рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Киноискусство 20 века

попробовал (хотя и в примитивном виде) применять монтаж и дублирование.

Отцовская 8-мм кинокамера целиком перешла в его распоряжение, и он решил

снимать научно-фантастические фильмы, в сюжетах которых использовал

рассказы и научные объяснения отца.

Летом 1953 года отец приехал домой среди ночи, посадил всю семью в старый

джип и вывез за город, в поле, где несколько сот горожан наблюдали

метеоритный дождь. Это было незабываемое зрелище!

Тема звездного неба и его тайн навсегда запала в душу Стивену. В 16 лет

он снял любительский фильм — целую киноэпопею продолжительностью в 2,5

часа, называвшуюся «Огненный свет»: в ней рассказывалось о группе ученых,

исследовавших таинственное свечение ночного неба; роли в фильме исполняли

все члены семьи.

Отец арендовал на один вечер кинотеатр в Фениксе, и фильм показали всем

желающим; его съемки обошлись в 500 долларов, а чистая прибыль составила

100 долларов; это был первый кассовый успех будущего миллиардера и

киномагната.

Пробившись в кинопроизводство и получив должность кинорежиссера, Спилберг

начал с постановок телевизионных фильмов. Его первой работой на студии

«Юнивёсал» стала режиссура одного из фильмов телесериала Рода Селинга

«Ночная галерея»; фильм назывался «Глаза»; главную роль в нем играла

известная Джоан Кроуфорд, которую все боялись. Судьба подшутила над

Спилбергом: в первой же работе ему пришлось иметь дело с одной из самых

блестящих «звезд» Голливуда, да к тому же это был ее дебют на телевидении;

позже, как известно, Спилберг избегал давать роли «звездам» в своих

фильмах.

Авторы сценария первого фильма телесериала «Коломбо» Уильям Линк и Барри

Левинсон написали для Спилберга также сценарий телефильма «Дикарь»,

содержавший рассказ о репортере. Левинсон высоко отозвался о режиссерском

мастерстве Спилберга («А еще говорят, что этот молодой человек не знает

людей!»), а Линк назвал работу Спилберга «поразительно талантливой»,

«заряжающей всех участников съемок».

В этой ленте заметно влияние Хичкока; картина предвосхитила успех другого

подобного же фильма — «Заклинатель» (1973 г.), поставленного по сценарию

Роберта Клауса, написанному еще до выхода фильма Уильяма Фридкина. В фильме

«Нечто злое» был использован, впервые на телевидении, эффект «горящих

окон», создававший впечатление «адского пламени», окружающего дом: «Когда

кто-либо проходил мимо окна, его фигура пропадала, растворяясь в свете,

который был очень ярким. Все выглядело так, как будто весь дом был охвачен

белым слепящим огнем, и впечатление получилось очень сильным!»

Так работа для телевидения помогла Спилбергу отточить свое мастерство и

деловую хватку. Он сумел также привлечь к себе внимание Голливуда, поставив

телевизионный художественный фильм, получивший такой успех, что его

выпустили на большой экран и показали в Европе. Это была картина «Дуэль» -

75-минутный рассказ об обычном американце, жителе пригорода, которого

преследует на шоссе грузовик с незнакомым водителем. В Америке на фильм не

обратили внимания, но когда его, в расширенном варианте, показали на

Каннском кинофестивале, то он очень понравился самой Дилис Пауэлл, слывшей

главным авторитетом среди британских кинокритиков и убедившей посмотреть

его всех членов жюри.

Вслед за фильмом «Дуэль» вышли еще два телефильма. В 1972 году Спилберг

сделал картину «Нечто злое» — «фильм ужасов» об одной семье из Нью-Йорка,

купившей за городом дом с привидениями, в котором их дети стали жертвами

демонических сил.

Учитывая успех, выпавший на долю фильма «Дуэль» в Европе в 1973 году,

студия «Юнивёсал» предложила Спилбергу поставить для большого экрана фильм

«Экспресс в Шугарленд», вышедший в 1974 году. Критики тоже приветствовали

успех Спилберга и отметили его как представителя нового поколения

кинематографистов. Не все из этих молодых режиссеров, новых «детей кино»,

сумели сделать карьеру; но Стивен Спилберг, как и Фрэнсис Форд Коппола,

Брайан Де Пальма и Джордж Лукас, смог это сделать.

К середине 80-х годов Спилберг стал ведущей фигурой в той группе

режиссеров и продюсеров, которые могли позволить себе сделать любой фильм,

какой только пожелают.

Что Спилберга интересует в первую очередь — так это мнение зрителей. До

тех пор пока люди будут радоваться его работам, они будут платить деньги,

чтобы увидеть плоды его труда, и ему будет сопутствовать коммерческий

успех; впрочем, догадки, что его не оставила надежда снискать и

благосклонность критиков, отметивших многих его друзей и современников.

Спилберг — это человек, ставший неотъемлемой частью искусства и истории

кино, и при этом он — столь же непременная часть зрительской аудитории,

истинный любитель кино и его поклонник.

В 26 лет он приступил к съемкам фильма «Челюсти»; в 30 лет снял фильм

«Тесные контакты третьей степени», а в 34 года — фильм «Искатели древнего

ковчега» (в содружестве с Джорджем Лукасом). В 1982 году он выпустил

картину «Инопланетянин», ставшую одной из самых «кассовых» за всю историю

кино: прокат по всему миру дал небывалую цифру дохода — 720 000 000

долларов, и с тех пор доходы не переставали поступать, перевалив за

миллиард долларов! В тот год нашему герою исполнилось 35 лет, и он стал

настоящим «королем Голливуда», фильмы которого настолько широко

распространились среди людей, как никакие другие известные кинокартины. В

этом отношении он превзошел любого другого известного деятеля кино —

настоящий «Супермен», олицетворение «Американской Мечты»!

Обычно его считают специалистом по фильмам для детей и юношества,

работающим в жанре научной фантастики, но на самом деле Спилберг работает

во многих жанрах: от триллеров («Дуэль», «Экспресс в Шугарленд») до фильмов

ужасов («Челюсти»), комедий («1941-й»), приключенческих фильмов («Искатели

древнего ковчега», «Индиана Джонс и Замок Смерти», «Индиана Джонс и

последний Крестовый поход», «Парк Юрского периода»), военных драм («Спасти

рядового Райана», «Список Шиндлера») и фантастики («Особое мнение»).

Впрочем, надо сказать, что приведенная классификация условна, и что все

работы Спилберга содержат элементы комедии, фильмов ужаса, романтических,

остросюжетных и приключенческих кинопроизведений, и не только те, которые

он ставил как режиссер, но и те, где он был продюсером («Полтергейст»,

«Гремлины», «Назад в будущее»).

Спилберг применяет световые эффекты собственного изобретения (усиленная

обратная подсветка, рассеянный свет), придающие многим сценам совершенно

сюрреалистический вид. Иногда свет направляется чуть ли не прямо в объектив

кинокамеры, выявляя мельчайшие подробности изображения, внушающие зрителям

чувства неуверенности и страха. «Для меня художественный фильм — это

непрестанное энергичное движение, борьба света и тьмы», — говорит Спилберг.

Его основные ориентиры: сюжет, освещение, темп и визуально-эмоциональная

вовлеченность зрителей.

В молодости, еще тогда, когда он только учился мастерству и

совершенствовал его, Спилберг был в первую очередь озабочен качеством своей

продукции. И уже в первых фильмах можно найти элементы его общей жизненной

философии, проявившейся в поздних работах в более развернутом виде.

Стивен Спилберг: Награды Киноакадемия США (Оскар)

1999 поб. Лучший Режиссер - Спасти Рядового Райана

1999 ном. Лучший Фильм (как продюсер) - Спасти Рядового Райана

1994 поб. Лучший Фильм (как продюсер) - Список Шиндлера

1994 поб. Лучший Режиссер - Список Шиндлера

1987 поб. Специальная Награда имени Ирвина Толберга

1986 ном. Лучший Фильм (как продюсер) - Пурпурный цвет

1983 ном. Лучший Режиссер - Инопланетянин

1983 ном. Лучший Фильм (как продюсер) - Инопланетянин

1982 ном. Лучший Режиссер - Индиана Джонс в Поисках Утраченного Ковчега

1978 ном. Лучший Режиссер - Близкие Контакты Третьей Степени

Золотой Глобус (Golden Globes, USA)

2002 ном. Лучший Режиссер - Искусственный Интеллект

1999 поб. Лучший Режиссер - Спасти Рядового Райана

1998 ном. Лучший Режиссер - Амистад

1994 поб. Лучший Режиссер - Список Шиндлера

1986 ном. Лучший Режиссер - Пурпурный цвет

1983 ном. Лучший Режиссер - Инопланетянин

1982 ном. Лучший Режиссер - Индиана Джонс в Поисках Утраченного Ковчега

1978 ном. Лучший Режиссер - Близкие Контакты Третьей Степени

1978 ном. Лучший Сценарий - Близкие Контакты Третьей Степени

1996 ном. Лучший Режиссер – Челюсти

Сегодня Стивен Спилберг - очень богатый человек. Его состояние оценивается

более чем в 600 млн. долларов. Он занимается не только производством

художественных фильмов, но и телевизионными сериалами, мультипликационными

фильмами, принимает участие в развитии товарной индустрии, рожденной на

основе его же "фантастических" киномиров, вкладывает средства в

образовательные компьютерные программы и даже является совладельцем

ресторана... на подводной лодке.

РОССИЙСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ.

Становление российского кино происходило тяжело и долго, так как оно

родилось уже при развитом кино в других странах: Америке, Франции,

Германии, Дании, Италии и др. Выпуск первых фильмов, несмотря на крайнюю

примитивность “экранизации”, достиг сразу внушительных результатов,

особенно к началу первой мировой войны. Россия гордилась своим

кинематографом, доказывала свою возможность быть на уровне мирового кино.

Всегда российское кино было связано со всеми историческими процессами,

происходящими в стране и в мире вообще. Кинематограф России всегда шел от

позиции добра, как и вся русская культура, поэтому кино в России всегда

было любимым видом искусства нашего народа.

Русский народ всегда воспитывался на добрых сказках, былинах, в

которых побеждали добрые герои. Эта мысль была подхвачена и естественным

путем как наследство передано российскому кинематографу. Огромную роль

оказывает кино на воспитание, становление личности человека. Многие фильмы

,такие как: “ Чапаев”, “ Броненосец Потемкин”, “Подвиг разведчика”, “ Живые

и мертвые”, “ Пираты XX века” и др. стали в прямом смысле учителями,

проводниками жизни нашего народа.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПЕРВЫХ ФИЛЬМОВ В РОССИИ.

Первые фильмы братьев Люмьер были показаны в Петербурге, Москве, на

ярмарке в Нижнем Новгороде, а затем и в других российских городах через

несколько месяцев после Парижа; первые киносъемки произведены еще через

несколько недель. Начать собственное кинопроизводство мешало отставание

техники — кино- и электроаппаратуры, химикалиев, пленки. Но был налажен

импорт, и постоянный выпуск документальных и игровых картин русские

предприниматели начали в 1907—1909 годах, причем сразу же достигли

внушительных результатов: первый фильм оператора А. Дранкова «Понизовая

вольница» («Стенька Разин») обошел всю страну со специально сочиненной М.

Ипполитовым-Ивановым музыкой, записанной на граммофонную пластинку. Тот же

Дранков снимал Л. Н. Толстого в Ясной Поляне и даже договаривался с великим

писателем о написании киносценария. Толстой обещанного сценария не написал,

но вскоре в кинематограф пришли Л. Андреев, А. Куприн, В. Брюсов, А.

Амфитеатров, Е. Чириков и другие писатели. А кинематографисты буквально

набросились на русскую классическую литературу: можно с уверенностью

сказать, что все известные романы, песни, рассказы, стихотворения и даже

романсы были экранизированы.

Русское кино с каждым годом увеличивало количество выпускаемых фильмов

и довело его до 500 в 1916 году, тем самым, став в один ряд с ведущими

кинематографическими державами. Основную роль в завоевании мирового

авторитета играли, конечно, художественные достоинства фильмов.

Все большую популярность приобретали актеры. Подлинными звездами стали

Иван Мозжухин, Вера Холодная и первый русский продюсер А.Ханжонков.

Звезду экрана начала ХХ столетия Веру Холодную обожали миллионы

зрителей, о ней вздыхали поэты и музыканты, западные режиссеры предлагали

ей невероятные по тем временам гонорары. У актрисы было удивительное лицо -

такое в старину называли "колдовским". Смоляные волосы, тонкий профиль,

капризные губы и глаза - огромные, глубокие, печальные... Она провела на

съемочных площадках всего четыре года, но осталась в сознании людей целой

кинематографической эпохой.

Слава первой русской кинозвезды росла от фильма к фильму. Снявшись в

шести фильмах у Бауэра, актриса переходит в ателье Харитонова, который

предложил ей сказочный гонорар. Вскоре Холодная становится

законодательницей моды. Она одевается у лучших портных и демонстрирует

образцы элегантности и шика на многочисленных фото.

Свободно появляться на улице Вера Холодная уже не могла. Состояние зала

после фильма с ее участием было похоже на гипноз. Журнал "Фигаро" писал: "В

Кишиневе на концерте вдруг все вскакивают на стулья. Дамы подбирают

подолы... Неужели лопнули трубы и через пять минут зал будет затоплен?

Оказывается же, что появилась Вера Холодная! Все ринулись туда, опрокидывая

все на пути." В Харькове в кинотеатре "Ампир" перед фильмом с участием

Холодной началось настоящее вавилонское столпотворение. У кассы была

огромная очередь. Кто-то пустил слух, что нескольких человек впустили через

запасной вход. Публика ринулась в зал, разбивая окна, срывая с петель двери

и грозя расправой администрации. Был вызван отряд конных драгун.

Разбушевавшуюся толпу с трудом успокоили.

Летом 1918 года труппа выехала в Одессу для съемок. Кругом шла война,

работалось плохо, и съемки затянулись до зимы. В декабре Вера заболела.

"Испанка" (теперь это называется вирусным гриппом) протекала у нее очень

тяжело и в феврале 1919 года, не сумев побороть болезнь, Вера Холодная

скончалась. Плакала вся Одесса, убитая горем. Не скрывал слез и почтенный

профессор медицины, не сумевший ее спасти. Тело актрисы бальзамировали,

чтобы потом перевезти в Москву. Как всякий глубоко верующий человек, она

приняла смерть тихо и спокойно. Ей было всего 26 лет.

А только что отшумевший Московский кинофестиваль заставил вспомнить имя

легендарного русского киномагната - Александра Алексеевича Ханжонкова.

Свой солидный капитал - несколько миллионов рублей серебром - он

сколотил буквально из света и воздуха - из мелькания кинопленки в

кинопроекторе. И этот его подвиг не удалось повторить пока ни одному

отечественному предпринимателю. Ханжонков доказал, что искусство и бизнес -

две вещи вполне совместимые; надо лишь уметь сочетать творческое безумство

со здравым расчетом.

В то время на российском рынке господствовала крупная французская фирма

"Братья Пате", но зритель желал разнообразия, и театровладельцы ощущали

потребность в картинах других фирм. Казачий есаул Ханжонков решил стать

посредником между заграничными производителями и потенциальными

потребителями в России. Вместе с партнером (впоследствии оказавшимся

человеком весьма ненадежным) Ханжонков основывает собственную фирму.

Ранней весной 1906 года состоялся первый вояж Ханжонкова за рубеж. Во

Франции и Италии ему удалось получить право представлять в России несколько

фирм. А вот путешествие его ненадежного компаньона в Америку поставило

молодое предприятие на грань банкротства - фильмы, закупленные им, были

отменно плохи как по исполнению, так и по содержанию. Разочаровавшись в

кино, компаньон вышел из дела. Оказавшись в отчаянном положении, Ханжонков

обращается за займами к родственникам и друзьям, снова отправляется за

рубеж и на занятые деньги привозит новые иноземные ленты. Это спасло дело,

Ханжонков получил изрядную прибыль и рассчитался с долгами. В 1907-ом он

привлекает в свой бизнес двух новых компаньонов (каждый вложил по пять

тысяч рублей), которые при этом не вмешиваются в его проекты и намерения.

Так возник торговый дом "Ханжонков и К".

Национальное кинопроизводство в России стартовало лишь в 1908 году,

позднее, чем в Австралии и некоторых сопредельных с Российской империей

азиатских государствах. К тому времени в стране сложилась система

стационарных кинозалов, кочевые кинодемонстраторы, наскоро переделывавшие

под зрительный зал амбары или торговые залы пустующих магазинов, уходили в

небытие. Русское кинопроизводство начиналось с коротких документальных лент

- "видовых".

Русское кино пребывало еще в своей младенческой стадии - фильмы были

серией иллюстраций к знакомым сюжетам, набором статичных "живых картин".

Камера была парализована, недвижима и должна была передавать точку зрения

человека, наблюдавшего шоу из первых рядов партера. Декорациями служили

разрисованные холстины.

В первые годы русского кино энтузиазм превалировал над

профессионализмом, но постепенно неофиты становились мастерами, а

третьеразрядные театральные исполнители - звездами экрана. Постепенно

менялась и структура фильма: "серия 'живых картин'" превращалась во все

более внятное повествование, наметилась тенденция к удлинению лент: от пяти

- десятиминутных роликов - к привычному нам метражу.

В 1911 году Ханжонковым был выпущен первый отечественный

полнометражный фильм "Оборона Севастополя" (режиссер - Василий Гончаров),

воссоздавший реальные исторические события. Сам киномагнат выступил в

качестве постановщика батальных сцен.

Многие из "звезд" потом покинули фирму Ханжонкова, привлеченные

баснословными гонорарами (Вера Холодная) или творческими перспективами,

вольным статусом "звезды" (Иван Мозжухин). Россия перенимала западную

"звездную болезнь" (кассу делали образцовые красавицы и герои-любовники).

Ханжонков же по-прежнему надеялся на целостность фильма, сценарий, сюжет

как главные гарантии качества.

Но социальные катаклизмы, передел собственности и власти планы эти

пресекли. Ялте отечественным Голливудом стать было не суждено. В 1920-ом

кинодеятели стали перебираться за рубеж. Ханжонков, как и прочие ялтинские

киномагнаты, оказывается в эмиграции. Своего места в западном кинобизнесе

он найти не смог - выдвинулось новое поколение русских кинопродюсеров,

постепенно интегрировавшихся в киноиндустрию Германии и Франции ценой

утраты национальной личности. Поэтому, когда большевики позвали его назад,

Ханжонков решил вернуться. Работал в советских киноучреждениях, попал под

суд, был оправдан, но лишен всех прав.

Он уже много лет был прикован к инвалидному креслу (в 1913 году

провалился под лед, от переохлаждения отнялись ноги). Заботилась о нем

вторая супруга - Вера Дмитриевна (когда-то она работала в его фирме

"помощницей по проявке пленки"). Она же, в конце концов, выхлопотала для

Ханжонкова пенсию. Ей диктовал он свои мемуары. Книга вышла в 1937 году.

Она подверглась сильной обработке. От яркого языка и цепкой

наблюдательности автора осталось немного, именем Ханжонкова подписан

совершенно казенный текст. Подлинные мемуары Ханжонкова не изданы до сих

пор. Умер Александр Ханжонков в 1945 году. Смерти этой почти никто не

заметил.

ДВА РУССКИХ КИНО В 20-Е ГОДЫ.

В 1918 году русское кино раскололось на два лагеря белый и красный.

Поначалу оба лагеря были просто двумя половинами одного целого. При штабах

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.