| |||||
МЕНЮ
| Трагическая роль русского народа в произведении А.С. Пушкина Борис Годунов, в опере М.П. Мусоргского Борис Годунов и картине В.И. Сурикова Боярыня Морозовабоярыни. Он с состраданием смотрит на нее и в то же время погружен в себя, как бы следуя за своей скорбной мыслью. Из всей многоликой толпы он более других выражает раздумье по поводу происходящего события, столь важного в трагической судьбе раскола. А юродивого, этого народного прорицателя, художник нашел на одном из московских рынков. Он был в восторге от этого пьяницы, торговавшего огурцами. Этого забулдыгу и озорника, которых в народе называют «бесшабашной головой», В. Суриков приводит к себе домой, растирает ему босые ноги водкой и торопится запечатлеть его на снегу, наблюдая розовую и лиловую игру пятен. «Если бы я писал ад, — говорил впоследствии художник, — то и сам бы в огне сидел и в огне позировать заставлял». Не успел художник справиться с юродивым, как уже понадобилась новая натура. И он смешно и трогательно гонится за старушкой-богомолкой, невольно пугая ее, и с беспредельной жадностью хватает брошенной ею посох, чтобы тотчас же «вставить» его в руки странника, который уже написан на картине. Потом благоговейно склонилась в поклоне красивая девушка в синей шубке и золотистом платке; вскоре были написаны монашенка и девушка со скрещенными на груди руками; и стрельцы с бердышами, и мальчик в дубленом полушубке; и ощеривший беззубый рот, торжествующе хохочущий поп в шубе и высокой шапке; и тайные староверы. Для картины был нужен глубокий снег, по которому боярыню Ф.П. Морозову должны были везти в розвальнях. Розвальни оставляют в рыхлом снегу борозды следов, но на раскате получается совсем особый след, и В. Суриков с нетерпением ждет снегопада. А потом выбегает на улицу и долго идет за первым попав-II имея обозом. С тех пор он часто ходил за розвальнями, где бы очи ему ни встретились, заворачивал их к себе на двор, заставлял проехать по снегу и тут же садился писать колею, как драгоценность, охраняя ее от случайных прохожих. Уже были написаны главки церквей, и сама улица, и дома, и счег, а В. Суриков все продолжал искать главное — образ самой боярыни. Сам он потом рассказывал своему биографу и писателю Волошину: «...я на картине сначала толпу писал, а ее после. И как ни напишу ее лицо — толпа бьет. Очень трудно было лицо ее найти. Ведь сколько времени я его искал. Все оно в толпе теря лось». Художник писал боярыню и со своей сибирской тетки Авдотьи Васильевны, и со своей жены... А потом как-то увидел он начетчицу с Урала, и с нее написал этюд. «И как вставил i картину — она всех победила». Смертельно бледное, изможденное, с горящими глазами, трепещущими ноздрями и нервными губами, лицо боярыни полно такой страстной убежденности, воли и огня, что от него трудно оторваться. В худощавой фигуре Ф.П. Морозовой, в тонких длинных пальцах ее рук, в том, как она сидит, судорожно вцепившись одной рукой в сани, а другая рука взметнулась в двуперстном знамении — переданы В. Суриковым ее страстная жизнь и горестная судьба. Почему часами можно стоять перед этой картиной, все время открывая в ней что-то для себя новое, разглядывая и переживая, удивляясь и восхищаясь ее глубокой психологической достоверностью и любуясь чудесной игрой красок? Может быть, потому, что над русской душой имеет непобедимую власть мученичество? Она склоняется перед ним, и именно в «обаятельной силе чужш мук» (по тонкому замечанию писателя В. Никольского) одна из причин притягательности «Боярыни Морозовой», перед которой до сих пор склоняется суриковская толпа. И мы... Художника В.Сурикова всегда увлекали грандиозные сюжеты, в которых воплощался дух эпохи, которые давали бы простор воображению и в то же время предоставляли бы простор для широких художественных обобщений. И ещё его всегда интересовали народные судьбы на широких перекрёстках истории. Боле того во всём мире трудно назвать другого живописца, который так бы глубоко проник в прошлое своего народа и так волнующе воссоздал его в живых художественных образах. В своих картинах он не судит и не выносит приговор, а как бы зовёт зрителя пережить события прошлого, подумать о судьбах человеческих и судьбах народных. «Вот так бывает сурова и подчас жестока действительность, - говорит сам художник, - смотрите же и рассудите сами, кто здесь виноват, кто прав». Судьба русского народа волновала и других художников этого времени. Это одна из причин, которая собрала их в одно общество. В 70-80-е годы основные тенденции развития русского искусства определяли молодые художники, объединившиеся под руководством В.Н.Крамского в «Товарищество передвижных художественных выставок», в деятельности которого большую роль играли критик В.В.Стасов и меценат П.М.Третьяков. Главной причиной возникновения товарищества передвижных выставок было стремление художников, порвав с мертвящими правилами академического направления, начать новую линию искусства, тесно связанную с бытом и жизнью народа. Перед художниками открылась возможность отражать в искусстве исторические, национальные и драматические эпизоды из жизни русского народа. Передвижники обнажали противоречия капиталистического строя с блестящим юмором и тонкой сатирой, с исключительной правдивостью изобличая попов, купцов и закоснелых господ и тяжелую долю русского народа. Товарищество возникло первоначально в Москва. Идею создания предложил Г.Г.Мясоедов (1835-1911 гг.). Он увидел на опыте европейских художников, что можно жить и работать в товарищеском сообществе, не зависящем ни от каких эксплуататоров творческого труда. Первоначально в товарищество вошли В.Г.Перов (1833-1882 гг.), Н.Н.Ге (1831-1894 гг.), А.К.Саврасов (1840-1894 гг.), К.А.Савицкий (1844-1905 гг.), В.М.Касаткин (1859-1930 гг.), В.М.Максимов (1844-1911 гг.). Примерно в это же время в Петербургской императорской академии художеств тоже началось новое движение. В 1863 г. Художники И.Н.Крамской (1837-1887 гг.), К.Е. Маковский (1839-1915 гг.), А.Д.Литовченко (1835-1890 гг.) и другие, отказавшись писать картины на предложенный академией сюжет из скандинавского эпоса «Пир в Валгалле», в виде протеста покинули академию и основали свободную Артель художников. Москвичи обратились к петербуржцам с предложением объединиться. Но вскоре в петербуржской Артели произошел распад: она постепенно превращалась в коммерческую организацию. Крамской уехал в Москву и вступил в группу передвижников. Товарищество крепло. По выработанному передвижниками Уставу, каждый член товарищества, продавая картину или скульптуру, вносил часть суммы на общие расходы. Выставка устраивалась ежегодно и передвигалась из города в город на средства самих художников и постепенно получила очень большую популярность и народное признание. Это было первое смелое выступление против диктаторства самодержавия в искусстве. Художники как бы встали «на линию огня». И как ни боролись с ними академические приверженцы, стараясь задушить свежую силу, Товарищество росло, пополнялось новыми талантливыми мастерами. Очень выразительны картины о судьбе простого народа Г.Г.Мясоедова. Например, «Земство обедает». Над головами понурых, устало прислонившихся к стене крестьян, пришедших со своими нуждами и жалобами в земское управление, виднеется в раскрытом окне буфетная. Лакей с бакенбардами протирает тарелки. Видно, что где-то в доме идет пышный обед, а мужики под окнами жуют черный хлеб и луковицы. Выражение безнадежности, горького разочарования и тяжелого раздумья на лицах мужиков об очень многом говорило демократическому зрителю. Трагическая роль русского народа, которого заставляют умирать за благополучие богатеев, отражена в картине К.А.Савицкого «На войну». В пестрой сумятице на вокзале будто слышатся выкрики новобранцев, плач женщин, команды начальства. В застывшей фигуре равнодушного жандарма, в насмешливом выражении лица мужика, стоявшего в стороне, как видно, избежавшего призыва, художник показал произвол над русским человеком, что очень актуально и в нашей современной жизни. В 1884 г. к передвижникам присоединились такие крупные живописцы, как Репин, Суриков, Левитан, Ярошенко, Васнецов, Поленов, Коровин, а в 1900 г. – Серов. С особо яркостью рассказывают о жизни русского народа картины И.Е.Репина. Они неразрывно сливаются с нашими представлениями об историческом прошлом страны, ее героях и народе, становясь неотъемлемой частью нашего мировоззрения. Еще учась в академии, И.Е.Репин пишет свои оригинальные полотна, сразу же принесшие ему широкую популярность, и среди них картину «Бурлаки на Волге». Она создавалась Репиным под сильным впечатлением увиденной им сцены. Художник не только показал всю тяжесть подневольного труда бурлацкой артели, но сумел глубоко и многогранно раскрыть характер каждого бурлака, донести до зрителя могучую духовную силу, поддерживающую этих измученных людей. Тема народной жизни, жизни крестьянства в России второй половины XIX века стала для художника самой важной. Все наблюдения и размышления художника о современной ему действительности воплощены в картине «Крестный ход в Курской губернии». В этой картине он показал широкую панораму жизни современной ему русской деревни, правдиво изобразил нищету и жалкое прозябание деревенской бедноты, наглость и грубость полицейских, спесивую важность богатеев. Интегрированный урок на выбранную мною тему «Трагическая роль русского народа в творчестве А.С. Пушкина, М.П. Мусоргского и В.И. Сурикова» я думаю провести когда буду знакомить учащихся с культурой России XIX века. Это будет один из уроков знакомства учащихся с реалистическим течением в искусстве России. Предварительно будет проведён урок, где я познакомлю учащихся с особенностями стиля реализма и виднейшими писателями, поэтами, композиторами, художниками, творчество которых так или иначе связано со стилем реализма. Урок в 8 классе Учитель: Сегодня мы продолжаем говорить о направлении в искусстве XIX века – реализме. Какие же ведущие принципы реализма? Дети: Правдивое изображение действительности, типичные образы в типичных обстоятельствах, демократизм, гуманизм, повышенный интерес к проблеме «личность и общество», критика бездуховности. Учитель: Кого же мы можем считать основоположниками реализма в литературе? Дети: Основоположником реализма в литературе мы считаем А.С. Пушкина. Работая над драмой «Борис Годунов», он окончательно перешёл от романтизма к реализму. Учитель: Что же было нового в этой драме, что отличает её как произведение реалистической литературы? Дети: Вместо привычных придворных трагедий классицизма Пушкин создал образец народной драмы. Учитель: Так давайте разберёмся каким же рисует А.С. Пушкин русский народ в своей драме. В какой первой сцене можно считать народ главным действующим лицом? Дети: Это сцена уговоров Бориса на царство («Девичье поле. Новодевичий монастырь») Учитель: Так как же ведёт себя народ? Дети: Большинство не понимает, что происходит, другие просто ведут себя «как все». Учитель: Прочитайте некоторые моменты. Дети: «О чём там плачут?», «А как нам знать?», «Что нам ещё», «Да кто их разберёт?». Учитель: Ну посмотрите, что происходит дальше, народ «кричит», «вдохновляясь», но чем озабочен народ, тем, чем и бояре, избранием Бориса? Или же просто тем, что престол пуст? Дети: Народ просто боится, что нет царя. Учитель: Конечно, по древнему опыту народ убеждён в том, что безначалие гибельно. Безначалие – синоним сиротства. Как семью без отца, так народ без царя ждут тяжёлые дни и тяжёлая судьба. А как вы считаете, это убеждение связанно в прямую с личностью Бориса? Давайте посмотрим другую сцену «Лобное место». Дети: В этой сцене народ изменяет Борису и провозглашает здравицу Самозванцу: «Да здравствует Димитрий, наш отец!», а прежде радовался согласию Бориса: «Борис – наш царь! Да здравствует Борис!». Учитель: На сюжет трагедии М.П. Мусоргским написано народная музыкальная драма «Борис Годунов» - одно из самых замечательных созданий русского оперного искусства. Вспомните, как называлось содружество русских композиторов, в которое входил М.П. Мусоргский? Дети: «Могучая кучка». Учитель: Что же главным было для «кучкистов», какие принципы? Дети: Реализм и народность. Учитель: Да, М.П. Мусоргского волновала и увлекала больше всего судьба русского народа. В одном из писем к своему другу и единомышленнику И. Репину он так писал: «…народ хочется сделать, сплю и вижу его, ем и помышляю о нём, пью – мерещится мне он, он один, цельный, больной, неподкрашенный и без сусальностей». Давайте сейчас послушаем как языком музыки композитор показывает нам эту же сцену у Новодевичьего монастыря. Звучит фрагмент оперы «Сцена у Новодевичьего монастыря». Учитель: Воплощая образ народа, композитор осуществил новаторское преобразование массовой сцены. В ней он впервые применил хоровой речитатив, исполняемый отдельными персонажами или группами действующих лиц, выделенных из народной массы. Реалистичность хоровых сцен «Бориса Годунова» достигает той грани, что пролегает между живой действительностью и художественным творчеством. М.П.Мусоргский – мастер музыкального портрета. Итак, кого первым он рисует языком музыки в этой сцене? (Напомнить музыку). Дети: Это пристав. Учитель: Да, эта музыка рисует пристава. Эту тему называют темой плётки. Послушайте, какие интонации в музыке. Дети: Лающие интонации, постоянные остановки. Учитель: Далее, когда народ поставлен на колени, начинается хор «На кого ты нас покидаешь?» Что представляет собой этот хор? Дети: Это хор – плач. Учитель: Правильно. Мусоргский, как и другие композиторы «Могучей кучки» находили источник вдохновения в народном искусстве. А этот плач притворный или настоящий? Дети: (Дискуссия). Учитель: Конечно, вот такие сцены, где персонажи простые мужики, бабы, приставы, беглые монахи, семинаристы, подьячие, дети-сироты, юродивые – прямо скажем не бывалыми дотоле, пришедшие прямо их жизни воспринимались очень неоднозначно. Поэтому и драма Пушкина была поставлена через пять лет после создания. А постановка оперы Мусоргского тоже мешала дирекции императорских театров. Но роль народа, как действующего лица у Пушкина и Мусоргского, не одинакова. У Пушкина большое место занимает развитие боярской интриги. Мусоргский, работая над либретто, позволил себе сделать некоторое существенное изменение. Отбросив кремлевские козни, высветил главную идею – несовместимость нравственных позиций русского народа и преступной царской властью. В финале трагедии у Пушкина «Народ безмолвствует», Мусоргский же в сцене под Кромами развернул в опере картину народного бунта. Подобный поворот как нельзя более соответствовал народническим настроениям пореформенной эпохи. Мастером по изображению массовых народных сцен был и художник В.И.Суриков. Каким же рисует Суриков московский люд XVII века? Дети: Очень разноликим. Мы видим людей различных сословий, разных возрастов, в красивой одежде и рядом в лохмотьях, по-разному реагирующих на проезжающую боярыню Морозову. Учитель: Опять перед нами, как в драме Пушкина и опере Мусоргского, личность и народ. Суриков не мыслит отдельных исторических лиц без толпы, без народа. На полотне разворачивается народная драма с отчаянием, верой, надеждой. Сколько разнообразных оттенков отношений и чувств к опальной боярыне передает художник. Давайте посмотрим на отдельных персонажей в толпе. Дети: Вот странник. По всему видно, что пришел он издалека: его сильная, коренастая фигура перепоясана широким ремнем, стянутые на груди веревки поддерживают большую котомку, в руках посох с необычной ручкой. Учитель: Три года писал Суриков свою картину. Эскиз следовал за эскизом, в поиске натуры художник был неутомим. Где только не побывал он за это время, выискивая наиболее характерные персонажи, в гуще самой жизни черпая будущих героев своей картины. Чтобы собрать нужный материал, найти наиболее характерные типы людей, которые могли бы послужить натурой для персонажей картины, В.Суриков поселился в Мытищах. Здесь по Ярославскому шоссе «столетьями шли целый год, особенно летом, беспрерывные вереницы богомольцев, направляющихся устроиться в Троице-Сергиеву лавру». В.Суриков писал, захлебываясь, всех странников, проходивших мимо его избы, интересных ему по типу. Такой странник-богомолец - типичная фигура на Руси, сохранившаяся почти без изменений на протяжении столетий. Такие странники из года в год мерили шагами необъятные просторы России. Странствующие богомольцы были и проповедниками, и носителями новостей для народа, своим пешим паломничеством они связывали отдаленные уголки страны, бывали очевидцами народных бунтов, и казней, и покаяний. Они накапливали в себе богатый материал для размышлений и рассказов. Как же он реагирует на увиденное? Дети: Он полон сочувствия к закованной в цепи боярыне. Он с состраданием смотрит на нее и в тоже время погружен в себя, как бы следуя за своей скорбной мыслью. Учитель: Да, из всей толпы он более других выражает раздумье поп поводу происходящего события. За его широким поясом висит такая же старообрядческая «лестовка» (кожаные четки), как та, что свисает с руки боярыни. Кто еще по вашему мнению выделяется из толпы народа на картине? Дети: Впереди в углу мы видим двух нищих: мужчину и женщину, они в лохмотьях и сидят прямо на снегу, нищий мужчина крестит боярыню также двумя перстами, как и она, словно повторяет ее жест. Учитель: Это юродивый. Юродство в Древней Руси явление привычное, повсеместно распространенное. В народе они считались «божьими людьми» и признавались за праведников, которым ведомо прошлое и настоящее. Именно такого убогого, но чистого душою человека мы встречаем в следующей сцене «У храма Василия Блаженного» оперы Мусоргского. Открыто высказывая народное мнение о преступлении Бориса, он нравственно возвышается над царской властью: «нельзя молиться за царя-ирода, Богородица не велит». Еще кого вы выделяете из толпы? Дети: Красивая девушка склонилась в поклоне, они в синей шубке и золотистом платке, рядом девушка со скрещенными руками, на лице ее сочувствие и сострадание, пожилая женщина как бы хочет сказать «О Боже мой, что же это такое!» Учитель: В этой стороне Суриков собрал людей сочувствующих боярыне Морозовой, поддерживающих и соболезнующих, хотя и не решительно. А если мы посмотрим дальше, какие чувства выражены на лицах людей? Дети: Мы видим людей, лица которых выражают просто испуг, равнодушное любопытство и, наконец, недоброжелательство. Учитель: В какой фигуре выражено наиболее сильно враждебность и издевательство? Дети: В фигуре смеющегося попика. Учитель: Сам В.Суриков говорил, что на картине он сначала писал толпу, а уже после боярыню, т.к. долгое время не мог отыскать, с кого можно было написать лицо боярыни. Перед этой картиной можно стоять часами, все время отыскивая в ней что-то для себя новое. Переживать, удивляться и восхищаться и склонять свою голову, как народ в суриковской картине. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|