рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Особенности гражданско-правового положения отдельных видов акционерных обществ

реорганизацию кредитной организации (п.1 ст. 3). Вообщем-то указанные меры

были известны российской практике банковского надзора и до появлении Закона

о банкротстве банков. Однако, преимущество Закона о банкротстве банков

состоит в том, что не внося в достаточно сложный и тонкий механизм

регулирования банковской сферы ничего принципиально нового, он существенно

уточняет основания и процедуру применения этих мер, причем на уровне

федерального закона, а не подзаконного акта ЦБ РФ.

Выбор указанных мер по предотвращению банкротства зависит: во-первых,

от состояния самой кредитной организации, или оснований для осуществления

мер по предотвращению банкротства; во-вторых, от оценки перспектив

применения тех или иных мер со стороны ЦБ РФ. Может сложиться впечатление,

что Закон о банкротстве банков описывает определенную технологическую

процедуру в соответствии с которой, применение более жестких мер по

отношению к кредитной организации возможно, только если ранее применялись

более мягкие. Однако если состояние кредитной организации таково, что

применение каких-либо процедур только создаст условия для злоупотреблений

со стороны её руководителей, то ЦБ РФ может сразу назначить временную

администрацию или принять меры, предусмотренные Законом о ЦБ РФ, в том

числе отозвать лицензию.

Закон о банкротстве банков различает основания для осуществления мер

по предупреждению банкротства кредитной организации. Так, в ст. 4

перечислены основания, в силу появления которых руководитель кредитной

организации может направить её учредителям (участникам) ходатайство об

осуществлении мер по финансовому оздоровлению или реорганизации, а ЦБ РФ –

требование к кредитной организации об осуществлении мер по финансовому

оздоровлению. Среди указанных оснований выделяются случаи, когда кредитная

организация:

1) не удовлетворяет неоднократно на протяжении последних шести

месяцев требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или)

не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в срок до трех

дней с момента наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или

недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной

организации;

2) не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным

обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных

платежей в течение более трех дней с момента наступления даты их исполнения

в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на

корреспондентских счетах кредитной организации;

3) допускает абсолютное снижение собственных средств (капитала) по

сравнению с максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев,

более чем на 20 % при одновременном нарушении одного из обязательных

нормативов, установленных ЦБ РФ;

2) нарушает норматив достаточности капитала, установленный ЦБ РФ;

5) нарушает норматив достаточности капитала, установленный ЦБ

РФ, в течение последнего месяца более чем на 10 %.

Среди указанных оснований два первых отражают неплатежеспособность

кредитной организации и относятся к её взаимоотношениям с клиентами. В

данном случае, речь идет о неисполнении денежных обязательств при условии

отсутствия денежных средств на корреспондентских счетах кредитной

организации. Иными словами, речь идет не о любых случаях неисполнения

кредитной организацией своих обязательств, а только о непосредственно

связанных с осуществлением кредитной организацией банковских операций. Само

по себе отсутствие средств на корреспондентском счете банка не означает,

что её финансовое состояние имеет устойчивую тенденцию к банкротству.

Однако если такие случаи повторяются неоднократно в течение шести месяцев с

просрочкой до трех дней или однократно в течение более трех дней, то по

меньшей мере необходимо ставить вопрос о недостаточно эффективном

управлении банка.

Остальные основания относятся к оценке финансового состояния

кредитной организации. В этом также проявляется отличие процедур, связанных

с банкротством кредитных организаций, от общих процедур банкротства. Если в

Законе о банкротстве речь идет только о неплатежеспособности, то в

процедурах, связанных с банкротством кредитных организаций, широко

применяется в качестве критерия оценка их финансового состояния. Это

связано с тем, что в банковской сфере, в отличие от большинства иных

нефинансовых сфер, оценка финансового состояния каждой кредитной

организации – повседневная практика, а не исключительное мероприятие.

Третье основание: в кредитной организации сложилась устойчивая динамика к

убыточности. Это основание используется, только если нарушены какие-либо из

обязательных нормативов, установленных Законом о ЦБ РФ и принятой в

соответствии с ним инструкцией.42 Четвертое основание связано с нарушением

норматива достаточности капитала, представляющего собой соотношение

собственных средств и суммарных активов, взвешенных с учетом риска. Поэтому

в целях оценки качества капитала применяется подход, который учитывает

рискованность сделанных вложений. Минимальный норматив установленный на

международном уровне для банков составляет 8 %. Пятое основание

непосредственно связано с оценкой того, насколько за счет своих активов,

взвешенных с учетом риска, кредитная организация может исполнить свои

обязательства перед кредиторами, оцениваемые с учетом долгосрочности

вложения. В данном случае применяется показатель текущей ликвидности,

который представляет собой соотношение ликвидных активов и обязательств

банка по счетам до востребования и со сроком погашения до 30 дней.

2.3. Меры по финансовому оздоровлению кредитных организаций

Особенностью мер по финансовому оздоровлению банков является то, что

они должны осуществляться, прежде всего органами управления кредитной

организации и её учредителями . В соответствии со ст. 11 Закона о

банкротстве банков руководитель кредитной организации при обнаружении в её

деятельности оснований для применения мер по финансовому оздоровлению

должен в течение 10 дней обратится в совет кредитной организации либо

непосредственно к собранию участников с ходатайством об осуществлении мер

по финансовому оздоровлению или реорганизации при условии, что причины

возникновения указанных обстоятельств не могут быть устранены силами

исполнительных органов кредитной организации. Указанные органы должны

принять решение по ходатайству в течение 10 дней с момента его направления.

Если учредители (участники) отказались принять меры в осуществлении мер по

финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной организации или не

приняли соответствующего решения в 10-дневный срок, то её руководитель

обязан обратиться в ЦБ РФ с ходатайством об осуществлении мер по

предупреждению банкротства кредитной организации (п. 4 ст. 11 Закона о

банкротстве банков).

Примечание:

На практике часто учредители (участники) кредитной организации может

быть в силу финансовых причин, а может быть в силу недобросовестности,

устраняются от ведения дел кредитной организации. В варианте Закона о

банкротстве банков принятого в первом чтении, даже было установлено правило

о субсидиарной ответственности учредителей (участников) кредитной

организации по её обязательствам в случае банкротства как за действия,

направленные на доведение её до банкротства (ст. 56 ГК РФ), так и за

бездействие, следствием которого стало банкротство. Однако в окончательном

варианте Закона о банкротстве банков этого положения нет.

И так, учредители (участники) кредитной организации в случае

признания её банкротом несут ответственность своими средствами, помещенными

в качестве вкладов в уставной капитал кредитной организации. Одновременно

суд может возложить субсидиарную ответственность по обязательствам

кредитной организации на тех учредителей (участников), которые имеют

возможность определять её решения, в случае выявления их виновных действий,

вследствие которых организация была признана банкротом (ст. 50 Закона о

банкротстве банков). В качестве вины за доведение до банкротства, в

частности, можно рассматривать и отказ учредителей (участников) банка от

участия в осуществлении мер по предупреждению его банкротства при наличии

ходатайства руководителя кредитной организации и в случае реальной

возможности такие меры осуществить.

Меры по предупреждению банкротства могут быть приняты также и по

инициативе ЦБ РФ. В соответствии со ст. 12 Закона о банкротстве банков ЦБ

РФ вправе направить в кредитную организацию требование об осуществлении мер

по её финансовому оздоровлению при наличии оснований, перечисленных выше.

При этом Закон о банкротстве банков оговаривает, что должно содержать

данное предписание ЦБ РФ (указание причин, послуживших основанием для его

направления; рекомендации по характеру срока осуществления мер по

финансовому оздоровлению кредитной организации и т.д.). При получения

требования ЦБ РФ об осуществлении мер по финансовому оздоровлению

руководитель кредитной организации обязан в течение 5 дней с момента его

получения обратиться в совет кредитной организации либо к собранию её

учредителей (участников) с ходатайством об осуществлении мер по финансовому

оздоровлению или реорганизации кредитной организации. Дальнейшая же

процедура уже связана с взаимодействием руководителей кредитной организации

и учредителей (участников), о чем я уже говорил выше. Однако здесь есть

одно характерное отличие, которое вводится после направления ЦБ РФ этого

требования: с этого момента и до момента получения соответствующего

разрешения ЦБ РФ кредитная организация не вправе принимать решение о

распределении прибыли между её участниками (учредителями), выплате

(объявлении) дивидендов, а также распределять прибыль между её учредителями

(участниками) и выплачивать им дивиденды (п. 3 ст. 12 Закона о банкротстве

банков).

В указанных выше процедурах основное звено это исполнительный орган

кредитной организации, его руководитель. В этом случае руководитель

кредитной организации должен принять все меры для недопущения её

банкротства. В соответствии со ст. 14 Закона о банкротстве банков, в случае

не принятия мер по финансовому оздоровлению, а также в случае нарушения

требования ст. 11 и 12 Закона о банкротстве банков, руководитель кредитной

организации может быть привлечен к ответственности в соответствии с

федеральными законами. Общим Законом о банкротстве (ст. 9) предусмотрено,

что руководитель должника может быть привлечен к субсидиарной

ответственности по обязательствам должника перед кредиторами, если он не

направил в случаях, установленных законом, заявление в арбитражный суд о

признании должника банкротом, а также может быть лишен права занимать

руководящие должности на срок и в порядке, установленных федеральным

законом. Так как на этапе осуществления мер по предупреждению банкротства

кредитной организации арбитражный суд ещё не задействован, то, очевидно,

нет оснований для установления субсидиарной ответственности руководителя.

Однако принцип дисквалификации может быть использован, однако для этого

необходимы соответствующие дополнения в административное законодательство.

Перечень мер по финансовому оздоровлению, которые предусматриваются в

качестве мер по предупреждению банкротства, не являются исчерпывающими. В

принципе это могут быть любые меры, направленные на устранение причин,

вызвавших ходатайство руководителя или требование ЦБ РФ. Закон о

банкротстве банков выделяет несколько мер: оказание финансовой помощи;

изменение структуры активов и пассивов; изменение организационной структуры

кредитной организации. Остановимся подробнее на этих аспектах. Так в ст. 8

Закона о банкротстве банков предусмотрено оказание финансовой помощи

учредителям (участником) кредитной организации со стороны третьих лиц.

Каждая из возможных форм финансовой помощи имеет возмездный характер. В

Законе о банкротстве банков сделана специальная оговорка в отношении такого

вида финансовой помощи как размещение средств третьего лица на депозите.

Эти средства должны быть размещены на срок не менее чем на шесть месяцев и

по ставки рефинансирования ЦБ РФ. Это правило введено для того, что ранее

были многочисленные случаи когда в ЦБ РФ представлялись планы санации, в

которых фигурировали сведения о средствах, размещенных третьими лицами в

рамках мероприятий по финансовому оздоровлению, а фактически эти средства

изымались на следующий день после представления необходимой отчетности.

Другая мера по финансовому оздоровлению предусмотрена п. 2 ст. 8

Закона о банкротстве банков. Денежные средства на банковских счетах и во

вкладах могут быть использованы её кредиторами для увеличения уставного

капитала кредитной организации в порядке установленном ЦБ РФ. Данный способ

финансового оздоровления широко распространен в мировой практике.

Кредиторы, если банк не в силах удовлетворить их требования, соглашаются на

частичную конверсию обязательства банка в его капитал. Такого рода

конверсия позволяет кредиторам не только оказывать влияние на работу

органов управления банка и стратегию его развития, но и в какой-то степени

улучшать показатели финансовой отчетности. С юридической точки зрения,

указанное правило представляет собой исключение из общих правил,

установленных ГК РФ (ст. ст. 90 и 99). Но в тоже время, так как законы,

регулирующие деятельность хозяйственных обществ, прямо указывают, что

банковская сфера – предмет специального регулирования, такого рода

исключение вполне юридически обосновано.

2.4. Временная администрация по управлению кредитной организацией

Закон о банкротстве банков вносит существенные изменения в порядок

назначения и функционирования временных администраций. До его принятия

временная администрация назначалась ЦБ РФ в соответствии с п. 5 части 2 ст.

75 Закона о ЦБ РФ. Правовым основанием назначении временной администрации

был факт предварительного направления кредитной организации предписания об

устранении нарушений федеральных законов и нормативных актов ЦБ РФ, а также

случаев, когда деятельность кредитной организации создает угрозу для её

кредиторов. До принятия Закона о банкротстве банков, деятельность временной

администрации регулировалась Временным положением о временной администрации

по управлению коммерческими банками и другими кредитными учреждениями,

которое не учитывала многих особенностей действующего законодательства.

Законом о банкротстве банков предусмотрено, что вопросы касающиеся

деятельности временной администрации, а также порядок аттестации

руководителей временной администрации (ст. 6), порядок введения моратория

на удовлетворения требований кредиторов (ст. 26), и другие вопросы,

регулируются нормативными актами ЦБ РФ.

Практика назначения временной администрации такова, что в целом ряде

случаев их назначение буквальным образом спасло эти кредитные организации

от отзыва лицензии и последующей ликвидации. Тем самым были защищены

имущественные права кредиторов. В тоже время ЦБ РФ столкнулся с

невозможностью действенным образом организовать работу кредитной

организации в период, когда функционирует временная администрация, а также

серьезными пробелами взаимоотношений с учредителями (участниками) кредитной

организации и ее руководителями. Опыт назначения временной администрации в

сентябре 1998 года в банке «Инкомбанк» и «СбС-АГРО» показал, что кредиторы

(а через них – иные заинтересованные лица) весьма эффективно препятствуют

деятельности временных администраций, в том числе блокируют ее деятельность

с помощью принятия судебных решений, направленных на обеспечение иска

кредитора. Именно в силу этих причин и возникла необходимость

урегулирования деятельности временной администрации на уровне федерального

закона.

В соответствии со ст. 16 Закона о банкротстве банков, временная

администрация является специальным органом управления кредитной

организации, назначаемым ЦБ РФ. Изменены основания назначения временной

администрации по сравнению с ранее существующим положением, и с основаниями

применения мер по финансовому оздоровлению. Так, ЦБ РФ в настоящее время в

праве назначить временную администрацию, если кредитная организация:

1) не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным

обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных

платежей в сроки, превышающие семь дней и более с момента наступления даты

их удовлетворения и (или) исполнения, в связи с отсутствием или

недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной

организации;

2) допускает снижение собственных средств (капитала) по сравнению с

их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более

чем на 30 процентов при одновременном нарушении одного из обязательных

нормативов, установленных ЦБ РФ;

3) нарушает норматив текущей ликвидности, установленный ЦБ РФ, в

течение последнего месяца более чем на 20 процентов;

4) не исполняет требования ЦБ РФ о замене руководителя кредитной

организации либо об осуществлении мер по финансовому оздоровлению или

реорганизации кредитной организации в установленный срок;

5) в соответствии с Законом о банках имеются основания для отзыва у

кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

В принципе только три первых основания непосредственно относятся к

проблеме банкротства и представляют собой видоизмененные основания

осуществления мер по предупреждению банкротства. Однако на практике

четвертое и пятое основание также играют существенную роль при принятии

решения об отзыве у кредитной организации лицензии с последующим признанием

её банкротом.

Самой важной новеллой Закона о банкротстве банков является

дифференциация способов взаимодействия временной администрации с органами

управления кредитной организации. Пункт 3 ст. 16 Закона о банкротстве

исходит из принципа ст. 10 ГК РФ которая устанавливает, что при назначении

временной администрации права учредителей (участников) кредитной

организации могут быть ограничены, только если осуществление этими лицами

своих прав наносит ущерб интересам третьих лиц. Это правило, в частности,

должно применяться , если учредители (участники) кредитной организации и её

руководители отстраняются от осуществления мер по предупреждению

банкротства. В то же время на практике учредители (участники) кредитной

организации и её руководители активно стремятся участвовать в осуществлении

данных мер. Поэтому в данных случаях полностью отстранять органы управления

кредитной организации от управления ею видимо нецелесообразно. Поэтому

Закон о банкротстве банков предусматривает, что в период деятельности

временной администрации полномочия исполнительных органов кредитной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.