рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Русский печной изразец

рельефных изделиях, изображения цветов на расписных изразцах более

реалистичны и красочны.

В середине второй половины XVIII века начали выделываться раппортные

изразцы, на которых сюжеты размещались на 2-х, а чаще на 3-х поставленных в

ряд изделиях. Они выделывались с пояснительными надписями и без них. На

некоторых раппортных изразцах подписи заменялись кавычками. Они

предшествовали более поздним изразцам без подписей.

В течение всей второй половины XVIII века почти все керамические

производства выделывали в больших количествах расписные изразцы с сюжетами

без подписи, рисунки которых не выходили за пределы лицевой пластины

изделия. Они отличались от своих предшественников середины века более

сложным рисунком декоративных рамок.

В 80-х годах XVIII века повсеместно начинают выделывать расписные

изразцы с упрощёнными сюжетами. Опять появляется синяя роспись по белому

фону. Этими изразцами облицовывали более простые по своим формам печи. Это

был первый этап к переходу изготовления более упрощенных и дешевых изделий

для печей следующего столетия.

Одновременно выделывались и более сложные изразцы с крупной синей

росписью. Из них складывали композиции из больших ваз, корзин с цветами,

венков, гирлянд, которые размещались на центральной части печного зеркала.

Более богатые печи украшались колонками, нишами и сложными по форме

завершениями.

Гибкое, быстро перестраивающееся производство, не прекращающийся

спрос на изделия, покровительство сильных мира сего обеспечивала ему

органичное существование в этом столетии.

XIX век не внес ничего нового в историю народного изразцового

искусства. Чётко прослеживается спад того взлета, который был достигнут в

расписных многоцветных изразцах в третьей четверти XVIII века. Сюжеты

начинают постепенно упрощаться, тона эмалей теряют прежнюю яркость. В

первой четверти XIX века вновь появляются многоцветные изразцы с

пояснительными надписями, но они бытуют очень короткое время, уступая место

изделиям с упрощенной росписью.

Широкое внедрение изразцовых печей в дома зажиточного городского и

сельского населения требовало более дешевых изделий, не чуждых вкусам новых

потребителей.

В сюжетах этих изразцов находят отражение события окружающей жизни,

исчезают аллегорические сценки, поучительные надписи, идилистические

пейзажи в пышном обрамлении. Персонажи больше не облекаются в античные тоги

и экзотические одежды: в их костюме обстоятельно передаются характерные

бытовые детали. Таково, несколько условное, но в достаточной мере точное

изображение уланов и гусаров в формах 10-20-х годов и людей в костюмах 30-х-

40-х годов XIX века на изразцах того времени, хранящихся сегодня в музее-

заповеднике ''Коломенское''. Печи, облицованные цветными изразцами с

несложной росписью, делали дом уютнее, жизнерадостнее. В таких изразцах ещё

сохранились традиции непосредственного, самобытного народного творчества.

Однако и в этой росписи происходили определённые перемены. Изменился сам

тип росписи: сочная живопись уступала место сухому графическому рисунку,

стал преобладать холодный голубой цвет в сочетании с желтым и коричневым,

наконец, нарядное орнаментальное обрамление сменилось узенькой строгой

каймой.

Ту же эволюцию можно наблюдать и в декоре очень широко

распространённых в первой трети XIХ века орнаментальных изразцов с вазонами

и букетами. Многоцветная роспись сменяется здесь однотонной синей.

Отголоски живописного стиля ещё чувствуются в асимметричной композиции с

фруктовой веткой в пышных, сочно написанных барочных завитках. С годами

рисунок все более упрощается, становится суше. В конце концов вся

композиция сводится к двум крайне упрощённым веточкам, расположенным крест

на крест в ромбовидной рамке. Подобные изразцы дешевые, несложные в

производстве, были особенно распространены во многих провинциальных городах

и деревнях России.

В дворянских особняках печи выкладывали сложными по исполнению белыми

рельефными изразцами с орнаментом и изображениями, выполненными в стиле

классицизма. Они напоминают античную скульптуру и являются образцами

высокого мастерства безвестных исполнителей. Но, сплошь покрытая белой

эмалью, эта керамика в большей мере теряла свою теплоту, печи становились

параднее, официальнее.

На этом этаже и угасает производство изразцов как своеобразное и

яркое народное творчество.

Оно возникло в XV веке, достигло своего апогея во второй половине

XVII века и перешло в технически оснащённые цеха предприятий керамической

промышленности в XIX столетии.

В творениях народных мастеров ярко проявилась их художественная

одарённость, высокое мастерство, тонкое понимание материала и свободное

владение техникой. В них всегда прослеживаются ясность замысла, чёткость

композиции и умение сочетать утилитарные и художественные задачи.

Народные художники на всём протяжении их многовековой деятельности с

исключительным мастерством отразили в своём искусстве жизнь, стремления и

чаяния своего народа, для которого они творили и частью которого были сами.

Всё это даёт право считать изразцовое искусство подлинно народным и глубоко

национальным русским искусством.

Глава IV. Уральский изразец. Керамика сегодня.

В каждом районе, городе существовал свой традиционный узор, свои

излюбленные сочетания красок. Так и изразцы, выполненные уральскими

мастерами, имеют свои характерные особенности.

В Прикамье изразцы появились в последней четверти XVII века. Изделия

уральского керамического производства украсили соборы Соликамска и других

старых уральских городов. До сих пор они сверкают яркими красками на

фасадах Богоявленской церкви, северного крыльца Троицкого собора в

Соликамске, церкви в селе Ленва, часовни Спаса – Убруса в Усолье.

Четкие упругие линии рисунка при невысоком рельефе, гармоничная

композиция, чистый зеленый цвет с неожиданными всплесками голубого и

желтого – всё это характерно для изразцов, производившихся на Урале.

Сюжет рисунка изразцов Богоявленской церкви и Троицкого собора

напоминает ''балахинские кафли''. Любопытно, что рисунок часто совпадает

полностью, но даётся в зеркальном отражении. Это, видимо, связано с тем,

что строители завезли с собой готовые образцы и использовали их при

изготовлении новой формы.

На балахинских кафлях часто рисовали крупную птицу с открытым клювом

– ''оглядыш''. Она оглянулась – повернула голову к летящей крохотной

птичке, вестнику. Оглядыш есть и на соликамских памятниках, но вестника на

них нет, видно ''потерялся'' в дороге. На других плитках птица неясыть, по

легенде выклёвывающая свою грудь, чтобы накормить птенцов. Присутствует на

изразцах изображение ворона, несущего в лапе початок, другой лапой

опирающегося на какой-то причудливый цветок. Есть здесь заморская диковина

– индюк и сказочная жар-птица.- павлин с распущенным хвостом (рис…..).

Каждая из птиц стоит в центре плитки, в рамке из затейливого

растительного орнамента. Рисунок рамки продуман так, что при раскладке

изразцов вперемешку все завитки объединяются в общую композицию. По замыслу

мастера, отдельные кафли, складываясь вместе составляют непрерывную

красочную ленту – ''раппорт''. Ленты опоясывают храм в два, три яруса, и

дают при солнечном освещении впечатление нарядности, праздничности.

Уникальный и не имеет себе подобных в русской архитектуре изразцы

часовни Спаса –Убруса, построенной во второй половине XVII века. На них

изображен излюбленный в народном искусстве мотив – вещая птица Сирин,

полудева, полуптица, родная сестра сладкозвучных сирен классической Эллады.

На Руси мифологическая Сирена зажила самостоятельной жизнью. Образ ''птицы-

души'' – райской птицы Сирин встречается в произведениях древней

письменности; на золотых ювелирных изделиях; на расписных деревянных

прялках Севера; в керамике многих Строгановских построек XVII –нач. XVIII

веков.

Усольская птица Сирин отличается от всех известных русских

изображений. Она как бы вновь обретает черты мифической Сирены – это

трубящая птица с девичьим лицом, с короной на голове.

Недалеко от часовни, на месте бывшего села Ленва, стоит каменное

здание Троицкой церкви. Фасады этой церкви также богато отделаны цветной

керамикой.

Абсолютный вкус, чувство формы и цвета делают пермские изразцы

настоящими произведениями искусства.

Из изразцов Соликамского производства сохранились также отдельные

изразцы и многоизразцовые печные клейма, хранящиеся в местном краеведческом

музее. Клейма, близкие по времени их изготовления к началу XVIII века, не

имеют росписи, в то время как у более поздних всё свободное от рельефа поле

изразцов заполнялось примитивной синей росписью. По своей композиционной

структуре они очень близки к аналогичным балахинским и московским печным

клеймам (рис…..).

Соликамских печей первой половины XVIII века не сохранилось.

Многоизразцовые клейма в местном музее и несколько фотографий с утраченных

печей дали возможность выполнить их реконструкции (рис…..)

В фондах Екатеринбургского краеведческого музея хранится ряд

изразцов, среди них несколько предметов печного набора, привезённые из

Соликамска.

Стенные изразцы, изразцы из пояса печи, а также отдельные колонки

имеют белый фон, примитивную роспись голубой и синей эмалью.

Хранятся здесь и изразцы, повторяющие широко распространённые на Руси

мотивы, о которых говорилось в предыдущей главе. Это рельефные изображения

сказочного животного – лютого грифа и воинственного всадника, по видимости,

Александра Македонского, так как голову его венчает корона. Изразцы

квадратной формы, с внушительными размерами 37х37, имеют пояснительные

надписи. Покрыты они разноцветной поливой.

Имеются также изразцы, снятые в самом Екатеринбурге, вероятно,

изготовленные здесь же. Они представляют собой гладкие без рель. Скромно

украшен незатейливым орнаментом синего цвета изразцы из пояса и козырька

печи, а стенной и угловой изразцы имеют лишь узкую рамку. Фон, как и у

соликамских изразцов – белый. Вынуты все эти предметы из одной печи, о чем

говорит единая цветовая гамма и одинаковое композиционное решение всех

кафлей.

О том, что в Екатеринбурге было собственное керамическое

производство, свидетельствует запись в каталоге Сибирско-Уральской научно-

промышленной выставки 1887года.

Вот, что говорится в разделе: ''Полуфаянсовая, глиняная посуда и

прочие изделия'':

''Фабрика в Екатеринбурге, при реке Исети. Заведует управляющий. 1

мастер, рабочих 15 человек, 3 живут при фабрике, остальные на стороне.

Двигатели: 2 конных привода в 4 силы. Исполнительный механизм: 2 глиномялки

бегуны, жернова и до 12 кругов ручных и ножных, 1 пресс. Для годового

производства требуется: глины огнеупорной до 20 тонн пудов, кварца до 10

тонн пудов, глазури до 200 пудов, гончарной глины до 5 тонн пудов. Глина

огнеупорная из Кунгура, гончарная Пермского уезда, глазурь итальянская.

Изготавливается изразцов до 10 тыс шт. Средние по 50 коп., угли по 1 руб.,

кварцевого кирпича т. по 60 руб., огнеупорный обыкновенный по 25 руб.,

трубы огнеупорные и гончарные от 25 коп., чаши и раковины от 3 руб. и проч.

Топливо: дров 4 куб. саж., хвои и пней до 50 куб. саж., каменного угля до

3тыс пуд. Сбыт преимущественно на Урале и в Сибири до Иркутска и часть в

европейской России''1.

Старинное уральское производство стало основой для последующего

развития керамики. Фарфоро-фаянсовые производства на Урале в первой

половине XIX века действовали помимо Екатеринбурга в Шадринске, Нижнем

Тагиле, Перьми.

Гончарная традиция продолжается и сегодня в творчестве отдельных

мастеров и целых промыслов, в авторских изделиях и тиражных промышленных

вещах, обращаются к ней самодеятельные художники и детские студии.

''Очевидный аспект интереса к народному искусству, то что рукотворная

вещи призвана разрушать стандартность нашего окружения, внести в окружающую

среду элемент непосредственного человеческого чувства.

Для сохранения своей суть человеку необходимо иметь в своём окружении

вещи, рукотворного происхождения. Это один из путей реализации высочайшей

ценности – межчеловеческого общения. Имея дело с вещами стандартными,

созданными машиной, человек теряет ощущение собственного духовного

богатства''2 Эстетика природного материала познаётся мастерами в их

будничной практике, в процессе изготовления изделий. Свойство и возможности

материала ощущаются резкой, воспринимаются глазами, пробуждая в душе

мастера желание творить. На керамике легче всего пронаблюдать, как

рождается пластический образ, объединяющий материальную и духовную суть

изделия.

1.Каталог Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки.

Екатеринбург,1887г.С.10.

2. Капусдикас А.С. ''Уроки народного искусства'' М.,1986г. С. 40

Ручной труд мастера сочетает в себе различные стороны человеческой

деятельности. Проявляя в неразрывном целом способность человека чувствовать

и творить, работать и радоваться, познавать и учить других, труд такого

мастера наиболее полно реализует в себе целостного человека.

Создатели керамических изделий, как правило, универсалы. Они много

знают о глине, её составе и свойствах, умеют пользоваться гончарным кругом,

умеют достигать необходимых температур в печах для обжига, владеют тайной

изготовления поливы, словом, это художники и технологи одновременно.

Таким мастером универсалом является Сергей Анатольевич Гаврилов,

преподаватель Катайского педагогического училища. Он сам был выпускником

художественно-графического отделения этого училища, после чего поступил в

Нижнетагильский пед. Институт, по окончании которого, в том же 1984 году

вернулся в пед училище в качестве преподавателя. Его предмет

–художественная обработка материала. На уроках Сергея Анатольевича учащиеся

пробуют свои силы в резьбе по дереву, в технике шпона, линогравюры и

конечно же большой интерес для них представляет работа с глиной, с этим

податливым материалом, способным будить фантазию и воплощать любые замыслы.

Не случайно выбирают студенты для выполнения дипломных работ -

изготовление керамических изделий: среди них - вазы, украшенные лепным

рисунком, квасник в ''русском стиле'' с символическими изображениями рая и

ада., мелкая пластика – фигурки людей и животных.

Сам Сергей Анатольевич вплотную занялся керамикой около 3 –х лет

назад. Срок не большой, но для творческого человека и в малый отрезок

времени достижимы высокие результаты. На зональной выставке среди

преподавателей и учащихся ХГО пед училищ. 1997 года он получил диплом I

степени. Такие выставки проходят каждые два года, на прежних – Гаврилов

выставлял свои живописные работы, но сейчас его творческое вдохновение

воплощается в глине и на седьмую зональную выставку, которая будет

проводиться в Башкирии, снова поедут керамические изделия.

Интересны все предметы, находящиеся в мастерской Сергея Анатольевича.

С большим юмором выполнены 365 (по числу дней в году) фигурок, забавно

изображающих различные жизненные ситуации. Каждую отдельную сценку

составляют от двух до четырёх персонажей. За основу формы взят конус.

Нельзя смотреть без улыбки на ''Поющих котов'' или деловитых

''Туристов''. Весело и самоиронично изобразил Гаврилов группу: ''Художник и

модель''. Наталкивает на размышление композиция ''Белая ворона'', хотя и в

ней есть доля юмора.

Лирическое настроение навевают три ангела в белых, чуть мерцающих,

одеждах. Эту работу Гаврилов планирует показать на ближайшей выставке.

Интересуют мастера русские народные традиции, в них он черпает

вдохновение, выполняя игрушки-свистульки, панно, состоящее из нескольких

десятков глиняных плиток с рельефными изображениями по мотивам лубков

(рис….)

Эти нравоучительные, познавательные, весёлые картинки для народа,

размноженные в сотнях экземпляров, издревле пользовались любовью не только

в России, но и в других странах. Место и время их рождения теряется в дали

столетий. Вслед за религиозной народной картинкой обрели право на

самостоятельную жизнь листы светские – забавные карикатуры, рисунки на темы

излюбленных песен, сказок, романов и повестей. Народным картинкам

свойственна поэтическая образность содержания, крайняя вольность языка и,

вместе с тем, нравственная чистота.

Многообразные по темам, образам, эти картинку своеобразное

свидетельство жизни и быта народа на протяжении многих столетий.

Гаврилов использовал в своём панно наиболее распространенные на Руси

XVIII века сюжеты лубочных картинок. Это и аппозиционные листы

раскольников, которые резко осуждали деятельность Петра I. Они изображали

его в виде сидящего кота с аккуратно подстриженными усами и надписью,

пародировавшей государев титул: ''Кот казанский, ум астраханский, разум

сибирский…''. И лубки с немецких и французских народных картинок и даже с

гравюр профессиональных художников. Среди действующих персонажей

Полишинель, породивший впоследствии целую серию ''шутовских'' картинок.

Дурачок и охальник с крючковатым носом сидит верхом на свинье. У него

появляются сотоварищи – шуты Фарнос и Гонос, Фома и Ерёма, Парамошка и

Савоська. и др. Здесь же изображения народных празднеств и гуляний:

популярные на масленицу кулачные бои – ''стенка на стенку'', ''пляска''

медведя и козы под музыку поводырей.- ''Медведь с Козою прохлаждаются''.

Существует серия любовных картинок. В них рассказывается о представителях

всех сословий. ''Черныё глаз, поцелуй хоть раз'', - шепчет франт дворянин

барышне, - ''тебя не убудет, а мне радости прибудет''. По примеру господ

ухаживают и слуги: ''Душа, Танюшка, - просит лакей Ванюшка, - люби меня,

будь во век моя''. ''Яков – кучер кухарку обнимает…'', ''Отдай мне

ведра….'', - кричит дворнику судомойка и т.д.

Немалое количество картинок посвящено было пьяницам и кабакам.

Например, одна из них представляет похвалу хмеля: ''Аз есть хмель, высокая

голова… Руки мои держат всю землю''. В центре изображен сам разросшийся

хмель, а вокруг все беды, которые могут приключиться с пьяным богачом,

монахом, работником.

Выбор лубков в те давние времена был обширен. Каждый желающий мог

выбрать картинку по своему вкусу и разумению. Вряд ли кто мог тогда

предположить, что и через двести лет после своего рождения лубочный лист

будет вызывать такой живой интерес. Любопытен он не только учёным,

специалистам – исследователям древности, но и современным мастерам,

занимающимся декоративно-прикладным искусством. Интересен как своей

техникой , так и сюжетным замыслом. Вот и Сергей Анатольевич в своем панно

использовал образы с лубочных картинок. Несколько изменив структуру лубка,

он вынес пояснительные надписи на отдельные плитки так, что получилось

чередование изображений и текста. От этих глиняных рельефов веет теплом,

задором, свойственным русской душе. Хочется подробно, во всех деталях,

рассмотреть каждую сценку, обращая внимание на одежду персонажей, выражения

их лиц, жесты, ведь выполнены они с большим мастерством.

Немало времени потребовалось для тог, чтобы изучив материалы о лубке,

создать это панно, включающее в себя 40 плиток – изображений и 14 –

пояснений к ним. Выполнены плиты из местных глин, обжигались без применения

поливы.

У Гаврилова ещё множество задумок, которые предстоит выполнить в

материале. Такие мастера, как Сергей Анатольевич, способствуют сохранению и

развитию национальных традиций.

Живое наследие традиции, естественно живущее в народе художественное

мастерство – залог органического продолжения исторической традиции.

Заключение.

Устойчивость традиционных форм в народном декоративном искусстве

объясняется стремлением народных мастеров исходить из ранее созданного,

практически усовершенствованного и отстоявшегося образца, варьировать и

шлифовать его.

''Народ… выбирает, сохраняет и несёт, шлифуя на протяжении многих

десятилетий, только самое ценное, самое гениальное''.1

То, что традиция изразца продолжалась на протяжении длительного

времени – подтверждает совершенство этого промысла.

От доисторических времён детство человечества до дней космической эры

обыкновенная глина всегда являлась первоосновой различных керамических

изделий. Поливная керамика, облицовочные кирпичи и плитки вошли в

декоративное убранство как внешнего вида зданий, так и интерьеров.

Каждая эпоха вносила свои характерные особенности во внешний вид

изразцов.

После значительного расцвета производства древнерусской монументально-

декоративной керамики в Киевской Руси наступает известный упадок. В

дальнейшем, в XV-XVI веках русские гончары добились отдельных выдающихся

достижений в искусстве керамики. Однако лишь во второй половине XVII века

эти достижения были объединены и творчески переработаны в принципиально

новой технике – майолике, получившей иные художественные качества.

Развивавшаяся в русле традиций русского искусства, эта майолика носила

яркий национальный характер. В развитии русского изразцового дела в XVIII

столетии можно наметить несколько периодов. В начале века наружная

изразцовая облицовка постепенно исчезает, переходя в облицовку внутри

помещения, что было вызвано изменениями в русском зодчестве того времени.

Меняется облик и самих изразцов. Постепенно исчезает рельеф, появляется

гладкая белая поверхность с яркой и сочной

1.Калинин П. И. Об искусстве и литературе, М., 1957г. С.155-156.

росписью, с преобладанием зеленого, коричневого, фиолетового и желтого

цветов. Наряду с этим в первой половине века существовало производство

белых кафельных плиток с синей росписью, подражающих голландским кафлям.

В конце столетия в связи с изменениями интерьера и декора печей

появляется новый тип изразцов. В их украшении преобладает орнаментальная

роспись, которая вскоре уступает место белым рельефным изображениям на темы

античной мифологии и соответствующему орнаменту.

Производство керамики, в основном архитектурной, в XIX – нас ХХ веках

сосредоточилось в нескольких керамических мастерских, выполнявших

отдельные заказы на уникальные украшения и стандартные декоративные детали.

Русским изразцам примерно девятьсот лет. Сменились поколения,

правители, но по-прежнему опытные гончары обжигали в горнах глиняные

коробки без крышек, раскрашенные и разрисованные с одной стороны. Для

людей, для их радости и удовольствия создавали художники –гончары

невиданной красоты керамическое убранство. И это стремление столь

благородно и естественно, что хотя бы уже по этому изразцы должны жить и

в будущем.

Список литературы.

1. Акунова Л.Ф., Крапивина В. А. Технология производства и декорирование

художественных керамических изделий. М., 1983.

2. Барадулин В.А., Сидоренко В. Т. Подсобные художественные промыслы

России. М.,1982.

3. Баранова С.А. Изразцовое действо://Родина, 1994,№1С. 114-116//

4. Баранова С. А. Рукодельных хитростей изрядные изыскатели: //Родина,

1994,№2С 77-79//

5. Белов В. И. Лад. Очерки о народной эстетике: печники, гончары, М., 1982.

С. 49-52

6. Бусева-Давыдова И.Л. Древнерусское жилище://Иск-во, 1996,№2.С. 7-9//

7. Габриэль Г., Симулин А. Керамика в интерьере://Декоративное искусство.

1985,№4, С. 38-41.//

8. Иванов-Городов Н.Н. Производство печных изразцов. М., 1948

9. Иманов Г.М., Косов В.М., Смирнов Г.В. Производство художественной

керамики. М., 1985

10. Капцедикас А. С. Искусство и ремесло. М.,1977

11. Каталог Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки: гр. 142

полуфаянсовая, глиняная посуда и пр. изделия. Екатеринбург, 1887.

12. Ковалёв В.М., Могильный Н.П. Русская кухня: традиции и обычаи .М.,

1992, С 63-65.

13. Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в

XVI –XVII столетиях, М, 1992

14. Левко Н. Витебские изразцы XIV – XVIII в. Минск, 1981

15. Малолетков В. Борьба с глиной://Культура, 199521/I.С. 4//

16. Маслих СА. Русское изразцовое искусство XV-XIXв. М.,1983

17. Миловский А.С. Скачи, добрый единорог: сказ про поливной изразец. М.,

1983, С. 63-75

18. Немцова Н.И. Исследование и реставрация русских изразцовых печей XVII-

XVIII вв. М, 1989

19. Овсянников Ю.М. Солнечные плитки. Рассказы об изразцах.М.,1967.

20. Овсянников Ю.М.Лубок. Русские народные картинки XVII-XVIIIвв.М., 1968

21. Павловский В.В. Декоративно-прикладное искусство промышленного Урала.

М., 1975.

22. Панкеев И.А. От крестин и до поминок. Обычаи, обряды, предания русского

народа: дворы и дома. М., 1997, С.158

23. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы.М.,1984.

24. Пруслина К.Н. Русская керамика кон. XIX – нач. ХХ в. М., 1974

25. Русское декоративное искусство. В 3 т. ред. Леонова А.И. , М.,1962-65

26. Рябцев Ю.С. Мир русского крестьянства: крестьяне, жилище и

утварь//Преподавание истории в школе, 1995, №3.С.62-66//

27. Сагалатов В.В. Производство печных изразцов. М., 1949

28. Семёнова М. Мы славяне: Огонь Сварожич; начнём от печки. С-Пр, 1997, С.

35-8; 170-178

29. Семёнова М. У очага наших предков://Очаг, 1993,№5-6, С. 4-8//

30. Сергиенко И.И. Сюжеты и орнаменты русских изразцов XVIII

века://Памятники русской народной культуры XVII-XVIIIвв., М, 1990 С. 29//

31. Спегальский Ю.П. Декор псковских изразцовых печей XVII в. (Каталог

выставки) Псков, 1976.

32. Теребилов П.С. Искусство из глины: //Усадьба, 1995, №3, С. 36-37//

33. Тикибаева С.С., Ахметов С.Ф. Секреты древних глазурей://Природа,

1991,№3С. 50-55//

34. Топоркова А.М. Хлеб да соль: о символике жилища //Родина, 1994,№9, С,

118-119//

35. Федотов Г.Я. Послушная глина .М., 1997

36. Филичко А.Ф. Как сложить печь. Челябинск, 1991

37. Чикильдин С.А. Художественное оформление гончарных изделий и

производство изразцов. М., 1948

38. Чикильдин С.А. Производство изразцов и облицовочных плиток. М., 1953.

Список иллюстраций.

1. Типы румп: а) коробчатая XVI-XVII в-в;

б) отступающая от краёв изразца XVII-ХIX в-в;

в) коробчатая XVIII-ХIX в-в

2. Профили стенок румп, отступающих от краев изразца:

а) Москва и Центральная Россия.

б) в) Великий Устюг и Тотьма;

г) Александровская слобода;

д) Петербург.

3-4. Красные широкорамочные печные изразцы. Конец XVI- первая половина XVII

в.

5-6. Муравленые изразцы московского производства из декора Троицкой церкви

в Костроме 1645-1650г.

7-8. Расписные печные изразцы петербургского производства. 10-20-е годы

XVIII в.

9-10 Расписные печные изразцы московского производства. Вторая треть

XVIIIв.

11-12. Расписной печной изразец московского производства. Вторая половина

XVIIIв.

13-15. Расписные печные изразцы с синей росписью. Третья четверть XIXв.

Изразцы Соликамского производства.

16. Печное клеймо из девяти рельефных изразцов из печи жилого дома в

Соликамске. Первая четверть XVIIIв.

17. Фрагмент фриза из рельефных изразцов Богоявленской церкви в

Соликамске. 1687.

18. Расписной печной изразец с синей росписью Балахнинского производства.

Последняя четверть XVIII в.

19. Расписной печной изразец с синей росписью Соликамского производства.

Последняя четверть XVIII в.

20. Печь, облицованная рельефными изразцами с росписью. Первая половина

XVIII в. Реконструкция.

21. Печь, облицованная рельефными изразцами с росписью. Первая поло вина

XVIII в. Реконструкция.

Изразцы Екатеринбургского краеведческого музея.

22-23. Изразцы полихромные. Начало XVIII в.

24. Печной набор расписных изразцов с синей росписью Соликамского

производства. Последняя четверть XVIIIв.

25. Печной набор расписных изразцов с синей росписью Екатеринбургского

производства. XIXв.

26-26. Фрагменты панно мастера –керамиста С.А. Гаврилова.

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Уральский Государственный Университет им. А.М. Горького

Факультет искусствоведения и культурологии

Кафедра истории искусств

Русский печной изразец

Допустить к защите:

Дипломная работа

Зав. кафедрой

студентки V курса

Кабановой Ирины

Анатольевны

Научный руководитель

Преподаватель кафедры

музееведения

Гончаров Юрий

Анатольевич

Екатеринбург

1999г.

Оглавление.

Введение. 2-4

Глава I. О керамике и изразце. 5-8

Глава II. Символика печи. Эволюция форм. 9-16

Глава III. Из истории изразца. 17-34

Глава IV. Уральский изразец. Керамика сегодня. 35-42

Заключение. 43-44

Список литературы.

45-46

Список иллюстраций.

47-48

Иллюстрации.

49-64

-----------------------

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.