рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Виды подряда

обычно поручается специалисту в лице проектной организации. Отношение

сторон оформляются договором подряда на выполнение проектных, а при

необходимости – изыскательских работ.

Предметом договора является выполнение проектировщиком (изыскателем)

проектных и (или) изыскательских работ, которые должны завершаться

составлением технической документации или предоставлением заказчику данных

о проведённых изысканиях. Договором может охватываться выполнение как того

и другого вида работ, так и лишь одного их них.

Изыскательские работы - это составная, причём начальная стадия

проектирования. Изыскания проводятся с целью технико-экономического

обоснования выбора района и конкретного места строительства, комплексного

изучения природных условий района, возможностей использования местных

строительных материалов, источников водоснабжения, транспортного сообщения,

прокладки коммуникаций. Иными словами, задачей изыскательских работ

является подготовка всех данных, которые необходимы для разработки технико-

экономического обоснования строительства и последующего составления

технической документации.

Техническая документация представляет собой комплекс документов (технико-

экономическое обоснование, чертежи, схемы, пояснительные записки),

определяющих объём и содержание строительных работ, а также другие

предъявляемые к ним требования. В зависимости от сложности объекта

строительства проектирование может вестись в одну или в две стадии. Если

объект не представляет большой сложности либо строится по серийному

проекту, готовится лишь рабочий проект со сводным сметным расчётом. При

строительстве более сложных объектов вначале готовится технический проект

со сводным расчётом стоимости строительства, а затем на его основе

разрабатывается рабочий проект (рабочая документация) с конкретной сметой.

Разработка технической документации и проведение изыскательских

действующим законодательством рассматриваются в качестве разновидности

подрядных работ.

Сторонами договора являются заказчик и подрядчик (проектировщик,

изыскатель). В качестве заказчиков могут выступать любые лица, которые

нуждаются в результатах проектных и изыскательских работ. Нередко заказы на

выполнение подобных работ делаются лицами, которые сами являются

подрядчиками по договорам строительного подряда.

Напротив, к подрядчикам предъявляются определённые требования. Принимать

на себя обязанности проектировщика (изыскателя) могут лишь субъекты,

которые, во-первых, являются предпринимателями и, во-вторых, имеют

специальную лицензию на выполнение таких работ. Как и в строительном

подряде, широко практикуется система генерального подряда, при которой

генеральный проектировщик привлекает к выполнению отдельных видов проектных

и изыскательских работ специализированные проектные организации.

Цена договора подряда на выполнение проектных и (или) изыскательских

работ чаще всего приобретает форму сметы, содержащею постатейный перечень

затрат подрядчика на выполнение работ. Цена не считается существенным

условием договора и в случае недостаточного определения её в договоре может

быть установлена в соответствии с п. 3 ст.424 ГК.

Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ по смыслу

закона всегда носит срочный характер. При заключении договора стороны

должны предусмотреть срок, в течение которого подрядчик должен выполнить

соответствующие работы и передать их результат заказчику. Общий срок

договора может быть разбит на ряд промежуточных сроков, к которым должны

быть выполнены отдельные этапы работ. Срок, однако, не относится к

существенным условиям договора, так как при отсутствии в договоре чётких

временных границ подрядчик должен выполнить порученную работу в разумный

срок после возникновения обязательства (п.2ст.314ГК).

Хотя каких-либо требований к форме договора подряда на выполнение

проектных и изыскательских работ в законе не содержится, обычно он

заключается в письменной форме.

К обязанностям подрядчика относится, прежде всего, выполнение работ в

точном соответствии с заданием, иными исходными данными на проектирование и

договором (абз.2 п.1 ст.760ГК). Любые отступления от этого задания, иных

исходных данных или условий договора подрядчик должен в обязательном

порядке согласовать с заказчиком. При выполнении работ должен соблюдаться

все требования Строительных норм и правил, ГОСТов и других обязательных

нормативов.

Следую щей обязанностью подрядчика является согласование технической

документации с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком – с

компетентными государственными органами и органами местного самоуправления.

Подрядчик должен представить заказчику для согласования комплект

технической документации, дать необходимые пояснения, обосновать

целесообразность предлагаемых проектных решений, выбора конкретных

строительных материалов и т.п. заказчик проверяет соответствие технической

документации нормативно-техническим требованиям и своему заданию и, если

между ними нет расхождений, согласует техническую документацию.

Помимо согласования технической документации с заказчиком, подрядчик

должен в установленных законом случаях получить соответствующие

согласование компетентных государственных органов и органов местного

самоуправления. Поскольку в таком согласовании участвует и заказчик,

стороны должны договориться о том, как они будут действовать. Если для

согласования документации требуется внести в неё изменения и исправления,

продиктованные справедливыми требованиями компетентных органов, подрядчик

должен это сделать либо за свой счёт (если соответствующие недочёты

обусловлены его действиями), либо за счёт заказчика (если имелись ошибки в

его задании или представленных им исходных данных).

Согласованные в установленном порядке техническая документация либо

результаты изыскательских работ должны быть переданы подрядчиком заказчику

(абз. 3 п. 1 ст.760ГК). Техническая документация передаётся в готовом виде,

пригодном для её дальнейшего использования, в оговоренном числе

экземпляров, в полном комплекте и соответствующими пометками о её

согласовании. Передача осуществляется по акту сдачи-приёмки, в котором

отмечается все эти данные.

Подрядчик обязуется не передавать копии технической документации третьим

лицам без получения от заказчика соответствующего разрешения. Указанный

запрет обусловлен тем, что данная техническая документация разработана по

заданию конкретного заказчика и сполна им оплачена. Хотя никаких особых

исключительных прав на реализацию воплощенных в технической документации

решений у заказчика не возникает, он вправе рассматривать содержащиеся в

технической документации сведения как свою служебную и коммерческую тайну

(ст.139ГК).

Преданная заказчику техническая документация представляет для него

ценность при условии, что он может её свободно использовать в тех целях,

для которых она им заказывалась. Поэтому подрядчик должен обеспечить

юридическую чистоту технической документации, т.е. гарантировать отсутствие

у третьих лиц возможности воспрепятствовать выполнению работ или

ограничивать их выполнение на основе подготовленной подрядчиком технической

документации (п.2 ст.760ГК). В данном случае под третьим лицами понимаются

и компетентные государственные органы (например, те из них, с которыми

техническая документация не была в установленном порядке согласована), и

хозяйствующие субъекты (например, организация, обладающая исключительными

правами на использование архитектурного проекта, на основе которого

разработана техническая документация для строительства), и конкретные

физические лица (например, авторы архитектурной части проекта). В случае

предъявления к заказчику соответствующих претензий со стороны третьих лиц

подрядчик должен выступить на стороне заказчика и защитить его интересы.

Если же требования третьих лиц окажутся обоснованными, подрядчик должен

возместить заказчику возникшие у него убытки. Наконец, подрядчик должен

обеспечить надлежащее качество технической документации и выполненных

изыскательских работ (ст.761ГК). Требования к качеству устанавливаются

заданием заказчика, а также нормативно-технической документацией.

К основным обязанностям заказчика относится, прежде всего, обязанность

передать подрядчику задание на проектирование, а также исходные данные,

необходимые для составления технической документации (п.1 ст.759ГК). В

задании заказчика определяется предмет предстоящих работ, в том числе

основные требования к его качеству. Поскольку для составления задания

требуются специальные знания, заказчик может получить его подготовку

другим лицам, включая и самого подрядчика. В последнем случае задание

становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком.

Заказчик обязан оплатить работу подрядчика в порядке, установленном

договором (абз. 2 ст. 762ГК), а также возместить подрядчику дополнительные

расходы, вызванные изменением исходных данных для выполнения проектных и

(или) изыскательских работ вследствие обстоятельств, не зависящих от

подрядчика (абз. 6ст. 762ГК). Если порядок оплаты договором не определён,

заказчик должен уплатить подрядчику оговоренную договором цену полностью

после завершения всех работ, а в случае, когда договор предусматривает

отдельные этапы работ, - после завершения отдельных этапов.

Как и подрядчик, заказчик не может передавать техническую документацию

третьим лицам, а равно разглашать содержащиеся в ней данные без согласия

подрядчика (абз. 3 ст. 762ГК). По общему правилу, он должен использовать

полученную от подрядчика техническую документацию только в целях,

предусмотренных договором. Обычно права заказчика в части использования

технической документации ограничиваются возможностью её применения при

строительстве конкретного объекта. Однако договором могут быть

предусмотрены и более широкие права заказчика, в частности возможность

тиражирования технической документации, что обычно увязывается с размером

оплаты.

Заказчик обязан оказывать содействие подрядчику в выполнении проектных и

изыскательских работ в объёме и на условиях, предусмотренных договором

(абз. 4 ст.762ГК). Содействие заказчика может выражаться в предоставлении

подрядчику действующей нормативно-технической документации (что, например,

актуально, когда в качестве подрядчика выступает иностранная проектная

организация), выделение своих специалистов, которых подрядчик включает в

группу проектирования, передаче подрядчику дополнительных исходных данных,

необходимых для составления технической документации. Одной из форм

содействия является и участие заказчика совместно с подрядчиком в

согласовании готовой технической документации с соответствующими

государственными органами и органами местного самоуправления.

Наконец, заказчик обязан привлечь подрядчика к участию в деле по иску,

предъявленному заказчику третьим лицом в связи с недостатками составленной

технической документации или выполненных изыскательских работ (абз. 7ст.

762ГК). Подобная ситуация возникает обычно тогда, когда в качестве

заказчика по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских

работ выступает лицо, которое одновременно является подрядчиком по договору

строительного подряда. Такое лицо отвечает перед заказчиком строительных

работ за любые недостатки построенного объекта, включая и те, которые

обусловлены недостатками проектной документации.

Возместив соответствующие убытки своему заказчику, подрядчик по договору

строительного подряда вправе предъявить регрессный иск к проектировщику или

изыскателю. Поэтому подрядчик по договору на выполнение проектных и (или)

изыскательских работ прямо заинтересован в том, чтобы принять участие в

споре между его заказчиком и третьим лицом и доказать, что техническая

документация в данные изыскательских работ не имеют приписываемых им

недостатков.

Непривлечение заказчиком подрядчика к участию в деле освобождает

подрядчика от ответственности перед заказом, если подрядчик докажет, что,

приняв участие в деле, он мог бы предотвратить взыскание с заказчика

убытков или применение к нему санкций, связанных с недостатками технической

документации или данных изыскательских работ. Напротив, подрядчик,

привлечённый к участию в деле, но не принявший в нём участие, лишается

права доказывать неправильность ведения дела заказчиком. Два последних

правила в ГК прямо не зафиксированы, но могут применяться по аналогии со

ст. 462ГК, закрепляющей сходное правило применительно к купле-продаже.

Подрядные работы для государственных нужд.

4.1 Общие положения

В условиях рыночной экономики строительные проектные, изыскательские и

иные связанные со строительством работы выполняются на основе договоров,

которые заключаются по свободному усмотрению сторон. Между тем в

результатах таких работ нуждается и государство, реализующее, в частности,

свои целевые программы по строительству жилья для малообеспеченных слоев

населения и некоторых других категорий граждан, созданию объектов

жизнеобеспечения, социального обслуживания. В этой связи наряду с

правилами, регламентирующими выполнение строительных и иных работ при

обычных условиях гражданского оборота, имеется специальное законодательство

о подрядных работах для государственных нужд.

Важно подчеркнуть, что в рассматриваемой сфере в настоящее время

действуют совершенно иные принципы построения взаимоотношений подрядчиков и

заказчиков по сравнению с теми, которые применялись в советский период.

Отправная идея, пронизывающая все законодательство о подрядных работах для

государственных нужд, состоит в том, что выполнение подрядных работ

осуществляется на добровольной основе. Принуждение подрядчиков к вступлению

в договорные отношения, связанные с выполнением таких работ, допускается

лишь в исключительных случаях, предусмотренных законом (например, когда

дело касается предприятий-монополистов), и при условии, что им будут

возмещены все возможные в связи с этим затраты.

Взамен принуждения законодательство устанавливает систему мер по

стимулированию участия подрядчиков на льготных условиях, выделение им

целевых дотаций и субсидий, предоставление льгот по налогам и т.д. Кроме

того, в законодательстве закреплены специальные гарантии, обеспечивающие

возмещение подрядчикам их потерь, связанных с прекращением финансирования

соответствующих работ, изменением условий государственных контрактов и т.п.

Государственный заказ на подрядные работы даётся лишь тогда когда на его

выполнение соответствующим бюджетом выделены необходимые финансовые

ресурсы. Обычно ресурсы выделяются под целевые программы, предусматривающие

среди прочих мероприятий выполнение строительных, проектных и иных работ. В

качестве гаранта осуществления финансирования выступает Правительство РФ

или соответствующий орган управления субъекта РФ.

Эти и другие обстоятельства делают участие в подрядных работах для

государственных нужд достаточно привлекательным. Сама необходимость

административного давления на будущих участников договорных отношений

автоматически отпадает. Напротив, государство получает возможность отбора

среди многих претендентов наиболее достойных путём организации и проведения

подрядных торгов. Правовой формой, о посредующей выполнение подрядных

торгов. Правовой формой, опосредующей выполнение подрядных работ,

предназначенных для удовлетворения потребностей РФ или субъекта РФ и

финансируемых за счёт средств соответствующих бюджетов и внебюджетных

источников, является государственный контракт на выполнение подрядных работ

для государственных нужд.

4.2. Понятие и основные особенности государственного контракта на

выполнение подрядных работ для государственных нужд.

По государственному контракту на выполнение подрядных работ для

государственных нужд (далее – государственный контракт) подрядчик обязуется

выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и

ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы

и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик

обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату

(п. 2 ст. 763ГК).

Сторонами государственного контракта являются государственный заказчик и

подрядчик. Заказчиком может выступать государственный орган, обладающий

необходимыми инвестиционными ресурсами, или организация, наделённая правом

распоряжаться такими ресурсами. При передаче функций государственного

заказчика хозяйствующим в договорах с ними предусматриваются обязательства

по выполнению переданных им функций, эффективному использованию выделенных

средств, а также ответственность сторон за нарушение обязательств.

Государственные заказчики обеспечиваются финансовыми ресурсами в объёме,

установленном соответствующими бюджетами.

Подрядчиком по государственному контракту может быть любое юридическое

или физическое лицо, обладающее статусом предпринимателя и имеющее

необходимую лицензию на выполнение соответствующего вида работ. К

выполнению государственных контрактов наравне с российскими

предпринимателями привлекаются иностранные организации. Выбор конкретного

подрядчика производится на конкурсной основе путём подрядных торгов.

Предметом государственного контракта являются результаты строительных,

проектных, изыскательских и иных связанных со строительством и ремонтом

работ. При заключении контракта в нём конкретно определяются объём и виды

предстоящих работ при необходимости с их разбивкой по годам и иным

периодам.

Цена выступает в качестве существенного условия контракта, поскольку в

соответствии с п.1ст766ГК в нем должны быть конкретно оговорены стоимость

предстоящей работы, а также размер и порядок финансирования и оплаты работ.

Стоимость работ по контракту определяется на основе конкурса (подрядных

торгов) в пределах условий.

В ходе работ их стоимость по договоренности сторон может быть уточнена в

связи с действием объективных обстоятельств. Выделение дополнительных

финансовых средств на увеличение стоимости работ производится

государственным заказчиком по согласованию с органом, выделившим эти

средства.

Государственный заказчик обычно выделяет подрядчику в установленном

порядке аванс, обеспечивает своевременное и непрерывное финансирование

работ. Размер, сроки перечисления аванса, порядок его погашения, а также

условия промежуточных расчётов за выполнение работы в пределах 95% их

стоимости устанавливаются при заключении контракта (п.5 «Основных

положений»).

Окончательный расчёт производится в 6-месячный срок после принятия

объекта в эксплуатацию в целом или его очереди (отдельных зданий и

сооружений), если иной срок расчетов не предусмотрен в контракте.

Важное значение в государственном контракте придается сроку. В контракте

в обязательном порядке должны быть определены сроки начала и окончания

работ, а по желанию сторон – и другие сроки (сроки приёмки отдельных

очередей, пусковых комплексов, зданий, сроки передачи материалов). При

уменьшении соответствующими государственными органами в установленном

порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования

подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а при

необходимости – и другие условия выполнения работ. Подрядчик вправе

требовать от государственного заказчика возмещения убытков, причинённых

изменением сроков выполнения работ (п.1 ст.767ГК).

К числу существенных условий государственного контракта относится также

условие о способах, обеспечивающих исполнение сторонами их обязательств

(п.1 ст. 766ГК). Обязательства государственного заказчика по оплате

подрядных работ гарантируются Правительством РФ или органом управления

субъекта РФ в зависимости от того, за счёт каких средств финансируются

соответствующие работы. Исполнение подрядчиком принятых обязательств могут

обеспечивать банковская гарантия, поручительство, неустойка, возможно и

сочетание этих средств.

Государственный контракт заключается в письменной форме в виде отдельного

документа, подписываемого сторонами. Контракт заключается после

обязательного предварительного проведения подрядных торгов, сущность

которых раскрыта в параграфе 3 настоящей главы.

Определенными особенностями обладает ответственность сторон за нарушение

принятых по государственному контракту обязательств. Во-первых, при

несоблюдении установленных контрактом сроков выполнения работ их отдельных

этапов бюджетное финансирование и льготное государственное кредитование их

выполнение приостанавливается органом, выделившим соответствующие средства.

Решение о дальнейшей судьбе строительства принимается в установленном

порядке по предложению государственного заказчика, согласованному с

заинтересованными органами государственного управления.

Во-вторых, «Основными положениями» установлено, что в случае нарушения

сроков строительства подрядчик уплачивает штраф в размере одной тысячной

части договорной стоимости за каждый день просрочки до фактического

завершения строительства (п.9 «Основных положений»). Однако указанная

ответственность наступает лишь при виновном нарушении подрядчиком принятых

обязательств.

Государственным контрактом могут быть предусмотрены и другие меры

имущественной ответственности, в том числе взыскание убытков в полном

размере сверх неустойки.

Список используемой литературы:

1. «Гражданское право» А.П. Сергеев Москва 1999год

2. Гражданский кодекс РФ

3. Учебник гражданского права А.С. Литвинов Москва 1996год

4. Практикум по гражданскому праву К.А. Иванова Москва 1998год

5. Курс лекций по гражданскому праву под редакцией Н.И. Соболева.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.