рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Некоммерческие организации

населения и пр., что в целом способствует улучшению условий

функционирования бизнеса.

В свою очередь некоммерческие организации получают необходимые для

выполнения основной деятельности материальные и финансовые ресурсы,

возможность использовать современные виды оборудования, сырья, связи,

повышать квалификацию работников и пр. Использование средств жертвователей

дает возможность некоммерческим организациям успешно решать проблему

реализации экономических благ с достаточно высокими издержками

производства, что способствует укреплению их позиций по сравнению с

коммерческими организациями. Однако, несмотря на взаимовыгодность данной

сделки, некоммерческие организации в определенной мере лишаются

самостоятельности. Это определяется в выборе стратегии развития

организации, формировании и расходовании бюджета, подборе кадров и пр.

Целевые поступления от физических и юридических лиц — важный

источник формирования доходов некоммерческой организации. Эти средства

предназначены для выполнения конкретных программ. Такого рода средства

часто поступают в некоммерческие организации через благотворительные и иные

целевые фонды. Такое выделение ресурсов широко используется во многих

странах мира и известно как «система грантов».

Средства из государственного бюджета поступают некоммерческим

организациям на осуществление отдельных проектов, программ, мероприятий.

Взаимоотношения государственной, в том числе местной, администрации с

некоммерческими организациями в развитых странах носят целевой, системный

характер. Эти структуры активно привлекаются к разработке и реализации

федеральных, региональных и местных социально-экономических программ. В

ряде случаев между некоммерческими организациями и государством

устанавливаются долгосрочные контрактные соглашения. Заключение таких

контрактов происходит на конкурсной основе. В частности, в США за последнее

время некоммерческие организации были включены в выполнение почти 600

федеральных программ.

В России пока средства из государственного бюджета поступают

некоммерческим организациям стихийно и бессистемно. Их получение часто

зависит от личной договоренности руководителей той или иной некоммерческой

организации с представителями органов государственной власти. Такая основа

не всегда может быть прочной.

Выручка от реализации товаров и услуг занимает значительное место в

составе доходов некоммерческой организации. Этот вид дохода может

складываться из выручки от реализации продукции, создание которой

представляет основную либо предпринимательскую деятельность[12]

некоммерческой организации.

Ограниченность ресурсов государственного бюджета, сложность

получения целевых ассигнований, добровольных пожертвований вынуждают

некоммерческие организации увеличивать в общей сумме доходов долю средств

от платной реализации экономических благ.

Экономическое поведение некоммерческих организаций на рынке в

процессе реализации продукции на платной основе существенно не отличается

от экономического поведения коммерческих структур. Огромное количество

примеров функционирования организаций некоммерческого сектора

(университетов, колледжей, научных и информационных центров, клиник и пр.)

подтверждает их эффективность, высокую конкурентоспособность. Это

объясняется не только усиливающимся спросом на продукцию некоммерческих

организаций, но и тем, что в данном секторе экономики удается достаточно

полно сочетать принципы современного предпринимательства с инициативой,

творчеством, высоким уровнем профессионализма занятых здесь работников.

Дивиденды (доходы, проценты) некоммерческие организации получают по

акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам. В России развитие

этого источника формирования бюджета некоммерческой организации

сдерживается достаточно большим риском ведения фондовых операций на

отечественном рынке, ограниченными финансовыми ресурсами некоммерческих

организаций.

Доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации,

включают поступления от сдачи в аренду помещений, оборудования, земельных

участков и др.

Средства поступают в некоммерческие организации в денежной форме, в

виде поставок оборудования, сырья, материалов, выполнения работ, оказания

услуг (техническая помощь, консалтинг, менеджмент, маркетинг, подготовка и

переподготовка персонала, юридические услуги и др.).

Источники формирования дохода некоммерческой организации зависят от

формы собственности, вида создаваемых благ, характера их предоставления

потребителям.

Статистическая информация показывает , что многие негосударственные

некоммерческие организации за рубежом являются «бюджетными» организациями,

так как получают значительные средства от государства. Это характерно

особенно для некоммерческих организаций, занятых в сфере образования,

здравоохранения, науки, социального обеспечения и др. Например, в сфере

здравоохранения на долю средств государственного бюджета приходится около

60 процентов совокупного дохода негосударственных некоммерческих

организаций. В сфере социальных услуг этот источник составляет более 50

процентов.

Добровольные пожертвования, целевые поступления имеют существенное

значение для развития некоммерческих организаций, созданных и

функционирующих в благотворительных целях, целях оказания содействия и

развития. В такого рода некоммерческих организациях добровольные

пожертвования, целевые поступления составляют более 30 процентов годового

дохода.

Взносы участников, доход от платной реализации товаров и услуг,

собственности и прав образуют около 70 процентов доходов некоммерческих

организаций сферы культуры и досуга, более половины дохода образовательных,

благотворительных организаций.

4.2. Состав расходов некоммерческой организации.

Функционирование некоммерческой организации связано с осуществлением

определенных расходов[13]. Их можно подразделить на следующие виды:

-расходы по выполнению основной уставной деятельности (административно-

хозяйственные расходы и расходы по выполнению программ и мероприятий, на

которые получены средства целевых поступлений);

-расходы, связанные с предпринимательской деятельностью;

-средства, переданные в результате внутрихозяйственных расчетов;

-потери и списания.

Распределение расходов некоммерческой организации зависит от формы

собственности, ведения предпринимательской деятельности, целевых программ и

мероприятий.

Некоммерческие организации в зависимости от целей функционирования,

особенностей финансирования и затрат в мировой практике подразделяются на

рыночных и нерыночных производителей.

К рыночным некоммерческим организациям относятся:

-некоммерческие организации, занятые рыночным производством;

-некоммерческие организации, обслуживающие коммерческие предприятия.

К некоммерческим организациям, занятым рыночным производством,

относятся организации, реализующие свою продукцию по рыночным ценам.

Рыночными некоммерческими организациями являются многие школы, колледжи,

университеты, клиники, больницы и т. д. Все они представляют продукцию

потребителям, как правило, по достаточно высоким ценам. В их основе

находятся производственные затраты.

Некоммерческие организации рыночного типа не являются

благотворительными организациями, так как их основной целью является

предоставление экономических благ высокого качества в области образования,

здравоохранения, социального обеспечения и др. Дополнительные источники

финансирования, связанные со статусом некоммерческой организации,

используются в основном для того, чтобы несколько снизить высокую плату,

которую они вынуждены устанавливать на основе соответствующего уровня

затрат.

Некоммерческие организации, обслуживающие коммерческие предприятия,

создаются ассоциациями предпринимателей, интересам которых они призваны

содействовать. К ним относятся торговые палаты, сельскохозяйственные,

производственные или торговые ассоциации, организации предпринимателей,

исследовательские или испытательные лаборатории и т. д

Некоммерческие организации, занятые нерыночным производством, —

организации, предоставляющие продукцию другим институционным единицам

бесплатно или по ценам, которые не являются экономически важными. Такого

рода некоммерческие организации не в состоянии получать финансовую выручку.

Поэтому основным источником их финансирования являются регулярные взносы

учредителей, добровольные пожертвования физических и юридических лиц,

трансферты и др.

Некоммерческие организации, занятые нерыночным производством, могут

быть разделены на две основные группы:

-некоммерческие организации, контролируемые и в основном финансируемые

правительством;

-некоммерческие организации, представляющие нерыночные блага домашним

хозяйствам, финансируемые в основном за счет домашних хозяйств, корпораций

и нерезидентов

Некоммерческие организации, контролируемые и в основном

финансируемые правительством относятся к сектору общего государственного

управления независимо от того, какого рода институционные единицы извлекают

пользу из их деятельности.

К некоммерческим организациям, обслуживающим домашние хозяйства,

относятся организации, предоставляющие блага домашним хозяйствам бесплатно

или по ценам, которые не являются экономически важными.

Ресурсы таких некоммерческих организаций создаются в основном за

счет денежных средств и материальных ценностей, поступающих от населения,

предприятий, правительства, а также аналогичных зарубежных организаций.

4.3. Налогообложение некоммерческих организаций.

В России налоговый статус некоммерческой организации во многом

зависит от ведения или отсутствия предпринимательской деятельности[14].

Если некоммерческая организация осуществляет только основную, уставную

деятельность, то она имеет право на льготы при уплате налогов. Вместе с тем

это не означает, что некоммерческая организация полностью освобождена от

уплаты всех налогов.[15] В случае ведения предпринимательской деятельности

некоммерческая организация обязана уплачивать налог на прибыль и налог на

добавочную стоимость[16], а также другие налоги и сборы. Однако и в этом

случае предусмотрены льготы как для отдельных некоммерческих организаций,

так и по отдельным видам их деятельности.

Ряд существенных налоговых льгот предоставляется некоммерческим

организациям федеральным законодательством. Эти льготы действуют на всей

территории России. Кроме этого, на местном уровне и уровне субъекта

федерации, как правило, предоставляются дополнительные льготы в части

налогов, поступающих в их бюджет. Часто при этом налоговые льготы на уровне

субъекта федерации или местном уровне довольно значительны.

Заключение.

Период массового становления российских некоммерческих организаций

– более 10 лет в историческом плане небольшой. Однако его значимость для

развития правового сознания населения страны трудно переоценить. Возникнув

за короткий период во всех регионах страны, некоммерческие организации

сразу включились в работу со всеми слоями населения, нуждающимися в

правовой защите, тем самым, способствуя вытеснению идеологических принципов

общественных отношений и их замене правовыми.

Сегодня некоммерческие организации в России – это не только

реальность, но и активная сила, являющаяся символом самодеятельности масс,

надежной опорой государства на пути демократизации общественной жизни.[17]

Инициативные программы некоммерческих организаций направлены на

правовую защиту, бесплатное юридическое консультирование, правовое

просвещение населения. По сути, речь идет о правовой благотворительности

социально-активных людей, чьим жизненным кредо является бескорыстная

деятельность во имя гуманности общественных отношений, приоритета интересов

личности.

За прошедшие года некоммерческие организации в России смогли

упрочиться и функционально, и материально. Сложилось тесное сотрудничество

некоммерческих организаций со средствами массовой информации. Последнее

однако не всегда реализуется в той форме и в тех масштабах, которые

желательны для некоммерческих организаций. Тем не менее, тенденции этого

сотрудничества благоприятные.

Одна из проблем, тормозящая эффективную работу некоммерческих

организаций – технологическое несовершенство и неполнота базы правовой

информации, которой некоммерческие организации обладают сегодня. Причиной

тому, в немалой степени, отсутствие у некоммерческих организаций серверной

техники, необходимой для формирования систематизированной базы правовых

данных.

Вторая, но первая по значимости, проблема – это недостаток

финансовых средств, затрудняющих реализацию многих, особенно массовых

правовых инициатив. Речь идет прежде всего о правовом просвещении масс,

правовой защите социально незащищенных слоев населения, мониторингах

правовой ситуации в масштабах регионах, массовом издании правовой

литературы.

Планы некоммерческих организаций на будущее обнадеживают –

формирование сознания граждан России будет ознаменовано новым подъемом.

Однако предпосылкой этого является опять-таки должная финансовая поддержка

некоммерческих организаций, призванных лечь в основу развития одной из

важнейших составляющих демократического облика российского государства –

правовых инициатив добровольных объединений граждан.

Библиография

1. Конституция Российской Федерации. М, 1993

2. Гражданское право России. Часть первая: Учебник/ Под ред. З.И.Цыбуленко.-

М.:Юристъ, 1998.

3. Гражданский кодекс России. М. Жуйков. - М.: "Фирма Гардарика", 1996.

5. Федеральный закон от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

6. Федеральный закон от 26.09.97 № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных

объединениях»

7. Закон РФ от 19.06.92 № 3085-1 «О потребительской кооперации»

8. Федеральный закон от 19.05.95 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (в

ред. Федеральных законов от 17.05.97 № 78-ФЗ, от 19.07.98 № 112-ФЗ)

9. Социальная рыночная экономика. Учебник для вузов. – М.: Русская Деловая

Литература, 1999.

10. Некоммерческие фонды и организации. Правовые аспекты. – М.:

Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997.

11.Суворов А.В”О налогообложении некоммерческих организаций”

\\Бухгалтерский учет. №20 2000г.

12.Токарев И. “уплата налогов некоммерческими организациями”

\\Бухгалтерское приложение. №30 2001г.

13.Кудрявцева Г.А.”предпринимательская деятельность некоммерческих

организаций.\\Юридический мир №3 2002г.

14.Шереги Ф. Э., Абросимова Е. А. \\”Правовые инициативы некоммерческих

организаций России “,Москва,1999г

15.Маккальская М. Л., Пирожкова Н.А. \\Некоммерческие организации в России:

Создание, права, налоги, учет, отчетность. М.: Изд. «Дело и Сервис»,2000г

16.Савченко П.”Статус некоммерческих организаций”\\Экономист.1999г

17.Уткин Р.В.”Организационно-правовые формы и виды некоммерческих

организаций. \\Бюл. Министерства юстиции РФ. №5. 2002г

18.Федорова Е.В.”Особенности реализации собственных основных средств

некоммерческой организацией” \\ Бухгалтерский учет. №12 1998г

19. Шиткина И.С.” Предпринимательская деятельность некоммерческих

организаций” \\Гражданин и право. №4 2002г

Приложение

Примерный устав общественного объединения (кратко)[18]

1.Общие положения

1.1Общественное объединение (название), именуемое далее

«Объединение», является добровольным общественным объединением специалистов

и организаций в области бухгалтерского учета и аудита.

1.2 Объединение в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ

и федеральными законами и своим Уставом на принципах равноправия его

членов, законности и гласности.

1.3 Объединение является юридическим лицом с момента регистрации

Устава, обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс,

вправе от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные

права и нести обязанности, заключать договора и контракты, иметь расчетный

и иные счета в учреждениях банка.

1.4 Место Правления – г. Москва.

2. Цели и задачи объединения

2.1 Главной целью деятельности Объединения является координация

усилий специалистов в области бухгалтерского учета и других представителей

смежных профессий, направленная на обобщение опыта, решение проблемных

вопросов, содействие развитию деятельности некоммерческих организаций.

2.2 Основными задачами Объединения являются:

- создание благоприятных условий для объединения специалистов в целях

профессионального единства, обмена опытом, реализации творческого, научного

потенциала членов Объединения;

- улучшение системы связи и обмена информацией между специалистами;

- установление партнерских отношений со специалистами других регионов РФ.

3. Членство в объединении

3.1 Членство в Объединении является добровольным и может быть

индивидуальным и коллективным.

3.2 Члены Объединения имеют право:

- участвовать в деятельности Объединения, избирать и быть избранным в

руководящие органы;

- получать от Правления информацию о деятельности объединения

- участвовать в общих собраниях членов Объединения с правом решающего

голоса.

-добровольно выйти из состава членов Объединения, письменно уведомив об

этом Правление.

3.3 Члены Объединения обязаны:

- соблюдать требования настоящего Устава и выполнять решения Правления

Объединения;

- уплачивать членские взносы;

-принимать участие в деятельности Объединения;

- оказывать материальную и иную поддержку мероприятиям Объединения.

3.4 Объединение не отвечает по обязательствам своих членов, равно

как члены Объединения не отвечают по его обязательствам.

4.Руководящие органы Объединения

4.1 Высшим руководящим органом является Общее собрание членов

Объединения, созывается Правлением не реже 1 раза в 2 года, решения

собрания принимаются простым большинством голосов. Собрание правомочно

принимать решения, если в нем участвует не менее 2/3 членов.

4.2 Правление Объединения состоит из 5 человек, избираемых на

собрании членов Объединения. Председатель Правления избирается членами

Правления простым большинством голосов.

4.3 Председатель Правления:

- осуществляет общее руководство деятельностью Объединения, дает указания и

издает распоряжения пределах своих полномочий;

- ведет переговоры и заключает договоры и соглашения о сотрудничестве с

другими лицами и др.

4.4.Создается Попечительский совет для изыскания средств

финансирования и контроля расходования средств. Члены Попечительского

совета исполняют свои обязанности на безвозмездной основе.

5. Хозяйственная деятельность объединения

5.1.Объединение в порядке, определяемом действующим

законодательством, осуществляет любую хозяйственную деятельность в целях

выполнения уставных задач.

5.2 Объединение отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим

ему имуществом на которое по законодательству может быть наложено

взыскание.

6. Имущество и средства Объединения

Объединение осуществляет деятельность за счет своих собственных

средств, также имеет право формировать фонды социального развития и

повышения уровня социальной защищенности, как членов Объединения, так и

сотрудников штатного аппарата.

7.Органы контроля

Контроль за финансовой деятельностью Объединения и деятельностью его

структурных подразделений осуществляет ревизионная комиссия.

Ревизия финансово-хозяйственной деятельности Объединения проводится

не реже одного раза в год.

8.Прекращение деятельности объединения

8.1 Прекращение деятельности осуществляется путем реорганизации или

ликвидации.

8.2 Объединение может быть ликвидировано:

- по решению общего собрания;

- по решению суда в порядке, предусмотренным действующим законодательством.

8.3 Ликвидация Объединения производится ликвидационной комиссией,

избранной на Общем собрании.

8.4 Имущество и денежные средства Объединения, ликвидированного по

решению Общего собрания, после расчетов с бюджетом и кредиторами,

направляются на цели, предусмотренные уставом.

-----------------------

[1] Шереги Ф. Э., Абросимова Е. А. \\”Правовые инициативы некоммерческих

организаций России “,Москва,1999г С5

[2] Федеральный закон от 12.01.96 № 7-ФЗ (ред. от 08.07.99) «О

некоммерческих организациях»

[3] Маккальская М. Л., Пирожкова Н.А. \\Некоммерческие организации в

России: Создание, права, налоги, учет, отчетность. М.: Изд. «Дело и

Сервис»,2000. С327

[4] Федеральный закон от 26.09.97 № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных

объединениях»

[5] Федеральный закон от 19.05.95 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»

[6] Закон РФ «О потребительской кооперации в Российской Федерации» от

19июня 1992 г. (в ред. от 11июня 1997 г.)\\Ведомости РФ. 1992. №30. Ст1788;

СЗ РФ. 1997. №28. Ст. 3306; 2000.№18. Ст1910.

[7] Савченко П.”Статус некоммерческих организаций”\\Экономист.1999г С87

[8] См. там же

[9] Савченко П.”Статус некоммерческих организаций”\\Экономист.1999г С87

[10] Уткин Р.В.”Организационно-правовые формы и виды некоммерческих

организаций. \\Бюл. Министерства юстиции РФ. №5. 2002г С62-63

[11] Федорова Е.В.”Особенности реализации собственных основных средств

некоммерческой организацией” \\ Бухгалтерский учет. №12 1998г. С99-101

[12] Шиткина И.С.” Предпринимательская деятельность некоммерческих

организаций” \\Гражданин и право. №4 2002г С62

[13] Кудрявцева Г.А.”предпринимательская деятельность некоммерческих

организаций: проблемы правоприменения: правоприменительная практика”

\\Юридический мир №3 2002г. С58-59

[14] Маккальская М. Л., Пирожкова Н.А. \\Некоммерческие организации в

России: Создание, права, налоги, учет, отчетность. М.: Изд. «Дело и

Сервис»,2000. С38

[15] Суворов А.В”О налогообложении некоммерческих организаций”

\\Бухгалтерский учет. №20 2000г. С22-23

[16] Токарев И. “уплата налогов некоммерческими организациями”

\\Бухгалтерское приложение. №30 2001г.С5-6

[17] Шереги Ф. Э., Абросимова Е. А. \\”Правовые инициативы некоммерческих

организаций России “,Москва,1999г С103

[18] Более подробно см. Маккальская М. Л., Пирожкова Н.А. \\Некоммерческие

организации в России: Создание, права, налоги, учет, отчетность. М.: Изд.

«Дело и Сервис»,2000. С805-812

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.