рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Осенние натюрморты

жанра и делает живопись неодушевленных предметов сферой поиска не только

форм и содержания, но и поиска личного взгляда художника на окружающее, его

понимание и ощущение жизни, выработку своего стиля.

Радость непосредственного общения с натурой, живой источник

изобразительного искусства, в работе над натюрмортом приобретает особый

смысл. «Натюрморт - одна из острых бесед живописца с натурой». В работе над

натюрмортом никто не отвлекает художника, заставляя его сосредоточиться на

собственной живописи, ибо от красоты, глубины и выразительности живописной

речи зависит в натюрморте красота и глубина выразительного образа, острота

тех ассоциаций, которые этот образ рождает у зрителя. Осмысление простых

предметов как частица реальности делает таким этот замечательный жанр

живописи.7

2.2. Особенности выбранного жанра

Мир вещей в натюрморте всегда призван раскрыть их объективное

своеобразие, неповторимые качества, красоту. Вместе с тем, это всегда

человеческий мир, выражающий строй мысль и чувств, отношение к жизни людей

определенного общества.8

В чем же состоит отличие этого жанра от других? Что может дать

живописцу изображение неодушевленных вещей?

В отличие от портретной живописи, имеющей дело только с человеком, или

пейзажем, воссоздающего природу и архитектуру, натюрморт может состоять из

различных вещей домашнего и личного обихода человека, элементов

растительного мира, произведений изобразительного искусства и многого

другого.

Натюрморт больше чем какой-либо другой жанр ускользает от словесных

описаний; натюрморт надо внимательно смотреть, разглядывать, погружаться в

него, так как он учит постигать собственно живопись, любоваться его

красотой, силой, глубиной - только так постигается истинное содержание

любой картины, ее образ.10

В натюрморте живописец обращается к миру неодушевленных вещей, выделяя

их из всего богатства окружающего мира.

Натюрморт отличается особыми принципами построения композиции при всем

различии исторических и индивидуальных форм этого жанра на разных этапах

его развития. Предметы здесь взяты обычно вблизи, так что взгляд может их

как бы ощущать, оценить в первую очередь их собственно материальные

качества - их тяжесть, пластику форм, рельеф и фактуру поверхности, детали,

а также их взаимодействие со средой - их жизнь в среде. Масштаб композиции

в натюрморте ориентирован обычно на размер комнатной малой вещи, откуда

большая интимность натюрморта по сравнению с другими жанрами. При этом сама

форма натюрморта глубоко и многоярусна, многосложна, содержательна:

структура натюрморта, постановка, выбор, точка зрения, состояние, характер

трактовки, элементы традиции и др.

В натюрморте художник не просто изображает предмет, но посредствам их

выражает свое представление действительности, решает разнообразные

эстетические задачи.

Сущность «содержания» натюрморта (по Б. Випперу) - в отношении

человека и предмета в чувстве предметности жизни, естества материи... Это

«в определенном смысле целое мировоззрение, определенное понимание

видимости, ощущение реальности».11

К этим словам можно лишь добавить, что предметы - это язык, на котором

говорит художник, и он должен владеть этим языком в совершенстве.

Как самостоятельный жанр искусства натюрморт сильно воздействует на

зрителя, поскольку вызывает ассоциативные представления и мысли во время

восприятия неодушевленных предметов, за которыми видятся люди определенных

характеров, мировоззрений, различных эпох и т.д.

Влияние натюрморта зависит прежде всего от верно выбранной и правильно

раскрытой темы, а также от особенностей творческой индивидуальности того

или иного художника.

Натюрморт, как ни какой другой жанр непосредственно связан с

соотношением к изображению, к решению определенной изобразительной задачи.

При всем разнообразии, огромном количестве формы разновидности

натюрморт остается «малым жанром», но именно этим и ценен, потому что

обращает живопись, прежде всего к самой себе и ее вечным ценностям и

проблемам.

2.3. Модель выполнения натюрморта

Рассматривая жанр натюрморта, можно заметить, что он отличается

своеобразными принципами. Натюрморт становится произведением искусства,

если художник видит его сюжет, особенности композиции формы, цветовую

гамму, как единое пластическое целое явление.

По сравнению с тематической картиной или пейзажем, в творческом

натюрморте художник свободнее распоряжается компоновкой предметов, которые

можно в случае необходимости поменять местами, передвинуть, изъять,

наконец, изменить уровень зрения на постановку. Вся композиционная работа

сосредотачивается на вопросах размещения натюрморта в пределах картинной

плоскости. В зависимости от характера натюрмортной группы - ее высоты и

ширины, глубины пространства, степени контрастности предметов по величине и

цвету определяется формат и размер плоскости, положение композиционного

центра, находятся тональное и цветовое решение, ведутся поиски наиболее

выгодной композиции, в которой найдут свое решение вопросы равновесия,

пропорциональных отношений.

В организации композиции используют различные виды ритмов -линейные,

тоновые, цветовые. Особую роль играют контрасты. Выделяя те или иные

участки изображения, они делают их то более заметными, то затухающими.

Произведение, построенное на еле заметных колебаниях света и том без

определенных акцентирующих внимание зрителя «вспышек», кажется

однообразным, монотонным, лишенным живописной выразительности. Резко

звучащие контрасты (масштабные, тоновые) создают напряжение, динамику. В

противоположность симметрии, динамическое изображение строится на резких

сдвигах центра композиции с оси картинной плоскости. В этих случаях ритмы

направлены на достижение зрительного равновесия масс.

Ритм организует изображение. Заложенный в структурную основу

натюрморта, он создает зрительный каркас, который руководит нашим

зрительным восприятием. Зрительно сопоставляя одни элементы соображения с

другими, мы выделяем главные из них и сосредотачиваем на них внимание.

Однако не любая повторяемость может создать нужный в композиции натюрморта

ритм. Излишне назойливое нагромождение ритмов усложнит композицию, сделает

ее сухой и маловыразительной. В связи с этим следует избегать нарочитой

расстановки предметов. Зритель не сможет спокойно воспринимать труппу, если

светлые предметы (или пятна) через один будут чередоваться темными. Такое

чередование вносит пестроту и дисгармонию в общую тоновую гамму. Это

относится и к цветовым построениям. Надо создавать гармонично

организованный ритм, делать мягкие переходы от одного элемента к другому.

К тонкостям поиска формата относится выяснение величины свободных мест

слева и справа, сверху и снизу от группы предметов. Наиболее выгодно

помещать основную грушу на втором плане, при этом несколько сокращается

величина изображения, однако сохраняется воздушная перспектива, действующая

от переднего плана в глубину картинной плоскости.

При наличии значительного количества свободного места с той или иной

стороны формата, смысловой, зрительной и композиционный центры оказываются

сильно смешанными в противоположную сторону. В подобных случаях натюрморт

выглядит перегруженным в той части, где располагается основная масса, и тем

самым нарушается композиционное равновесие.

Мир вещей в натюрморте всегда призван раскрывать их объективное

своеобразие, неповторимое качество, красоту. Вместе с тем, это всегда

человеческий мир, отражающий строй мыслей и чувств, отношение к жизни.

Предметы - это язык, на котором говорит художник, и он должен владеть этим

языком. В пучке зелени живописец выражает полноту жизни, в морской раковине

- изощренное мастерство природы, в кухонной посуде - радость будничного

труда, в скромном цветке - целую вселенную.

Натюрморт - «не только художественная задача», но и целое

мировоззрение. Мир вещей - это человеческий мир, созданный, сформированный

и обжитый человеком. Это и делает натюрморт при всей внешней скромности его

мотивов, жанром глубоко содержательным.

Предмет быта, согретый теплотой повседневного общения с людьми,

позволяет прикоснуться к их жизни более осязательно и интимно, чем это

возможно в развернутой сюжетной картине. Вещи в живописи, не всегда,

конечно, выступают в «жестком» специально им посвященном жанре

натюрморта Они оживляют и заполняют комнаты в живописных

изображениях интерьеров, играют иногда не меньшую роль, чем люди в

жанровых или исторических сценах, наконец, они сопровождают нередко

человека и в портрете.

Показать вещи вплотную, на близкое расстояние, заставить вглядеться в

них - в этом пафос натюрморта.

2.4. Объекты, изображаемые в натюрморте

Натюрморт - это прежде всего предметы, которые организованы

тематически, связаны смысловым содержанием и несут в себе определенную

идею.

Их можно разделить на две больших группы: природные предметы (цветы,

плоды, снедь, рыба, дичь и т.д.) и вещи, сделанные руками человека.

Особенности природных объектов натюрморта - их недолговечность. Как

правило, они относятся к природному миру (хотя бывают и исключения).

Вырванные из естественной среды, они обречены на скорую гибель, цветы

вянут, плоды загнивают, дичь портится. Поэтому одна из функций этого жанра

- придать неизменность изменчивому, закрепить не стойкую красоту, одержать

ход времени, сделать тленное вечным.

Это придает натюрморту философичность и глубину, всегда

привлекательные для зрителя.

Предметы, изготовленные человеком, как правило, сделаны из долговечных

материалов: металла, дерева, керамики, стекла, они относительно стабильны,

их формы устойчивы.

Отличие изготовленных вещей от природных объектов заключается в той

содержательной стороне, которую они играют в натюрморте. Они в значительно

большей степени служат характеристикой человека и его деятельности, вносят

в натюрморт социальное содержание, дает в нем место теме труда и

творчества.

При всем различии природных и искусственных предметов они имеют общие

черты, позволяющие органично объединить эти предметы в натюрморте. И те, и

другие являются частью интерьера, относительно не

велики по размерам, гармонично сочетаются друг с другом (вазы и цветы,

блюда и фрукты). Главное же, что объединять их - воздействие на человека.

Огромное разнообразие мира вещей бесконечно расширяет содержательные

возможности натюрморта.

Вводя в него изображения картин, гравюр, рисунков можно привносить

элементы других жанров: портрета, пейзажа интерьера - создающие новые

своеобразные пространственные, смысловые и декоративные отношения.

Натюрморт также часто обогащается изображением росписей (на подносах,

чашках), мелкой скульптуры (бюстов, статуэток; барельефов, резьбы на вазах)

и прочее.

Богатые живописные, пространственные и содержательные эффекты дают

изображение зеркал.

Кроме бытовой у вещевой есть так называемая знаковая сущность. Эта

особенность очень важна, так как без учета ее невозможно понять натюрморт и

его возможности.

При раскрытии темы необходимо учитывать символическое значение

предметов, растений, что, несомненно, влияет на характер натюрморта,

который может быть лирическим, интимным, торжественным и т.д., а также

создает некоторую особенность, индивидуальность той или иной работе.

2.5. Целостность образного восприятия в композиции

«Видеть, знать и уметь - это три ступени познания внешнего мира: от

непосредственного наблюдения - обобщению и от него к практике».12

Существует суждение, будто композиция - некая обособленная область

свободного творчества, существующая сама по себе, но работа над ней

неотделима от восприятия натуры и начинается с развития способностей видеть

натуру цельно, художественно, то есть композиционно. Представление о

будущем произведение во многом зависит от того, что подмечено в натуре,

заинтересовало и увлекло в ней. Чтобы подчеркнуть существенное, необходим

отбор впечатлений. Не изображать все, что попадает в поле зрения, не

относится к природе пассивно, механически срисовывая видимое.

В работе с натуры наиболее существенное, как вписанное в раму, должно

возникнуть в сознании прежде, чем на листе проведен хоть один штрих. Выбор

мотива, первое драгоценное впечатление заключает в себе то, ради чего стоит

взяться за работу и что должно быть замечено сразу, выбор точки зрения,

определения горизонта, установление формата - все это творческий акт.

Умения чувствовать и подмечать зерно композиции является понимания ее

в самом широком плане. Сказанное непосредственно относится и к практической

стороне, начиная с замысла постановки. Для облегчения выбора композиции

иногда используют видоискатель, то есть маленькую, вплоть до размера

спичечного коробка, рамку, в которую смотрят на объект изображения пологая

таким образом, что композиция найдена и остается только ее перенесите на

холст или лист.

Иной подход: вначале попытаться зафиксировать то, что отложить в

памяти, несколько определяющих метод, два - три пятна, самую суть того, что

затронуто, произвело впечатление при наблюдении натуры. Здесь стоит прежде

всего добиться соответствующего изображению возникшему замыслу.

Композиция должна быть не только в основе начала работы, но и в

дальнейшем корректироваться и совершенствоваться. Далеко не всегда эскизы

выполняются в том материале, в котором предполагается осуществления

главного. Иногда первичные создаются в осуществлении главного. Иногда

первичные наметки создаются ограниченными средствами линией и штрихом. Для

предварительных композиционных набросков недостаточно одного линеарного

решения. Надо обладать развитым, воображением, чтобы на основе эскиза

предвосхитить колористический строй.

Самостоятельные постановки натюрмортов способствуют развитию

композиционного мышления и создание композиций на основе случайно

поставленных предметов. При этом, сравнивая предметы, следует стремиться

наиболее рельефно искать созвучие схожих форм. И конечно постоянные

упражнения в непременной связи изображения с форматом.

Как просто и вместе с тем как дорого пронести от начала до завершения

эскиза первое яркое ощущение натуры. Когда при восприятии подлинных

произведений искусства всегда восхищает общее впечатление.

Мы любуемся красотой художественных средств, передающих содержание,

даже не пытаясь в начале познать тайну их воздействия. И лишь при

дальнейшем рассматривании начинаем постигать композиционную слаженность и

цельность образного строя.

Вот эта цельность замысла, когда говорят не убавить, ни прибавить, при

всех различиях подчерков художников и является их объединяющим признаком.

Опыт указывает на положительное влияние кратковременных рисунков,

этюдов, когда при ограниченном времени надо, не упираясь глазом в один

предмет, успевать постоянно сравнивать основные формы изображения; охватив

их и окружение единым взглядом. Это первостепенное, необходимое качество -

чувство целого отличает не только произведение изобразительного искусство,

но и характеризует высокий замысел, будь то музыкальное или поэтическое

произведение, архитектурный ансамбль. Развивая, способность цельно

воспринимать натуру влияет на создание единого замыслов композиции.13

2.6. Композиционные особенности натюрморта

Особенности образов натюрморта, передающие через неодушевленные

предметы черты и характеры людей, времени является основной композиционной

деятельности художника в этом жанре.

Натюрморт как таковой объективно не существует, он придумывается,

составляется, компонуется, специально, для того чтобы быть изображенным.

При этом неважно, что он может иметь вполне жизнеподобный реальный вид.

Вся композиционная работа сосредотачивается на вопросах размещения

натюрморта в пределах картинной плоскости. В зависимости от характера

натюрмортной группы ее высоты и ширины, глубины пространства, степени

контрастности предметов по величине и цвету определяется формат и размеры

плоскости, положение композиционного центра находится тональное и цветовое

решение, ведутся поиски наиболее оптимальной композиции, в которой найдут

свое решение вопросы равновесия, пропорциональных отношений.

В организации композиции, используют различные виды ритмов -линейные,

тоновые, цветовые. Особую роль играют контрасты. Выделяя те или иные

участки изображения, они делают их то более заметными, то затухающими.

Произведение, построенное на ели заметных колебаниях света и тени без

определенных, акцентирующих внимания зрителя «вспышек», кажется

однообразным, монотонным, лишенным живописной выразительности. Резко

звучащие контрасты создают напряжение, динамику, в противоположность

симметрии, динамическое изображение строится на резких сдвигах центра к

композиции к оси картинной плоскости. В этих случаях ритмы направлены на

достижение зрительного равновесия масс.

Ритм организует изображение. Заложенный в структурную основу

натюрморта, он создает зрительный каркас, который руководит нашим

восприятием. Зрительно сопоставляя одни элементы изображения с другими, мы

выделяем главные из них и сосредотачиваем на них внимание.

Вопросы формата в своей основе зависят от замысла, а он, в свою

очередь выражает характер группировки предметов, ее пропорции.

К тонкостям поиска формата относятся выяснения величины свободных мест

слева и справа, снизу от группы предметов. Замысел в натюрморте

подсказывает характер решение пространство в натюрморте. Это связано с

особенностями цветного строя. Характер пространственного решения связан

также с количеством относительно свободного места слева справа.

Как правило, в натюрморте, основную группу предметов располагают на

втором пространственном плане, где находится сюжетно композиционный центр.

Целью достижения, взаимосвязи композиции группы предметов с форматом

является ритмическое решение картинной плоскости, чередование пятен, пауз,

уравновешенность картинной плоскостью с определением смыслового

композиционного центра, размещение второстепенных частей, с поиском

цветовых и тональных контрастов.

Так же эффекты решения композиции как в натюрморте, создаваемом на

основе замысла, так и при работе специальной натурой постановки зависит от

необходимости учета разных уровней зрения и особенностей перспективного

построения. Различные уровни зрения на постановку дают возможность

художнику увидеть наилучший неожиданный вариант композиционного решения,

несущий в себе новизну эстетического восприятия известных предметов.

Картинная плоскость может решаться как декоративная композиция, где

необходимо сохранить впечатление плоскости, и цвет играет главную роль. В

этом случае необходимо обратить внимание на характер цветового решения, на

силу его эмоционального воздействия.

Важную роль в создании целостного композиции натюрморта играет

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.