рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Правовой институт – Президентство на примере Республики Беларусь

В белорусском законодательстве отсутствует норма, подобная той, которая содержится в статье  16 французской Конституции - введение временной диктатуры Президента. Белорусский Президент имеет право вводить лишь чрезвычайное положение, да и то только с разрешения Совета Республики и по четко определенным основаниям. Существование нормы о введении временной диктатуры одного человека на неопределенный срок при определенных обстоятельствах может привести к непредсказуемым последствиям.

Во Франции доминирующую роль в судебной власти играет принцип несменяемости судей,  вне зависимости от того, какой государственный орган назначил того либо иного судью. В Беларуси же,

2.3  Полномочия главы государства при парламентской форме правления

В области государственного управления полномочия главы государства при парламентской форме правления невелики даже формально, а на практике выглядят еще скромней. Следует оговориться, что данное положение характерно для большинства стран с парламентской формой правления, но не для всех.

Так, согласно Конституции Японии, Император осуществляет действия, относящиеся к государственным делам, но не связанные с осуществлением государственной власти. Все его акты подлежат контрассигнации Кабинетом, и Кабинет несет за них ответственность.

Император Японии имеет следующие полномочия:

-           промульгация поправок к Конституции, законов, правовых указов и договоров

-           созыв Парламента

-           роспуск Палаты представителей

-           объявление всеобщих парламентских выборов

-           подтверждение назначений и отставок государственных министров и других должностных лиц

-           вручение верительных грамот послам и посланникам

-           подтверждение всеобщих и частных амнистий, смягчение и отсрочка наказаний и восстановление в правах

-           пожалование наград

-           подтверждение ратификационных грамот и других дипломатических документов

-           осуществление церемониала.

Все эти полномочия применяются Императором по просьбе Правительства.[14]

В Великобритании Монарх формально имеет гораздо более сильное политическое влияние, однако, большинство прерогатив в сфере политики являются «спящими», т.е. реально не используются уже долгое время. С 1707 года Монарх ни разу не воспользовался правом отклонения законопроекта, исключительно редко Глава государства распускает Палату Общин. Единственно, необходимо отметить, что за последние семьдесят лет Монарх четырежды единолично назначал Премьер-министра страны (это случается тогда, когда ни одна политическая партия в Парламенте не имеет абсолютного большинства мест и Палата Общин не может «договорится» о назначении главы правительства). Обычно же, Королева выполняет лишь церемониальные функции: открывает парламентские собрания речью, подготовленной для нее Премьер- министром, Правительство действует от имени Её Величества, от имени Монарха осуществляется амнистия и помилование, Глава государства присваивает воинские звания и знаки отличия, Елизавета II является главой англиканской церкви, Верховной главнокомандующей и т.д. Во внешнеполитических отношениях Монарх является Главой Британского Содружества, в которое входит 49 государств, 17 из которых признают Королеву главой своих стран. Среди Британских доминионов такие державы как Австралия, Канада, Новая Зеландия.

Согласно Конституции Бельгии 1831 года, Король совместно с Палатой Представителей и Сенатом осуществляет законодательную власть и ему принадлежит исполнительная власть, как это урегулировано Конституцией.

В Бельгии Король назначает и увольняет своих министров, назначает на должности в системе администрации внешних сношений, издает положения и приказы, необходимые для исполнения законов, является главнокомандующим, санкционирует и промульгирует законы, созывает и закрывает очередные и внеочередные сессии Парламента, имеет право роспуска Парламента в целом  и попалатно, а также Король Бельгии выполняет ряд церемониальных полномочий.

По сути, Король Бельгии является Главой государства и исполнительной власти. Практически все акты Монарха подлежат контрассигнации соответствующих министров, которые и несут ответственность за подписанный документ.

Бельгия, как и Великобритания, Нидерланды, Норвегия, принадлежат к числу так называемых старых монархий, где конституционный статус главы государства давно не обновлялся. Монархи этих стран традиционно следуют указаниям своих правительств, но при определенном положение дел, например, в период политического кризиса, главы государств могут осуществлять свои  полномочия единолично, т.к. в конституциях этих стран, за исключением, пожалуй, Бельгии, не содержится норм об обязательной контрассигнации актов Монарха.

В новых монархических державах (Япония, Швеция) глава государства не имеет права осуществлять свои полномочия в дискреционном порядке и выполняет в основном представительские и церемониальные функции, имея место символа преемственности власти   и стабильности общественного уклада.

Президент классической  парламентской республики имеет полномочия весьма сходные с прерогативами, которыми обладает монарх.

Так, согласно Конституции Италии, Президент имеет следующие полномочия:

-           назначение выборов палат парламента

-           санкционирование и представление палатам правительственных законопроектов

-           промульгация законов, издание декретов (совместно с Правительством)

-           назначение референдумов

-           аккредитация и прием дипломатических представителей

-           ратификация международных договоров

-           главнокомандование

-           председательство в Высшем Совете магистратуры

-           назначение Премьер- министра и по его представлению всех министров

-           назначение трети судей Конституционного суда

-           право роспуска палат Парламента

-           дарование помилования и амнистия по представлению палат

-           жалование знаков отличий и некоторых привилегий.[15]

Полномочия Президента Италии мало чем отличаются от полномочий Короля Испании, главы парламентской монархии.

Такое же положение наблюдается в большинстве парламентских республик. Однако существуют парламентские республики, где власть президента более значительна.

Рассматривая Конституцию Греции 1975 года, можно увидеть, что греческий Президент обладает  весьма значительными полномочиями, сравнимыми даже с полномочиями президентов смешанных и президентских республик.

При роспуске как Парламента, так и Правительства, при отклонении законопроекта или законодательного предложения, акты Президента не подлежат контрассигнации. Кроме того, Глава государства имеет право издавать декреты по всем вопросам, кроме реализации и защиты личных прав, деятельности политических партий, ответственности министров, официального толкования законов, о бюджете. По предложению Совета министров при чрезвычайных обстоятельствах или при срочной непредусмотренной необходимости Президент республики имеет законодательные полномочия по изданию, так называемых, «временных декретов». Эти акты посылаются на утверждение палате депутатов в сорокадневный срок. Парламент при несогласии вправе отменить эти акты.

Помимо этого, Президент Греции имеет полный перечень полномочий, присущий главе государства при  парламентской форме правления.

Как уже отмечалось выше, большинство политических прерогатив главы государства при парламентской форме правления являются таковыми чисто номинально. Однако, такие полномочия, как роспуск парламента и правительства, назначение премьер- министра, право вето на законопроекты высшего законодательного органа и на акты кабинета министров, даже в «спящем» положении имеют огромное значение, т.к. в руках главы государства они являются важнейшими сдерживающими факторами потенциальной возможности соблюдения принципа разделения властей и  нормального функционирования государственных органов страны.

Еще одним значимым полномочием является право вето, которое, в отличие от перечисленных абзацем выше полномочий, не имеет единого толкования. Право вето может быть выражено в трех видах: абсолютное или резолютивное вето (окончательный запрет, который преодолеть нельзя, имеется в арсенале полномочий монархов  Бельгии и Великобритании). Второй вид вето- это отлагательное или относительное вето ( запрет, который можно преодолеть, как правило, квалифицированным большинством парламента). И третий вид - выборочное вето, когда глава государства может опротестовать только часть какого- либо законопроекта.

В зависимости от политической системы можно выделить из парламентской формы правления собственно парламентаризм и министериализм.

Парламентаризм характеризуется широко развитой политической системой, при этой форме правления ни одна из партий не имеет абсолютного большинства мест в парламенте, вследствие чего формируется коалиционное правительство, которое часто является неустойчивым. Так, Италия ежегодно переживает конституционные кризисы. Тут очень важна роль главы государства, который во время политической нестабильности вынужден занимать активную политическую позицию.

Министериализм присущ странам, где в парламентах традиционно существует абсолютный  перевес какой- либо одной партии, которая в итоге и формирует правительство. При министериализме, характеризующимся своей стабильной политической системой, глава государства чаще играет пассивную властную роль.

Таким образом, можно сделать заключение, что реальная широта полномочий главы государства при парламентской форме правления зависит от непосредственно полномочий, прописанных в конституции, от государственных традиций государства, стабильности и устойчивости политической системы страны.

ГЛАВА III

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА. ДОСРОЧНОЕ СМЕЩЕНИЕ С ДОЛЖНОСТИ.

Вопрос об ответственности главы государства является одним из центральных вопросов института президентитуры. Случаи досрочного освобождения с должности и импичмента крайне редко встречаются в мировой истории, но в условиях демократического общества, при наличии реально действующего механизма разделения властей, тем не менее, наличие данного института неоценимо. Институт импичмента и досрочного смещения с должности является одним из наиболее влиятельных элементов  системы «сдержек и противовесов». В демократических государствах импичмент является гарантией стабильности общественного уклада и недопущения авторитарного режима правления.

Специфической чертой  ответственности главы государства является то, что она может наступать как при совершении правонарушения, так и при его отсутствии. В отношении государственно-правовой ответственности, то есть по сути, ответственности за ненадлежащее осуществление властных полномочий, требование наличия вины в конкретном правонарушении непомерно бы сузило диапазон ее применения и исказило бы социальное значение данного вида ответственности. Задержка, несвоевременное принятие решений, принятие решений неправомерных или просто ошибочных, способны принести огромный урон государственным интересам и обществу в целом.

В данном разделе разговор будет вестись преимущественно о конституционной ответственности президента, т.к. монарх не несет ответственности за действия, предпринимаемые им во время пребывания на троне и конституции монархий не предусматривают оснований для смещения монарха с престола.

3.1  Институт досрочного смещения с поста президента в зарубежных странах.

Рассматривая институт ответственности главы государства, в первую очередь стоит определить основания (условия) наступления санкций для субъекта данных правоотношений.

Согласно статье 68 Конституции Франции, «Президент не несет ответственности за действия, совершенные им при исполнении им своих функций, кроме случаев государственной измены»[16]

Президент Италии несет ответственность лишь при совершении им государственной измены либо при посягательстве на Конституцию. Законодательство США расширяет перечень оснований для импичмента главы государства - он может быть отстранен от должности в случае признания его виновным в совершении измены, взятничестве либо в ином тяжком преступлении. Кроме того, ряд конституционных актов различных государств мира предусматривают возможность отстранения (освобождения) президента от занимаемой должности по состоянию здоровья.  Хотя смещение с должности главы государства по этому основанию по своим правовым последствиям практически не  отличается от последствий процедуры импичмента, нельзя считать данный институт составной частью конституционной ответственности, так как для  начала рассмотрения дела по первому основанию фундаментом является явление не зависящее от воли главы государства, а  для возбуждения процедуры импичмента необходимо подозрения высшего должностного лица в совершении правонарушения.

Основаниями для досрочного смещения с поста главы государства может также послужить его аморальное поведение, хотя это и не закреплено в конституционных актах большинства государств, однако, является конституционным обычаем. В Конституции Словакии предусмотрена возможность отзыва Президента при ведении им деятельности направленной против суверенитета и территориальной целостности республики, ее демократического конституционного строя.

Таким образом, можно сделать вывод, что досрочное смещение с должности главы государства может иметь место при наличии следующих оснований:

1)         при совершении им тяжкого правонарушения. Практически все современные конституции предусматривают импичмент президента при совершении им государственной измены.  Под иными тяжкими преступлениями понимается весьма широкий перечень правонарушений, среди которых присутствуют такие составы преступлений как пропаганда  войны, превышение полномочий при отягчающих обстоятельствах, взяточниство, привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, хищении в особо крупных размерах и т.д.

2)         по состоянию здоровья. Как уже отмечалось выше, отстранение от должности по состоянию здоровья не является мерой конституционной ответственности, хотя, здесь, безусловно, прослеживается институт принуждения. Другое дело, когда глава государства сам подает в отставку по данному основанию - тогда это, безусловно, волеизъявление президента. Однако когда решение принимает уполномоченный на то орган (в большинстве случаев - парламент), то воля президента и его мнение не учитываются. Возникают сложности при трактовке оснований для смещения с должности по состоянию здоровья. Конституция США говорит о «неспособности осуществлять связанные с должностью права и обязанности», Основной Закон Беларуси предусматривает возможность досрочного смещения с поста при  «стойкой невозможности осуществлять обязанности Президента». Сразу возникает ряд вопросов: что следует понимать под данными формулировками? Какие органы вправе давать заключения о  состоянии здоровья президента? Также следует отметить, что данная формулировка закреплена не во всех основных законах зарубежных стран, но практически все конституции содержат положения о временном замещении должности президента при невозможности им осуществлять свои функции по состоянию здоровья. Здесь можно предположить, что в данных странах, исходя из соображений соблюдения интересов государства, при ситуации, когда явно имеющий проблемы со здоровьем глава государства не подает в отставку самостоятельно, парламенты вправе единолично решить данный вопрос и объявить о назначении выборов нового президенте. Более точная трактовка досрочного смещения с поста главы государства по состоянию здоровья находится в Конституции Венгрии, согласно которой, президент считается смещенным со своего пост, если он в течение 90 дней не мог осуществлять свои полномочия. В Венгрии не требуется специальной парламентской процедуры, и процесс смещения происходит автоматически. Но и здесь может возникнуть проблема теоретического характера: будет ли иметь место досрочное прекращение полномочий, если глава государства в течение 90- дневного срока изредка будет демонстрировать признаки былой политической активности? При буквальной трактовке - нет. Кроме того, трехмесячный срок слишком велик, основанием для такого продолжительного больничного должен служить явный недуг, который в большинстве случаев окажет значительное влияние на трудоспособность человека.

3)         при совершении аморального поступка либо действий противоречащих интересам государства. Под совершением аморальных поступков понимается совершение действий, противоречащих высокому статусу главы государства. Это могут быть как факты личной жизни, так и непристойное поведение в деловом общении. Данное обстоятельство, как отмечалось выше, практически нигде конституционно не закреплено.  Однако, на мой взгляд, вполне обоснованно будет отстранение от должности главы государства, совершившего аморальный поступок, который стал известен широкому кругу лиц, т.к. эти сведения могут причинить вред как авторитету власти внутри страны, так и сказаться на репутации государства за рубежом. К сожалению, импичмент по данному основанию в большинстве случаев будет не вполне обоснован юридически и, по моему мнению, парламент неправомочен принимать решение об отрешении главы государства от власти. Поэтому  считаю, что вопрос об импичменте высшего должностного лица по данному основанию должен приниматься путем проведения всенародного референдума, так как в юридической практике существует положение, что решения принятые на референдуме обладают высшей юридической силой. Касательно оснований для импичмента при исполнении главой государства действий, противоречащих интересам государства весьма, надо отметить, что целесообразность применения данной формулировки весьма спорна. Сложно определить, какая деятельность на самом деле является таковой, так как будущее своей страны каждое политическое движение видит по-своему. Нетрудно вспомнить события начала 90-х годов на просторах постсоветского пространства. Кроме того, ведение антигосударственной деятельности уголовно наказуемо и относится к разряду тяжких преступлений.

Таким образом, можно сделать вывод, что основанием для досрочного смещения с поста главы государства может являться действие либо бездействие, которое причинило либо могло причинить существенный ущерб народу, государству, в независимости от того, была нарушена конституционная, иная правовая, либо моральная  норма.

Рассмотрим особенности проведения процедуры импичмента в различных странах.

Процедура импичмента (парламентского преследования)- это процедура отрешения от должности высших должностных лиц (в том числе и президента) за совершенные во время нахождения на государственной  службе правонарушения. Импичмент предусматривает лишь одну санкцию—смещение с занимаемого поста, после чего снимается иммунитет против судебного преследования, которым обладает президент.

Существуют три основных модели проведения импичмента главы государства:

Согласно первой модели, весь процесс реализации конституционной ответственности проистекает в парламенте как таковом; по его завершении могут последовать  судебные процессы, которые могут рассматривать суды общей юрисдикции.

Вторая модель заключается в том, что парламент (либо одна из палат парламента) выступает как обвинение в процессе, а дело о конституционной ответственности решается в судебном органе, специально образуемом парламентом из своей среды, причем этот орган разрешает вопрос не только о конституционной ответственности, но и, при необходимости, вопросы уголовной ответственности, действую как обычный суд.

Третья модель схожа как с первой, так и со  второй, здесь парламент также выступает как обвинительная сторона, однако далее дело по существу рассматривается органом конституционной юстиции, который выносит решение об импичменте, после чего дело может быть передано в суд общей компетенции.

 

Примером первой модели может послужить процедура импичмента в США. Возбуждает дело об импичменте Палата представителей (часть 5 раздела 2 статьи 1 Конституции). Сначала заявленная инициатива рассматривается в юридическом комитете Палаты, который вырабатывает формулу обвинения в виде статей импичмента. Затем Палата представителей обсуждает его, и если утверждает простым большинством голосов, то передает в Сенат, который правомочен разрешить дело (часть 6 раздела 3 статьи 1). Приступая к процедуре, сенаторы должны принести присягу или сделать торжественное заявление. При процедуре импичмента председательствует в Сенате главный судья Верховного Суда. Заслушав мнения сторон, Сенат тайным голосованием принимает решение по каждой статье импичмента, причем для обвинительного решения требуется большинство не менее двух третей присутствующих сенаторов. Только если по всем статьям импичмента такое большинство имеется, обвиняемое лицо смещается с должности президента. Во время рассмотрения дела Сенат имеет право вызывать и заслушивать свидетелей и совершать другие процессуальные действия по исследованию доказательств. Таким образом, вся процедура досрочного смещения с должности главы государства осуществляется в рамках Конгресса.[17]

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.