рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Несостоятельность (банкротство )

здоровью, обязательства по выплате вознаграждения и обязательства перед

учредителями (участниками) должника - юридического лица, вытекающие из

такого участия.

Таким образом, с введением указанных норм в законодательстве о

банкротстве устранен источник возникновения множества спорных вопросов при

рассмотрении в судах дел данной категории.

Минимальный размер денежных обязательств должника для возбуждения дела

о его несостоятельности (банкротстве) должен составлять по Закону 1992 г.

(ч. 3 ст. 3) 500 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ).

Эта сумма была одинакова для юридических лиц и граждан,

зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.

Новый Закон оставляет прежним размер денежных обязательств и

обязательных платежей для юридических лиц и уменьшает его для граждан.

Так, в ст. 5 и 29 предусмотрено, что дело о банкротстве может быть

возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому

лицу составляют не менее 500 МРОТ, а к должнику - гражданину - не менее 100

МРОТ, если иное не предусмотрено законом.

На возможность выступления кредиторов вместе, то есть объединения

требований, в Законе 1992 г. указывала только оговорка п. 3 ст. о том, что

размер требований к должнику "в совокупности" должен составлять

определенную сумму. Процедура выступления нескольких кредиторов с одним

заявлением не была прописана.

В связи с недостаточно ясной формулировкой возможности объединения

требований всех или нескольких кредиторов вновь потребовалось разъяснение

Высшего Арбитражного Суда РФ. В п. 3 Обзора практики применения

арбитражными судами законодательства о несостоятельности (банкротстве) от

25.04.1995 отмечено, что по делу о несостоятельности (банкротстве) на

стороне заявителя могут выступить несколько кредиторов, если требования

каждого из них в отдельности меньше необходимой суммы (500 МРОТ).

Арбитражный суд вправе принять к рассмотрению требования нескольких

кредиторов и возбудить производство по делу о банкротстве. Все кредиторы,

чьи требования вошли в общую сумму первоначально заявленного требования,

имеют одинаковые процессуальные права, которые закон предоставляет

кредитору-заявителю.

Новый Закон исправляет указанный недостаток Закона 1992 года и в ст.

36 четко определяет, что заявление кредитора может быть основано на

объединенной задолженности по различным обязательствам, и кредиторы вправе

объединить свои требования к должнику и обратиться в суд с одним заявлением

кредитора. Подобное заявление подписывается кредиторами, объединившими свои

требования.

В связи с более четким определением возможности объединения требований

кредиторов следует ожидать, что в судебной практике не придется больше

уделять этому вопросу особое внимание [18, с.2].

Сумма кредиторской задолженности, при наличии которой может быть

возбуждено дело о банкротстве, осталась прежней. Необходимо отметить, что

установленная сумма, составляющая на сегодня около 42 тыс. деноминированных

рублей, слишком мала для средних и крупных предприятий. На наш взгляд,

указанная сумма должна быть установлена в зависимости от масштаба

предприятийдолжников в пределах 1000-3000 минимальных размеров оплаты

труда.

Также важно отметить, что по смыслу ст. 3 Закона неплатежеспособность

предприятия является единственным и достаточным признаком банкротства, то

есть неплатежеспособность является основанием для признания предприятия

банкротом.

В российских условиях нередки случаи, когда предприятие не может

расплатиться с кредиторами потому, что ему не отдали долги дебиторы. В

Законе при определении признаков банкротства не предусмотрено наличие у

предприятия дебиторской задолженности.

Однако принятие мер по взысканию дебиторской задолженности “вдруг”

появляется среди прав и обязанностей внешнего управляющего (п. 2 ст. 74

нового Закона). А в плане внешнего управления, называемом внешним

управляющим, в качестве мер по восстановлению платежеспособности

рекомендованы ликвидация дебиторской задолженности и уступка прав

требований должника (ст. 85 нового Закона).

Это также предусмотрено при проведении конкурсного производства.

Например, конкурсный управляющий вправе выставить на торги права требования

должника (п. 1 ст. 113 нового Закона) [20, с.4].

4. Процедуры, применяемые по отношению к должнику.

При отсутствии признаков банкротства арбитражный суд отказывает в

удовлетворении соответствующего заявления о банкротстве должника. Однако

наличие таких, признаков (неспособность должника в данный момент погасить

денежные обязательства и уплатить налоги в бюджет и внебюджетные фонды)

вовсе не означает, что должник как банкрот будет подлежать обязательной

ликвидации. Помимо процедуры конкурсного производства, применяемой при

ликвидации должника – юридического лица, к нему могут быть применены и иные

процедуры: наблюдение; внешнее управление; мировое соглашение. В отношении

должника-гражданина возможно либо конкурсное производство, либо мировое

соглашение. Последнее слово в выборе конкретной процедуры, применяемой к

должнику, всегда остается за арбитражным судом [12, с.39].

4.1. Наблюдения.

При разбирательстве дела о банкротстве арбитражным судом вводится

процедура наблюдения в отношении предприятия-должника.

Смысл установления данной дополнительной процедуры состоит в том, что

на момент принятия арбитражным судом к производству заявления о банкротстве

должника еще не ясно, является ли он фактически несостоятельным (то есть в

состоянии ли он удовлетворить требования кредиторов по денежным

обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных

платежей в полном объеме). Поэтому введение наблюдения и ограничение

полномочий его руководителя позволят определить состояние

платежеспособности должника, сохранить его имущество и кроме этого является

разумным компромиссом между соблюдением интересов предприятия-должника и

кредиторов.

Наблюдение - одна из процедур банкротства, применяемая к должнику с

момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом

до момента, определяемого в соответствии с Законом о банкротстве (принятия

арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии

конкурсного производства, или введения внешнего управления, или утверждения

мирового соглашения, или отказа в признании должника банкротом), в целях

обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового

состояния. Указанная процедура вводится арбитражным судом на 3 месяца с

момента принятия им заявления о банкротстве.

Следует обратить внимание на то, что суд не во всех случаях назначает

наблюдение. Оно не вводится в отношении ликвидируемого юридического лица,

отсутствующего должника, организаций, осуществлявших незаконную

деятельность по привлечению денежных средств, а также граждан, не

являющихся индивидуальными предпринимателями [24, с.107].

Специального внимания заслуживает норма о назначении временного

управляющего. Арбитражный суд в определении о введении наблюдения указывает

о назначении временного управляющего (наблюдателя).

При невозможности определения кандидатуры временного управляющего при

принятии заявления о признании должника банкротом арбитражный суд выносит

отдельное определение о его назначении не позднее десяти дней со дня

принятия указанного заявления (п. 3 ст. 41 Закона).

Определение арбитражного суда о назначении временного управляющего, в

отличие от определения о назначении внешнего или конкурсного управляющего,

не подлежит немедленному исполнению. Кроме того, оно не может быть

обжаловано [12, с.39].

В Законе определен статус арбитражного управляющего. Временным

управляющим может быть назначено арбитражным судом физическое лицо,

зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее

специальными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом в отношении

должника и кредиторов (п. 1 ст. 19 Закона).

В пункте 1 статьи 59 Закона говорится о том, что в случае

невозможности определения кандидатуры временного управляющего, то есть при

отсутствии кандидатур, предложенных кредиторами, и предложений из числа

лиц, зарегистрированных в качестве арбитражных управляющих, при принятии

заявления о признании должника банкротом арбитражный суд обращается в

государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению,

который в недельный срок с момента получения запроса предлагает кандидатуру

временного управляющего. В случае отсутствия других кандидатур арбитражный

суд может назначить временного управляющего из числа сотрудников

государственного органа по представлению последнего, но не позднее, как

было сказано выше, десяти дней с момента принятия указанного заявления (п.

4 ст. 185 Закона). Следует отметить, что должник сам не вправе предлагать

кандидатуру временного управляющего [24, с.108].

Временный управляющий за неисполнение или ненадлежащее исполнение

возложенных на него обязанностей, которое повлекло убытки для должника или

кредиторов или даже при отсутствии таких последствий, несет ответственность

согласно статье 21 Закона о банкротстве.

Вознаграждение временному управляющему за осуществление им своих

полномочий устанавливается в соответствии со статьей 22. Это вознаграждение

выплачивается за счет имущества должника, если иное не предусмотрено

Законом о банкротстве или соглашением с кредиторами.

Практика показывает, что размер вознаграждения управляющего равен

приблизительно размеру заработной платы руководителя организации-должника.

Последствия вынесения арбитражным судом определения о принятии

заявления о признании должника банкротом содержатся в статье 57. С момента

вынесения арбитражным судом определения о принятии заявления о банкротстве

должника имущественные требования к должнику могут быть предъявлены только

с соблюдением порядка, установленного Законом (статьи 46, 63, 75 и 114).

Так, кредиторы могут предъявить свои требования к должнику в месячный

срок с момента получения уведомления временного управляющего о принятии

арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Указанные

требования направляются в арбитражный суд и должнику. Установление размера

требований кредиторов необходимо для участия голоса в первом собрании

кредиторов (ст. 63 Закона) и обладания на нем правом [24, с.109].

Требования кредиторов направляются временному управляющему с

приложением документов, позволяющих определить указанные требования как

установленные. Размер денежных обязательств по требованиям кредиторов

считается установленным, если он подтвержден вступившим в законную силу

решением суда или документами, свидетельствующими о признании должником

этих требований и в иных случаях, предусмотренных Законом.

Например, Закон устанавливает, что кредиторы вправе предъявить свои

требования и в любой момент в ходе внешнего управления. Указанные

требования направляются внешнему управляющему. Кроме этого внешнему

управляющему кредиторы направляют установленные в соответствии с Законом о

банкротстве требования с приложением документов, позволяющих определить

указанные требования как установленные [24, с.109].

Внешний управляющий в двухнедельный срок рассматривает соответствующие

требования и заносит их в реестр требований кредиторов. В течение месяца с

момента получения указанного требования о результатах его рассмотрения

уведомляет кредитора.

Кредитор при несогласии с внешним управляющим обращается в арбитражный

суд в месячный срок с момента получения уведомления от внешнего

управляющего. Арбитражный суд рассматривает данное заявление в порядке,

предусмотренном статьей 46.

При отсутствии возражений в указанный выше срок требования кредиторов

считаются установленными в размере, составе и очередности удовлетворения,

как они определены внешним управляющим.

Арбитражный суд в указанных в Законе случаях, в частности при

непринятии руководителем мер по обеспечению сохранности имущества, вправе

отстранить руководителя должника. В этих случаях исполнение обязанностей

руководителя должника возлагается на временного управляющего.

Об отстранении руководителя должника от должности арбитражный суд

выносит определение, которое может быть обжаловано, в том числе и

руководителем должника [24, с.110].

Согласно пункту 5 статьи 58 Закона с момента введения наблюдения

аресты и иные ограничения должника по распоряжению принадлежащим ему

имуществом могут быть наложены исключительно в процессе банкротства.

Закон содержит права и обязанности временного управляющего (статьи 20,

60, 61, 150). Так, статья 20 содержит положения, определяющие права и

обязанности арбитражных управляющих. В частности, согласно абзацу 2 пункта

1 статьи 60 временный управляющий вправе предъявлять в арбитражный суд от

своего имени требования о признании недействительными сделок, а также о

применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или

исполненных должником с нарушением требований, установленных Законом о

банкротстве (сделки, заключенные или исполненные с нарушением требований,

предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 58).

Возникает вопрос, является ли такой иск самостоятельным или он

рассматривается в деле о банкротстве? Думается, что такого рода иски не

должны рассматриваться в деле о банкротстве.

Подробно раскрываются обязанности временного управляющего по анализу

финансового состояния должника, установлению размера требований кредиторов

и созыву первого собрания кредиторов (статьи 62-64 Закона).

Немаловажная роль в осуществлении процедур банкротства отводится

Законом собранию кредиторов, образуемому в целях защиты интересов всех

кредиторов (статьи 12-14, 64-66 Закона).

Арбитражный суд на основании решения собрания кредиторов принимает

решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства,

или выносит определение о введении внешнего управления, либо утверждает

мировое соглашение. Вместе с тем арбитражный суд вправе принять иное

решение в установленных Законом случаях. В частности, если имеются

достаточные основания полагать, что решение собрания кредиторов об

обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и

открытии конкурсного производства принято в ущерб большинства кредиторов и

установлена реальная возможностьвосстановления платежеспособности должника,

арбитражный суд вправе ввести внешнее управление.

Особо следует отметить, что арбитражный суд, перед тем как принять

решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного произ-

водства, или вынести определение о введении внешнего управления, или

утвердить мировое соглашение, обязан проверить правомочность первого

собрания кредиторов [24, с.112].

В том случае, если собрание кредиторов не приняло решения о введении

внешнего управления или решения о заключении мирового соглашения либо

временный управляющий в недельный срок не представил ни одно из указанных

решений при наличии признаков банкротства, арбитражный суд принимает

решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.

Вместе с тем в случаях, предусмотренных в Законе о банкротстве, в

частности, если после проведения первого собрания кредиторов появились

обстоятельства, дающие достаточные основания полагать, что

платежеспособность должника может бьть восстановлена, арбитражный суд

вправе вынести определение о введении внешнего управления. Определение

арбитражного суда о введении внешнего управления подлежит немедленному

исполнению и может быть обжаловано.

С момента принятия какого-либо из указанных выше решений арбитражным

судом процедура наблюдения прекращается. Временный управляющий продолжает

исполнять свои обязанности до момента назначения внешнего или конкурсного

управляющего [24, с.112].

4.2. Внешнее управление.

Процедуру внешнего управления нельзя считать новой для нашего

законодательства, но стоит отметить ее более детальное и тщательное

регулирование.

Пробелы ранее действовавшего закона нередко дискредитировали саму идею

восстановления платежеспособности должника в период осуществления внешнего

управления. Как известно, основным средством, создающим условия для

восстановления платежеспособности должника, является мораторий на

удовлетворение требований кредиторов. Прежний закон ограничивался нормой, в

соответствии с которой на период проведения внешнего управления имуществом

должника вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов к

должнику (п. 3 ст. 12) и не связывал введение моратория с прекращением

начисления на должника неустоек (штрафов, пеней) по денежным обязательствам

и финансовых (экономических) санкции по обязательным платежам. В результате

шансы должника на восстановление платежеспособности сводились к нулю, ибо

весь период внешнего управления, стало быть, и действия моратория над ним

дамокловым мечом висел нарастающий, как снежный ком, груз неустоек и

финансовых санкций. В этих условиях мораторий на старые долги практически

терял смысл [14, с.41].

По новому Закону мораторий на удовлетворение требований кредиторов

будет означать не только приостановление исполнения судебных решении и иных

исполнительных документов о взыскании с должника задолженности, возникшей

по обязательствам, срок исполнения по которым наступил до введения внешнего

управления.

В этот период не будут также начисляться неустойки (штрафы, пени) по

этим обязательствам и финансовые (экономические) санкции по обязательным

платежам, а также проценты за пользование чужими денежными средствами. В

целях компенсации потерь кредиторов и государства (по обязательным

платежам) на все "замороженные" суммы должны начисляться лишь проценты по

ставке рефинансирования Центрального банка РФ [14, с.41].

Осуществление процедуры внешнего управления возлагается на внешнего

управляющего, кандидатура которого предлагается арбитражному суду собранием

кредиторов. Им может оказаться и временный управляющий, который был

назначен арбитражным судом на период наблюдения. Руководитель организации-

должника отстраняется от выполнения своих обязанностей. Полномочия всех

органов юридического лица переходят к внешнему управляющему, в том числе и

полномочия по распоряжению имуществом должника. Однако крупные сделки -

сделки с недвижимостью и сделки с иным имуществом, стоимость которого

превышает 20 процентов балансовой стоимости активов должника, - внешний

управляющий сможет заключить только с согласия собрания (комитета)

кредиторов, если иное не будет предусмотрено планом внешнего управления

[14, с.42].

Внешнему управляющему предоставляется право отказаться от исполнения

договоров должника, которые носят длительный характер либо рассчитаны на

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.