рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Правовой институт – Президентство на примере Республики Беларусь

Выдвижение кандидатов в Президенты Республики Беларусь начинается за 80 дней и заканчивается за 50 дней до выборов.

Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит политическим партиям, зарегистрированным Министерством юстиции Республики Беларусь не позднее чем за шесть месяцев до назначения выборов, трудовым коллективам, а также гражданам путем сбора подписей.”

После процедуры выдвижения кандидат на пост президента должен пройти процедуру регистрации: «Решение о регистрации кандидата в Президенты Республики Беларусь принимается при наличии следующих документов, поступивших в Центральную комиссию до начала регистрации: протоколов областных, Минской городской комиссий по выборам Президента Республики Беларусь, подтверждающих наличие не менее 100 тысяч подписей граждан Республики Беларусь по выдвижению кандидата в Президенты, заявления кандидата о согласии баллотироваться, а также биографических данных лица, выдвинутого кандидатом в Президенты Республики Беларусь, с указанием сведений, предусмотренных Центральной комиссией, и декларации о доходах и имуществе по форме, утвержденной Советом Министров Республики Беларусь.”[7]

Если ни один из кандидатов в Президенты Республики Беларусь не набрал необходимого количества голосов, то не позднее чем в двухнедельный срок по решению Центральной комиссии проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов избирателей. Сообщение о проведении второго тура голосования публикуется в печати и обнародуется в других средствах массовой информации на следующий день после назначения второго тура голосования. Второй тур голосования проводится с соблюдением требований настоящего Кодекса.

Выборы во втором туре голосования считаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более половины избирателей, включенных в список граждан, имеющих право участвовать в выборах. Избранным считается кандидат в Президенты Республики Беларусь, получивший во втором туре голосования более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

В случае, если один из кандидатов в Президенты Республики Беларусь, включенный в бюллетень для баллотирования во втором туре голосования, снял свою кандидатуру, второй тур голосования проводится по одной кандидатуре. При этом кандидат в Президенты Республики Беларусь также считается избранным, если он получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Если на выборах Президента Республики Беларусь баллотировалось не более двух кандидатов и ни один из них не был избран, а также в случае выбытия всех кандидатов в Президенты Республики Беларусь или признания выборов Президента Республики Беларусь несостоявшимися или недействительными либо второй тур голосования не позволил определить избранного Президента Республики Беларусь, Центральная комиссия решает вопрос о назначении повторных выборов с повторным выдвижением кандидатов в Президенты Республики Беларусь. При этом она может принять решение о проведении выборов территориальными и участковыми комиссиями в новом составе.

Повторные выборы проводятся в течение трех месяцев после основных выборов. Голосование проводится на тех же участках для голосования по спискам, составленным для проведения основных выборов и уточненным накануне повторных выборов.

Считается, что выборы Президента Республики Беларусь состоялись, если в голосовании приняло участие более половины граждан Республики Беларусь, включенных в список избирателей.

Президент Республики Беларусь считается избранным, если за него проголосовало более половины граждан Республики Беларусь, принявших участие в голосовании. [8]

Что касается статуса главы государства при президентской и смешанной форме правления, то следует отметить, что президент в большинстве случаев является главой исполнительной власти, гарантом стабильности власти.

Так, Конституция Беларуси определяет статус Президента следующим образом:  “Президент  Республики  Беларусь   является   Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.

     Президент олицетворяет единство  народа, гарантирует реализацию основных  направлений  внутренней  и  внешней политики, представляет Республику   Беларусь  в   отношениях  с   другими  государствами  и международными  организациями.  Президент  принимает  меры по охране суверенитета  Республики  Беларусь,  ее  национальной безопасности и территориальной    целостности,    обеспечивает    политическую    и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной  власти, осуществляет  посредничество между органами государственной власти.

     Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом.» [9]

Схожие толкование можно встретить и в других конституциях президентских и смешанных республик.

1.4  Парламентская республика.

В парламентских республиках в абсолютном большинстве случаев президент избирается путем двухстепенных выборов. Воля избирателей опосредуется  общенациональным представительным органом- парламентом, реже правительством.

В этой системе избрания президента можно выделить три разновидности:

-           Президент избирается парламентом, в голосовании принимают участие только депутаты. Такой порядок избрания существует в Израиле, Турции, Греции. (2)

Согласно конституции Греции, президента республики выбирает Палата депутатов поименным голосованием во время специального заседания двумя третями голосов от полного состава. Если на первом заседании требуемого количества голосов не собирает ни один из кандидатов, то проводится второй, а при необходимости и третий тур выборов, где претендент на пост главы государства должен набрать не менее шестидесяти процентов голосов. В случае, когда никто из кандидатов не получает и шестидесяти процентов голосов, палата представителей подлежит роспуску, а вновь избранный парламент сначала тремя пятыми, а при необходимости  пятидесятью процентами голосов плюс один выбирают главу государства. Если все эти меры не принесли желаемого результата, тогда назначается третий тур, где соперничают два кандидата, набравшие в прошлом туре наибольшее количество голосов.

-           Для избрания президента создается избирательная коллегия, состоящая из депутатов парламента и представителей органов местного самоуправления административно- территориальных единиц

В частности, в Италии президент избирается собранием, состоящим из депутатов обеих палат парламента и трех членов делегаций от каждой области, а также одного представителя области Валле-д’Аоста. Делегаты областей избираются областными советами. Голосование проводится тайно. Для победы кандидат в президенты должен собрать две трети голосов выборщиков в первом туре, а в случае необходимости, и во втором туре голосования. После двух туров голосования достаточно абсолютного большинства голосов собрания.

Этот вид избрания главы государства по сути мало чем отличается от первого вида, т.к. представительство делегатов от областей носит чисто символических характер: на долю избирателей от областей приходится лишь 58  голосов из общей 1008 голосов делегатов собрания.[10]

-           Третий вид избрания: в федеративных государствах, например, в Индии и ФРГ, для избрания президента формируется особая коллегия, состоящая из депутатов союзного парламента и представителей субъектов федерации.

Так, в Германии президент избирается федеральным собранием, формируемым на смешанной основе: пятьдесят процентов составляет полный состав нижней палаты парламента- Бундестага и такое же количество пропорционально представляемому населению делегатов от земель. Глава государства избирается абсолютным большинством голосов в первом туре и относительным большинством, в случае необходимости, во втором.

Весьма редким и нехарактерным для парламентских республик являются выборы главы государства непосредственно народом на прямых выборах. Таким образом, президент избирается в Австрии, Ирландии и Исландии.

В республиках с парламентской формой правления глава государства рассматривается как носитель исполнительной власти в стране, как высший представитель власти в сфере международных отношений. Так Конституция Греции определяет президента республики как арбитра всех государственных институтов государства. Кроме того, исходя из положений основного закона страны, он наделен рядом полномочий в сфере исполнительной и законодательной власти.

ГЛАВА II

Сравнительный анализ полномочий главы государства при различных формах правления.

Как высший представитель государства внутри страны глава государства, помимо личного статуса, имеет определенные полномочия, которые, на мой взгляд,  условно  можно разделить на следующие группы:

-           представительские полномочия

-           полномочия в сфере исполнительной власти

-           полномочия в сфере законодательной власти

-           полномочия в сфере судебной власти

-           полномочия в сфере избирательных правоотношений и референдума

-           полномочия в сфере обороны и безопасности.

Рассмотрим вышеприведенные группы полномочий на конкретных примерах.

2.1  Полномочия главы государства при президентской форме правления.

Что касается полномочий главы государства при президентской форме правления, то для них характерно, что глава государства помимо осуществления своих непосредственных функций также возглавляет и исполнительную власть. Так, согласно Конституции Республики Филиппины, Президенту Филиппин вверена исполнительная власть.

Президент назначает глав исполнительных департаментов, послов, других публичных министров и консулов, военных чинов, иных должностных лиц, в том числе и всех других должностных лиц Правительства.

Кроме того, Президент Филиппин осуществляет контроль в отношении всех исполнительных департаментов, бюро и учреждений, является верховным главнокомандующим. В случае вторжения либо мятеже он вправе ввести военное положение, но не более чем на 60 дней. К иным полномочиям Главы государства можно отнести право гарантировать и получать иностранные займы, заключать международные договоры (согласия не менее 70% членов Сената), открывать сессии Парламента, право обращение к Парламенту в любое время.[11]

В Бразилии Президент - центральная фигура исполнительной власти и государственного механизма в целом.

В соответствии с латиноамериканской концепцией права Президент Бразилии наделен огромными полномочиями. В его собственные полномочия входит назначение и увольнение всех федеральных министров, осуществление руководства государственной администрацией, санкционирование и промульгация законов, право вето на законопроекты Конгресса, Президент руководит внешними сношениями государства, аккредитует международных послов и т.д.

Кроме того, весьма важным правом в условиях латиноамериканской  действительности является возможность ввода осадного положения и состояния федерального вмешательства, при введении которых могут быть некоторые существенные демократические права личности. Президент также является Верховным Главнокомандующим. (15)

2.2  Полномочия главы государства при смешанной форме правления.

Президент Франции, как глава смешанной республики наделен весьма обширными полномочиями.

Согласно статье 18 конституции Франции «Президент сносится с обеими палатами парламента посредством посланий, которые зачитываются в палатах, и которые не дают повода для каких- либо дебатов».(13) По моемому мнению, послание президента обязательно должно обсуждаться в парламенте, причем в присутствии самого главы государства, т.к. это бы способствовало более достоверному выяснению отношений между законодателями и главой государства.

Согласно статье 12 Конституции «Президент Республики может после консультаций с Премьер-министром и председателями палат объявить о роспуске Национального  собрания» (12) , т.е. можно сказать, что Президент имеет право роспуска Парламента единолично, без указания причин, т.к. консультации с высшими должностными лицами страны не к чему юридически не обязывают.

В целом, отношения главы государства Пятой республики и главного законодательного органа страны носят односторонний  характер, где глава государства практически независим от воли законодателей.

 Президент назначает трех членов Конституционного совета, в том числе и его Председателя. Наряду с Премьер - Министром, председателями обеих палат, не менее чем 60 депутатами или сенаторами по поводу допустимости закона, принятого Парламентом, либо международного договора ратифицированного государством, которые вызывают сомнения по поводу соответствия их норм Конституции. Согласно статье 56 Конституции, все бывшие президенты страны получают пожизненное членство в Конституционном совете.

Согласно статье 64 Основного закона V Республики, «Президент Республики является гарантом независимости судебной власти»[12]. Он назначает некоторых членов Высшего совета магистратуры, а также сам возглавляет данный орган.

Также Президенту вверено право помилование, которое он осуществляет после консультаций  с Высшим советом магистратуры.

Согласно статье 8 Конституции «Президент Республики назначает Премьер-министра». (13)  Также Глава государства прекращает исполнение функций Премьер-министра по предъявлении им заявления об отставке Правительства. Кроме того, Президент назначает членов Правительства, государственных советников, старших советников счетной палаты, префектов Правительства в заморских территориях, других высших государственных чинов.

Президент промульгирует все парламентские законы и имеет право отлагательного вето.

Президент по требованию Премьер-министра или большинства членов Национального собрания созывает очередные сессии Парламента.

В Совете министров принимаются декреты - совместные акты Президента и Премьер - Министра. Президент вправе заблокировать любое решение, принимаемое органом исполнительной власти. По просьбе Правительства  и разрешению Парламента Совет министров может издавать ордонансы – «декреты- законы». Право подписания ордонансов имеет только Президент.

«Когда институты Республики, независимость нации, целостность ее территории или выполнение ее международных обязательств оказываются под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование конституционных государственных властей прекращено, Президент Республики принимает меры, которые диктуются этими обстоятельствами, после официальной консультации с Премьер-министром, председателями палат, а также Конституционным Советом. Он информирует об этом нацию посланием. Эти меры должны быть продиктованы стремлением обеспечить в кратчайшие сроки конституционным государственным властям средства для выполнения их задач. Конституционный совет консультируется по поводу этих средств…»[13]

Реализация этих полномочий влечет за собой установление временной диктатуры Президента, который в этот период времени обладает большими полномочиями, чем абсолютный монарх. Французские юристы считают, что под компетенцию данной статьи подпадает лишь конституционный кризис, однако отмечают крайнюю неопределенность формулировки данной статьи, в частности, понятия исключительных обстоятельств.

Президент Республики Беларусь,  смешанной по определению республики, также обладает весьма широкими полномочиями, схожими внешне с полномочиями Президента Франции. Имеет смысл повести сравнительный анализ этих полномочий.

Вид полномочий Президент Франции Президент Беларуси
Назначение Премьер-Министра Статья 8, назначает единолично Статья 84-6, с согласия Палаты Представителей
Право отлагательного вето Статья 10, условное вето Статья 100, условное вето
Инициатива референдума Статья 11 Статья 74
Роспуск Парламента Статья 12 Статьи 84-3, 94
Законодательные права Статья 13- декреты (указы), орданансы (декреты- законы, принимаются Советом Министров, подписывает Президент, могут быть отменены Парламентом) Статья 85, 101, декреты имеют силу законов, принимаются Президентом единолично; указы издаются в рамках законов.
Аккредитация послов Статья 14 Статья 84-20
Руководство Вооружеными Силами Статья 15 Статья 84-27
Установление временной диктатуры Статья 16 Отсутствует
Право послания Парламенту Статья 18 Статья 84-14
Ратификация международных договоров Статья 52 Отсутствует
Право помилования Статья 17 Статья 84-19
В сфере судебной власти Статья 56 назначение 1/3 судей Конституционного суда. Статья 64, 65 Возглавляет Высший Совет Магистратуры, назначат судей, судьи несменяемы. Статья 84-10, назначает ½ судей Конституционного суда, остальных назначает Совет Республики.                          Статья 84-8, 84-9 с согласия Совета Республики назначает председателей и судей верховного, Высшего Хозяйственного судов, назначает Генерального прокурора.
Инициативы по пересмотру Конституции Статья 89 Статья 138. Право принадлежит Президенту и 150 тысячам избирателей.
Назначение членов национального банка, национальной избирательной комиссии. отсутствует Статья 84-9                          Статья 84-4 назначает шесть членов и Председателя.
Назначение представителей Президента в Парламенте отсутствует Статья 84-16, 91 назначает 8 членов (1/8) Совета Республики.
Право на отложение забостовки отсутствует Статья 84-23
Влияние на органы местного самоуправления отсутствует Статья 84-26, 119 Назначает руководителей местной исполнительной власти
Законодательная инициатива отстутствует Статья 99
Право на учереждение подотчетных органов отсутствует Статья 84-26

Как видно из данной таблицы, многие нормы, касающиеся полномочий французского и белорусского президентов схожи и не имеют видимых расхождений, однако тут  имеются весьма существенные различия.

Например, что касается законотворческих возможностей президентов: несмотря на внешнее сходство, можно сказать, что речь идет о разных, по сути, полномочиях. Если французские декреты и ордонансы принимаются в Совете Министров и  ордонансы могут быть отменены Парламентом, то белорусские указы и декреты принимаются Главой государства единолично, декрет может быть издан по любому неурегулированному законом вопросу непротиворечащему Конституции, и может быть отменен только Конституционным судом либо принятием закона по соответствующей теме.  Роли французских ордонансов в большей степени соответствуют временные декреты белорусского Президента, которые могут быть отменены 2/3 от полного состава Парламента Беларуси. Если французские ордонансы лишь попытка усовершенствовать пробелы в законодательстве, то белорусские декреты создают опасность нарушения принципа разделения властей, т.к. декрет, акт исполнительной власти, имеет равное с законом значение (что закреплено конституционно, хотя на практике декреты имеют даже большую силу, чем законы Парламента)- т.е. исполнительная власть вправе заниматься законотворчеством!!!

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.