рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Государственная поддержка инвестиционной деятельности

. Предварительной аналитической обоснованности;

. Повышения доли собственных средств товаропроизводителей в инвестициях;

. Контролируемости целевого использования инвестируемых средств;

. Законодательной защищенности интересов инвесторов.

В крае применяются меры по стимулированию инвестиционной деятельности:

. Разработка, утверждение и реализация инвестиционных программ в крае;

. Проведение благоприятной финансовой и кредитной политики, политики

ценообразования и амортизационной политики;

. Предоставление льгот по налогам и сборам, зачисляемым в краевой бюджет;

. Предоставление займов из краевого бюджета для осуществления инвесторами

инвестиционной деятельности по приоритетным направлениям развития края;

. Ряд других мер.

При осуществлении инвестиций в объекты производственного назначения

устанавливается льготное налогообложение.

Льготы предоставляются на весь период окупаемости инвестиционных

программ и пересмотру в связи с изменениями финансовых и иных обстоятельств

не подлежат.

Инвестиционная деятельность осуществляется на основе инвестиционной

программы, в которой указаны цели инвестиционной деятельности и необходимые

для достижения этих целей средства, а также возможные источники инвестиций

и состав участников.

Инвестиционная программа края утверждается краевым Законодательным

Собранием после вступления в силу закона о краевом бюджете на

соответствующий год. Администрация выделяет займы в случае осуществления

инвестором инвестиционной деятельности по приоритетным направлениям

развития края. Приоритетные направления инвестиционной политики в крае

определяются в перспективных планах социально-экономического развития края

с утверждением при рассмотрении годовых планов социально-экономического

развития края и закона края о краевом бюджете.

Со стороны краевой администрации предоставляются частные

поручительства, займы, кредиты. Кроме мер государственной поддержки есть и

формы прямого участия органов государственной власти в инвестиционном

процессе:

приобретение паев, долей, акций, движимого и недвижимого имущества;

размещение средств при заключении государственных контрактов на поставку

товаров, продукции, услуг для нужд края; размещение средств при организации

подрядных работ для нужд края; участие в договорах простого товарищества;

прямого финансирования реализации региональных программ из бюджета края.

Исходя из опыта осуществления инвестиционной деятельности субъектами

Федерации, мы можем сделать следующие выводы:

В Новосибирской области широко применяется предоставление льгот, не

существует нижних пределов льготирования. В Москве и Московской области, а

также в Алтайском крае законодательно определен перечень и условия льгот.

При осуществлении конкурса инвестиционных проектов в Новосибирской

области руководствуются Положением о конкурсе. В Алтайском крае конкурс

осуществляет совместная комиссия администрации края и краевого

законодательного собрания, в Московской области - Правительство.

В Новосибирской области имеет место предоставление льгот тем, кто не

попал в число выигравших конкурс. Такого рода поблажки отрицательно

сказываются на исполнении бюджета области. Органы исполнительной власти

получили очень много полномочий по сравнению с законодательной властью.

Исходя из вышеизложенного, мы убеждаемся, что каждый субъект Федерации

проводит свою инвестиционную политику, хотя, довольно распространенным

является копирование нормативно-правовых актов различных субъектов

федерации без учета факторов на данной территории. Подобная политика скорее

вызывает негативные последствия, нежели положительные сдвиги в экономике

региона. Одним из самых важных моментов при осуществлении инвестиционной

политики является учет потенциала региона, его возможности, его наиболее

перспективные отрасли экономики.

Сравнивая состояние законодательной сферы в Новосибирской и Московской

областях, и Алтайском крае, приведем следующую таблицу1:

Таблица 3

Инвестиции в основной капитал по регионам

|Инвестиции в основной |1996 год |1997год |

|капитал (млн. руб.) | | |

|НСО |3631,3 |3979,3 |

|Алтайский край |2795,6 |2421,8 |

|Московская область |10663,5 |13261,4 |

Лидером среди представленных регионов по инвестициям в основной капитал

является Московская область, за год объем инвестиций вырос порядка 3 тысяч.

НСО входит в число двадцати первых регионов по инвестициям в науку. Они

составили в 1999году 67, 61 млн рублей 2.

Таблица 4

Инвестиционный потенциал регионов 1998--1999гг.

| |потреб|трудо|произв|инфраст|финансо|инновац|институ|природн|

| |ительс|вой |одстве|руктурн|вый |ионный |циональ|ый |

| |кий | |нный |ый | | |ный | |

|НСО |16 |16 |22 |56 |16 |6 |12 |34 |

|Алтайский |25 |21 |32 |48 |38 |21 |26 |21 |

|край | | | | | | | | |

|Московская|4 |3 |7 |4 |3 |2 |3 |51 |

|область | | | | | | | | |

Таблица 5

Инвестиционный риск регионов в 1998-1999гг.

| |Законода|политика|экономик|финансы |социальн|криминал|экология|

| |тельство| |а | |ые | | |

|Московская |10 |16 |31 |12 |10 |53 |40 |

|область | | | | | | | |

|Алтайский |35 |72 |84 |68 |68 |13 |53 |

|край | | | | | | | |

|НСО |88 |49 |42 |22 |32 |55 |29 |

Согласно инвестиционному рейтингу российских регионов 1998-1999гг.1,

Московская область имеет максимальные инвестиционные возможности при

минимальном риске, Алтайский край-это более благополучный регион с

потенциалом чуть выше среднего, Новосибирская область относится к регионам

со средним потенциалом и умеренным риском. Московская область

характеризуется высоким инновационным, финансовым, трудовым и

институциональным потенциалом, в то время, как природный потенциал

незначителен по сравнению, например, с потенциалом Новосибирской области.

Алтайский край занимает средние позиции по всем показателям. Что касается

инфраструктуры, то Алтайский край имеет довольно низкий потенциал.

Новосибирская область характеризуется высоким инновационным потенциалом при

довольно низком значении инфраструктурного потенциала. Новосибирская

область имеет высокий показатель инвестиционного риска в законодательстве,

Алтайский край – в экономике, в то время как Московская область имеет

высокий риск криминализации.

Глава 3. Проектный цикл государственной поддержки инвестиций

3.1.Формирование источников государственной поддержки.

Бюджет развития

Наряду с объективными причинами политического и экономического

характера сложное состояние дел в сфере привлечения инвестиций на

предприятия обусловлено отсутствием у предприятий опыта разработки

инвестиционных проектов и подготовки бизнес - планов, отсутствием

целенаправленного сбора информации о потенциальных инвесторах, слабой

поддержкой инвестиционной активности со стороны государства и координации

этой деятельности.

Поэтому крайне важно, чтобы соответствующие государственные структуры

курировали инвестиционные программы, способные оказать значительное влияние

на экономику региона в целом и на отдельные её отрасли, как на стадии

разработки, так и в процессе реализации. В этом отношении администрация

Новосибирской области предпринимает определённые меры, однако, основные

положения инвестиционной политики и направления деятельности органов

государственной власти области в этой сфере ещё не закреплены

законодательно - закон «Об инвестиционной политике в Новосибирской области»

находится на начальной стадии разработки, а концепция инвестиционной

политики Новосибирской области существует только в проекте. Однако из

проекта, хоть он и не является официальным документом, всё же можно

получить представление об основных направлениях инвестиционной политики в

области.

Данная концепция разрабатывалась с целью выработки «правил и системы

мер, связанных законодательными актами и конкретными мероприятиями для

усиления инвестиционной привлекательности и привлечения инвестиций в

экономику Новосибирской области с целью достижения экономического роста» и

предполагает разработку законов «Об инвестиционной политике в НСО», «О

стимулировании инвестиционной деятельности», Положения о конкурсе

инвестиционных проектов, создание базы данных инвестиционных проектов НСО,

разработку программы мер привлечения средств физических лиц и другие меры.

С целью активного воздействия на формирование инвестиционного климата в

области вовлечения стагнирующих предприятий области в процесс

реструктуризации, предлагается в качестве рычага проведение ежегодного (или

с другой периодичностью) конкурса инвестиционных проектов.

Механизмом, включающим конкурсный рычаг, является принцип

предоставления любых форм государственной поддержки тем и только тем

проектам, которые будут отобраны по результатам конкурса.

Государственная поддержка инвесторов, направленная на стимулирование

притока инвестиций в интересах развития области, включает в себя

государственные гарантии, государственные льготы, возмещение убытков

инвесторам.

Государственные гарантии - обязательства от имени органов

государственной власти обеспечить надлежащее выполнение условий, на

которых были привлечены инвестиции. Условия предоставления гарантий должны

регламентироваться основным законом области об инвестиционной политике.

Источниками обеспечения государственных гарантий могут быть:

средства областного бюджета;

недвижимость и другое имущество, являющееся государственной собственностью

области;

активы внебюджетных фондов Администрации области;

природно-сырьевые ресурсы, находящиеся в государственной собственности

области;

другие возможные источники.

В условиях отсутствия основного закона об инвестиционной политике

области, данный вопрос регулируется Постановлением главы Администрации от

30 октября 1996 года «О формировании государственных гарантий для

инвестиционных проектов», созданное в целях реализации Региональной

программы по привлечению отечественных и иностранных инвестиций в экономику

НСО, в соответствии с которым установлен примерный перечень приоритетных

отраслей и производств НСО льготного инвестиционного режима, а также

перечень акционерных обществ, акции которых закреплены в государственной

собственности НСО и могут являться гарантиями обеспечения инвестиций.

Однако, на настоящий момент, многие из этих акционерных обществ уже не

способны являться гарантами инвестиций ввиду ухудшения их финансового

положения.

Кроме того, предусматриваются гарантии для банков, направляющих свои

ресурсы на финансирование приоритетных инвестиционных и инновационных

проектов на территории области.

Согласно проекту Постановления главы администрации области по гарантиям

областной администрации для привлечения средств коммерческих банков

предлагаются следующие виды обеспечения возвратности вложенных средств:

1.Гарантии администрации области;

областная администрация соответствующими гарантийными письмами

обеспечивает возврат средств банков, вложенных в финансирование

приоритетных инвестиционных и инновационных проектов на территории области.

В нормативном плане вопрос кредитования под гарантию (поручительство)

третьего лица достаточно проработан и часто используется банками в своей

повседневной деятельности.

2.Залог областного имущества;

имущество, находящееся в собственности согласно перечню объектов права

собственности, приведённого в законе «О собственности Новосибирской

области, как субъекта РФ». Предмет залога оформляется договором залога или

договором на передачу банку прав временного пользования имуществом.

3.Гарантии третьих лиц;

в качестве третьих лиц могут выступать государственные или коммерческие

структуры, связанные дополнительными соглашениями с администрацией НСО.

Существенным моментом в усилении привлекательности для банков того или

иного инвестиционного проекта будет наличие независимого экспертного

заключения по проекту, а также непосредственное участие представителей от

банка в работе органа управления.

Государственные льготы предоставляются юридическим лицам,

осуществляющим инвестиционную деятельность в отношении объектов

инвестирования расположенных на территории Новосибирской области.

Государственные льготы должны закрепляться законодательно, исходя из

реальных финансовых возможностей, одновременно с принятием закона о

бюджете.

Государственные льготы могут предусматривать следующие меры:

установление льготных налоговых ставок, временное освобождение от уплаты

налогов в областной бюджет, отсрочку, либо рассрочку уплаты налогов в

областной бюджет;

предоставление льготных займов (кредитов), поручительств (гарантий) займов;

конверсии задолженности в акции;

предоставление госзаказов на льготных условиях, оказание помощи по созданию

инфраструктуры, получение аренды с правом выкупа земельных участков,

зданий, сооружений, помещений, офисов, складов;

недопущенне незаконных ограничений деятельности субъектов инвестиционной

деятельности, препятствующих исполнению ими обязательств перед инвесторами.

Для возмещения убытков инвесторов в случаях, предусмотренных

законодательством, предполагаются те же источники возмещения, что и для

обеспечения государственных гарантий.

Одним из важных документов, определяющим основы формирования и

расходования средств источников поддержки инвестиций является Закон «О

бюджете развития Новосибирской области»1. Принятие этого закона готовилось

еще в 1998 году, но приняли его только в 1999г.

Согласно ст. 2, средства бюджета формируются за счет следующих

источников:

o Части доходов областного бюджета от использования и продажи имущества,

находящегося в областной собственности;

o Доходов областного имущества от возврата бюджетных кредитов,

предоставленных на условиях возвратности, платности и срочности, в том

числе процентов за использование бюджетных средств;

o Внутренних и внешних заимствований Новосибирской области на

инвестиционные цели, в том числе за счет выпуска целевых облигационных

займов и ряд других источников.

Средства Бюджета развития формируются за счет источников, определенных

ст. 2 Закона Новосибирской области от 20.12.99 N 81-ОЗ «О бюджете развития

Новосибирской области».

После подписания инвестиционных договоров Инвесторы представляют планы-

графики платежей по бизнес-плану Инвестиционного проекта, на основании

которых Управляющий формирует сводную смету доходов и расходов по Бюджету

развития, выделяя лимиты бюджетных обязательств, и представляет их УФиНП

для формирования плана-графика привлечения средств для целей реализации

Бюджета развития.

Для целей формирования доходной части Бюджета развития и на основании

Закона Новосибирской области «Об областном бюджете» на очередной финансовый

год, Постановления главы администрации Новосибирской области об утверждении

результатов конкурса инвестиционных проектов для государственной поддержки

на территории области, УФиНП:

> обеспечивает заключение кредитных договоров с кредитными организациями;

> обеспечивает (организовывает) проведение аукционов по размещению

(доразмещению) государственных ценных бумаг Новосибирской области;

> обеспечивает пополнение отдельного бюджетного счета Бюджета развития за

счет иных доходов областного бюджета (включая налоговые доходы и доходы

от использования и продажи имущества, находящегося в областной

собственности).

Оформление документов и открытие отдельного бюджетного счета Бюджета

развития осуществляет УФиНП.

Перечисление денежных средств на отдельный бюджетный счет Бюджета

развития осуществляется:

> кредитными организациями со своих корреспондентских счетов на основании

заключенных УФиНП кредитных договоров;

> со счета Фонда имущества Новосибирской области на основании

соответствующего распоряжения главы администрации Новосибирской области;

> со счета УФиНП (по итогам размещения (доразмещения) государственных

ценных бумаг Новосибирской области, поступления налоговых и неналоговых

доходов и иных поступлений для целей Бюджета развития).

Решение о продаже государственного имущества Новосибирской области,

созданного с использованием средств Бюджета развития, оформляется на

основании Закона Новосибирской области «Об областном бюджете» на очередной

финансовый год распоряжением главы администрации Новосибирской области по

предложению Управляющего, согласованному с КУГИ и УФиНП.

Средства бюджета развития могут направляться на:

. Финансирование инвестиционных проектов на условиях закрепления в

государственной собственности соответствующей части акций создаваемого

акционерного общества;

. Кредитование инвестиционных проектов на условиях возвратности, платности,

срочности;

. Исполнение обязательств администрации новосибирской области по

предоставленным государственным гарантиям;

. Оказание государственной поддержки в реализации инвестиционных проектов в

других формах.

Таким образом, принятый закон «О бюджете развития» определяет источники

формирования средств бюджета, их использования и возмещения.

Так, в 1999 году в законе «Об областном бюджете на 1999год»1 бюджет

развития составил 216853 тыс. руб. Средства бюджета развития направлялись

на следующие цели:

Приобретение оборудования-80 660 тыс. руб.

Капитальное строительство- 46079 тыс. руб.

Капитальный ремонт-90114 тыс. руб.

В бюджете на 2000 год бюджет развития был определен в размере 161645, 4

тыс. руб[2]. Из них:

Инвестиционные налоговые кредиты- 13808,4 тыс. руб.

Бюджетные кредиты-93642,0 тыс. руб.

Прямое бюджетное финансирования-12700 тыс. руб.

Государственные гарантии Администрации НСО- 41495 тыс. руб.

В законе Новосибирской области «Об областном бюджете Новосибирской

области на 2001 год», в составе областного бюджета на 2001 год утвержден

бюджет развития в объеме 160,7 млн.руб., а так же предусмотрена

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.