рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Кадриорг. Дворцово-Парковый ансамбль 19 века

несимметричности гирлянды печь датируется периодом рококо, продолжавшимся в

Эстляндии примерно ДО 1780-го года.

Выяснилось, что накануне визита Дармштадтских принцесс в Таллинн в 1773

году, во дворце чинил и переделывал печи мастер Сальберг. Видимо, он же

сделал и печь с Атласом.

ВНУТРЕННЕЕ УБРАНСТВО ДВОРЦА.

В течение всего XVIII века продолжалось начатое в России по инициативе

Петра I строительство грандиозных дворцов в соответствии с

западноевропейскими придворными требованиями и архитектурными принципами.

Для государственной казны это было тяжелым бременем, особенно если учесть,

что последующие владычицы (например, Елизавета Петровна, в гардеробе

которой было около 10 тысяч платьев) считали дворцы Петровской эпохи

спартанскими и всячески старались придать им большую пышность. Тем не менее

русский двор в XVIII веке переезжал из одного дворца в другой с мебелью и

иной необходимой утварью. Дворцов было больше, чем утвари. И в Кадриорге

строительство шло значительно быстрее, чем меблировка. Из рапорта

руководителя работ полковника Афанасия Немцова кабинету Екатерины I,

поданного 28 апреля 1726 года, следовало, что в «палатах» не было ни

штофной обивки, ни зеркал, ни бра, ни шкафов. Не было также стульев, ковров

и других предметов убранства.

«Архитектурный студент» Григорий Небольсин составил список существующей

мебели и нужных предметов обстановки:

« Что касается убранства палат, то не имеется ни стенных уборов и зеркал и

зеркальных лампад на стены, а также шкафов и кабинетов.

Такоже здесь не имеется стульев добрых и ковров и иных уборов. Кабинетный

шкаф зеркальный 1, привезен из флота в 1721 году. Столов. сделано 5,

потребно еще 6 столов.

В верхнем жилье на одной половине 6 столов, а вторая половина верхнего

жилья еще не отделана штукатурною работою и столярною работою полы.

Шкафов и угловых шкафов не имеется в палатах ни одного, поскольку не было

приказа, чтобы делать в верхнем жилье нужны 5 шкафов, один кабинетный шкаф

с ящиками и два угловых шкафа.

В среднем этаже палат полы фигурные сделаны, такoже потолки штукатурною

работою сделаны, а стены и потолки обоями не покрыты, поскольку к тому

приказу нет и для покрытия никаких обоев не имеется.

И на столы для покрытия ковров и тканей не имеется. Английских стульев с

красными подушками есть 12. Стульев с плетеными решетками имеется 12.»

Рапорт нуждается в пояснениях. Что касается узорчатого пола, то он

представлял собой наборный паркет из светлого и черного дуба и клена с

геометрическим рисунком. Стены не оклеивались бумажными обоями, а обивались

дорогими тканями, иногда бархатом.

Гладкие потолки в период барокко oбычно оклеивали полотном. Так сделали и в

домике Петра I, в «городском дворце» и, по-видимому, в менее

представительных помещениях кадриоргского дворца, где отсутствовали лепные

потолки с рельефными украшениями.

В рапорте бросается в глаза скудность не только существующей, но и

требуемой мебели. На основном этаже должно хватить 11 столов, для одного

крыла верхнего жилого этажа требовалось по одному столу и шкафу в каждую

комнату. Позабыли упомянуть даже стулья.

Известно, что стулья и столы изготовляли на месте под руководством столяра

Иoгaннa Брауэра. Применялось вытачивание и фанеровка. Видимо,. так

изготовляли барочные столы и стулья с точеными ножками. Такой тип мебели

попал в Прибалтику через Голландию.

Следует отметить, что в рапорте указаны не люстры, а зеркальные бра. Такие

светильники в резной раме были очень популярны в период барокко. На нижний

край зеркала крепились 1-2 бронзовых подсвечника. Зеркала обычно

устанавливались симметрично на пpoтивоположных стенах, чтобы возникла игра

отражений. в соответствии с этим принципом освещались и помещения дворца, в

том числе парадный зал.

«Английские стулья с красными подушками» не являются импортной мебелью.

Такой тип мебели ( «королевы Анны» ) в английском стиле, в том числе англо-

голландский тип с сиденьями и спинками из плетеного тростника получил

распространение во всей Европе. ( " 22 августа 1726 года из петербургских

дворцовых запасов были доставлены на галиоте «Самсон» некоторые предметы

мебели в кадриоргский дворец. Привезли кровать с балдахином из зеленой

ткани, два складных стола, кабинет с ореховой фанеровкой и угловой шкаф.

Все это, кроме одного . Стола, идентично убранству, сохранившемуся в доме-

музее Петра I.

Следующие сведения об убранстве дворца почерПнуты из отчетов генерал-

губернатора Гольштейн-Бека о подготовке к визиту Екатерины II в 1764 году.

Сначала для высоких гостей приготовили только 4 помещения. Однако в 1773

году, к визиту Дармштадтских принцесс, был сделан обширный ремонт, и дворец

обставлен новой мебелью. У купца Энкена были приобретены 8 дюжин стульев,

11 столов, большие зеркальные бра, шелковые и шерстяные ткани на гардины, у

купца Чебауэра- еще дюжина стульев. Согласно изменившимся по сравнению с

Петровским временем требованиям интерьер стал более дамским: вместо шкафов-

бюро предпочтение отдали туалетным столикам и чашам для благовоний

-курильницам.

Изготовленные к визиту императрицы таллинским столяром Бракманом 4

туалетных столика она увезла с собой в Петербург. Медник Кристофер Помо

сделал медные курильницы и чаши для благовоний, у аптекаря К. К. Фика

приобрели две вaзы-apoмaтницыI для благовоний, из образцов продукции

начавшей действовать фаянсовой мануфактуры. В соответствии с

распространяющейся в Таллинне модой стены некоторых залов оклеили бумажными

обоями. У графа Штакельберга были одолжены к приезду Дармштадских принцесс

две железных кровати и канапе, в городе одолжили еще зеркала, столы,

висячие люстры.

В 1773 году во дворец доставили столы на консолях с позолоченным резным

каркасом и мраморной плитой. На них стояли вазы с благовониями. Помещения

освещали зеркальные бра или, как говорится в инвентарной

описи, «лампады в рамках из дерева, по краям вырезки золоченые, у каждой по

одной трубке золоченой».

В помещениях было мало мебели. В последние десятилетия XVIII века в

парадном зале стояли только 12 стульев (сиденья обиты белой парчой в

красную и зеленую полоску), висели 11 зеркальных бра.

Парчой с золотым лиственным орнаментом были обиты стены в помещениях

основного этажа рядом с парадным залом. Углы ткани закреплялись

деревянными, с резьбой и позолотой угольниками.

Для полноты описания интерьера следует отметить также белые, малиновые,

синие и зеленые шелковые и шерстяные занавеси. Даже зеркальные бра

подвешивали на стены при помощи шелковых лент.

Из дворцовой утвари второй половины XVIII века ничего не сохранилось. Та же

участь постигла и предметы интерьера, изготовленные для дворца в первой

четверти XIX века.

ФЛИГЕЛЯ.

Возведение флигелей началось под руководством подмастерья Н. Микетти

-Гаэтано Киавери. К осени 1718 года были готовы фундаменты. В период

строительного сезона 1719 года работами руководил «механист» Антонио

Алимари из Венеции. В сентябре флигеля уже можно было подводить под крышу.

Отделкой зданий весной 1721 года занимались таллинские мастера лепных дел

мастер Маттиас Зейдтингер и живописец Иоганн Хейнрих Фик. Таким образом,

флигеля являются первой готовой составной частью дворцового ансамбля. С 25

мая по 16 июня 1721 года во флигелях проживала царская супружеская чета. В

связи с тем, что в

строительных отчетах не упоминаются затраты на утварь флигелей, следует

предположить, что Петр I и Екатерина, согласно обычаям того времени, взяли

необходимую мебель с собой с кораблей, на которых они прибыли на таллинский

рейд. По композиции флигеля образуют с главным зданием дворца единое целое

благодаря расположению на этой же террасе и сходству с его членением.

Обрамление окон профилированными лепными тягами соответствует обрамлению

окон цокольного этажа главного здания, а пилястры флигелей проще, чем

пилястры дворца.

Интерьер флигелей со временем изменился. Не уцелели очаги и художественно

отделанные потолки. Во флигеле, обращенном к морю, сохранились остатки лишь

одной росписи. Во время ремонта 1970 года под слоем

смытого мела на потолке открылись следы noлиxромии. В ходе пробной чистки

обнаружили изображения двух купидонов. По всей вероятности, они выполнены

И. Х. Фиком в 1721 roдy, во время росписи потолков. Пышно профилированные

лепные тяги, к которым присоединяется и высококачественный лиственный

орнамент, делят этот потолок на 5 чaстей, на которых могли быть росписи.

Сейчас в помещении находятся фонды музея, и невозможно продолжить очистку

росписей.

О сюжете pocпиceй в строительных отчетах нет сведений.

Другие художественные детали XVIII века во флигелях не сохранились.

ПЕРВOНАЧАЛЬНЫЙ ОБЛИК ПАРКА.

Главную композиционную ось парка определяла бывшая «аллея Дрентельна»,

остальное членение -приpoдный рельеф с тремя пологими cклoнa и, красивая

дубовая роща у моря, ручей в стороне гoрoдa и плитняковый уступ Ласнамяги.

Центральные здания решено было возводить по образцу итальянских вилл на

более крутом склоне уступа. позднее Н. Микетти прoeктиpoвaл по такому же

принципу дворец в Стрельне с Нижним и Верхним садами. Из-за двух

естественных уступов пришлось кадриоргский Верхний сад-разбивать на части с

Цветочным садом и Миражеским прудом. Парк создавался в строго регулярном

французском стиле. На основе принципов геометрии cлeдовaлo ,дoбиться

синтеза сети aллeй, каналов, подстриженных изгoрoдeй и шпалер, цветочных

партеров и водяных затей с архитектурными формами. Это торжество

логического мышления, подчиняющего xаотичную пpирoдy, напоминает сказочные

сады «короля- солнца» Людовика XIV в Версале. Петр I посетил Версаль и

приказывал строителям брать с Версаля пример. Не следует однако забывать,

что регу лярный парк в Кадриорге занимал всего 1/8 всей терриТории.

Остальная территория имела естественный природный вид, Но была разделена

аллеями. Следует подчеркнуть, что Кадриорг предназначался не только для

услаждения императорской семьи, но и для прoгулок таллинских жителей.

Нижний сад.

Наиболее сложную структуру имеет Нижний сад. Параллельные аллеи,

пересекающиеся под прямым или острым углом, расположены относительно

центральной аллеи по принципу зеркального отражения. В местах пересечения

аллей оставлены круглые площадки для беседок, фонтанов, скульптур, скамеек

и урн с цветами. По краям аллей вырыты каналы, облицованные каменными

плитами. Через каналы были пере- брошены четыре мостика с воротами. Ворота

присоединялись к деревянным балюстрадам, обрамляющим края парка. По

первоначальному плану композицию Нижнего сада завершал полукруг с большим

бассейном и фонтаном в центре. В 1723 году план был дополнен примыкающими к

полукругу «крытыми дорогами» или прогулочной галереей (видимо, по образцу

петергофских). Она состояла из дугообразной колоннады с крышей и маленькими

павильонами (потешными домами) в середине и на концах. Внутри стояли

скамейки для желающих отдохнуть, укрыться от дождя и солнца. Между

колоннами укрепили с помощью проволоки деревянные решетки для вьющихся

растений. Рядом с галереей росли изогнутые липы и клены.

Аллеи Нижнего сада окаймляли шпалеры лип, под которыми были высажены и

различные лесные деревья. Живые изгороди вокруг сада образовывали пять

аллей, которые состояли в 1731 году из 622 лиственных деревьев, большей

частью лип и кленов.

Непосредственно перед дворцом находились 10 цветочных партеров, оформленных

толченым кирпичом, дерном и живыми изгородями. В цветниках росли кусты роз,

тюльпаны, пионы, нарциссы.Узоры цветочных композиции, к сожалению,

неизвестны.

Летом в аллеях устанавливали на шестидесяти постаментах глиняные урны с

цветами. Нижний сад украшали 18 полукруглых беседок шириной 8 футов.

Первоначально Нижний сад со сравнительно низким озеленением являлся фоном

для основной застройки, возвышавшейся как на подиуме перед Цветочным садом.

Здания связывали каменные стены, украшенные художественным лепным декором

(в том числе раковины работы таллинского мастера М. Зейдтингера) и шедшей

по верхнему краю деревянной балюстрадой. Хотя сейчас

на месте кирпичных стен стоят плитняковые ограды, но и в них есть круглые

ниши, предусмотренные для фонтанов. В каменный бассейн в форме раковины

должны были изо рта, глаз и ноздрей прикрепленного к ограде маскарона бить

струи воды. За установку фонтанов несли ответственность фонтанный мастер

Джулиано Беретини и его ученик Федор Кругликов. Будучи летом 1720 года в

Риме, Н. Микетти нанял Д. Беретини на службу. Его уволили после смерти

Петра I, еще до того, как начал действовать хоть один кадриоргский фонтан.

Перед кaждым фонтаном предполагалось установить бюсты аллегорического

характера, о которых мы уже упоминали в связи с домиком Петра I. Из малых

архитектурных форм в Нижнем саду сохранился, причем в перестроенном виде,

лишь один потешный дом у входа в парк, на углу улиц А. Вейценберга и А.

Лейнера. Данные о его первоначальном виде не соответствуют архитектурно-

планировочным принципам Н. Микетти. Как следует из так называемых «11

пунктов», написанных о работах в Kaдpиорге Петром I 27 июня 1723 года, лишь

тогда было принято решение о строительстве этого домика. Этим же летом Н.

Микетти вернулся в Италию и дом, вероятно, проектировал его заместитель М.

Земцов.

Потешный дом является оштукатуренным бревенчатым строением.О стиле барокко

напоминают лишь штукатурные квадры стен и двухскатная крыша. Дом

предполагалось использовать только летом, поэтому в нем нет печей. Потешный

дом был готов в 1725 году и пpoстоял без перестроек более ста лет. В

результате начавшейся после визита в Таллин Николая I кампании переделок

потешный дом был в 1827-1832 годах перестроен в классицистическом стиле.

Вставлены новые двери, окна и построен навес.В таком виде потешный дом

запечатлен на литографии Ж.- Б. Арну и В.-В. Адама, сделанной в 1833 году.

Сохранившийся до наших дней потешный домик был приспособлен под жилище и

настолько амортизирован, что возникла идея его сноса, но, к счастью,

удалось добиться сохранения единственного уцелевшего бревенчатого здания,

входившего в дворцово- парковый ансамбль.

Мacтepa Республиканского реставрационного управления восстановили потешный

домик в том виде, какой он имел в 1832 году. В нем разместилась мастерская

реставрации графики Государственного художественного Музея ЭССР. Интерьер

здания даже обогатился, так как в нем установили привезенную из мызы Аа

печь с изразцами, украшенными кобальтовой росписью. На них, вероятно,

изображены мыза Аа и ее постройки.

На другой стороне дороги, напротив потешного домика, находилась деревянная

караульня. К 1776 году она уже настолько развалилась, что не подлежала

ремонту. Губернский архитектор Иоганн Шульц создал проект новой каменной,

караульни, претворенный в жизнь. На фасаде новой караульни была полукруглая

аркада, украшенная лепными венками в стиле классицизма. Караульня была

одноэтажная. Одновременно с капитальным ремонтом потешного домика в 1827-

1832 годах подвергли пepeделке и караульню. Ликвидирована была аркада,

четырехгранные столбы заменили восьмигранными колоннами, надстроен был

мансардный этаж. Составной частью Нижнего сада является и аллея,

протянувшаяся от потешного дома, караульни и расположенной рядом с ней

небольшой кузницы мимо дворца. Вдоль аллеи росли следующие деревья: 64

ясеня, 13 лип, 13 вязов, 10 дубов и 40 кленов.

От дворца в направлении нынешнего стадиона «Динамо» вела и другая аллея.

Удаляясь от ворот дворца на 290 саженей, она была самой длинной из

перспективных дорог парка. Аллея была обсажена 86 липами, 140 ясе- нями, 11

вязами, 9 дубами.

Еще во второй половине XVIII века на краю аллеи находились. Две круглых

беседки с колоннами и крышами как у пагод. Здесь же стоял и потешный дом,

называемый Прудовым из-за близости к двум прудам квадратной формы. Дом

представлял собой скромное оштукатуренное деревянное строение с треугольным

фронтоном над главной дверью. По соседству выращивали малину.Прудовый домик

не сохранился.

Старинное происхождение имеет и Мopcкaя аллея, которая тянется от дворца к

морю и заканчивается сейчас памятником «Русалка».

Описание Нижнего сада и его окрестностей было бы неполным без упоминания

Лебединого пруда. Идею его создания Петр I изложил в 1723 году в своих «11

пунктах», а готов пруд был только в 30-е годы XVIII века. Несмотря на

многочисленные испытания, выпавшие на его долю (высыхание в 1749 году и

зарастание камышом около 100 лет тому назад). Пруд сохранился до наших

дней. Не уцелела лишь окружавшая его балюстрада. Рядом с прудом была

конюшня с каретником. На месте зданий, в которых сейчас находятся

Мемориальный музей Эдуарда Вильде, во второй четверти XVIII века были

построены дома дворцового архитектора и садовника, а позднее ими

пользовался кастелян. Перестройки зданий были сделаны в стиле необарокко.

Здесь же, между ули- цей Рохелине аас и улицей А. Лейнера, находилась и

оранжерея. Петр I приказал построить ее в 1723 году, но в 1731 году

оранжерею еще только ,собирались начать строить. Она была необходима для

круглогодичного выращивания цветов и апельсиновых деревьев. Оранжерея

граничила со слободой дворцовых «работных людей». Их домики в перестроенном

виде и сейчас стоят на краю улицы А. Лейнера.

Bepxний сад.

Верхний сад размещался за дворцом на двух уступах на одной оси с Нижним

садом. От былых времен в саду сохранился лишь рельеф местности. На

основании данных строительных отчетов, планов и чертежей можно получить

столь полное представление о Верхнем саде, что исходя из этого можно было

бы восстановить его нижнюю часть - Цветочный сад.

Этот сад представлял собой территорию, отделенную от остальной площади сада

в центре располагались 2 больших цветочных партера с узором типа

бродерийного. В центре цветников, в круглых бассейнах с фонтанами сверкали

брызгами струи воды. "Узор цветочных партеров складывался из дерна,

толченого кирпича и цветов. Здесь, как и в Нижнем саду, росли кусты роз,

нарциссы, пионы и некоторые сорта мелких цветов. Наиболее существенным

декоративным элементом партеров была пальметта, которая ассоциировалась с

раковинами на чашах кадриоргских фонтанов, нижних стенах и пилястрах самого

дворца. 12 пирамидальных туй придавали своеобразие низким клумбам.

В Цветочном саду предполагалось построить 6 бассейнов с фонтанами, но

успели построить только два. Одна пара бассейнов должна была находиться

там, где сейчас разбиты газоны между дворцом и флигелями. Но на деле здесь

высадили живые изгороди из тридцати двух каштанов, одиннадцати лип и семи

кленов. Среди высоких каштанов были посажены низкие клены. Вторая пара

более маленьких фонтанов должна была завершать прогулочные галереи,

обрамляющие Цветочный сад.

В прогулочных галереях были возведены колонны тосканского opдepa угловые

пилястры и фронтоны на концах. Как и в дугообразных галереях Нижнего сада,

здесь были расставлены скамейки. Между колоннами при- делывали решетки для

вьющихся растений. На месте фасада галерей в бывшем Цветочном саду

находится ограда сада скульптур музея. Галереи снесены после 1860-го года.

На месте фасада галерей Краем Цветочного сада, там, где сейчас возведена

стена из тесаного камня, раньше была так называемая Миражеская стена,

которую членили парадная лестница, пилястры и филенки. На каждой филенке

был фонтан со свинцовым маскароном, а в середине всего великолепия

-пятиступенчатый каскад.

К сожалению, в процессе создания Миражеская стена была упрощена. В Эрмитаже

сохранился чертеж, из которого следует, что перед лестницей на тумбах

балюcтрады, венчающей стену, должны были размещаться 54 скульптуры в полный

рост. От фигур отказались, и бaлюcтрады сделали из дерева, не выдержавшего

бы веса каменных фигур. Художественное штукатурное покрытие стен держалось

недолго, так как в ходе строительства не удалось достаточно хорошо

изолировать стену от воды, которая просачивалась с уступа. В стенку

намеревались вмонтировать 20 маскаронов фонтанов. Частично этот план

претворил в жизнь фонтанный мастер Джулиано Беретини.

За Цветочным садом на уступе был вырыт большой пруд с кривыми очертаниями в

стиле барокко, в центре которого возвышался островок, обложенный каменными

плитами. Назывался он Миражеским прудом, видимо в связи с планировавшимися

многочисленными водяными затеями. Не была осуществлена и идея установки на

островке обелиска с четырьмя фигурами Нептуна. Не были созданы и чудесные

водометы. Пруд был огорожен деревянной балюстрадой, были посажены деревья:

121 ясень, 120 лип, 10 дубов. В ту пору, в 1721 годy, полагалось сажать

деревья высотой 7 футов 2 дюйма.

Миражеский Пруд был засыпан землей в 1938 гoдy из-за строительства

Государственной канцелярии. Территория была оформлена в стиле необарокко,

при этом соблюдались принципы регулярного садово-паркового искусства. Но

первоначальный замысел был безвозвратно утрачен.

В стороне от Верхнего сада, ближе к морю, простирается дубовая роща,

сохранившаяся с времен Северной войны, а справа находились два барочных

здания: дворцовая кухня и ледник. Строительство деревянной кухни началось в

1724 году. позднее ее снесли и построили каменное одноэтажное здание, к

которому в 1827-1832 годах был пристроен мансардный этаж. В кухне еще

имеются барочные окна. Внутренние помещения пере- строены в жилье и поэтому

не сохранились открытые очаги и большие плиты с мощными дымоходами с

раструбом.

Не перестроен сводчатый нижний этаж ледника, а верхний имеет современный

вид. Здесь была квартира-ателье художника Иоханнеса Греэнберга.

Фруктовый сад и Каштановый сад.

Регулярный центр Фруктового сада был сосредоточен у дома Петра I.

Разделенный аллеями на 4 части он,имел форму прямоугольника. Одна из аллей

равнялась на главную композ- иционную ось, а пересекавшаяся с ней подходила

к бане. Это было простое деревянное строение с сенями, парильней и

раздевальней. Прогулочная галерея длиной в 6 саженей, вероятно, проходила

по западной стороне регулярного сада. Здесь выращивали яблони, вишни,

сливы, груши, а также caжeнцы. Больше всего было вишен (в 1731 году

шестьдесят деревьев). Кроме того, было высажено 350 кустов красной и черной

смородины, 80 кустов крыжовника. Летом в кадках выставлялись 40

апельсиновых деревьев.

Лишенный регулярности Каштановый сад был расположен южнее дopoги ведущей в

Таллинн, и простирался до конца нынешней ул. Л. Koйдyлa, охватывая и улицу

Мяэкалда. Территория использовалась не только как парк, но и как питомник

часть каштановых саженцев, привезенных из Голландии, затем отправлялась в

Петербург. В 1731 году в саду росло 433 каштана.

На плане, сделанном дворцовым архитектором И. Шульцем в период Правления

Екатерины II и на обмерных чертежах, выполненных около 1800 года И.

Бантельманном, отмечен ряд маленьких хозяйственных построек, расположенных

на территории Каштанового сада. Все эти постройки не имели художественного

значения, и об их сносе можно сожалеть лишь как о потере исторических

памятников.

К сожалению, нет точных сведений о расположении и внешнем виде беседок

Каштанового сада. Четыре беседки были полукруглые, одна - восьмигранная,

две угловые беседки -трехугольные. Их диаметр был от 8 футов до 2 саженей,

а высота -10 футов.

Наиболее привлекательным участком под обрывом Ласнамяги должен был стать

большой каскад. Было задумано, что пpoрытый из озера Юлемисте канал

направит воду к кадриоргским фонтанам и бассейнам.

Для сброса воды предназначался обрыв, расположенный сейчас над пешеходной

лестницей в конце ул. А. Вейценберга.

Согласно принципам барочного садово-паркового искусства каскад, казавшийся

естественным водопадом, должен был иметь и архитектоническое oбpaмлeниe в

виде скульптур. Но в связи со смертью Петра I эти замыслы не были

осуществлены. В эскизах и макетах остался и грот, для создания которого М.

Земцов заказал из Петербурга золотистую, серебристую, синюю, зеленую и

рудно-желтую фольгу.

Немного ниже каскада все же была выстроена система облицованных плитами

каналов для питания Миражеского пруда и фонтанов Нижнего сада. Душой

Каштанового сада и других разделов парка был садовник Илья Сурьмин из

Петербурга. В нем счастливо соединился талант художника и садовника. В

счетах указаны расходы на бумагу и краски, которые понадобились ему при

создании узоров цветочных партеров.

Под руководством Ильи Сурьмина в сооружении парка участвовали сотни солдат

гарнизонных полков. В 1731 году, когда парк был практически готов, Сурьмину

помогали один ученик садовника, шесть огородников и три- дцать рабочих.

Следует учитывать, что в заботах садовника нуждались и ведущие из парка

аллеи, а также окружающий ландшафт .

Регулярный парк занимал всего 1/8 всей территории Кадриорга. Позднее, в

конце XVIII века, когда регулярные парки во французском стиле вышли из моды

и им на смену пришли английские пейзажные парки с их имитaциeй естественной

природы, о сохранении стилевой чистоты Кадриорга уже никто особенно не

беспокоился. Постепенно Нижний сад с подросшими деревьями приобрел вид

лесопарка. Деревянные малые архитектурные формы разваливались и их снесли,

а цветочные партеры с узором ,бpoдери были ликвидированы еще в прошлом

столетии. Несмотря на то, что территорию парка содержали в порядке и

пытались придать ей модный облик, принципам барочного садово-паркового

искусства она уже несоответствует. Сейчас в парке растет 70 видов кустов и

деревьев.

ДАЛЬНЕИШЕЕ РАЗВИТИЕ КАДРИOРГА.

Если парк с самого начала предназначался для всеобщего посещения, то дворец

стал доступной достопримечательностью лишь с течением времени.

Как царская резиденция дворец использовался сравнительно редко. Поэтому,

начиная с 30-х годов XVIII века, ему пытались найти будничное применение.

Официально Кадриорг находился до начала XIX века в подчинении Департамента

двора. Это, в свою очередь, заставляло Канцелярию от строений Петербурга и

губернатора Эстляндии поддерживать порядок во дворце и в парке. На

протяжении XVIII века за застройку фактически несли ответственность

дворцовые архитекторы. с 1730-го года их сменилось трое: присланный из

Петербурга Жак Брокет, местный строительный мастер Иоганн Георг Тейхерт и

губернский архитектор Иоганн Шульц,

который Приобрел известность после перестройки дворца Тоомпеа. В 1797 году

дворцовым архитектором стал Иоганн Давид Бантельманн, оставивший заметный

след в истории классицистического строительства в Эст- ляндии.

С 1806 roдa губернатор Эстляндии стал постоянно использовать Кадриорг в

качестве своей лeтнeй резиденции. Во время визитов в Таллин во дворце

останавливались все русские императоры -от Александра I до последнего из

Романовых -Николая II.

После Октябрьской революции дворец был передан в распоряжение Таллиннского

совета рабочих и солдатских депутатов.

В 1919 году началась история дворца как музея. В 1919 году, по решению

Таллиннского городского управления, флигель, обращенный к морю, был передан

смотрителю художественных ценностей скульптору Аугусту Вей- ценбергу. Он

перенес сюда многие свои произведения.

В 1921 году во дворце разместился Эстонский музей. По настоянию

правительства музею пришлось в 1929 году выехать из дворца, ставшего

резиденцией президента. В связи с этим в 1933-1934 годах во дворце был

произведен капитальный ремонт, в ходе которого реставрировали покосившийся

потолок парадного зала, но в то же время в соседнем помещении разрушили

барочный потолок с лепными украшениями.

По проекту архитектора А. Владовского между выступающими крыльями дворца

был построен банкетный 3ал в стиле необарокко, который значительно нарушил

целостность здания. Под руководством художника-при- кладника Р. Вундерлиха

библиотека, украшенная инкрустированными панно, и некторые помещения были

оформлены в барочном и национальном стилях.

Во 2-й половине XIX века бытовало мнение, что Кадриорг излишне велик для

небольшого Таллинна, поэтому окраинные участки парка продавали для

3астройки. Так возникли нынешняя улица Мяэкалда, здания на Нарв- ском

шоссе, позднее теннисный зал «Динамо» и постройки детской спортивной школы.

Таким образом, одна треть первоначальной территории рарка была утрачена.

«Новый дворец» является современным архитектурным вариантом на темы

исторического дворца и образует с Петровским дворцом единый ансамбль.

Начиная с 1946 года дворец вновь является музеем. В 1930 году открыл свои

двери Музей прикладного искусства, разместившийся в постройке XVII века,

бывшем амбаре.В конце 1983 года принял первых посетителей музей Адамсона-

Эрика (Люхике ялг, 3). В распоряжение музея реставраторами передана также

бывшая церковь Нигулисте, в которой осенью 1984 года открыт концертный зал

и музей средневекового искусства. Тогда же был открыт и мемориальный музей

Кристьяна Рауда.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.