рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Героизм и передвижничество

освобождая себя от трудности надлежащей оценки положения. Кому приходилось

иметь дело с интеллигентами на работе, тому известно, как дорого обходится

эта интеллигентская "принципиальная" непрактичность, приводящая иногда к

оцеживанию комара и поглощению верблюда.

Этот же ее максимализм составляет величайшее препятствие к поднятию ее

образованности именно в тех вопросах, которые она считает своею

специальностью, -- в вопросах социальных, политических. Ибо если внушить

себе, что цель и способ движения уже установлены, и притом "научно", то,

конечно, ослабевает интерес к изучению посредствующих, ближайших звеньев.

Сознательно или бессознательно, но интеллигенция живет в атмосфере ожидания

социального чуда, всеобщего катаклизма, в эсхатологическом настроении.

Героизм стремится к спасению человечества своими силами и притом внешними

средствами; отсюда исключительная оценка героических деяний, в максимальной

степени воплощающих программу максимализма". Нужно что-то сдвинуть,

совершить что-то свыше сил, отдать при этом самое дорогое, свою жизнь, --

такова заповедь героизма. Стать героем, а вместе и спасителем человечества

можно героическим деянием, далеко выходящим за пределы обыденного долга.

Эта мечта, живущая в интеллигентской душе, хотя выполнимая лишь для единиц,

служит общим масштабом в суждениях, критерием для жизненных оценок.

Совершить такое деяние и необыкновенно трудно, ибо требует побороть

сильнейшие инстинкты привязанности к жизни и страха, и необыкновенно

просто, ибо для этого требуется волевое усилие на короткий сравнительно

период времени, а подразумеваемые или ожидаемые результаты этого считаются

так велики. Иногда стремление уйти из жизни вследствие неприспособленности

к ней, бессилия нести жизненную тягость сливается до неразличимости с

героическим самоотречением, так что невольно спрашиваешь себя: героизм это

или самоубийство? Конечно, интеллигентские святцы могут назвать много таких

героев, которые всю свою жизнь делали подвигом страдания и длительного

волевого напряжения, однако, несмотря на различия, зависящие от силы

отдельных индивидуальностей, общий тон здесь остается тот же.

Очевидно, такое мироотношение гораздо более приспособлено к бурям истории,

нежели к ее затишью, которое томит героев. Наибольшая возможность

героических деяний, иррациональная "приподнятость настроения",

экзальтированность, опьянение борьбой, создающее атмосферу некоторого

героического авантюризма, -- все это есть родная стихия героизма. Поэтому

так и велика сила революционного романтизма среди нашей интеллигенции, ее

пресловутая "революционность". Не надо забывать, что понятие революции есть

отрицательное, оно не имеет самостоятельного содержания, а характеризуется

лишь отрицанием ею разрушаемого, поэтому пафос революции есть ненависть и

разрушение. Но еще один из крупнейших русских интеллигентов, Бакунин,

формулировал ту мысль, что дух разрушающий есть вместе с тем и дух

созидающий, и эта вера есть основной нерв психологии героизма. Она упрощает

задачу исторического строительства, ибо при таком понимании для него

требуются прежде всего крепкие мускулы и нервы, темперамент и смелость, и,

обозревая хронику русской революции, не раз вспоминаешь об этом упрощенном

понимании...

Психологии интеллигентского героизма больше всего импонируют такие

общественные группы и внешние положения, при которых он наиболее естествен

во всей последовательности прямолинейного максимализма. Самую благоприятную

комбинацию этих условий представляет у нас учащаяся молодежь. Благодаря

молодости с ее физиологией и психологией, недостатку жизненного опыта и

научных знаний, заменяемому пылкостью и самоуверенностью, благодаря

привилегированности социального положения, не доходящей, однако, до

буржуазной замкнутости западного студенчества, наша молодежь выражает с

наибольшей полнотой тип героического максимализма. И если в христианстве

старчество является естественным воплощением духовного опыта и

руководительства, то относительно нашей интеллигенции такую роль

естественно заняла учащаяся молодежь. Духовная пэдократия (господство

детей) есть величайшее зло нашего общества, а вместе и симптоматическое

проявление интеллигентского героизма, его основных черт, но в подчеркнутом

и утрированном виде. Это уродливое соотношение, при котором оценки и мнения

"учащейся молодежи" оказываются руководящими для старейших, перевертывает

вверх ногами естественный порядок вещей и в одинаковой степени пагубно и

для тех, и для других. Исторически эта духовная гегемония стоит в связи с

той действительно передовой ролью, которую играла учащаяся молодежь с

своими порывами в русской истории, психологически же это объясняется

духовным складом интеллигенции, остающейся на всю жизнь -- в наиболее

живучих и ярких своих представителях -- тою же учащеюся молодежью в своем

мировоззрении. Отсюда то глубоко прискорбное и привычное равнодушие и, что

гораздо хуже, молчаливое или даже открытое одобрение, с которым у нас

смотрят, как наша молодежь без знаний, без опыта, но с зарядом

интеллигентского героизма берется за серьезные, опасные по своим

последствиям социальные опыты и, конечно, этой своей деятельностью только

усиливает реакцию. Едва ли в достаточной мере обратил на себя внимание и

оценен факт весьма низкого возрастного состава групп с наиболее

максималистскими действиями и программами. И, что гораздо хуже, это многие

находят вполне в порядке вещей. "Студент" стало нарицательным именем

интеллигента в дни революции.

Каждый возраст имеет свои преимущества, и их особенно много имеет молодость

с Таящимися в ней силами. Кто радеет о будущем, тот больше всего озабочен

молодым поколением. Но находиться от него в духовной зависимости,

заискивать передним, прислуживаться к его мнению, брать его за критерий, --

это свидетельствует о духовной слабости общества. Во всяком случае,

остается сигнатурой целой исторической полосы и всего душевного уклада

интеллигентского героизма, что идеал христианского святого, подвижника

здесь сменился образом революционного студента.

С максимализмом целей связан и максимализм средств, так прискорбно

проявившийся о последние годы. В этой неразборчивости средств, в этом

героическом "все позволено" (предуказанном. Достоевским еще в "Преступлении

и наказании" и в "Бесах") сказывается в наибольшей степени человекобожеская

природа интеллигентского героизма, присущее ему самообожение, поставление

себя вместо Бога, вместо Провидения, и это не только в целях и планах, но и

путях и средствах осуществления. Я осуществляю свою идею и ради нее

освобождаю себя от уз обычной морали, я разрешаю себе право не только на

имущество, но и на жизнь и смерть других, если это нужно для моей идеи. В

каждом максималисте сидит такой маленький Наполеон от социализма или

анархизма. Аморализм или, по старому выражению, нигилизм есть необходимое

последствие самообожения, здесь подстерегает его опасность саморазложения,

ждет неизбежный провал. И те горькие разочарования, которые многие пережили

в революции. та неизгладимая из памяти картина своеволия,

экспроприаторства, массового террора, все это явилось не случайно, но было

раскрытием тех духовных потенций, которые необходимо таятся в психологии

самообожения.

Подъем героизма в действительности доступен лишь избранным натурам и притом

в исключительные моменты истории, между тем жизнь складывается из

повседневности, а интеллигенция состоит не из одних только героических

натур. Без действительного геройства или возможности его проявления героизм

превращается в претензию, в вызывающую позу, вырабатывается особый дух

героического ханжества и безответственного критиканства, всегдашней

"принципиальной" оппозиции, преувеличенное чувство своих прав и ослабленное

сознание обязанностей и вообще личной ответственности. Самый ординарный

обыватель, который нисколько не выше, а иногда и ниже окружающей среды,

надевая интеллигентский мундир, уже начинает относиться к ней с

высокомерием. Особенно ощутительно это зло в жизни нашей провинции.

Самообожение в кредит, не всегда делающее героя, способно воспитывать

аррогантов. Благодаря ему человек лишается абсолютных норм и незыблемых

начал личного и социального поведения, заменяя их своеволием или

самодельщиной. Нигилизм, поэтому, есть страшный бич, ужасная духовная язва,

разъедающая наше общество. Героическое "все позволено" незаметно

подменяется просто беспринципностью во всем, что касается личной жизни,

личного поведения, чем наполняются житейские будни. В этом заключается одна

из важных причин, почему у нас при таком обилии героев так мало просто

порядочных, дисциплинированных, трудоспособных людей, и та самая

героическая молодежь, по курсу которой определяет себя старшее поколение, в

жизни так незаметно и легко обращается или в "лишних людей", или же в

чеховские и гоголевские типы и кончает вином и картами, если только не

хуже. Пушкин с своей правдивостью гения приподнимает завесу над возможным

будущим трагически и. безвременно погибшего Ленского и усматривает за нею

весьма прозаическую картину. Попробуйте мысленно сделать то же относительно

иного юноши, окруженного теперь ореолом героя, и представить его просто в

роли работника после того, как погасла аффектация героизма, оставляя в душе

пустоту нигилизма. Недаром интеллигентский поэт Некрасов, автор "Рыцаря на

час", так чувствовал, что ранняя смерть есть Лучший апофеоз

интеллигентского героизма.

Не рыдай так безумно над ним;

Хорошо умереть молодым!

Беспощадная пошлость ни тени

Положить не успела на нем и т. д.

Из этой же героической аффектации, поверхностной и непрочной, объясняется

поразительная неустойчивость интеллигентских вкусов, верований, настроений,

меняющихся по прихоти моды. Многие удивленно стоят теперь перед переменой

настроений, совершившейся на протяжении последних лет, от настроения

героически революционного к нигилистическому и порнографическому, а также

пред этой эпидемией самоубийств, которую ошибочно объяснять только

политической реакцией и тяжелыми впечатлениями русской жизни.

Но и это чередование и эта его истеричность представляются естественными

для интеллигенции, и сама она не менялась при этом в своем существе, только

полнее обнаружившемся при этой смене исторического праздника и будней;

лжегероизм не остается безнаказанным. Духовное состояние интеллигенции не

может не внушать серьезной тревоги. И наибольшую тревогу возбуждает

молодое, подрастающее поколение и особенно судьба интеллигентских детей.

Безбытная, оторвавшаяся от органического склада жизни, не имеющая

собственных твердых устоев интеллигенция, с .своим атеизмом, прямолинейным

рационализмом и общей развинченностью и беспринципностью в обыденной жизни,

переда±т эти качества и своим детям, с той только разницей, Что дети наши

даже и в детстве остаются лишены тех здоровых соков, которые получали

родители из народной среды. Боюсь, что черты вырождения должны проступать

при этом с растущей быстротой.

Крайне непопулярны среди интеллигенции понятия личной нравственности,

личного самоусовершенствования, выработки личности (и, наоборот, особенный,

сакраментальный характер имеет слово общественный). Хотя интеллигентское

мироотношение представляет собой крайнее самоутверждение личности, ее

самообожествление, но в своих теориях интеллигенция нещадно гонит эту самую

личность, сводя ее иногда без остатка на влияния среды и стихийных сил

истории (согласно общему учению просветительства). Интеллигенция не хочет

допустить, что в личности заключена живая творческая энергия, и остается

глуха ко всему, что к этой проблеме приближается: глуха не только к

христианскому учению, но даже к учению Толстого (в котором все же заключено

здоровое зерно личного, самоуглубления) и ко всем философским учениям,

заставляющим посчитаться с нею.

Между тем в отсутствии правильного учения о личности заключается ее главная

слабость. Извращение личности, ложность самого идеала для ее развития есть

Коренная причина, из которой проистекают слабости и недостатки нашей

интеллигенции, ее историческая несостоятельность. Интеллигенции нужно

выправляться не извне, но изнутри, причем сделать это может только она сама

свободным духовным подвигом, незримым, но вполне реальным.

V

Своеобразная природа интеллигентского героизма выясняется для нас полнее,

если сопоставить его с противоположным ему духовным обликом --

христианского героизма, или, точнее, христианского подвижничества ибо герой

в христианстве -- подвижник. Основное различие здесь не столько внешнее,

сколько внутреннее, религиозное.

Герой, ставящий себя в роль Провидения, благодаря этой духовной узурпации

приписывает себе и большую ответственность, нежели может понести, и большие

задачи, нежели человеку доступны. Христианский подвижник верит в Бога-

Промыслителя, без воли Которого волос не падает с головы. История и

единичная человеческая жизнь представляются в его глазах осуществлением

хотя и непонятного для него в индивидуальных подробностях строительства

Божьего, пред которым он смиряется подвигов веры. Благодаря этому он сразу

освобождается от героической позы и притязаний. Его внимание

сосредоточивается на его прямом деле, его действительных обязанностях и их

строгом, неукоснительном исполнении. Конечно, и определение, и исполнение

этих обязанностей требует иногда не меньшей широты кругозора и знания, чем

та, на какую притязает интеллигентский героизм. Однако внимание здесь

сосредоточивается на сознании личного долга и его исполнения, на

самоконтроле, и это перенесение центра внимания на себя и свои обязанности,

освобождение от фальшивого самочувствия непризванного спасителя мира и

неизбежно связанной с ним гордости оздоровляет душу, наполняя ее чувством

здорового христианского смирения. К этому духовному самоотречению, к жертве

своим гордым интеллигентским "я" во имя высшей святыни призывал Достоевский

русскую интеллигенцию в своей пушкинской речи: "Смирись, гордый человек, и

прежде всего сломи свою гордость... Победишь себя, усмиришь себя, -- и

станешь свободен, как никогда и не воображал себе, и начнешь великое дело и

других свободными сделаешь, и узришь счастье, ибо наполнится жизнь твоя"...

Нет слова более непопулярного в интеллигентской среде, чем смирение, мало

найдется понятий, которые подвергались бы большему непониманию и

извращению, о которые так легко могла бы точить зубы интеллигентская

демагогия, и это, пожалуй, лучше всего свидетельствует о духовной природе

интеллигенции, изобличает ее горделивый, опирающийся на самообожение

героизм. В то же время смирение есть, по единогласному свидетельству

Церкви, первая и основная христианская добродетель, но даже и вне

христианства оно есть качество весьма ценное, свидетельствующее, во всяком

случае, о высоком уровне духовного развития. Легко понять и интеллигенту,

что, например, настоящий ученый, по мере углубления и расширения своих

знаний, лишь острее чувствует бездну своего незнания, так что успехи знания

сопровождаются для него увеличивающимся пониманием своего незнания, ростом

интеллектуального смирения, как это и подтверждают биографии великих

ученых. И наоборот, самоуверенное самодовольство или надежда достигнуть

своими силами полного удовлетворяющего знания есть верный и непременный

симптом научной незрелости или просто молодости.

То же чувство глубокой неудовлетворенности своим творчеством,

несоответствие его идеалам красоты, задачам искусства отличает и настоящего

художника, для которого труд его неизбежно становится мукой, хотя в нем он

только и находит свою жизнь. Без этого чувства вечной неудовлетворенности

своими творениями, которое можно назвать смирением перед красотой, нет

истинного художника.

То же чувство ограниченности индивидуальных сил пред расширяющимися

задачами охватывает и философского мыслителя, и государственного деятеля, и

социального политика и т. д.

Но если естественность и необходимость смирения сравнительно легко понять в

этих частных областях человеческой деятельности, то почему же так трудно

оказывается это относительно центральной области духовной жизни, именно --

нравственно-религиозной самопроверки? Здесь-то и обнаруживается решающее

значение того или иного высшего критерия, идеала для личности: дается ли

этот критерий самопроверки образом совершенной Божественной личности,

воплотившейся во Христе, или же самообожествившимся человеком в той или

иной его земной ограниченной оболочке (человечество, народ, пролетариат,

сверхчеловек), т. е. в конце концов своим же собственным "я", но ставшим

пред самим собой в героическую позу. Изощряющийся духовный взор подвижника

в ограниченном, искаженном грехом и страстями человеке и прежде всего в

себе самом открывает все новые несовершенства, чувство расстояния от идеала

увеличивается, другими словами, нравственное развитие личности

сопровождается увеличивающимся сознанием своих несовершенств. или, что то

же, выражается в смирении перед Богом и в "хождении пред Богом" (как это и

разъясняется постоянно в церковной, святоотеческой литературе). И эта

разница между героической и христианской самооценкой проникает во все

изгибы души, во все ее самочувствие.

Вследствие отсутствия идеала личности (точнее, его извращения), все, что

касается религиозной культуры личности, ее выработки, дисциплины, неизбежно

остается у интеллигенции в полной запущенности. У нее отсутствуют те

абсолютные нормы и ценности, которые для этой культуры необходимы и даются

только в религии. И прежде всего, отсутствует понятие греха и чувство

греха, настолько, что слово грех звучит для интеллигентского уха так же

почти дико и чуждо, как смирение. Вся сила греха, мучительная его тяжесть,

всесторонность и глубина его влияния на всю человеческую жизнь, словом --

вся трагедия греховного состояния человека, исход из которой в предвечном

плане Божием могла дать только Голгофа, все это остается вне поля сознания

интеллигенции, находящейся как бы в религиозном детстве, не выше греха, но

ниже его сознания. Она уверовала, вместе с Руссо и со всем

просветительством, что естественный человек добр по природе своей и что

учение о первородном грехе и коренной порче человеческой природы есть

суеверный миф, который не имеет ничего соответствующего в нравственном

опыте. Поэтому вообще никакой особой заботы о культуре личности (о столь

презренном "самоусовершенствовании") быть не может и не должно, а вся

энергия должна быть целиком расходуема на борьбу за улучшение среды.

Объявляя личность всецело ее продуктом, этой же самой личности предлагают и

улучшать эту среду, подобно барону Мюнхгаузену, вытаскивающему себя из

болота за волосы.

Этим отсутствием чувства греха и хотя бы некоторой робости пер±д ним

объясняются многие черты душевного и жизненного уклада интеллигенции и --

увы! -- многие печальные стороны и события нашей революции, а равно и

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.