рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Шпоры по Гражданскому праву Украины (общая часть)

При невозможности установить день получения последних . сведений об

отсутствующем, началом безвестного отсутствия считается первое число

месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об

отсутствующем, а, при невозможности установить этот месяц - первое января

следующего года. Порядок признания гражданина безвестно отсутствующим

определяется гражданским процессуальным законодательством.

Над имуществом лица, признанного в судебном порядке безвестно

отсутствующим, на основании решения судя устанавливается опека. Из этого

имущества выдается содержание тем лицам, которых безвестно отсутствующий

обязан был содержать по закону. кроме того, из этого имущества погашается

задолженность по другим его обязательствам.

Опека над имуществом может быть установлена и до истечения одного года со

дня получения последних сведений о месте пребывания гражданина для охраны

этого имущества и для управления им. Для установления опеки до истечения

указанного срока необходимо заявление заинтересованных лиц и

соответствующее решение органа опеки и попечительства.

Отмена признания гражданина безвестно отсутствующим производится

соответствующим решением суда в случае явки этого лица или обнаружении его

местопребывания.

19. Порядок, условия и правовые последствия объявления гражданина умершим.

На правосубъектность физического лица может влиять решение судебных

органов об определении особого статуса этого лица или о создании

определенных презумпций в отношении его существования.

К таким решениям относится признание гражданина безвестно отсутствующим

(определение особого или специального статуса) и объявление лица умершим

(установление презумпции смерти).

Объявление гражданина умершим также производится в судебном порядке и

предусмотрено статьей 21 Гражданского кодекса. В соответствии с ней

гражданин может быть объявлен умершим на основании решения суда в случае,

если в месте его постоянного жительства нет сведений о месте его пребывания

в течение трех лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах,

угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от

определенного несчастного случая - в течение шести месяцев.

Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными

действиями, может быть в судебном - порядке объявлен умершим не ранее, чем

по истечении двух лет се дня окончания военных действий.

Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в

законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае если

гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или

дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного

случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его

предполагаемой гибели.

Порядок объявления гражданина умершим определяется гражданским

процессуальным законодательством.

В случае явки или обнаружения местопребывания гражданина, объявленного

умершим, судом отменяется соответствующее решение.

Однако независимо от времени своей явки, гражданин, объявленный умершим,

может потребовать от любого лица возврата сохранившегося имущества, которое

после объявления его умершим, безвозмездно (например, по договору дарения)

перешло к этому лицу.

В случае если имущество объявленного умершим гражданина перешло к другим

лицам по возмездным сделкам (по договору купли-продажи, мены и т.п.), то

они обязаны будут возвратить его, если будет доказано, что в момент

приобретения имущества эти лица знали, что гражданин находится в живых.

Если имущество объявленного умершим перешло по праву наследования к

государству и было реализовано, то после отмены решения об объявлении

гражданина умершим, ему возвращается сумма, вырученная от реализации

имущества.

20. Акты гражданского состояния. Порядок исправления и оспаривания актов

записей.

Статья 16. Признание гражданина недееспособным

Гражданин, который вследствие душевной болезни или слабоумия не может

понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признан

судом недееспособным в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным

кодексом Украинской сСР, и над ним устанавливается опека.

От имени душевнобольного или слабоумного, признанного

недееспособным, соглашения заключает его опекун.

В случае выздоровления или значительного улучшения здоровья гражданина,

признанного недееспособным, суд возобновляет его в дееспособности.

Статья 18. Признание гражданина безвестно отсутствующим

Гражданин может быть в судебном порядке признан безвестно

отсутствующим, если в течение одного года в месте его постоянного

проживания нет сведений о месте его пребывания.

При невозможности установить день получения последних сведений об

отсутствии началом безвестного отсутствия считается первое число месяца,

которое идет за тем, в котором были получены последние сведения об

отсутствии, а при невозможности установить этот месяц - первое января

следующего года.

Статья 21. Объявление гражданина умершим

Гражданин может быть в судебном порядке объявлен умершим, если в месте

его постоянного проживания нет сведений о месте его пребывания в течение

трех лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, которые угрожали

смертью или дают основание допускать его гибель от определенного

несчастного случая, - в течение шести месяцев.

Военнослужащий или другой гражданин, который пропал без вести в связи с

военными действиями, может быть в судебном порядке объявлен умершим не

раньше, чем после окончания двух лет с дня окончания военных действий.

Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления

в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления

умершим гражданина, который пропал без вести при обстоятельствах, которые

угрожали смертью или дают основание допускать его гибель от определенного

несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина

день его предполагаемой гибели.

21. Государство Украина и административно - территориальные единицы как

субъекты гражданского права.

Наряду с физическими и юридическими лицами участниками отношений,

регулируемых гражданским правом, является также государство Украина.

Государство, как носитель суверенитета, едино и неделимо. Соответственно

государство в гражданском обороте может рассматриваться как единый и

единственный субъект. В то же время государство Украина является

многоуровневым образованием. Оно подразделяется на субъекты различных

уровней — государство Украина, Автономная Республика Крым и территориальные

громады.

Подобная многоуровневость должна учитываться при анализе правосубъектности

государства и государственных образований. Но она важна не всегда.

Гражданское законодательство исходит из того, что в целом участие,

государства и его частей в гражданском обороте строится на одинаковых

принципах. Имеются, однако, и отличия. Поэтому, в дальнейшем сказанное о

государстве распространяется на все государственные образования, если иное

особо не оговорено.

Гражданская правосубъектность возникает у государства в силу закрепления

за ним законодательством (ст. 13 Конституции Украины, ст. 31 Закона «О

собственности») определенного имущества на праве государственной

собственности. А осуществляя право собственности, государство не может не

вступать в различного рода имущественные отношения, и, следовательно, в

таких случаях выступает как субъект гражданских правоотношений.

Как и все субъекты гражданского права, государство обладает

правоспособностью. При этом следует отметить, что правоспособность

государства не может быть тождественна правоспособности различных

физических и юридических лиц. В чем-то она шире, а в чем-то уже. Ряд

возможностей может принадлежать только государству, например, приобретать

имущество, не имеющее наследников. В то же время некоторые возможности,

например, передавать имущество по наследству, ему недоступны.

Правоспособность государства обладает рядом особенностей, связанных с тем,

что оно является также и главным субъектом публичного права, носителем

власти. Государство само регулирует различные, в том числе имущественные,

отношения, устанавливая в качестве общеобязательных как правила поведения

для всех участников, так и поря--док разбирательства их возможных споров.

При этом оно само определяет и собственную гражданскую правосубъектность,

ее содержание и пределы. Вместе с тем, участвуя в имущественных отношениях,

государство должно соблюдать установленные им же правила, обусловленные

самой природой регулируемых отношений. Оно не может использовать свои

властные прерогативы для того, чтобы произвольно менять в своих интересах

гражданско-правовые нормы или навязывать контрагентам свою волю в

конкретных правоотношениях, иначе рыночный оборот не сможет нормально

функционировать.

Следует отметить, что в гражданских правоотношениях государство выступает

на равных правах с другими участниками и несет точно такую же имущественную

ответственность за нарушение или неисполнение своих обязательств. Все эти

вышеперечисленные признаки определяют особенность правосубъектности

государства.

Государство непосредственно неспособно своими действиями приобретать и

осуществлять гражданские права, а также создавать и исполнять обязанности.

От его имени в гражданских правоотношениях действуют государственные

органы, как являющиеся юридическими лицами, так и не признанные таковыми, в

рамках которых действуют должностные лица. Именно их сознание и воля

позволяют действовать государству как субъекту права.

Государство Украина участвует в гражданских правоотношениях не как

нерасчлененное целое, а как совокупность субъектов разных уровней. Все эти

субъекты независимы друг от друга и выступают как самостоятельные участники

гражданско-правовых отношений. В гражданско-правовых отношениях участвуют

три категории субъектов: 1) государство Украина; 2) Автономная Республика

Крым; 3) территориальные громады.

Государство может участвовать в гражданском обороте как через своих

представителей, так и через специально созданные им для этих целей

государственные юридические лица в организационно-правовых формах,

предусмотренных действующим законодательством .

Непосредственное участие государства в гражданском обороте осуществляется

путем вступления в правоотношения органов государственной власти,

действующих при этом не как обособленные юридические лица, а как особые

представители государства.

От имени государства в гражданском обороте могут выступать как

представительные, так и исполнительные органы Украины — Президент,

Верховная Рада, Министерство финансов. Кабинет Министров, Фонд

государственного имущества и его региональные отделения и другие. В случаях

и порядке, предусмотренных законодательством, от имени государства, по его

специальному поручению могут выступать любые лица — государственные органы,

органы местного самоуправления, юридические и физические лица, однако

только в объеме предоставленных государством полномочий.

Основным же законным представителем государства Украина является согласно

статьи 102 Конституции Президент, который в любых случаях имеет право

выступать в гражданском обороте от имени государства!.

Опосредованное участие государства в обороте достигается путем вступления

в него созданных государством юридических лиц, действующих как таковые.

Речь идет о таких юридических лицах, как государственные казенные

предприятия и финансируемые государством учреждения. Через этих субъектов

косвенно, опосредованно участвует в гражданском обороте и государство.

Государство продолжает оставаться собственником имущества, на базе которого

оперируют созданные им юридические лица, которым имущество принадлежит на

праве полного хозяйственного ведения или оперативного управления, и в этом

смысле стоит за каждой их сделкой, пусть и совершенной ими от своего имени.

В ряде наиболее важных с точки зрения государства случаев за ним

закрепляются контрольные полномочия (согласование, одобрение и т.д.) в

отношении таких юридических лиц.

Следует отметить, что через юридические лица государство может участвовать

в гражданском обороте не только опосредованно. Существуют также юридические

лица, которые могут одновременно действовать и от имени государства, и от

своего собственного имени. Например, Министерство финансов Украины может

представлять в гражданском обороте государство, но в то же время оно

действует и как самостоятельное юридическое лицо, приобретающее права и

обязанности для себя, а не для государства (например, покупая компьютерную

технику, канцелярские принадлежности и т.д.).

Реализуя свою гражданскую правосубъектность, государство может выступать в

различных гражданских правоотношениях. В частности, государство выступает

как субъект права общегосударственной собственности. Государство выступает

также как субъект гражданского права в отношении того имущества, которое в

установленном законом порядке переходит в госу-' дарственный бюджет.

Например, клад, бесхозяйное имущество, находка и другие.

Государство может принимать участие в обязательственных правоотношениях.

Например, в договорах купли-продажи, государственного займа,

государственного кредитования, в обязательствах из причинения вреда,

неосновательного приобретения или сбережения имущества и других.

Кроме того, к государству могут переходить определенные правомочия в сфере

права интеллектуальной собственности, в частности, оно может быть субъектом

авторских, изобретательских и иных правоотношений.

Государство выступает участником сделок всякий раз, когда они совершаются

уполномоченными лицами от его имени. При этом не существует никаких

ограничений по видам, содержанию и форме совершаемых государством сделок.

От имени государства,, как собственника, заключаются, как правило, любые

сделки по распоряжению государственным имуществом. Государство, как

участник сделки, выступает и при выпуске государственных ценных бумаг.

Наряду с внутренним оборотом Украина, как государство, может принимать

участие и во внешнем обороте. Это возможно в тех случаях, когда

внешнеторговые отношения устанавливаются через торговые представительства

Украины за границей или через другие, специально уполномоченные на то

органы. Права и обязанности в этих случаях приобретает непосредственно

государство, выступающее как субъект гражданского права (ст. 8 Закона

Украины «О внешнеэкономической деятельности» от 1;6 апреля 1991 года).

Однако, в тех случаях, когда сделки заключаются государственными

организациями с правами юридического лица, в качестве субъектов

правоотношений, возникающих из этих сделок, выступают данные организации.

22. Виды юридических лиц.

Наиболее распространенным видом юридических лиц на сегодняшний день

являются предприятия. В соответствии со статьей 1 Закона "О предприятиях в

Украине", предприятием признается самостоятельный хозяйствующий уставной

субъект, обладающий правами юридического лица и осуществляющий

производственную, научно-исследовательскую и коммерческую деятельность с

целью получения соответствующей прибыли (дохода). В своем составе

предприятие не имеет других юридических лиц.

Законодательством допускается возможность создания таких видов

предприятий:

* частные предприятия, основанные на собственности физического лица,

* коллективные предприятия, основанные на имуществе трудового коллектива

предприятия,

* хозяйственные общества,

* предприятия, основанные на собственности объединений граждан,

* коммунальные предприятия, основанные на собственности соответствующей

территориальной громады,

* государственные предприятия, основанные на государственной

собственности, в том числе казенные предприятия. Казенные предприятия -

новая категория дла украинского гражданского законодательства.

Особенность казенного предприятия состоит в том, что:

1) Имущество, находящееся в государственной собственности и закрепленное

за казенным предприятием, принадлежит ему на праве оперативного управления

(в то время как другим предприятиям государственное имущество передается на

праве полного хозяйственного ведения);

2) Казенное предприятие имеет право распоряжаться закрепленным за ним на

праве оперативного управления имуществом, относящимся к основным фондам

предприятия только с согласия органа, уполномоченного управлять

соответствующим государственным имуществом. Особенности распоряжения другим

имуществом казенного предприятия определяются его уставом;

3) Управление казенным предприятием осуществляют органы, уполномоченные

управлять соответствующим государственным имуществом. Органами управления

казенными предприятиями являются министерства и иные центральные органы

исполнительной власти;

4) Ликвидация и реорганизация казенного предприятия осуществляется по

решению Кабинета Министров Украины в соответствии с законодательством

Украины;

5) Казенное преджриятие действует на основании устава, утверждаемого

органом, уполномоченным управлять государственным имуществом и

разрабатываемого на основе типового устава, утвержденного Кабинетом

Министров Украины;

6) Казенное предприятие отвечает по своим обязательствам средствами и

другим имуществом, имеющимся в его распоряжении, кроме основных фондов;

если у казенного предприятия таких средств и имущества недостаточно,

ответственность по его обязательствам несет собственник, то есть

государство;

7) Казенные предприятия имеют право вступать в объединения предприятий

только по согласованию с Кабинетом Министров Украины.

Основанием решения Кабинета Министров о преобразовании государственного

предприятия в казенное является наличие одного из следующих условий:

предприятие осуществляет деятельность, которой может заниматься только

государственное предприятие; более 50 процентов продукции такого

предприятия потребляет государство; предприятие является субъектом

природных монополий.

Предприятия имеют право на добровольных началах объединять свою

производственную, научную, коммерческую и иную деятельность и создавать

хозяйственные объединения:

• ассоциации-договорные объединения, созданные в целях постоянной

координации хозяйственной деятельности, и не имеющие права вмешиваться в

производственную и коммерческую деятельность любого из своих участников;

• корпорации-договорные объединения, созданные на основе сочетания

производственных, научных и коммерческих интересов, с делегированием

отдельных полномочий централизованного регулирования деятельности каждого

из участников;

* консорциумы-временные уставные объединения промышленного и банковского

капитала для достижения общей цели;

* концерны-уставные объединения предприятий промышленности, научных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.