рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


ЛИЗИНГ: правовые основы и проблемы развития правового регулирования в РФ

региональные лизинговые компании.

Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства участвует в

формировании уставных капиталов этих компаний, выдаче кредитов. В 1997 году

на лизинг в рамках федеральной программы было выделено 25 млрд. руб. Однако

этих средств недостаточно для развития лизинга. Поэтому ФФПМП и Дрезднер

Банк заключили соглашение, по которому предоставляется связанный кредит на

пять лет—250 млн. марок. Процентная ставка с учётом всех затрат на

обслуживание кредита—8,5 процента в год[34]. Эти средства будут направлены

на кредитование малых предприятий под поставку немецкого оборудования для

переработки сельхозпродукции, создания стоматологических клиник.

По мнению Е. Кабатовой, в России лизинговые операции получат

наибольшее развитие в составе финансово-промышленных групп.[35] Стимулом к

этому будет выступать задача по повышению эффективности производства

структурных подразделений ФПГ.

Так, нефтяная корпорация «ЛУКойл» учредила лизинговую компанию «ЛК-

Лизинг», которая взяла на себя поставки оборудования для всех дочерних

структур холдинга. Переход к лизингу руководство объединения объясняет

серьёзными налоговыми льготами при таком методе поставок оборудования.

Помимо кредитования лизинговые операции предусматривают страхование

лизингополучателем имущественных рисков, сохранности оборудования в

процессе его доставки и пусконаладочных работ. Ряд российских страховых

компаний подготовил соответствующие схемы. Росгосстрах разработал систему

страхования платежей по лизинговым операциям.

§ 2. Правовые основы лизинга в РФ.

До относительно недавнего времени в Российской Федерации лизинговые

отношения регулировались общими нормами гражданского законодательства.

Гражданским кодексом РСФСР регулировались условия о сроке действия договора

имущественного найма (срок ограничивался десятью, пятью либо одним годом в

зависимости от субъектов и объекта лизинга) распределения прав и

обязанностей сторон по эксплуатации имущества и др. Позднее о значении

финансовой аренды в рыночной экономике было сказано в Указе Президента от

17 сентября 1994 г. № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной

деятельности».[36] Развитие финансовой аренды предусматривалось в

Постановлении Правительства РФ от 29 июня 1995 г. «О развитии лизинга в

инвестиционной деятельности».[37] Данным актом было утверждено Временное

положение о лизинге. К этому времени определённый опыт создания

государственных лизинговых компаний уже был. Созданная Правительством РФ

компания «Росагроснаб» должна была поддерживать бюджетными средствами

отечественных производителей сельскохозяйственной техники и крестьян.

Как показывает международный опыт (на примере ФРГ и Австрии), жесткой

взаимосвязи между наличием специфического законодательства и объёмами

лизинговых операций нет. Представители одних российских лизинговых фирм

весьма скептически относятся к усилиям Правительства создать лизинговое

право. Например, есть мнение, что уже существующего законодательства (при

некоторой его корректировке) вполне достаточно для функционирования

лизинговых компаний, и никаких дополнительных законов не нужно вовсе.[38]

До принятия федерального закона основным документом для развития

лизинга в России можно было считать постановление Правительства России от

29 июня 1995 г. за № 633. В нем была сформулирована программа действий

Правительства и федеральных органов по формированию правового и

экономического обеспечения лизингового бизнеса и утверждено Временное

положение о лизинге.

В этом нормативном документе приведены основные понятия,

характеризующие лизинговую деятельность. Дано определение лизинга,

определены субъекты и объекты лизинговой сделки. Определено, какие

организационно-правовые формы может иметь лизинговая компания, и кто может

быть ее учредителем. Экономическая часть Временного положения о лизинге

определят порядок расчета общей суммы лизинговых платежей за весь период

договора. Так же определено, что должен включать договор лизинга, чтобы

быть таковым.

Согласно Временному положению лизинг—это вид предпринимательской

деятельности, направленный на инвестирование временно свободных или

привлечённых финансовых средств, когда по договору финансовой аренды

(лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность

обусловленное договором имущество и предоставить это имущество арендатору

за плату во временное пользование для предпринимательских целей.

Предметом договора финансовой аренды (лизинга) в соответствии со ст.

665 Гражданского кодекса РФ являются возникающие при осуществлении

предпринимательской деятельности отношения по сдаче за плату во временное

владение и пользование одним лицом (арендодателем или лизингодателем)

другому лицу (арендатору или лизингополучателю) имущества, которое

специально приобретается по прямому заказу последнего у приобретаемого им

продавца. При этом существенными отличительными признаками договора

финансовой аренды являются следующие моменты:

. Объект договора (имущества) должен использоваться в

предпринимательских целях;

. Первоначально арендодатель не является собственником или титульным

владельцем имущества, которое подлежит передаче в аренду; более

того на него возлагается обязанность приобрести в собственность

это имущество, принадлежащее другому лицу;

. Имущество приобретается лизингодателем специально для передачи в

лизинг;

. Арендатор указывает лизингодателю, какое именно имущество и у

какого продавца следует приобрести, т.е. арендатору выступает в

активной роли, обычно не свойственной арендным отношениям;

. Арендатор сам принимает имущество у продавца, минуя арендодателя;

. Арендодатель не несёт отвественности за недостатки приобретённого

и переданного в аренду имущества;

. Имущество передаётся арендатору во временное владение и

пользование;

Во Временном положении даны определения «лизингодателя»,

«лизингополучателя» и «поставщика лизингового имущества».

Кроме этого в 1995 г. появились постановления о бухгалтерском учете

лизинговых операций, о составе затрат, относимых на себестоимость.

Более подробно историю развития законодательной базы по лизингу можно

проследить в Приложение 2. “Развитие лизингового законодательства в

России.” В нем приведен перечень всех законодательных актов (и основные

пункты их содержания) касающиеся лизиговых отношений как до появления 633

постановления, так и после.

В связи с принятием Федерального закона «О лизинге» Указ Президента №

1929 и Постановление Правительства № 633 были признаны утратившими силу.

Данный закон определил основные правовые и организационно-экономические

особенности лизинга.

Согласно федеральному закону лизинг—это вид инвестиционной

деятельности, которая заключается в приобретении имущества и передаче его

на основании договора лизинга определённым субъектам за плату во владение и

пользование на какой-то срок правом последующего выкупа имущества этими

субъектами.

Имущество, которое может быть предметом лизинга должно отвечать двум

обязательным требованиям закона: 1) приобретаемые вещи должны быть

непотребляемыми и 2) данное имущество приобретается исключительно для

предпринимательской деятельности.

К вещам, которые могут быть предметом лизинга закон относит:

предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения,

оборудование, транспортные средства, другое движимое и недвижимое

имущество. Категорически исключены из объектов лизинга: земельные участки,

другие природные объекты; имущество, которое федеральными законами

запрещено для свободного обращения или для которого установлен особый

порядок обращения.

Плата, сроки, другие условия лизинговой сделки определяются

конкретными договорами между субъектами лизинга.

Закон устанавливает трёх возможных субъектов лизинга: лизингодателя,

лизингополучателя, продавца (поставщика). Все они могут быть как

физическими так и юридическими лицами.

В федеральном законе оговорены обязательные признаки и условия

договора международного лизинга. В частности, международный лизинг

обязательно должен содержать ссылку на договор купли-продажи, в

соответствии с которым предмет лизинга передаётся лизингополучателю не

позднее шести месяцев с момента пересечения объектом лизинга таможенной

границы РФ. В тех же случаях, когда предмет лизинга транспортируется по

территории РФ свыше шести месяцев в силу объективных обстоятельств, его

передача производится по окончании транспортировки.

В договоре международного финансового лизинга должны также

содержаться указания на наличие инвестирования денежных средств в предмет

лизинга и наличие передачи предмета лизинга лизингополучателю.

Таким образом, в договоре должна быть формулировка о том, что

лизингодатель покупает товар специально с целью передачи его в лизинг.

Кроме того, этот товар должен быть передан поставщиком не покупателю (т.е.

лизингодателю), а непосредственно лизингополучателю.

В названии договора лизинга определяется его форма, тип и вид.

Поскольку в договоре лизинга содержатся и обязательства других лиц

(продавца, поставщика, залогодателя, залогодержателя, гаранта, страховщика,

поручителя и др.) то эти обязательства образуют путём заключения с другими

субъектами лизинга обязательных и сопутствующих договоров.

К обязательным договорам, кроме договора лизинга, относится договор

купли-продажи. Такой договор заключается между лизингодателем и продавцом

(поставщиком) предмета лизинга. Следует обратить внимание на вопрос о

государственной регистрации такого договора. Согласно общим правилам об

аренде договор аренды имущества предусматривающий переход в последующем

права собственности на арендуемое имущество к арендатору, заключается в

форме, предусмотренной для договора купли-продажи такого имущества (Ст. 609

ГК РФ). Так, для договоров продажи недвижимости предусмотрена письменная

форма, причем в виде одного документа, подписываемого обеими сторонами с

обязательной последующей государственной регистрацией. Поэтому и в самом

договоре лизинга между лизингодателем и лизингополучателем необходимо

соблюсти соответствующую форму.

К сопутствующим договорам относятся: договор о привлечении денежных

средств, договор залога, договор гарантии, договор поручительства и другие.

Федеральный закон «О лизинге» не даёт исчерпывающего перечня всех

сопутствующих договоров, по—видимому, исходя из общего принципа цивилистики

о свободе договоров и автономии воли. Поэтому возможны и другие,

сопутствующие договоры. Совокупность всех обязательных и сопутствующих

договоров называется лизинговой сделкой.

Федеральный закон «О лизинге» также устанавливает, какие условия

должны обязательно содержаться (существенные условия) в договоре лизинга:

1. точное описание предмета лизинга;

2. объем передаваемых прав собственности;

3. наименование места и указание порядка передачи предмета

лизинга;

4. указание срока действия договора лизинга;

5. порядок балансового учета предмета лизинга;

6. порядок содержания и ремонта предмета лизинга;

7. перечень дополнительных услуг, предоставленных лизингодателем на

основании договора комплексного лизинга;

8. указание общей суммы договора лизинга и размера вознаграждения

лизингодателя;

9. порядок расчетов (график платежей);

10. определение обязанности лизингодателя или лизингополучателя

застраховать предмет лизинга от связанных с договором лизинга

рисков.

Как показывает практика, в конкретных договорах лизинга применяются

не все перечисленные выше существенные положения поскольку, исходя из

экономических интересов сторон они не всегда нужны. Однако, Закон не

допускает каких-либо изъятий из этого перечня, т.к. если хотя бы одно из

условий не будет включено в договор лизинга, то сделка может быть не

признана лизинговой со всеми вытекающими последствиями, в том числе в

области налогообложения.

§ 3. Законодательство о лизинге в зарубежных странах.

Положение с лизингом в странах Западной Европы освещается в годовых

отчетах Европейской федерации ассоциаций лизинговых компаний «Leaseurope».

Российская лизинговая ассоциация также входит в данную международную

организацию. Наибольшие объёмы взятого в лизинг оборудования приходятся на

Германию, Великобританию и Францию. Что касается структуры оборудования, то

наибольший удельный вес приходится на автомобили (38,7 %), машины и

промышленное оборудование (24,4%), компьютеры и офисное оборудование

(13,9%), транспортные средства (13,8%).[39]

Характерной особенностью англо-саксонской системы права (Англия и

США) является тот факт, что в любой договор составной частью входят

подразумеваемые условия—специфический институт англо-американского права,

используемый судами для восполнения воли сторон, если они не оговорили

какой-либо вопрос в контракте. Не является исключением и договор лизинга. В

английском Законе о поставке товаров и услуг 1982 г. перечислены

подразумеваемые условия, входящие составной частью в договор найма. [40] В

английском праве договоры лизинга и имущественного найма принадлежат к

группе отношений, именуемых зависимым держанием. Договор лизинга здесь

никогда не может перерасти в договор купли-продажи, в него никогда не

включается опцион на покупку, чтобы сохранить различие между договором

лизинга и договором аренды-продажи. Договор лизинга в Англии

квалифицируется нередко как специфическая аренда (именно специфическая

поскольку в Англии договор лизинга не относят к разновидности договора

обычной аренды.

К подразумеваемым условиям относятся:

1. условие о том, что лицо, передающее имущество в пользование, может

передавать право пользования на срок зависимого держания;

2. условие о «спокойном» владении имуществом пользователем в течение

всего срока договора;

3. условие о том, что имущество, являющееся предметом договора,

отвечает требованиям по качеству;

4. условие о пригодности имущества для определённых специальных

целей, если пользователь во время переговоров поставил о них в

известность другую сторону.

В США значительная часть американских лизинговых компаний была

создана крупными производителями оборудования. Другая часть лизинговых

компаний организована крупными коммерческими банками. Сфера деятельности

таких компаний совпадает с районом, на который распространяется влияние

регионального банка. Характерно, что американское законодательство

запрещает коммерческим банкам выполнять определённые виды финансовых услуг.

Лизинговые компании отделены от банков. Кроме того, даже крупные страховые

компании Америки не обходят стороной такую сферу как лизинг. Налоговое

законодательство США таково, что частным лицам более выгодно вкладывать

свои доходы в покупку оборудования и предоставлять его в лизинг.

КНР. В 1979 г. был принят закон, разрешающий деятельность

международных совместных предприятий.

Основная часть сделок приходится на финансовый лизинг сроком от 1

года до 5 лет, средний срок лизинга 2-3 года. Пользователи предпочитают

короткие сроки лизинга оборудования, что позволяет им свести к минимуму

расходы по выплате процентов. Обычно выплаты производятся раз в квартал

или ещё реже. После завершения срока контракта пользователь может выкупить

оборудование по остаточной стоимости. Контракты обычно подкрепляются

гарантиями банков.

Значительная часть фабрик и заводов КНР устарела, и представляется,

что финансовый лизинг оборудования имеет хорошие перспективы.

В Южной Корее после принятия Закона о поддержке лизинга объём

заключённых контрактов возрос в два раза.

Всего в Ю. Корее действует 14 субъектов лизинга: 8 специализированных

компаний и 6 торговых банков.

Законодательство в этой стране регламентирует условия создания

лизинговой компании, её сферу деятельности, типы оборудования, которые

можно сдавать в лизинг. Если срок эксплуатации оборудования не более 5 лет,

то срок договора лизинга должен быть не менее 70 % срока эксплуатации

оборудования. Если срок эксплуатации оборудования составляет 5 лет и более,

то срок лизинга должен быть не менее 60% от срока эксплуатации

оборудования. Право на покупку не является я обязательным условием, но

может быть предоставлено в качестве уступки пользователю.

Одна из основных экономических задач правительства Южной Кореи

состоит в поощрении деятельности мелких и средних предприятий. Поэтому,

существует директива, обязывающая специализированные лизинговые компании не

менее 35 % объёма лизинговых операций выделять мелким и средним

предприятиям.

ФРГ. В ФРГ в настоящий момент существует множество лизинговых компаний,

57 из них входят в немецкую лизинговую ассоциацию. Порядок налогообложения

лизинговых сделок излагается в письмах федерального министра финансов от

19.04.1971 года и от 22.12.1975 года. Заключаемые в соответствии с

установленными нормами лизинговые контракты позволяют воспользоваться рядом

налоговых льгот.[41]

Две компании, которые можно отнести к разряду ведущих в области лизинга

- это “Митфинанц Гмбх” и “Гефа - лизинг Гмбх”. “Митфинанц Гмбх” была

основана в 1962 году. Уставной капитал этой первой в ФРГ лизинговой

компании составлял 1 млн. марок ФРГ. В настоящее время она имеет 6 дочерних

компаний.

“Гефа - лизинг Гмбх” была основана группой “Гефа” в 1968 году. За время

своего существования фирма сдала своим клиентам в аренду оборудование общей

стоимостью свыше 3 млрд. марок ФРГ.

АВСТРИЯ. В Австрии средний срок аренды составляет от 2 до 15 лет в

соответствии с экономически целесообразным сроком службы предмета лизинга.

Опцион на покупку или продление не допускается, по истечении срока действия

контракта арендатор может заключить новый контракт на аренду предмета

лизинга в течение оставшегося периода эксплуатации или вступить в

переговоры о покупке.

Как и в ФРГ, в Австрии основой для развития лизинга стал закон о

найме. Лизинг в Австрии развивается уже 25 лет. В лизинг сдаются даже

детские сады и школы. Для использования налоговых льгот по закону 1984 года

необходимо, чтобы срок договора по лизингу не превышал 40% - 90% общего

периода использования оборудования, и чтобы объект лизинга был

самостоятельной единицей.

Одной из ведущих лизинговых фирм является “Райфайзен лизинг” с участием

в ее капитале “Донау банка”.[42]

ИТАЛИЯ. Первая лизинговая компания в Италии появилась в 1963 году. В

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.