рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Деятельность художников передвижников

движения?

Вот список учредителей Товарищества:

Профессор императорской Академии художеств Николай Ге.

Академик Академии художеств Иван Крамской.

Академик Василий Перов.

Классный художник Х-го класса Академии художеств Григорий Мясоедов.

Академик Алексей Саврасов.

Художник Академии художеств Лев Каменев.

Классный художник той же Академии Илларион Прянишников.

Академик Иван Шишкин.

Академик Михаил П. Клодт.

Профессор, барон М.К. Клодт.

Академик Алексей Корзухин.

Профессор К. Маковский.

Свободный художник Л. Маковский.

Академик Валерий Якоби.

Классный художник 1-й степени К. Лемох".[46]

Эти люди сыграют в истории Товарищества очень важную роль.

Демократический характер деятельности художников, вошедших в эту

организацию был очевиден. Многие из них уже на рубеже 50-60-х годов стали

представителями критического реализма.

Глава II. Деятельность передвижников

"Первая передвижная выставка товарищества открылась в Петербурге в

залах Академии художеств 29 ноября 1871 года, закрылась в январе 1872

года."[47]

Этому предшествовала бурная дискуссия между основателями Товарищества

о месте открытия первой выставки. Стоял выбор Петербург или Москва?

Это прослеживается в письме Мясоедова Крамскому, относящегося к 1870

году: "…Петербург для России то же, что Париж для Франции. Блестящий успех

в Петербурге гарантирует успех и в Москве и в провинциях".[48]

Однако Крамской, живя в Петербурге знал, что бюрократические методы

управления художественной жизнью очень сильны здесь. Поэтому он всячески

пытался настоять на открытии первой выставки в Москве. Окончательное

решение данного спора было принято не первом общем собрании членов

Товарищества, которое состоялось 16 декабря 1870 года в Петербурге. Это

было решено голосованием: "… 2-е, местом открытия выставки назначается

Петербург; время же открытия 15-го сентября 1871 года и не позднее 1

октября…"[49]

Так же на этом собрании было избрано первое правление. В его состав

вошли Н.Н. Ге., Г.Г. Мясоедов, М.К. Клодт, В.Г. Перов, И.Н. Крамской, в

качестве кандидата - И.М. Прянишников.

Первая выставка передвижников прозвучала как новое и отрадное явление,

вызвав небывалый к тому времени бурный отклик. Причин тому было несколько.

"Главная заключалась в том, что это был первый выход в свет первого в

России вольного творческого содружества."[50] Это было программное

выступление художников-демократов. Передовая пресса приветствовала

просветительский, идейно-демократический характер их искусства.

6 декабря И.Н. Крамской писал Ф.А. Васильеву: "Теперь поделюсь с Вами

новостью. Мы открыли выставку с 28 ноября, и она имеет успех, по крайней

мере, Петербург говорит об этом. Это самая крупная городская новость если

верить газетам".[51]

Участниками I-й передвижной выставки стали: В.Ф. Амман, С.Н. Аммосов,

А.П. Боголюбов, Н.Н. Ге, К.Ф. Кун, Л.Л. Каменев, Ф.Ф. Каменский

(скульптор), М.К. Клодт, М.П. Клодт, И.Н. Крамской, В.М. Максимов, Г.Г.

Мясоедов, В.Г. Перов, И.М. Прянишников, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин.

Первая передвижная выставка была немногочисленной по своему составу.

Петербургские обозреватели, отмечая этот факт, обращали внимание на то, что

выставка "… по достоинству выставленных картин далеко оставляет за собой

прежние выставки, в последнее время, видимо начавшие клониться к

упадку…"[52]

"Экспозиция, состоявшая из сорока семи произведений, являла собой

резкий контраст ежегодным академическим выставкам, которые в течение ряда

лет, по традиции рассматривались как демонстрация истинных достижений

русской школы живописи".[53]

При всей немногочисленности состава, выставка содержала значительные

произведения во всех жанрах живописи: портрете, пейзаже, бытовом жанре и

др.

Вот только некоторые произведения:

"…№1 В.Г. Перов. Портрет А. Островского…,

№21. В.Г. Перов. Рыболов…,

№22. И.И. Шишкин. Лес…,

№24. Н.Н. Ге. Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе…,

№32. А.К. Саврасов. Грачи прилетели".[54]

Это неполный перечень значительных работ выставленных на первой

передвижной выставке.

"Широкий отклик получила выставка и в Москве".[55] Здесь она

экспонировалась с середины апреля вплоть до июня 1872 года в помещении

Училища живописи, ваяния и зодчества. После небольшого пополнения новыми

работами, выставка посетила два крупных украинских города – Киев и Харьков,

где имела большой успех. Этот успех и стал подтверждением огромного

интереса к ней и жизненности нового начинания.

В общей сложности выставку посетило более 30.000 человек. Было продано

значительное количество работ, на общую сумму более 23.000 рублей. Более

4000 рублей было распределено, согласно уставу, между членами и участниками

выставки, "… Остальная сумма 4387 рублей 45 копеек распределена между

экспонентами согласно уставу Товарищества. В фонд Товарищества внесено,

согласно уставу 5% от проданных произведений -–1032 рубля 5 копеек".[56]

Вторая выставка прошла в Петербурге и в провинции при общем

благоприятном отношении к ней, но такого широкого резонанса уже не было.

Почему? Видимо, потому, что не было достаточного освещения данного события

в московской прессе. Второй немаловажной причиной небольшого интереса ко

второй выставке стал срыв ее проведения в Москве. Из-за бюрократических

проволочек и несогласованности сроков о помещении для выставки не было

договорено.

Выставку сопровождал "А.Д. Чиркин, избранный на общем собрании…"[57]

После экспонирования в Петербурге, а здесь выставка открылась 26-го

декабря 1872 года и продолжалась до 15-го февраля 1873 года, выставка

передвигается в Ригу. "С 21-го марта по 15 апреля, в Вильно с 27-го апреля

по 15 мая, в Орле с 26-го мая по 7 июня, в Харькове с 14 мая по 15 июля, в

Одессе с 4-го августа по 17-е сентября, в Кишиневе с 30-го сентября по 21

октября, в Киеве с 11 ноября по 6-е января 1874 года."[58]

В данном документе есть примечание "В Москве эта выставка была

соединена с третьей выставкой, а поэтому в третий отчет она не войдет".[59]

Здесь снова возникает вопрос. Почему же при всей новизне

передвижничества, успех выставки несколько снизился? Это объясняется,

видимо некоторой слабостью выставленных работ. Единственным экспонатом,

вызвавшим живой интерес зрителей, стала работа И. Крамского "Христос в

пустыне".

В своем письме Репину Крамской напишет: "…В настоящем году нет вещей

выдающихся".[60]

Нельзя сказать, что люди не ходили на выставки передвижников, по

численности посетителей 3-я выставка превзошла первые две. Но не было той

восторженной реакции зрителей.

На 3-й выставке экспонировались работы, точнее дебюты В.М. Васнецова,

К. А. Савицкого, А.И. Куинджи. Общая численность работ 68, "… но выставка

не располагала такими притязательными экспонатами… Не было таких экспонатов

и на 4-й выставке…"[61]

Неприятным моментом в истории организации передвижников стал выход из

нее В.Г. Перова. Это случилось после 4-й выставки. Что же побудило его,

одного из основателей Товарищества сделать это? В то время творчество

мастера несколько потеряло свою притягательность. Это было время кризиса в

его творчестве. "Художник, творчество которого в 1860-х годах было на

уровне прогрессивного сознания эпохи, испытывал теперь не только неверие в

успех коллективного дела, зачинателем которого он был в свое время, но

видимо, и сомнение в своих творческих способностях перед лицом новых задач

искусства".[62] На 4-ю выставку В. Перов экспонировал "Возвращение с

жатвы", этюды "Крестьянка рязанской губернии" и "Яблоня".

Вот как оценивает эти работы П.М. Третьяков после осмотра 4-й

передвижной выставки в Петербурге: "Что за жалкие вещи Перова, какое чудное

превращение сильного таланта в положительную бездарность…"[63]

Надо отметить по данному фактору в архиве Товарищества сохранился лишь

один официальный источник, фиксирующий выход В.Г.Перова из организации.

Протокол общего собрания членов Товарищества передвижных художественных

выставок сообщает: "…Вследствие заявления В.Г. Перова о желании его выйти

из членов Товарищества, сделанного правлению год тому назад, поставлено

выдать ему фонд, не вступая в детальное объяснение причин его выхода…"[64]

Заявление сделано в достаточно лаконичной форме.

Что же истории известно об этом художнике? Вот краткая биография его

жизни. "Перов Василий Григорьевич. 1834-1882. Учился в Арзамасской школе

живописи, у А.В. Ступина, в Московском училище живописи и ваяния у А.Н.

Мокрицкого, М.И. Скотти, С.К. Зарянко. Живописец, Академик. Член-учредитель

Товарищества передвижных художественных выставок. Руководитель натурного

класса в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его

учеников С.А. Коровин, А.П. Рябушкин, Н.А. Касаткин, М.В. Нестеров."[65]

Но не только это событие омрачало выставочную деятельность

передвижников.

Успех новой организации не давал покоя руководству Академии, которое

всячески пыталось сохранить свой авторитет. Для этого им предпринимается

ряд тактических мер, одна из которых: попытка объединить передвижные и

академические выставки. Так, в 1873 году, в декабре великий князь Владимир

приглашает к себе для переговоров по этому поводу ряд художников: А.П.

Боголюбова, Н.Н. Ге, М.К. Клодта и К.Ф. Буна.

"Академия художеств своими выставками имеет целью давать отчет об

успехах русского искусства, а так как выставки Товарищества передвижных

художественных выставок, соединяя в себе лучшую часть произведений того же

искусства. ослабляют выставки Академии, то его императорское высочество

товарищ президент Академии.., поручает общему собранию его обсудить этот

вопрос и найти средства к соглашению целей академических выставок и

Товарищества без нарушения прав и интересов последнего…"[66]

Передвижники согласились провести весеннюю выставку в Петербурге

одновременно с академической, но "… в отдельных залах и с отдельной кассой

и каталогами…"[67] Таким образом, Товарищество, не идя на открытое сращение

с Академией, дипломатично намекает на независимости своей организации.

После повторного предложения "…согласить интересы общества (материальные) с

интересами Академии (художественными)…"[68] последовал отказ Товарищества.

Академия восприняла второй отказ достаточно агрессивно. Она предложила

передвижникам освободить залы Академии в то время, когда там

экспонировалась 3-я выставка.

Следующей реакционной мерой был запрет пенсионерам Академии принимать

участие в выставках Товарищества. Этим был практически ограничен приток

новых творческих сил в молодую организацию.

"Мы пенсионеры находимся в кабальной зависимости от Академии и без ее

контроля и дозволения шага ступить не можем…"[69] – писал Поленов

Крамскому.

Но, видя, что эти меры принесли только пользу Товариществу. Академия

решается создать по подобию Товарищества свое выставочное объединение

"Общество выставок художественных объединений".

В будущем никакой конкуренции передвижным выставкам оно не составит,

судьбу этого выставочного объединения предопределит "сущность искусства,

которое оно собиралось популяризировать…".[70]

Атмосфера напряженности в отношениях Академии и Товарищества

передвижных художественных выставок сохраниться еще надолго.

Позднее Крамской напишет Боголюбову: "Чиновник сам нас спасает /…/

прежде чем бить тревогу надо подождать – дело академического передвижения

провалиться непременно /…/ ".[71]

Итак 5-я и 6-я выставки существенно отличаются от предшествующих.

Премирующие места занимает молодое поколение передвижников. Их искусство

как новая волна оживляет Товарищество.

Живопись их полностью лишена живописного аскетизма, приемов образного

мышления.

Старшее поколение передвижников Н. Ге, Г. Мясоедов, И. Крамской, В.

Перов, Л. Каменев, И. Прянишников, Т. Брюллов, И. Шишкин, А. Саврасов, М.П.

Клодт, В. Якоби, Н. Лемох, А. Корзухин, К.Ф. Гун, А.П. Боголюбов, С.

Аммосов и другие художники, старались передать накопившийся опыт и свои

знания продолжателям их идей и традиций.

Какие же выдающиеся полотна экспонировались на 6-й выставке? И. Репин

показывает своего "Протодиакона", К.А. Савицкий "Встречу иконы", Ярошенко

экспонирует "Кочегара" и "Заключенного", М. П. Клодт "терем царевен", В.Д.

Поленов показывает свой знаменитый "Московский дворик", И. Шишкин –

"Рожь".[72] По этому неполному списку можно судить о успехе этой выставки.

На этой и последующих выставках раскрывается яркий и неподражаемый

талант молодого художника ("березовая роща", "После дождя", "Север",

"Украинская ночь").

Седьмая и восьмая выставки ярко демонстрируют творческие способности

В. Маковского, показывают его как зрелого художника, способного откликаться

на жизнь в ее драматических проявлениях."[73] Это наглядно прослеживается в

картине "Осужденный".

Второе поколение передвижников, новой молодой волны, набирает силы и

прочно занимает свое место на передвижных выставках Товарищества.

"Возрастающий авторитет передвижников позволил им активизировать свою

деятельность в разных направлениях живописи и, прежде всего достигнуть

положительных результатов при комплектовании русского отдела Международной

выставки 1878 года."[74] Но этому собранию мешали два обстоятельства.

Во-первых, – несовершенство Устава Товарищества, разрешающего выставки

только в пределах России.

Во-вторых, это отсутствие материальных возможностей по перевозке и

страхованию картин за границей.

Новый устав утверждается членами Товарищества и в высших инстанциях.

Он в 1 пункте исключает ограничения показа картин только "во всех городах

Российской империи".[75]

Таким образом, передвижные выставки теперь могли экспонировать и за

рубежом.

В 1878 году Парижская выставка аплодировала русскому искусству,

передвижникам. Но выставочная деятельность продолжается и внутри страны.

Девятая выставка открывает еще одно дарование. Картина "Утро

стрелецкой казни" приносит широкую известность В.И. Сурикову. Вот как это

выступление отмечено В. В. Стасовым: "… народился новый великий

талант…"[76]

Помимо этой значительной работы В.И. Сурикова, на этой выставке

показаны картины В.Е. Маковского "Крах банка", Саврасова "Рожь", И.М.

Прянишникова "Жестокие романсы". Здесь же представлены три значительные

работы В.М. Васнецова "Бой скифов со славянами", "Аленушка" и "Три царевны

подземного царства". Эти картины нисколько не уступали по содержательности

предшествующей работе "После побоища Игоря Святославовича с половцами",

которая экспонировалась на восьмой выставке.

На девятой выставке И. Репин выставляет два портрета "М.П.

Мусоргского" и "Портрет А.Ф. Писемского". Это удивительно талантливый

художник. Первой картиной принесшей ему успех стали "Бурлаки на Волге"

(1870-1873). В 1870-1872 годах Репин в путешествиях по Волге собрал

материал зарисовок и этюдов, яркие народные типы, незабываемые характеры

раскрыл автор в каждом персонаже. "Да русский народ под ярмом, - внятно

говорит эта картина, - он замучен жестокой историей, но вглядитесь в этих

беспросветно-несчастных людей, какая у них несокрушимая духовная мощь,

сколько в них задатков для великого будущего".

Значительными работами мастера являются и другие картины, такие как

"Дочь Иаира", "Запорожцы", "Торжественное заседания Государственного совета

7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения".

Следующей крупной работой И.Е. Репина стала картина "Крестный ход в

Курской губернии", экспонировавшаяся на одиннадцатой выставке. Наряду с

этой работой, Суриков показывает "Меньшикова в Березове".

На двенадцатую выставку Репин выставляет новую картину "Не ждали". Он

меняет амплуа портретиста. На тринадцатой выставке художник показывает

"Ивана Грозного и его сына Ивана". "Появление ее послужило поводом для

беспрецедентного обстоятельства – учреждения цензуры".[77] Это хорошо видно

из переписки киевского губернатора с подольским и волынским генерал-

губернатором "… имею честь сообщить Вам, что по донесению киевского

полицмейстера в числе предположенных к выставке картин не оказалось,

которые бы по тенденциозности своего содержания не могли бы быть

выставленными для публики, и что со своей стороны я не встречаю препятствий

к удовлетворению означенного ходатайства."[78] Все последующие 13

документов цензурного характера, а это в основном рапорты, разрешения и

переписка, были примерно одного содержания: "осмотрено и разрешено".

Итак, на пятнадцатой выставке экспонировались "Христос и грешница"

В.Д. Поленова, "На бульваре" В.Е. Маковского, "Дубовая роща" И.И. Шишкина

и, наконец грандиозное полотно Сурикова "Боярыня Морозова" – лучшее из

того, что было создано русскими реалистами в области исторической живописи.

Стасов позднее назовет это "хоровой картиной", имея в виду изображение

множества людей и "сочетание внутреннего единства героя и народной

массы."[79]

На 16-й выставке дебютирует Н.А. Ярошенко с картиной "Всюду жизнь".

Замечательным событием 18-й выставки, которая открылась в 1890 году стала

картина Н.Ге "Что есть истина?" Она как бы символизировала собой пафос

всего творчества старейшего члена Товарищества.

Огромную и неоценимую помощь оказывал передвижникам П.М. Третьяков

(1832-1898) с 1856 года он начал собирать свою знаменитую коллекцию. Первая

выставка послужила началом успешного сотрудничества передвижников с

московским коллекционером. Он приобрел с выставки картины "Петр I

допрашивает цесаревича Алексея в Петергофе" Н.Н. Ге, "Грачи прилетели" А.К.

Саврасова, "Порожняки" И.М. Прянишникова, а так же "Майскую ночь" И.Н.

Крамского и статую "Царь Иоанн Грозный" М.М. Антокольского".[80]

Приобретая картины П.М. Третьяков оказал, прежде всего, очень весомую

для Товарищества материальную помощь. С его стороны это было сознательной

поддержкой художников реалистического направления, проявлением высокой

гражданственности. Третьяков, как представитель поколения русских людей

выросших в обстановке демократического подъема 1860-х годов, свято верил,

что искусство должно служить народу, быть полезным и общедоступным. В этом

его взгляды очень схожи с идеей служения народу, на которой основывалась

деятельность передвижников. В подтверждение тому его слова: "…Для меня

истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как

положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств,

приносящим многим пользу, всем удовольствие".[81]

Размах собирательской деятельности и широта кругозора П.М. Третьякова

были поистине удивительны. Идея создания национальной галереи русского

искусства воплощена в жизнь.

Возвращаясь к теме передвижничества необходимо отметить следующее:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.