным исключением, дополнившим возможные случаи назначения смертной казни, был Указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 января 1973 г. «Об уголовной ответственности за угон воздушного судна». Он установил, что виновные в угоне воздушного судна или его захвате с целью угона, если это повлекло гибель людей или причинение тяжких телесных повреждений, наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с конфискацией имущества или смертной казнью с конфискацией имущества.[89] Уголовная политика того времени направлена была на сокращение этого вида наказания. Число лиц, приговоренных к смертной казни в «эпоху Брежнева», по сравнению с «хрущевским периодом» значительно сократилось.[90]

После смерти Л.И. Брежнева каких-либо законодательных изменений в области регулирования смертной казни не было до принятия 2 июля 1991 г. новых Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик.

2 июля 1991 г. Верховный Совет СССР принял новые Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. Смертная казнь, в виде расстрела применялась за государственную измену, умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, изнасилование малолетней при отягчающих обстоятельствах, похищение ребенка, повлекшее особо тяжкие последствия, а также за особо тяжкие преступления против мира и человечества. Смертная казнь не могла быть применена к лицам, совершившим преступление в возрасте до восемнадцати лет, и к женщинам.

После свершившегося, государственного переворота политическая элита России, стремившаяся никогда больше не допустить к власти коммунистов и их сторонников, не могла не опасаться, что овладение ею высокими государственными постами может оказаться недолговечным. Восстановление прежнего политического режима повлекло бы обвинение их в измене Родине в форме заговора с целью захвата власти (ст. 64 УК РСФСР), приведшем к развалу Советского Союза. А это могло бы угрожать им смертной казнью. [91]

В результате была принята новая редакция ст. 38 Конституции, которой была исключена смертная казнь за государственную измену и за особо тяжкие преступления против мира и безопасности человечества. Смертная казнь в качестве исключительной меры наказания могла применяться только за особо тяжкие преступления против личности только по приговору суда.

Согласно статистическим данным в советский период, с 1918 года по 1990 год по политическим обвинениям было осуждено около 6 млн. 105 тыс. человек. Число лиц приговоренных к расстрелу составило около 1 млн. 165 тыс. человек.[92]

Таким образом, в Советском государстве применение смертной казни носило следующие особенности:

·      все уголовные кодексы (1922, 1926, 1960 годов) не включали смертную казнь в систему наказаний и предусматривали ее в отдельной статье, подчеркивая ее временный, исключительный характер («вплоть до ее отмены»);

·      основным способом исполнения являлся расстрел, практически все политические судебные процессы носили показательный характер;

·      постепенно намечалась тенденция сокращения круга лиц, в отношении которых разрешалось применять исключительную меру наказания. Так, УК 1922 года законодательно запретил ее
применение в отношении несовершеннолетних, УК 1926 - в отношении беременных женщин;

·      политические репрессии 30-х годов против оппозиций правящему режиму носили массовый характер;

·      большую роль в определении приговора играли материалы следственных органов, полученные с нарушением процессуальных норм;

·      в Советской России смертная казнь отменялась трижды: с 8 ноября 1917 года по 21 февраля 1918 года; с 17 января по 11 мая 1920 года; с 25 мая 1947 года по январь 1950 года (однако существовала секретная директива, позволяющая трибуналам МГБ применять смертную казнь по делам о контрреволюционных преступлениях).


Глава 3. Институт смертной казни в России в постсоветский период

3.1 Смертная казнь в России после принятия Конституции 1993 года

12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации, в ч.2 ст. 20 которой закреплено что смертная казнь в качестве исключительной меры наказания может применяться только за особо тяжкие преступления против жизни.

В Уголовном кодексе РФ 1996 года высшая мера наказания предусмотрена за пять составов преступления: убийство при отягчающих обстоятельствах (ч.2 ст.105), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст.277), посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295), посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317), геноцид (ст. 357). Все эти составы преступлений связаны с посягательством на жизнь человека и являются по своему характеру особо тяжкими преступлениями.[93] Кроме того, основными объектами этих преступлений являются политическая система России (ст. 277), интересы правосудия (ст. 295), нормальная деятельность государственного аппарата (ст. 317) и безопасность человечества (ст. 357).[94]

28 февраля 1996 года Российская Федерация вступила в Совет Европы. Резолюцией Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 25 января 1996 года, Российской Федерации было рекомендовано в течение трех лет с момента вступления в Совет Европы ратифицировать Протокол №6 об отмене смертной казни, установив мораторий на исполнение смертных приговоров.[95]

Статья 1 Протокола №6 гласит: «Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен». Однако статья 2 этого документа допускает применение данного наказания за действия, совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны.[96]

16 мая 1996 года Президентом РФ Б.Н. Ельциным был издан Указ №724 «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы».[97] Правительству России поручалось в месячный срок подготовить для внесения в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проект федерального закона о присоединении Российской Федерации к Протоколу №6 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Но, несмотря на это распоряжение, мораторий на приведение в исполнение смертных приговоров объявлен не был.

27 февраля 1997 года Президент РФ издал распоряжение о подписании протокола №6 относительно отмены смертной казни. В результате этого, Министерство Иностранных Дел РФ подписало данный протокол, однако Государственная Дума его не ратифицировала. Вследствие этого данный документ в отношении России не имеет юридической силы.[98]

2 февраля 1999 года Конституционный Суд РФ принял Постановление, согласно которому «…до введения в действие соответствующего федерального закона, обеспечивающего на всей территории Российской Федерации каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого федеральным законом в качестве исключительной меры наказания установлена смертная казнь, право на рассмотрение его дела судом присяжных заседателей, наказание в виде смертной казни назначаться не может, не зависимо от того, рассматривается ли дело судом с участием присяжных заседателей, коллегией в составе трех профессиональных судей или судом составе судьи и двух народных заседателей».[99]

По моему мнению, в данном постановлении Конституционный Суд выходит за пределы установленной для него Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом компетенции.

Согласно ч.4 ст. 125 Конституции РФ Конституционный суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, применяемого или подлежащего применению в конкретном деле.[100] В данном случае, Конституционный Суд, вторгаясь в сферу полномочий законодательной власти, сформулировал новые нормы, содержание которых существенно расходится с положениями статьи 20 Конституции РФ.

Таким образом, на основании подзаконных актов Президента РФ с середины 1996 года фактически было приостановлено приведение в исполнение приговоров суда о назначении исключительной меры наказания, а после принятия Конституционным судом выше указанного постановления смертная казнь вообще не назначается. Указом Президента РФ от 3 июня 1999 года были помилованы 703 осужденных к смертной казни, и, таким образом, в России не осталось ни одного «смертника».[101]

В силу того, что любой мораторий имеет временный характер, проблема смертной казни в окончательном виде не решена.

В настоящее время создалась парадоксальная ситуация. С одной стороны, юридически смертная казнь как мера наказания установлена в Конституции РФ и Уголовном Кодексе РФ, а с другой – назначаться и применяться не может.

3.2 Казнить, нельзя помиловать

Проблема смертной казни всегда была центральной в философских, религиозных, правовых учениях о жизни и смерти, добре и зле, преступлении и наказании. В последнее время актуальность этой проблемы значительно возросла в связи с ростом преступности, появлением криминальных сообществ, серийных убийц и насильников, разгулом терроризма, гибелью заложников.

Сторонники отмены исключительной меры наказания ссылаются на то, что жизнь человеку дает не государство, а Бог, и поэтому государство не вправе ее отнимать. С этим сложно согласиться. Действительно право на жизнь является неотъемлемым, естественным правом, но в первую очередь законопослушных граждан, которых большинство. Как ни высоко должна цениться жизнь одного, но если его жизнедеятельность реально угрожает жизни многих, он не вправе оставаться равноправным среди них.[102]

Каждый имеет по естественному праву право только на свою, а не чужую жизнь. Естественное право предполагает принцип равного воздаяния за равное. С этих естественно-правовых позиций, ясно, что смертная казнь за убийство – это необходимое, справедливое и равноценное наказание за преступление против основного естественного права другого человека. Следовательно, государство имеет право на установление в законе смертной казни за умышленное убийство, поскольку именно в этом и выражается признание и защита естественного права каждого на жизнь.

Кроме того, если обратится к Библии, то в главе 21 книги «Исход» можно, например, прочесть: «Кто ударит человека так, что он умрет, должен быть казнен смертью». «Если кто злонамеренно умертвит ближнего своего лукаво, то от жертвенника моего бери его на смерть». «И кто украдет человека, продал ли он его, или он найден в руках его, должен быть казнен смертью». Это далеко не все случаи, когда Библия предписывает смертную казнь.[103]

На мой взгляд, смертная казнь является справедливым возмездием за совершение особо рода преступлений, наказанием за которые может быть только лишение жизни.

Противники казни говорят о возможности судебных ошибок. В части 2 статьи 20 Конституции РФ 1993 года закреплено: «Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей».[104]

Таким образом, Конституция предусматривает ряд условий, при соблюдении которых смертная казнь может иметь место в нашей стране в настоящее время:

1)  она должна быть установлена только федеральным законом;

2)  основанием для ее применения может быть лишь совершение
лицом особо тяжкого преступления против жизни;

3)  лицу, обвиняемому в совершении преступления, за которое может быть назначена смертная казнь, обеспечено право на рассмотрение его дела с участием присяжных заседателей.

В настоящее время смертная казнь в России может устанавливаться лишь за умышленные, особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь. Уголовный кодекс РФ 1996 года сократил возможность применения этого наказания с 28 составов до 5.

Если присяжные заседатели признают лиц, совершивших такие деяния, виновными, но вынесут вердикт о снисхождении к ним, то смертная казнь применяться не будет (п. 1. ст.65 УК).[105]

Существенно усилены гарантии против приведения в исполнение неправомерного приговора. Так, ст. 184 УИК РФ установлено, что при обращении осужденного с ходатайством о помиловании исполнение приговора суда приостанавливается до принятия решения Президентом РФ. При отказе осужденного от такого обращения администрацией исправительного учреждения составляется соответствующий акт с участием прокурора. Без прямой санкции Президента РФ не может быть приведен в исполнение ни один смертный приговор, независимо от факта подачи осужденным ходатайства о помиловании. Основанием для исполнения наказания в виде смертной казни, как и ранее, являются вступивший в законную силу приговор суда, заключения Председателя Верховного Суда РФ и Генерального прокурора РФ об отсутствии оснований для принесения протеста на приговор суда в порядке надзора, а также уведомление об отклонении ходатайства о помиловании или акт об отказе осужденного от обращения с ходатайством о помиловании. [106]

По делам об умышленных убийствах па предварительном следствии и в суде обязательно участие защитника; такие дела рассматриваются только вышестоящими судами (областными, краевыми) и только коллегиально. Вопросы применения смертной казни поставлены под контроль Председателя Верховного Суда РФ, Генерального прокурора и Президента.

При решении вопроса о применении смертной казни судебная практика учитывает, что такая мера наказания в предусмотренных законом случаях может применяться, лишь, когда необходимость ее назначения обусловлена особыми обстоятельствами, отягчающими ответственность, и исключительной опасностью для общества лица, совершившего преступление.

Таким образом, существует достаточно громоздкая система правовых гарантий и защиты от неправомерного приговора для лиц, совершивших особо тяжкие преступления, за которые российским законодательством предусмотрена смертная казнь.

Противники казни утверждают, что жестокость наказания никогда и нигде не приводила к сокращению уголовной преступности, но и не спорят о том, что смягчение наказания не влечет сокращения преступности. Однако не жестокость наказания определяет его действительную эффективность, а его неотвратимость и соразмерность индивидуально содеянному, и общественной опасности данной категории преступлений.[107] Преступник должен знать: идя на совершение тяжкого преступления, он меняет собственную жизнь на жизнь своей жертвы.

Но, сдерживающую роль смертной казни нельзя переоценивать. Далеко не во всех случаях она бывает эффективной. Есть люди (типа Чикатило, на совести которого более 50 жертв), для которых вообще нет никаких социальных преград, и никакая сила их не остановит.

Не стоит абсолютизировать роль смертной казни в сдерживании преступности, и возводить ее в некоторое универсальное средство от всех преступлений. Исключительной мерой смертную казнь называют не потому, что она может и должна быть исключительно эффективной, а в связи со своими исключительными последствиями для человека, преступившего все нормы морали, нравственности, человечности и, безусловно, права. Смертная казнь, занимая свое место в системе наказаний, является одним из них и участвует в сдерживании преступности наряду с другими видами наказаний.

Любое наказание содержит в себе элемент кары, возмездия, и этот элемент усиливается по мере перехода от менее строгого вида к более суровому. Смертная казнь сохраняет основные цели наказания: предупреждает совершения преступлений, как самим осужденным, так и другими лицами. Конечно, при применении этого вида наказания выпадает цель исправления осужденного. Но это логично ввиду исключительной опасности личности для общества, которая подвергается этому наказанию.

В ряде ситуаций общепревентивное значение проявляется наиболее ярко. Например, в случае захвата заложников у преступника может возникнуть дилемма: освободить заложников и на основании примечания к статье 206 УК РФ быть освобожденным от уголовной ответственности либо убить заложников и быть осужденным как по той же статье за захват заложников, так и по статье 105 УК РФ за убийство при отягчающих обстоятельствах, что создает реальный шанс назначения смертной казни. Второй пример может касаться осужденных к длительному или пожизненному лишению свободы. От убийства сотрудника колонии осужденного может удержать возможность назначения смертной казни; при отсутствии этого наказания осужденный практически ничем не рискует, ибо добавить срок к пожизненному заключению уже нельзя. Правда, осужденный, в этом случае, теряет возможность условно-досрочного освобождения, но на него можно рассчитывать не раньше, чем через 25 лет. Перспектива весьма туманная.[108]

Альтернативой, компенсирующей отмену смертной казни во всем мире является пожизненное лишение свободы. В условиях пенитенциарной системы, которую имеет сегодня Россия, эта мера наказания в физическом и психологическом отношении является более тяжелой. Однако, в соответствии со ст.79 Уголовного кодекса РФ, лицо, отбывающее пожизненное лишение свободы может быть освобождено условно-досрочно, при наличии определенных условий. Кроме того, в нашей стране, в отличие от зарубежных стран лишение свободы не имеет радикально превентивного воздействия на значительную часть населения, «тюрьмы не боятся».[109] В настоящее время нет реальных возможностей для всех убийц обеспечить замену смертной казни на пожизненное заключение. В России существует лишь шесть мест, где исполняется данный вид наказания. И те находятся в полуразрушенном состоянии, с многочисленными материальными проблемами, недостатками самого необходимого.[110] Кроме того, заключенных, совершивших особо тяжкие преступления, за которое назначено пожизненное заключение, дешевле просто убить, нежели содержать в тюрьме, поскольку на содержание таких заключенных, которые никакой пользы обществу уже не могут принести, тратятся деньги налогоплательщиков.

В современный период в нашем обществе происходят радикальные перемены, с неизбежностью несущие дестабилизацию всего общественного уклада. Это сопровождается переоценкой ценностей, неудовлетворенностью, неустроенностью, разочарованием, агрессивностью, злобой, насилием, межнациональными конфликтами, резким ростом преступности вообще и совершением особо тяжких преступлений в частности.

В настоящее время смертная казнь остается необходимым элементом правовой политики. Никакие другие элементы социальной регуляции (культурные, нравственные, религиозные нормы) еще не доказали своей эффективности. Отмена смертной казни может способствовать увеличению правового нигилизма, росту самосуда. Родные и близкие погибших от рук преступников, очевидно, не станут сохранять спокойствие и попробуют сами покарать преступника при первой же возможности. А мягкость закона, способствующая воспитанию человеколюбия и всеобщего гуманизма в обществе, будет восприниматься преступниками как слабость государства, и вряд ли повлияет на снижение преступности.

В наше время особенно необходимо доверие граждан к закону вообще и к уголовной политике государства в частности. Такое доверие возможно только в том случае, когда наказание соответствует преступлению.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.