рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Тенденции символизма в творчестве Врубеля

Её реставрировали, но с тех пор она не экспонируется в зале.

Когда Врубель закончил картину «»Демон сидящий», он принялся за

иллюстрации к Лермонтову. Прежде всего к «Демону». Врубель был

единственным кто нашёл ему равновеликое выражение в иллюстрациях,

появившихся в 1891 году. С тех пор «Демона» уже никто пытался

иллюстрировать.

Демон Врубеля – не дьявол, носитель зла, изображавшийся с рогами,

хвостом и козлиными копытами, в просторечии называемый «нечистой

силой». Демон символ мятежного начала, ангел, восставший против бога.

Его первый прообраз в искусстве – Люцифер из поэмы «Потерянный рай»

Джона Мильтона, английского поэта XVII века. Позже образ «демонической

личности» укореняется в искусстве романтизма, в поэзии Байрона. От

мятежных титанов Байрона – люцифера, Манфреда, Каина – отчасти ведёт

свою родословную и лермонтовский Демон[16].

У Лермонтова Демон, хотя и страдающий, всё же «царь познанья и

свободы». У Врубеля он не царственен – в нём больше тоски и тревоги.

Это сказалось в иллюстрациях к поэме Лермонтова. Здесь Врубелю больше

всего удался ожесточённый, скорбный, одинокий лик на фоне горных

вершин. Меньше удался Демон в сценах искушения Тамары, где он

торжествует свою победу над ней. Но все равно эта работа прекрасна как

произведение графического искусства.

Вообще лермонтовский цикл, в особенности иллюстрации к «Демону»,

можно считать вершиной мастерства Врубеля – графика.

Помимо «Демона», Врубель исполнил несколько иллюстраций к «Герою

нашего времени», к поэме «Измаилбей» и отдельным стихотворениям. Все

эти листы смотрятся как станковые вещи. Они большого формата и не

рассчитаны на обязательную связь с книжной полосой.

На появление символизма в творчестве Врубеля повлияло его увлечение

философией Канта, Ницше и Гёте во время учения в университете. Врубель

как и Гёте видел в классической форме искусства предельное выражения

реализма. Философ утверждал, что всякое целое и единое одновременно

множественное, и что в каждом единичном явлении символически заключено

и общее. Путь к истине возможен когда человек умеет оторваться от

единичного, связав в общее несколько случаев. И от этого утверждения

был логичен переход к символизму, который отличался конкретностью.

В историческом отношении примечателен тот факт, что «Демон»

Лермонтова в эпоху дворянско – революционного романтизма был образом –

героем политического бунта против самодержавия, крепостничества, а в

начале следующего века, на рубеже первой русской революции, «Демон»

Врубеля явился романтическим героем идейно – эстетического бунта против

мелочности будничности мещанства. «Демон» Врубеля воззвал к людям

тогда, когда русский литературный символизм не создал ещё ничего

художественно – значительного. «Демон» был с Врубелем всегда на

протяжении всего пути: и во время взлёта, и в момент его душевной

катастрофы. Язык Врубеля был доступен всей молодёжи и всем живописцам.

Произведения мастера были индивидуальными и неповторимыми. Ему удалось

взволновать души современников, открыв им возможность усиления

эмоционального содержания картины. Многих художников волновали вопросы

познания мира через искусство, ответы на них они находили в гармонии

живописного синтеза Врубеля. Художник создавал новые декоративно-

живописные системы и через них он стремился выразить свои мечты. Он

мечтал о гармоничном красивом мире, очищенном от всего уродливого и

жестокого, Врубель говорил, что обыкновенным языком невозможно выразить

мысли, эмоции, ощущения волнующие душу, для этого нужен новый язык.

Существует мнение, что Врубель нашёл свою технику, изобразительны язык

и стиль ещё в киевские годы, а последующий период был только временем

развития и применения ранее найденного.

Нам необходимо разобраться в социально – историческом содержании

явления, которое называют «тайной Врубеля», в том числе и в причинах её

религиозного толкования. Несомненно, что религиозность Врубеля со

знаками плюс и минус, его богоборчество или жажда искупления, поиски

возвышенной красоты – весь его духовный путь, отражение социальной

беспомощности нереволюционной интелегентности, которая ненавидела

буржуазное мещанство и металась в клетке эстетического бунта[17].

Никакая религиозная и мистико – философская легенда о Врубеле не в

состоянии раскрыть тайну художника, сложность его мировоззрения. Ключ к

этой тайне в его произведениях, которые надо анализировать не в рамках

заранее заданных схем, а конкретно, имея в виду жизнь художника в

определённой среде и деятельность его сознания, прорывающуюся на

поверхность в его словесных высказываниях, черновых заметках и в

письмах к близким.

Символистические, фантастические и абстрактные образы произведений

Врубеля имеют вполне реальное обоснование.

Вслед за иллюстрациями появился «Демон летящий». Здесь художник

видит полёт «Демона» охваченного тоской, пониманием своего одиночества,

напрасности надежд и борьбы. Облик этого «Демона» близок сидящему, но

повзрослевший и ещё более разочаровавшийся. На его лице выражение

печали. Демон исполнен стремительной силы и материальной весомости, но

полёт его бесцелен. Эта картина незавершенной художником.

Позднее, в 1902 году, появляется «Демон поверженный». Это основное

по замыслу произведение художника из его Демониады. В нём он видел

сильное и возвышенное в человеке, в трагическом противоречии

несломленного гордого духа и его беспомощность, его обречённость,

низвергнутого с горных вершин в пропасть. Величие духа и бессилие тела

– это основные противоречия борющиеся в этой картине. «Демон» потерпел

крушение но не сломлен в своём духе. В его глазах есть что-то гордое. В

каждом изгибе сломанного тела, в каждой складке величественных и

неприступных гор слышатся отзвуки только что отзвучавшей битвы. Но

чувствуется упоение этой стихшей борьбы.

«Демон» полуобнаженный, но лежит на плаще, который перекреплен

драгоценными камнями к его спине. Природа, окружающая его, очень

сурова. Заломленные над головой руки вместе с искажённым лицом образуют

психологический образ композиции.

Сам Врубель не был удовлетворён решением этой картины, он не

чувствовал выраженности силы духа «Демона» и его беспомощности тела.

Художника так захватила эта тема, как будто не «Демон», а он сам

участвовал в схватке с Богом. Врубель работал по 24 часа в сутки, забыв

обо всём на свете: жена, сын, друзья, весь мир отодвинулись куда-то

далеко, остались только он и «Демон», и упоение изнурительной,

беспощадной борьбы. Художник постоянно переписывал «Демона», менял, и

всё равно ему казалось, что «Демон» выходит не таким, каким он видит

его в своём воображении. Даже когда «Демона поверженного» поместили в

зале выставки «Мира искусств», М. Врубель не успокаивался: приходил к

своему «Демону» и что-то изменял в его лице, делая его то скорбным, то

злым, то страшным и всё равно для художника бесконечно прекрасным.

Александр Бенуа, наблюдавший за этой лихорадочной работой над

«Демоном поверженным», писал потом: «верится, что Князь Мира позировал

ему. Есть что-то глубоко правильное в этих ужасных и прекрасных, до

слёз волнующих картинах. Его «Демон» остался верен своей натуре. Он,

полюбивший Врубеля, всё же и обманул его. Эти сеансы были сплошным

издевательством и дразнением. Врубель видел то одну, то другую сторону

своего божества, то сразу ту и другую, и в погоне за этим неуловимым он

быстро стал продвигаться к пропасти, к которой его толкало увлечение

проклятым»[18].

«Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько

зримым воплощением трагедии художника. В это время у Врубеля начинают

проявляться психические расстройства.

Таким образом, тема демона захватила художника, в нём он видел

образ, некий символ, который то исчезал, то вновь появлялся. Символ

пробуждает музыку души. Музыка – это окно, из которого льются в нас

очаровательные мелодии, рождающие в нашем ворожении образы. Образы

Демона не покидал Врубеля на всём пути его творчества.

г) Тенденции символизма в станковых работах. Московский период.

Врубель пробовал свои силы в самых разнообразных жанрах и техниках

– в монументально – декоративных панно, декоративной скульптуре,

театрально – декорационной живописи, витраже, прикладном искусстве и

даже в архитектуре. Он хотел быть универсальным художником. На это

Врубеля наталкивало участие в деятельности мамонтовского кружка в

Абрамцеве, где, кроме него, работали Васнецов, Поленов, К. Коровин,

Головин, Серов.

С 1890 года в Абрамцеве существовала гончарная мастерская,

ставившая целью возродить искусство майолики, которое давно забыто.

Руководил мастерской керамист П.К. Ваулин .Обучившись у него основам

этого ремесла, Врубель с увлечением занимался майоликой на протяжении

многих лет. Он делал небольшие станковые скульптуры, архитектурные

маски, блюда. Для Врубеля в искусстве не было ничего мелкого: искусство

– всегда искусство, будь это монументальная роспись, маленькая акварель

или изразцовый камин. По проектам художника были исполнены выложенные

изразцами камин и печь-лежанка в абрамцевском доме.

Как ни странно, монументальный дар Врубеля меньше проявляется в его

законченных монументальных панно, чем в эскизах и станковых картинах.

Истинно монументальными его произведения остаются акварельные листы с

эскизами для Владимирского собора. Универсальный творческий размах

Врубеля, несмотря на срывы, сам по себе является необыкновенно

значимым, намекающим на то, каким масштабным может стать искусство.

Мы будем не правы, если предположим, что переезд в Москву повредил

художнику.

Уже в первые пять лет московской жизни он создал и настоящие

шедевры, начиная с «Демона сидящего» и иллюстраций к Лермонтову. После

того он много путешествовал – ездил с семьёй Мамонтова в Италию,

францию, Грецию. По возвращению в Москву он написал два панно –

«Венеция» и «Испания».

В этих работах художник выражает обобщённые образы Испании и

Венеции. Врубель анализирует увиденное и выделяет главное, символичное

в укладе этих стран. Для Венеции характерен карнавал, для Испании –

таверна, гитара.

На панно «Венеция» виден угол дворца дожей, мост вздохов,

видневшаяся перспектива улицы достоверна до подробностей.

Многозначительно таинственна группа на первом плане – патриций с

сумрачным лицом Гамлета и глядящий на него искоса старик в чёрном.

Настроение загадочности усиленно композицией. В расположении фигур есть

какая-то умышленная фрагментарность, передающая тесноту карнавальной

толпы, хотя фигур всего несколько.

По красоте живописи «Испания» - одна из наиболее совершенных картин

Врубеля. Здесь всё живет, каждый кусок полотна – всё приведено к

гармонии. Основные тона – красновато- лиловый и оливковый – даны в

большом богатстве оттенков и градаций. Контраст сиреневого сумрака

комнаты и яркого солнечного дня за окном, сияющий платок женщины

создают световые эффекты, которые вообще в живописи Врубеля встречаются

не часто. Приблизительно в это же время – в 1894 или в 1895 году –

написана картина «Гадалка».

Молодая черноволосая женщина сидит на фоне ковров, перед ней

раскинутые карты. Женщина не смотрит на карты, лицо её непроницаемо, а

устремившийся в даль взгляд словно видит неизбежность судьбы.

«Гадалка» была написана вслед за «Испанией» и женские образы в

обеих картинах близки внешне, но духовное содержание их противоположно.

В подтексте образа «Испания» больше жизненного бытового драматизма, чем

какой бы то ни было символики. В этих творениях выражены две ипостаси

Врубеля: реализм и романтизм. Тенденции углубления реального образа до

символа обнаруживается в наиболее отчётливой форме. В одних

произведениях господствует реальная основа, в других

романтико–символическая или аллегорическая концепция образа.

Из его значительных работ в области майолики можно выделить:

скульптурная сюита «Садко», «Снегурочка», а также скульптурные

статуэтки «Волхова», «Морская царевна», «Морской царь», «Весна»,

«Лель», «Египтянка», «Голова львицы» и другие.

Искусство Врубеля близко нам своей взволнованностью, своим

стремлением не ограничиваться явлениями действительности. В целом

творчество Врубеля призывает нас бороться с серостью, будничностью и

прозаизмом в жизни и искусстве. Он мечтал об искусстве, где бы

выражалась красота жизни, проникнутая человеческими чувствами.

д) Влияние модерна на решение декоративных панно.

Летом в 1896 году в нижнем Новгороде открывалась Всероссийская

промышленная и сельскохозяйственная выставка с Художественным отделом

при ней.

С.И. Мамонтов добился, чтобы два больших декоративных панно для

художественного павильона были заказаны Врубелю. Темы выбрал сам

художник. На одной стене «Принцесса Грёза», как общая всем художникам

мечта о прекрасном, а на противоположной стене «Микулу Селяновича», как

выражение силы земли русской. Панно были больших размеров.

До наших дней они не схоронились – только «Принцесса Греза»,

переведённая в керамическую мозаику. Судить о панно можно лишь но

сохранившимся эскизам.

«Принцесса Греза»навеяна пьесой французского поэта Э. Ростана на

сюжет старинной легенды. Трубадур Жоффруа прославлял в прославлял в

песнях прекрасную Мелисанду, никогда не видя её; в последние годы жизни

она является ему как сквозь сон, и он умирая поёт ей песню о ней. Этот

момент изображён Врубелем: море, ладья под парусами, гребцы, умирающий

трубадур и над ним склоняется призрачная царица его мечты. Композиция

заключена в полукруг и очень ритмична.

«Микула Селянович» - русская былина, говорящая о том, как пахарь

Микула посрамил надменного богатыря Вольгу, который хвалился своей

силой, но не смог поднять узелка с сырой землёй. Столкновение двух

героев Врубель показал как встречу двух эпических гигантов: один – само

спокойствие и уверенность, другой – волнение и ярость. Эта картина

ошеломляющая по силе, движению, - она это вся красота.

На эти декоративные панно повлиял в какой-то степени модерн.

Модернизм с одной стороны поддерживает молодые дарования, с другой

стороны – воскрешает забытое прошлое: возбуждает интерес к памятникам

русской живописи XVIII века, возобновляют культ немецких романтиков,

Гёте, Данте, возбуждает интерес к Софоклу, занимаются постановкой на

сцене Эвринида, возобновляют старинный театр. Так и в этих декоративных

панно возобновляется интерес к старине, это мы видим в содержании.

Изменился строй и порядок мыслей о моральных ценностях. Вместе с этим

изменением был выдвинут вопрос о творческом отношении к жизни: прежде

творческий рост личности связывался с религиозным отношением к жизни;

но сама религия утратила способность соприкасаться с жизнью. Сущность

религиозного восприятия жизни перешла в область художественного

творчества[19].

Влечение к русскому сказочному фольклору, к национальным истокам

возникло в те годы не у одного Врубеля. Вся деятельность художников

абрамцевского круга направлялась на возрождение русской национальной

старины. Эта волна начинала подниматься ещё в 80е годы, начинался отлив

талантов от проблем сегодняшнего дня, которые казались погружённые в

глубины души, глубины истории, глубины фантазии.

Вся русская сказочная и былинная тема у Врубеля противостоит теме

Демона, как противоположный полюс. В Демоне всё на пределе напряжения,

всё драматично, а здесь мягко. Трагедия интеллекта, потерявшего почву,

ту самую сырую землю, на которой крепко стоит Микула Селянович. Демона

терзают неразрешимые вопросы о смысле бытия; персонажи народного эпоса

ими не задаются.

Врубель вникал в первоисточники. Создавая, например «Богатыря», он

вживался в мир былинных сказаний. Его полотно написано почти

одновременно с «Богатырями» Васнецова. В сравнении с врубелевским

витязем васнецовские богатыри кажутся легковесными, и несколько

прозаическими. Врубель стремился ближе подойти к стилистике фольклора.

Он создал своего богатыря – Илью Муромца огромным, восседающем на коне.

Большая вереница сказочных произведений венчается двумя знаменитыми

картинами: «Царевна - лебедь» и «Пан». Обе написаны на переломе веков –

«Пан» в 1899ом, «Царевна - Лебедь» в 1900 году.

«Царевну - Лебедь» не все считают шедевром, но «Пан» единодушно

признаётся вершинной если не всего творчества Врубеля, то его сказочной

сюиты.

«Пана» Врубель написал за два – три дня. Толчком послужило чтение

рассказа А. Франса «Святой Сатир». И свою картину художник сначала

назвал «Сатир», а после переименовал в «Пана».

Картины созданные Врубелем в пятилетие 1896-1900 годов, позволяют

сделать наблюдение над особенностями его стиля и художественного

мышления. К произведениям на темы сказочного эпоса примыкают ещё две

картины, написанные в том же 1900 году, что и «Царевна - Лебедь», -

«Сирень» и «К ночи».

Врубель в своих картинах поднимает образы над повседневностью, над

обыденным духом жизни. А в картинах «К ночи» и «Сирень» больше, чем в

других произведениях художника отразилось живое ощущение природы полные

настроения. А в таких картинах как «Пан», «Царевна - лебедь»,

«Богатырь» врубелевский метод достижения в произведении сплавленного

единства реализма и фантастичности, претворения натуры в художественный

символ как бы приоткрывается и становится доступным.

е) Символизм поздних работ М. Врубеля.

В 1904 году Врубель снова взялся за работу. Он закончил большой

портрет пастелью Н.И. Забелы на фоне берёзовой рощи. Сколько раз он

писал рисовал Забелу, но ни одна работа не повторилась. И в этот раз он

сделал совсем новое и прекрасное. На портрете с берёзками она вне

возраста, вне времени, как будто это портрет её души. Недоступно,

ускользающие выражение лица с чертами слегка размытыми, взглядом как бы

затуманенным, с тенью слабой улыбки.

Самые тонкие соцветия, какие только знала его палитра, художник

приберёг для этого портрета: серо–зеленый фон с длинными вертикалями

берёз, сгущающейся к низу до тёмно-зелёного, сизо- голубая кофточка,

напоминающий мутную синеву воды, светящиеся бледность лица, сильный

акцент розовых цветов на шляпе.

Потом Врубель написал ещё один портрет жены пастелью, известный под

названием «После концерта». Здесь она изображена отдыхающей на кушетке.

Картина эта незакончена, едва намечено лицо и не дописана левая часть

композиции.

Техника поздних работ Врубеля кажется непостижимой. В портрете жены

у камина – воздушность сквозных тканей и тление догорающих углей. В

карандашном портрете Усольцева – искристые переливы и вспышки золочёной

басмы. В «Жемчужной раковине» мы видим игру перламутра.

Показанная на выставке Союза русских художников в 1905 году пастель

«Жемчужина»является маленьким чудом искусства. Для Врубеля вся природа

была пещерой сокровищ, и в переливах раковины он увидел как бы разлитое

волшебство.

Вникая в строение раковины, художник понял, что её отливы зависят

от фактуры, - где-то поверхность совершенно гладкая , где-то

шероховатая, перистая, слоистая. Структура «Жемчужины» передана

градациями тёмного и светлого; если найти их очень точно, то

впечатление будет аналогично цветовому.

Врубель сделал массу рисунков раковины углём и карандашом, прежде

чем написать её в цвете. Написана она в цвете, со всеми переливами

лилового, голубого, розового, зеленоватого. После возникли царевны, как

возникали все фантастические образы Врубеля рождаясь из созерцания

природных форм. В композиции фигуры царевен оказались необходимыми –

вписываясь в овал раковины, они акцентируют нижнюю горизонталь и дают

композиции опору, устойчивость. Фигуры у Врубеля в духе модерна, сами

они не из лучших у художника, их игривая изысканность поз мельчит

замысел. Но при всём этом «Жемчужина» - одно из последних произведений

– остаётся неподдельной жемчужиной творчества Врубеля. Он этой картиной

раскрывал природный родник своих вдохновений. Врубель ещё в этом году

сделал два автопортрета. В своих манерах он стал как-то строже. Эта

строгость – настороженность и напряженность отразились в поздних

автопортретах.

В последние месяцы перед новым приступом заболевания Врубель

отдавая себе ясный отчёт в нависшей над ним беде. Но он продолжал

работать, его интеллект не угас.

В это время у него возникает новая доминирующая тема – тема

Пророка.

Впервые иллюстрацию к «Пророку» Врубель сделал ещё в 1898 году.

Затем «Демон» всецело поглотил Врубеля и тема Пророка возобновилась в

его творчестве только через несколько лет, после болезни.

В дальнейших вариантах темы, снова появляется пророк, но теперь

художник отходит от канонического, библейского типа и придаёт ему

сходство с собой, что очевидно в рисунках. «Голова прока» и в

композиции «Шестикрылый Серафим». И ангел стал другой – хотя по типу

близок «Ангелу смерти», но смотрит сострадательно, а прикосновение его

руки действительно легко, как сон. Всё лично пережитое слилось для

Врубеля в теме Пророка. Она претворилась в тему трагической миссии

художника.

Знавшие Врубеля вспоминают, что в последние годы томило сознание

какой-то вины, которую надлежало искупить. Во время болезни раскаяние

принимало болезненные формы – он простаивал на ногах целыми ночами,

хотел покарать себя, отказавшись от пищи. Но и в его навязчивых идеях

символически преображаются реальные обстоятельства жизни, в данном

случае – реальные угрызения совести. Условно говоря, Врубель сознавал

себя недостойным пророком, отклонившимся от великой миссии, корил себя

за неучастие в пересоздание жизни. Именно это мучило больше всего

Врубеля – подтверждается это в его воззрениях на искусство, назревавшим

ещё во время работы над «Поверженным Демоном».

Работа над «Пророком» продолжалась до последней черты, даже тогда,

когда зрение уже отказывало. Последний вариант темы Врубель назвал

«Видение Иезекиля». Здесь фигура ангела и профиль Иезекиля едва

различимы в хаотическом нагромождении линий, штрихов и пятен. Художник

в это время почти ослеп. Глубокое, пронзительное сострадание мы видим

во взоре ангела. Этот набросок был сделан из последних сил рукою

полубезумного и полуслепого мастера.

III. Заключительная часть.

Творчество Врубеля требует последовательного исследования. При всей

идейной сложности, запутанности мировоззрения Врубеля его сознанию

присуща определённая цельность и единство. Творчество Врубеля было

классическим, если понимать под классикой убедительность,

основательность художественного произведения. Врубель был классичнее

всех других художников этой эпохи. Суть в том, что он идеально выражал

свою мысль.

Нельзя иначе выразить общее мнение о творчестве этого

замечательного художника, его высокая художественная культура,

трудолюбие, не стареет и высоко ценится советскими художниками и

зрителями.

Романтико-символические образы возникали у Врубеля на основании его

собственных переживаний и в попытках выплеснуть на полотно потребность

прекрасного, которое он не находил в действительности. Творчество М.

Врубеля призывает нас бороться с серостью и будничностью. Культура

конца XIX века оказала своё влияние на творчество Врубеля. Он также

обращался к общечеловеческим культурно – историческим образам: эпосу,

мифу, сказке, мировой поэзии, как материалу для творчества. В

творчестве художника слились традиции большого искусства: великое

наследие русского национального эпоса, поэзии, музыки и театра.

Романтизм в его художественно – символическом выражении возник в

России в пору расцвета освободительных идей и развивался во время

назревающей революции. Эстетика символизма и неоромантика в творчестве

художников, поэтов была освещена высокими гуманистическими идеалами

истины, добра и красоты. Переплетение неореализма и символизма в

искусстве Врубеля было особенно плодотворным в его произведениях в

результате органичной духовно – творческой переработки, переосмысления

легенд, былин, сказок в новые мифы, живописные сказки – символы. Не

случайно в жизни Врубеля музыка и театр занимали много места. Они

проникли в его сознание. Символисты называли музыку высшим искусством.

Символизм Врубеля был обусловлен его мироощущением и пониманием в

целом, стремлением проникнуть в скрытые недра реальности. Врубель

реализм сочетал с символизмом. В большинстве живописных работ художника

двузначность ведения и символичность образа всегда присутствовали в

ясности сюжетного выбора.

Врубель как основоположник неореализма и символизма в живописи был

причастен к тому, что получило названия русского модерна. В искусстве

Врубеля модерн не определяет высших ценностей ни содержания, ни формы

его образов, он несравненно выше и обще человечнее.

Врубель был великим художником. Его творчество помогает нам

взглянуть на мир по-новому, помогает понять истинные ценности. Он всё

выражал в символе: композицию, цвет.

Он был единственный в русской живописи, который дал новую жизнь

великим поэтическим символам, берущим начало в народном эпосе, у

Шекспира, Гёте, Лермонтова, Пушкина – они стали другими, но по духу, по

строю чувств не мельче своих прообразов. Мир Врубеля пронизан «токами

духовного напряжения». В этом тайна его долговечности.

У Врубеля не было прямых последователей. Символизм в России

развивался самостоятельно. Но черты символизма, основы заложенные

Врубелем можно увидеть у художников «Голубой розы».

Список литературы.

1. Алленов М. «Михаил Врубель», -М.: Изобразительное исусство,1996.

2. Белый А. «Символизм как миропонимание»-М.: Республика,1994.

3. Вагнер А. «В поисках истины»,-М.: Искусство,1993.

4. Герман М.Ю. «Михаил Врубель: Альбом»,-Л.: Искусство,1989.

5. Гоберг – Вержбинская Э.П. «М. Врубель».-М.:Искусство,1959.

6. Гоберг – Вержбинская Э.П., Подкопаева Ю.Н., Новиков Ю.В. «Переписка.

Воспоминание о художнике»,-М.:Искусство,1976.

7. Дмитриева Н.А. «Михаил Врубель». –М.: Детская лит-ра, 1984.

8. Дмитриева Н.А. «Михаил Александрович Врубель: Альбом».-

Л.:Искусство,1984.

9. Емохонова Л.Г. «Мировая художественная культура».-М.: Академия,1999.

10. Ионина Н.А. «100 великих картин».-М.: Вече,2000

11. Коган Д.З. «Михаил Врубель». -М.:Искусство,1980.

12. Козлова Ю.А. «Шедевры Государственной Третьяковской галереи».-М.: Гос.

Третьяковская галерея,1994.

13. Кузнецов Э.Д. «Русские художники».-Л.: Азбука,1998.

14. Лаклотт М., Кюзен Ж.П. «Западная живопись от средних веков до наших

дней»\ Пер.с фр. -М.: Терра,1997.

15. Милотворская М.Б. «История русского искусства». II том, книга 2., -М.:

Изобразительное искусство, 1981.

16. Пахомова Н.П. «М. Врубель. Выставка майоликовых работ и театральных

эскизов».-М.: Академия наук,1957.

17. Ракитин В.И. «М. Врубель».-М.: Искусство,1980.

18. Русакова А.А. «Павел Кузнецов».-Л.:Искусство,1877.

19. Русакова А.А. «Символизм в русской живописи».-М.: искусство,1995.

20. Сарабьянов Д.В. «История русского искусства второй половины XIX века».-

М.: МГУ, 1989.

21. Сарабьянов Д.В., Полевой В.М., Маркузоок В.Ф., Синюков В.Д. «Популярная

художественная энциклопедия», книга 2, -М.: Советская

энциклопедия,1986.

22. Стернин Г.Ю. «Русская художественная культура второй половины XIX-

начало XX века».-М.: Советский художник,1984.

23. Суздалев П.К. «Врубель».-М.: Советский художник,1991.

24. Суздалев П.К. «Врубель. Личность. Мировоззрение. Метод».-М.:

Искусство,1984.

25. Cуздалев П.К. «Врубель. Музыка. Театр», -М.: Изобразительное

искусство,1983.

26. Cуздалев П.К. «Врубель и Лермонтов», -М.: Изобразительное

искусство,1980

27. ТарабукинНМ. «МА. Врубель» -М.: искусство,1974.

28. Фёдоров-Давыдов А.А. «природа и человек в искусстве Врубеля», -М.:

искусство,1968.

29. Ягодовская А.Т. «МА. Врубель» -М.: искусство,1959.

30. «Врубель М.А. Рисунки к произведениям Лермонтова»- М.: Изобразительное

искусство,1983.

31. «Врубель М.А. выставка майоликовых работ и театральных эскизов», -М.:

Академия наук, 1957.

32. «Врубель М.А. альбом репродукций»\ Вст. ст. Капланова С.Г. – М.:

Изобразительное искусство,1973.

33. «Врубель М.А. альбом репродукций»\ Вст. ст. Журавлёва Е. – М.:

Изобразительное искусство,1971.

34. «Врубель М.А. альбом репродукций»\ Вст. ст. Дружинина С.Н.. – М.:

Изобразительное искусство,1975.

35. «Врубель М.А. альбом репродукций»\ Вст. ст. Федоров-Давыдов А.А.. –

М.: Изобразительное искусство,1968.

Список иллюстраций.

1. Надгробный плач.1887.

Эскиз для росписи Владимирского собора в Киеве.

Акварель.

2. Девочка на фоне персидского ковра. 1886.

Холст, масло.

3. Демон сидящий.1890.

Холст, масло.

4. Венеция.1893.

Панно, масло.

5. Испания. 1894.

Панно, масло.

6. Гадалка. Между 1894 и 1895.

Холст, масло.

7. Летящий Демон.1899. Фрагмент.

Холст, масло.

8. Пан. 1899.

Холст, масло.

9. Царевна – Лебедь.1900.

Холст, масло.

10. К ночи.1900.

Холст, масло.

11. Жемчужина. 1904.

Холст, масло.

-----------------------

[1] Гомберг-Вержбинская Э.П., Подкопаева Ю.М., Новиков Ю.В. «Переписка,

воспоминание о художнике»,-М.,1976г.

[2] Дмитриева Н.А. «М. Врубель»,-М., 1984 г.

[3] Суздалев П.К. «Врубель. Личность. Мировоззрение. Метод.»,- М., 1984 г.

[4] Фёдоров – Давыдов А.А., «Природа и человек в искусстве Врубеля», - М.,

1968 г.

[5] Шамагин Л.М. «Техника рисунка Врубеля»,- М.,1947; Дмитриева Н.А. «М.А.

Врубель – История русского искусства», М.,1969, т.10, книга первая, с.254

– 255.

[6] Гомберг-Вержбинская Э.П., Подкопаева Ю.М., Новиков Ю.В. «Переписка,

воспоминание о художнике»,-М.,1976г.

[7] Суздалев П.К. «Врубель. Личность. Мировоззрение. Метод.»,- М., 1984 г.

[8] Дмитриева Н.А. «М. Врубель»,-М., 1984 г., с. 21-23.

[9] Дмитриева Н.А. «М. Врубель»,-М., 1984 г., с.46

[10] Вагнер Г.К. «В поисках истины»,-М., 1993, с. 30.

[11] Вагнер Г.К. «В поисках истины»,-М., 1993, с. 43.

[12] Белый А. «Символизм как миропонимание», М., 1994, с.256.

[13] Там же , с. 257.

[14] Гомберг-Вержбинская Э.П., «М. Врубель», М., 1959, с. 30-31

[15] Ионина Н.А. «100 великих картин», - М., 2000, с. 362

[16] Дмитриева Н.А. «М. Врубель»,-М., 1984 г., с.36

[17] Суздалев П.К. «Врубель»,- М., 1991, с. 200

[18] Гомберг-Вержбинская Э.П., Подковаева Ю.М., Новиков Ю.В. «Переписка,

воспоминание о художнике», -М., 1976г., с. 107

[19] Белый А. «Символизм как миропонимание», М., 1994, с.340.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.