рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Общие положения подряда

гражданина (заказчика), к такому договору соответственно применяются

правила о бытовом подряде (п. 3 ст. 740 ГК). Не исключается, однако,

субсидиарное применение к указанным отношениям положений о строительном

подряде.

Цена в договоре строительного подряда имеет значение существенного

условия, которое подлежит обязательному согласованию. Ввиду большого объема

строительных работ цена договора обычно определяется путем составления

сметы, представляющей собой постатейный перечень затрат на выполнение

работ, приобретение оборудования, закупку строительных материалов и

конструкций и т. п. Вместе с технической документацией, определяющей объем,

содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, смета образует

проектно-сметную документацию, являющуюся неотъемлемым элементом договора

строительного подряда. Как правило, проектно-сметная документация не может

пересматриваться в ходе строительства, за исключением случаев, указанных в

ст. 743—744 ГК, которые подробно рассмотрены ниже.

Оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в сроки и

в порядке, установленные законодательством или договором строительного

подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или в договоре

оплата работ производится в соответствии со ст. 711 ГК, т. е. после

окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена

надлежащим образом и в согласованный срок либо, с согласия заказчика,

досрочно. Однако чаще всего договоры строительного подряда включают условия

об авансировании работ либо оплате их отдельных этапов.

Срок, как и цена договора, относится к существенным условиям договора

строительного подряда. Поскольку отношения сторон носят длящийся характер,

точное определение как конечного срока выполнения работы (именно он

является существенным условием договора), так и сроков завершения ее

отдельных этапов, имеет для сторон первостепенное значение. Срочный

характер имеют и многие обязанности, принимаемые на себя заказчиком. Начало

течения и продолжительность многих сроков зависят друг от друга. С целью

согласования сроков выполнения сторонами взаимных обязательств к договору

строительного подряда обычно прилагаются различные календарные планы и

графики, которые становятся составными частями договора.

Форма договора строительного подряда в большинстве случаев письменная,

причем договор составляется в виде единого документа, подписываемого

сторонами. В прежние годы в рассматриваемой области на практике были широко

распространены предельно краткие, состоящие буквально из нескольких пунктов

договоры, к которым, однако, прилагались особые условия с пространным

описанием взаимных прав и обязанностей сторон. Сейчас все чаще заключаются

более основательные, многостраничные договоры, детально регламентирующие

взаимоотношения заказчика и подрядчика. В ряде случаев при их составлении

используются примерные формы договоров строительного подряда,

рекомендованные для отдельных видов строительных работ, а также ведения

строительства в различных отраслях.

Предпосылки и порядок заключения договора строительного подряда.

Договор строительного подряда в настоящее время утратил плановый характер и

заключается, как правило, по свободному усмотрению сторон. Это, однако, не

означает, что отпали все административно-правовые предпосылки договорных

отношений в рассматриваемой области. И сейчас, чтобы реально приступить к

строительству того или иного объекта, необходимо получить разрешения и

согласования целого ряда уполномоченных государственных органов. Инвестор

(заказчик) обычно принимает решение о начале строительства на основе

подготовленного по его заданию технико-экономического обоснования

строительства объекта. Однако само технико-экономическое обоснование (ТЭО)

и составленная на его основе проектная документация подлежат, во-первых,

обязательной государственной экспертизе и, во-вторых, утверждению в

установленном законом порядке.

Экспертиза градостроительной и проектно-сметной документации

независимо от источников финансирования, форм собственности и

принадлежности строящихся объектов проводится уполномоченными

государственными органами в соответствии с их компетенцией. Так, наиболее

крупные инвестиционные проекты с привлечением иностранного капитала,

имеющие важное государственное значение и вносимые на рассмотрение

Правительства РФ, подлежат государственной экспертизе в Экспертном совете

при Правительстве РФ; экспертиза проектов строительства объектов,

осуществляемых за счет государственных капитальных вложений, финансируемых

полностью или частично из республиканского бюджета и внебюджетных фондов

РФ, экспериментальных и базовых проектов, разработанных за счет бюджетных

средств и т.д., осуществляется Главным управлением государственной

вневедомственной экспертизы при Госкомитете РФ по жилищной и строительной

политике; организации государственной вневедомственной экспертизы субъектов

РФ проводят экспертизу проектов строительства любых объектов независимо от

источников финансирования и вида собственности в части вопросов,

относящихся к компетенции республиканских и местных органов управления,

контроля за соблюдением нормативных требований по надежности и

эксплуатационной безопасности объектов и т.д.

Градостроительная документация и проекты строительства, прошедшие

экспертизу, подлежат утверждению в установленном порядке. Градостроительная

документация утверждается государственными органами представительной и

исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, определенной

законодательством РФ. Проекты строительства, осуществляемого за счет

государственных капитальных вложений, финансируемых из республиканского

бюджета РФ, утверждаются соответствующими органами государственного

управления или в устанавливаемом ими порядке. Наконец, проекты

строительства, осуществляемого за счет собственных финансовых ресурсов,

заемных и привлеченных средств инвесторов (включая иностранных),

утверждаются непосредственно заказчиками (инвесторами).

Договоры строительного подряда могут заключаться как в обычном

порядке, т. е. путем вступления будущих контрагентов в прямой контакт,

согласования ими всех необходимых условий будущего договора и его

подписания, так и посредством проведения специальных подрядных торгов, на

что и ориентирует действующее законодательство. Порядок организации и

проведения торгов определяется Положением о подрядных торгах в РФ от 13

апреля 1993 г., а также развивающими его актами, принимаемыми субъектами

РФ. При этом указанные акты носят обязательный характер лишь для случаев,

которые в них прямо названы. В частности, в соответствии с Положением о

подрядных торгах в РФ проведение торгов является обязательным лишь при

размещении заказов на вновь начинаемое строительство для федеральных

государственных нужд (п. 1.3 Положения). В остальных случаях заказчики

могут принимать решения о проведении подрядных торгов в порядке,

установленном данным Положением.

Под подрядными торгами понимается форма размещения заказов на

строительство, предусматривающая выбор подрядчика для выполнения работ на

основе конкурса. Конкурс проводится в виде тендера, представляющего собой

соревнование представленных претендентами оферт (письменных предложений о

заключении договора) с точки зрения их соответствия критериям, содержащимся

в тендерной документации.

В самой тендерной документации, которой за плату или бесплатно

обеспечиваются лица, решившие принять участие в торгах, содержатся:

1) общие сведения об объекте и предмете торгов, т. е. информация об

объекте, который должен быть построен с указанием его местонахождения,

срока выполнения работ, наименования заказчика и т.д;

2) проектная документация, включающая чертежи, схемы, графики,

спецификации и т.д.;

3) требования по составу документов оферты, которые обычно включают

заявку на участие в подрядных торгах, временное поручительство в форме

гарантии банка, копию платежного документа, подтверждающего внесение

задатка, и т.д.;

4) инструкция оферентам, отражающая информацию и требования по

условиям разработки, порядку оформления и представления оферты;

5) условия и порядок проведения торгов, где указываются вид и форма

проведения торгов, порядок выбора победителя и т.д.;

6) проект договора строительного подряда;

7) форма заявки на участие в торгах.

Дополнительное представление о подрядных торгах дает знакомство с их

основными видами. Подрядные торги подразделяются:

- в зависимости от проведения организатором торгов предварительного отбора

претендентов — на торги с предварительной квалификацией и торги без

предварительной квалификации;

- в зависимости от того, в который раз назначаются торги по данному

предмету торгов,— на торги первичные и вторичные;

- в зависимости от участия иностранного оферента — на торги с участием

иностранного оферента и торги без участия иностранного оферента;

- в зависимости от участия оферентов в процедуре торгов и оглашении их

результатов — на торги гласные и негласные;

- в зависимости от того, допускаются ли к участию в торгах неограниченное

число претендентов либо только претенденты, удовлетворяющие специально

оговоренным условиям,— на торги открытые и закрытые.

В подрядных торгах могут участвовать любые российские и иностранные

организации независимо от формы собственности, имеющие необходимое

разрешение на занятие строительной деятельностью (если только торги не

являются закрытыми). Победителем торгов, который определяется специальным

тендерным комитетом, становится тот оферент, предложение которого наиболее

полно отвечает всем требованиям, содержащимся в тендерной документации.

Решение тендерного комитета оформляется протоколом, в котором содержатся

наименование победителя торгов, состав тендерного комитета, результаты

голосования, сводная таблица оферт и сроки подписания договора с

победителем торгов. Протокол о результатах торгов тендерный комитет

представляет на утверждение заказчику (инвестору). После утверждения их

результатов заказчиком (инвестором) торги считаются завершенными. С

победителем торгов заказчик заключает договор строительного подряда на

условиях, содержащихся в тендерной документации и в оферте победителя.

Особенности содержания договора строительного подряда.

В связи с тем, что по договору строительного подряда подрядчик должен

выполнить, как правило, большой объем строительных работ, параметры которых

заданы технической документацией, закон придает большое значение тому, как

должны строиться взаимоотношения сторон в связи с подготовкой, уточнением и

изменением технической документации. Вопрос о подготовке технической

документации возникает тогда, когда при заключении договора строительного

подряда имелось лишь технико-экономическое обоснование строительства, на

основе которого должна быть разработана проектная документация, либо когда

технический проект строительства требует уточнения в рабочей документации

(так называемое двустадийное проектирование). В этих случаях при заключении

договора должны быть четко определены состав и содержание технической

документации, а также должно быть предусмотрено, какая из сторон и в какой

срок должна предоставить соответствующую документацию (п. 2 ст. 743 ГК).

Независимо от того, кто — заказчик или подрядчик — готовит техническую

документацию, а также смету, оба эти документа подлежат обязательному

согласованию сторонами и после этого остаются, как правило, неизменными до

завершения строительства. Подрядчик должен осуществлять строительство и

связанные с ним работы в соответствии с технической документацией,

определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним

требования, и со сметой, определяющей цену работ. Предполагается, что

технической документацией охватывается весь комплекс работ по

строительству, а в согласованной сторонами смете учтены затраты на все

необходимые работы.

Нередки, однако, случаи, когда в ходе строительства выявляются не

учтенные в технической документации работы и в связи с этим возникает

необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной

стоимости строительства. Следует подчеркнуть, что закон не ставит

последствия данного обстоятельства в зависимость от того, кем готовилась

техническая документация.

Выявив необходимость проведения дополнительных работ, не учтенных в

технической документации, подрядчик должен немедленно информировать об этом

заказчика и ждать его указаний. Ввиду того, что такому сообщению придается

важное юридическое значение, в договоре строительного подряда обычно

оговаривается, что оно передается в письменной форме уполномоченному

должностному лицу заказчика.

Заказчик должен прямо выразить свое согласие на производство

подрядчиком этих работ и соответствующее увеличение сметной стоимости

строительства. Если заказчик в течение десяти дней или в иной установленный

законом или договором срок не ответит на сообщение подрядчика, последний

обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных

простоем, на счет заказчика. Подрядчик, не выполнивший данную обязанность,

равно как и подрядчик, вообще не сообщивший заказчику о выявлении

неучтенных работ, но выполнивший их, лишается права требовать от заказчика

оплаты выполненных им дополнительных работ и возмещения вызванных этим

убытков. Если, однако, он сумеет доказать необходимость немедленных

действий в интересах заказчика, в частности, в связи с тем, что

приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта

строительства, заказчик не может отказаться от оплаты выполненных работ. В

свою очередь, заказчику предоставляется возможность освободиться от

возмещения убытков, вызванных простоем подрядчика в связи с

приостановлением работ, если он докажет отсутствие необходимости в

проведении дополнительных работ (п. 3 ст. 743 ГК).

Если заказчик согласен на проведение и оплату дополнительных работ,

подрядчик не вправе отказаться от их выполнения. Пункт 5 ст. 743 ГК

устанавливает лишь два исключения из данного правила. Во-первых, подрядчик

может сослаться на то, что соответствующие работы не входят в сферу его

профессиональной деятельности, например, когда речь идет о специальных

работах, которые выполнялись другой организацией по прямому договору с

заказчиком. Во-вторых, подрядчик может быть освобожден от их выполнения,

если докажет, что он не может выполнить соответствующие работы по не

зависящим от него причинам, например, из-за отсутствия у него специальной

техники или оборудования.

Считая согласованную сторонами проектно-сметную документацию в

принципе неизменяемой до окончания строительства, законодатель, однако,

учитывает, что в период действия договора у сторон может возникнуть

объективная потребность в ее пересмотре. Необходимость в этом может быть

обусловлена разными причинами, в частности, усовершенствованием отдельных

проектных решений, изменением конкретных потребностей заказчика,

требованиями уполномоченных государственных органов, непредвиденным ростом

цен на строительные материалы и конструкции и т.д.

Заказчик в этом отношении находится в более привилегированном

положении, так как ему предоставляется возможность вносить изменения в

техническую документацию без каких-либо ссылок на не зависящие от него

обстоятельства. Он может сделать это и по своему усмотрению, но при

условии, что вызываемые этим дополнительные работы по стоимости не

превышают 10% указанной в смете общей стоимости строительства и не меняют

характера предусмотренных в договоре строительного подряда работ. Если

указанное условие заказчиком соблюдено, подрядчик не вправе отказаться от

проведения дополнительных работ, вызванных изменением технической

документации. Разумеется, все дополнительные работы должны быть оплачены

заказчиком в порядке, установленном договором.

В том случае, когда предлагаемые заказчиком изменения технической

документации вызывают необходимость выполнения больших по объему

дополнительных работ либо меняют сам характер предусмотренных договором

работ, данный вопрос подлежит обязательному согласованию с подрядчиком.

Если подрядчик готов взяться за выполнение новых работ, стороны согласуют

дополнительную смету и вносят в договор строительного подряда другие

необходимые изменения.

Что касается подрядчика, то он вправе требовать лишь изменения сметы,

но не технической документации. В техническую документацию подрядчик без

согласования с заказчиком не может, вносит никаких, даже незначительных,

изменений. Лишь в том случае, когда в технической документации им обнаружен

явный дефект, подрядчик вправе его устранить и потребовать от заказчика

возмещения связанных с этим разумных расходов (п. 4 ст. 744 ГК). По смыслу

закона, такое право появляется у подрядчика лишь тогда, когда, во-первых,

техническая документация готовилась не самим подрядчиком, а заказчиком, и,

во-вторых, он своевременно известил заказчика о наличии ошибки в

технической документации.

Право требовать пересмотра сметы у подрядчика возникает в случае, если

по не зависящим от него причинам стоимость работ превысила смету не менее

чем на 10% (п. 3 ст. 744 ГК). Как известно, подрядчик выполняет работу за

свой риск, понятием которого в широком смысле охватывается, и риск

подрядчика не уложиться в согласованную с заказчиком смету. Поэтому если

выход подрядчика за пределы сметы не обусловлен какими-либо экстремальными

обстоятельствами, он не вправе требовать от заказчика никаких доплат.

Например, подрядчик не может сослаться на обычный рост стоимости

строительных материалов, обусловленный инфляцией, так как данное

обстоятельство можно было предвидеть при заключении договора строительного

подряда и учесть в цене договора. Более того, даже если подорожание

строительства произошло вследствие экстремальных обстоятельств, например,

та же стоимость импортных строительных материалов резко возросла из-за

введения правительством новых таможенных пошлин, но общая стоимость работ

возросла менее чем на 10%, связанные с этим дополнительные расходы

возлагаются на самого подрядчика. Подчеркнем, что указанный количественный

порог (10% общей стоимости работ) присутствует лишь в строительном подряде,

поскольку в общих правилах о подряде (п. 6 ст. 709 ГК) каких-либо

количественных ограничений на этот счет не содержится. Систематическое

толкование закона позволяет также сделать вывод о том, что в условиях,

когда подрядчик вправе настаивать на увеличении сметы, заказчик лишен

возможности отклонить его предложение. Поэтому если не зависящее от

подрядчика повышение сметной стоимости договора приведет к его прекращению,

неблагоприятные последствия данного обстоятельства будут возложены на

заказчика.

Следующий аспект содержания договора строительного подряда, который

заслуживает быть выделенным особо,— это права и обязанности сторон,

связанные с осуществлением заказчиком контроля и надзора за выполнением

работ. Хотя подобный вопрос затрагивается и в общих положениях о подряде

(ст. 715 ГК), для строительного подряда он имеет особое значение ввиду

сложности выполняемых работ, возможности осуществления эффективного надзора

лишь при наличии специальных познаний в области строительства,

необходимости постоянного контроля за ходом работ, особенно носящих скрытый

характер, и т.д.

Право заказчика осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством

выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения, качеством

предоставляемых подрядчиком материалов, а также правильностью использования

подрядчиком материалов заказчика нередко выступает одновременно и как его

обязанность. Так, если объект строится на основе оригинального

архитектурного проекта, заказчик обязан заключить с архитектором договор на

осуществление авторского надзора за строительством объекта (ст. 12, 20

Закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»).

Технический надзор за строительством осуществляется во всех случаях, когда

строительство ведется за счет бюджетных средств и т. д. В подобной ситуации

заказчик должен проявлять особую внимательность, так как подрядчик,

ненадлежащим образом выполнивший работы, может впоследствии сослаться на

то, что появление недостатков и их не устранение обусловлены тем, что

заказчик не осуществлял должного контроля и надзора за выполнением работ

(п. 4 ст. 748 ГК).

Осуществляя надзор за выполнением работ, заказчик не должен

вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика, например,

давать подрядчику указания о том, как следует организовать работу на

объекте, какие методы и приемы ведения работ нужно применять и т. п. Но

если подрядчик ведет работы с нарушением СНиПов и ГОСТов, других

обязательных правил, в том числе содержащихся в договоре строительного

подряда, использует некондиционные строительные материалы и конструкции и

т.д., указания заказчика об устранении выявленных нарушений носят для

подрядчика обязательный характер (п. 3 ст. 748 ГК).

Заказчик, обнаруживший при осуществлении контроля и надзора за

выполнением работ отступления от условий договора строительного подряда,

которые могут ухудшить качество работ, или иные их недостатки, обязан

немедленно заявить об этом подрядчику. Обычно выявленные в ходе

строительства недостатки фиксируются заказчиком в специальном журнале

производства работ. Во избежание споров в договоре строительного подряда

целесообразно указывать сроки, в течение которых подрядчик обязан устранять

отмеченные заказчиком недостатки. Если таких сроков в договоре не

установлено, подрядчик должен выполнить эту обязанность в разумный срок.

Время, затраченное подрядчиком на устранение выявленных заказчиком

недостатков, не ведет к увеличению общего срока строительства объекта.

Заказчик, выявивший недостатки, но не сообщивший о них подрядчику и не

потребовавший их устранения, теряет право в дальнейшем ссылаться на

обнаруженные им недостатки (п. 2 ст. 748 ГК). Иными словами, закон исходит

из того, что заказчик не должен заниматься простым сбором сведений о

допущенных подрядчиком недостатках с тем, чтобы заявить о них лишь тогда,

когда строительство объекта будет завершено. Напротив, при осуществлении

надзора за строительством заказчик должен вести себя активно и своей

деятельностью способствовать созданию качественного продукта. Устранить

своевременно выявленные недостатки значительно проще и дешевле, чем делать

это тогда, когда объект фактически уже построен. Рассматриваемое правило не

должно, однако, трактоваться в том смысле, что заказчик лишен возможности

выявлять недостатки выполненных работ в ходе их приемки. Речь в данном

случае идет лишь о тех недостатках, о которых заказчик определенно знал еще

в ходе выполнения работ, но никак на них не реагировал.

Если заказчик располагает соответствующими кадрами и имеет в

установленных законом случаях право на осуществление технического надзора

за строительством, он может выполнять связанные с этим функции

самостоятельно. Однако ему предоставляется возможность заключить

специальный договор об оказании услуг по осуществлению контроля и надзора

за строительством с соответствующим инженером (инженерной организацией). В

этом случае в договоре строительного подряда определяются функции такого

инженера (инженерной организации), связанные с последствиями его действий

для подрядчика (ст. 749 ГК). В сущности, инженер (инженерная организация)

выступает в качестве доверенного лица заказчика и принимает от имени

последнего все решения во взаимоотношениях с подрядчиком в части,

касающейся ведения строительных работ. Появление особой фигуры инженера

(инженерной организации) — новое положение в российских правилах о

строительном подряде. Однако пока эта схема отношений, которая давно

применяется в строительной практике западных стран, в ГК лишь обозначена. В

соответствии с обычной западной практикой такой инженер выступает не только

как представитель заказчика, но и как своего рода независимый арбитр,

принимающий окончательные решения по спорам технического характера,

возникающим между заказчиком и подрядчиком.

В качестве третьей важной особенности содержания договора

строительного подряда целесообразно выделить такой момент, как

сотрудничество сторон, поскольку для обычного подряда он в целом не

характерен. Конечно, принцип сотрудничества в той или иной степени

проявляется в любом гражданско-правовом договоре, ибо, заключая договор,

стороны уже начинают сотрудничать. Духом сотрудничества проникнуты и многие

конкретные правила закона, рассматривающие права и обязанности сторон.

Например, ст. 747 ГК особо упоминает о возможности возложения на заказчика

ряда дополнительных обязанностей, способствующих выполнению подрядчиком его

собственных обязательств (передача подрядчику в пользование необходимых для

осуществления работ зданий и сооружений, обеспечение транспортировки грузов

в его адрес, временная подводка сетей энергоснабжения, водо-, паропровода и

т. п.).

Однако наряду с этим сотрудничество сторон понимается законом и в

особом смысле, а именно как совместная деятельность сторон, направленная на

достижение общей цели. Необходимость в объединении усилий заказчика и

подрядчика возникает тогда, когда в ходе строительства и выполнения,

связанных с ним работ обнаруживаются неожиданные препятствия, преодолеть

которые можно только общими усилиями. В этом случае каждая из сторон

обязана принять все зависящие от нее разумные меры по устранению таких

препятствий (п. 2 ст. 750 ГК). Например, если из-за сильных морозов, выхода

из строя источников энергоснабжения, массового заболевания работников

подрядчика и т. п. последний вышел из графика ведения работ и для

преодоления отставания требуется привлечь дополнительную рабочую силу,

подключить резервные энергетические мощности и т. п., и если заказчик может

оказать подрядчику в этом необходимое содействие (например, предоставить

помещение для размещения дополнительной рабочей силы, подключить

дополнительные энергетические мощности и т. п.), он обязан это сделать. В

противном случае он, равно как и подрядчик, не оказавший заказчику

содействие в аналогичной ситуации, утратит право на возмещение убытков,

причиненных тем, что соответствующее препятствие не было своевременно

преодолено и это повлекло неисполнение или ненадлежащие исполнение стороной

своих обязанностей.

Поскольку в устранении препятствий к исполнению договора

заинтересованы обе стороны, закон устанавливает, что расходы, понесенные

заказчиком и подрядчиком на их преодоление, каждая из сторон несет

самостоятельно (п. 2 ст. 750 ГК). Впрочем, данное правило является

диспозитивным, так как в договоре строительного подряда может быть

предусмотрено и иное. Разумеется, это правило не применяется также в тех

случаях, когда соответствующее препятствие возникло из-за виновных действий

какой-либо из сторон.

Рядом важных особенностей обладает, далее, сдача-приемка законченного

строительством объекта. Приемка выполненных работ осуществляется в порядке,

установленном законом и договором строительного подряда. В тех случаях,

когда заказчиком по договору выступала государственная организация либо

строительство велось полностью или частично за счет бюджетных ассигнований,

сдача-приемка работ производится в два этапа: вначале объект принимается

рабочей комиссией, сформированной заказчиком и подрядчиком с участием

проектировщика и представителей уполномоченных государственных органов, а

затем — государственной приемочной комиссией, состав и уровень которой

определяется в зависимости от сметной стоимости строительства и назначения

объекта. Если же строительство велось за счет частных источников

финансирования, приемка может производиться в один этап с обязательным

участием представителей уполномоченных государственных органов и органов

местного самоуправления.

Обязанность по организации и проведению приемки результата работ

возлагается на заказчика, если иное не предусмотрено договором. Заказчик

должен обеспечить участие в приемочной комиссии представителей

соответствующих органов и заинтересованных организаций, выделить

обслуживающий персонал, обеспечить объект необходимой энергией, сырьем,

топливом и т. п. Все это заказчик делает за свой собственный счет, если

иное не предусмотрено в договоре. Приемка законченного строительного

объекта должна быть организована заказчиком в предельно короткий срок после

получения от подрядчика сообщения о готовности результатов строительных

работ к сдаче. Просрочка заказчика с приемкой объекта, во-первых, переносит

на него риск случайной гибели результата работ (п. 2 ст. 705 ГК) и, во-

вторых, даст подрядчику право требовать возмещения понесенных убытков.

Договор строительного подряда может предусматривать как сдачу-приемку

объекта в целом, так и сдачу-приемку его по частям (этапам, очередям). Если

объект сдается заказчику по частям, стороны должны оговорить, кто из них

будет осуществлять пользование переданной частью объекта, обеспечивать ее

охрану, нести эксплуатационные расходы и т.д. На заказчика, предварительно

принявшего результат отдельного этапа работ, по общему правилу, переходит

риск последствий гибели или повреждения результата работ, которые произошли

не по вине подрядчика (п. 3 ст. 753 ГК).

Нередко приемке результатов работ должны предшествовать

предварительные испытания эксплуатационных качеств построенного объекта

(проверка работы механизмов, узлов, агрегатов и т.д.). В этом случае

приемка объекта осуществляется только при положительном результате

предварительных испытаний.

Сдача-приемка объекта строительства оформляется специальным актом,

который подписывается обеими сторонами, а также представителями

уполномоченных государственных органов. Отказ стороны от подписания акта

сдачи-приемки не исключает оформления сдачи объекта. Об этом в акте

делается особая пометка, и акт подписывается другой стороной. Такой

односторонний акт сдачи или приемки результата работы имеет юридическую

силу до тех пор и постольку, пока и поскольку по иску другой стороны он не

признан судом недействительным. Решение суда зависит от того, признает ли

суд мотивы отказа от подписания акта обоснованными или нет.

Чаще всего на практике от подписания акта приемки объекта отказывается

заказчик. Его отказ от приемки объекта обоснован лишь тогда, когда им

обнаружены такие недостатки, которые исключают возможность использования

результата работ для указанной в договоре строительного подряда цели и не

могут быть устранены подрядчиком или заказчиком (п. 6 ст. 753 ГК). Наличие

в построенном объекте иных недостатков не препятствует его приемке. Все

выявленные в ходе приемки недостатки и недоделки фиксируются в акте,

подрядчику предоставляется разумный срок для их устранения, взыскиваются

санкции, если они предусмотрены договором, но сам результат работ должен

быть принят заказчиком. В противном случае подрядчик может составить

односторонний акт сдачи работ, из которого придется исходить в дальнейшем,

если только заказчик не добьется признания его недействительным в судебном

порядке.

Если по не зависящим от сторон причинам объект не доведен до стадии

готовности и работы по договору строительного подряда приостановлены,

объект строительства должен быть законсервирован подрядчиком за счет

заказчика. Кроме того, заказчик обязан оплатить подрядчику в полном объеме

выполненные до момента консервации работы. По смыслу ст. 752 ГК в случае,

когда работы на объекте приостановлены по не зависящим от заказчика

причинам, например по решению компетентного государственного органа, его

обязанности ограничиваются компенсацией подрядчику только прямых издержек

последнего на консервацию объекта и прекращение работ. Упущенная

подрядчиком выгода возмещается лишь тогда, когда объект законсервирован из-

за действий заказчика. Но при этом заказчик может требовать зачета тех

выгод, которые подрядчик получил или мог получить вследствие прекращения

работ.

Завершая анализ особенностей содержания договора строительного

подряда, укажем также на то, что, на сторону, несущую риск случайной гибели

или случайного повреждения объекта строительства, материалов, оборудования

и другого имущества, используемого при строительстве, а также

ответственность за причинение при осуществлении строительства вреда другим

лицам, обычно возлагается обязанность застраховать соответствующие риски и

представить другой стороне доказательства заключения ею договора

страхования (ст. 742 ГК). При этом, однако, специально подчеркивается, что

страхование не освобождает соответствующую сторону от обязанности принимать

необходимые меры для предотвращения наступления страхового случая.

Вывод

Цель данной работы была в наиболее полном раскрытии темы договоров

подряда, а именно: бытового подряда, строительного подряда и подряда на

проектно-изыскательские работы который не раскрывался в связи с требованием

к объёму данной работы.

Стороны в договоре подряда — заказчик и подрядчик. Заказчиком является

сторона, которая поручает другой стороне выполнение определенной работы, а

подрядчиком — сторона, которая обязуется выполнить работу. И заказчиком и

подрядчиком Могут выступать как граждане, так и юридические лица.

Выступая заказчиками по договору подряда, и граждане, и юридические лица,

как правило, заказывают выполнение лишь таких работ, которые необходимы для

удовлетворения их собственных запросов и потребностей. Однако сложившаяся

хозяйственная практика показывает, что в ряде случаев выполнение функций

заказчика довольно обременительно. Целесообразна поэтому деятельность так

называема профессиональных заказчиков, которые по договору с гражданами

организациями принимают на себя выполнение функций заказчика по возведению

зданий, сооружений либо выполнению иных работ для третьих лиц.

Нарушение договора подряда, с учетом его взаимного характера, может

произойти по вине, как заказчика, так и подрядчика. Невыполнение заказчиком

возложенных на него по договору обязанностей влечет, как правило, лишь

обязанность выплатить подрядчику вознаграждение в полном объеме. Нарушение

договора подрядчиком может состоять либо в невыполнении порученной ему

работы либо в ненадлежащем ее выполнении.

Литература

1. Кабалкин А.Ю. «Гражданско-правовой договор в сфере обслуживания» М; 1980

г.

2. Харисов Ф. Фарматов И. «Санкции в договоре строительного подряда» \\

«Хозяйство и право» №7 1999 г.

3. Ведомости РФ. 1993. № 2. Ст. 58.

4. Собрание актов РФ. 1993. № 32. Ст. 3014.

5. Ведомости РФ. 1991. № 29. Ст. 1005.

6. Ведомости РФ. 1991. № 29. Ст. 1008.

7. Ведомости РФ. 1992. № 32. Ст. 1877.

8. СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4473.

9. Собрание актов РФ. 1993. № 26. Ст. 2427.

10. Санкт-Петербургское эхо. 1997. № 1.

11. Собрание актов РФ. 1994. № 13. Ст. 996.

12. БНА. 1995. № 8. с. 12.

13. БНА. 1993. № 8. С. 33.

14. Санкт-Петербургское эхо. 1997. № 1.

15. Баринов Н. А. Права граждан по договору бытового заказа и их защита.

Саратов, 1973;

-----------------------

[1] См.: Курс трудового права.// Под ред. А. С. Пашкова, С. П. Маврина.

Е. Б. Хохлова. СПб., 1996. Т. 1 С. 107.

[2] См.: Советское гражданское право. В 2-х т. / Под ред. О. А.

Красавчикова. М„ 1985. Т. 2. С. 178.

[3] См.: Баринов Н. А. Права граждан по договору бытового заказа и их

защита. Саратов, 1973; Кабалкин А. Ю. Гражданско-правовой договор в сфере

обслуживания. М., 1980.

[4]Ведомости РФ. 1992. № 15. Ст. 766; СЗ РФ. 1996. № з. Ст. 140.

[5]Собрание актов РФ. 1993. № 25. Ст. 2363.

[6] СЗ РФ. 1994. № 26. Ст. 2795.

[7] СЗ РФ. 1994. № 12. Ст. 1395.

[8] В соответствии со ст. 768 ГК должен быть принят лишь специальный

закон о •фяде для государственных нужд.

[9] Ведомости РФ. 1991. № 29. Ст. 1005.

[10] Ведомости РФ. 1991. № 29. Ст. 1008.

[11] Ведомости РФ. 1992. № 32. Ст. 1877.

[12] СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4473.

[13] См., например: Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от

19 декабря 1991 г.//Ведомости РФ. 1992. №10. Ст. 457; Закон РСФСР «О

санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 19 апреля 1991

г.//Ведомости РФ. 1991. № 20. Ст. 641 и др.

[14] Собрание актов РФ. 1993. № 26. Ст. 2427.

Санкт-Петербургское эхо. 1997. № 1.

[15] Собрание актов РФ. 1994. № 13. Ст. 996.

[16] БНА. 1995. № 8. с. 12.

[17] БНА. 1993. № 8. С. 33.

[18] Санкт-Петербургское эхо. 1997. № 1.?????????†????

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.