рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Общие положения подряда

а также методом самообслуживания; кинофотолабораторий и фотографий,

предприятий по обслуживанию торжественных мероприятий и ритуальных услуг;

по покупке, доставке или пересылке подарков, сувениров и других изделий; по

апробированию и клеймению ювелирных изделий и некоторые другие. Кроме того,

за услуги по изготовлению и ремонту мебели, ремонту и строительству жилых и

нежилых помещений, изготовлению, крупному ремонту и обновлению обуви,

швейных и трикотажных изделий потребитель вносит аванс в размере не менее

50% стоимости выполняемой работы. Указанная норма была установлена на

основании ст. 37 Закона РФ «О защите прав потребителей», в соответствии, с

которой потребитель обязан, был оплатить выполненную исполнителем в полном

объеме работу (оказанную услугу) по окончании ее, если иное не установлено

законом или иными правовыми актами Российской Федерации или договором между

потребителем и исполнителем. В настоящее время эта норма, как и п. 20

Правил бытового обслуживания, противоречат ст. 735 ГК и не подлежат

применению.

За нарушение сроков в договоре бытового подряда может применяться

неустойка, установленная п. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей»

в размере 3% цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена

выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании

услуг) не определена — общей цены заказа за каждый день (час, если срок

определен в часах) просрочки. Договором о выполнении работ (оказании услуг)

между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий

размер неустойки (пени). Кроме того, Закон РФ «О защите прав потребителей»

предусматривает возможность введения нормативных сроков выполнения работ,

устанавливаемых в правилах выполнения отдельных видов работ (ст. 27), а

также сроков удовлетворения отдельных требований потребителя. Так,

требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную

услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы

(оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возмещении

убытков, причиненных расторжением договора о выполнении работы (оказании

услуги), должны быть удовлетворены в десятидневный срок; требования

потребителя о безвозмездном изготовлении другой вещи из однородного

материала такого же качества или о повторном выполнении работы (оказании

услуги) подлежат удовлетворению в срок, установленный для срочного

выполнения работы (оказания услуги), а если этот срок не установлен,— в

срок, предусмотренный договором о выполнении работы (оказании услуги),

который был нарушен (ст. 31 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Заказчику Предоставлено право в любое время до сдачи ему работы

отказаться от договора бытового подряда, выплатив подрядчику часть

установленной цены пропорционально части выполненной работы, а также

возместив ему расходы (если они не входят в соответствующую часть цены),

произведенные в целях исполнения договора до получения извещения о

расторжении договора. В отличие от общего правила ст. 717 ГК, заказчик в

договоре бытового подряда не обязан возмещать подрядчику убытки,

причиненные расторжением договора о выполнении работы, в пределах разницы

между частью цены, выплаченной за выполненную до получения извещения о

расторжении договора работу, и ценой всей выполняемой работы (п. 2 ст. 731

ГК). Отмеченное ограничение ответственности заказчика за односторонний

отказ от договора является императивным, любые условия договора, лишающие

заказчика права отказаться от договора на условиях, предусмотренных ст. 731

ГК, ничтожны.

Правило о передаче заказчику информации при сдаче работы в бытовом

подряде прежде всего направлено на обеспечение безопасности граждан. В

связи с этим подрядчик при сдаче работы обязан сообщить заказчику о

требованиях, которые необходимо соблюдать для эффективного и безопасного

использования результата работы, а также о возможных последствиях их

несоблюдения (ст. 736 ГК). Правила безопасности подчеркивают специфику

бытового подряда и при обнаружении недостатков в выполненной работе. Так,

устранение недостатков производится в соответствии с общими правилами ст.

723, 725 ГК, однако недостатки, которые могут представлять опасность для

жизни и здоровья, как заказчика, так и других лиц, подлежат устранению

независимо от сроков их обнаружения. Требование об их устранении может быть

предъявлено в течение 10 лет (ст. 737 ГК).

Статья 738 ГК предусматривает права подрядчика в случае неявки или

иного уклонения заказчика от приемки выполненной работы. Подрядчик вправе,

письменно предупредив заказчика, по истечении двух месяцев с момента

предупреждения продать результат работы за разумную цену, а вырученную

сумму, за вычетом причитающие ему платежей, внести в депозит. В отличие от

сходного правила п. 6 ст. 720 ГК, подрядчик не связан месячным сроком

ожидания и необходимостью двукратного предупреждения, ему достаточно в

любой момент после наступления срока приемки работы письменно уведомить

заказчика, и через два месяца он вправе реализовать результат работы. Права

подрядчика в случае неявки заказчика за получением результата работы

изложены исчерпывающе. Вследствие этого положения Правил бытового

обслуживания, устанавливающие нормативную неустойку в случае получения

заказа по истечении Ю дней после назначенного срока его исполнения в

размере 1% стоимости работы, а по видам работ, по которым стоимость работ

отдельно от стоимости материалов не определена,— 1% полной стоимости заказа

за каждый день ее хранения, но не более 50% стоимости работы, с момента

принятия части второй ГК утратили силу и применению не подлежат.

Договор строительного подряда

Общие положения. Договоры строительного подряда заключаются на

строительство, реконструкцию или капитальный ремонт предприятий, зданий (в

том числе жилых домов), сооружений или иных объектов, а также на выполнение

монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся

объектом работ. Согласно ранее действовавшему законодательству возникающие

при этом гражданско-правовые отношения в основном охватывались договорами

подряда на капитальное строительство, которые занимали заметное место в

системе хозяйственных договоров. Порядок заключения указанных договоров,

права и обязанности сторон, а также их ответственность за нарушение

принятых обязательств детально регламентировались императивными нормами

обширного законодательства о капитальном строительстве. При этом

первостепенное внимание уделялось плановым предпосылкам данных договоров, с

которыми они были неразрывно связаны и которые определяли их основное

содержание.

Изменения, происшедшие в социально-экономическом строе страны, внесли

существенные коррективы во взаимоотношения между заказчиками строящихся

(реконструируемых) объектов и подрядчиками, выполняющими соответствующие

работы. Объемы строительных работ, осуществляемых за счет бюджетных

средств, особенно в сфер жилищного строительства, многократно сократились,

а в некоторых регионах сошли практически на нет. Инвестиционные вложения

области капитального строительства носят в основном негосударственный

характер. Из-под опеки государства в результате приватизации вышло

большинство предприятий строительной индустрии. Таким образом, уже к

середине 90-х годов в рассматриваемой сфере явно преобладали

частнособственнические отношения, которые потребовали адекватного правового

регулирования. Указанная потребность была реализована в ходе очередной

кодификации российского гражданского законодательства. С принятием части

второй ГК в РФ создана, в сущности, новая правовая база отношений в области

капитального строительства.

Основное ядро действующего законодательства о капитальном

строительстве составляют правила, закрепленные главой 37 ПС Принципиально

новым моментом является то, что в рассматриваемой сфере отныне действует

подавляющее большинство общих норм о договорах подряда. В то же время

многие правила, которые раньше применялись в основном лишь в области

капитального строительства, например о системе генерального подряда,

приобрели значение общих норм, а другие вопросы, например о риске случайной

гибели предмета подряда, которые применительно к обычному подряду и подряду

на капитальное строительство прежде решались по-разному, сейчас

регулируются одинаково.

Наряду с общими правилами о договорах подряда отношения в области

капитального строительства регулируются нормами § 3 главы 37 ГК, специально

рассчитанными на строительный подряд. Характеризуя правила, содержащиеся в

данном параграфе, отметим два момента. Во-первых, с принятием части второй

ГК гражданско-правовое регулирование отношений в такой важной отрасли

хозяйственной деятельности, как капитальное строительство, впервые

обеспечено на законодательном уровне. Хотя ГК 1964 г. и содержал

специальную главу о подряде на капитальное строительство, ее нормы носили

самый общий характер и не играли существенной роли на практике. Основным

источником правового регулирования традиционно были Правила о Договорах

подряда на капитальное строительство, утверждавшиеся на правительственном

уровне. Действующий ГК существование подобного акта, равно как и принятие

специального закона о строительном подряде, не предусматривает и исходит из

того, что закрепленные им Правила являются достаточной правовой базой для

регулирования отношений в рассматриваемой области[8].

Во-вторых, содержащиеся в ГК нормы о строительном подряде отражают

лишь специфику данной разновидности договора подряда.

Те вопросы, которые решаются одинаково для любых договоров подрядного

характера, в § 3 главы 37 ГК в основном не затрагиваются. Поэтому полное

представление о том, как обеспечивается ГК правовое регулирование подрядных

отношений в области капитального строительства, может сложиться только при

одновременном учете как специальных правил о строительном подряде, так и

общих положений о договорах подряда, которые закреплены § 1 главы 37 ГК.

Помимо ГК к источникам правового регулирования отношений в области

капитального строительства относятся и другие законодательные акты РФ.

Важнейшее место среди них занимают два закона — Закон РСФСР «Об

инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26 июня 1991 г.[9] и Закон РСФСР

«Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 4 июля 1991 г.[10] Указанные акты

регламентируют хотя и не совпадающие, но тесно связанные с подрядными

отношения между субъектами инвестиционной деятельности, т. е. деятельности

по вложению инвестиций в создание и воспроизводство основных фондов.

В Законах РФ «Об основах градостроительства в Российской Федерации» от

14 июля 1992 г.[11] и «Об архитектурной деятельности в Российской

Федерации» от 17 ноября 1995 г.[12] решаются вопросы, связанные с

организационными предпосылками ведения работ по капитальному строительству,

в частности подготовкой, проведением экспертизы и утверждением проектов

строительства, с осуществлением архитектурного и градостроительного надзора

и т.д.

Положения названных, а также других законов[13] развиты в подзаконных

актах, утверждаемых Правительством РФ, Министерством строительства РФ (ныне

— Госкомитет РФ по жилищной и строительной политике) и другими ведомствами.

По сравнению с прошлым периодом число таких актов значительно сократилось.

Следует также отметить, что среди ныне действующих подзаконных актов многие

рассчитаны лишь на случаи, когда строительные работы ведутся за счет

бюджетных средств. Наиболее важными из них являются: постановление

Правительства РФ от 20 июня 1993 г. № 585 «О государственной экспертизе

градостроительной и проектно-сметной документации и утверждении проектов

строительства»[14]; постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. №

220 «Об утверждении Временного положения о финансировании и кредитовании

капитального строительства на территории Российской Федерации»[15];

постановление Министерства строительства РФ от 16 февраля 1995 г. № 18-18

«Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы проектов

строительства объектов с привлечением иностранного капитала в Российской

Федерации»[16]; Положение о подрядных торгах в Российской Федерации,

утвержденное распоряжением Госкомимущества РФ и Государственного комитета

РФ по вопросам архитектуры и строительства от 13 апреля 1993 г. № 660-р/18-

7[17] и др.

Наряду с подзаконными актами, утвержденными на федеральном уровне, в

рассматриваемой области действует немало актов, принятых субъектами РФ.

Так, в Санкт-Петербурге в развитие Положения о подрядных торгах в

Российской Федерации распоряжением губернатора от 16 декабря 1996 г. № 551-

р утверждено Положение о подрядных торгах в Санкт-Петербурге[18].

Завершая общую характеристику действующего законодательства о

капитальном строительстве, следует отметить такую его особенность, как

вхождение в него большого массива нормативно-технических норм, т. е.

правил, регламентирующих технические процессы проектирования и ведения

строительно-монтажных работ, содержащих требования к используемым в

строительстве материалам, конструкциям и изделиям и т. п. Указанные правила

содержатся в так называемых Строительных нормах и правилах (СНиПах),

стандартах и технических условиях, различных инструкциях и положениях,

принимаемых уполномоченными государственными органами. Многие из

действующих правил данного вида были утверждены еще союзными ведомствами.

Продолжается процесс их постепенного обновления, обусловленный как научно-

техническим прогрессом, так и повышением требований к качеству и

безопасности объектов строительства.

Специфика правового регулирования отношений в рассматриваемой области,

нашедшая отражение в указанных выше актах, определяется основными

особенностями капитального строительства как деятельности, направленной на

создание новых и реконструкцию имеющихся основных фондов производственного

и непроизводственного назначения. Работы, выполняемые на основании

договоров строительного подряда, ведут к созданию или обновлению объектов

недвижимости. Вполне естественно, что начало таких работ должно быть

увязано с решением целого ряда вопросов, в частности выделением

соответствующего земельного участка, утверждением проектно-сметной

документации, получением согласовании органов, отвечающих за

градостроительную политику, пожарную и экологическую безопасность и т. п.

Далее, договор строительного подряда рассчитан, как правило, на

достаточно длительный период времени, в течение которого будут вестись

строительные работы, а также осуществляться эксплуатация объекта в период

гарантийного срока. За этот период может произойти существенное изменение

цен на строительные работы и материалы, может возникнуть потребность

внесения изменений в проектную документацию и т.д., что также учитывается

законодательством.

Договор строительного подряда предполагает также более активное

взаимодействие участвующих в нем сторон, в частности, совместное

преодоление препятствий к надлежащему исполнению договора; широкое

использование системы генерального подряда; соблюдение обязательных

нормативов и правил, касающихся качества работ и их безопасности, и т.д.

В дальнейшем внимание будет сосредоточено лишь на особенностях

правового регулирования отношений в сфере строительного подряда с учетом

того, что специфика выполнения строительных работ для государственных нужд

раскрыта в отдельном параграфе настоящей главы.

Понятие и элементы договора строительного подряда. По договору

строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок

построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные

строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые

условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную

цену (п. 1 ст. 740 ГК). Сравнивая данное определение с легальным

определением договора обычного подряда (п. 1 ст. 702 ГК), нетрудно

заметить, что наряду с предметом договора существенными условиями договора

строительного подряда являются еще цена и срок договора, без согласования

которых договор не может считаться заключенным. Кроме того, особо

выделяется такая обязанность заказчика, как «создание подрядчику

необходимых условий для выполнения работ».

Договор строительного подряда носит консенсуальный, возмездный и

взаимный характер. Основной сферой его применения является

предпринимательская деятельность.

Субъектами договора строительного подряда являются заказчик и

подрядчик. В роли заказчиков могут выступать в принципе любые физические и

юридические лица. Однако в рассматриваемой области выполнение функций

заказчика, в частности осуществление эффективного контроля за деятельностью

подрядчика, требует специальных знаний и навыков, а иногда — и наличия

особого разрешения на данный вид деятельности. Поэтому на практике функции

заказчика нередко передаются специализированным организациям, которые

действуют в качестве представителей тех лиц, для которых предназначен

строящийся объект. Таким образом, в строительном подряде заказчик и

инвестор очень часто не совпадают в одном лице.

Инвесторами являются лица, осуществляющие вложение собственных,

заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их

целевое использование (п. 3 ст. 2 Закона РСФСР «Об инвестиционной

деятельности в РСФСР»). Инвесторами могут быть органы, уполномоченные

управлять государственным и муниципальным имуществом, физические и

юридические лица, в том числе иностранные, международные организации и т.д.

Инвесторы могут сами выступать в роли заказчиков, если они располагают для

этого необходимыми возможностями, или могут возложить эти функции на других

лиц. В этом случае между инвестором и заказчиком заключается особый

инвестиционный договор, который по своей юридической природе чаще всего

является либо договором поручения, либо договором комиссии.

Опираясь на данный договор, лицо, действующее по поручению инвестора,

заключает с исполнителем работ договор строительного подряда, выступая в

нем в качестве заказчика. Таким образом, заказчик в договоре строительного

подряда — это лицо, которое от имени инвестора или от своего собственного

имени заключает договор с подрядчиком и обладает всеми правами и

обязанностями, вытекающими из этого договора.

В качестве подрядчиков выступают различные строительные и строительно-

монтажные организации, независимо от форм собственности, а также

индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на строительную

деятельность. В строительстве широко применяется система генерального

подряда, при которой функции генеральных подрядчиков принимают на себя

организации общестроительного профиля, а для выполнения специальных работ

привлекаются субподрядчики в лице специализированных фирм и организаций.

Предметом договора строительного подряда, как и договора обычного

подряда, является результат деятельности подрядчика, имеющий конкретную

овеществленную форму. Им может быть объект нового строительства, в том

числе построенный «под ключ»; реконструкция и техническое перевооружение

действующего предприятия; капитальный ремонт здания или сооружения; монтаж

технологического, энергетического и другого специального оборудования;

выполнение пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся

объектом работ Договор может охватывать как весь комплекс работ по объекту,

так и лишь часть из них. В случаях, предусмотренных договором, подрядчик

может принимать на себя обязанность не только сдать построенный им объект в

эксплуатацию, но и обеспечить его эксплуатацию в течение указанного в

договоре срока.

По общему правилу, нормы о договорах строительного подряда не

распространяются на отношения по непосредственному удовлетворению

потребностей граждан-потребителей. Если по договору строительного подряда

выполняются работы для удовлетворения бытовых или других потребностей

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.