рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Биография и творчество Андрея Рублёва

открывается картина великих страданий беззащитного населения сел и

маленьких городков — холодная зима, ограбленные и сожженные жилища,

изрубленные тела людей. Местные князья с малыми своими силами не могли

остановить огромное войско, но решительно выходили на битву. Литовцы

разбили на реке Тростне московский сторожевой полк, уничтожив почти все

войско. Ольгерд, не встречая уже никакого сопротивления, устремился к

Москве и осадил город.

После безуспешной трехдневной осады литовцы и союзные с ними русские

войска отступили от Москвы, предав огню посад и множество подмосковных сел,

пограбив монастыри и церкви. Подмосковное население или без жалостно

убивалось, или уводилось в плен. Правда, из сообщений летописи можно

понять, что многие жители успели разбежаться, но их имущество, дома — все

погибло. Это было разорение, подобного которому Московское княжество, по

словам летописца, не знало сорок один год, со времени последнего крупного

нашествия Орды в 1327 году.

Ответный поход москвичей на Тверь был не менее жесток и разорителен.

Не один год длилась война двух княжеств. Временные затишья лишь

подтверждали слова древнего летописца: «Мир стоит до рати, а рать до мира».

А поскольку «война без падших мертвых не бывает», братья по крови и вере

убивали друг друга, и невозможно было вырваться из кольца взаимных обид. Но

тем трагичней сознавались братоубийство и разделенность русских людей.

Жизнь открывалась перед ребенком во всей своей тяготе. Одной из

первых, непреложных реальностей была смерть. Моровые язвы и едва ли не

ежегодные войны научили понимать, «каков есть мрак тени смертной». Сама

действительность с ее неприкрытой и неприкрашенной данностью смерти не

могла не приводить к мысли о непрочности земного бытия, о тленности тех

нитей, из которых соткана ткань жизни...

Чтобы понять тогдашнее отношение к "общедательному долгу" смерти,

современному человеку нужно проделать некоторую мысленную «реставрацию»,

соотносящую жизнь и мировоззрение людей тех времен. Древние жития нередко

пишут об удивительных изменениях во взглядах взрослого человека,

пережившего смерть близких и утвердившегося в мысли о тщете земной жизни.

«Скоропадущая плоть наша, — сказано в «Изборнике», известном на Руси с

ХI века, ибо сегодня еще растем, а завтра гнием», В том же сборнике,

продолжая мысль о краткости земного поприща человека, книжник призывает:

«Смерть поминай всегда, да та память научит тя паче всех, како жить в малом

сем времени...» Сделайся с людьми кротким, голодного накорми, жаждущего

напои, находящегося в темнице посети, видишь беду человеческую –

посочувствуй.

С детских лет чуткая н внимательная душа мальчика видела и другую

сторону — человеческое добро и самоотверженность: терпение в скорбях,

созидательный труд, которые противостояли хаосу и разрушению. Вставали из

пепла города и села. Москва строила впервые каменные стены Кремля. Люди

помогали находившимся в болезни и немощи. Кто-то воспитывал многочисленных

сирот. И как верный знак того, что дух народа, его нравственная сила не

сломлены, живут и живут "не единым только хлебом", — созидались все новые и

новые церкви. Летописи тех лет упоминают лишь каменные строения как

наиболее заметные сооружения в деревянной тогдашней Руси. Но и эти

упоминания встречаются не однажды за год.

В 1365 году "Алексей, митрополит всея Руси, заложи церковь камену на

Москве бывшие чюдо в Хонех архангела Михаила, того же лето и кончана

бысть". Церковь, ставшая впоследствии собором кремлевского Чудова

монастыря, столь известного в истории нашей страны, привлекала к себе

всеобщее внимание не только красотой белокаменной постройки, иконами лучших

художников.

Среди преданий, записанных под 6 сентября в древних Прологах — книгах

для каждодневного чтения, есть рассказ многовековой давности о чуде,

случившемся в Малой Азии. В местности, называемой Хони, существовала

небольшая церковь, посвященная архангелу Михаилу.

В кремлевской церкви, посвященной «чуду в Хонех», рано или поздно

увидел Рублев большую храмовую икону с изображением этого предания:

крылатый архангел, который ударом жезла в землю отводит низвергающийся с

горы поток, направленный врагами христиан — язычниками в сторону одноглавой

церкви, напоминающей тогдашние русские белокаменные храмы.

Как многозначительное событие воспринято было на Руси освящение

московским митрополитом этого храма. Маленьким мальчиком мог слышать Рублев

разговоры взрослых о торжественном основании Чудовской церкви. Эти толки и

составляли насущные, живые веяния и интересы его современников. Древние

представления стано- вились способом осмысления сегодняшних и грядущих

событий. Издавна почитался на Руси архангел Михаил как «страж града»,

покровитель воинства и военачальников — князей, как защитник живых и

мертвых от злых, дьявольских сил. Потому именно и стояли у княжеских

дворов, в кремлях Твери, Нижнего Новгорода и Москвы архангельские соборы.

Построение в сердце тогдашней Москвы, в ее крепости, где жили великий

князь и московский и всея Руси митрополит, еще одной церкви в честь

архангела Михаила напоминало о том, что этот воевода небесных воинств

выступает хранителем от насилия иноверных. Сооружение Чудовской церкви

выражало надежду на его предстательство за русский народ перед лицом

насилия со стороны иноверцев. Из летописей видно, каким насущным уже в 1360-

е годы становилось неприятие иноверкой власти, как власти зла, как

постепенно делаются шаги для будущего благословения на борьбу с игом

иноверного народа. Осмысляя эту сторону национального движения, тогдашние

книжники не ограничиваются сведениями о случившемся на Руси. В поле их

внимания происходившее в далеких странах — на Кипре, в Египте, на Синае, но

волнующе близкое, ибо и там совершалось поругание и насилие над

порабощенными христианскими на родами. Московский летописец повествует об

этих жестоких гонениях.

А в тот, 1366 год на Руси узнали, что страдающие за принадлежность к

своим убеждениям и отеческим традициям христиане северной Африки и

Палестины не остались без помощи, которая пришла от Византии. Император

Иоанн отправил особое посольство с обещанием крупного выкупа при условии

прекращения гонений.

Интерес к событиям в далеких странах не был чем-то случайным, издревле

Русь осознавала себя и была частью того целого, которое называлось

православным Востоком и охватывало огромные территории от Африки и

Палестины до северных новгородских владений, включая в себя разные народы —

греков, грузин, румын, сербов, болгар, русских. Пройдет совсем немного лет

после описываемых нами событий, и обостренное переживание этого единства

станет определяющим свойством русской культуры, свойством, которое Рублеву

предстоит пережить и в своем творчестве переосмыслить.

Нельзя забывать, если мы задались целью по возможности восстановить

живую жизнь рублевской эпохи, о том, что перед изучающим далекое прошлое

историком открывается широчайший горизонт времен и событий. Он видит жизнь

прошедших поколений как бы с огромной высоты. Ему всего заметней движения,

особенно главнейшие, ибо с такой высоты «динамика» событий легче

воспринимается, чем «статика», — то, что устоялось давно и традиционно

существует. Современник же изучаемой эпохи знает и меньше и больше своего

историка. Он живет продолжением прошлого — настоящим, мало ведая о будущем.

Мир «статики» не менее решительно лепит сознание входящего в жизнь

человека, чем события, которыми встречает его современность. Традиции

созидают человека по мерке и образцу его предков, делая его не только

современником своей эпохи, но и клеточкой древнего живого тела — народа с

его вековыми обычаями и свычаями.

Читая летописи, трудно представить себе человека тех времен вне

трагического мироощущения, напряженных, суровых переживаний. Тихий свет,

ясный созерцательный покой творений Рублева — современника этих событий —

заставляют очень серьезно задуматься о том, как непросто бывает соотношение

искусства и действительности.

Конечно, могли быть и бывали исключения, но в культуре, где огромную

роль играли предание и традиция, где одной из основных добродетелей и

обязанностей было послушание родителям, это обобщение обладало большой

долей вероятности. Следуя ему, мы тоже можем предположить, что личными

своими качествами Рублев во многом обязан отчему дому. Тихим, скромным и

незлобивым человеком, предельно искренним в своих убеждениях, рисует

"преподобного" Андрея предание. Этот же образ складывается при восприятии

его произведений. Темперамент художника тих и созерцателен, отношение его к

человеку мягко и любовно. Безусловно, многое было взращено в себе Рубленым

в течение всей жизни. Но основанием не могли не быть те свойства, которые

вложены в него простыми русскими людьми — неведомой по имени матерью и

неведомым отцом, которого, возможно, звали Иваном...

До наших дней дошло древнее исчисление человеческого возраста, когда

первые три его периода считаются отрезками времени по семь лет. Достигши

семилетнего возраста, ребенок становится на следующее семилетие отроком,

потом — еще на одну седмицу годов — юношей. Отрочество — время первых

трудов, обучения и все более и более сознательного приобщения к том

ценностям, которыми живет общество взрослых людей. В это же время обычно

происходит выявление способностей человека, поворот интересов к будущему

роду занятий.

Этого отсчета на седмицы лет придерживались и в древней Руси. Правда,

при попытке представить себе, как проходило отрочество Рублева, следует

сделать одну существенную оговорку. Суровая жизнь тех времен не допускала,

чтобы детские и отроческие годы затягивались в счастливой беззаботности.

Человек взрослел много раньше, чем в более благополучные и благоустроенные

эпохи. Древнерусские летописи повествуют о совсем юных князьях, в

шестнадцать лет уже мужественных в сражениях. В монастырях тех лет нередко

прислушивались к советам опытных «старцев», коим не исполнилось и тридцати

лет. Житийная русская литература знает свидетельства о сознательном

вступления на иноческий путь двенадцатилетних отроков. И само общенародное

воззрение на жизнь учило не бояться с ранних лет испытаний и тягот, не

терять в суровом жизненном сражении ни единого мига, ибо он может оказаться

последним. Не считалось дурным и приобщение детей к труду вместе со

взрослыми. Нелегкая работа ради насущного хлеба рано становилась уделом

ребенка из крестьянской и ремесленной среды. Достаток простого человека тех

времен не был велик. Разоряли междоусобные войны, частые пожары, эпидемии.

А плоды нелегкого труда и дары благодатной и богатой природы в значительной

своей части шли на ясак — изнурительную дань Орде. В иные годы эта дань

была почти непосильной. "Того же лета, отмечал время от времени летописец,

— бысть дань велика, тогда и золотом давали в Орду…"

Отрочество Рублева приходится на вторую половину 1360-х годов. Внешние

события, пришедшиеся на те годы, легко проследить по летописям. Остался

позади «мор велик» — эпидемия 1366 года, пережита была иная, не менее

великая «беда и истома» — Ольгердово нашествие на московские пределы. Но

продолжались распри Московского и Тверского княжеств. То тверичи, то

московская рать воевали грады, волости и села. Сжигались селения, людей

уводили в полон...

Миновал голод 1371 года. Летописец особо выделил тогда два события.

Зимой, 30 декабря, у великого князя Дмитрия Ивановича и княгини его Евдокии

родился сын Василий. Через три десятка лет Рублеву предстоит встречаться и

знаться с князем Василием Дмитриевичем, работать по его заказу в дворцовой

Благовещенской церкви на Москве.

И другая в то лето москвичам радость — победа над рязанским князем Олегом.

Рассказ об этом летописца исполнен иронии. Как будто книжник услышал его в

толпе, на площади, из насмешливых народных толков о побежденном противнике:

«Рязанцы же суровы суще человецы, свирепы и высокоумны, полоумные людищи,

взгордешеся величанием...» Враги москвичей якобы не взяли даже с собой

оружия, а только веревки, чтобы связывать пленных, говоря между собой: «не

емлем собе ни щит, ни копия, ни иного которого оружия, но токмо емлем с

собою едины ужища (веревки)... изымавши москвичь, было бы чем вязати,

понеже суть слабы и страшливы и не крепцы...»

В этой и других записях московской летописи в те годы все более

определенно начинает звучать один мотив — мысль о праведном деле Москвы,

правде княжества, которое и миром и силою объединяет вокруг себя

разобщенную Русь. Собственные победы москвичи объясняют не силой, а именно

правдой, правотой своей задачи.

Москвичи осуждают ненужную жестокость тверичей по отношению к

разгромленному Торжку. В 1373 году тверские войска не решаются,

встретившись с московским напасть на них первыми. И воеводы князя Дмитрия

не берут на себя ответственность начать кровопролитие. Оба воинства,

простояв друг против друга несколько дней, «вземши мир межи себе,

разыдошася розно».

Каким-то новым, свежим дуновением еще неопределенной, но радостной

надежды повеяло со страниц летописей. События одно другого

знаменательней... «Того же лета Новгородцы Нижнего Новагорода побиша послов

Мамаевых, а с ними убиша Татар полторы тысящи, а старейшину их именем

Сарайку руками яша и приведоша в Новгород с его дружиною».

Наступила осень 1374 года...

В условном исчислении рублевской жизни это последний год его

отрочества. Третий сын, Юрий, родился у московского великого князя. Это имя

навсегда будет связано с одной из важных загадок в творческой биографии

художника.

Самым заметным событием в Московском княжестве было в тот год

укрепление, а в сущности, новое рождение города Серпухова. Малый,

захолустный городок на Оке, у южных границ княжества, беззащитно прозябал у

самой дороги, что вела из Орды к Москве. В числе иных мелких владений по

притокам Клязьмы и в верховьях Оки Серпухов достался в удел младшему в

московском княжеском доме — Владимиру Андреевичу, двоюродному брату

великого князя Дмитрия Ивановича. Владимир Андреевич, которому едва

исполнился тогда двадцать один год, делает из Серпухова город-крепость. Со

стройкой, видимо, торопятся. Время благоприятное, Орда занята своими

распрями и в московских пределах не показывается. Ханское посольство,

прибывшее в Нижний Новгород, арестовывают и содержат так, чтобы никто из

послан- ных не мог сообщить о происходящем на Руси. В Серпухове каменное

строительство откладывают до лучших времен. Однако укрепления строят

серьезные, неприступные, "в едином дубу" — из мощных дубовых кряжей.

Жителям Серпухова и тем, кто пожелает в этом городе поселиться, князь

оказывает помощь и наделяет особыми правами — "живущим же ту человеком и

приходящим жити подасть многу волю и льготу".

В отчину Владимира Андреевича входило еще одно владение — небольшой

городок поприщах в сорока от Москвы, при дороге, что вела от стольного

града на север, к Переславлю-Залесскому. Располагался он в глухих, по-

северному уже суровых лесах у излучины реки Пажи. Имя городку — Радонеж.

Скудные пажити, редкие деревеньки среди еловых лесов и чернолесья,

болотины, малые, несудоходные речки. Но местоположение городка веселое,

радостное — высоко на приречной крутизне. Если взглянуть с городских

укреплений окрест, сколько видно глазу, во весь окоем зеленое море лесов,

неширокая серая лента пробирающейся среди зарослей речки, и дорога в более

обширные и богатые города. Градские стены и башни на земляных валах, ворота

крепости, церковь во имя Преображения, дом княжого наместника, избы да

усадьбы на посаде — все рубленое, деревянное... Города с названием Радонеж

сейчас не найти на географических картах. Он давно уже исчез с лица земли.

На месте былого посада ныне расположено село Городок. В сохранившихся

земляных валах городской крепости теперь старое сельское кладбище. Радонеж

разделил судьбу очень многих древнерусских городов, имена которых можно

отыскать лишь в старинных документах и на страницах летописей.

Лет за тридцать до описываемых событий, в начале сороковых годов ХIV

столетия, житель Радонежа двадцатилетний боярский сын Варфоломей основал

верстах в десяти от этого города в безлюдной лесной чащобе монастырь —

пустынь во имя Троицы. Став монахом, он принял имя Сергий. Впоследствии

собравшаяся здесь монастырская братия избрала его своим игуменом. По

близлежащему городку, в "пределы"» которого входила Троице-Сергиева

обитель, и сам ее основатель получил прозвание Радонежского.

В отроческие годы Рублева Сергий, человек уже зрелого возраста, был

хорошо известен на Руси. Троицкого игумена знали и уважали в народе, от

простого люда до митрополита и великого московского князя. Но будущий

художник не мог тогда предположить, что это имя так много будет значить в

его судьбе и творчестве. Не ведал Рублев и того, что придется ему пожить в

Троицком монастыре, писать там иконы. И даже самому в памяти потомков

называться иногда «Андреем Радонежским иконописцем». «Радонежским» не по

происхождению, но по работе своей в обители Сергия.

А в тот самый 1374 год князь Владимир Андреевич, укрепляя и заселяя

пограничный Серпухов, решил устроить здесь монастырь. На крутой горе над

Окой, на месте, которое в Серпухове издавна называли Высоким, решено было

ставить стены, храмы и кельи. Летом торжественно закладывали монастырский

храм. Освятить место для не го князь пригласил Сергия Радонежского.

Согласие почитаемого в народе игумена и его отшествие в неближний по тем

временам путь было событием заметным и немаловажным. На нем подробно

останавливаются московские летописи: «Тогда же той благоверный князь

Владимир помысли в сердце своем церковь воздвигнути в отчине своей в

Серпохове на Высоком и обитель ту воздвигнути и монастырь устроити. И посла

со многою мольбою по преподобного игумена Сергия, иже есть в отчине его в

Радонежи, дабы пришед, благословил место оно». Сергий же «не презри моленья

его, ни мало ослушался, ни по- медли, но с многим тщанием иде...». Это

«многое тщание» Сергия говорит о том, какое большое значение придавалось

Серпухову, который вскоре станет одним из самых значительных городов-

крепостей Московской Руси. Знаменитый игумен по просьбе князя Владимира

поставил во главе серпуховского Зачатьевского монастыря своего ученика

Афанасия. То был человек редких и больших дарований — «искусный и

разумный», как особо подчеркивает летописец. С его приходом из радонежских

лесов «на Высокое» надолго установится связь двух монастырей. Здесь будет

некоторое время жить монах Никон — ученик Сергия и будущий духовный

наставник Андрея Рублева. Впоследствии в Серпухове и соседней Коломне

станут работать выдающиеся художники. Это совпадет с годами, когда

происходило становление Рублева как мастера. Без сомнения, художник бывал в

Серпухове. И с самим Владимиром Андреевичем, серпуховским и радонежским

князем, Рублев был знаком. Этот князь будет жить в Москве, в своем

кремлевском «дворе» как раз в то время, в 1405 году, когда чернец Андрей

начнет работу в придворной церкви его племянника — великого князя Василия.

Тогда, на пороге юности, не ведая о будущем, Рублев делал, быть может,

первые шаги в художестве или скорее всего лишь только помышлял об этом. А

судьба между тем уже готовила, очерчивала для него круг, по-древнерусски —

«коло», людей, мест, будущих работ — то "коло житейское" в которое ему

предстояло войти в свои времена и сроки.

На отроческие годы приходится и постепенное вхождение в особый мир —

мир книжного слова...

На русских житийных иконах довольно часто изображается отдание «в

научение», первое приведение к учителю. Приобщение к книжной грамоте

мыслилосъ в ряду важнейших событий в жизни человека. Иконописцы рисуют эту

сцену обычно так: на седалище прямо восседает пожилой монах-учитель, перед

которым в почтительных позах стоят пришедшие — присмиревший отрок, а за ним

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.