рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Утесов и Райкин - жизнь и творчество

психологических состояний, эмоций.

Несколько особняком в ряду мономиниатюр стоит моноспектакль об истории

одной любви. Это, собственно, целая пьеса в четырех картинах с несколькими

действующими лицами и с одним актером. Райкин играет только одного героя,

при этом без грима, хотя перед нами проходят разные годы и разные времена,

почти вся жизнь человека, который думал лишь о себе, в юности потерял

счастье и так его не нашел до последних своих дней. В очень коротком

моноспектакле нам показали всю жизнь человека. Мы увидели его самого -

юного, молодого, зрелого, старого. Мы ощутили не только внешние, но и

внутренние перемены. И в характере, и в психологическом строе, и в душевном

состоянии. Актер играл человека. Не посмеивался над ним, не грустил о нем,

а просто сделал несколько быстрых и удивительно верно схваченных набросков

жизни и характера. Мы привыкли, что Райкин - это всегда смешно и весело. А

тут мы видим жизненную, довольно грустную историю.

По словам самого А. И. Райкина, он с удовольствием играет в театре

такие миниатюры, как "Жизнь человеческая", "Жанна на шее". Лирика

присутствует как необходимая краска в общей программе, где есть и

комедийные, и сатирические, и лирические эпизоды.

Еще один жанр "малых форм" - фельетон Аркадия Райкина. Стержень

фельетона составляет монолог, который населяется многими персонажами, и

актер, читающий фельетон, как бы отходит в сторону, давая простор условному

действию. Райкин всегда в центре монолога, в самой гуще событий,

составляющих суть фельетона. Когда-то в репертуаре Райкина был фельетон

"Гостиница Москва". Райкин, работающий преимущественно над образами

сатирическими, построил этот свой рассказ исключительно из персонажей

положительных. Это был добрый, веселый, теплый рассказ. Его герои приехали

в Москву из разных концов страны, из разных городов, из разных республик. У

каждого из них свои дела, свои интересы. У каждого свои заботы, свой мир,

свое отношение к тому, что он видит. Но с какой влюбленностью они говорят о

своей родной земле, о своих соотечественниках, о Москве. Райкин очень

комично рисовал своих героев, не заботясь о притушевывании или смягчении

комедийных средств. Но положительное в героях фельетона не становилось

менее значительным.

Говоря об очень важных явлениях жизни, о подлинных ее героях, Райкин не

жалел и красок юмористических, подмечая смешное в серьезном, так же как

серьезное всегда звучит в его сатирическом осмеянии.

К сатире Райкин пришел от юмора. Это в известной степени наложило

отпечаток на все его творчество. Оно оптимистично по своей природе. Оно

основано на любви к человеку, на вере в него. И не удивительно поэтому, что

в палитре Райкина-сатирика большое разнообразие красок.

Когда говорят, что оружие Райкина - смех, это справедливо, но, может

быть, не совсем точно. Оружие Райкина - мысль, и боль, и действие,

выраженное средствами актерского искусства, средствами комедии и сатиры,

публицистики и лирики.

Смех владеет зрительным залом. Райкин вызывает смех, дает ему

направление, цель, исподволь определяет его силу, оттенки. Партитура смеха

рождается вместе с новым спектаклем, с новыми образами. Вместе с эстрадными

авторами и драматургами актер погружается в раздумья о жизни и сцене, о

людях, с которыми сталкивает жизнь, и воплощаемых в итоге в театральных

образах.

Во имя жизни мы смеемся над злом - вот центральная мысль многих

монологов Райкина. Эта мысль, в сущности, пронизывает все сценическое

существование Райкина, все спектакли его театра.

Недаром слово "смех" вынесено в названия некоторых программ Театра

миниатюр - "Смеяться, право, не грешно", "Время смеется". К. С.

Станиславский говорил о знаменитом комике Живокини, что он "смешил

серьезом". В полной мере это меткое выражение подходит к юмору Райкина.

Остановимся на программе "Светофор". Райкин выходит на сцену.

Произносит первые слова вступительного монолога. И мысль актера начинает

движение по своей орбите. Предельной силы достигает выразительный,

отточенный жест. Точное и взвешенное, острое и веселое, смелое и разящее

райкинское слово. Чередой проходят перед зрителем герои "Светофора". Для

каждого из них Райкин находит свой рисунок, свою характеристику, "свой

смех".

Один из героев "Светофора" сошел со сцены и долгое время "жил" среди

нас. Это ему принадлежат нередко повторяемые нами слова: "Ты меня уважаешь,

я тебя уважаю, мы уважаемые люди...", "дефсит". Он убежден, что нормальные

отношения между людьми могут быть только тогда, когда существует дефицит,

"дефсит".

Спектакль Театра миниатюр "Избранное" знакомит нас с историей театра. В

один вечер мы видим героев спектаклей разных лет. И все они такие разные.

Приверженец того, что было раньше ( "раньше и кефир был лучше" ). Человек,

облеченный властью, но вовсе не склонный принимать решения ( "Где горит?

Что горит? Ах, сгорело?" ). Деятель Петр Сидорович, обнаруживший подобно

герою гоголевского "Носа", что у него исчезла голова, но этого даже никто

не заметил. Отец десяти, нет одиннадцати детей ( "целая футбольная

команда", разве всех упомнишь? ). Каждому из них Райкин адресует "свой

смех". Смех злой и добродушный, непримиримый и взволнованный, взывающий к

совести.

Спектакли Театра миниатюр всегда были очень популярны. Райкин умел

создать в нем атмосферу творчества, в которой всесторонне проявлялись

исполнительские возможности и других актеров. Зритель хорошо знал артистов

В. Горшенину, О. Малоземову, Р. Рому, Т. Кушелевскую, Г. Новикову, М.

Максимова и других.

Товарищи по сцене, по искусству отмечают исключительную

требовательность Райкина к себе, его настойчивость, работоспособность,

неугомонность, умение не жалеть себя.

"Сколько раз мы восхищались тем, как репетирует Райкин, - вспоминает Е.

П. Гершуни. - Безжалостно, без конца, не зная времени для сна, отдыха, еды,

он может сотни раз повторять одну и ту же сцену, пока не найдет нужный ему

единственный результат. А потом все равно не остановится, будет добиваться

еще лучшего, еще более лаконичного, более яркого и выразительного образа" (

Гершуни Е. П. - Рассказываю об эстраде . - Л . , "Искусство" 1968.).

Уместно вспомнить и об обширной географии военных гастролей театра .

Осенью 1941 г. Ленинградский театр эстрады и миниатюр выступал в

Среднеазиатских республиках , в начале 1942 г. - в Сибири и на Дальнем

Востоке , на самых отдаленных пограничных заставах , в частях , на кораблях

Тихоокеанской и Амурской флотилий , в конце 1942 г. и в 1943 г. - на

Центральном и Северокавказском фронтах . На Кавказе же Аркадию Райкину был

вручен Орден Отечественной войны. В начале 1943 г. он успел сняться в

кинофильме " Концерт фронту " , где сыграл роль веселого киномеханика . В

1944 г. - Белорусский фронт , в 1945 г. - Прибалтийский . " За четыре года

мы, - вспоминал позднее Райкин ,- проехали много тысяч километров по всем

фронтам от Балтики до Кушки , от Новороссийска до Тихого океана . ...

выступал перед солдатами , матросами , командирами . И нацеливал свои , как

принято выражаться , сатирические стрелы туда же , куда целились бойцы ,- в

фашистов ".

Разнообразен репертуар тех выступлений . Уже на третий день войны

появился новый большой фельетон - " Монолог черта " , в главном персонаже

которого легко угадывался " бесноватый фюрер ".

Поправками оброс довоенный фельетон В.Полякова " Невский проспект ".

Артист сам дополнил его текст и усилил его патриотическое звучание . "

Невский проспект " призывает к защите города Пушкина , Гоголя , Блока . В

фельетоне звучит тема родного города . " Крепнет , наливается гневом голос

артиста , и трепет проходит по рядам зрителей , когда Райкин , изображая

бюрократа-снабженца , предлагает кому-то поделиться бензином ,

предназначенным для фронта " ( О.Леонидов , Прошу внимания ,- " Огонек ",

1942 , N 46 ). И совсем другой взволнованный голос рассказывал о том , что

значит честное " поделимся " - жители Ленинграда часть своего голодного

пайка отдавали фронту .

В фельетоне сочетаются гражданский пафос и боевой задор , гордость и

любовь с ненавистью и сарказмом .

Появились и новые сатирические персонажи , подсказанные временем .

Зрители увидели фигуру , знакомую по карикатурам и плакатам : фашистского

вояку в накинутом на плечи дамском меховом пальто , чернобурке , фетровых

ботинках . Политический шарж , острая реприза отражали злобу дня . "Во

время войны, - вспоминает Райкин, по дипломатическим соображениям избегали

говорить, а тем более писать о том, что союзники медлят с открытием второго

фронта. В спектакле " Кроме шуток " , который мы поставили тогда ,

говорилось о том , что было бы очень хорошо , если бы весь мир жил по одним

часам . А то по нашим , получается в самый раз , а в Нью-Йорке считают ,

что еще рано ." (" Смена " , 1978 г. , N 15)

Такую " шутку " можно считать классическим примером точной , умной

политической репризы , понятной самым широким зрительским массам.

Театр выступал с антифашистскими миниатюрами " Передача окончена ", "

Буква В " , " Ать-два " . В галерее райкинских фигур появился рыночный

фотограф , завлекавший клиентов декорацией - ярко-синим грубо намалеванным

морем и белой лодкой . Фотограф залихватски зазывал всех желающих сняться

на фоне " роскошного " пейзажа . Заполучив жертву , он не унимался : " А ну

, сделайте вид бодро-весело . Гребите по морям , по волнам ! ".

Художник Карусель-Базарский устраивал " военную "выставку картин . Одну

из них с изображением снеговых гор , испещренных чьими-то следами , он

подписывал " Наши автоматчики , ушедшие в энском направлении ". Картина ,

которая раньше называлась " Морская гладь " , теперь переименована в "

Финский транспорт в 15 тысяч тонн , ушедший на дно " , а " Зеленый лес "

превратился в " Замаскировавшиеся танки " . Меткая сатира Райкина была

нацелена на беззастенчивое приспособленчество и бездарность фотографа и

художника .

В годы войны " легкокрылая " муза эстрады не только доказала свое

равноправие с другими видами искусства , но и вырвалась вперед , благодаря

оперативности , доходчивости , мобильности .

Нельзя обойти молчанием опыт Райкина, хоть и небольшой, в

кинематографе. В молодости он сыграл небольшую роль в фильме "Мятежные

годы". Запомнилась кинозрителю его роль студента-медика, а затем врача, в

ленте "Доктор Калюжный".

Воспроизведен в фильме небольшой райкинский скетч "Волшебная сила

искусства".

Одной из популярных комедий стал фильм "Мы с вами где-то встречались".

На экране мы встретились вновь с некоторыми сатирическими образами,

сыгранными Райкиным на сцене Театра миниатюр. Лента эта неимоверно

расширила зрительскую аудиторию и без того популярного актера.

Чешские кинематографисты сделали фильм "Человек со многими лицами",

посвященный гастролям театра и А. Райкину.

Имя его знакомо и англичанам. Оно внесено в энциклопедический

справочник "КТО - КТО", где приведены подробные сведения о нем и его

творческих достижениях. Английские режиссеры сняли фильм и показали всей

Англии.

Критик лондонской газеты "Таймс" писал: "Когда смотришь и слушаешь

сегодняшних комиков, все чаще приходят на память такие старые мастера

мьюзик-холла, как Роб Уилтон, Литл Тич, Джордж Формби, Грок и Мэри Ллойд...

Среди наших современных комических актеров есть вполне сносные, и они даже

вызывают смех, но почти все они не индивидуальны.

... На днях на наших телевизионных экранах засверкало изображение

именно такого индивидуального комического гения, Би-би-си впервые показало

нам прославленного русского комика А. Райкина. Это было настоящее зрелище,

подлинное открытие, такое выступление, которого мы не видели давно. Одна из

самых больших заслуг Райкина состоит в том, что он представляет собой

полную противоположность отвратительным , "смешным до тошноты" комикам,

которых мы в таком изобилии импортируем из Соединенных Штатов. У Райкина

есть что-то от Чарли Чаплина: удивительная способность живо и наглядно

изображать эмоции, способность создавать образы, которые не нуждаются в

пояснении. Он обладает даром проникать в самую глубь человеческих чувств...

Мне никогда не приходилось видеть такой игры!"

О гастролях Театра миниатюр и о Райкине писали в газетах Венгрии,

Польши, Болгарии, Германии. Райкина знают в Италии, Японии.

Приятно отметить, что Райкин выступал и в Севастополе. Зрительные залы

Дома офицеров флота и Дворца культуры рыбаков всегда были переполнены.

И куда бы ни приехал Театр миниатюр, там всегда толпились люди, на

устах у которых один и тот же вопрос: "Есть лишний билет на Райкина?"

Именно на Райкина. Не в Театр эстрады, не в Театр миниатюр, а на Райкина.

Это говорит о популярности актера, об интересе ко всему, что произносит он

со сцены, понимании жанра искусства, созданного Райкиным.

Райкин сказал , Райкин изобразил, Райкин выставил напоказ. Зритель

привык прислушиваться к актеру. Он верит ему, верит в честность и

справедливость актерской мысли , в любовь к человеку, которой окрашено

каждое слово , возвеличивающее и осуждающее , гордое и смешное . В самом

звучании этих слов , в их окраске ,про ступает актерское отношение . Быть

может , поэтому все , что играет Райкин , неотрывно связано с обликом

актера . Все , что произносит он со сцены , принадлежит ему как личности ,

как художнику - и пафос , и лирика , и сатира , и актерское , и

человеческое .

- Мы не рабы . Рабы не мы ! Трудно переоценить талант Аркадия Райкина ,

его мастерство , сценическое и человеческое обаяние . Внимательные

современники видели в нем человека проницательного , живо интересующегося

всем происходящим . В нем видели художника , который глубоко осмысливает

многие сложные проблемы искусства , кровно заинтересован в его плодотворном

развитии и хотя понимает закономерность эволюции и перемен , но убежденно

отстаивает свои эстетические идеалы . В нем ценили неисчерпаемое остроумие

и разительную меткость оценок .

При жизни Аркадий Исаакович Райкин был удостоен всех самых высших

наград страны . В 1968 г. стал Народным артистом СССР . В 1980 г. -

Лауреатом Ленинской премии . В 1981 г. - Героем Социалистического труда .

Любовь к его искусству была и , пожалуй , осталась всенародной. И в

памяти нашей он остается одним из самых любимых и популярных среди артистов

, вписавших свое имя в историю отечественной эстрады . Кроме того , Райкин

остался выдающимся человеком , общением с которым дорожили , а высказывания

- ценили .

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ТВОРЧЕСТВА Л.УТЕСОВА

" Если режиссер , ставя сегодня спектакль или фильм о довоенной жизни

нашей страны , хочет передать атмосферу , эмоциональный колорит 30-х годов

, он включает в свое произведение пластинки Леонида Утесова и с помощью

этого простого средства безошибочно добивается желаемого эффекта - тембр

голоса , жизнерадостный ритм , оптимистическая призывность и мужественность

лирики певца мгновенно переносят нас в те далекие годы .

Человек актер , певец , влившийся в шеренги энтузиастов , сам

энтузиаст , - Утесов задавал тон веселого настроения , можно сказать , тон

жизни . То , как он спел " Марш веселых ребят " , надолго запомнилось . Это

был марш жизнеутверждения .

Каким же талантом надо было обладать , чтобы подняться на этот почетный

пьедестал запевалы и оставаться на нем в течение десятилетий ?! Ведь вокруг

было немало других певцов , - талантливых , популярных . Но именно Л.Утесов

стал единственным .

Вероятно , кроме таланта певца надо обладать еще чем-то , какой-то

колдовской властью над людьми - ее часто называют обаянием - , чтобы

десятилетиями приковывать к себе внимание . И такая власть есть у Утесова

. Надо обладать мастерством , и Леонид Утесов профессионально знает , как

ладить песню и свой выход к зрителям , как заставить сотни людей жить в

унисон . А вдохновение делает его творчество крылатым .

Но мастерство исполнителя , чтобы стать общественно значимым , должно

быть наполнено духовным миром человека , его точным пониманием времени , и

чувством масштабности событий . Только тогда можно говорить об артисте как

о личности . " ( Дмитриев Ю. " Л.Утесов " - Искусство 1982г. )

Часто популярность , мода - начало " смерти " артиста . Моды на себя

артисту , пожалуй , следует скорее бояться , чем радоваться ей . Но Утесов

одолел и моду и популярность , взял над ними верх . Он стал больше , чем

просто эстрадный певец ,- он стал частью жизни нескольких поколений . Его

пение хотели слышать в празничных концертах по радио папанинцы , " Песня

старого извозчика " служила радиомаяком для одного из авиационных полков ,

и голос Утесова приводил летчиков на базу после выполнения боевых задач .

Ю.Гагарин ждал своего взлета под пение Утесова .

Ценили и любили Утесова не только слушатели , но и коллеги . В одном из

телевизионных интервью Георга Отца спросили , кто из певцов больше всего

произвел на него впечатление . Он назвал три имени : Карузо , Шаляпин ,

Утесов .

Полюбившие Утесова однажды любят его до сих пор верно и преданно . У

него всегда было что сказать людям . Его искусство является школой

человечности .

Артистизм проявился в нем рано . Подростком Утесов пел друзьям под

гитару , но он вовсе не собирался стать именно певцом . Музыка была его

неотъемлемой частью .

И начинал Утесов не как певец , а как артист театров миниатюр ,

драматического , оперетты . Его актерские способности сразу же покоряли и

коллег и зрителей . Может быть , даже не столько еще способности , сколько

светлая энергия его темперамента . С ранних лет в нем бурлила веселая и

жадная неуемность , радость жизни . И эти качества стали самыми

характерными особенностями его искусства .

" Вообще кажется , что Утесов живет в каком-то необычайно выразительном

, сочном мире . А он живет в том же мире , что и все мы , только видит его

ярче и эту яркость умеет передать в своих песнях . " ( Дмитриев Ю. "

Л.Утесов " Искусство 1982 г. )

От природы Утесов наделен заразительным умением перевоплощаться в самых

разных людей . Когда совсем юному Утесову впервые предложили принять

участие в концерте профессиональных артистов , ему ничего не оставалось тут

же освоить и исполнить популярную в то время сценку-пантомиму с разбитым

зеркалом .

Утесов вошел в театр легко , но постепенно к ниму пришло понимание

ответственности , стремление в каждом выступлении быть лучше себя

предыдущего . Он не пропускал ни одной репетиции , знал все роли во всех

спектаклях труппы и был готов заменить любого актера . Выразительных

средств всегда хватало : восприимчивой душой впитывал Утесов бесконечные

впечатления жизни , и они оседали в нем . Отдавал их Утесов так же

естественно и легко , как и вбирал . Отдавал всем - и собеседнику ,и

зрителю . Рассказывая о какой-либо встрече , он непременно воспроизводил и

голос и акцент своего собеседника , будь то поляк , казах , китаец или

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.