рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Юридические лица

акционерными обществами, общество с ограниченной ответственностью отличают

более тесные отношения участников, более закрытый характер членства.

Поэтому законом об обществах с ограниченной ответственностью предполагается

установить максимальное число его участников. При его превышении общество

подлежит преобразованию в АО или ликвидации.

Общество с дополнительной ответственностью. Коммерческая организация,

уставный капитал ко торой разделен на доли заранее определенных размеров,

образованная одним или несколькими лицами, солидарно несущими субсидиарную

ответственность по ее обязательствам в размере, кратном стоимости их.

вкладов в уставный капитал, называется обществом с дополнительной

ответственностью.

Специфика общества с дополнительной ответственностью состоит в особом

характере имущественной ответственности участников по его долгам. Во-

первых, эта ответственность является субсидиарной, а значит требования к

участникам могут быть предъявлены лишь при недостаточности имущества

общества для расчетов с кредиторами. Во-вторых, ответственность носит

солидарный характер, следовательно, кредиторы вправе в полном объеме или в

любой части предъявить требования к любому из участников, который обязан их

удовлетворить. В-третьих, участники несут одинаковую ответственность, т. е.

в равной мере кратную размерам их вкладов в уставный капитал (п.1 ст. 95

ГК). В-четвертых, общий объем ответственности всех участников определяется

учредительными документами как величина кратная (двух-, трехкратная и т.

п.) размеру уставного капитала.

В остальном этот вид обществ мало чем отличается от обществ с

ограниченной ответственностью.

Акционерное общество. Коммерческая организация, образованная одним или

несколькими лицами, не отвечающими по ее обязательствам, суставным

капиталом, разделенным на доли, права на которые удостоверяются ценными

бумагами — акциями, называется акционерным обществом.

Основное отличие акционерного общества от других юридических лиц

заключается в способе закрепления прав участника по отношению к обществу:

путем удостоверения их акциями. Это, в свою очередь, обусловливает

специфику осуществления прав по акции и их передачи.

Устав признается единственным учредительным документом АО, чем

подчеркивается формальный характер личного участия в обществе (п. 3 ст. 98

ГК), и утверждается на собрании учредителей.

Аффилированные общества и товарищества (а точнее — аффилированные лица,

поскольку таковыми могут быть и граждане) также не являются особой

организационно-правовой формой юридических лиц. Этот термин заимствован из

англо-американского права и обозначает лиц, находящихся в состоянии той или

иной зависимости друг от друга, когда одно из них может определять условия

ведения хозяйственной деятельности другим. Но если на Западе аффилированные

фирмы — это компании, зависящие от других, то в российском праве этот

термин применяется и к зависимым, и к преобладающим лицам, что не

способствует его четкому пониманию. Более подробно содержание этого понятия

раскрывается в антимонопольном законодательстве .

Основной обязанностью преобладающих и аффилированных лиц является

предоставление (в том числе — опубликование) соответствующей информации

компетентным государственным органам и (или) зависимым от них организациям.

1 Производственные кооперативы

Производственный кооператив (артель) — это объединение лиц для

совместного ведения предпринимательской деятельности на началах их личного

трудового и иного участия, первоначальное имущество которого складывается

из паев членов объединения.

В производственном кооперативе, как и в хозяйственных товариществах,

решающее значение имеет личное участие его членов в деятельности

организации. Но нормы о хозяйственных товариществах сконструированы в

основном в расчете на то, чтобы обеспечить полным товарищам возможность

непосредственного личного участия в предпринимательской деятельности. В

отношении же производственных кооперативов акцент делается на

непосредственном трудовом участии, предполагающем включение участника в

состав трудового коллектива кооператива. Именно поэтому ст. 7 Закона «О

производственных кооперативах»1ограничивает количество членов кооператива,

не принимающих личного трудового участия в его деятельности, всего

двадцатью пятью процентами от числа членов, участвующих в работе

кооператива личным трудом. Решение имущественных вопросов и управление в

производственном кооперативе также обладают значительной спецификой.

В фирменном наименовании вместо слов “производственный кооператив” можно

использовать слово “артель”, поскольку законодатель считает их синонимами.

Участниками производственного кооператива являются, по общему правилу,

граждане. Причем, в отличие от постных товарищей, им абсолютно не требуется

статуса индивидуального предпринимателя. Наряду с ними участвовать в

кооперативе могут и юридические лица, если это допускается уставом

кооператива. Число членов кооператива не может быть менее пяти.

Говоря об участии в кооперативе, необходимо отметить, что термин

“членство” может употребляться в разных значениях: как синоним вообще

участия в организации (и в этом смысле можно говорить, например, о членстве

в АО) и как специфическая форма личного участия, совершенно не связанного с

участием имущественным. ГК понимает членство в кооперативе именно в

последнем его значении. Членство в узком смысле слова означает также, что

взаимные правовые связи между членами устанавливаются не напрямую (как это

происходит, например, на основе учредительного договора), а опосредуются

кооперативом, который выступает своеобразным центром системы этих связей.

Поэтому единственно возможным учредительным документом кооператива может

быть только его устав.

Имущество кооператива первоначально складывается из паевых взносов его

членов, которые не идентичны долям в уставном капитале хозяйственных

обществ и товариществ. Права члена в отношении кооператива отнюдь не

обусловлены величиной его пая2. Так, независимо от величины пая, каждый

член кооператива имеет один голос на общем собрании участников (п.4 ст. 110

ГК, ч. 3 п. 2 ст. 15 Закона “О производственных кооперативах”).

Распределение прибыли и ликвидационного остатка между членами кооператива

обычно производится в соответствии с их трудовым участием (п. 4 ст. 109 ГК,

п. 1 ст. 12 Закона “О производственных кооперативах”). В случае образования

неделимого фонда пай и вовсе перестает соответствовать доле в имуществе

кооператива. При выходе из кооператива его член имеет право лишь на выплату

ему пая, но никак не выплаты доли во всем имуществе.

Члены кооператива несут субсидиарную ответственность по всем его

обязательствам в порядке и размерах, установленных уставом и законом о

производственных кооперативах (п. 2 ст. 107 ГК).

Система кооперативных органов состоит из общего собрания его членов

(высший орган), наблюдательного совета (образование которого, в отличие от

АО, не обязательно) и исполнительных органов: правления и (или)

председателя (ст. 110 ГК). Обязательным для кооперативов является принцип

комплектования его органов только из числа членов, что чересчур

категорично.

Члену кооператива принадлежит безусловное право выхода из его состава. По

общему правилу, передача пая другому члену кооператива не требует согласия

остальных участников. Переход пая к третьим лицам означает их прием в члены

кооператива и поэтому возможен лишь по решению общего собрания.

Исключение из членов кооператива возможно в качестве санкции за

ненадлежащее исполнение членских обязанностей (п. 2 ст. Ill ГК). Причем, в

отличие от хозяйственных товариществ, такое исключение производится по

решению общего собрания членов кооператива.

Причем, в отличие от хозяйственных товариществ, такое исключение

производится по решению общего собрания членов кооператива.

2 Государственные и муниципальные предприятия

Государственные и муниципальные предприятия как особая разновидность

коммерческих организаций. Специфика этих субъектов гражданского права

состоит в том, что их имущество находится соответственно в государственной

или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве

хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 1 ст. 113 ГК.).

Поэтому они являются единственным видом коммерческих юридических лиц,

которые имеют не право собственности на принадлежащее им имущество, а

вторичное вещное право. Государственные и муниципальные предприятия

являются унитарными, а их имущество неделимо и не может быть распределено

по вкладам. Таким образом, государственным (муниципальным) предприятием

называется юридическое лицо, учрежденное государством либо органом местного

самоуправления в предпринимательских целях или в целях выпуска особо

значимых товаров (производства работ или оказания услуг), имущество

которого состоит в государственной (муниципальной) собственности.

Учредительными документами государственных и муниципальных предприятий

являются решение собственника (как правило, его представителя в лице

конкретного органа государственного комитета по управлению государственным

имуществом) и устав, утвержденный указанным лицом. В соответствии с п.2 ст.

52 ГК в учредительных документах унитарных предприятий должны быть

определены предмет и цели деятельности конкретного юридического лица. Это

обусловлено тем, что правоспособность государственных и муниципальных

предприятий, в отличие от других коммерческих организаций, является

специальной. Поэтому государственные и муниципальные предприятия не могут

осуществлять любые виды деятельности, они должны заниматься только такими

видами хозяйствования, которые определены им собственником в уставе. Однако

это не означает, что унитарные предприятия ограничены в совершении

различных сделок. Если иное специально не установлено собственником в

уставе, они вправе совершать всякие сделки, необходимые им для достижения

целей, предусмотренных в уставе. Так, государственное предприятие вправе

передать с согласия собственника часть своего имущества в аренду, если это

не помешает основному производству и позволит изыскать дополнительные

источники финансирования. Тем не менее, систематическая сдача своего

имущества в аренду явно выходит за рамки специальной правоспособности

унитарного предприятия, ибо его цель — производство продукции, а не услуги

по предоставлению вещей внаем.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения. Оно

создастся по решению уполномоченного на то государственного органа

(комитета по управлению государственным имуществом) или органа местного

самоуправления (для муниципальных предприятий) и существует за счет

самостоятельно извлеченной прибыли. При этом собственник имущества

предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по

обязательствам такого предприятия, за исключением случаев субсидиарной

ответственности по обязательствам обанкротившегося вследствие его указаний

юридического лица.

Гарантией защиты интересов кредиторов унитарного предприятия является его

уставный фонд. В случае снижения стоимости чистых активов предприятия ниже

размера уставного фонда, зафиксированного в уставе, представитель

собственника, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести

уменьшение уставного фонда до величины чистых активов. При уменьшении

уставного фонда пред приятие обязано письменно уведомить об этом своих

кредиторов. Для такого предприятия наступают последствия, аналогичные

реорганизационным, т.е. его кредиторы вправе потребовать прекращения или

досрочного исполнения обязательств, должником по которым является

предприятие, и возмещения убытков (ср.: п.2 ст. 60 и п.б ст. 114 ГК).

Если же стоимость чистых активов унитарного предприятия падает ниже

минимального размера уставного фонда, установленного в законе, предприятие

подлежит ликвидации.

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления

(федеральное казенное предприятие). Правовое положение унитарного

предприятия, основанного на праве оперативного управления (федерального

казенного предприятия), весьма специфично. С одной стороны, казенное

предприятие создается для производства продукции (выполнения работ,

оказания услуг) и, следовательно, осуществляет коммерческих) деятельность.

С другой стороны, оно может осуществлять свою хозяйственную деятельность за

счет бюджетных средств, выделенных федеральной казной. Таким образом,

правоспособность казенного предприятия занимает промежуточное положение

между правоспособностью коммерческой и некоммерческой организаций, т. е.

такое юридическое лицо может быть условно охарактеризовано как

«предпринимательское учреждение».

Таким образом, государство принимает на себя риски, связанные с

деятельностью предприятия, и в дополнительном порядке отвечает за его долги

всем своим имуществом, на которое может быть обращено взыскание.

Реорганизация и ликвидация казенных предприятий также осуществляются

Правительством Российской Федерации.

1. Некоммерческие организации

Общие положения. Некоммерческими называются организации, не преследующие

цели извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не

распределяющие прибыль между своими участниками (п.1 ст. 50 ГК).

Установление в законе сразу двух критериев, характеризующих

некоммерческую организацию, безусловно, оправданно. В сегодняшней России

большинство некоммерческих организаций, не исключая и финансируемые

собственником учреждения, просто вынуждено заниматься предпринимательством,

чтобы свести концы с концами. Законодатель должен обеспечить такой правовой

режим их деятельности, при котором неизбежное и необходимое ведение

коммерции не превратится в самоцель. Зарубежный опыт показывает, что именно

запрет распределять полученную прибыль между участниками юридического лица

является самым действенным способом отсечения некоммерческих организаций от

профессионального бизнеса.

Разграничение коммерческих и некоммерческих организаций, как отмечалось в

литературе, является слабым местом современного гражданского

законодательства. Но проблема кроется не столько в выборе подходящих

критериев разграничения этих видов организаций, сколько в последовательном

применении выбранных критериев к тем или иным видам юридических лиц.

Отмеченные законодателем признаки некоммерческих организаций вполне

обоснованны и в совокупности с соответствующими методами статистического и

бухгалтерского учета работоспособны. Вопрос лишь в том, сможет ли

законодатель построить стройную, внутренне непротиворечивую систему

некоммерческих организаций, опираясь на их общее понятие. Пока, к

сожалению, сделать это не удается1.

Перечень организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц,

предусмотренный ст. 116—123 ПС, не является исчерпывающим. Он уже

существенно расширился за счет множества специальных нормативных актов,

регулирующих деятельность отдельных видов организаций. Такое

законодательное решение представляется весьма плодотворным, хотя и

потенциально опасным. Уже история первых лет действия нового Гражданского

кодекса дает множество примеров лавинообразного появления все новых и новых

разновидностей юридических лиц. Но можно ли считать эти разновидности

самостоятельными организационно-правовыми формами юридических лиц? Отнюдь

не всегда.

Организационно-правовая форма юридического лица — это совокупность

конкретных признаков, объективно выделяющихся в системе общих признаков

юридического лица и существенно отличающих данную группу юридических лиц от

всех остальных. Поэтому, если особенности организационной структуры

юридического лица, способов обособления его имущества, его ответственности,

способов выступления в гражданском обороте (хотя бы один из этих аспектов)

выделяют его из числа остальных, то мы имеем дело с самостоятельной

организационно-правовой формой юридического лица. В противном случае речь

идет об отдельных разновидностях организаций в рамках одной и той же

организационно-правовой формы.

(3. Образование (создание) юридического лица

Образование (создание) юридического лица базируется на определнных

принципах, регулируемых нормативными актами, гражданским законодательством,

законами об отдельных орагнизационно-правовых формах юридических лиц,

которые могут функционировать в российской экономике, а также в зависимости

от формы собственности на имущество. Необходимость образования (создания)

юридического лица обосновывается экономической целесообразностью,

материальными условиями, нужными для учреждения предприятия (организации),

а также возможностью выполнения важнейшей общественной функции -

производство товаров (выполнение работ и оказание услуг) в соответствии с

потребностями рынка и заказами конкретных потребителей.

В зависимости от характера участия государственных органов в регистрации

юридического лица наука гражданского права традиционно выделяет следующие

способы образования юридических лиц:

Распорядительный порядок характеризуется тем, что юридическое лицо

возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, а специальной

государственной регистрации не требуется, именно в таком порядке возникало

большинство государственных предприятий и учреждений в СССР. Это явление

можно объяснить тем, что главенствующая роль государства в системе плановой

экономики, его доминирование над гражданским обществом позволяли обойтись

без особой процедуры государственной регистрации создаваемого юридического

лица. В странах с рыночной экономикой такой порядок заменяет явочный

порядок образования юридических лиц. Для этого способа образования

юридических лиц также характерно отсутствие специальной государственной

регистрации последних. Предприятия (организации) создаются в силу самого

факта волеизъявления учредителей, выражения ими намерения действовать в

качестве юридического лица. Так. некоторое время в России в явочном порядке

создавались профессиональные союзы, их объединения и отделения.[10] За

рубежом явочный порядок применяется, например, при создании ассоциаций во

Франции и некоммерческих учреждений в Швейцарии.[11] Однако, в настоящее

время в статье 51 Гражданского Кодекса не предусматривается исключений о

необходимости государственной регистрации юридических лиц, поэтому можно

предположить что этот способ образования юридических лиц сегодня в России

не применяется.

Другим способом образования юридического лица называют разрешительный

порядок, который, в свою очередь, предполагает, что создание предприятия

(организации) разрешено тем или иным компетентным органом. Например, в

таком порядке в СССР создавалось большинство общественных и кооперативных

организаций. При этом в разрешении на создание юридического лица могло быть

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.