рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Юридические лица

(независимо от формы ее проведения) в состав передаточного акта и

разделительного баланса должна включаться годовая бухгалтерская отчетность

по каждому юридическому лицу, участвующему в реорганизации.

Поскольку ( в отличие от слияния, присоединения и преобразования) при

реорганизации в формах разделения и выделения у вновь образованных

юридических лиц правопреемство возникает лишь в отношении строго

определенных обязательств реорганизованного юридического лица ,

предусмотрено, что подготавливаемый в этих случаях разделительный баланс

должен состоять не менее чем из двух частей: баланса реорганизуемого

юридического лица и баланса создаваемого юридического лица. Данное

требование к его форме объясняется тем, что только при сопоставлении

балансов реорганизованного юридического лица и каждого вновь образованного

юридического лица можно определить объем прав и обязанностей, перешедших в

процессе реорганизации к правопреемникам, и в каких пропорциях эти права и

обязанности распределяются между ними. [35]

Анализируя требования к оформлению правопреемства при реорганизации,

нужно заострить внимание еще на одном важном требовании законодательства. В

соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона "О бухгалтерском учете" и

Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, утвержденным приказом

Министерства финансов РФ от 26 декабря 1994 г. №170, при реорганизации

любого предприятия или организации в обязательном порядке должна

проводиться инвентаризация его имущества и денежных обязательств4.

Основными целями инвентаризации являются:

а) выявление фактического наличия имущества;

б) сопоставление фактического имущества с данными бухгалтерского учета;

в) проверка полноты отражения в учете обязательств (п. 1.4 Методических

указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств);

г) установление действительности обязательств, права и обязанности по

которым в процессе реорганизации перешли к правопреемнику.[36]

Для успешного выполнения указанных задач необходимо, чтобы к

разделительному балансу реорганизованного юридического лица был приложен

последний акт инвентаризации.

В итоге использование механизма реорганизации приводит к достижению

значительного технического, организационного и финансового эффекта. Однако

с правовой точки зрения здесь любопытен один аспект, характеризующий

преобразование прав участников реорганизуемого предприятия:

обязательственные права в отношении одного юридического лица

непосредственно заменяются обязательственными правами в отношении другого,

минуя "промежуточный" этап трансформации в права вещные. Тем не менее

подобные превращения свойственны именно правам участников реорганизованного

юридического лица и лишь они могут выступить учредителями возникающего

предприятия - правопреемника.

Использованный термин "превращение" вполне уместен и при характеристике

такого вида реорганизации, как преобразование объединения коммерческих

организаций (ассоциации или союза) в хозяйственное общество или

товарищество (ст. 121 ГК). Эта процедура интересна тем, что участники

реорганизуемой ассоциации (союза), не имеющие в отношении ее имущественных

прав (п. 3 ст. 48 ГК), вновь приобретают их после преобразования данного

юридического лица в коммерческую организацию - правопреемника.

Итак, реорганизация - процесс перемены лиц в имущественных и иных

правоотношениях, характеризующийся изменением комплекса их прав и

обязанностей, субъектного состава участников либо организационно-правовой

формы реорганизуемого юридического лица и влекущий универсальное

правопреемство.

С другой стороны, реорганизация юридических лиц может быть представлена

как их прекращение. Однако это определение не является всеобъемлющим и не

включает такой вид реорганизации, как выделение, влекущее не прекращение,

а, наоборот, возникновение нового субъекта права.

К юридически значимым признакам реорганизации можно отнести следующие:

универсальное правопреемство вновь возникших (в случае присоединения -

измененных) юридических лиц, включающее, помимо перехода к преемнику

актива, также 1 передачу имущественных обязанностей (пассива);

отсутствие какой-либо связи (обязательственно-правовой или вещной) между

реорганизованным юридическим лицом и его правопреемником и полная автономия

последнего;

изменение размера уставного капитала и субъектного состава участников (в

случае преобразования - только организационно-правовой формы)

реорганизуемого юридического лица;

все или часть участников реорганизуемого субъекта выступают учредителями

(участниками) его правопреемника.

Анализ правовой природы реорганизации выявил тесную связь этого процесса

с элементами учреждения и ликвидации юридических лиц. К учредительским

признакам следует отнести формирование уставного капитала, утверждение

учредительных документов и регистрацию вновь возникающего субъекта, а к

ликвидационным - закрытие счета реорганизуемых предприятий, снятие их с

учета в налоговых органах, исключение из государственного регистра.

Данное обстоятельство заставило обратить внимание на роль участников

юридического лица в процессе реорганизации. В результате обозначились две

специфические сферы правоотношений по поводу реорганизации: "внутренняя",

охватывающая лишь круг участников реорганизуемых субъектов, и "внешняя",

отражающая связь реорганизуемых юридических лиц с иными субъектами права.

При этом точкой соприкосновения данных сфер, определяющей характер

юридической зависимости подвергшихся реорганизации лиц от их участников,

служит обязательственно-правовая связь указанных субъектов". [37]

(7. Ликвидация юридических лиц

Ликвидация юридического лица является другой формой прекращения

юридических лиц. Проблема ликвидации стала наиболее актуальна именно в

последнее время. Особенно это связано с таким видом ликвидации как

банкротство. Ежедневно в прессе можно много слышать об этой злободневной

проблеме, но она в основном обсуждается с критической точки зрения. Целью

данной главы является показать ликвидацию как специфический вид прекращения

юридических лиц с его особенностями. Так мы разберем детально стадии

ликвидации юридического лица и остановимся на такой важнейшей проблеме как

банкротство.[38]

1. Понятие и основания ликвидации юридических лиц

Ликвидация юридического лица – это его прекращение, не влекущее

возникновение новых юридических лиц без перехода прав и обязанностей в

порядке правопреемства к другим лицам. В таких случаях к другим лицам

переходит имущество, оставшееся после прекращаемого юридического лица, без

изменения численности его участников и характера их юридической личности.

Поскольку юридическое лицо создавалось для участия в имущественных

отношениях и к моменту ликвидации, как правило, участвует в них, то при его

ликвидации необходимо завершить имущественные отношения с его участием.

Основания для ликвидации юридического лица можно разделить на две группы:

1. Добровольная ликвидация

2. Принудительная ликвидация

К добровольной ликвидации мы относим:

а) решение участников либо органа юридического лица, уполномоченного на

то учредительными документами, в случаях, предусмотренных в учредительных

документах или законе, в частности в связи с истечением срока, на который

создана организация;

б) по достижении цели, ради которой организация создана;

в) при признании судом недействительной регистрации юридического лица в

связи с допущенными при его создании нарушениями действующего

законодательства, если эти нарушения нельзя устранить.

К принудительной ликвидации относятся:

а) решение суда в случаях осуществления юридическим лицом деятельности

без получения лицензии (когда это необходимо) или вообще запрещенной

законом;

б) другое грубое нарушение действующего законодательства;

в) при систематическом занятии некоммерческим юридическим лицом

деятельностью, противоречащей его уставным целям (п.2 ст.61 ГК);

г) решение арбитражного суда о признании юридического лица (кроме

казенных предприятий) несостоятельным (банкротом), принятое по заявлению

самого юридического лица, либо его кредиторов, либо прокурора.[39]

2. Порядок ликвидации юридических лиц

Участники юридического лица или его орган, принявший решение о его

ликвидации, обязаны немедленно и в письменной форме сообщить об этом

органу, зарегистрировавшему его, который вносит в единый государственный

реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в

стадии ликвидации (п.2 ст.62 ГК). Лица, принявшие решение о ликвидации

юридического лица, по согласованию с органом, зарегистрировавшем его,

назначает ликвидационную комиссию и устанавливает порядок и сроки

ликвидации. С этого момента ликвидационной комиссии переходят полномочия по

управлению делами юридического лица. Ее основная цель – завершить все

юридические связи, которые ликвидируемая организация имела с окружающими

лицами.[40]

Чтобы выявить эти связи ликвидационная комиссия обязана поместить в

органах печати, публикующих данные о государственной регистрации

юридических лиц, объявление о ликвидации юридического лица и о порядке и

сроках заявления требований его кредиторами (которые не могут быть менее

двух месяцев с момента такого объявления). Не ограничиваясь этим,

ликвидационная комиссия обязана сама принять меры к выявлению кредиторов,

письменно их уведомить о ликвидации; выявить должников ликвидируемой

организации и получить с них долг.

По истечению срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная

комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, назначением

которого является предварительное определение соотношение имущественных

активов и пассивов ликвидируемой организации. Он должен содержать сведения

о составе имущества организации, о предъявленных его кредиторами

требованиях, о результатах их рассмотрения. Он утверждается участниками

юридического лица или его органом с согласованию с органом,

зарегистрировавшем эту организацию.[41]

Учитывая возможность того, что и после распродажи имущества

ликвидируемого юридического лица у него не хватит денег, чтобы расплатиться

по всем его долгам, п.1 ст.64 ГК предусмотрел очередность погашения

требования кредиторов (которую не следует смешивать с очередностью

реализации имущества должника). Она аналогична той очередности, которая

предусмотрена в п.3 ст.25 ГК, регулирующем порядок выплаты долгов

кредиторам индивидуального предпринимателя, призванного по решению суда

банкротом, со следующими особенностями: для осуществления процедуры выплаты

долгов юридического лица в определенной очередности не требуется решение

суда о признании его банкротом; в отношении имущества юридических лиц, в

отличие от имущества граждан-предпринимателей, в законе нет оговорки “…на

которое может быть обращено взыскание”, т.е. в таких случаях может быть

обращено на все закрепленное за юридическим лицом имущество.

Требования кредиторов, заявленные после истечения срока, установленного

ликвидационной комиссии, удовлетворяется из имущества юридического лица,

оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных

своевременно. Требования кредиторов, отклоненные ликвидационной комиссией

(если кредиторы не обжаловали это в суд или суд не удовлетворил их жалобу),

а также те требования, которые оказались не удовлетворенными из-за

недостатка имущества юридического лица, считаются погашенными.

На основании вышеизложенного можно составить краткую схему о порядке

ликвидации юридических лиц:

1. Учредители или орган, принявший решение о ликвидации назначают

ликвидационную комиссию.

2. Ликвидационная комиссия публикует в прессе сообщение о том, что данное

юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

3. Ликвидационная комиссия выявляет кредиторскую и дебиторскую задолжность.

4. Ликвидационная комиссия составляет промежуточный баланс.

5. Удовлетворяет требования кредиторов.

6. Составляет окончательный ликвидационный баланс, который является

основанием для исключения юридического лица из государственного лица из

государственного реестра юридических лиц.

С этого момента деятельность юридического лица считается прекращенной.

3. Банкротство как способ ликвидации юридических лиц.

Банкротство является одним из оснований для ликвидации юридического лица.

Под банкротством (несостоятельностью) понимается признанная арбитражным

судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме

удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или)

исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

В настоящее время основным нормативным документом, регламентирующим

процедуру банкротства, является Федеральный закон “О несостоятельности

(банкротстве)” от 8 января 1998 года № 6-83. Необходимость принятия нового

закона была обусловлена не только несовершенством Закона «О

несостоятельности (банкротстве) предприятий» 1992 года, но и тем, что

вступил в силу новый Гражданский Кодекс РФ. Содержащиеся в двух последних

нормативных актах понятия не состыковывались друг с другом, что вызывало

сложности при рассмотрении дел в арбитражных судах.

Процедура ликвидации по данному основанию может применяться только в

отношении определенных юридических лиц: хозяйственных товариществ и

обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных

предприятий, то есть тех юридических лиц, которые п.2 ст.50 относит к

коммерческим организациям, а также в отношении некоммерческих юридических

лиц: потребительских кооперативов и благотворительных организаций, либо

иных фондов.

Процедуры банкротства не применяются к казенным предприятиям так как они

обладают одновременно признаками и коммерческих и некоммерческих

организаций и за их действия субсидиарную ответственность несет собственник

(Российская Федерация).

Процедуры банкротства:

1. Наблюдение. Ее смысл состоит в том, что на момент принятия арбитражным

судом к производству заявления о банкротстве должника еще не ясно,

является ли он фактически несостоятельным (т.е. в состоянии ли он

удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и/или

исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме), а

введение наблюдения и ограничение полномочий его руководителя позволит

установить платежеспособность должника и сохранить его имущество. Кроме

того, процедура наблюдения является разумным компромиссом между

соблюдением интересов организации-должника и кредиторов.

2. Внешнее управление. Глава «Реорганизационные процедуры» Закона о

банкротстве 1992 г. предусматривала два вида процедур – внешнее

управление имуществом должника и санацию.

Следует отметить, что новый закон по сравнению с предыдущим более

детально регламентирует процедуру внешнего управления (судебную санацию).

Указанная процедура вводится арбитражным судом, как правило, на основании

решения первого собрания кредиторов, с основным сроком 12 месяцев и

дополнительные 6 месяцев – срок, на который может быть продлена процедура

внешнего управления. Ходатайство о введении внешнего управления может быть

удовлетворено арбитражным судом при рассмотрении дела о банкротстве лишь

при наличии реальной возможности восстановить платежеспособность должника.

Как и процедура наблюдения, процедура судебной санации предусматривает

определенные последствия для должника: руководитель должника отстраняется

от должности, управление делами должника возлагается на внешнего

управляющего.

Несомненно, что к достоинствам нового закона можно отнести то, что по

сравнению с законом о банкротстве 1992 года настоящий закон существенно

расширил меры по восстановлению платежеспособности должника. В рамках

внешнего управления может осуществляться: перепрофилирование производства;

закрытие нерентабельных производств; ликвидация дебиторской задолженности;

продажа предприятия (бизнеса) (статья 86); продажа части имущества должника

(статья 87); уступка прав требования должника (статья 88); исполнение

обязательств третьими лицами (статья 89).

3. Конкурсное производство. Конкурсное производство – процедура

банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях

удовлетворения требований кредиторов. Начальным моментом открытия

конкурсного производства является принятие арбитражным судом решения о

признании должника банкротом.

Решение арбитражного суда должно содержать информацию о назначении

конкурсного управляющего. С момента назначения конкурсного управляющего к

нему переходят все права и обязанности руководителя должника. Так, к

конкурсному управляющему переходят все права по распоряжению имуществом

должника. . Для пресечения возможных злоупотреблений со стороны конкурсного

управляющего, контроль за его деятельностью возложен на собрание или

комитет кредиторов.

Завершением данной стадии является вынесение арбитражным судом

определения о завершении конкурсного производства. Должник считается

ликвидированным.[42]

4. Мировое соглашение. Мировое соглашение представляет собой соглашение

сторон о прекращении судебного спора на основе взаимных уступок. Его суть

состоит в окончании процесса путем мирного урегулирования спора, т.е.

достижения определенности в отношениях между сторонами на основе

свободного волеизъявления самих сторон. Заключение мирового соглашения

между должником и кредиторами допускается на любой стадии рассмотрения

арбитражным судом дела о банкротстве, в том числе и после принятия

арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии

конкурсного производства.

Сторонами мирового соглашения являются должник и конкурсные кредиторы.

Решение о заключение мирового соглашения от имени конкурсных кредиторов

принимается собранием кредиторов.

Со дня утверждения арбитражным судом мирового соглашения оно вступает в

силу для должника, конкурсных кредиторов, а также для третьих лиц,

участвующих в мировом соглашении.[43]

Заключение

На всех этапах развития экономики основным звеном являлось

предприятие. Именно на предприятии осуществляется производство продукции,

происходит непосредственная связь работника со средствами производства. Под

самостоятельным промышленным предприятием понимается производственная

единица, обладающая производственно-техническим единством, организационно-

административной и хозяйственной самостоятельностью. Предприятие

самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой

продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты

налогов и других обязательных платежей.

В условиях рыночных отношений ключевой фигурой выступает

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.