рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Особенности гражданско-правового положения отдельных видов акционерных обществ

акционеров, самого общества.

Согласно п. 3 ст. 21 Закона о приватизации, победитель такого

коммерческого конкурса до перехода к нему права собственности на акции,

т.е. до выполнения им условий конкурса, осуществляет голосование по ним по

своему усмотрению, за исключением голосования по следующим вопросам:

- внесение изменений и дополнений в учредительные документы открытого

акционерного общества;

- залог, сдача в аренду, отчуждение имущества этого общества, если

стоимость такого имущества превышает 10 % его уставного капитала;

- залог и отчуждение недвижимого имущества общества;

- получение кредита в размере более чем 10 % стоимости чистых активов

общества;

- учреждение хозяйственных обществ (товариществ);

- эмиссия ценных бумаг, конвертируемых в акции открытого акционерного

общества;

- утверждение годового отчета, бухгалтерского баланса, счетов прибыли

и убытков открытого акционерного общества, а также распределение его

прибыли

и убытков.

Голосование по указанным вопросам победитель коммерческого конкурса

осуществляет после согласования такого голосования с соответствующими

органами по управлению имуществом в письменной форме. Таким образом,

ограничено право победителя конкурса распоряжаться (участвовать в

распоряжении) имуществом открытого акционерного общества до тех пор, пока

он не выполнит инвестиционные и (или) социальные условия конкурса. Однако в

принципе победитель конкурса вправе вообще не участвовать в голосовании по

этим вопросам.

Примечательно, что до тех пор, пока победитель конкурса не выполнит

поставленные перед ним условия, известные ограничения распространяются и на

общество в целом, независимо от количества акций, приобретенных

победителем. Согласно п. 3 ст. 21 Закона о приватизации, открытое

акционерное общество, которое создано в процессе приватизации и в отношении

которого не завершено выполнение инвестиционных и (или) социальных условий,

не вправе принимать решения об изменении уставного капитала, о проведении

эмиссии дополнительных акций и иных конвертируемых в акции ценных бумаг.

Известные ограничения права собственности победителя конкурса

сохраняются (могут сохраниться) и после выполнения им условий конкурса,

т.к. сог-ласно п. 3 ст. 21 Закона о приватизации, порядок осуществления

победителем коммерческого конкурса права владения и права пользования

объектом приватизации, за исключением случая, если объектом приватизации

являются акции открытого акционерного общества, определяет Правительство

РФ.

Однако, такое ограничение прав собственника может поставить под

сомнение готовность многих юридических и физических лиц покупать

предприятия и иное имущество у государства и муниципальных образований.

Поэтому победитель конкурса не должен быть ущемлен в своих правах

собственника, пре доставленных ему законодательством РФ, т.к. согласно п.1

ст. 209 "Содержание права собственности" ГК РФ, собственнику принадлежит

право владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии с п. 2 указанной статьи ГК РФ собственник вправе

по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества

любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не

нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе

отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им,

оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения

имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами,

распоряжаться им иным образом.

Если же собственник имущества ограничивается в своих правах,

предоставленных ему ГК РФ, то, строго говоря, собственником он уже не

является. Поэтому приватизация государственного и муниципального имущества

путем продажи-купли его на коммерческом конкурсе по своему существу таковой

уже не является. Возникает какое-то новое правовое положение юридического и

физического лица, ставшего победителем коммерческого конкурса. Это правовое

положение победителя коммерческого конкурса регулируется теперь согласно п.

3 ст. 21 Закона о приватизации не законодательством, а нормативным актом,

утверждаемым Правительством РФ.23

Законом о приватизации (п. 4 ст. 21), определяются объекты

приватизации, в отношении которых могут быть предусмотрены социальные

условия коммерческого конкурса и их состав. При продаже государственного

или муниципального имущества на коммерческом конкурсе социальные условия

могут устанавливаться, если объектом приватизации является предприятие как

имущественный комплекс или если объектом приватизации являются акции

открытого акционерного общества, составляющие более 50 % его уставного

капитала. Эти условия могут предусматривать в отношении объекта

приватизации:

- сохранение определенного числа рабочих мест или создание

дополнительных рабочих мест;

- переподготовку или повышение квалификации работников;

- сохранение существующей системы охраны труда и здоровья работников;

- ограничение на изменение профиля деятельности объектов социально-

куль турного, коммунально-бытового или транспортного обслуживания населения

либо на прекращение их использования;

- реализацию мероприятий по охране окружающей среды и здоровья

граждан.

Настоящие социальные условия являются исчерпывающими и не

подлежат изменению.

Социальные условия коммерческого конкурса не должны быть

обезличенными, носить общий характер. Согласно п. 4 ст. 21 Закона о

приватизации, они должны иметь экономическое обоснование, стоимостное

выражение, сроки их выполнения и порядок подтверждения победителем

коммерческого конкурса их выполнения.

В качестве инвестиционных условий может также служить

обязательство победителя коммерческого конкурса осуществить установленные

меры тарифного и нетарифного протекционизма в отношении российских

товаропроизводителей, в том числе использовать российское сырье, материалы

и полуфабрикаты в случаях, если их качественные характеристики

соответствуют зарубежным аналогам или превосходят характеристики указанных

аналогов либо если цены указанных сырья, материалов и полуфабрикатов

соответствуют ценам зарубежных аналогов или ниже таких цен.

Также в качестве инвестиционного условия коммерческого конкурса

может служить обязательство победителя погасить в установленный срок

задолженность перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ, местными

бюджетами и государственными внебюджетными фондами.

Законом о приватизации (п.6 ст. 21), также предусмотрено, что

победитель коммерческого конкурса в обязательном порядке заключает с

продавцом имущества договор о порядке выполнения победителем коммерческого

конкурса его инвестиционных и (или) социальных условий. Согласно этому

договору, все инвестиционные и социальные условия реализуются за счет

денежных средств, внесенных победителем на безвозмездной и победителем на

безвозмездной и безвозвратной основе. В том случае, если объектом

приватизации являются акции открытого акционерного общества, данное

общество также в обязательном

порядке, одновременно с указанным выше договором заключает с продавцом

акций договор об использовании инвестиционных средств. Внесение изменений и

дополнений в инвестиционные и (или) социальные условия коммерческого

конкурса и обязательства его победителя после заключения таких договоров не

допускается. Формы и условия договоров устанавливает Правительство РФ.

В случае невыполнения, победителями коммерческих конкурсов

инвестиционных и (или) социальных условий, а также ненадлежащего их

выполнения, в том числе нарушения промежуточных или окончательных сроков

выполнения таких условий и объемов их выполнения п. 7 ст. 21 Закона о

приватизации предусматриваются соответствующие меры воздействия на

победителей коммерческих конкурсов.

В подобной ситуации объект, приобретенный победителем, подлежит

безвозмездному отчуждению соответственно в государственную или

муниципальную собственность, а органы и лица, указанные в п.1 ст. 29

Закона о приватизации, обязаны в судебном порядке предъявить иски

(возбудить дела) о расторжении сделок приватизации государственного или

муниципального имущества, возмещении убытков и применении иных последствий

в соответствии с законодательством РФ и договорами купли-продажи имущества.

Решения конкурсной комиссии оформляются протоколом и

подписываются председателем комиссии.

Конкурсная комиссия рассматривает предложения претендентов,

исходя из критерия (критериев) выявления победителя. Процедура проведения

конкурса осуществляется в соответствии с нормативными актами о проведении

конкурсов при приватизации. Победителем конкурса объявляется претендент,

предложивший лучшие объем и (или) сроки исполнения условий конкурса в

соответствии с критерием (критериями), установленным продавцом.

§ 2. Порядок создания акционерных обществ при

приватизации

2.1. Порядок приватизации государственных и

муниципальных

предприятий посредством аренды с правом выкупа

их работниками

Согласно п. 8 ст. 20 Закона о приватизации, при приватизации

государственного и муниципального имущества, виды которого установлены

соответственно федеральной программой приватизации, программами

приватизации субъектов РФ и решениями представительных органов местного

самоуправления, и при наличии соответствующего решения общего собрания

работников государственного и муниципального унитарного предприятия

приватизация такого имущества осуществляется посредством аренды с правом

его выкупа работниками указанного предприятия по рыночной стоимости.

Порядок и условия осуществления приватизации посредством аренды с правом

выкупа имущества государственного унитарного предприятия его работниками по

рыночной стоимости определяет Правительство РФ.

Таким образом, предприятие можно взять в аренду с последующим

выкупом, если:

- возможность сдачи в аренду данного вида предприятий предусмотрена (в

зависимости от того, к какой форме собственности оно принадлежит)

соответствующей годовой программой приватизации - федеральной или субъекта

РФ, решением представительного органа муниципального образования;

- общее собрание работников предприятия приняло решение об его аренде с

последующим выкупом по рыночной стоимости;

- Правительством РФ определены порядок и условия такой аренды

государственных предприятий.

Как видим, решение о передаче предприятий в аренду относится к

исключительной компетенции соответствующих органов власти. Поэтому

представители работников, желающие приватизировать свое предприятие путем

его аренды с последующим выкупом, должны проявить инициативу перед

разработчиками указанных выше программ - органами управления имуществом, с

тем чтобы их предприятие могло быть передано в аренду.

Проще обстоит дело для работников муниципальных предприятий, решение

о приватизации которых путем аренды принимает представительный орган

муниципального образования, куда можно непосредственно обратиться, минуя

различные промежуточные инстанции.

Подготовка к взятию предприятия в аренду его работниками

подразделяется на ряд этапов, к которым можно отнести:

1. Принятие работниками решения о взятии предприятия в аренду с

последующим выкупом (проведение их общего собрания);

2. Реорганизация, в случае необходимости, предприятия, которая

осуществляется его собственником - органом государственной или

муниципальной власти;

3. Инвентаризация имущества предприятия, определение его балансовой, а

затем рыночной стоимости;

4. Аудиторская проверка финансово-хозяйственной деятельности

предприятия;

5. Разработка и заключение договора аренды предприятия;

6. Создание работниками нового юридического лица, которое будет

управлять имуществом арендованного предприятия, а затем предприятием,

перешедшим в собственность работников.

Рассмотрим эти этапы более подробно. Первый этап это проведение

общего собрания работников. Однако, процедура проведения общего собрания

работников предприятия законодательно не регламентирована, поэтому к этому

вопросу необходимо относиться внимательно и учесть то, что, согласно

статье 235.1 КЗоТ, порядок и формы осуществления полномочий трудового

коллектива определяются в соответствии с законодательством РФ. Поскольку же

оно не регламентирует порядок созыва, подготовки и проведения общего

собрания трудового коллектива (работников), трудовые коллективы вправе

сделать это сами.

Для проведения собрания необходимо определить:

- дату, место и время проведения собрания;

- повестку дня собрания;

- порядок сообщения работникам о проведении собрания;

- информацию, предоставляемую работникам при подготовке к проведению

собрания.

В сообщении (объявлении) о проведении собрания указываются:

- дата, место и время проведения собрания;

- вопросы, включенные в повестку дня собрания;

- порядок ознакомления работников с информацией, материалами к повестке

дня собрания;

- необходимо обеспечить явку членов трудового коллектива на собрание,

обеспечить его кворум.

Согласно сложившейся практике, собрание считается правомочным, если в

нем участвует более половины общего числа членов коллектива, а конференция

- если участвует не менее 2/3 делегатов. Согласно п. 8 ст. 20 Закона о

приватизации, по вопросу взятия предприятия в аренду решение должно принять

общее собрание работников предприятия. Это означает, что конференция не

вправе принять такое решение. Решение собрания оформляется протоколом.

Основным документом, регламентирующим отношения арендодателя с

арендатором, является договор аренды. Он заключается на началах

добровольности и полного равноправия сторон. В договоре аренды

предусматриваются: состав и стоимость передаваемого в аренду имущества

(отраженные в передаточном акте, являющемся составной частью договора),

размер арендной платы, сроки аренды до полного выкупа предприятия,

обязанность арендодателя предоставить арендатору имущество в состоянии,

соответствующем условиям договора, обязанность арендатора пользоваться

имуществом предприятия в соответствии с условиями договора, вносить

арендную плату.

Порядок аренды предприятия регламентируется ст. ст. 656 - 663 ГК РФ.

Согласно ст. 656 ГК РФ, по договору аренды предприятия в целом как

имущественного комплекса, используемого для осуществления

предпринимательской деятельности, арендодатель обязуется предоставить

арендатору за плату во временное владение и пользование земельные участки,

здания, сооружения, оборудование и другие входящие в состав предприятия

основные средства, передать в порядке, на условиях и в пределах,

определяемых договором, запасы сырья, топлива, материалов и иные оборотные

средства, права пользования землей, водой и другими природными ресурсами,

зданиями, сооружениями и оборудованием, иные имущественные права

арендодателя, связанные с предприятием, права на обозначения,

индивидуализирующие деятельность предприятия, и другие исключительные

права, а также уступить ему права требования и перевести на него долги,

относящиеся к предприятию. Передача прав владения и пользования находящимся

в собственности других лиц имуществом, в том числе землей и другими

природными ресурсами, производится в порядке, предусмотренном законом и

иными правовыми актами.

Права арендодателя, полученные им на основании разрешения (лицензии)

на занятие соответствующей деятельностью, не подлежат передаче арендатору,

если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Включение в

состав передаваемого по договору предприятия обязательств, исполнение

которых арендатором невозможно при отсутствии у него такого разрешения

(лицензии), не освобождает арендодателя от соответствующих обязательств

перед кредиторами.

Права кредиторов арендуемого предприятия, оговорены в ст. 657 ГК РФ:

1. Кредиторы по обязательствам, включенным в состав долгов предприятия,

должны быть до передачи его арендатору письменно уведомлены арендодателем о

передаче предприятия в аренду.

2. Кредитор, который письменно не сообщил арендодателю о своем согласии

на перевод долга, вправе в течение трех месяцев со дня получения

уведомления о передаче предприятия в аренду потребовать досрочного

исполнения обязательства и возмещения причиненных этим убытков.

3. Кредитор, который не уведомлен о передаче предприятия в аренду в

порядке, предусмотренном п. 1 ст. 657 ГК РФ, может предъявить иск об

удовлетворении своих требований, в течение года со дня, когда он узнал или

должен был узнать о передаче предприятия в аренду.

4. После передачи предприятия в аренду арендодатель и арендатор несут

солидарную ответственность по включенным в состав переданного предприятия

долгам, которые были переведены на арендатора без согласия кредитора.

Форма и государственная регистрация договора аренды предприятия, его

передача арендатору регламентируются ст. ст. 658 и 659 ГК РФ. Договор

аренды предприятия заключается в письменной форме путем составления одного

документа, подписанного сторонами (п. 2 ст. 434 ГК РФ). Он подлежит

государственной регистрации и считается заключенным с момента такой

регистрации. Несоблюдение формы договора влечет его недействительность.

Передача предприятия арендатору осуществляется по передаточному акту.

Подготовка предприятия к передаче, включая составление и представление на

подписание передаточного акта, является обязанностью арендодателя и

осуществляется за его счет, если иное не предусмотрено договором аренды

предприятия.

Для того чтобы управлять арендованным предприятием, осуществлять

хозяйственную и иную деятельность, работникам-арендаторам необходимо

создать новое юридическое лицо от своего имени, придав ему какую-либо

организационно-правовую форму из числа тех, которые предусмотрены

законодательством. Только тогда новое юридическое лицо будет введено в

рамки закона.

В соответствии с положениями ГК РФ арендаторы, исходя из своих

интересов, могут выбрать для создания нового юридического лица одну из

следующих организационно-правовых форм - общество с ограниченной

ответственностью, производственный кооператив, открытое акционерное

общество. Располагая возможностью выбора, естественно, целесообразно

взвесить, исходя из интересов арендаторов, преимущества и недостатки этих

организационно-правовых форм.

2.2. Преобразование государственных и муниципальных

унитарных

предприятий в открытые акционерные общества 100 % акций которых

находится в государственной или

муниципальной собственности

Из семи предусмотренных ст. 16 Закона о приватизации, способов

приватизации государственного и муниципального имущества только один прямо

предполагает изменение организационно-правовой формы унитарных

государственных и муниципальных предприятий путем их преобразования в

открытые акционерные общества. При этом, хотя бы первоначально, акции этих

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.