рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Статьи Закона о трудовой деятельности касательно Юридического лица

согласиться. Сокращение штата, численности является одной из мер

улучшения работы производства.

§3. При равной производительности труда и квалификации часть II

ст.34 КЗоТ предоставляет предпочтение в оставлении на работе десяти

перечисленным в ней категориям работников. Три последних из них были

дополнены в новой редакции 1992 г. Закон не установил очередность

предоставления данного предпочтения. Это решается на практике, исходя

из конкретных обстоятельств, так, у одного работника может быть 2-3

указанных преимущества, тогда это дает ему больше шансов быть

оставленным на работе.

При сокращении штата, численности работников практика дает

также предпочтение лицам, которые вскоре должны перейти на пенсию.

Если при сокращении штата, численности не была соблюдена ст.34

КЗоТ, и работник был уволен без учета его преимущественного права на

оставление на работе, то он подлежит восстановлению на работе.

Статья 35. Расторжение трудового договора (контракта) по

инициативе администрации предприятия, учреждения, организации с

предварительного согласия соответствующего выборного профсоюзного

органа

Расторжение трудового договора (контракта) по основаниям,

предусмотренным пунктами 1 (кроме случаев ликвидации предприятия,

учреждения, организации), 2 и 3 статьи 33 настоящего Кодекса,

производится с предварительного согласия соответствующего выборного

профсоюзного органа.

Согласия соответствующего выборного профсоюзного органа на

расторжение трудового договора (контракта) по указанным в части

первой настоящей статьи основаниям нс требуется в случаях:

увольнения с предприятия, из учреждения, организации, где

отсутствует соответствующий выборной профсоюзный орган;

увольнения руководителя предприятия, учреждения, организации

(их филиалов, представительств, отделений и других обособленных

подразделений), его заместителей, руководящих работников, избираемых,

утверждаемых или назначаемых на должность органами государственной

власти и управления, а также общественными организациями и другими

объединениями граждан.

Соответствующий выборный профсоюзный орган сообщает

администрации в письменной форме о принятом решении в десятидневный

срок со дня получения письменного представления руководителя

предприятия, учреждения, организации.

Администрация вправе расторгнуть трудовой договор (контракт) не

позднее одного месяца со дня получения согласия соответствующего

выборного профсоюзного органа (вред. Закона Российской Федерации от

25.09.92 г. № 3543-1 — Ведомости Съезда народных депутатов Российской

Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 41, ст.

2254).

§1. Статья 35 КЗоТ является одной из гарантий права на труд при

увольнении работника по инициативе администрации без его вины. До

1992 г. редакция этой статьи требовала предварительного получения

согласия профкома при всех основаниях увольнения по ст. 33 КЗоТ.

Теперь при дисциплинарных увольнениях согласия профкома не требуется.

Предварительное согласие профкома требуется лишь на увольнение

членов данного профсоюза при сокращении штата или численности

работников (п.1 ст.ЗЗ КЗоТ), при несоответствии работника выполняемой

работе (п.2 ст.ЗЗ КЗоТ) и при длительной неявке на работу в связи с

временной нетрудоспособностью более четырех месяцев подряд (п.5 ст.ЗЗ

КЗоТ). Работник — не член профсоюза увольняется по этим основаниям

без согласия профсоюзного комитета предприятия, учреждения,

организации. Не требуется также его согласия и на увольнение

руководящих работников, перечисленных в части второй ст.ЗЗ КЗоТ. Эта

статья устанавливает общий порядок увольнения по инициативе

администрации.

§2. Для получения согласия профкома на увольнение работника

администрация предварительно, то есть до издания приказа об

увольнении, должна обратиться в профком с письменным представлением,

с указанием в нем на увольнение какого работника и по каким

основаниям она просит дать согласие. В течение 10 дней со дня его

получения профком в коллегиальном составе с присутствием не менее

половины его членов рассматривает вопрос о даче согласия на

увольнение, заслушивает мнение заинтересованного работника, проверяет

обоснованность, законность и целесообразность увольнения, возможность

трудоустройства увольняемого путем перевода с его согласия на другую

работу на данном предприятии, в учреждении, организации. В этот же 10-

дневный срок профком сообщает свое решение администрации.

Решение профкома о даче согласия или об отказе дать согласие на

увольнение не может быть куда либо обжаловано или отменено. Согласие

профкома не может быть заменено решением общего собрания коллектива

работников. Получение согласия профкома не обязывает администрацию

увольнять работника. Она лишь имеет право его уволить не позднее

месяца со дня получения согласия профкома. По истечении месячного

срока это согласие теряет силу. Болезнь, отпуск работника не

прерывают этого месячного срока.

Если согласие профкома дано уже после издания приказа об

увольнении работника, то оно является недействительным, и работник

подлежит восстановлению на работе.

Статья 170. Гарантии при приеме на работу и увольнении

беременных женщин и женщин, имеющих детей.

Запрещается отказывать женщинам в приеме на работу и снижать им

заработную плату по мотивам, связанным с беременностью или наличием

детей. При отказе в приеме на работу беременной женщине или женщине,

имеющей ребенка в возрасте до трех лет, а одинокой матери ребенка в

возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до шестнадцати лет),

администрация обязана сообщать ей причины отказа в письменной форме.

Отказ в приеме на работу указанных женщин может быть обжалован в

народный суд.

Увольнение беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте

до трех лет (одиноких матерей при наличии у них ребенка до

четырнадцати лет или ребенка-инвалида до шестнадцати лет), по

инициативе администрации не допускается, кроме случаев полной

ликвидации предприятия, учреждения, организации, когда допускается

увольнение с обязательным трудоустройством. Обязательное

трудоустройство указанных женщин осуществляется администрацией также

в случаях их увольнения по окончании срочного трудового договора

(контракта). На период трудоустройства за ними сохраняется средняя

заработная плата, но не свыше трех месяцев со дня окончания срочного

трудового договора (контракта) (в ред. Закона Российской Федерации от

25.09.92 г. № 3543-1 — Ведомости Съезда народных депутатов Российской

Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 41, ст.

2254).

§1. Ст. 170 КЗоТ предусматривает важные гарантии права женщин

на труд при беременности и наличии малолетних детей, запрещая

необоснованные по мотивам материнства отказы в приеме на работу и

увольнение этих женщин по инициативе администрации на производствах

всех форм собственности.

§2. Запрещая отказ в приеме на работу по мотивам материнства,

ст. 170 КЗоТ углубляет гарантию ст. 16 КЗоТ, признающую, что отказ в

приеме на работу по разным обстоятельствам, не связанным с деловыми

качествами, не допускается, и если такое произошло, то это будет

необоснованный запрещенный отказ (см. ст. 16 КЗоТ и комментарии к

ней).

Поэтому часть первая ст. 170 КЗоТ обязывает администрацию в

письменной форме сообщить беременной женщине и женщине, имеющей

ребенка до трех лет, а одинокой матери — ребенка до четырнадцати лет

(ребенка-инвалида до 16 лет), причины отказа в приеме на работу.

§3. Отказ в приеме на работу указанной женщине рассматривается

судом не в исковом порядке, а в порядке, предусмотренном главой 24

ГПК РФ, как жалоба на неправомерные действия должностного лица,

ущемляющего права граждан.

Такая жалоба подается в суд после обжалования действий

должностного лица, отказавшего в приеме на работу, вышестоящему над

ним органу или должностному лицу. Требования закона о предварительном

внесудебном порядке рассмотрения трудовых споров в КГС на эти жалобы

не распространяются (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №6

от 25 декабря 1990 г.).

§4. Ст. 139 Уголовного кодекса РФ предусматривает уголовную

ответственность за отказ в приеме на работу или увольнение с работы

женщины по мотивам беременности или по мотивам кормления ребенка

грудью. Поэтому практика почти не встречает случаев, чтобы

администрация при отказе в приеме на работу женщин, указанных в ст.

170 КЗоТ, сообщала им в письменной форме причины отказа со ссылкой на

беременность и материнство их. Обычно это вуалируется иначе. И

женщине при этом бывает трудно доказать, что действительные причины

отказа — это ее материнство. Здесь и профсоюзам и правоохранительным

органам надо помогать женщине в оспариваний необоснованного отказа в

приеме ее на работу.

§5. Увольнение по инициативе администрации женщин, указанных в

ст. 170 КЗоТ, запрещено по всем как общим ст. 33 КЗоТ РФ, так и

дополнительным ст. 254 КЗоТ РФ основаниям.

Исключение закон делает только при полной ликвидации

предприятия, учреждения, организации, требуя при таком увольнении

обязательного трудоустройства.

Это трудоустройство должен осуществлять правопреемник.

Правопреемником считается юридическое или физическое лицо, которому

передаются имущество, финансовые и другие средства ликвидируемого

предприятия, учреждения, организации. А при его отсутствии

обязательную помощь в трудоустройстве оказывает служба занятости

населения.

За уволенными беременными женщинами и женщинами, имеющими детей

до трех лет, в связи с ликвидацией предприятия, организации

сохраняется при последующем их нетрудоустройстве непрерывный трудовой

стаж до достижения ребенком возраста трех лет.

§6. Обязанность по трудоустройству таких женщин возлагается на

администрацию в случаях их увольнения по окончании срочного трудового

договора (контракта), т. е. прежде чем по окончании трудового

договора уволить беременную или мать, имеющую ребенка до трех лет

(одинокую — ребенка до 14 лет, ребенка-инвалида—до 16 лет),

администрация должна ей предложить другую имеющуюся на данном

производстве работу.

§7. Нарушение администрацией части второй ст. 170 КЗоТ, если

она при увольнении женщины знала, что она беременна или имеет ребенка

до трех лет (или до 14 лет одинокая), является увольнением с явным

нарушением закона, когда к виновному должностному лицу применяется

ст. 214 КЗоТ о его материальной ответственности. См. ст. 214 КЗоТ и

комментарии к ней и п. 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №

16 от 22 декабря 1992 г.

§8. Женщина, уволенная с нарушением части второй ст. 170 КЗоТ,

во всех случаях побежит восстановлению на работе. См. ст. 213 КЗоТ и

комментарии к ней.

Статья 183. Дополнительные гарантии для работников моложе 18

лет при расторжении трудового договора (контракта)

Расторжение трудового договора (контракта) с работником моложе

18 лет по инициативе работодателя помимо соблюдения общего порядка

увольнения допускается только с согласия государственной инспекции

труда субъекта Российской Федерации и районной (городской) комиссии

по делам несовершеннолетних. При этом расторжение трудового договора

(контракта) по основаниям, указанным в пунктах 1,2и6 статьи 33

настоящего Кодекса) производится лишь в исключительных случаях и не

допускается без последующего трудоустройства (вред. Федерального

закона Российской Федерации от 24.11.95 г. № 192'ФЗ — Собрание

законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4564).

§1. Ст. 183 КЗоТ в новой ее редакции от 16 июня 1995 г.,

закрепляя дополнительные гарантии при увольнении работников моложе 18

лет, требует, чтобы это увольнение помимо соблюдения общего порядка

увольнения (см. ст. 33 КЗоТ и комментарий к ней) производилось лишь с

согласия органа Рострудинспекции субъекта Российской Федерации и

комиссии по делам несовершеннолетних. Таким образом на увольнение по

инициативе администрации несовершеннолетнего работника необходимо

согласие двух указанных органов.

Если несовершеннолетний работник уволен по инициативе

администрации без согласия хотя бы одного из двух указанных органов,

то он подлежит восстановлению его судом на работе. А виновное в таком

увольнении должностное лицо будет нести материальную ответственность

за ущерб в связи с оплатой вынужденного прогула уволенному (см. ст.

214 КЗоТ и комментарий к ней и п. 48 Постановления Пленума Верховного

Суда РФ от 22 декабря 1992 г. № 16). Следует отметить, что получить

согласие нового органа — Рострудинспекции многим работодателям будет

представлять известные трудности, поскольку этот орган

республиканский, краевой и другого субъекта Российской Федерации для

многих из работодателей не близко к ним расположен.

§2. Если работник моложе 18 лет увольняется по сокращению

штата, численности (п. 1 ст. 33 КЗоТ) или несоответствию по состоянию

здоровья (п. 2 ст. 33 КЗоТ), а также при невыходе на работу из-за

длительной болезни (п. 5 ст. 33 КЗоТ), то на его увольнение требуется

согласие трех органов, т. е. профкома (если он член данного

профсоюза), органа государственной инспекции труда субъекта

Российской Федерации и районной (городской) комиссии по делам

несовершеннолетних.

§3. Увольнение работника моложе 18 лет по основаниям пунктов 1,

2 и 6 статьи 33 КЗоТ могли быть лишь в исключительных случаях и не

допускается без последующего трудоустройства. Это надо понимать, что

увольнение не допускается без трудоустройства подростка. Поэтому о

таком трудоустройстве должен заботиться и работодатель в первую

очередь. См. ст. 33 КЗоТ и комментарий к ней.

Статья 235. Дополнительные гарантии для выборных профсоюзных

работников и членов советов трудовых коллективов

Работники, избранные в состав профсоюзных органов и не

освобожденные от производственной работы, не могут быть переведены на

другую работу, подвергнуты дисциплинарному взысканию без

предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они

являются, руководители выборных профсоюзных органов в подразделениях

предприятия, учреждения, организации — без предварительного согласия

соответствующего выборного профсоюзного органа на предприятии, в

учреждении, организации, а руководители выборных профсоюзных органов

на предприятии, в учреждении, организации, профорганизаторы — органа

соответствующего объединения профессиональных союзов*

Увольнение по инициативе администрации работников, избранных в

состав профсоюзных органов и не освобожденных от производственной

работы, допускается помимо соблюдения общего порядка увольнения лишь

с предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они

являются, профгруппоргов — соответствующего выборного профсоюзного

органа подразделения предприятия, учреждения, организации (при его

отсутствии — соответствующего выборного профсоюзного органа на

предприятии, в учреждении, организации), а председателей и членов

выборных профсоюзных органов на предприятии, в учреждении,

организации, профорганизаторов — с предварительного согласия

соответствующего объединения профессиональных союзов.

Членам выборных профсоюзных органов, не освобожденным от

производственной работы, может предоставляться на условиях,

предусмотренных коллективным договором, соглашением, свободное от

работы время с сохранением среднего заработка для выполнения

общественных обязанностей.

Работникам, освобожденным от производственной работы вследствие

избрания на выборные должности в профсоюзных органах, предоставляется

после окончания их выборных полномочий прежняя работа (должность), а

при ее отсутствии — другая равноценная работа (должность) на том же

или, с согласия работника, на другом предприятии, в учреждении,

организации. При невозможности предоставления соответствующей работы

(должности) по прежнему месту работы администрация, а в случае

ликвидации предприятия, учреждения, организации профессиональный союз

сохраняет за работником его средний заработок на период

трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы

или переквалификации — на срок до одного года. Увольнение по

инициативе администрации лиц, избиравшихся в состав профсоюзных

органов, не допускается в течение двух лет после окончания ; выборных

полномочий, кроме случаев полной ликвидации предприятия, учреждения,

организации или совершения работником виновных действий, за которые

законодательством предусмотрена возможность увольнения. В этих

случаях увольнение производится в порядке, установленном частью

второй настоящей статьи.

Члены совета трудового коллектива не могут быть по инициативе

администрации переведены на другую работу или подвергнуты

дисциплинарному взысканию без согласия совета трудового коллектива.

Увольнение членов совета трудового коллектива по инициативе

администрации помимо соблюдения общего порядка увольнения допускается

лишь с согласия совета трудового коллектива (вред. Закона Российской

Федерации от 25.09.92 г. № 3543-1 — Ведомости Съезда народных

депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской

Федерации, 1992, № 41, ст. 2254).

§1. Статья 235 КЗоТ предусматривает дополнительные трудовые

гарантии профсоюзным работникам трех категорий:

во-первых, избранным в профсоюзные органы и не освобожденным от

основной работы, т. е. продолжающим работу по трудовому договору с

предприятием, учреждением, организацией;

во-вторых, избранным в профсоюзные органы и освобожденным от

основной работы, т. е. в связи с этим не работающим по трудовому

договору с предприятием, учреждением, организацией;

в-третьих, работникам, перешедшим на выборную должность в

профсоюзных органах, а затем освобожденным от нее.

Четвертая категория работников, которым в ст. 235 КЗоТ

предоставлены дополнительные трудовые льготы, — это члены совета

трудового коллектива. Для них соответствующая часть ст. 235 КЗоТ

полностью сохраняет свое значение.

Что же касается дополнительных трудовых гарантий для

профсоюзных работников, то они теперь содержатся в Федеральном законе

от 12 января 1996 г. "О профессиональных союзах, их правах и

гарантиях деятельности". В нем сохранены гарантии, содержащиеся в ст.

235 КЗоТ для этих работников, но в несколько другой редакции с

уточнениями, учитывающими наличие различных способов формирования

профсоюзных органов.

Кроме того, в круг работников, пользующихся дополнительными

трудовыми гарантиями, включены уполномоченные профсоюза по охране

труда и представители профсоюза в создаваемых в организации

совместных комитетах (комиссиях) по охране труда.

Виды гарантий, предоставляемых не освобожденным от основной

работы профсоюзным работникам, а также названным выше уполномоченным

и представителям профсоюза, расширены: им предоставляется свободное

от работы время не только для выполнения профсоюзных обязанностей,

для участия в профсоюзных съездах, конференциях, в работе профсоюзных

органов, но и для краткосрочной профсоюзной учебы.

§2. Работники, входящие в состав профсоюзных органов и не

освобожденные от основной работы, не могут быть подвергнуты

дисциплинарному взысканию без предварительного согласия профсоюзного

органа, членами которого они являются, руководители профсоюзных

органов в подразделениях организаций — без предварительного согласия

соответствующего профсоюзного органа в организации, а руководители

профсоюзных органов в организации, профорганизаторы — органа

соответствующего объединения (ассоциации) профсоюзов (п. 1 ст. 25

Федерального закона от 12 января 1996 г.).

Перевод указанных профсоюзных работников на другую работу по

инициативе работодателя не может производиться без предварительного

согласия профсоюзного органа, членами которого они являются (п. 2 той

же статьи).

Увольнение по инициативе работодателя работников, входящих в

состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы,

допускается помимо общего порядка увольнения только с

предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они

являются, профгруппоргов — соответствующего органа подразделения

организации (при его отсутствии — соответствующего профсоюзного

органа в организации), а руководителей и членов профсоюзных органов в

организации, профорганизаторов—только с предварительного согласия

соответствующего объединения (ассоциации) профсоюзов (п. 3 той же

статьи).

§3. Привлечение к дисциплинарной ответственности уполномоченных

профсоюза по охране труда и представителей профсоюза в создаваемых в

организации совместных комитетах (комиссиях) по охране труда, перевод

их на другую работу или увольнение по инициативе работодателя

допускаются только с предварительного согласия профсоюзного органа в

первичной профсоюзной организации (п. 4 той же статьи).

§4. Члены профсоюзных органов, не освобожденные от основной

работы, уполномоченные профсоюза по охране труда, представители

профсоюза в создаваемых в организациях совместных комитетах

(комиссиях) по охране труда освобождаются от основной работы для

выполнения профсоюзных обязанностей в интересах коллектива

работников, а также на время краткосрочной профсоюзной учебы. Условия

освобождения от основной работы и порядок оплаты времени выполнения

профсоюзных обязанностей и времени учебы указанных лиц определяются

коллективным договором, соглашением (п. 5 той же статьи).

§5. Члены профсоюзных органов, не освобожденные от основной

работы, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов

съездов, конференций, созываемых профсоюзами, а также для участия в

работе их выборных органов. Условия их освобождения от работы и

порядок оплаты времени участия в указанных мероприятиях определяются

коллективным договором, соглашением (п. 6 той же статьи).

§6. Профсоюзным работникам, освобожденным от работы в

организации вследствие избрания (делегирования) на выборные должности

в профсоюзные органы, предоставляется после окончания срока их

полномочий прежняя работа (должность), а при ее отсутствии — другая

равноценная работа (должность) в той же или с согласия работника в

другой организации (п. 1 ст. 26 того же Федерального закона).

При невозможности предоставления соответствующей работы

(должности) по прежнему месту работы в случае реорганизации

организации работодатель или его правопреемник, а в случае ликвидации

организации профсоюз сохраняют за освобожденным профсоюзным

работником его средний заработок на период трудоустройства, но не

свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации — на срок

до одного года (п. 2 той же статьи).

Время работы освобожденных профсоюзных работников, избранных

(делегированных) в профсоюзные органы, засчитывается им в общий и

специальный трудовой стаж (п. 3 той же статьи).

Со специальным трудовым стажем связаны дополнительные гарантии,

льготы и преимущества, установленные законодательством в связи с

вредностью условий труда, спецификой характера работы (например, для

преподавателей учебных заведений) и другими признаками. Исчисление

специального трудового стажа производится по правилам,

предусмотренным для каждого признака его специализации

соответствующим нормативным правовым актом.

Освобожденные профсоюзные работники, избранные (делегированные)

в орган первичной профсоюзной организации, обладают такими же

социально-трудовыми правами и льготами, как и другие работники

организации, в соответствии с коллективным договором, соглашением (п.

4 той же статьи).

§7. Увольнение по инициативе работодателя работников,

являвшихся членами профсоюзных органов, не допускается в течение двух

лет после окончания срока их полномочий, кроме случаев ликвидации

организации или совершения работником действий, за которые

федеральным законом предусмотрено увольнение. В этих случаях

увольнение производится в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи

25 Федерального закона от 12 января 1996 г. (ст. 27 этого Закона).

Содержание п. 3 ст. 25 упомянутого Федерального закона изложено

в §2 комментария к настоящей статье КЗоТ.

§8. Очевидно, что дополнительные трудовые гарантии

предусмотрены, прежде всего, для работников, входящих в те

профсоюзные органы, которые выполняют функции представительства и

защиты социально-трудовых прав и интересов работников — профкомов,

обкомов, советов, исполкомов и т. п.

Дополнительные гарантии предоставлены работникам, входящим во

все подобные профсоюзные органы вне зависимости от уровня, а не

только в профсоюзные органы, действующие непосредственно на

предприятиях, в учреждениях, организациях.

§9. Как видно из приведенных выше статей Федерального закона от

12 января 1996 г., дополнительные трудовые гарантии для работников,

входящих в профсоюзные органы и не освобожденных от основной работы

на предприятии, в учреждении, организации, а также для уполномоченных

профсоюза по охране труда и представителей профсоюза в комиссиях

(комитетах) по охране труда, касаются вопросов:

а) привлечения и дисциплинарной ответственности;

б) переводов на другую работу;

в) увольнений по инициативе работодателя.

Они предусмотрены как дополнительные средства защиты

представителей работников от негативного к ним отношения со стороны

работодателя, администрации предприятий, учреждений, организаций,

которое чаще всего проявляется при наложении на работников

дисциплинарных взысканий, при переводах на другую работу и

увольнениях.

§10. Дополнительные гарантии состоят в особом порядке наложения

на этих работников дисциплинарных взысканий, переводов на другую

работу и увольнения по инициативе работодателя (администрации) помимо

соблюдения общего порядка, установленного законодательством. На такие

действия работодатель (администрация) должен (должна) получить

предварительное согласие органов, названных в ст. 25 Федерального

закона от 12 января 1996 г.

§11. Общие правила привлечения работников к дисциплинарной

ответственности и исчерпывающий перечень этих взысканий предусмотрены

статьями 135-138 КЗоТ.

§12. Дополнительную гарантию (предварительное согласие

соответствующего профсоюзного органа) при переводах работников,

упомянутых в статьях 25-26 Федерального закона от 12 января 1996 г.

(см. §§2 и 3 комментария к настоящей статье КЗоТ), закон

устанавливает в отношении случаев, когда не требуется согласия самого

работника для признания правомерности такого перевода. Т. е. при этом

имеются в виду переводы по производственной необходимости (в том

числе для замещения отсутствующего работника) и при простое (ст. ст.

26-27 КЗоТ).

§13. Основания увольнения по инициативе работодателя

(администрации) предусмотрены в ст. ст. 33 и 254 КЗоТ.

Общий порядок увольнения по инициативе работодателя

(администрации) установлен в ст. 35 КЗоТ и в п. 4 ст. 12 Федерального

закона от 12 января 1996 г. (см. §11 комментария к ст. 226 КЗоТ).

§14. В п. 2 ст. 26 Федерального закона от 12 января 1996 г.

имеется новое по сравнению со ст. 235 КЗоТ положение (см. §6

комментария к настоящей статье КЗоТ). В ней упоминается правопреемник

как орган, обязанный сохранять за освобожденным профсоюзным

работником его средний заработок на период трудоустройства, если ему

невозможно предоставить прежнюю работу (должность) в случае

реорганизации предприятия, учреждения, организации, где он прежде

работал.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1)

предусматривает различные варианты реорганизации: слияние,

присоединение, разделение, выделение, преобразование юридического

лица (ст. 58). При всех вариантах реорганизации права и обязанности

реорганизуемого юридического лица переходят к новому (новым),

образовавшемуся (образовавшимся) в результате реорганизации, т. е. к

правопреемнику.

На нем лежат обязанности, предусмотренные в п 2 ст. 26

Федерального закона от 12 января 1996 г.

Если в результате реорганизации образовалось несколько

юридических лиц, то указанная обязанность лежит на том из них,

которое включило в себя структуру прежнего юридического лица, в

которой трудился профсоюзный работник.

§15. Ст. 27 Федерального закона от 12 января 1996 г. не

допускает увольнения по инициативе работодателя работников,

являющихся членами профсоюзных органов в течение двух лет после

окончания срока их полномочий, кроме случаев ликвидации предприятия,

учреждения, организации или совершения работником действий, за

которые Федеральным законом предусмотрено увольнение (см. §7

комментария к настоящей статье КЗоТ).

Под окончанием срока полномочий в профсоюзном органе понимается

как истечение этого срока, предусмотренного уставом профсоюза

(положением о первичной профсоюзной организации), так и другие

основания освобождения таких работников от должности в профсоюзном

органе (например, досрочный отзыв по решению собрания, съезда,

конференции и т. д., избравшего или делегировавшего работника на

должность в профсоюзном органе).

Предусмотренная в ст. 27 Федерального закона от 12 января 1996

г. гарантия не применяется, если работник совершает проступки по

отношению к предприятию, учреждению, организации, где он трудится, т.

е. по своей вине не выполняет трудовые обязанности. Основания

увольнения, освобождающие работодателя от соблюдения установленной в

упомянутой статье гарантии, содержатся в п. п. 3, 4, 7 и 8 ст. 33; п.

п. 1, 2 и 3 ст. 254 КЗоТ.

Некоторые профсоюзы создают собственные страховые фонды для

материальной поддержки профсоюзных работников в случае ликвидации

профсоюзных органов, досрочного освобождения от должности в таких

органах не по вине работника, при длительной потере трудоспособности.

§16. Коллективными договорами, соглашениями могут также

предусматриваться дополнительные гарантии для работников, являющихся

или являвшихся членами профсоюзных органов. Обычно дополнительные к

установленным законом гарантии касаются тех работников, которые

входят или входили в состав профсоюзных органов, действующих на

предприятии, в учреждении, организации.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.