рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Шпоры по гражданскому праву РФ

Шпоры по гражданскому праву РФ

1. Гр.ое пр.: понятие, предмет, функции.

Как и любая отрасль гр.ое пр. регулирует общ-е отнош-я. Предмет гр.ого

права также составляют общ-е отнош-я. Гр.ое пр. имеет дело с имущ-енными

отнош-ями. Под имущ-енными понимают такие общ-е отнош-я, которые возникают

по поводу различ. рода мат-ых благ, т.е. вещей, работ, услуг и иного имущ-а

в широком смысле этого слова. Др. составл-ей частью предмета гр.ого права в

соотв. со Ст. 2 ГК являются личные неимущ.е отнош-я. Из самого названия

вытекает, что личные неимущ.е отнош-я обладают, по крайней мере, двумя

признаками. (1), указанные отнош-я возникают по поводу неимущ.х (духовных)

благ, таких как честь, достоинство, деловая репутация, имя гражд-а и т.п.

(2), личные неимущ.е отнош-я неразрывно связаны с личностью участвующих в

них лиц. =>, под личными неимущ.ми отнош-ями следует понимать возникающие

по поводу неимущ.х благ общ-е отнош-я, в которых осущ-ется индивидуализация

личности гражд-а или организации посредством выявления и оценки их

нравственных и иных социальных качеств.

Если понятие предмета – какие общ-е отнош-я регулируются, то понятие

метода - как эти общ-е отнош-я регулируются нормами гр.ого права.

Общ-ые отнош-я, составл-ие предмет гр.ого права, носят взаимооценочный

характер. Взаимная же оценка участников общ-х отнош-й может правильно

формироваться лишь при условии равенства сторон. Поэтому имущ-енно-

стоимостные и личные неимущ.е отнош-я получают наи> полн. развитие только в

том случае, если они регулируются на основе юр-ого равенства сторон. Из

этого вытекает, что в гр.ом праве применяется метод юр-ого равенства

сторон. Это означает, что ни одна из сторон в гр.ом пр.отнош-и не может

предопределять поведение др. стороны только в силу занимаемого ею в

пр.отнош-и полож-я, как это имеет место, напр., в административном пр.отнош-

и. Применение метода юр-ого равенства сторон обеспечивает участникам гр.их

пр.отнош-й независимость и самостоятельность, позволяет им проявлять

инициативу и предприимчивость, совершать любые действия, не запрещенные

зак.ом.

=>, гр.ое пр. можно определить как совокупность пр.вых норм, регулирующих

на началах юр-ого равенства сторон имущ-енные и личные неимущ.е отнош-я.

2. Источники гр.ого права, их виды.

Расположенные с учетом их единства и дифференциации нормы гр.ого права

находят свое выражение в Ст.х различ.ых пр.вых норматив.ых актов, которые

принято именовать источниками гр.ого права. Указанные норматив.ые акты в

совокупности образуют гр.ое зак.-во. Вместе с тем следует иметь в виду, что

в ГК понятие "гр.ое зак.-во" используется в узком смысле. Ст. 3 ГК включает

в понятие "гр.ое зак.-во" только ГК и принятые в соотв. с ним иные фед.ые

зак.ы. Иные акты, содержащие нормы гр.ого права, выведены за пределы

понятия "гр.ое зак.-во". Однако Ст. 71 –К–ии "гр.ое зак.-во" используется

в широком смысле, охватывающем не только зак.одат.ные, но и иные

норматив.ые акты, содержащие нормы гр.ого права.

=>, нормы гр.ого права могут быть закреплены как в зак.ах, так и в

подзак.ных норматив.ых актах. Все эти норматив.ые акты в зависимости от юр.

силы расположены по опред. строго иерархической сис-ме, в которой знач-е

норматив.ого акта определяется его юр-ой силой. Чем больше юр-ая сила

норматив.ого акта, тем выше его полож-е в сис-ме гр.ого зак.-ва. Такое

построение норматив.ых актов гр.ого зак.-ва имеет не только теоретическое,

но и важное практические знач-е. Ввиду многочисленности норматив.ых актов

гр.ого зак.-ва и несовершенства зак.одат.ной техники встречаются ситуации,

когда различ.ые норматив.ые акты по-разному решают один и тот же вопрос. В

таком случае применяется норматив.ый акт, имеющий большую юр-ую силу. (–К–

(Ст. 35, 36) – М/ународные дог-ры (п. 4 Ст. 15 –К–ии РФ и п. 2 Ст. 7 ГК

устанавл.ют, что если м/ународным дог-ром РФ установлены иные правила, чем

те, которые предусм-ы гр.им зак.-вом РФ, применяются правила м/ународного

дог-ра.) – Гр. кодекс и Основы гр. зак.-ва – (спец. зак.ы) "О страховании",

Патентный зак. и пр. – (подзак.. норматив. акты) Указы Президента,

Постановления правит-ва и т.д.

3. Понятие и структура гр.ого зак.-ва. Действие гр.их зак.ов.

Расположенные с учетом их единства и дифференциации нормы гр.ого права

находят свое выражение в Ст.х различ.ых пр.вых норматив.ых актов. Они

совокупности образуют гр.ое зак.-во. Вместе с тем следует иметь в виду, что

в ГК понятие "гр.ое зак.-во" используется в узком смысле. Ст. 3 ГК включает

в понятие "гр.ое зак.-во" только ГК и принятые в соотв. с ним иные фед.ые

зак.ы. Иные акты, содержащие нормы гр.ого права, выведены за пределы

понятия "гр.ое зак.-во". Однако Ст. 71 –К–ии "гр.ое зак.-во" используется

в широком смысле, охватывающем не только зак.одат.ные, но и иные

норматив.ые акты, содержащие нормы гр.ого права.

=>, нормы гр.ого права могут быть закреплены как в зак.ах, так и в

подзак.ных норматив.ых актах. Все эти норматив.ые акты в зависимости от юр.

силы расположены по опред. строго иерархической сис-ме, в которой знач-е

норматив.ого акта определяется его юр-ой силой. Чем больше юр-ая сила

норматив.ого акта, тем выше его полож-е в сис-ме гр.ого зак.-ва. Такое

построение норматив.ых актов гр.ого зак.-ва имеет не только теоретическое,

но и важное практические знач-е. Ввиду многочисленности норматив.ых актов

гр.ого зак.-ва и несовершенства зак.одат.ной техники встречаются ситуации,

когда различ.ые норматив.ые акты по-разному решают один и тот же вопрос. В

таком случае применяется норматив.ый акт, имеющий большую юр-ую силу. (–К–

(Ст. 35, 36) – М/ународные дог-ры (п. 4 Ст. 15 –К–ии РФ и п. 2 Ст. 7 ГК

устанавл.ют, что если м/ународным дог-ром РФ установлены иные правила, чем

те, которые предусм-ы гр.им зак.-вом РФ, применяются правила м/ународного

дог-ра.) – Гр. кодекс и Основы гр. зак.-ва – (спец. зак.ы) "О страховании",

Патентный зак. и пр. – (подзак.. норматив. акты) Указы Президента,

Постановления правит-ва и т.д.

Действие гр.ого зак.-ва во времени. Введение в действие гр.их зак.ов осущ-

ется в соотв. с Фед.ым зак.ом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ "О порядке

опубликования и вступления в силу фед.ых –К–ионных зак.ов, фед.ых зак.ов,

актов палат Фед.ого Собрания" . В соотв. со Ст. 1 указанного зак.а на

терр.ии РФ применяются только те фед.ые –К–ионные, фед.ые зак.ы, которые

официально опубликованы.

Гр.ие зак.ы вступают в силу одновременно на всей терр. РФ по истеч. 10

дней после дня их официального опубликования, если самими зак.ами не

установ. иной порядок вступления их в силу. Наряду с моментом вступления в

действие гр.о-пр.вого норматив.ого акта важное знач-е имеет также момент

прекращения его действия. Иногда в самом норматив.ом акте устанавл.ется

срок его действия. Такие норматив.ые акты утрачивают юр-ую силу с наступ-ем

установленного в них срока. Так, постановлением СМ РСФСР от 25 дек. 1990 г.

"Об утверждении Полож-я об акционерных обществах" установл., что указанное

Полож-е действует до принятия Закона об акционерных обществах .

Действие гр.ого зак.-ва в пространстве и по кругу лиц. Поскольку гр.ое

зак.-во находится в ведении РФ, гр.о-пр.вые норматив.ые акты распространяют

свое действие на всей терр.ии РФ.

Так же по общему правилу, действие гр.ого зак.-ва распространяется на

всех лиц, находящихся на терр.ии РФ. К указанным лицам относятся граждане,

юр-ие лица, РФ, subjы РФ и муниц-ые образования. Правила, установленные

гр.им зак.-вом, применяются и к отнош-ям с участием иностранных граждан,

лиц без гражданства и иностранных юр-их лиц, если иное не предусм-о фед.ым

зак.ом (п. 1 Ст. 2 ГК). Когда действие гр.о-пр.вого норматив.ого акта

ограничивается опред. терр.ией Российской федерации, то указанный акт

действует только в отнош-и тех лиц, которые находятся на данной терр.ии.

4. Юр-ая природа и знач-е судебной и арбитражной практики по гр.им делам.

Пленум ВС РФ и Пленум ВАС РФ рассматривают обобщенные материалы и дают в

порядке судебного толкования руководящие разъяснения по вопросам применения

зак.-ва. Разъяснения Пленума ВС РФ обязат.ы для всех судов общей юрисдикции

в РФ. Разъяснения Пленума ВАС РФ обязат.ы для всей системы арбитражных

судов в РФ. Указанные разъяснения являются не норматив.ыми актами, а актами

применения права. Постановления судебных пленумов должны лишь толковать и

разъяснять смысл гр.ого зак.-ва, но не создавать новые нормы гр.ого права.

Поэтому постановления судебных пленумов не являются источниками гр.ого

права. Вместе с тем суды при разреш-и конкретных споров обязаны применять

соответствующие нормы гр.ого права лишь в истолковании, содержащемся в

постановлении соответствующего судебного пленума. Поэтому участники гр.ого

оборота руководствуются постановлениями судебных пленумов и тогда, когда

дело не доходит до суда, что имеет чрезвычайно важное знач-е для обеспеч-я

единообразного понимания и применения гр.ого зак.-ва на всей терр.ии РФ.

Вопрос о пр. природе руководящих разъяснений судебных пленумов является

спорным. Некот. юристы полагают, что руководящ. разъяснения, содержащиеся в

постановлениях суд. пленумов, следует считать источниками гр. права.

Основанием для признания руководящих разъяснений суд. пленумов источ. гр.

права послужило то обстоят-во, что суд. пленумы в ряде случаев, разъясняя

смысл действующ. зак.одат-ва, фактически формулировали новое правило,

отлич. от того, кот. содержалось в норматив. акте. Поскольку в силу

действовавшей в то время Ст. 3 Закона СССР " О ВС СССР" сформулированное

судебным пленумом правило приобретало обязат.ую силу для всех участников

гражд. оборота, это правило фактически приобретало силу пр.вой нормы.

Однако такие ситуации встречались крайне редко и относились к аномальным

явлениям пр.вой действительности, на которые нельзя ориентироваться при

выявлении пр.вой природы руководящих разъяснений судеб. пленумов.

Подавляющее большинство указанных разъяснений по своей пр. природе

представляют собой судебное толкование действующего зак.одат-ва.

5. Граждане как subjы гр.ого права. Пр.способность и дееспособность

граждан, их содержание.

Общ-ые отнош-я, урегулированные нормами гр.ого права, существуют м/у

людьми. Поскольку пр.вое регулирование предполагает наличие опред.ых

качеств у subjов той или иной отрасли права, в теории права выработалась

такая категория, как пр.subjность. Пр.subjность определяет, какими

качествами должны обладать subjы пр.вого регулирования для того, чтобы

иметь права и нести обязанности в соответствующей отрасли права.

Представления о гр.ой пр.subjности связываются с наличием у лиц таких

качеств, как пр.способность и дееспособность. Имущественные отнош-я,

регулируемые гр.им пр.м, сопровождают человека на протяжении всей его

жизни: с момента рождения и до его смерти.

Пр.способность – способность иметь гр.ие права и нести обязанности (Ст.

17 ГК). Содержание пр.способности граждан раскрывается через весь тот

комплекс прав и обязанностей, кот.и может обладать гражд- в соотв. с гр.им

зак.-вом. Именно поэтому, давая хар-ку пр.способности граждан, подчеркивают

не только то, что она приурочена к гражд-у как психофизической особи, но и

присущие ей социально-юр-ие качества. Специально посвященная объему

пр.способности граждан Ст. 18 ГК дает перечень только основных, наи>

значимых гр.их прав, к числу которых относятся возможность иметь имущ-о на

праве собств-ти; наследовать и завещать имущ-о; заниматься

предпринимательской либо любой иной деятельностью, не запрещенной зак.ом и

пр. Так же гражд- вправе иметь иные имущ-енные и личные неимущ.е права,

включая и такие, которые прямо зак.ом не предусм-ы, но не противоречат

общим началам и смыслу гр.ого зак.-ва. Перечень, приведенный в Ст. 18 ГК,

дает представление о наи> значимых правах, возможность обладания кот.и

включается в содержание гр.ой пр.способности.

Дееспособность – способность гражд-а своими действиями приобретать и осущ-

ть гр.ие права. создавать для себя гр.ие обязанности и исполнять кх (Ст. 21

ГК). Наи> существенными элементами содержания дееспособности граждан

является возможность самостоятельного заключения сделок (сделкоспособность

) и возможность нести самостоятельную имущ-енную отв-ь (

деликтоспособность).

В отличие от пр.способности, дееспособность связана с соверш-ем гражд-ом

волевых действий, что предполагает достижение опред.ого уровня психической

зрелости. Закон в качестве критерия достижения гражд-ом возможности

собственными действиями приобретать для себя права и нести обязанности

предусматривает возраСт. Полная дееспособность признается за

совершеннолетними гражданами, т.е. достигшими 18 возраста. Допускается два

изъятия из этого правила: полная дееспособность может возникнуть у гражд-а

и до достижения18 возраста в случаях, (1), вступления в брак лицом, не

достигшим 18 лет, если ему в установленном зак.ом порядке был снижен

брачный возраст, (2), эмансипации (Ст. 27 ГК). Эмансипация - объявление

несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, если он работает по трудовому дог-

ру либо с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью,

полностью дееспособным.

6. Место жительства граждан. Признание безвестноотсутствующим и объявление

умершим.

(Ст. 20 ГК). Исполнение обязат-в, открытие наследства и многие другие

граж-данско-пр.вые действия совершаются в месте жительства гражд-а. Наряду

с именем место жительства позволяет > точно конкретизировать subjа гр.ого

права. (Нередки случаи полного совпадения имени, фамилии и отчества, однако

совпадение места жительства встречается крайне редко). Местом жительства

признается место, где гражд- постоянно или преимущ-енно проживает. Если

гражд- постоянно проживает в одном и том же месте, его место жительства

определяется довольно просто. Однако бывают случаи, когда гражд- проживает

в разных местах, переезжая по различ.ым обстоятельствам с одного места на

др. В этом случае зак. предусматривает определение места жительства по

преимущ-енному месту нахождения гражд-а, т.е. тому месту, где он находится

наи> часто и наи> продолжительное время. Не имеют знач-я место прописки,

место нахождения его имущ-а, либо место жительства супруга и другие

подобные факты, поскольку зак. не связывает с ними определение места

жительства.

Граждане вправе сами выбирать себе место жительства. Единственным

исключением является определение места жительства малолетних, а также

граждан, признанных недееспособными вследствие психического заболевания. Их

местом жительства признается место жительства их зак.ных представителей -

родителей, усыновителей или опекунов (п.2 Ст.20 ГК).

Гражданин по заявлению заинтересованных лиц м/б признан судом безвестно

отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о

месте его пребывания.

Годичный срок начинает исчисляться с момента получения об отсутствующем

гражд-е последних сведений. Если этот день невозможно определить точно, то

срок исчисляется с 1-ого числа месяца, следующего за тем, в котором были

получены последние сведения, а при невозможности установить месяц - с 1-ого

января следующего года.

Решение о признании гражд-а безвестно отсутствующим выносится судом в

порядке особого производства (см. гл. 28 ГПК).

На осн-и реш-я суда о признании гражд-а безвестно отсутствующим, орган

опеки и попечительства передает имущ-о отсутствующего гражд-а в

доверительное управление опред. этим органом лицу (Ст. 43 ГК). Из имущ-а

безвестно отсутствующего выдается содержание гражданам, которых

отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по его др.

обязат-вам. Наряду с учреждением управления имущ-ом, безвестное отсутствие

может повлечь и другие установленные зак.ом последствия.

Объявление гражд-а умершим. Если гражд- безвестно отсутствует не < пяти

лет, то он м/б объявлен судом умершим. Важно отличать объявление гражд-а

умершим от установления факта смерти гражд-а (см. п. 8 Ст. 247 ГПК).

Последствия вынесения судом реш-я об объявлении гражд-а умершим

специально зак.ом не предусм-ы, поскольку они должны совпадать с теми, что

имеют место при смерти гражд-а: открывается наследство в имущ-е гражд-а,

объявленного умершим, прекращается брак и обязат-ва, которые носят личный

характер.

7. Опека и попечительство. Порядок установления. Исполнение обязанностей

опекунами и попечителями. Патронаж.

Для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных

граждан, зак.ом введен институт опеки и попечительства (Ст.Ст. 31--40 ГК).

Попечительство - над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет и

гражданами, ограниченными в дееспособности вследствие злоупотребления

спиртными напитками или наркотическими веществами. Опека устанавл.ется над

малолетними, а также гражданами, признанными недееспособными.

Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние

дееспособные граждане. Являясь зак.ными представителями подопечного,

опекуны и попечители вправе распоряжаться доходами подопечного им гражд-а

самостоятельно, если эти расходы направлены на содержанке самого

подопечного. Во всех остальных случаях опекуны и попечители обязаны

получать предварительное разреш-е органов опеки и попечительства, особенно

это касается сделок, влекущих уменьшение имущ-а подопечного: отчуждение

имущ-а, сдача его в наем, залог, безвозмездное пользование и т.п. Не вправе

опекуны и попечители, а также их супруги и близкие родственники совершать

сделки с подопечными, кроме передачи подопечному дара или предоставления

ему безвозмездного пользования каким-либо имущ-ом. Указанное ограничение

вытекает из отнош-й зак.ного представительства, с одной стороны; и

отсутствия дееспособности в полном объеме либо в части у подопечного, с

др..

Попечительство может устанавл.ться не только над частично или ограниченно

дееспособными гражданами, но и над дееспособными лицами, которые по

состоянию здоровья не могут самостоятельно осущ-ть и защищать свои права и

исполнять обязанности, напр., над инвалидами по зрению. Такая форма

попечительства именуется патронажем (Ст. 41 ГК). Попечитель над

совершеннолетним дееспособным гражд-ом назначается органом опеки и

попечительства с согласия совершеннолетнего и осущ-ет свои функции на осн-и

дог-ра поручения либо дог-ра о доверительном управлении. Договор

заключается попечителем с лицом, над кот. учреждается патронаж.

8. Основания возникновения, изменения, прекращения гр.их пр.отнош-й.

В результате урегулирования нормами гр.ого права общ-х отнош-й они

приобретают пр.вую форму и становятся гр.ими пр.отнош-ями. Гр.ое пр.отнош-е

- это не что иное, как само общ-ое отнош-е, урегулированное нормой гр.ого

права.

Содержащиеся в гр.ом зак.-ве пр.вые нормы сами по себе не порождают, не

изменяют и не прекращают гр.их пр.отнош-й. Для этого необходимо наступ-е

предусм-ных пр.выми нормами обстоятельств, которые называются гр.ими юр-ими

фактами. Поэтому юр-ие факты выступают в качестве связующего звена м/у

пр.вой нормой и гр.им пр.отнош-ем. Без юр-их фактов не устанавл.ется, не

изменяется и не прекращается ни одно гр.ое пр.отнош-е. ( гл. 34 ГК.

предусматривает возможность установления, изменения или прекращения

пр.отнош-я аренды. Но для того, чтобы пр.отнош-е возникло, необходимо

заключение дог-ра, предусм-ного Ст. 606 ГК. Возникшее пр.отнош-е аренды м/б

изменено на пр.отнош-е купли-продажи, если стороны придут к

соответствующему соглашению и изменят лежащий в основе пр.отнош-я дог-р.

Пр.отнош-е аренды м/б прекращено досрочно по требованию арендодателя при

наступ-и одного из юр-их фактов, предусм-ных Ст. 619).

=>, под гр.ими юр-ими фактами следует понимать обстоятельства, с кот.и

норматив.ые акты связывают какие-либо юр-ие последствия: возникновение,

изменение или прекращение гр.их пр.отнош-й. Поскольку юр-ие факты лежат в

основе гр.их пр.отнош-й и влекут за собой их установление, изменение или

прекращение, их называют осн-ями гр.их пр.отнош-й.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.