рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Перспективы сотрудничества в рамках БРИК (Бразилии, России, Индии и Китая)

Рисунок 7 - Экспорт из Китая в Россию. 2001 г., тыс. долл. США

На рисунке 7 представлена российская статистика по импорту текстиля и обуви. Понятно, что российская статистика несколько недооценивает эти факторы, поскольку именно здесь заключено наибольшее число компаний, которые используют «третьи страны», оффшорные зоны, а также занижение стоимости, поэтому существенно отличаются данные по китайской и российской статистике.

Самое интересное, что по экспорту у нас самое разное разделение по промышленным и пограничным районам с Китаем. Граница с Китаем не оказывает существенного влияния на рост экспорта. Но структура экспорта очень отличается.

Рисунок 8 - Географическое распределение экспортеров в КНР

Рисунок 9 - Объем приграничной торговли Китая с РФ

Если в промышленные регионы мы везем промышленный товар, то в зоны, граничащие с Китаем, экспортируем в основном ресурсы и лес. Здесь представлено более трети малого и среднего бизнеса торговли с Китаем.


Таблица 5 - Доля предприятий малого и среднего бизнеса в торговле с Китаем

Если в плане экспорта в Китай доля малого и среднего бизнеса незначительна – порядка 10 %, то в импорте на подобные ироссийские компании приходится примерно половина его объема. В целом, во всем российско-китайском внешнеторговом обороте доля российского малого и среднего бизнеса достигает 25 %. Мы видим, что торговля с Китаем растет, но при этом торговля регионов, которые граничат с Китаем, значительно отличается от тех, что не граничат с этой страной.

Каковы перспективы развития торговли и инвестиций из Китая? Увеличение торгово-экономического оборота, конечно, будет продолжаться. Поэтому одна из целей программы развития торгово-экономического сотрудничества между Россией и Китаем состоит в достижении к 2010 году торгового оборота в размере 80 млрд. долларов. При этом вторая цель, наверно, более важна – это диверсификация торгового оборота, вовлечение в него высокотехнологичных промышленных товаров и товаров с высокой добавленной стоимостью с обеих сторон.

Существенным фактором также являются усилия Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в том числе Делового совета ШОС, направленные на развитие торговли. Например, сейчас создается Энергетический круг или альянс – организация, которая будет содействовать созданию региональной энергетической структуры, а также будет заниматься экономическими прогнозами.

Со стороны России основные усилия сосредоточены в энергетическом секторе, направлены на техническое сотрудничество, прежде всего в сфере машиностроения, а также предоставление медицинских услуг. Со стороны Китая – это экспорт в Россию продуктов с высокой добавленной стоимостью, особенно автомобилей, а также услуги в сфере жилищного строительства. С точки зрения инвестиций это опять же машиностроение, ТЭК, в приграничных районах – отдельные отрасли сельского хозяйства, прежде всего животноводство, лесная промышленность.

Таблица 6 - Прогноз с использованием гравитационной модели, млрд. долл. США

Экспорт из России Импорт из Китая
2008 15,8 13,2
2010 (прогноз) 23 23
2015 (прогноз) 43 45
2020 (прогноз) 71 78
2025 (прогноз) 115 131

Мы сделали прогноз на основе гравитационной модели (Таблица 63), и получили, что если брать инновационную модель развития, то мы получим объем внешней торговли порядка 50 млрд. долларов. Доля России в торговле Китая слегка увеличилась, но не существенно при таком огромном росте. Это будет обусловлено ростом российской и китайской экономики, а не особенными усилиями России занять место конкурентов. На рисунке 9 показано изменение структуры экспорта из России в Китай. Доля энергоресурсов по прогнозу будет существенна, но при этом она должна несколько снизиться.

За счет чего она будет снижаться? Во-первых, продолжается бурный рост цен на энергоносители, поэтому рост экспорта был обусловлен именно этим обстоятельством. В ближайшие годы такого роста не предполагается, поэтому естественное развитие экономики несколько скорректирует структуру экспорта.

Таблица 7 - Доля России в торговле Китая увеличится, прогноз гравитационной модели

Что касается структуры импорта, то возрастает поступление из Китая товаров с высокой добавленной стоимостью. Но, тем не менее, доля товаров с низкой добавленной стоимостью – текстиль, обувь – в ближайшем будущем существенно не изменится.

Этот прогноз дан на основе инновационной модели. Есть, однако, один фактор, который мог бы существенно изменить состав китайского экспорта в Россию.

Речь идет о поразительном росте в последние пять лет китайской автомобильной промышленности. В 2006 году в Китае было выпущено порядка 7 млн. автомобилей, при том, что в 2001 году – только 2 млн. автомобилей.

На рисунке видна общая доля собственных китайских брендов, а также иностранные марки – это всемирно известные мировые бренды, но все они производятся в Китае. А степень локализации их достигает 100 %. Как, например, Passat Bora производят на 100 % в Китае.

На рисунке 10 показано распределение выпуска китайских автомобилей несколькими крупнейшими производителями.


Рисунок 10 - Доля концернов с наличием нескольких иностранных брендов легковых автомобилей в общем объеме продаж китайских автопроизводителей в 2008 г., тыс. штук

Большинство производителей выпускают автомобили крупнейших международных брендов на совместных предприятиях: Шанхайский автомобильный концерн – это первое автомобильное предприятие, Пекинский концерн, Чанъань и другие. На долю компаний, производящих международные бренды, приходятся на данный момент подавляющая часть выпуска автомобилей.

Особенности трестового законодательства предполагают, что большая часть акций находится в руках локального владельца, а не международной компании. Таким образом, наш прогноз заключается в том, что в ближайшие годы существенная часть автомобилей, производящихся международными концернами, будет поставляться в Европу, Америку и Россию, в том числе тех автомобилей, которые произведены в Китае.

На данный момент рынок импортных автомобилей в России составляет порядка 20 млрд. долларов, поэтому это очень существенные факторы, которые нельзя не учитывать.


Рисунок 11 - Марки легковых автомобилей, лидирующие по продажам в Китае (более 100 тыс. в год)

Однако другим важным фактором является и развитие модельных марок, местных марок. На рисунке 11 видно, что выделяются четыре локальных производителя – это лидеры. Если Volkswagen уменьшает свое производство, или несущественно увеличивает, то Cherry и другие китайские марки увеличили свое производство практически в разы.

Теперь о проблемах. Их в принципе можно разделить на несколько основных блоков. В первую очередь, это блок проблем, связанных со структурой нашей торговли и инвестиций. Мы видим, что снижается диверсификация российского экспорта за счет замещения машиностроительной продукции энергоресурсами. Существуют проблемы и в импорте из Китая – ввозом в Россию продукции массового спроса. Существуют многочисленные нарушения с китайской стороны при ввозе (текстиль) и вывозе (нелегальная торговля лесом) продукции из России.

Налицо низкое качество таможенного администрирования с российской стороны. Сильно недоиспользован потенциал информационного сотрудничества. Приграничные районы не полностью реализуют свой потенциал близости к огромному китайскому рынку.

Следующий блок проблем касается институциональной инфраструктуры. В первую очередь, это, конечно, таможенное администрирование в России, а также административные барьеры в деятельности иностранных предприятий на российской территории. С этим связана и проблема осуществления банковских и финансовых расчетов во внешнеэкономической деятельности. Кроме этого, серьезную проблему представляют антидемпинговые расследования. Они возникают из-за некачественного и несвоевременного обмена информацией между Россией и Китаем. Возникает также проблема защиты прав интеллектуальной собственности в Китае. Серьезную проблему представляет недостаток транспортной инфраструктуры. Более 50 % российского импорта проходит через Москву не потому, что она столько потребляет, а потому, что просто нет других транспортных путей в центральный и южный регионы России, где сконцентрировано основное население страны.

Следующий блок проблем – отсутствие необходимых навыков у российских компаний, компетенций при ведении бизнеса за рубежом. Основная часть экспортеров, как мы видели, приходится на отечественные предприятия, которые вышли из государственного сектора. Они реализуют те заделы, которые были накоплены в советское время. Принципиально новых подходов в их работе нет. По нашему мнению, это основная проблема из всех вышеперечисленных. Она связана, в том числе, и с политикой государства, которое в последние 15 лет было ориентировано лишь на тарифные меры в торговой политике.

По данным о запросах российских предприятий в торгпредство России в Китае и в консалтинговые фирмы, занимающиеся консультированием российских предприятий на китайском рынке, можно понять, что основные вопросы связаны с принципиальным решением – начинать бизнес в Китае или нет.

Таким образом, основная проблема российских компаний связана с отсутствием у них необходимых навыков и компетенций в ведении бизнеса на внешних рынках, в том числе и в Китае. Это компетенции в сфере эффективности управления, маркетинге, брендинге, дизайне, технологиях производства, обслуживании своих клиентов и т.п. Почему это наиболее важно? Потому что на рынке конкурирует именно бизнес, а не продукты. Для того, чтобы российский бизнес был конкурентоспособен на китайском рынке, необходимо, чтобы был создан весь набор ключевых компетенций. В связи с этим представляется наиболее успешной стратегия выстраивания российского бизнеса в международной производственной цепочке, которая позволит восполнить недостающие компетенции.

Тогда Россия сможет использовать Китай в своем развитии и как соответствующую площадку для производственного аутсорсинга, и как инвестора для создания совместных перерабатывающих производств, и как рынок сбыта произведенной совместно с китайскими компаниями в России продукции с высокой добавленной стоимостью. В долгосрочной перспективе мы видим, что Россия будет активно вовлечена в международное разделение труда, международные производственные цепочки между Европой и Азией. Поскольку к 2010–2020 годам центр мировой торговли переместится именно в этот регион, мы не должны упустить величайшие выгоды, которые сулит нам углубление торгового и инвестиционного сотрудничества и дружеская политика взаимной поддержки и открытых дверей с Китаем.

На сегодняшний момент двусторонние отношения достигли такой степени открытости, что для решения проблем торгово-экономического сотрудничества стало возможным использовать адекватные меры и не ограничиваться только общими словами. К требующим решения проблемам двусторонних торгово-экономических отношений относятся, прежде всего, необходимость диверсификации торговли, упорядочение неорганизованной торговли и совершенствование структуры приграничной торговли. Если посмотреть на структуру российского экспорта, то основная тенденция идет к увеличению энергоресурсов и уменьшению доли машиностроительной продукции. Причина в том, что Китай производит конкурентоспособную технику, оборудование, которые пользуются спросом и на рынках третьих стран. Поэтому получается, что с российской стороны сформирована монотоварная структура экспорта. Хотя объем экспорта растет, в будущем, как отмечают даже сами китайские эксперты, если сохранится нынешняя структура, если доля машинотехнической продукции останется на таком же уровне, то поставленную цель довести торговый оборот в 2010 году до 60–80 млрд долларов осуществить не удастся.

За последнее время стратегия китайского руководства в области экономического сотрудничества с Россией изменилась. Проблема российской экономики состоит в ее неконкурентоспособности при получении контрактов. В настоящее время, благодаря межправительственным соглашениям, эта ситуация изменяется, Россия предлагает определенную монопольную продукцию. По словам Ху Цзиньтао, Китай каждый год предоставляет от 1 млрд долларов кредитов на приобретение оборудования, поэтому Россия может занять существенное положение на рынке Китая, но для этого ей необходимо что-то предложить. Проблема диверсификации нашей экспортной структуры, должна решаться путем перехода на продукцию с высокой добавленной стоимостью. Например, Китай очень заинтересован в поставках оборудования для добычи нефти на морском шельфе.

Теперь о проблемах приграничной торговли. В них, в основном, также виновата российская сторона. Причина этих проблем в неразвитости законодательной базы, неразвитости транспортной инфраструктуры, в недостаточном взаимодействии по экологическим вопросам. Необходимо развивать приграничную инфраструктуру, это полностью отвечает нашим интересам.

Россия никогда, в силу своей географической удаленности не входила в список первоочередных объектов внимания латиноамериканских стран. То же самое можно сказать и о нашей стране, которая до последнего времени не рассматривала латиноамериканское направление своей внешней политики в качестве приоритетного (за исключением идеологезированного, вызванного конъюнктурными соображениями сотрудничества с революционной Кубой, левым движением Чили или Никарагуа во время «холодной войны»).

В списке приоритетов, который был дан в Концепции внешней политики РФ от 28 июня 2000 года, страны Латинской Америки по-прежнему занимали последнее место.

Однако это уже никак не соответствовало интересам России как великой державы. Ближе к началу нового столетия положение стало постепенно изменяться, причем не в силу каких-то волевых решений, а в силу того, что в основе предпринимаемых шагов лежали конкретные государственные интересы.

Например, Бразилия, начиная с 1994 года, постепенно превращается в ведущего делового партнера России в Латинской Америке и занимает первое место в товарообороте с государствами этого региона. Окрепли российско-бразильские политические, торгово-экономические и культурные связи.

Попытку установить особый режим сотрудничества с крупнейшей, наиболее мощной и влиятельной страной Латинской Америки, по-видимому, можно было бы рассматривать в контексте выдвинутой в 1997 году Е.М. Примаковым идеи создания «треугольника» Россия-Индия-Китай как инструмента достижения многополярности. С этой точки зрения возможное подключение к «треугольнику» Бразилии как кандидатуры от Америки смотрелось бы достаточно органично, учитывая ее роль и авторитет на южноамериканском пространстве.

Толчком к реализации такого рода интеграции послужил прогноз Голдман-Сакс (The Goldman Sachs Group - одна из крупнейших финансово-аналитических корпорации США ) в октябре 2003 - в аналитической записке «Dreaming With BRICs: The Path to 2050». Именно данное исследование и породило устоявшуюся аббревиатуру БРИК (англ. BRIC) от названий четырёх быстро развивающихся стран: Бразилия, Россия, Индия и Китай (Brazil, Russia, India, China). По мнению Голдман-Сакс, к 2050 году суммарно экономики этих четырёх стран по размеру превысят суммарный размер экономик самых богатых стран мира (Большой шестерки (по состоянию на момент проведения исследования)).

В период с годы в Бразилии наблюдалась очень высокая инфляция и иностранные инвесторы боялись вкладывать средства в национальную экономику. Но с введением в стране строгой денежной политики страна поправила свое положение: рост цен на потребительские товары в 1998 г. составил 2% против 1000% в 1994 г. Но тоже время рост ВВП сократился с 5,7 процентов в 1994 г. до 3% в 1997 г. из-за более жесткой кредитной политики.

В 1998г. экономика страны столкнулась с серьезным испытанием: всемирный финансовый кризис привел к оттоку инвестиций из страны. Приблизительно 30 млрд. долларов ушло на август и сентябрь 1998 г. Наиболее серьезным последствием для Бразилии, после российского отказа выплат по долгам, стало принятие решения об измене процентной годовой ставки (она достигла 50%).

После корректировки налоговой программы и принятия новых принципов структурных преобразований, Международный Валютный Фонд выдал кредиты стране в размере 41,5 млрд. долларов. В январе 1999 г. Центральный Банк Бразилии объявил об одноразовой 8% девальвации реала и отказе в дальнейшем искусственно поддерживать курс национальной валюты. Правительство страны надеялось на начало экономического роста к концу 1999г. и заявляло о приверженности строгому антиинфляционному курсу. И хотя в 1999г. в стране произошел валютный кризис, экономика страны, несмотря на это к концу 1999г. все-таки возросла. После выдачи кредита МВФ с конца 1999 г. в экономику страны было вложено около 20 млрд. долларов инвестиций. В период с 1995 по 1998 гг. наблюдался спад практически во всех отраслях промышленности Бразилии (всего с 7,6% до -2,3%), особенно в машиностроении (с 21,4% до -4,1%), энергетике (с 19,0% до -10,1%) и транспортных перевозках (с 13,4% до -15,1%).

Но к 2000 году ведущие экономисты мира отмечали рост Бразильской экономики. Например, общий рост производства (но данным за март 2001 г.) составил 11,2% от показателя января 2000 г., в то время, как аналитики ожидали 6,8%. В сочетании с высокими показателями производства наблюдается превосходящий ожидания экономистов спад безработицы и удивительно большой дефицит торгового баланса, зафиксированный в начале 2001 года.

Горячий период экономической активности привел к тому, что импорт начал развиваться более быстрыми темпами, чем экспорт, несмотря на то, девальвация способствует повышению конкурентоспособности бразильской продукции. За период между январем и февралем экспорт вырос на 13,8% до 8,62 млрд. долларов, в то время, как импорт – 18,6% до 9,02 млрд. долларов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.