рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Виды подряда

связи с этим подрядчик при сдаче работы обязан сообщить заказчику о

требованиях, которые необходимо соблюдать для эффективного и безопасного

использования результата работы, возможных последствиях их несоблюдения

(ст.736ГК).

Правила безопасности подчёркивают специфику бытового подряда и при

обнаружении недостатков в выполненной работе. Так, устранение недостатков

производится в соответствии с общими правилами ст. 723, 725ГК, однако

недостатки, которые могут представлять опасность для жизни и здоровья, как

заказчика, так и других лиц, подлежат устранению независимо от сроков их

обнаружения. Требование об их устранении может быть предъявлено в течение

10 лет (ст.737 ГК).

Статья 738 ГК предусматривает права подрядчика в случае неявки или иного

уклонения заказчика от приёмки выполненной работы. Подрядчик вправе,

письменно предупредив заказчика, по истечении двух месяцев с момента

предупреждения продать результат работы за разумную сумму, а вырученную

сумму, за вычетом причитающихся ему платежей, внести в депозит. В отличие

от исходного правила п. 6ст.720ГК, подрядчик не связан месячным сроком

ожидания и необходимостью двукратного предупреждения, ему достаточно в

любой момент после наступления срока приёмки работы письменно уведомить

заказчика, и через два месяца он вправе реализовать результат работы.

2. Договор строительного подряда

2.1.Общие положения. Договоры строительного подряда заключаются на

строительство, реконструкцию или капитальный ремонт предприятий, зданий,

сооружений или иных объектов, а также на выполнение монтажных,

пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ.

Согласно ранее действовавшему законодательству возникающие при этом

гражданско-правовые отношения в основном охватывались договорами подряда на

капитальное строительство, которые занимали заметное место в системе

хозяйственных договоров. Порядок заключения указанных договоров, права и

обязанности сторон, а также их ответственность за нарушение принятых

обязательств детально регламентировались императивными нормами обширного

законодательства о капитальном строительстве. При этом первостепенное

внимание уделялось плановым предпосылкам данных договоров, с которыми они

были неразрывно связаны и которые определяли их основное содержание.

Изменения, произошедшие в социально-экономическом строе страны, внесли

существенные коррективы во взаимоотношения между заказчиками строящихся

объектов и подрядчиками, выполняющими соответствующие работы. Объёмы

строительных работ, осуществляемых за счёт бюджетных средств, особенно в

сфере жилищного строительства, многократно сократились, а в некоторых

регионах сошли практически на нет. Инвестиционные вложения в области

капитального строительства носят в основном негосударственный характер. Из-

под опеки государства в результате приватизации вышло большинство

предприятий строительной индустрии.

Основное ядро действующего законодательства о капитальном строительстве

составляют правила, закреплённые главой 37ГК. Принципиально новым моментом

является то, что рассматриваемой сфере отныне действует подавляющее

большинство общих норм о договорах подряда. В тоже время многие правила,

которые раньше применялись в основном лишь в области строительства,

например о системе генерального подряда, приобрели значение общих норм, а

другие вопросы, например о риске случайной гибели предмета подряда, которые

применительно к обычному подряду на капитальное строительство прежде

решались по-разному, сейчас регулируются одинаково.

Наряду с общими правилами о договорах подряда отношения в области

капитального строительства регулируются нормами 3 главы 37ГК, специально

рассчитанными на строительный подряд.

Завершая общую характеристику действующего законодательства о капительном

строительстве, следует отметить такую его особенность, как вхождение в него

большого массива нормативно-технических норм, т.е. правил, регламентирующих

технические процессы проектирования и введения строительно-монтажных работ,

содержащих требования к используемым в строительстве материалам,

конструкциям и изделиям и т.п. Указанные правила содержатся в так

называемых Строительных нормах и правилах (СниПах), стандартах и

технических условиях, различных инструкциях и положениях, применяемых

уполномоченными государственными органами. Продолжается процесс их

постепенного обновления, обусловленный как научно-техническим прогрессом,

так и повышенным требованиям к безопасности строительства.

Специфика правового регулирования отношений в рассматриваемой области,

нашедшая отражение в указанных выше актах, определяется основными

особенностями капитального строительства как деятельности, направленной на

создание новых и реконструкцию имеющихся основных фондов производственного

и непроизводственного назначения. Работы, выполняемые на основании

договоров строительного подряда, ведут к созданию или обновлению объектов

недвижимости. Вполне естественно, что начало таких работ должно быть

указано с решением целого ряда вопросов, частности с выделением

соответствующего земельного участка, утверждением проектно-сметной

документации, получением согласований органов, отвечающих за

градостроительную политику, пожарную и экологическую безопасность.

Далее, договор строительного подряда рассчитан, как правило, на

достаточно длительный период времени, в течение которого будут вестись

строительные работы, а также осуществляться эксплуатация объекта в период

гарантийного срока. За этот период может произойти существенное изменение

цен на строительные работы и материалы, возникнуть потребность внесения

изменений в проектную документацию и т., что также учитывается

законодательством.

Договор строительного подряда предполагает также более активное

взаимодействие участвующих в нем сторон, в частности, совместное

преодоление препятствий к надлежащему исполнению договора; широкое

использование системы генерального подряда; соблюдение обязательных

нормативов и правил, касающихся качества работ и их безопасности, и т.д.

В дальнейшем внимание будет сосредоточено лишь на особенностях правового

регулирования отношений в сфере строительного подряда с учётом того, что

специфика выполнения строительных работ для государственных нужд раскрыта в

отдельном параграфе настоящей главы.

2.2. Понятие и элементы договора строительного подряда.

По договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный

договором срок построить по заданию заказчика определённый объект либо

выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику

необходимые условия для выполнения работ, принять из результат и уплатить

обусловленную цену (п.1ст.740ГК). Сравнивая данное определение с легальным

определением договора обычного подряда (п. 1ст.702ГК), нетрудно заметить,

что наряду с предметом договора существенными условиями договора

строительного подряда являются ещё цена и срок договора, без согласования

которых договор не может считаться заключённым. Кроме того, особо

выделяется такая обязанность заказчика, как «создание подрядчику

необходимых условий для выполнения работ».

Договор строительного подряда носит консенсуальный, возмездный и взаимный

характер. Основной сферой его деятельности является предпринимательская

деятельность.

Субъектами договора строительного подряда являются заказчики посредник.

В роли заказчика могут выступать в принципе любые физические и

юридические лица. Однако в рассматриваемой области выполнение функций

заказчика, в частности осуществление эффективного контроля за деятельностью

подрядчика, требует специальных знаний и навыков, а иногда и наличия

особого разрешения на данный вид деятельности. Поэтому на практике функции

заказчика нередко передаются специализированным организациям, которые

действуют в качестве представителей тех лиц, для которых предназначен

строящийся объект. Таким образом, в строительном подряде заказчик и

инвестор очень часто не совпадают в одном лице.

Инвесторами являются лица, осуществляющие вложение собственных, заемных

или привлечённых средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое

использование (п. 3ст.2 Закона РСФСР «Об инвестиционной деятельности в

РСФСР»). Инвесторами могут быть органы, уполномоченные управлять

государственным или муниципальным имуществом, физические и юридические

лица, в том числе иностранные, международные организации и т.д. Инвесторы

могут сами выступать в роли заказчиков, если они располагают для этого

необходимыми возможностями, или могут возложить эти функции на других лиц.

В том случае между инвестором и заказчиком заключается особый

инвестиционный договор, который по своей юридической природе чаще всего

является либо договором поручения, либо договором комиссии.

Опираясь на данный договор, лицо, действующее по поручению инвестора,

заключает с исполнителем работ договор строительного подряда, выступая в

нём в качестве заказчика. Таким образом, заказчик в договоре строительного

подряда это лицо, которое от имени инвестора или от своего имени заключает

договор с подрядчиком и обладает всеми правами и обязанностями вытекающими

из договора.

В качестве подрядчиков выступают различные строительные и строительно-

монтажные организации независимо от форм собственности, а также

предприниматели, имеющие лицензию на строительную деятельность.

В строительстве широко применяется система генерального подряда, при

которой функции генеральных подрядчиков принимают на себя организации

общестроительного профиля, а для выполнения специальных работ привлекают

субподрядчиков в лице специализированных фирм организаций.

Предметом договора строительного подряда, как и договора обычного

подряда, является результат деятельности подрядчика, имеющий конкретную

овеществлённую форму. Им может быть объект нового строительства, в том

числе построенный «под ключ»; реконструкция и техническое перевооружение

действующего предприятия; капитальный ремонт здания или сооружения; монтаж

технологического, энергетического и другого специализированного

оборудования; выполнение пусконаладочных и иных неразрывно связанных со

строящимся объектом работ. Договор может охватывать как весь комплекс работ

по объекту, так и лишь часть из них. В случаях, предусмотренных договором,

подрядчик может принимать на себя обязанности не только сдать построенный

им объект в эксплуатацию, но и обеспечить его эксплуатацию в течение

указанного в договоре срока.

По общему правилу, нормы о договорах строительного подряда не

распространяются на отношения по непосредственному удовлетворению

потребностей граждан-потребителей. Если по договору строительного подряда

выполняются работы для удовлетворения бытовых или других потребностей

гражданина (заказчика), к такому договору соответственно применяются

правила о бытовом подряде (п.3ст.740ГК). Не исключается, однако,

субсидиарное применение к указанным отношениям положений о строительном

подряде.

Цена в договоре строительного подряда имеет значение существенного

условия, которое подлежит обязательному согласованию. Ввиду большого объёма

строительных работ цена договора обычно определяется путём составления

сметы, представляющей собой постатейный перечень затрат на выполнение

работ, приобретение оборудования, закупку строительных материалов и

конструкций и т.п. Вместе с технической документацией, определяющей объём,

содержания работ и другие, предъявляемые к ним требования, смета образует

проектно-сметную документацию, являющуюся неотъемлемым элементом договора

строительного подряда. Как правило, проектно-сметная документация не может

пересматриваться в ходе строительства, за исключением случаев, указанных в

ст.743-744ГК, которые подробно рассмотрены ниже.

Оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в сроки и в

порядке, установленные законодательством или договором строительного

подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или в договоре

оплата работ производится в соответствии со ст.711 ГК, т.е. после

окончательной сдачи результатов при условии, что работа выполнена

надлежащим образом и в согласованный срок либо, с согласия заказчика,

досрочно. Однако чаще всего договоры строительного подряда включают условия

об авансировании работ либо оплате их отдельных этапов.

Срок, как и цена договора, относится к существенным условиям договора

строительного подряда, поскольку отношение сторон носят длящийся характер,

точное определение как конечного выполнения работы (именно он является

существенным условием договора), так и сроков завершения её отдельных

этапов имеет для сторон первостепенное значение. Срочный характер имеют

и многие обязанности, принимаемые на себя заказчиком. Начало течения, и

продолжительность многих сроков зависит друг от друга. С целью согласования

сроков выполнения сторонами взаимных обязательств к договору строительного

подряда обычно прилагаются различные календарные планы и графики, которые

становятся частями договора.

Форма договора строительного подряда в большинстве случаев письменная,

причём договор составляется в виде единого документа, подписываемого

сторонами. В прежние годы рассматриваемой области на практике были широко

распространены предельно краткие, состоящие буквально из нескольких пунктов

договоры, к которым, однако, прилагались особые условия с пространным

описанием взаимных прав и обязанностей сторон. Сейчас всё чаще всего

заключаются более основательные, многостраничные договоры, детально

регламентирующие взаимоотношения заказчика и подрядчика. В ряде случаев при

их составлении используются примерные формы договоров строительного

подряда, рекомендованные для отдельных видов строительных работ, а также

введения строительства в различных отраслях.

2.3. Порядок заключения договора строительного подряда

Договор строительного подряда в настоящее время утратил плановый характер

и заключается, как правило, по свободному усмотрению сторон. Это, однако,

не означает, что отпали все административно-правовые предпосылки договорных

отношений в рассматриваемой области. И сейчас, чтобы реально приступить к

строительству того или иного объекта, необходимо получить разрешения и

согласования целого ряда уполномоченных государственных органов. Инвестор

(заказчик) обычно принимает решение о начале строительства на основе

подготовленного по его заданию технико-экономического обоснования

строительства объекта. Однако само технико-экономическое обоснование (ТЭО)

и составленная на его основе проектная документация подлежат, во-первых,

обязательной государственной экспертизе и, во-вторых, утверждению в

установленном законом порядке.

Экспертиза градостроительной и проектно-сметной документации независимо

от источников финансирования, форм собственности и принадлежности

строящихся объектов проводится уполномоченными государственными органами в

соответствии с их компетенцией. Так, наиболее крупные инвестиционные

проекты с привлечением иностранного капитала, имеющие важное

государственное значение и вносимые на рассмотрение Правительства РФ,

подлежат государственной экспертизе в Экспертном совете при Правительстве

РФ; экспертиза проектов строительства объектов, осуществляемых за счёт

государственных капитальных вложений, финансируемых полностью или частично

из республиканского бюджета и внебюджетных фондов РФ, экспериментальных и

базовых проектов, разработанных за счёт бюджетных средств, осуществляемая

Главным управлением государственной экспертизы при Госкомитете РФ по

жилищной и строительной политике; организации государственной

вневедомственной экспертизы субъектов РФ производят экспертизу проектов

строительства любых объектов независимо от источников финансирования и вида

собственности в части вопросов, относящихся к компетенции республиканских и

местных органов управления, контроля за соблюдением нормативных требований

по надёжности и эксплуатационной безопасности объектов.

Градостроительная документация и проекты строительства, прошедшие

экспертизу, подлежат утверждению в установленном порядке. Градостроительная

документация утверждается государственными органами представительной и

исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, определённой

законодательством РФ. Проекты строительства, осуществляемого за счёт

государственных капитальных вложений, финансируемых из республиканского

бюджета РФ, утверждаются соответствующими органами государственного

управления или в устанавливаемом ими порядке. Проекты строительства,

осуществляемого за счёт собственных финансовых ресурсов, заемных и

привлечённых средств инвесторов (включая иностранных), утверждаются

непосредственно заказчиками (инвесторами).

Договоры строительного подряда могут заключаться как в обычном порядке,

путём вступления будущих контрагентов в прямой контакт, согласования ими

всех необходимых условий будущего договора и его подписания.

Также могут заключаться и посредством проведения специальных подрядных

торгов, на что и ориентирует действующее законодательство.

Под подрядными торгами понимается форма размещения заказов на

строительство, предусматривающая выбор подрядчика для выполнения работ на

основе конкурса. Конкурс проводится в виде тендера, представляющего собой

соревнование представленных претендентами оферт (письменных предложений о

заключении договора) с точки зрения их соответствия критериям, содержащимся

в тендерной документации.

В самой тендерной документации, которую за плату или бесплатно

обеспечиваются лица, решившие принять участие в торгах, содержатся:

1) общие сведения об объекте и предмете торгов, т.е. информация об

объекте, который должен быть построен с указанием его местонахождения,

срока выполнения работ, наименования заказчика и т. д.;

2) проектная документация, включающая чертежи схемы, графики.

3) Требования по составу документов оферты, которые обычно включают

заявку на участие в подрядных торгах, временное поручительство в форме

гарантии банка, копию платёжного документа, подтверждающего внесения

задатка;

4) Инструкция оферентам, отражающая информацию и требования по условиям

разработки, порядку оформления и представления оферты;

5) Условия и порядок проведения торгов, где указываются вид и форма

проведения торгов, порядок выбора победителя;

6) Проект договора строительного подряда;

7) Форма заявки на участие в торгах.

Дополнительное представление о подрядных торгах даёт знакомство с их

основными видами. Подрядные торги подразделяются:

в зависимости от проведения организатором торгов предварительного отбора

претендентов – на торги с предварительной квалификацией и торги без

предварительной квалификации;

в зависимости от того, в который раз назначаются торги по данному

предмету торгов, - на торги первичные или вторичные;

в зависимости от участия иностранного оферента – на торги с участием

иностранного оферента и торги без участия иностранного оферента;

в зависимости от участия оферентов в процедуре торгов и оглашения их

результатов – на торги гласные и негласные;

в зависимости от того, допускаются ли к участию в торгах неограниченное

число претендентов либо претенденты, удовлетворяющие специально оговоренным

условиям; - на торги открытые и закрытые.

В подрядных торгах могут участвовать любые российские иностранные

организации независимо от форм собственности, имеющие необходимое

разрешение на занятие строительной деятельности (если только торги не

являются закрытыми). Победителем торгов, который определяется специальным

тендерным комитетом, становится тот оферент, предложение которого наиболее

полно отвечает всем требованиям, содержащимся в тендерной документации.

2.4. Содержание договора и ответственность по договору строительного

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.