рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Земельные правоотношения в Республике Саха (Якутия)

тыс. свиней, т.е. 70,3%. В них в 1994 году производилось 32,1 тыс. тонн

мяса в живом весе, т.е. 51,8%, 111,6 тыс. тонн молока, т.е. 52% от общего

объёма производства. Кроме этого в индивидуальном секторе выращивается

70—75% картофеля и овощей местного производства. Все эти факторы

подтверждают становление и укрепление частного сектора экономики на селе.

4. Третий этап земельной реформы – частная собственность на землю.

Содержанием третьего этапа земельной реформы является введение

института частной собственности на землю, то есть решение основного вопроса

- реформы собственности, вовлечения сельского населения в рыночные

отношения.

Введение частной собственности на землю в политическом плане закрепит

необратимость реформы, как экономическая категория введет в экономический

оборот новый пласт национального богатства. В корне изменится отношение

собственника к своей земле, он приобретёт фактическое право рационально и

эффективно использовать земельный участок по своему усмотрению для

благополучия своей семьи. Собственность на землю исключительно велика и как

нравственная категория, как гарант социальной защиты сельского населения.

Она развяжет личную инициативу, пробудит у людей любовь к труду, к родной

земле. В правовом отношении человек научится различать "моё" и "твоё",

проявится стремление удовлетворить естественное желание быть

самостоятельным, уважать своё достоинство. Наконец, только на основе

частной собственности на землю можно сохранить окружающую среду,

приостановить деградацию почвы, приумножить продуктивность земли.

В ходе проведения земельной реформы на основе действующих законов,

указов и постановлений Правительства достигнуто фактическое закрепление

земельных участков во владение и постоянное пользование за крестьянскими

хозяйствами, гражданами, проживающими в сельской местности, также

значительно расширены площади садово-огородных хозяйств городских жителей.

Следовательно, остаётся только правовое юридическое признание собственности

граждан на предоставленные участки.

Однако нельзя отождествлять землю в полной мере с недвижимостью. Должны

быть жёсткие ограничения. В частности, частная собственность может быть

введена на землях сельскохозяйственного назначения и на земельных участках,

предоставленных гражданам для ведения личного подсобного хозяйства,

приусадебного участка, под сайылыки, дачи, индивидуальные застройки.

Немаловажным требованием является полное и рациональное использование земли

по целевому назначению.

Можно будет привести один из вариантов закона о частной собственности

на землю.

Вариант Закона Республики Саха (Якутия) "О частной собственности на

земельные участки"

СТАТЬЯ 1. Право частной собственности на земельные участки

предоставляется гражданам Республики Саха (Якутия), проживающим в сельской

местности, для ведения приусадебного хозяйства, садоводства и

огородничества, а также под индивидуальное жилище, дачное и гаражное

строительство.

СТАТЬЯ 2. Земельные участки в частную собственность первоначально

передаются бесплатно.

СТАТЬЯ 3. В частную собственность не передаются пашни, сенокосы все

виды пастбищных угодий коллективного пользования предприятий различных форм

хозяйствования, земли общего пользования в границах населенных пунктов;

земли охраняемых территорий, хозяйственная деятельность на которых

запрещается законом; земли транспорта и воинских частей; земли

предоставленные научным и учебным учреждениям для проведения опытных и

экспериментальных работ; территории с месторождением полезных ископаемых;

земли водного и лесного фонда и охотничьих угодий.

СТАТЬЯ 4. Размеры частных земельных участков для введения личного

хозяйства устанавливаются по улусным или наслежным нормам. Предельные

размеры дачного, приусадебного и садово-огороднического участков

определяются до 0,50 га. Приусадебные и дачные участки, ранее выделенные в

установленном порядке, с превышением указанной нормы не пересматриваются.

СТАТЬЯ 5. Граждане, получившие земельные участки, перечисленные в

статье 1 настоящего закона, либо взявшие их в аренду сроком более 5 лет,

имеют преимущественное право на предоставление и выкуп этих участков в

собственность в соответствии с действующим законодательством.

СТАТЬЯ 6. Граждане, имеющие в собственности земельные участки, могут

произвести обмен ими по договору без изменения их целевого назначения.

СТАТЬЯ 7. Частные земельные участки могут быть предметом залога в

банке, имеющем лицензию на осуществление залоговых операций. Залоговая

стоимость, срок действия договора залога, очередность платежа, процентная

ставка и другие условия договора залога определяются по соглашению сторон.

СТАТЬЯ 8. Собственники вправе передавать земельные участки или их часть

в качестве взноса в уставные фонды (капиталы) сельскохозяйственных

акционерных обществ, товариществ, кооперативов для использования их

по целевому назначению. Начисление дивидендов решается в соответствии с

учредительным документами.

СТАТЬЯ 9. Частные земельные участки или их части могут сдаваться в

аренду на основании договора без изменения целевого назначения.

СТАТЬЯ 10. Собственники осуществляют продажу земельного участка на

основании договора купли-продажи в соответствии со статьями 14 и 22

настоящего закона.

СТАТЬЯ 11. Земельные участки, находящиеся в частной собственности,

продаются и покупаются по согласованию с местной администрацией,

правлениями соответствующих кооперативов, товариществ.

СТАТЬЯ 12. Цена земли устанавливается на базе существующей ставки

земельного налога на момент сделки.

СТАТЬЯ 13. Покупателем земельных участков может быть только гражданин

Республики Саха (Якутия), способный использовать их по целевому назначению

и проживающий в сельской местности не менее 5 лет.

СТАТЬЯ 14. Каждому собственнику земельного участка выдается

свидетельство на право собственности на землю (далее именуется

свидетельство), которое подлежит регистрации в регистрационной

(поземельной) книге.

Свидетельство является документом, удостоверяющим право собственности

на земельный участок и служит основанием при совершении сделок купли-

продажи, залога и аренды, а также при осуществлении иных действий по

владению, пользованию и распоряжению земельным участком в соответствии с

действующим законодательством.

При первичном предоставлении земельного участка свидетельство выдается

улусным и городским Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам по

решению местной администрации. При купле-продаже земельных участков и в

других случаях перехода права собственности на землю свидетельство выдается

на основании договора купли-продажи или иных документов, подтверждающих

переход права собственности на землю.

СТАТЬЯ 15. Для оформления права собственности на земельные участки

требуется:

- соответствующее заявление в органы местной администрации, которое

подлежит рассмотрению в месячный срок с момента его подачи;

- решение (выписка из решения) органа местной администрации о

предоставлении, продаже земельного участка в собственность, о

переоформлении права на землю, выделе земельного участка либо об отказе в

этих действиях подлежит выдаче в 7-дневный срок с момента его принятия;

выдача комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам свидетельства с

соответствующим чертежом участка производится на основании решения

органов местной администрации в 20-дневный срок с момента принятия решения

или регистрации договора купли-продажи.

СТАТЬЯ 16. Основаниями для отказа в выдаче свидетельства на право

собственности на земельные участки являются:

- прямой запрет в законодательных актах Республики Саха (Якутия) на

предоставление земельных участков в собственность;

- изменение целевого назначения земельного участка;

- наличие споров о принадлежности данного участка на момент обращения с

заявлением.

СТАТЬЯ 17. В целях недопущения возникновения крупных землевладельцев в

процессе купли-продажи концентрировать в одних руках более 5 земельных

участков не допускается.

СТАТЬЯ 18. В случае смерти собственника право собственности на

принадлежащий ему земельный участок переходит по наследству к другим лицам

в соответствии с завещанием или законом.

СТАТЬЯ 19. Продажа земельного участка, находящегося в частной

собственности, не допускается:

- лицам, не имеющим гражданства Республики Саха (Якутия);

- гражданам иностранных государств;

- при намерении покупателя изменить целевое назначение земельного

участка;

- при наличии спора о принадлежности земельного участка.

СТАТЬЯ 20. Собственник земельного участка вправе безвозмездно передавать

земельный участок гражданину, объединению граждан, юридическому лицу, а

также государству по договору дарения. Данное право не распространяется

лицам, перечисленным в статье 19 настоящего Закона.

СТАТЬЯ 21. Все споры, связанные с отчуждением и приобретением земельных

участков, а также другие земельные споры рассматриваются в судебном

порядке.

СТАТЬЯ 22. Изъятие земельного участка у собственника для

государственных и общественных нужд производится путем выкупа с учетом

интересов собственника, включая возмещение стоимости земли по договорной

цене и причиненных убытков, в том числе упущенную выгоду. Выкуп земельных

участков для государственных и общественных нужд производится на основании

решения улусных и городских администраций, Правительства Республики Саха

(Якутия) за счет средств соответствующих бюджетов.

СТАТЬЯ 23. Совершение сделок с земельными участками регулируется в

соответствии с основными началами гражданского права с учетом действующих

земельного, лесного, природоохранного и иных специальных законодательств.

СТАТЬЯ 24. Собственник земельного участка обязан эффективно

использовать землю в соответствии с целевым назначением, повышать ее

плодородие, осуществлять комплекс мероприятий по охране земель, не

допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате

своей хозяйственной деятельности.

СТАТЬЯ 25. Государство гарантирует неприкосновенность и защиту частной

собственности на земельные участки, а также защиту прав собственников земли

при совершении ими сделок с земельными участками.

Авторы допускают, что в процессе обсуждения данного варианта Закона "О

частной собственности на земельные участки" в его статьях могут быть

внесены соответствующие изменения и дополнения новым содержанием.

Пояснение к разработке Закона Республики Саха (Якутия) "О частной

собственности на земельные участки"

Вопрос о частной собственности на землю неоднократно был предметом

рассмотрения бывшего Верховного Совета Республики Саха (Якутия) XII созыва.

Президент и Правительство Республики Саха (Якутия) 15 октября 1992 года

вносили на XV сессию Верховного Совета вопрос о пересмотре статьи 119

Конституции Республики, которая не допускает права частной собственности на

землю.

Президиум Верховного Совета PC (Я) дважды в декабре 1992 года, а затем

в мае 1993 года, рассматривал законопроекты "О частной собственности на

землю". При последнем рассмотрении было предложено Правительству внести

проект на .сессию Верховного Совета. Однако законопроект не был одобрен на

парламентских слушаниях и не дошел до рассмотрения сессии.

В июне 1993 года Президиум Верховного Совета PC (Я) вновь возвратился к

проекту и решил опубликовать его в печати для широкого ознакомления

населения, изучения общественного мнения и более полного учета предложений

и замечаний граждан. Однако отклики населения не удалось обобщить ввиду

самороспуска Верховного Совета в октябре 1993 года.

26 августа 1994 года в республиканской печати был опубликован проект

"Положения о регулировании земельных отношений в PC (Я)" для широкого

обсуждения среди населения и общественности. Обзор печати показывает, что

при его обсуждении высказываются два полярных мнения: первое - оставить

статью 119 Конституции в прежней редакции, второе - ввести право частной

собственности на землю с учетом своеобразия использования земельных угодий

и земельных отношений в республике с четкими механизмами купли-продажи. При

этом второе является преобладающим среди населения республики. Безусловно,

в первую очередь требуется изменение статьи 119 Конституции Республики в

следующей редакции: "Граждане Республики Саха (Якутия), проживающие в

сельской местности, вправе иметь земельные участки в частной собственности.

Порядок владения, пользования и распоряжения земельными участками

определяется законом".

Конституцией Российской Федерации 1993 г. признается частная

собственность на землю (ст.36, п.1) и предусматривается, что законы и иные

нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным

законам, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом,

изданным в Российской Федерации, действует норма федерального закона (ст.

76, п.5).

В условиях Якутии целесообразно разрешить право частной собственности

на земельные участки только в сельской местности, так как для сельского

жителя земля по-прежнему остается основным средством существования и

необходимо, чтобы она постепенно становилась объектом рыночных отношений.

Производительно используемые частные земельные участки являются капиталом,

приносящим не только доходы, но и средством платежа, залога, других форм

экономической свободы и социальной защищенности сельского жителя.

В городах и рабочих поселках промышленных улусов республики нужно

воздержаться от передачи земельных участков в частную собственность по

следующим соображениям:

Во-первых, как правило, центры промышленности расположены в местах

широкого распространения полезных ископаемых, что затрудняет отвод

земельных участков в частную собственность и обеспечить ее

неприкосновенность в условиях интенсивного строительства.

Во-вторых, значительная часть городского населения республики охвачена

межрегиональными миграционными процессами. Это обусловливает

превращение земельных участков в предметы спекулятивных сделок между

приезжающими и выезжающими людьми.

Принятие закона о введении права частной собственности на земельные

участки будет способствовать совершенствованию земельных отношений,

углублению аграрной реформы. Однако, учитывая многообразие форм

собственности и традиционного уклада жизни местного населения, а также

территориальные особенности использования земли, право частной

собственности следует распространить на личные, приусадебные, дачные,

дачно-кооперативные хозяйства и садово-огороднические товарищества.

Следовательно, основные сельскохозяйственные земли остаются в общем

коллективном пользовании и при современной технической оснащенности

аграрного сектора они могут использоваться более эффективно.

Законодательное разрешение купли-продажи земельных участков не приведет

к широкомасштабной рыночной торговле землей, так как предусматривается

механизм ограничения. Кроме того, сам якутский селянин традиционно привязан

к родному очагу, к местности, где он родился и трудится. Поэтому он

превратит земельные участки в товар только необходимых жизненно важных

случаях.

Проект закона Республики Саха (Якутия) "О частной собственности на

земельные участки", разработанный ИРЭ АН РС (Я), необходимо обсудить на

уровне Правительства и внести на рассмотрение Государственного Собрания (Ил

Тумэн) РС (Я). Без принятия этого закона невозможно добиться

радикального осуществления земельной реформы в республике.

Глава IV. Сравнение законодательств РФ и РС(Я) в области земельного

регулирования.

Начнем с сравнения самых главных законов, определяющих общий характер

всех прочих законодательных и нормативных актов, своего рода шаблонов, на

которых следует ориентироваться при составлении законов.

Необходимо будет привести некоторые статьи, касающиеся земельных

отношений, чтобы потом их сравнить и оценить.

Конституция Российской Федерации.

Статья 9.

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в

Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих

на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной,

государственной, муниципальной и иных форм собственности.

Статья 72.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской

Федерации находятся:

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами,

водными и другими природными ресурсами;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение

экологической безопасности...

Таким образом, в общероссийской конституции предусмотрено, что в

земельных правоотношениях отдельным субъектам Федерации предоставлена

свобода самостоятельно определять и регулировать земельные отношения, ведь

в каждом регионе есть свои особенности. В одном регионе может не быть своих

природных ресурсов – тогда местные законотворцы могут не уделять внимания

составлению специального закона о недрах. А вот в нашей республике недра

настолько богаты и неисчерпаемы, что органы власти справедливо сочли вопрос

о недрах одним из самых важнейших, стратегических. К этому стоит прибавить

и огромную площадь данного субъекта Федерации, занимающего почти 1/5 часть

всей Российской Федерации. Поэтому в Конституции Республики Саха (Якутия)

так много внимания было уделено вопросам о земле.

Приведем некоторые статьи.

Конституция Республики Саха (Якутия).

Статья 5. Земля, недра и их богатства, воды, леса, растительный и

животный мир, другие природные ресурсы, воздушное пространство,

континентальный шельф на территории Республики Саха (Якутия) являются ее

собственностью и неотъемлимым достоянием народа Республики Саха (Якутия).

Статья 6. Государство обеспечивает защиту экологических интересов

общества в хозяйственной, промышленной и иной деятельности.

Территория Республики Саха (Якутия) является свободной от производства,

размещения, хранения, использования, испытания ядерного, химического,

бактериологического и иных видов оружия массового поражения, их

промышленных отходов.

Статья 38. Исключительному ведению Республики Саха (Якутия) в лице ее

высших органов государственной власти подлежат:

...

- установление отношений собственности, порядка владения, пользования

и распоряжения землей, недрами, лесами и водами, охраны окружающей

среды.

Статья 42. Республика Саха (Якутия) гарантирует сохранение и

возрождение коренных народов республики, а также русских и других

старожилов.

Республика, уважая традиции, культуру, обычаи коренных народов и

малочисленных народов Севера, защищает и обеспечивает их неотъемлимые

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.