рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Киноискусство 20 века

противодействующих армий существовали кинокомитеты, выпускавшие похожие

друг на друга агитфильмы. Иногда к их производству привлекались

кинематографисты, имеющие профессиональный опыт, в большинстве же своем

профессионалы отсиживались в Крыму. Первоначально Крым был любимой

съемочной площадкой русского кино по той же причине, что Голливуд для

американского.

Таким образом, в 20-е годы существовало два параллельных русских кино.

Каждый этап истории кино знает свою систему жанров. В русском

дореволюционном кино, как, впрочем, и раньше, на первоначальном этапе

западного кино, главными жанрами были мелодрама, комическая, авантюрный

фильм. В связи с этим принято говорить об ограниченности жизненного

кругозора тогдашнего экрана.

Значительным произведением в области приключенческого жанра были

«Красные дьяволята», которых поставил И. Перестиани по повести П. Бляхина.

Его молодые герои, увлеченные подвигами героев Купера и Войнич, как бы

указывали на литературных прародителей фильма. В кинематографическом же

плане он следовал традиции вестерна. Вместе с тем легкокрылая ирония,

которая царит в этом фильме, есть отношение к традиционному жанру, в

оболочку которого вложено новое содержание.

Через сорок с лишним лет повесть Бляхина экранизирует Э. Кеосян — его

картина «Неуловимые мстители» имела огромный успех у зрителей, разумеется,

у детей и юношества. Новая картина имеет преимущества перед старой,

зрелищность ее определила современная техника исполнения (широкий формат,

цвет и музыка, возросшее искусство постановки динамичных массовых сцен).

Любопытно заметить при этом, что старый фильм, «Красные дьяволята», не

потерял своего значения (и это стало особенно очевидным после выхода еще

двух серий повторной экранизации «Новых приключений неуловимых» и «Короны

Российской империи», в которых идея повести Бляхина постепенно

выхолащивалась). Фильм Перестиани «смотрится», он сохранил для нас

неповторимое обаяние, и, может быть, именно благодаря скромности средств,

которыми выполнен. У Перестиани в смешных ситуациях оказываются не только

герои второго плана, но и главные романтические герои. Картина как бы

схватила дух времени, его демократизм. Киноведы писали о «Красных

дьяволятах» не только как о приключенческом фильме, его рассматривали и как

характерный детский фильм, и как кинокомедию, и как историко-революционный

фильм, в котором появляются конкретные исторические герои. В 20-е годы о

«Красных дьяволятах» писали как о первом киноромане в советском кино.

В молодые, 20-е годы, формируясь из старого опыта, приключенческий жанр

сделал иронию своим стилем. На современном этапе развития жанра ирония

снова необходима, но теперь уже по отношению не только к стандартам

зарубежного образца, но и к собственным ошибкам и штампам (эту функцию

великолепно выполнил фильм «Белое солнце пустыни», где ирония как бы и

оберегает позитивный опыт жанра). И «Подвиг разведчика», и «Мертвый сезон»,

и «Семнадцать мгновений весны» показывают, как много может жанр, если

помнит о своей специфике и в то же время не бездушно полагается на нее. В

каждой из этих картин распутывается клубок исторического случая,

поразительного для нас потому, что распутывается не ребус, а человеческая

история, распутывается, чтобы иметь продолжение.

НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ФИЛЬМЫ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ.

Первый коммерческий кинотеатр в России был открыт в Петербурге в летнем

увеселительном саду «Аквариум» (там, где сейчас помещается один из

павильонов «Ленфильма») 4 мая 1896 года. А уже зимой в том же Петербурге, в

сезон 1896/97 года, Русское техническое общество устроило в Соляном городке

цикл кинематографических лекций-сеансов, на которых показывало

просветительные ленты. Кинолекции продолжались Обществом и в следующем

году.

По примеру Русского технического общества за дело организации

кинолекций вскоре взялись и другие просветительные учреждения и учебные

заведения.

Параллельно возникла идея устройства передвижного научного

кинематографа. Первые опыты в этом направлении осуществило Управление

северо-западных железных дорог. Оно приобрело проекционный аппарат,

пригласило постоянного лектора-педагога, механика и устроило киносеансы для

детей служащих дороги. Впоследствии эту работу в еще больших масштабах—для

всех петербургских школ—организовал Музей Русского технического общества.

Постепенно научное кино начинает приковывать к себе общественное

внимание. В среде научных и педагогических работников вызревает идея

постоянных просветительных кинотеатров, где могли бы показываться ленты

научного содержания и читаться лекции перед сеансом. Идея эта была активно

поддержана самыми широкими кругами педагогической, научной общественности и

даже владельцами кинотеатров.

В свою очередь была сделана попытка организовать в Москве и постоянные

научные кинотеатры. Большие усилия по внедрению научного кинематографа

употребил, например, известный московский театральный деятель С. Зимин. Он

вложил крупные средства и открыл кинотеатр на Театральной площади (ныне пл.

Свердлова)- в самом центре Москвы. Правда, этот кинотеатр просуществовал

недолго. То ли потому, что в нем, в отличие от других просветительных

театров, кинокартины не сопровождались лекциями, то ли потому, что он был

окружен роскошными оперным и драматическим театрами, публика мало посещала

его, несмотря на то, что Зимин включил впоследствии в программу киносеансов

даже выступления эстрадных артистов.

Попытка использования кинематографа как средства просвещения была

предпринята и в других городах России.

Сеансы устраивались платными, но цены на билет были вполне доступными

(для учащихся городских школ—5 коп., для других гимназий, училищ и

прогимназий—10—20 копеек).

В целом просветительные кинематографы дореволюционной России были

явлением безусловно положительным, наложившим основы той огромной работы по

распространению научных знаний с помощью кино, которая в наши дни получила

столь широкое, столь многообразное развитие.

Но в тот же период русскими учеными и педагогами кинематограф

использовался в педагогической работе, как наглядное пособие при обучении

школьников в учебных заведениях. Таких чисто учебных кинозалов было в

довоенной России несколько сотен. Как правило, они создавались при средних

учебных заведениях и только иногда при особых округах, для обслуживания

народных училищ. В некоторых гимназиях и училищах кинолекциями охватывали

не только своих учащихся, но и школьников других учебных заведений.

Но как бы велики, как бы благородны ни были усилия много численных

энтузиастов научного кинематографа, всей прогрессивной русской

интеллигенции, как бы ни были важны их первые достижения на этом поприще

существовали объективные причины, не только мешавшие широкому развитию

научного кинематографа в России, не только затруднявшие это развитие; они

вставали преградой, преодолеть которую в то время никакие общественные

усилия были не в состоянии.

Это, прежде всего, причины социальные, экономические. В копиях царской

России государственные ассигнования на просвещение были столь

недостаточными, что не только научный кинематограф, но даже школы (и,

прежде всего, сельские школы) были роскошью. Поэтому ни о каком сколько-

нибудь широком развитии просветительного, в том числе учебного,

кинематографа, особенно в деревне, нельзя было и мечтать.

Только после Великой Октябрьской социалистической революции, после того

как вся власть перешла в руки народа, когда вся промышленность и все

культурные ценности стали использоваться в интересах и на благо народа,

научное и учебное кино получило самое широкое развитие и стало мощным

орудием научно-просветительной пропаганды.

РОССИЙСКОЕ КИНО.

Среди незабываемых рекламных слоганов советского государства лозунг

«кино для нас является важнейшим из искусств», пожалуй, был самым

правдивым, далеко опередив в этом смысле фразу о «самой читающей в мире

стране». Ведь, как ни крути, книжки читать может только грамотный и

усердный. А вот кино, по общему убеждению, доступно всем, независимо от

образовательного ценза. И его действительно любили все граждане и гражданки

«бывшего СССР», заполняя свой скромный досуг целлулоидными драмами

призрачных героев и забывая в двухчасовом промежутке между начальным и

финальным титрами свои собственные драмы.

Но самое главное — кино было фаворитом государства. Фигура

кинорежиссера возвышалась где-то рядом с членами правительства и

космонавтами, становясь идеальным воплощением мечты о светлом пути.

Профессия режиссера на советском романтическом олимпе даже потеснила не

только номенклатуру, но и космонавтов: если неразумные дети мечтали стать

покорителями космоса, а разумные — начальниками, то повзрослевшие молодые

люди, знакомясь с девушками, представлялись исключительно киношниками.

Что говорить, наша страна за последние годы изменилась радикально. Крах

идеологии, естественно, привел к смене авторитетов и приоритетов. Но то,

что произошло с кино, неподвластно никакой логике: «важнейшего из искусств»

за несколько последних лет как бы просто не стало — поскольку не стало его

поклонников.

Сейчас в России по-прежнему (хотя и во много раз реже) снимаются

фильмы. Но факт этот уже больше не является доказательством того, что в

России по-прежнему существует кино. Конечно, никуда не делись режиссеры,

актеры, операторы, художники, осветители, звукотехники, гримерши,

костюмерши и девушки с «хлопушками». Для пополнения их рядов все так же

ежегодно набираются творческие мастерские Института кинематографии. Как и

раньше, функционирует Государственный комитет — министерство

кинематографии, а его соответственно возглавляет министр. Имеется и Союз

кинематографистов, насчитывающий около пяти тысяч членов, а в нем

соответственно обсуждаются профессиональные творческие проблемы. Есть и

Центральный Дом кино — премьерно-концертная площадка, а там соответственно

хозяйничает главный киношный массовик-затейник. Появился даже Музей кино, и

в нем соответственно хранятся экспонаты-шедевры. В конце концов, по-

прежнему стоят на своих местах кинотеатры, и в них соответственно...

На этом соответствие принятому, привычному и, в общем-то, разумному

положению вещей заканчивается. Кинотеатры стоят, фильмы в них идут, а

зрители на них не ходят. Причем ни «Список Шиндлера» Стивена Спилберга, ни

«Криминальное чтиво» Квентина Тарантино, ни «Готовое платье» Роберта

Олтмена, ни «Церемонию» Клода Шаброля, ни «От заката до рассвета» Роберта

Родригеса, ни «Утомленных солнцем» Никиты Михалкова, ни «Подполье» Эмира

Кустурицы к разряду «второй свежести», не пользующейся спросом в новые

времена, отнести невозможно — ни по художественному уровню самих картин, ни

по оперативности, с которой они были выпущены в отечественный прокат. Всего

десять лет назад даже намека на подобную афишу было бы достаточно, чтобы

толпа разнесла кинотеатр, отважившийся объявить о таком счастье. Сегодня

сеанс в Москве считается состоявшимся, если билеты купили пять человек.

Однако проблема не только в том, отчего в народе пропало доверие к

киноафише. Сегодня любят повторять, что зрители соскучились по российским

картинам, поэтому, мол, не идут в кинотеатры, предлагающие преимущественно

американские фильмы. Да, отечественного кино сейчас снимается преступно

мало, а проблема качества при таком количестве решается далеко не по

известной формуле «лучше меньше, да лучше». Но ответ на вопрос, почему весь

диапазон отечественного кино последних лет — от «Утомленных солнцем» до

«Ширли-мырли» — проваливается в безразмерную прокатную дыру, до обидного

прост и, увы, недемократичен.

Задачей российского кино всегда было, есть и будет донести до зрителя

реальность современной жизни. Оно всегда было реалистическим, как и вся

культура России. Кинематограф России всегда решал проблемы человеческого

существования и развития, пользуясь методами и средствами, накопленных

веками традиций нашего многонационального народа.

ИНФОРМАЦИЯ ПО ОТЕЧЕСТВЕННОМУ КИНО.

Первые демонстрации кинематографа в России - 1896 год.04/16.05.1896 -

"Синематограф"/Петербург в Летнем саду "Аквариум", между вторым и третьим

актами оперетки "Альфред-паша в Париже"; 26.05/07.06.1896 - в

увеселительном саду "Эрмитаж"/Москва, по окончании оперетты "Славный

тестюшка". В течение лета 1896 года аппарат Люмьера побывал в Нижнем

Новгороде, Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону). В программу входило десять

фильмов, снятых Луи Люмьером: "Улица Республики в Лионе", "Прибытие поезда

на вокзал", "Выход рабочих с фабрики Люмьера", "Завтрак бебе", "Игра в

экарте", "Политый поливальщик" и др. Сеанс продолжался 10 мин.

Первые киносъемки в России - 1896 год.Летом Люмьер выпускает в продажу

документальный фильм "Коронация Николая II", снятый в Москве французским

кинооператором Камиллем де ля Серф. В 1896-1897 годах харьковский фотограф

А.Федецкий снимает и демонстрирует в городском театре несколько хроник:

"Перенесение чудотворной иконы Божьей матери из Куряжского монастыря в

харьковский Покровский монастырь", "Джигитовка казаков 1-го Оренбургского

полка", "Вид харьковского вокзала в момент отхода поезда с находящимся на

платформе начальством". В этот период московский фотолюбитель - артист

театра Корша - В.Сашин-Федоров демонстрирует москвичам свои фильмы: "Игра в

мяч", "Публика, толпящаяся у входа в театр", "Вольная богородская пожарная

команда". Пионеры отечественной киноиндустрии, не заработав на своих

показах, больше не искушали судьбу в кинобизнесе.

Открытие первого русского кинопредприятия - 1906 год. Руководитель -

Александр Ханжонков, представитель иностранной фирмы. Основная деятельность

- продажа фильмокопий иностранного производства, создание структуры

проката. На смену "иллюзионам" и "электротеатрам" вместимостью от 10 до 40

мест строились специальные здания с просмотровыми залами от 300 до 800

мест, с фойе, гардеробом, буфетом. К 1913 году в России насчитывалось 1412

кинотеатров (в Москве - 67, в Петербурге - 134). Длительность сеанса

увеличилась с 10 минут до часа и более.

Первый русский игровой фильм - "Стенька Разин", вып. 15.10.1908,

киноателье Александра Дранкова, постановщик В.Ромашков, сцен. Василий

Гончаров - получивший отставку чиновник железнодорожного ведомства. Актер

непрофессионального театра [клуба] - В.Ф.Ромашков больше фильмов не

режиссирует. Как актер снялся у Евг. Червякова в фильме "Девушка с далекой

реки» ("Бумажная лента", 1927), где сыграл небольшую роль ж\д сторожа, деда

главной героини, затем были еще две роли (1929, 1932). Все фильмы с его

актерским участием не сохранились. В разных источниках его называют по-

разному: В.Ромашков и Б.Ромашков, что лишь подчеркивает его неизвестность в

кино - и театральной деятельности. Картина (224 м.) состоит из семи сцен,

снятых одним ракурсом. В роли Степана Разина снялся драматический актер

Петербургского народного дома Е.Петров-Краевский, позже снявшийся в 19-ти

бытовых драмах. Снимали фильм сам А.Дранков и Н.Козловский - впоследствии

один из ведущих русских кинооператоров игрового, хроникального и

мультипликационного кино (более 80-ти работ в игровом кино).

Первая русская кинокомедия - "Усердный денщик" (Ателье А.Дранкова, реж.

Н.Филиппов, вып. 01.12.1908).

Первая русская цветная (раскрашенная от руки) художественная картина -

"Ухарь-купец" ("Бр.Пате"/Моск. отд., вып. 29.09.1909, сц. и реж.

В.Гончаров).

Первый русский полнометражный игровой фильм - "Оборона Севастополя"

("Воскресший Севастополь", 2000 м., Т/Д Ханжонкова, вып. 09.12.1911, реж.:

В.Гончаров, А.Ханжонков). Просмотр в Московской консерватории -

15.10.11."Крупнейший дореволюционный исторический фильм ("сверхбоевик"),

постановка которого была осуществлена с "высочайшего соизволения" Николая

II и под наблюдением специально выделенного консультанта - полковника

М.Ляхова. Ставился на подлинных местах событийгероической обороны

Севастополя в 1854-1855 годах." - В.Вишневский.

Выпуск первого мультипликационного фильма - 31.12.1912(в период 1911-

1913 Владиславом Старевичем сделано семь фильмов, работа над фильмами

велась параллельно: "Прекрасная Люконида" ("Война рогачей и усачей"),

"Месть кинематографического оператора", "Авиационная неделя насекомых" -

все в 1912, "Четыре черта" - 1913 и др.). Первые детские фильмы - "Веселые

сценки из жизни животных" и "Рождество обитателей леса" (реж. В.Старевич,

Т/Д А.Ханжонкова, объемная мультипликация, вып. 01.05.1912)Первый

мультипликационно-игровой фильм - "Ночь перед Рождеством" (1913, реж.

Владислав Старевич, в гл. роли Иван Мозжухин).

Статистика кинопроизводства художественных фильмов в дореволюционной

России:

1908 - 8

1909 - 23

1910 - 30

1911 - 76

1912 - 102

1913 - 129 (18 фирм)

1914 - 232 (31 фирма)

1915 - 370 (47 фирм)

1916 - 499

До 1921 года на частных студиях снято более 2100 художественных фильмов

(в Госфильмофонде сохранилось 300) и за 1907-1916 годы - более 2700

документальных фильмов (в 1907 году выпущено 38 фильмов). В 1913 году

производством фильмов занимались 18 фирм, в 1914 - 31, в 1916 - 47, в 1917

- 52. В 1923 году фильмы выпускались тольков государственном секторе, но на

экранах еще появлялись фильмычастного производства, чаще -

перемонтированные версии старых лент.

Самые экранизируемые авторы: А.С.Пушкин – 47, А.П.Чехов – 44, Н.В.Гоголь

– 25, Л.Н.Толстой – 24, А.Н.Островский – 19, А.М.Пазухин – 15,

М.Ю.Лермонтов – 13, И.С.Тургенев – 12, Яков Гордин – 11, Л.Н.Андреев – 10,

Ф.М.Достоевский – 10, Н.А.Некрасов – 12.

НЕПОВТОРИМЫЙ ЭЛЬДАР РЯЗАНОВ.

Родился 18 ноября 1927 года в Самаре.

Эльдар Рязанов с детства любил читать, собирался стать писателем,

мечтал о путешествиях. После окончания десятилетки он даже отправил письмо

- заявление в Одесское мореходное училище. Но шла война, и ответа он не

дождался.

Волею случая Рязанов стал студентом 1-го курса ВГИКа (мастерская

Григория Михайловича Козинцева). К тому времени Козинцев был уже всемирно

знаменитым режиссером, автором таких фильмов, как "Шинель" (1926), "С.В.Д."

(1928), "Новый Вавилон" (1929), "Одна" (1931), "Трилогия о Максиме" (1934-

1939)(все - совместно с Леонидом Захаровичем Траубергом). Среди педагогов

был и великий Сергей Эйзенштейн, который "выделил" юного Рязанова и оказал

огромное влияние на него.

В 1950 году Э.А.Рязанов окончил ВГИК, защитившись (совместно с

однокурсницей З.П.Фоминой) документальной лентой "Они учатся в Москве".

Молодые режиссеры получили диплом с отличием. На протяжении 5 лет Рязанов

работал в документальном кино. Он снимал киносюжеты для киножурналов

"Пионерия", "Советский спорт", "Новости дня", несколько выпусков

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.