рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Перспективы сотрудничества в рамках БРИК (Бразилии, России, Индии и Китая)

В отличие от предыдущих лет характерной особенностью нового этапа военного сотрудничества стали не только прямые поставки отечественного вооружения и военной техники или продажа лицензий, но и взаимодействие в области оборонных прикладных исследований, а также совместного производства вооружения и техники для продажи в третьи страны. Последнее крайне важно для Индии, ибо, несмотря на быстрый рост экспорта национальной оборонной продукции (только с 1992 по 1994 гг. он увеличился вдвое) в стоимостном выражении он к середине 90-х годов составлял всего около 50 млн. долл.

Для России и ее ВПК немаловажно, что в отличие от ряда других рынок оружия Индии расширяется. Так, бюджет индийского министерства обороны на 1996-1997 фин. г. превысил S млрд. долл., что на 10% больше предыдущего. На 1997-1998 гг. запланирован рост оборонных расходов уже на 20%, на сумму свыше 10 млрд. долл. Значительная часть этих средств предназначена для закупок новых систем оружия, в том числе и иностранного производства, а также для проведения НИОКР с использованием зарубежных высоких технологий.

Как неоднократно заявляла российская сторона, Россия и Индия являются стратегическими партнерами. С экономической точки зрения военные поставки в Индию означают сохранение нескольких тысяч рабочих мест и поддержание в рабочем состоянии оборудования ряда российских оборонных предприятий. Существенно и то, что во внешней политике Россия и Индия традиционно придерживаются совпадающих или сходных позиций.

Сегмент истребительной авиации на мировом рынке оружия является, пожалуй, наиболее дорогостоящим. Так, по оценкам зарубежных специалистов, до 2005 г. его объем составит не менее 88 млрд. долл., причем на долю семейства российских Су-27 придется до 16% продаж. Не менее выигрышными выглядят и шансы МиГ-29. Очевидно, что при этом значительная часть экспортных поставок российских истребителей пойдет в Индию.

Одним из наиболее значительных контрактов между Россией и Индией стал заключенный в 1995 г. договор с фирмой МИГ-МАПО о поставках 10 модернизированных истребителей МиГ-29М, составляющих основу индийской ПВО. Оплата будет осуществляться в счет части государственного кредита России Индии на общую сумму 890 млн. долл. Соглашение предусматривает дополнительную продажу еще 20 самолетов, однако расчет за них предусматривается в СКВ, а также бартерными поставками товаров производственного и потребительского назначения. Кстати, в ходе проведенных в 1995 г. на полигоне в г. Покхаран показательных учениях ранее поставленные МиГ-29 были наиболее эффективны в боевых стрельбах по сравнению с другими состоящими на вооружении индийских ВВС самолетами, включая новейшие "Мираж-2000".

Крупнейшим контрактом за последнее время стала договоренность 1996 г. о поставках в Индию 40 многоцелевых тактических истребителей Су-ЗОМКИ (АО "ОКБ Сухого", Иркутское авиационное производственное объединение) на сумму 1,8 млрд. долл. Предполагается, что самолеты будут поставлены до 2003 г., после чего ожидается начало их лицензионного производства на предприятиях "ХАЛ".

Принятию данного решения способствовал ряд факторов. Прежде всего, это естественное желание командования ВВС Индии не отстать от своих потенциальных противников - Китая и Пакистана. Как известно, обе страны активно модернизируют свой парк авиационной техники. В частности, КНР закупила в России и налаживает дополнительное лицензионное производство истребителей Су-27, а Пакистан получает из Франции новейшие самолеты "Мираж-2000-5". Су-ЗОМКИ по всем параметрам превосходят французские истребители и не уступают модели Су-27. Более того, по мнению летчика-испытателя ИАПО В. Подгорного, они даже превосходят последние, поскольку экипаж Су-30 из двух человек способен эффективнее реализовать потенциальные возможности этой модели. В целом же предполагается, что до 2015-2020 гг. истребители семейства Су останутся лучшими в мире.

Выбор Су-ЗОМКИ связан и с хорошо отлаженным сервисным обслуживанием самолетов "ОКБ Сухого" и головного производственного объединения - КНААПО.В частности, лишь эта корпорация предоставляет гарантийное обслуживание на срок до 36 месяцев. Кроме того, на предприятии большое внимание уделяется обучению иностранного инженерно-технического персонала, комплексным поставкам запасных частей и инструментов. Для сборки, облета и гарантийного обслуживания объединение направляет к заказчику бригаду высококвалифицированных специалистов, включая представителей предприятий-смежников. По желанию заказчика на его территории можно создать постоянно действующие гехцентры по обслуживанию и модернизации самолетов. Нельзя не отметить и то, что, используя одну базовую модель (Су-27), "ОКБ Сухого" создало на его основе большое число его различных модификаций.

Таким образом, российские истребители МиГ-29М (в качестве перехватчиков ПВО) и Су-ЗОМКИ (как истребители завоевания превосходства в воздухе и ударные самолеты) на ближайшие 20-25 лет станут ядром ВВС Индии. Собственно индийские истребители LCA, которые начнут поступать на вооружение с 2003 г., предназначены лишь для замены части истребителей МиГ-21 и "Ягуар". Вместе с тем очевидно, что практически при той же цене, что и новейший МиГ-29М (стоимость индийского самолета на данный момент -22 млн. долл., российского - около 25 млн.), LCA будет существенно уступать отечественным истребителям по ряду параметров.

Еще одним крупным контрактом, подписанным между Индией и российскими авиастроителями является соглашение о модернизации 125 самолетов МиГ-21 бис, ранее поступивших на вооружение индийских ВВС, что позволит продлить срок их службы минимум на 15 лет. Нижегородское объединение "Сокол", вступив в острейшую конкуренцию с израильской корпорацией "ИАИ", выиграло конкурс на проведение этих работ. В их ходе предусматривается доведение ранее произведенных в Индии истребителей до уровня МиГ-21-93 "Копье", впервые представленного на первом индийском авиасалоне в декабре 1993 г. На самолеты будет поставлен новый многоцелевой радиолокационный комплекс, аналог используемого на МиГ-29, новые системы оружия, включая управляемые ракеты (УР) класса "воздух - воздух", противокорабельные УР Х-31А и противорадиолокационные X-25МР, а также более совершенная авионика. В качестве субподрядчиков выступают некоторые индийские компании, в частности, "Бхарат электронике" отвечает за поставки систем радиоэлектронной борьбы и связи.

Важной составляющей российско-индийского сотрудничества стало созданное усилиями индийской "ХАЛ" и российским МАПО-МИГ совместное предприятие "ХАЛ-МИГ-МАПО". Предполагается, что накопленный за долгие годы опыт взаимодействия "ХАЛ" с российскими авиастроителями по сборке, лицензионному производству и обслуживанию истребителей МиГ-21/27 будет реализован в масштабах всего региона, например, при сервисном обслуживании малазийских МиГ-29. Кроме того, на предприятии "ХАЛ" в г. Карапут продолжается лицензионный выпуск российских авиадвигателей Р-29Б для истребителей-бомбардировщиков МиГ-27м.

Предполагается, что в ближайшее время будет подписано соглашение и о поставках в Индию 66 учебно-тренировочных самолетов МИГ-АТ, что явится логическим продолжением контракта на поставки истребителей МИГ-29 и Су-ЗОМКИ. В печати подчеркивалось, что российский самолет (как ожидается, его экспортный вариант будет оснащен высокоэкономичными французскими двигателями фирмы "СНЕКМА") по своим параметрам не уступает английскому учебно-боевому самолету "Хок" и французскому "Альфа Джет", однако существенно дешевле благодаря применению новейших технологий. Притягательным для индийской стороны является и возможность совместного производства МИГ-АТ, что позволит экспортировать их в третьи страны.

При участии России разрабатывается и легкий 14-местный военно-транспортный самолет LTA (для замены давно устаревших АН-2), который будет использоваться и в гражданской авиации. Головными организациями при его создании выступают индийская Национальная аэрокосмическая лаборатория и КБ им. Мясищева, при этом стоимость разработки, по оценке, не превысит 33 млн. долл. Самолет будет оснащен двумя российскими турбовинтовыми двигателями ТВД-20М, производимыми в Индии по лицензии. Это решение принято после проведения конкурса с участием американской "Пратт энд Уитни", представившей собственную силовую установку РТ-6А-66. Первые два опытных самолёта будут изготовлены в России с последующим серийным производством на индийских предприятиях, объем заказов на ближайшие пять лет оценивается в 120 единиц.

Основой индийской транспортной авиации и авиационной техники двойного назначения по-прежнему остаются машины российского (советского) производства. Это состоящие на сооружении 120 легких военно-транспортных самолетов Ан-32 и 24, Ил-76, а также планируемые к замене ан-12 и Ан-2. Не менее внушителен и парк транспортно-десантных вертолетов - 80 отечественных Ми-17, 50 Ми-8, 10 Ми-26. Вместе с тем ожидаемое развитие транспортной, специальной и вспомогательной авиации открывает российским авиастроителям хорошие перспективы, разумеется, если они окажутся готовыми к борьбе со своими потенциальными конкурентами.

Несмотря на уже поставленные в ВВС Индии 4 английских самолета ВАе-748, оснащенных аппаратурой дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) немецкой фирмы "Дойче аэроспейс", проблема поставок более мощных систем данного класса остается для страны с ее протяженными воздушными и морскими границами крайне актуальной. Национальные разработки по этой тематике (соответствующие образцы предполагалось создать к 1993 г.) оказались сорванными. Это оставляет большой простор для маневра российским производителям самолетов ДРЛО на базе Ил-76. Также несмотря на соглашение с США о замене военно-транспортных самолетов Ан-12 на С-130 ("Локхид", 24 ед.) в связи с созданием национальных "сил быстрого развертывания" может встать вопрос о закупках машин с большей грузоподъемностью.

Однако российским авиастроителям следует заранее готовиться к острой конкурентной борьбе. Не меньшей остроты можно ожидать и при разрешении давно наболевшей проблемы оснащения индийских ВВС самолетами-заправщиками. Здесь опять-таки определенное преимущество имеют танкеры на базе Ил-76, особенно если отечественные производители предложат комплексное решение всех трех вопросов (ДРЛО, транспортные самолеты, заправщики) на основе одной базовой модели, что позволило бы существенно упростить и удешевить обслуживание парка этих машин.

Сотрудничество России и Индии в области военно-морских вооружений имеет давние традиции. В 60-80-е годы индийской стороне было поставлено значительное количество современных по тем временам кораблей и катеров, в том числе 5 больших противолодочных кораблей проекта 61МЭ (водоизмещение - 5 тыс. т, оснащены противокорабельными П-20 и ЗРК "Волна"; были переданы Индии в 1980-1988 гг.). В Индию также были проданы и построены по лицензии 3 малых ракетных корабля (корвета) типа "Нанучка" (по терминологии НАТО; водоизмещение - 660 т, вооружение - противокорабельные и зенитные ракетные комплексы, поставки начались с 1980 г.), 10 - типа "Петя II" (разработки начала 60-х годов, водоизмещение - свыше 1 тыс. т, артиллерийско-торпедное вооружение), 8 - типа "Тарантул 1" (580 т, 4 ПКР, ЗРК и артиллерийское вооружение, с 1987 г.). Строительство корветов последнего типа на национальных верфях продолжается и их общее число предполагается довести до 35. На вооружении индийских ВМС состоят также российские ракетные катера "Оса 1/11" (10 ед.).

Минно-тральные силы также в основном представлены кораблями советских проектов. Уже во времена перестройки в 1988 г. Индии была сдана в аренду ракетная подводная лодка (пр. 670 "Скат" или "Чарли 1" по терминологии НАТО, оснащена ПКР "Аметист") с ядерной силовой установкой, которая, как предполагалось, должна была стать прежде всего учебной базой в преддверии оснащения индийских ВМС собственными атомными субмаринами. Впрочем, и дизель-электрические подводные лодки далеки не утратили своего значения.

Из 15 находящихся в строю субмарин II построены по советским проектам. Из них 3 типа "Фокстрот" (разработки 50-х годов, всего было поставлено 8 ед.), 8 - пр. 877 "Варшавянка" (производство началось в 1977 г.)-

Российские специалисты участвуют в проектировании и строительстве кораблей и судов нового поколения для индийского флота. Большое значение при этом придается их оснащению не имеющими аналогов в мире отечественными системами оружия, такими как ПКР "Москит", зенитными комплексами и т.д. Российские ноу хау применяются при создании эскадренных миноносцев УРО "Дели" (3 строятся на верфях "Мэзэгаон док", г. Бомбей, еще три предполагается построить), фрегатов УРО "Годавари" (разработаны на основе английских кораблей "Линдер", но оснащены российским вооружением, включая ПКРК и ЗРК "Оса"; строятся на предприятиях "Гарден рич шипбилдинг энд энджиниринг", Калькутта; общий заказ - 7 кораблей) и более мелких кораблей и катеров (верфи Гоа и Вишакапатнам). Общая стоимость поставленного при этом из РФ в Индию пакета высоких технологий оценивается более чем в 100 млн. долл.

Особого внимания заслуживает история с российским авианесущим крейсером "Адмирал Горшков" (проект 1143,4, водоизмещение - 44,5 тыс. т., срок службы - 10 лет). Он - последний и наиболее совершенный корабль данной серии, однако после разрушительного пожара крейсер стал небоеспособен, а денег на его ремонт, естественно, у российских моряков нет. Индия неоднократно поднимала вопрос о его продаже с целью замены одного из собственных давным-давно устаревших и изношенных (срок службы - около 50 лет) легких авианосцев, один из которых уже списан и планируется к использованию в качестве музея. Наши специалисты, однако, сочли предложенную за авианесущий крейсер цену слишком низкой. Российские же адмиралы вообще против продажи, считая, что данный корабль необходим для отечественного флота. Однако их позиция не подкреплена реальными денежными средствами, а потому, похоже, крейсер ждет участь его собратьев, проданных за рубеж по цене металлолома.

Закупка Пакистаном французских субмарин класса "Агоста" вызвала естественную реакцию со стороны Индии. Сейчас обсуждается вопрос о закупке или аренде самых современных российских дизель-электрических подводных лодок. Видимо, речь идет о подводных лодках проекта 677 (улучшенная по уровню шума версия пр. 877 "Варшавянка" или "Кило", по натовской терминологии), пока они состоят только на вооружении рос­сийского ВМФ. Сумма контракта может превысить 1,7 млрд. долл.

В перспективе возможна поставка в Индию подводных лодок семейства "Амур" со смешанными энергетическими установками. Использование в них анаэробных (водород-кислородных) силовых двигателей позволяет резко увеличить дальность и скрытность подводного плавания, что приближает возможности этих субмарин к атомным подводным лодкам. Единственным конкурентом российским судостроителям может выступить немецкая компания "Ховальдсверке дойче верфт" с ее ПЛ проекта 212, но ее субмарина существенно уступает российским по автономности подводного хода. Вместе с тем Индия уже закупила две новые подводные лодки проекта 1500 ("Тиссен верфт", Германия), еще две были построены на индийских верфях "Мэзэгаон".

При рассмотрении перспектив экспорта российских кораблей и военно-морских технологий нельзя не учитывать и то, что оборонительная доктрина Индии предусматривает существенное увеличение ее военного присутствия в Аравийском море. Освоение нового морского театра военных действий потребует третьего авианесущего корабля (индийские же судоверфи на строительство столь крупных судов не рассчитаны), а также как минимум одной атомной подводной лодки. Своевременное предложение соответствующих услуг российской стороной способно принести ей нс менее 1,5-2 млрд. долл.

Индия осуществляет широкую программу переоснащения сухопутных войск ракетным оружием национального производства. К ним прежде всего относятся ПТУР третьего поколения "Наг" (при использовании инфракрасной головки самонаведения и современной процессорной техники он станет одним из первых в мире серийных комплексов, в котором реализован принцип "выстрелил - забыл") и зенитные ракеты "Тришул" ближнего и "Акаш" среднего радиуса действия (последние начали поступать в армию с середины 90-х годов). На вооружении армейской ПВО и ПВО страны остаются российские ЗРК "Оса-АКМ", 'Печора" и "Квадрат" (всего было поставлено или произведено по лицензии около 370 комплексов этих типов).

Вместе с тем индийская сторона проявила большой интерес к российским мобильным зенитным ракетно-артиллерийским комплексам "Тунгуска", предназначенным для ПВО передовых соединений. Предполагается, что ими будут, прежде всего, перевооружены бронетанковые соединения, имевшие ранее на вооружении советские 23-мм ЗСУ "Шилка", причем объем контракта оценивается в 100 млн. долл. (до последнего времени данные комплексы на вооружение иностранных армий не поставлялись). В дальнейшем возможно и перевооружение этими системами подразделений корпусного звена, оснащенных российскими комплексами "Квадрат" (SA-6). Еще одним претендентом на замену SA-6 выступает новейший российский зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) "SA-X-17" ("Панцирь"), недавно принятый (но реально не поступивший) на вооружение армии РФ.

На основе последних российских разработок планируются к изготовлению и переносные зенитно-ракетные комплексы, предназначенные для замены ПЗРК "Стрела-2" и "Стрела-10". С использованием отечественных технологий разрабатывается также индийский ЗРК "Акаш". Предполагается, что после их принятия на вооружение в сочетании с новыми радарами система ПВО Индия выйдет на мировой уровень. Но и после этого не будет окончательно решена проблема разработки зенитных ракет большого радиуса действия, обладающих противоракетными возможностями. В этом отношении наиболее предпочтительно выглядят российские комплексы семейства С-ЗОО, вероятность поражения которыми баллистических ракет составляет 98% вместо 36% у американских "Пэтриот" (по опыту войны в Персидском заливе).

На оснащении армии продолжает состоять большое количество советских (российских) противотанковых ракетных комплексов "Малютка" и "Фагот". В настоящее время проводится их модернизация для продления срока службы и сопряжения с западными образцами (в частности, проводились эксперименты по определению возможности пуска российских ПТУР "Фагот" из установок французского комплекса "Милан"). На заводах "Бхарат дайнэмикс" с 1989 г. производятся по лицензии современные российские ПТРК "Конкурс".

По российским лицензиям в Индии было налажено и производство артиллерийских орудий, в частности 125-мм танковых и 130-мм самоходных пушек с увеличенной дальностью стрельбы. Большой интерес у индийских специалистов вызвали и самоходные гаубицы "Мста-С" на базе российских танков Т-72, лицензионное производство которых давно налажено в стране. Потребность армии исчисляется примерно в 600 машин данного класса, однако при этом, видимо, потребуется перейти с российского стандартного калибра 152 мм на западный 155 мм. В качестве вероятных конкурентов отечественной технике выступают прежде всего подлежащие сокращению в Европе американские гаубицы М109А5 (всего до 450 ед.).

На вооружении сухопутных войск к настоящему времени состоят 80 российских реактивных систем залпового огня БМ-21 "Град" и 240-мм БМ-24 "Ураган". В 1995 г. индийские специалисты провели серию огневых испытаний национальной РСЗО "Пинака" с дальностью действия 40 км, что, однако, не снимает интереса Индии к более мощным отечественным системам "Смерч" (70-80 км) производства Мотовилихинского ПО (Пермь), входящего в группу "Сплав". Эти системы прочно удерживают мировое первенство в своем классе и в жесткой конкуренции с американскими MLRS выиграли конкурс на поставки в армию Кувейта после войны в Заливе.

К началу 90-х годов в Индию было поставлено или произведено по лицензии свыше 2 тыс. танков Т-55 и Т-72М. После 1994 г. выпуск последних по финансовым соображениям был временно прекращен, однако после 1996 г. продолжен. Вместе с тем в печати появились сообщения о якобы предполагаемом контракте на поставку 200-300 подержанных танков Т-72 из Словакии. В этой связи отказ России от поставки в Пакистан такого же количества Т-80У в силу особых отношений с Индией представляется, мягко говоря, нелогичным. Появившиеся в январе 1998 г. сообщения об интересе индийских военных к танку Т-90 'Черный орел" с современным электронным оборудованием может означать сохранение традиционных связей и в этой области.

Неудачей российского ВПК. видимо, следует признать его неучастие в программе создания новейшего индийского танка "Арджун". Контракты на поставку используемых в нем отдельных узлов и технологий достались западноевропейским фирмам (в частности. двигатель будет поставляться немецкой фирмой "Моторен унд турбинен", ЭВМ - испанской "ЭНОСА"). Тем не менее практически весь парк бронетранспортеров и боевых машин пехоты Индии представлен российскими образцами и уже ведутся переговоры о поставках в страну новейших БМП-З. Подписание контракта сдерживается лишь разногласиями по вопросу форм оплаты.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.