рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Государственная поддержка инвестиционной деятельности

относительное повышение конкурентоспособности российских товаров, начался

активный процесс импортозамещения. Рост промышленности за январь - август

1999 года составил 5,9 % относительно аналогичного периода прошлого года

(из доклада Экспертного института « Инвестиционный климат в России»).

Финансовые ресурсы, ранее уходившие на рынок высокодоходных ГКО, после

кризиса стали оставаться в реальном секторе и обслуживать обращение

товаров. Покупатели в первом полугодии 1999 года платили 47,7% денежными

средствами, а год назад - лишь 40,3% (из доклада Экспертного института

«Инвестиционный климат в России»).

По накопленной за период 1989-1998гг. сумме прямых иностранных

инвестиций на душу населения Россия занимает лишь 21 место среди 25 стран

Центральной и Восточной Европы и СНГ. Политическая нестабильность, кадровая

чехарда и информационные войны привели к тому, что в целом, инвесторы

предпочли занять выжидательную позицию по отношению к России. Подобную

ситуацию можно расценить как критическую. Кризис доверия губителен для

прямых инвестиций, так как они предполагают специфицированную и менее

ликвидную форму капитала.

Таким образом, России остро необходимо быстрое и существенное

изменение инвестиционного климата. Эта работа должна производиться

поэтапно, результатом такой деятельности должны стать существенные

экономические и социальные сдвиги, необходимые для формирования в России

эффективной рыночной экономики, в которой развитие обеспечивается частной

инициативой. В конечном счете, именно это означает благоприятный

инвестиционный климат.

В качестве важнейшего инструмента государственной инвестиционной

политики, ориентированной на стимулирование привлечения средств частных

инвесторов в реальный сектор экономики, предполагалось еще в 1997 году

запустить механизм Бюджета развития и связанный с ним механизм

предоставления государственных гарантий.

Федеральный закон «О бюджете развития Российской Федерации» был принят

только 26 ноября 1998 года.

Принципиальная важность Бюджета развития как стимулятора экономического

роста состоит в том, что средства налогоплательщиков предоставляются

корпоративному сектору строго на возвратной, платной и срочной основе.

В Бюджете развития сосредоточена часть ресурсов, выделяемых

государством на инвестиционные цели. Финансовые ресурсы, необходимые для

выполнения государством своих обязательств - строительство социально

значимых и дорогостоящих инфраструктурных объектов, обслуживание технически

сложных систем - обеспечиваются по обычной схеме через текущий бюджет.

Максимально высокая эффективность использования средств Бюджета

развития обеспечивается конкурсным отбором финансируемых объектов по

критериям высокой экономической эффективности инвестиционных проектов на

принципах долевого участия государства в их финансировании. Обязательным

условием является наличие у заемщика собственных денежных средств в размере

не менее 20% полного объема финансирования инвестиционного проекта, а по

крупным инвестиционным проектам (не менее 50 млн. долларов США) - не менее

10% указанного объема.1

Бюджет развития представляет собой список конкретных инвестиционных

проектов, прошедших конкурсный отбор и экспертизу и размер денежных

средств, выделяемых из Бюджета развития на финансирование этих проектов.

Ввиду известной напряженности ситуации с Федеральным бюджетом, для

потенциальных инвесторов больший интерес представляют государственные

гарантии, которые являются обязательством Правительства РФ возместить

кредитору за счет средств Бюджета развития часть фактически предоставленных

им средств на финансирование инвестиционного проекта в случае не возврата

заемщиком (инвестором) основного долга в срок, установленный кредитным

договором.

Необходимо создавать механизм жесткого контроля со стороны государства

за целевым и эффективным использованием государственных инвестиций, в

частности, в форме проверок целевого использования средств федерального

бюджета, предназначенных для реализации федеральных целевых программ, а

также контрольных проверок объемов и стоимости работ (поставок, услуг),

оплаченных за счет средств федерального бюджета, с применением штрафных

санкций, в случае их нецелевого использования. При этом должно быть

обеспечено ритмичное финансирование федеральных целевых программ, а также

строек и объектов инвестиционной программы года, в пределах выделяемых на

капитальное строительство финансовых ресурсов с учётом хода выполнения

работ.

Аналогичный контроль устанавливается за использованием бюджетных

инвестиций, направляемых на финансирование федеральных программ развития

регионов, а также капитальных затрат, финансируемых за пределами

федеральной инвестиционной программы по различным статьям бюджета.

Одним из ведущих направлений повышения инвестиционной активности и

привлечения дополнительных инвестиций в экономику страны, в том числе

иностранных, должно стать развитие лизинговой деятельности в России.

Развитие лизинга в инвестиционной деятельности предоставляет широкие

возможности для реализации государственных инвестиционных программ,

позволяет осуществлять их финансирование, не опасаясь влечения на другие

цели и создавая все условия для контролируемой адресной работы по

формированию и обновлению производственно-технической базы страны.1

Для мобилизации национальных инвестиционных ресурсов, привлечения

иностранного капитала необходимо формирование инвестиционного климата,

предполагающее создание благоприятных условий и механизмов накопления

национального капитала и его трансформации в реальные инвестиции,

содействие реализации инвестиционных программ крупного корпоративного

капитала, стимулирование притока иностранных инвестиций.

В создании условий для благоприятного инвестиционного климата важную

роль играет целевая ориентация предприятий на использование по назначению

амортизационных отчислений - преимущественно на инвестиционные нужды для

воспроизводства основных фондов. С учетом дальнейшего развития рыночных

отношений решение этой задачи осуществляется не на принципах жестких

ограничений по направлениям использования амортизации, а за счёт

приравнивания нецелевого использования амортизационных отчислений

предприятий к налогооблагаемому доходу.

Важным направлением повышения действенности амортизационной политики

является приведение стоимости основных фондов в соответствие с их рыночной

оценкой. Это дает не только основу для разработки основных норм

амортизационных отчислений, но и позволит снизить нагрузку на финансы

предприятий.

Усилению роли амортизационных отчислений способствует систематическая

переоценка основных фондов и применение механизма ускоренной амортизации.

Действующие законодательные акты в области налоговой политики

предоставляют ряд льгот по налогообложению. В их числе льготы при

налогообложении прибыли коммерческих организаций с иностранными

инвестициями, освобождение от НДС на импортируемое технологическое

оборудование и запасные части к нему.

Ещё один фактор привлечения кредитных ресурсов для финансирования

инвестиционных проектов - система государственно-коммерческих гарантий.

Сдвиги в государственной поддержке инвестиционного процесса на

предоставление гарантий отвечают как интересам государства, так и частного

сектора.

Страхование инвестиционного процесса при поддержке государства дает

дополнительные гарантии инвесторам. Развитие этих процессов предусматривает

достижение экономической и денежно-финансовой стабилизации, вовлечение в

страхование инвестиций крупных финансовых структур, определение приоритетов

в области страхования инвестиций, разработку методологической базы для их

страхования.

На первый план сегодня выходит также задача формирования эффективных

форм организации капитала, заключающиеся в создании современной

институциональной среды.

Ее основу должны составить институты с мощным финансовым, промышленным,

инновационным и организационным потенциалом. К таким институтам относятся

финансово-промышленные группы (ФПГ), образующиеся вокруг одного или

нескольких технологически связанных крупных предприятий-производителей, а

также банковской структуры с развитой филиальной сетью и иные

«профессиональные корпорации», создающие эффект солидарной

заинтересованности и ответственности субъектов управления и производство за

принятие и реализацию решений.

Формирование финансово-промышленных групп обеспечивает дополнительные

возможности для привлечения капитала к реализации инвестиционных программ,

является одним из факторов устойчивой стабилизации экономики и повышения

эффективности производства. Объединение финансовых ресурсов участников ФПГ

существенно расширяет в целом их внутренние инвестиционные возможности,

позволяет концентрировать их на наиболее важных направлениях.

Мощным стимулом для концентрации финансовых средств в производство

должно стать создание специализированных инвестиционных банков,

занимающихся только долгосрочными проектами. Для них государство должно

принять максимально льготные ставки налогообложения и создать реальные

условия, поддерживающие конкурентоспособность на межбанковском уровне.

За последние три года при активном участии государства был сделан

важный для стимулирования инвестиционного процесса шаг - стал развиваться

рынок ценных бумаг. Он предоставил легальную возможность динамичного

перелива капитала в наиболее перспективные отрасли и проекты, которые,

показав свою эффективность, требуют дополнительных средств для дальнейшего

развития.

В настоящее время наряду с проблемами снижения процентных ставок,

снижения налогового бремени, сокращения рисков, порождаемых общим

состоянием экономики, превращения государственной политики поддержки

частных инвестиций в один из важнейших приоритетов и т.п. наиболее

существенны следующие направления работы:

Завершение существенно отставшего процесса формирования минимально

необходимой законодательной базы инвестиционной деятельности.

Привлечение денег населения на инвестиционные цели.

Расширение лизинга, увеличение средств, направляемых на развитие лизинга в

структуре финансирования государственной инвестиционной программы.

Расширение банковского кредитования инвестиций.

Формирование финансово-промышленных групп различных типов, в том числе на

основе участия банков в капитале предприятия, которое они кредитуют.

Дальнейшее развитие по мере преодоления кризиса, российского рынка

корпоративных ценных бумаг, уделяя особое внимание обеспечению прозрачности

фирм, участвующих на этом рынке.

Развитие конкуренции между регионами за создание большей инвестиционной

привлекательности для отечественных и иностранных инвесторов, имея в виду,

что именно регионы начали играть ведущую роль в формировании благоприятных

условий для инвестиционной деятельности.

Решение законодательных и организационных проблем развития ипотеки, без

которой невозможно рассчитывать на активизацию инвестиционной деятельности.

Повышение уровня подготовки руководителей и специалистов предприятий в

области стратегии, бизнес - планирования и обоснования инвестиционных

проектов. Создание сети школ проектного финансирования. Формирование более

широкой сети консультационных фирм и активизация консультационной

деятельности в области инвестиций, особенно в регионах.1

Если дать общую оценку сложившейся на текущий момент ситуации, то можно

сказать, что потенциальные возможности Сибири как сферы приложения капитала

задействованы далеко не полностью в силу ряда причин, в первую очередь,

макроэкономического и институционального характера. Тем не менее,

инвестиционные возможности регионов Сибири имеют большие перспективы. С

одной стороны, в России в последнее время наметились признаки экономической

стабилизации, с другой стороны, и государство как на федеральном, так и на

региональном уровнях делает шаги по улучшению инвестиционного климата и

стимулированию инвестиционной активности, в том числе и по привлечению

иностранных инвесторов.

Ведется соответствующая работа российского правительства и на

международном уровне. Россия подписала Сеульскую конвенцию (1985г.) об

учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ) при

Всемирном Банке, Вашингтонскую конвенцию (1965г.) по созданию

Международного центра по урегулированию инвестиционных споров при Всемирном

Банке. Все это позволит уменьшить риск капиталовложений, что для России

сейчас чрезвычайно актуально.

2.2.История поддержки инвестиционной деятельности в Новосибирской области

Изучая инвестиционный процесс в регионе, можно отметить его сложность и

существенное отличие от инвестиционного процесса на государственном уровне.

На региональном уровне имеются свои отличительные особенности. Связаны они

как с масштабами деятельности, также особенностями хозяйствующих субъектов,

их производственно-хозяйственных и социальных взаимосвязей. Анализ

инвестиционного процесса на региональном уровне в целом является весьма

трудоемкой задачей, в связи со значительным количеством субъектов

инвестиционной деятельности, многообразием преследуемых ими целей.

Выбор объектов вложения капитала, как известно, может быть обусловлен

множеством факторов и для каждой конкретной организации он в некоторой

степени уникален. Хотя некоторые закономерности направлений инвестирования

по различным секторам экономики прослеживаются достаточно четко.

В настоящее время, органы государственного управления субъектов РФ

осуществляют прямое финансирование инвестиционной деятельности по следующим

основным направлениям:

а) финансирование капитальных вложений органов государственного

управления для осуществления и поддержания своей деятельности;

б) целевое финансирование инвестиционных программ коммерческого сектора

экономики на возвратной и безвозвратной основе (субсидии, дотации и т.п.);

в) целевое финансирование некоммерческого сектора экономики в

соответствии с региональными программами развития.

Таким образом, государственные органы осуществляют целевое

финансирование как производственной, так и непроизводственной сферы. На

региональном уровне целевое финансирование находит место как в

федеральных, так и в региональных программах.

Наиболее известными федеральными программами, реализуемыми на

территории Новосибирской области являются: «Дети России», «Сохранение и

развитие культуры и искусства», «Социальная поддержка инвалидов».

Особое значение для Новосибирской области имеет такой фактор как

«специфическая особенность Новосибирской области - преобладание в структуре

промышленности высокотехнологичных и наукоемких производств, в основном

предприятий ВПК, наличие десятков научно-исследовательских организаций.

Здесь имеется значительный научно-технический потенциал, квалифицированные

специалисты, что может послужить основой инвестиционного развития нового

типа в противовес первой волне инвестиций, затронувшей топливно-сырьевые

регионы с преобладающей экспортной ориентацией,»1 - считает В. Поляков,

один из организаторов Агентства содействия инвестициям.

К числу положительных моментов в инвестиционной сфере Новосибирской

области он относит следующие:

1.Наличие производственно - технической базы достаточно

диверсифицированной структуры, пригодной для организации различных видов

бизнеса.

2.Научный потенциал, овеществленный в различных формах интеллектуальной

собственности - патентах, промышленных образцах, ноу-хау.

3.Наличие квалифицированного персонала.

4.Потенциальная востребованность части продукции предприятий области на

внутреннем рынке, рынках ближнего и дальнего зарубежья.

5.Поддержка со стороны администрации области мероприятий по развитию

новых ресурсосберегающих технологий, производству импортозамещающих и

экспортных товаров.

Однако он отмечает и негативные стороны, противодействующие

инвестиционному развитию, которые, по сути, нейтрализуют все

положительные моменты:

1.Производственное оборудование предприятий морально и физически

устарело, не в полной мере отвечает задачам их рыночной ориентации,

основные производственные и инфраструктурные мощности простаивают.

2.Имеющаяся интеллектуальная собственность не оценена с позиций её

рыночного применения. Некоторые наиболее привлекательные запатентованные

технологии, ноу-хау расхищаются или используются без лицензий или иных

компенсаций.

3.Потенциальные возможности персонала недоиспользуются из-за

неразработанности организационно-экономических форм его включения в новые

формы и виды деятельности.

4.Маркетинговый анализ потребностей внутреннего рынка, рынков ближнего

и дальнего зарубежья, с привязкой к производственным возможностям

предприятий не проводится.

5.Недостаточно разработаны инвестиционные программы (включающие и

пакеты конкретных проектов), позволяющие материализовать в различных формах

поддержку со стороны администрации области, привлечь сторонние источники

инвестиций и снизить воздействие всего комплекса негативных факторов.

Возможность реализации инвестиционных программ и проектов сдерживается

рядом факторов. Решающими из них являются несогласованноесть действий

участников инвестиционного процесса, неумение правильно оценить

инвестиционную ситуацию, а также неготовность предприятий-инициаторов

проектов выполнять комплекс работ инвестиционного цикла: от проведения

технико-экономических исследований до эффективного управления ресурсами

проектов на этапе их реализации. Ситуация усугубляется недостаточно

развитой в области (и по России в целом, за исключением Москвы)

инфраструктурной инвестиционной деятельности, включающей системы

информационного обслуживания, оказания квалифицированных услуг, подготовки

и переподготовки руководителей и ведущих специалистов.1

Таким образом, при наличии значительного инвестиционного потенциала,

область, тем не менее, находится в ситуации инвестиционного кризиса.

Следует отметить, что ситуация в инвестиционной сфере Новосибирской

области не намного отличается от ситуации по России в целом, с тем лишь

отличием, что наблюдается более равномерное изменение ситуации, без резких

скачков.

Более подробно динамика распределения инвестиционных ресурсов по

источникам показана в Таблице 1.

Таблица 1

Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования за

1995-1999 гг. (в процентах к итогу)

(1995-1998гг по полному кругу предприятий, 1999 -2000гг. по кругу

крупных и средних предприятий), (2000г.-прогнозные данные)

| |1995г.|1996г.|1997г.|1998г.|1999г. |2000г. |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.