| |||||
МЕНЮ
| Российское экологическое законодательство: современное состояние и перспективы развитиярирование приводит к восприятию многих экологических нормативных актов как необязательных. Органы и должностные лица на местах, которые должны требовать исполнения норм экологического законо- дательства, зачастую сами являются его нарушителями. Это объяс- няется лишь их личной экономической заинтересованностью. Два уровня правовой системы в РФ развиваются не вполне сог- ласованно. Но легкого пути в этом деле и не может быть. Неповто- римость территориальных, экономических и других условий субъек- тов Федерации должна быть обязательно отражена и в правовом ре- гулировании. И только совместный подход к решению возникших проблем, может определить пути их решения, ибо сохранение едино- го экономического и экологического пространства, как уже говори- лось, позволит успешно развиваться не только регионам, но и всей России. 46 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В условиях правовой реформы, проводимой ныне в Российской Федерации, должен быть обеспечен всесторонний подход к совер- шенствованию экологического законодательства. Исследованию этого вопроса посвящено множество монографий и научных статей, в кото- рых предлагаются различные, в том числе и полярные точки зрения. Развитие представляет собой "необратимое, направленное зако- номерное изменение материальных и идеальных объектов. Только од- новременное наличие всех трех указанных свойств выделяет процес- сы развития среди других изменений" 1. Процесс развития экологического законодательства определяет- ся различными факторами. Среди них можно выделить: политический - этим фактором можно обозначить такие негативные процессы как смена политической системы, сопровождающаяся потерей управления и контроля, усиление борьбы за власть, нестабильность российско- го общества; экономически - передел собственности в ходе разго- сударствления, спад производства из-за структурного кризиса и лишение государственной помощи, кризис неплатежей, рост цен и прочие процессы; социологический - в его основе лежит снижение интереса общества к экономическим проблемам, особенно со стороны властных структур; экологический - современное состояние окружа- ющей среды в России, которое угрожает процессу выживания челове- ка. Особое место, по мнению ряда авторов, занимают организацион- но-правовые факторы, в первую очередь состояние экологического законодательства 2. --------------- 1 Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С.651. 2 Бринчук М.М., Боголюбов С.А., Дубовик О.Л., Сопатаева В.А. Проблемы развития системы Российского экологического закодатель- ства // Государство и право. 1995. N 2. С.54. 47 Действующее законодательство сейчас едва не полностью уста- рело. Оно излишне абстрактно, декларативно, не соответствует Конституции РФ. В стране отсутствуют практические механизмы пра- вореализации. Система экологического законодательства не являет- ся целостной и сбалансированной. Отсутствует ряд важнейших ак- тов, которые должны были бы регулировать общественные отношения (законодательство об отходах, об охране и использовании расти- тельного мира, об экологической информации и т.п.). Отмечается и низкая эффективность экологического законодательства. Конституция РФ закрепила в части 1 статьи 72 самостоятельное направление практической деятельности - обеспечение экологичес- кой безопасности 1. Однако данная деятельность, на сегодняшний день, ограничивается рамками охраны окружающей Среды 2. Принятый 19 декабря 1991 года Закон РСФСР "Об охране окружа- ющей природной Среды" 3 претерпел серьезные испытания временем. Принятие этого Закона было обусловлено вступлением России в но- вый переходный период. По нашему мнению, действие этого акта бы- ло рассчитано на это время. Ныне же остро стоит необходимость систематизации и кодификации экологического законодательства, целью которой является принятие нового комплексного головного законодательного акта. В связи с этим возникает ряд принципиальных вопросов. Кон- цептуально это должен быть закон или подзаконный нормативно-пра- вовой акт? Если закон, то какова его форма - закон, кодекс, ос- новы? Необходимо решить, нужен новый закон или новая редакция? --------------- 1 Российская газета. 1993. 25 декабря. 2 Бринчук М.М. Охранять окружающую среду или обеспечивать экологическую безопасность // Государство и право. 1994. N 8-9. С.119. 3 Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. N 10. Ст.457. 48 По нашему мнению, иерархию экологического законодательства должен возглавить закон. Однако, вопрос о его форме до сих пор пока открыт. Одной из возможных альтернатив при решении задачи развития экологического законодательства, по мнению ряда авторов, являет- ся создание системы "Основы - кодексы" 1 . Данная система для на- шего государства привычна и действительно может оправдать себя. Так, в случае ее принятия, в Основах будут определяться принципы экологически значимой деятельности, основные виды деятельности, защищаемые объекты и т.д. А в экологических индексах, принятых либо субъектами Федерации с учетом имеющихся аналогичных природ- ных условий, экологической ситуацией и возможностью объединения средств и сил, положения Основ должны быть конкретизированы. Другая точка зрения представлена О.С.Колбасовым. По его мне- нию, для кодификация экологического законодательства необходимо разработать Российский экологический кодекс, каждая статья кото- рого была бы детализирована в соответствующей системе подзакон- ных актов. Однако на уровне субъектов РФ проводить кодификацию не следует, достаточно лишь принять нормативные правовые акты, регламентирующие применение Российского экологического кодекса на территории конкретного субъекта 2 . Экологический кодекс РФ был бы оптимальной формой, возглав- ляющей систему экологического законодательства. Отмечая его по- ложительные черты, целесообразно упомянуть, что "кодекс (от лат. --------------- 1 Бринчук М.М., Боголюбов С.А., Дубовик О.Л., Сопатаева В.А. Проблемы развития системы Российского экологического закодатель- ства // Государство и право. 1995. N 2. С.54. 2 Бакунина Т.С., Голиченков А.К., Козырь О.М. Актуальные проблемы земельного и экологического права // Государство и пра- во. 1995. N 12. С.139. 49 codex - собрание законов) - законодательный акт прямого дейс- твия. Эта форма предполагает минимум каких либо других законов, иных нормативных актов, регулирующих эти же общественные отноше- ния. Они сводятся в кодекс, как бы "всасываются" в него при его разработке. Подзаконные акты при этом "поднимаются" на высший законодательный уровень, одновременно проводится их систематиза- ция и обновление" 1 . На сегодняшний день в РФ особенно много именно подзаконных нормативно-правовых актов, что затрудняет их поиск и ухудшает процесс правоприменения. При принятии нового закона необходимо обязательно учесть преемственность законодательства. Все лучшие и положительные черты предшествующих актов должны непосредственно лечь в основу кодекса, недопуская повторения уже пройденных ошибок. Особое место в фундаменте развития экологического законода- тельства должно быть отведено конституционным правам и обязан- ностям граждан РФ, т.к. без соблюдения этих основополагающих на- чал нельзя говорить о приоритете прав и свобод человека и граж- данина в РФ. Необходимость принятия нового головного акта объясняется и общей тенденцией развития всего российского законодательства. Это связано с принятием головных актов в гражданском, уголовном, лесном, водном законодательстве. Однако, безусловно, главной целью остается ликвидация пробелов и переход на более качествен- но высокий уровень отношений. При разработке экологического законодательства, как отмечает В.П.Ворфоломеев, необходимо последовательно осуществить принцип --------------- 1 Голиченков А.К. Санитарный кодекс России: проблемы разра- ботки проекта // Вестн. Моск. ун-та. Сер.11, Право. 1991. N 4. С.40. 50 эколого-социально-экономического единства всей законодательной и нормативно-правовой системы. В ней экологические по содержанию законы должны иметь социально-экономическое обоснование, а соци- ально-экономические законы должны быть ориентированы экологичес- ки. Для реализации данного принципа, следует разработать специ- альную программу совершенствования самого процесса экологическо- го законодательства 1. Действительно, сейчас настало время определения оптимальной модели экологического законодательства, которая должна проявить- ся в соответствующей концепции развития. Самое главное, это пра- вильное осуществление контроля в этой области, чтобы развитию общественных отношений предшествовала их научная оценка. Отсутствие концепции развития экологического законодательст- ва затрудняет законотворческую деятельность в этой области 2.Это приводит к появлению дублирующих либо несогласующихся между со- бой законопроектов, что влияет в свою очередь, на качество при- нимаемых нормативно-правовых актов. Важнейшим направлением совершенствования системы экологичес- кого законодательства является создание серии специальных зако- нов. Проблема обеспечения экологически правильного обращения с опасными химическими веществами должна быть решена путем приня- тия федеральных законов об отходах, об использовании агрохимика- тов, об опасных веществах. Необходимость данных актов объясняет- ся тем, что в законодательстве отношения по охране окружающей --------------- 1 Бакунина Т.С. Обсуждение проблем национальной экологической политики Российской Федерации // Государство и право. 1994. N 1. С.70-71. 2 Зеленый мир. 1995. N 6. С.10. 51 среды при обращении с такими веществами на стадиях их производс- тва, транспортировки, хранения, использования, обезвреживания и удаления регулируются не полно. Отсутствие специального нормативного акта об экологической информации (статистики) - можно назвать одним из наиболее су- щественных пробелов в экологическом законодательстве. Обществен- ные отношения в области экологической информации: порядок ее сбора и предоставления, форма учета и обобщения, режим информа- ции, права и обязанности субъектов предоставления и использова- ния информации и т.п. должны быть урегулированы в федеральном законе об экологической информации (статистике). Принятие такого акта позволит создать систему экологической статистики, включаю- щую систематизированные сведения о видах, содержании, произвди- телях, количестве отходов; количестве, видах, месте и времени, причинах и последствиях экологических происшествий и т.д. В соответствии со статьей 23 Закона РСФСР "Об охране окружа- ющей природной среды", должно осуществляться обязательное эколо- гическое страхование. Однако механизм экологического страхования не разработан. Следует принять закон "Об обязательном экологи- ческом страховании", который бы определил на законодательном уровне понятие обязательного экологического страхования, общие цели, задачи и принципы экологического страхования. По мнению некоторых авторов проблема всестороннего регулиро- вания отношений в экологически неблагоприятных территориях может быть решена в рамках специального закона "О зонах экологического бедствия" 1. Закон "Об охране окружающей среды" предусмотрел два --------------- 1 Бринчук М.М., Боголюбов С.А., Дубовик О.Л., Сопатаева В.А. Проблемы развития системы Российского экологического закодатель- ства // Государство и право. 1995. N 2. С.54. 52 вида зон: зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны эколо- гического бедствия. Однако принципиального различия между ними в Законе не прослеживается. В развитии экологического законодательства российскими пар- ламентариями сделано несколько важных шагов. Прежде всего хоте- лось сказать о Федеральном законе "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 года 1. Этого Закона ждали давно. Законодатель- ное регулирование экологической экспертизы служит предупреждению вреда окружающей среде на стадии планирования хозяйственной и иной деятельности и принятие экологических значимых решений. Данный Закон содержит нормы о порядке организации и проведения государственной и общественной экологической экспертизы. Однако, если с одной стороны, Закон "Об охране окружающей природной сре- ды" является головным, базовым актом, то в Конституции РФ пре- дусмотрено деление законов на конституционные и обычные. И оба рассматриваемых закона имеют один ранг: это федеральные российс- кие законы. С другой стороны, вступает в действие второй метод правового отбора, а именно - действует более поздний акт. Как считает С.А.Боголюбов, Закон "Об экологической эксперти- зе" содержит немало новелл. Прежде всего, это запись о потенци- альной экологической опасности любой хозяйственной и иной дея- тельности. "Это как бы презумпция виновности любого проектанта (вообще в праве не должно быть презумпции виновности)" 2. Хотелось также упомянуть Федеральный закон от 21 декабря 1994 года "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситу- аций природного и техногенного характера" 3, Федеральный закон от --------------- 1 Собрание законодательства РФ. 1995. N 48. Ст.4556. 2 Боголюбов С.А. Государственно-правовые проблемы.1996. N 11. С.106. 3 Собрание законодательства РФ. 1994. N 35. Ст.3648. 53 14 марта 1995 года "Об особо охраняемых природных территориях" 1, Федеральный закон от 9 января 1996 года "О радиационной безопас- ности населения" 2, Федеральный закон от 24 февраля 1995 года "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" 3. Развитие экологического законодательства предполагает "дина- мику развития природноресурсового законодательства. Экологизация земельного, горного, водного, лесного и иного природноресурсово- го законодательства сводится к правовому обеспечению учета эко- логических требований в процессе природопользования, и правовыми критериями рационального использования соответствующего природ- ного ресурса должны служить обеспечение его неистощимости, эко- логической обоснованности эксплуатации природных богатств при одновременном обеспечении устойчивого развития" 4. Главная задача и конечная цель экологизации природноресурсо- вого законодательства - сохранение и восстановление благоприят- ной окружающей среды, важнейшими характеристиками которой явля- ются не только чистота, т.е. незагрязненность, но и ресурсоем- кость (неистощимость), экологическая устойчивость, видовое раз- нообразие. Очень слабо в РФ упорядочены отношения по использованию и охране растительного мира (вне лесов). Такие отношения следует урегулировать в федеральном законе "Об использовании и охране растительного мира". --------------- 1 Собрание законодательства РФ. 1995. N 12. Ст.1024. 2 Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст.141. 3 Собрание законодательства РФ. 1995. N 9. Ст.713. 4 Бринчук М.М., Боголюбов С.А., Дубовик О.Л., Сопатаева В.А. Проблемы развития системы Российского экологического закодатель- ства // Государство и право. 1995. N 2. С.54. 54 В нем должны быть предусмотрены комплексные меры, обеспечи- вающие регулирование пользования растительным миром, охрану рас- тительного мира, государственный учет и контроль в данной сфере, юридическую ответственность. Особое место следует отвести экологизации земельного законо- дательства, которая предусматривает, в частности, создание меха- низма учета и проверки экологического состояния земель; возмож- ность воздействия судебных, государственных органов и обществен- ных организаций на землепользователей, не выполняющих или нару- шающих требования земельного и экологического законодательства; обеспечение реального экономического и правового стимулирования землепользователей рационально использующих земельные участки. Серьезные опасения вызывает нерешенность вопроса о собствен- ности на природные ресурсы. Так, часть 2 статьи 9 Конституции РФ предусматривает, что земля, другие природные ресурсы могут нахо- диться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Однако, решение данной проблемы нельзя отдавать на волю законодателей в субъектах РФ. Это объясняется тем, что по данному кругу возникающих отношений должно быть единое и точ- ное понимание. Говоря о развитии природноресурсового законодательства в субъектах Федерации, многие авторы предлагают создание модельных законов. Так, О.С.Колбасов предлагает провести изучение законот- ворчества субъектов в области земельного и экологического права, на основе которого уже решать вопрос о создании модельных зе- мельных и экологических законов 1. --------------- 1 Бакунина Т.С., Голиченков А.К., Козырь О.М. Актуальные проблемы земельного и экологического права // Государство и пра- во. 1995. N 12. С.139. 55 Ю.А.Тихомиров и Т.Д.Зражевская рекомендуют ввести в практику модельные законы субъектов Федерации по совместным с РФ предме- там ведения 1 . В рамках данного вопроса можно говорить о процессе экологи- зации всего законодательства, т.к. охрана окружающей среды и восстановление ее благоприятного состояния достигается путем ре- гулирования экологических отношений гражданским, административ- ным, уголовным и иными отраслями российского законодательства. Разработчики нового Налогового кодекса РФ должны учесть вопросы льготного налогообложения предприятий, проводящих мероприятия по оздоровлению и восстановлению благоприятного состояния окружаю- щей среды и т.п. В новом Уголовном кодексе РФ отведена отдельная глава, пос- вященная экологическим преступлениям 2.Однако в данную главу не вошли такие экологизированные составы как экоцид (ст.358), жес- токое обращение с животными (ст.245), нарушение санитарно-эпиде- миологических правил (ст.236), сокрытие информации об обстоя- тельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей (ст.237). При рассмотрении статьи 253 УК РФ "Нарушение законода- тельства РФ о континентальном шельфе и об исключительной эконо- гической зоне" - обнаруживается два самостоятельных состава преступления. В Гражданском кодексе РФ нашли свое отражение вопросы права собственности и иных вещных прав, ответственности владельцев ис- точника повышенной опасности и др. Имеет будущее норма статьи --------------- 1 Тихомиров Ю.А., Зражевская Т.Д. Правотворчество области как субъекта РФ // Государство и право. 1997. N 1. С.12. 2 Собрание законодательства РФ. 1996. N 25. Ст.2954. 56 1065 ГК ч.2 "О приостановлении и прекращении деятельности, при- |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|