рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Несостоятельность (банкротство )

вкладчиков путем гарантирования (либо обязательного страхования) банковских

вкладов.

Другой путь, намеченный в проекте федерального закона "О

несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", – введение

специальных досудебных процедур, предшествующих возбуждению дела о

банкротстве в арбитражном суде.

Речь идет о том, чтобы допустить возбуждение дела о несостоятельности

(банкротстве) банка в арбитражном суде лишь после соблюдения кредитором

обязательной детально регламентированной процедуры рассмотрения Центральным

банком заявления кредитора об отзыве лицензии соответствующего

коммерческого банка. Таким образом, финансовое состояние банка-должника

будет определяться Центральным банком с учетом всего комплекса показателей,

характеризующих его платежеспособность. При отсутствии признаков

несостоятельности Центральный банк откажет в отзыве лицензии. Тем самым

исключается возможность возбуждения дела о банкротстве, а кредитор будет

вынужден ограничиться обычным иском, вытекающим из гражданско-правового

обязательства. При наличии таких признаков Центральному банку предоставится

возможность принять меры к оздоровлению неплатежеспособного банка путем

введения временной администрации либо предложить его учредителям

(участникам) реорганизовать этот банк путем его присоединения к другому

банку, устойчивому и стабильному в имущественном обороте. И только после

принятия таких мер должно состояться возбуждение арбитражным судом дела о

банкротстве неплатежеспособного банка.

Названные вопросы решены в проекте федерального закона "О

несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" с учетом всех

особенностей, присущих этой категории должников [14, с.46].

5.4. Банкротство граждан.

Банкротство гражданина, не являющегося предпринимателем, представляет

собой новый для российского законодательства институт. Как отмечалось, в

большинстве правовых систем действуют нормы, регулирующие несостоятельность

граждан. Действовавший ранее российский закон предусматривал возможность

банкротства лишь гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем,

никак не регламентируя особенности такого банкротства. А между тем институт

банкротства гражданина рассматривается в развитых правовых системах как

один из наиболее эффективных способов защиты граждан, попавших волею

обстоятельств в тяжелое материальное положение, который позволяет в один

момент очиститься от бремени долгов и начать все сначала. В положении

должника с непосильным бременем обязательств может оказаться не только

индивидуальный предприниматель, но и всякий гражданин, взявший займ у

банка, купивший недвижимость или иной дорогостоящий товар в кредит и т. п.

Именно поэтому в федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)"

специальная глава регламентирует особенности банкротства гражданина [14,

с.46].

Основанием для признания гражданина банкротом признается неспособность

исполнить денежные обязательства или уплатить налоги и иные обязательные

платежи в связи с тем, что сумма имеющихся долгов превышает стоимость

имущества гражданина. Дело о банкротстве гражданина будет возбуждаться

арбитражным судом по заявлению как самого должника, так и его кредиторов.

При осуществлении процедуры банкротства свои требования к гражданину смогут

предъявить также кредиторы по обязательствам, связанным с возмещением вреда

жизни и здоровью, взысканием алиментов и иным обязательствам личного

характера. Но если даже такие требования не будут предъявлены, они, в

отличие от других обязательств гражданина, сохранят свою силу и после

окончания процедуры банкротства [14, с.47].

После завершения расчетов с кредиторами за счет выручки от продажа

имущества гражданина, за исключением имущества, на которое в соответствии с

процессуальным законодательством не может быть обращено взыскание,

гражданин, признанный банкротом, освобождается от всех, в том числе

оставшихся непогашенными, долгов.

Признание банкротом гражданина, являющегося индивидуальным

предпринимателем, будет означать также, что утрачивает силу его

государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя и

аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов

предпринимательской деятельности.

Положения о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными

предпринимателями, вызвали наибольшее количество возражении при принятии

нового закона. Основной аргумент противников введения института банкротства

граждан состоит в том, что это не соответствует Гражданскому кодексу РФ. В

связи с этим следует отметить, что отсутствие в тексте ГК статьи,

специально посвященное банкротству граждан, при наличии статей,

регулирующих банкротство индивидуальных предпринимателей (ст. 25) и

юридических лиц (ст. 65), вовсе не означает запрета на включение

соответствующих норм в текст Федерального закона "О несостоятельности

(банкротстве)".

Более того, реализация некоторых положений, содержащихся в Кодексе, на

мой взгляд, в принципе невозможна без регулирования порядка признания

граждан несостоятельными [14, с.47].

Прежде всего это касается норм, предусматривающих субсидиарную

ответственность учредителей (участников) юридических лиц за доведение

должника до банкротства (ст. 56 и 105 ГК), а также положения об

ответственности лиц, которые в силу закона или учредительных документов

юридического лица выступают от его имени (п. 3 ст. 53 ГК). В подобных

случаях размер ответственности граждан, к являющихся индивидуальными

предпринимателями, может во много раз превысив стоимость их имущества, что

будет иметь крайне негативные последствия как для самих граждан, так и для

иных их кредиторов (к примеру, для их детей, получающих алименты). Такие же

проблемы могут возникнуть и при реализации иных положений ГК,

устанавливающих субсидиарную. или солидарную ответственность физических лиц

по долгам юридических лиц. Единственное решение этой проблемы - введение

института банкротства граждан, не являющихся предпринимателями.

Кроме того, с точки зрения защиты прав и законных интересов кредиторов

невозможно объяснить, почему они вправе обратиться в арбитражный суд с

заявлением о банкротстве индивидуального предпринимателя, не оплатившего

небольшую партию переданного ему товара, и в то же время не могут добиться

возбуждения дела о банкротстве бывшего руководителя банка, не возвратившего

многомиллионные суммы займов [14, с.47].

У этой проблемы есть и другая сторона. Мировая практика исходит из

того, что институт банкротства граждан (так называемое "потребительское"

банкротство) является благом для добросовестных граждан, поскольку

позволяет им в ходе одного процесса освободиться от долгов, предоставив для

расчета с кредиторами свое имущество.

И тем не менее в соответствии со ст. 185 Федерального закона "О

несостоятельности (банкротстве)" положения о банкротстве граждан, не

являющихся индивидуальными предпринимателями, вступят в силу лишь с момента

введения в действие норм о банкротстве граждан, которые будут внесены в

Гражданский кодекс. Дело в том, что в настоящее время лишь формируется

служба судебных приставов-исполнителей, на плечи которых ляжет

ответственность за исполнение решений арбитражных судов о банкротстве

граждан. Однако данное обстоятельство не означает, что положения о

банкротстве граждан, содержащиеся в главе IX Федерального закона, вовсе не

будут применяться до внесения соответствующих изменений в Кодекс. По

правилам этой главы будет осуществляться банкротство индивидуальных

предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, что позволит

приобрести определенную практику по исполнению судебных решений о

банкротстве граждан [14, с.48].

6. Особенности банкротства ликвидируемого должника.

Каковы же особенности рассмотрения дела о банкротстве ликвидируемого

должника.

При подтверждении в ходе рассмотрения дела неспособности должника

удовлетворить требования кредиторов в полном объеме и наличия решения

органа, уполномоченного в соответствии с учредительными документами

должника или органа, уполномоченного собственником имущества должника -

унитарного предприятия о ликвидации, арбитражный суд принимает решение о

признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного

производства и назначает конкурсного управляющего [26, с.82].

Конкурсным управляющим может быть назначено арбитражным судом

физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального

предпринимателя и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника

и кредитора (пункт 1 ст. 19 Закона).

Особенностью назначения конкурсного управляющего при банкротстве

ликвидируемого должника является то, что обязанности конкурсного

управляющего могут быть возложены арбитражным судом на председателя

ликвидационной комиссии (ликвидатора) независимо от наличия лицензии

арбитражного управляющего.

Права и обязанности конкурсного управляющего определены в статье 20

Закона. Конкурсный управляющий несет ответственность согласно статье 21

Закона о банкротстве.

Анализ Закона о банкротстве позволяет сделать вывод о том, что при

банкротстве ликвидируемого должника конкурсным управляющим может быть

назначено лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального

предпринимателя.

Ведь председатель ликвидационной комиссии нередко будет являться

физическим лицом, не занимающимся предпринимательской деятельностью.

Хотелось бы обратить внимание на иной срок предъявления требований

кредиторов к ликвидируемому должнику [26, с.83].

В течение месячного срока, в отличие от срока, установленного статьей

100 Закона о банкротстве, после опубликования конкурсным управляющим

сведений о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии

конкурсного производства, кредитор вправе предъявить к нему свои

требования.

Особенности рассмотрения дела о банкротстве ликвидируемого должника не

применяются в том случае, если дело о банкротстве возбуждено по заявлению

собственника имущества должника - унитарного предприятия, учредителя

(участника) должника или руководителя должника, поданному до создания

ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора).

В указанном случае применяются правила главы VI Закона. В случае

выявления органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических

лиц, обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 174 Закона о

банкротстве, т.е. при установлении, что стоимость имущества ликвидируемого

юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, была

недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, а ликвидация не была

произведена в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, указанный

орган отказывает ликвидируемому должнику во внесении в единый

государственный реестр юридических лиц записи о прекращении юридического

лица [26, с.82].

Для юридического лица, как уже отмечалось, банкротство наступает,

когда оно неспособно удовлетворить требования кредиторов по денежным

обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных

платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не

исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их

исполнения (статья 3 Закона). Это правило применяется и к отсутствующему

должнику.

Основанием для признания гражданина банкротом признается неспособность

исполнить им в течение трех месяцев денежные обязательства или уплатить

налоги и иные обязательные платежи в связи с превышением суммы имеющихся

долгов над стоимостью принадлежащего ему имущества. В отношении

отсутствующего должника-гражданина данное положение применяется [26, с.83].

7. Банкротство отсутствующего должника.

Проблема банкротства отсутствующего должника нашла свое отражение и

решение в §2 главы Х Закона о банкротстве.

Заявление о признании отсутствующего должника банкротом принимается

арбитражным судом независимо от размера кредиторской задолженности [26,

с.83].

К отсутствующим должникам Закон о банкротстве относит юридические

лица, которые фактически прекратили свою деятельность, в том числе не

проводят текущие платежи в течение длительного времени, не находятся по

адресу, указанному в учредительных документах, и установить их

местонахождение не представляется возможным.

Под отсутствующим должником-гражданином Закон о банкротстве понимает

физическое лицо, которое прекратило заниматься предпринимательской

деятельностью, отсутствует по месту жительства и местонахождение его

неизвестно.

Положения, предусмотренные §2 главы Х Закона, применяются и в том

случае, если имущество должника юридического лица заведомо не позволяет

покрыть судебные расходы по делу о банкротстве. Арбитражный суд может

установить отсутствие или недостаточность имущества для покрытия указанных

расходов из баланса должника, представленного по запросу суда

государственной налоговой службой.

Кроме того, указанные положения применяются и в случае отсутствия

операций по счетам должника в течение 12 месяцев.

Заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть

подано в арбитражный суд конкурсного кредитором, налоговым или иным

уполномоченным органом, а также прокурором.

Как правило, арбитражный суд в трехмесячный срок с момента принятия к

производству заявления о признании должника банкротом его рассматривает и

принимает решение по делу (статья 47 Закона). В отношении отсутствующего

должника Закон предусматривает сокращенный срок рассмотрения дела -

двухнедельный, так как в отношении отсутствующего должника не вводится

процедура наблюдения и внешнего управления.

Государственный орган по банкротству и финансовому оздоровлению обязан

в недельный срок после поучения решения арбитражного суда о признании

отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства

представить кандидатуру конкурсного управляющего, отвечающую требованиям,

предусмотрежым статьей 19 Закона. Вместе с тем, арбитражный суд, в случае

отсутствия такой кандидатуры, вправе назначить конкурсным управляющим

сотрудника государственного органа по делам о банкротстве и финансовому

оздоровлению [26, с.83].

Размер вознаграждения конкурсному управляющемуу устанавливается в

порядке, предусмотренном статьей 22 Закона.

Если обязанности конкурсного управляющего; осуществляет сотрудник

государственного органа по деам о банкротстве и финансовому оздоровлению,

то размер и порядок выплаты ему вознаграждения, видимо, должен быть

определен правовыми актами Российской Федерщии или в установленном ими

порядке.

Следует отметить, что порядок, предусмотренньй для назначения

конкурсного управляющего (пункт 1 статья 99), в отношении отсутствующего

должника не применяется.

Конкурсный управляющий письменно уведомляет о банкротстве

отсутствующего должника всех известных ему кредиторов отсутствующего

должника. Указанные кредиторы в месячный срок со дня получения уведомления

могут предъявить свои требования.

Как представляется, конкурсный управляющий, помимо указанного

уведомления, должен публиковать сведения о признании отсутствующего

должника банкротом и об открытии конкурсного производства в соответствии со

статьей 100 Закона о банкротстве, поскольку у управляющего нередко будут

отсутствовать сведения о кредито-рах [26, с.84].

Установление размера требований кредиторов произ-водится в порядке,

предусмотренном статьями 46 и 75 Закона о банкротстве.

Если в ходе конкурсного производства, конкурсный управляющий обнаружит

имущество (как минимум имущество должника - юридического лица должно

позволить покрыть судебные расходы и расходы на выплату вознаграждения

конкурсному управляющему) должника, то он вправе ходатайствовать о

прекращении упрощенной процедуры и переходе к общим процедурам банкротства.

При наличии такого ходатайства арбитражный суд может вынести определение о

прекращении упрощенной процедуры банкротства и переходе к общим процедурам

банкротства. [26, с.84].

При наличии имущества у отсутствующего должника, конкурсный

управляющий осуществляет расчеты с креди-торами. Практика показывает, что

имущество у такого должника, как правило, отсутствует.

При обнаружении конкурсным управляющим имущества отсутствующего

должника и после его продажи, прежде всего вырученная сумма идет на

покрытие судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения конкурсному

управляющему. После чего, требования кредиторов в отношении отсутствующих

должников - юридических лиц удовлетворяются в очередности, предусмотренной

статьей 106 Закона о банкротстве.

Требования кредиторов в отношении отсутствующих граждан-должников

удовлетворяются в порядке очередности, предусмотренной статьей 161 Закона о

банкротстве.

Кредиторы вправе оспорить в арбитражном суде полное или частичное

отклонение конкурсным управляющим заявленных ими требований, либо

очередность их удовлетворения, но до момента утверждения ликвидационного

баланса.

Возникает вопрос о том, кто будет утверждать составленный конкурсным

управляющим ликвидационный баланс. Ответа нет, так как собрание (комитет)

кредиторов при банкротстве отсутствующего должника не созывается, а на

арбитражный суд такой обязанности не возложено Законом.

Расчеты с кредиторами должника - юридического лица и должника-

гражданина осуществляются в порядке, предусмотренном статьями 107 - 111

настоящего Феде-рального закона.

После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий

составляет ликвидационный баланс и представляет его в арбитражный суд

вместе с отчетом о своей деятельности.

После рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о

результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит

определение о завершении конкурсного производства.

Конкурсный управляющий представляет определение арбитражного суда о

завершении конкурсного производства в орган, осуществляющий государственную

регистрацию юридических лиц, в течение десяти дней с момента вынесения

указанного определения.

Полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное

производство считается завершенным, а отсутствующий должник - юридическое

лицо ликвидированным с момента внесения в единый государствен-ный реестр

юридических лиц записи о ликвидации должника [26, с.84].

8. Заключение.

Законодательство России о банкротстве, если не учитывать

дореволюционный период, является достаточно молодым. Но некоторые авторы

считают необходимым принятие нового закона о несостоятельности, мотивируя

это тем, что Закон “О несостоятельности (банкротстве) предприятий” уже

устарел. Рассмотрим, так ли это на самом деле.

Закон о несостоятельности нельзя рассматривать в отрыве от прочих

нормативных актов по вопросам несостоятельности, так как он, с одной

стороны, содержит достаточно большое количество отсылочных норм, с другой

стороны, некоторые его нормы нуждаются в толковании. Так, до опубликования

письма ВАС об обзоре практики применения арбитражными судами

законодательства о несостоятельности (банкротстве) судами не принимались

заявления о признании должников несостоятельными от физических лиц и

иностранных организаций. Также в этом обзоре были проанализированы и

разрешены наиболее часто встречающиеся ошибки или затруднения в применении

законодательства о банкротстве.

Встречаются претензии к закону по поводу слабого регулирования

положения работников предприятия - банкрота и необходимости внесения ряда

дополнений, в частности, по поводу обязанности собственника трудоустроить

определенную часть работников в случае банкротства предприятия, сохранить

заработную плату на бо’льший срок и т.д. Правовое положение работников

несостоятельного предприятия - вопрос достаточно важный, но он должен быть

разрешен иными методами. В частности, в Соглашение профсоюзов

машиностроителей на 1994 год были включены положения об обязанности

работодателя в случае ликвидации предприятия или массового увольнения

работников в связи с банкротством обеспечить трудоустройство не менее 75%

высвобожденных работников. Такой путь решения проблемы представляется более

правильным, чем внесение изменений в закон. Несостоятельность предприятий

затрагивает различные стороны деятельности, и не следует забывать, что

ответы на вопросы, связанные с банкротством, разрешаются не только Законом

о несостоятельности, но и иными отраслями законодательства.

9. Литература:

1. Конституция Российской Федерации. 1993.

2. Гражданский кодекс РФ. Ч. I, Ч. II.– М.: "Новая волна", 1997. 512 с.

3. Арбитражно-процессуальный кодекс РФ от 05 апреля 1995 г. №70-ФЗ.

4. Закон РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий". Принят ВС РФ

19 ноября 1992 г.

5. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 08 января 1998

г. №6 ФЗ.

6. Баренбойм Л. Правовые основы банкротства. М. 1994.

7. Витрянский В.В. Реформа законодательства о несостоятельности

(банкротстве). Комментарий к закону // Вестник Высшего Арбитражного суда

РФ. Специальное приложение № 2, февраль 1998. М.: Издание "Юрист" 1998г.

8. Власов В.И. Банкротство и безработица // Хозяйство и право. № 3. 1995.

Никитина О.А. Процедура наблюдения // Вестник Высшего Арбитражного суда

РФ, спец. приложение №2. 1998.

9. Никитина О.А. Конкурсное производство // Закон. № 6. 1998.

10. Орловский Ю.П. Банкротство предприятий и права трудового коллектива //

Право и экономика. №5-6. 1997.

11. Устав судопроизводства торгового. Санкт-Петербург, 1905.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.